Музей-усадьба Серова, Домотканово

Одним из красивейших мест Тверской земли является усадьба Домотканово, расположен- ная в 17 километрах от Твери. Здесь находится единственный в России мемориально-художественный музей художника Валентина Александровича Серова (1865-1911).
История Домотканова уходит в далекое прошлое — впервые оно упоминается еще в 1539-1540 гг. в Писцовых книгах Московского государства. В течение столетий имение не раз меняло свой облик и хозяев, среди которых были и представители известнейших дворянских фамилий Российского государства — Озеровы, Давыдовы, Головины.
  

 


В 1886 году Домотканово приобрел художник и земской деятель Владимир Дмитриевич фон Дервиз, который поселился здесь вместе с молодой женой Надеждой Яковлевной Симонович и энергично принялся за хозяйство, внедряя современные методы. Очень скоро он превратил усадьбу в доходное имение. Был разбит большой плодовый сад, построены кирпичные конный и скотный дворы. Перестраивался и обновлялся усадебный дом – южный фасад был оформлен террасой с шестью кирпичными колоннами, на который опирался балкон второго этажа. Проводилась реконструкция прудов и благоустройство парковой территории.
В конце XIX – нач. XX веков Домотканово стало своеобразным культурным и просветительским центром округи. В разные годы в усадьбе бывали известные деятели русской культуры: художники И.И. Левитан, И.Я. Билибин, В.А. Фаворский, И.С. Ефимов и Н.Я. Симонович-Ефимова, первая в России женщина-композитор В.С. Серова, педагог А.С. Симонович, ученые А.Е. Фаворский, Я.В. Чехов. В Домотканово ставились музыкальные и драматические спектакли, проходили концерты, карнавалы, устраивались праздники для крестьянских детей. Домоткановские опыты супругов Ефимовых по постановке кукольных спектаклей стали основой для создания русского профессионального кукольного театра.
Особое место занимает Домотканово в жизни и творчестве Валентина Александровича Серова. Здесь были созданы произведения, ставшие классикой русского искусства: «Девушка, освещенная солнцем», «Заросший пруд. Домотканово», «Октябрь. Домотканово», «Баба в телеге», «Баба с лошадью» и почти все работы «крестьянского» цикла, иллюстрации к басням И. А. Крылова и многое другое.
Сегодня в музее много внимания уделяется возрождению традиций усадебной жизни.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО МУЗЕЙ
Где находится, как доехать, контакты:
Телефон: 8 903 034 33 11

Адрес: 171346,
 Тверская область, Калининский район, Бурашевское сельское поселение, дер. Красная Новь       (скрыть карту) 

Проезд: 
Автобусы "Тверь - Большие горки", "Тверь - Бурашево"

Режим работы:
Часы работы     среда, пятница, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00), четверг - с 14.00 до 21.00 (касса до 21.00)
Выходной день     понедельник
Экскурсионный день      вторник (по предварительной записи)
 

 
Интернет:
    www.museum.ru/M1535 - официальная страница
    Тверская областная картинная галерея - W426, официальный сайт gallery.tver.ru/
    эл. почта: tvergallery@mail.ru 

 
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
    дата основания - 1965г.
    18 мая    - Международный день музеев
    1 июня    - Международный день защиты детей
    19 января    - День рождения В.А.Серова
  
Зал №1. Фрагмент постоянной экспозиции.
Зал №3. Фрагмент постоянной экспозиции.
Описание:
    Музей основан в 1965 г. как народный музей; с 1976 г. — филиал Тверской областной картинной галереи. Находится в бывшей усадьбе В.Д. фон Дервиза «Домотканово».
    Экспозиция, расположенная в деревянном здании конца XIX века, посвящена истории усадьбы, «домоткановскому» периоду жизни и творчества В.А. Серова (1865-1911) и других деятелей русской культуры конца XIX - начала XX вв., бывавших здесь. На территории сохранились остатки старинного парка с прудами, а также часть главного усадебного дома (1-я пол. XIX в.).

    В конце XIX - начале XX столетия в усадьбе, принадлежавшей В.Д. Дервизу, творили выдающие русские художники В.А. Серов, И.И. Левитан, В.А. Фаворский, И.Я. Билибин, И.С. Ефимов, Н.Я. Симонович-Ефимова
 
Здание(я):
    Усадьба конца XIX в. с сохранившимся парком, прудами, живописными окрестностями
Парк. Главный дом усадьбы Домотканово.
 
Основные экскурсии:
    Обзорные экскурсии по экспозиции музея и парку
 
Образовательные услуги:
    "Художественное наследие России" - цикл лекций для учащихся местных школ 
    "Званый вечер" - цикл музейных музыкально-литературных вечеров, посвященных музыкантам, художникам, певцам, поэтам России

 
Основные должностные лица:*
    Директор: Куюкина Татьяна Савватеевна, тел. (4822) 34-2561
    Заведующий: Мазитова Светлана Владимировна, тел. 8 903 034 33 11
 
Тел. дирекции:
    8 903 034 33 11 
 
Адрес дирекции:
    170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 3 
 
Даты открытия и основания:
    основан: 1965г.

Бюджетный статус:
   Субъект РФ

Организационно-правовая форма:
   некоммерческое учреждение

Тип организации:
    культурно-массовая,    исследовательская 
 
Классификация организации:
    архитектурно-ансамблевая , персональная или мемориальная , художественная 

Домотканово. Праздник Рождества.
Площади организации:
    экспозиционно-выставочная 107,3м2
    временных выставок 30м2
    фондохранилищ 6м2
    парковая 6га
 
Количество сотрудников:
    13, из них 1 научных 

В структуре организации имеются:
    архив 

Вышестоящая организация:
    Тверская областная картинная галерея - M1534
 
Примечание:
    Официальное название организации: Мемориально-художественный музей Валентина Александровича Серова в Домотканове - филиал Тверской областной картинной галереи.

 


ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ ДОМОТКАНОВО
История Домотканова уходит в далекое прошлое — впервые оно упоминается еще в 1539-1540 гг. в Писцовых книгах Московского государства как владение помещиков Василия и Григория Ржевских. В течение столетий имение не раз меняло свой облик и хозяев, среди которых были и представители известнейших дворянских фамилий Российского государства — Озеровы, Давыдовы, Головины. 
Во второй половине XVII века поместье, более чем на столетии, переходит во владение рода дворян Постниковых и их потомков по женской линии – Воробьевых. К этому периоду, по-видимому, относится устройство усадьбы с регулярным (французским) и живописным (английским) парками, с каскадной системой прудов, с компактными, но вместительным, двухэтажным (с первым кирпичным и вторым бревенчатым этажами) классической архитектуры домом, украшенным мощной тосканской колоннадой, поддерживавшей балкон.
В середине XIX века усадьба была хорошо развита и представляла собой типичную сельскую усадьбу с 2-хэтажным усадебным домом, парком, цветниками, оранжереей, парниками, хозяйственными службами.
Во второй половине XIX века деревянный господский дом перестраивается в полукаменный. Дом был очень простым с подъездом со стороны западного фасада. Устроена новая подъездная дорога к дому – с юга.
В 1886 году артиллерии поручик А.И. Воробьев продал Домотканово художнику и земскому деятелю Владимиру Дмитриевичу фон Дервизу, который поселился здесь вместе с молодой женой Надеждой Яковлевной Симонович и энергично принялся за хозяйство, внедряя современные методы. Очень скоро он превратил усадьбу в доходное имение. Был разбит большой плодовый сад, построены кирпичные конный и скотный дворы. Перестраивался и обновлялся усадебный дом – южный фасад был оформлен террасой с шестью кирпичными колоннами, на который опирался балкон второго этажа. Проводилась реконструкция прудов и благоустройство парковой территории.
В 1890 году неподалеку от большого усадебного дома брат хозяина имения Валериан Дервиз возводит деревянный одноэтажный флигель-дом. «Кроме того 1 десятина по лит.

А сдана в аренду родному брату владельца на 30 лет по 50 руб. в год. На означенной десятине построен барскiй дом-дача, который в залог не поступает». Территория перед домом благоустраивается рядовыми посадками дуба черешчатого и березы.
В конце XIX – нач. XX веков Домотканово стало своеобразным культурным и просветительским центром округи. «Домотканово, - писала Валентина Семеновна Серова, — старинное поместье, с сильным отпечатком крепостнических затей: с вырытыми многочисленными прудами, с причудливыми мостиками, с массивными прочными постройками». Такой впервые увидел усадьбу последний владелец — В.Д. фон Дервиз, приобретший ее в 1886 году у А.И.Воробьева. Владимир Дмитриевич фон-Дервиз (1859-1937) был личностью неординарной и разносторонне одаренной: правовед, художник, музыкант-любитель, общественный и музейный деятель (он неоднократно избирался Председателем губернского земского правления, почетным мировым судьей Тверского и Корчевского уездов, был членом Тверской Ученой Архивной Комиссии и членом совета Тверского музея, немало способствуя пополнению его коллекции). Именно благодаря ему, на целых три десятилетия, Домотканово становится заметным культурно-художественным центром России, подобным Абрамцеву С. И. Мамонтова и Талашкину княгини М. К. Тенишевой. «Домотканово, перейдя в руки Владимира Дмитриевича, стало процветать и заняло видную позицию среди помещичьих тверских усадеб. Домотканово – старинное поместье, с сильным отпечатком крепостнических затей, с вырытыми многочисленными прудами, с причудливыми мостиками, с массивными прочными постройками. Уж один барский дом, правда небогатый, типичный своими глубокими оконными амбразурами, с темными широкими коридорами, выложенными из  старинного кирпича, с неизбежными колоннадами, подпиравшими фасад со стороны парка, - повторяю, уж один дом со службами должен был пленить Владимира Дмитриевича, который обретши его, поселился навсегда в деревне: Домотканово оживилось, разрослось, стало притягивать людей всевозможных специальностей и понемногу преобразилось в то «государство в государстве», насчет которого жаловался тверской губернатор».
Особое место занимает Домотканово в жизни и творчестве Валентина Александровича Серова — однокашника по академии, друга и родственника В. Д. Дервиза (Дервиз был женат на двоюродной сестре Серова — Надежде Яковлевне Симонович). Он гостил и работал в усадьбе с 1886 по 1911 год, год своей смерти. Здесь были созданы его лучшие произведения, ставшие классикой русского искусства, хранящиеся сейчас в крупнейших музеях страны: уже упомянутые «Девушка, освещенная солнцем» и «Заросший пруд. Домотканово»; «Октябрь. Домотканово», «Баба в телеге», «Баба с лошадью» и почти все другие работы «крестьянского» цикла, иллюстрации к басням И. А. Крылова и многое другое.


В разные годы в усадьбе бывали известные деятели русской культуры конца XIX — начала ХХ вв.: художники И.И. Левитан, И.Я. Билибин, В.А. Фаворский, И.С. Ефимов и Н.Я. Симонович-Ефимова, первая в России женщина-композитор В.С. Серова, педагог А.С. Симонович, ученые А.Е. Фаворский, Я.В. Чехов. В Домотканово ставились музыкальные и драматические спектакли, проходили концерты, карнавалы, устраивались праздники для крестьянских детей. Домоткановские опыты супругов Ефимовых по постановке кукольных спектаклей стали основой для создания русского профессионального кукольного театра.
Владимир Дмитриевич фон Дервиз стал последним владельцем усадьбы Домотканово. «В Февральскую революцию к домоткановцам крестьяне относились хорошо, они ценили деятельность Владимира Дмитриевича Дервиза, Аделаиды Семеновны Семонович. В 1917 году новая власть дала охранную грамоту Аделаиде Семеновне за ее педагогические труды».
В 1918 году после октябрьской революции В.Д. Дервиза и его семью постигла судьба многих владельцев усадеб. Они были вынуждены покинуть дом, давно уже ставший родным. В имении был создан совхоз «Домотканово». 
Во время Великой Отечественной войны боевых действий на территории усадьбы не велось. После войны от главного усадебного дома сохранился первый этаж. В дальнейшем второй этаж был восстановлен из силикатного кирпича. Дом был приспособлен под жилье. В 1960-х годах в усадебном доме существовало общежитие.
В 1965 году, к столетию со дня рождения В.А. Серова, по инициативе представителей сельской интеллигенции, в Домотканове был открыт народный музей мастера, где располагалась и мемориальная комната. В 1976 году Мемориальный музей В.А. Серова стал филиалом Тверской областной картинной галереи. Экспозиция музея, расположенная в четырех залах дома Валериана Дмитриевича Дервиза (1870-1917) — брата хозяина усадьбы, знакомит посетителей с ее историей, владельцами и гостями, с событиями происходившей здесь культурной жизни. Особый раздел экспозиции посвящен пребыванию в усадьбе В.А. Серова и созданным им произведениям.
Сегодня много внимания уделяется в музее возрождению традиций усадебной жизни. Ежегодно, зимой, в парке музея проводятся рождественские и масленичные гулянья, сопровождаемые народными забавами и потехами, концертами, театральными действами. В пору «золотой осени» сюда собираются гости, чтобы отметить День рождения музея. А на конец мая приходится праздник «Сиреневое Домотканово». Его проведение теснейшим образом связано с историей усадьбы. Именно весной, в пору цветения сирени, заросли которой и теперь окружают господский дом, увидел впервые В.Д. Дервиз эти места и принял решение о приобретении имения.

  
БИОГРАФИЯ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
Валентин Александрович Серов является известным русским портретистом и одним из самых крупных мастеров, творивших в 19 веке. Помимо достижений в живописи портретной, он сумел оставить огромное количество не менее значимых работ в таких жанрах, как: античная и историческая живопись, анималистика, книжные иллюстрации и русский пейзаж.

Являясь обладателем тихого и скромного характера, Серов сумел добиться непререкаемого авторитета среди знаменитых мастеров своей эпохи.

Творчество художника претерпевало значительные изменения в процессе его взросления и становления как личности, поэтому для того, чтобы наиболее полным образом оценить всю глубину таланта Валентина Серова, стоит подробней ознакомиться с его занимательнейшей биографией.
 
Детство
Родился в будущем знаменитый на весь мир художник 19 января 1865 года в городе Петербург в семье музыкального критика и композитора Александра Николаевича Серова. На тот момент Александр Николаевич являлся страстным почитателем и пропагандистом Вагнера.

В возрасте 43 года он взял в жены Валентину Семеновну Бергман, которая была его ученицей 17 возраста. Мальчик, которого назвали Валентин, стал их первым и единственным ребенком.

В доме Серовых всегда было весело и шумно, и в гости к семейной чете часто приходили представители развязного студенчества, интеллигенции и другая публика подобного рода.
  

Мать художника — Валентина Семеновна Бергман
Валентина Семеновна имела прогрессивные нигилистские взгляды и была приверженкой идей писателя и общественного деятеля Чернышевского, которые подразумевали свободу и равенство. Отрицая большинство установленных общественных норм, в том числе и надуманные правила этикета, она только с презрением усмехнулась во время одного из приемов, когда ей пытался уступить стул живописец Репин. Кроме Ильи Ефимовича, в гости к Серовым часто захаживали такие знаменитые личности, как Тургенев, скульптор Антокольский, художник Ге, который рисовал для юного Валентина разноцветных лошадей.

Нередкими были случаи, когда во время очередного приема в гостиной раздавались фрагменты новых произведений композитора (отца) Александра Николаевича, заглушаемые жаркими дебатами и либеральными спорами со стороны «лохматой» компании Валентины Семеновны.

Несмотря на то, что в доме Серовых всегда было многолюдно, Валентин отнюдь не был избалован вниманием родителей и зачастую оставался сам себе на попечение.

                                                     автопортрет Валентина Серова                                                                
Когда Валентину было 6 лет, его отец скончался, а мать, которая была охвачена любовью к музыке и общественной деятельности, убедившись в пристрастии сына к изобразительному искусству и увидев впечатляющие для маленького мальчика результаты, решила переехать вместе с ним жить в Париж.

Приехав во Францию, Валентин поступил в ученики к известному художнику Репину, который успел прославиться на тот момент, изобразив Бурлаков на Волге. Несмотря на занятия изобразительным искусством, которые приносили мальчику большую радость, он постоянно ощущал себя покинутым, поскольку Валентина Семеновна не могла усидеть на месте, и спустя некоторое время она вместе с сыном решила перебраться в Москву.

Когда в белокаменную вернулся и Репин, Валентин фактически поселился в доме мастера, копируя его холсты, а в свободное время рисуя с натуры и работая с гипсом.
 
Юность
 
В 1880 году Валентин успешно сдал экзамены и поступил в художественную Академию, однако спустя пять лет он решил ее покинуть и взял отпуск по причине проблем со здоровьем. Когда Серов поступал в это заведение, его целью являлось попасть в ту группу, которую курировал профессор Павел Чистяков, воспитавший таких признанных гениев, как Врубель, Репин, Поленов, Суриков и многих других.

Манера обучения у Чистякова была достаточно жесткой, и он мог зло насмехаться над малейшими ошибками своих учеников, подвергая каждый неверный штрих нещадной критике.

Чистяков оказал огромное влияние как на манеру рисования Серова, так и на всю его жизнь в целом. Профессор увидел талант в своем ученике, и смог заинтересовать его манеры исполнения великих старинных мастеров, ознакомив его со многими экспонатами Эрмитажа. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. Однако, исходя из его собственного высказывания, по другому писать он не столько не умел, сколько попросту не любил.
 
Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. К тому моменту, как Серов покинул учебное заведение, он являлся постоянным участником культурных мероприятий в Абрамцеве. Там регулярно ставились домашние и любительские спектакли, в которых Валентин принимал самое активное участие и быстро стал любимцем публики. Ему отлично давались не только комические роли, но и сценическое вживание в образ различных зверей вроде игрушечного зайчика иль льва. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения.

Художники, входившие в абрамцевский кружок, увлекались всевозможными разновидностями народных ремесел, и в частности керамики. Знаменитое блюдо, изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Врубель, который был одним из завсегдатаев клуба, организовал гончарную мастерскую, где он в дальнейшем и изваял свои самые известные скульптурные произведения. Валентин Серов успел оставить лишь одну подобную работу, а именно – вазу с изображением черта, вылезающего из корчаги.

Савва Мамонтов, давний друг семьи Серовых, обеспечил Валентина потоком постоянных заказов на портреты. Заказчиками выступали различные оперные знаменитости и другие известные люди того времени. Одна из таких картин была выставлена на одной из выставок, организованных Московским обществом любителей изобразительных искусств, где снискала всеобщее одобрение и была отмечена многими авторитетными критиками.
 
Первый успех
Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. К примеру, творчество Врубеля было фактически не известно широким массам на тот момент, а сам он находился на большом расстоянии от столицы, в Киеве. В кружок, организованный Мамонтовым, Врубеля впервые привел Серов, однако он долгое время не был по достоинству принят и оценен публикой, оставаясь немного непонятным и диковатым.

По свидетельствам современников, Мамонтов весьма жестоко обращался со многими молодыми малоизвестными художниками, в силу которых входили Коровин и Врубель. Несмотря на то, что ему удалось собрать вокруг собственной персоны большое количество талантливых мастеров, обходился он с ними не слишком уважительно, и часто не выполнял обещанного.

К примеру, за одно полотно Мамонтов расплатился с художником Коровиным, отдав ему недорогое пальто, а Врубелю за заказанное панно вместо 3000 рублей четвертак, который тот вынужден был взять, находясь не в самых лучших финансовых обстоятельствах.
Работы Серова, в свою очередь, были высоко оценены не только коллекционерами, но и самими художниками, что вывело его в число однозначных лидеров. Многие ожидали от него полотен со сходными сюжетами, которые так понравились широкой общественности, однако Валентин решил двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом, расширяя новые горизонты в творчестве. В дальнейших картинах отчетливо просматривается тенденция к усложнению технических приемов и задач. Тем не менее повторить успех своих самых популярных творений с изображенными на них девушками, залитыми лучами солнечного света, у них так и не вышло.
 
Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера, и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Отличия тут не только в возрасте модели, ином темпе жизни, иной пластике и прочим нюансам, но и в игре пятен цвета, напоминающей мозаичное оформление. На тот момент Серов находился под впечатлением от полотен Врубеля и пытался реализовать некоторые особенности исполнения в своей картине.

Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Картина создавалась в весьма сходных условиях с теми, при которых писался вышеупомянутый шедевр в Введенском поместье, расположенном неподалеку от Москвы.

Позднее Серов написал портрет Софьи Михайловны Лукомской (Драгомировой) и Серовой Ольги Федоровны. Сама она любила рассказывать историю встречи с Валентином, которая произошла в то время, когда она позировала Репину в народном костюме. Познакомившись с молодым художником, зашедшим в мастерскую к своему учителю, она стала позировать также и для него, а картина, вышедшая из под его пера, находилась на протяжении длительного времени в поместье, принадлежащем генералу Драгомирову, отцу Софьи.

Если поначалу, когда гости интересовались, кто является автором данного портрета, хозяева отвечали, что он принадлежит перу одного из учеников Репина, то вскоре имя Валентина Серова произносилось с гордостью. Еще через некоторое время многочисленные гости уже спешили полюбоваться на творение Серова, и только после этого переходили к просмотру полотен Репина.
Спустя примерно 10 лет Валентин Серов создал портрет при помощи акварельных красок, на котором была изображена Софья Лукомская. Дама, изображенная на картине, смотрит а зрителя немым отстраненным взглядом, наполненным грустью и печалью. Один невропатолог из Европы смог определить по данному портрету, что девушка в малорусском наряде явно пребывает в тяжелом душевном настроении.
 
Модели Валентина Серова
В 90х годах 19 века среди моделей, которые позировали Валентину Серову, насчитывается немалое количество знаменитых художников, писателей и актеров. Создавая очередной шедевр, художник задумывался о том, каким бы мог портрет конкретного человека, если бы его писал известный мастер прошлой эпохи. Поэтому итальянский певец Анджело Мазини, дававший гастроли в лучших столичных заведениях всего мира, изображен в стиле Веласкеса. Другой не менее известный оперный певец Франческо Таманьо написан как бы с положения зрителя, сидящего в театре перед сценой, на которой в данный момент выступает знаменитый тенор. На портрете он предстает в артистическом амплуа с головой, гордо поднятой вверх, одетой в берет.

 
Картины, на которых изображены Таманьо и Мазини, представляют собой единый цикл различных вариаций на тему реализации артиста как в искусстве, так и в повседневной жизни. Портрет художника Константина Коровина выполнен в стиле, напоминающим творчество самого Кости. На самой картине Коровин предстает посреди мастерской, окруженный этюдами, развешенными по стенам и ящиками, в которых находятся всевозможные краски.

Когда Серову позировал Левитан, то художником была выбрана манера письма, повторяющая во многих моментах стиль, присущий Крамскому. Левитан отличался довольно замкнутым характером, был всегда немного грустным и как бы разочарованным. Суховатая живопись, насыщенная коричневыми тонами и с сумрачным фоном как нельзя лучше подходит для особенностей изображения этого человека.

Картины Серова, написанные им в конце девятнадцатого века, вызывали одобрение и восторг среди широкой публики. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. При этом все его полотна отличались друг от друга, поскольку Серов постоянно развивался как художник, ставил перед собой непростые цели и неизменно их достигал. Круг людей, становившихся моделями Валентина Серова, регулярно расширялся, но и это не смогло заставить мастера повторяться и писать шаблонные картины.
 
Портрет Зинаиды Васильевны Мориц, чьей красотой восхищался Васнецов, сравнивая ее с Венерой Милосской, был написан Серовым в 1892 году. Мастер сумел таким образом запечатлеть особенности ее внешнего вида, создав сочетание сиреневого фона, на котором отчетливо выделяются белые перья накидки и смуглое лицо. Картина сразу после своего появления вызвала ажиотаж, а некоторые критики сумели разглядеть отдельные черты, присущие нервной даме и ассоциации с кокаином и морфием.

Примерно в это же время создавался портрет основателя Московского Исторического музея, археолога и историка Забелина Ивана Егоровича. По мнению многих специалистов и художников, этот почтенный старец стал обладателем по настоящему «былинного лица», а его фигура напоминала о старинных русских традиция семнадцатого века.
  


Валентин Серов и его «императорские заказы»

В 1892 году Валентин Александрович по протекции своего учителя Репина получил крупный заказ от харьковских дворян на написание портрета Александра III и его семьи во время торжественного вхождения в главный зал собрания дворян в Харькове. Над этим полотном художник проработал почти 3 года, при этом ему приходилось работать с фотографиями, а самого императора он увидел всего лишь один раз, и то по чистой случайности. Александр III, впервые столкнувшись с Валентином Серовым, встретил его с некоторой долей враждебности, недоверия и страха. Однако когда царю объяснили о объяснили, кем является данный человек, то он сменил гнев на милость и уделил разговору с мастером несколько минут своего времени.

Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Известен такой случай: когда Серов работал над полотном, на котором был изображен император Николай II, царица решила указать художнику на недостаток профессионализма, выдумав мнимые недостатки. На это Серов предложил императрице самой взять в руки кисти и мольберт и изобразить царя так, как она считает нужным. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем, и инцидент был исчерпан.
 
После таких серьезных заказов появилось множество желающих запечатлеть свой облик на портрете, написанном именно Серовым. Мастер придумывал особые образы для представителей аристократии и буржуазии, заставляя их часами просиживать в неудобных позах. Поскольку Валентин Александрович отличался неспешной манерой работы, многие люди, с которых он писал портреты, жаловались на жесткие требования, согласно которым модели не разрешалось двигаться или отвлекать художника от работы даже по вопросам первостепенной важности.

Княгине Полине Щербатовой вообще не повезло, и во время позирования с закинутой назад рукой у нее воспалился нерв. Работу над портретом пришлось прервать по причине медицинского вмешательства в дело спасения поврежденной руки княгини.

Серову выпала честь работать над портретом Павла Александровича, великого князя, приходившегося дядей императору Николаю II. Князь был вполне доволен беззаботной светской жизнью и не претендовал на высокие должности, тем не менее он пользовался определенным авторитетом в аристократических кругах вниманием многочисленных женщин. На картине Павел Александрович изображен с конем, нетерпеливо переминающимся на месте по причине промедления хозяина.
 
Валентин Серов как художник-пейзажист
Заработав славу одного из лучших портретистов своего времени, Валентин Александрович решил пойти на эксперимент, создав ряд картин в несколько непривычном для себя пейзажном стиле. Писал он их во время отдыха на своей финской даче либо находясь в гостях у друга в поместье, расположенном в Домотканове. В отличие от многих других художников, творящих в жанре русского пейзажа, картины Серова выглядят довольно мрачно и тоскливо. Осенние и зимние тропинки и дороги, изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде.
 
Товарищество передвижных выставок
Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». Во время организационных собраний Серов обыкновенно отмалчивался, будучи нелюдимым и малоразговорчивым, однако он мог иногда вставить меткое ядовитое замечание. Этому объединению удалось провести знаменитую выставку портретов, которая прошла в роскошных залах Петербургского Таврического дворца в 1905 году. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников.
  
Ида Рубинштейн
Валентин Александрович познакомился с Идой Рубинштейн в 1909 году, работая над созданием театральных афиш для спектаклей и балетов, которые были известны как Русские сезоны в Париже. Ида была задействована в главных ролях этих балетов, а ее выступления имели просто грандиозный успех и вызывали настоящий шквал оваций.

В 1910 году мастер написал ее портрет в довольно странном стиле. Полотно была принято публикой весьма неоднозначно, и в адрес Серова посыпались многочисленные обвинения в отсутствии вкуса и подражании другим художником.

Сам Валентин Александрович (что было для него большой редкостью) своей работой гордился и был вполне доволен. Портрет выполнен в древнеегипетских и ассирийских мотивах, а Ида Рубинштейн изображена на нем в виде Венеры или Дианы, одетой «в костюм Евы».
 
Греческие мотивы в творчестве Серова

В 1907 году Валентин Александрович отправился на остров Крит, а компанию ему составил Лев Бакст. Поездка в Грецию была запланирована в связи с изучением артефактов, найденных английским археологом Эвансом, и с обнаруженными им руинами Кносского дворца, которые навсегда изменили сложившееся ранее представление об островной критской цивилизации. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».

В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. Серов говорил о том, что работая над данным полотном он поставил себе четкую цель изобразить Навзикаю абсолютно не такой, какой ее обычно представляют, а настоящей и без малейшей фальши. Художник поднял интерес широкой публики к античной культуре, актуальность которой в обществе на тот момент была утрачена и сумел отобразить мифологические сюжеты в своеобразном стиле, который был высоко оценен многочисленными критиками.
 
События и факты, повлиявшие на жизнь и творчество Валентина Серова

Когда Валентин был маленьким, в его семье часто ставились всевозможные любительские спектакли, концерты и чтения. Подобные вечера были тогда в моде, поэтому мальчик с раннего детства был окружен представителями богемных кругов, поэтами, писателями, художниками и общественными деятелями, что безусловно сказалось на всей его дальнейшей жизни. В 1869 году родители Валентина впервые взяли его с собой за границу, куда они поехали с целью посетить знаменитую оперу. Из этой поездки мальчику наиболее запомнилось посещение резиденции, в которой проживал Рихард Вагнер. Правда, больше всего понравились Валентину огромный пес и диковинные фазаны, разгуливающие по внутреннему двору композитора.

Из воспоминаний Игоря Грабаря, Репин, в учениках у которого долгое время был Валентин, считал четырнадцатилетнего Серова полноценным художником, доверяя ему серьезную и ответственную работу. В дальнейшем Серов сумел написать точнейший портрет, на котором изображен Репин с обаятельной улыбкой на лице, отражающий всю внутреннюю суть великого художника.
 
Серов зачастую писал сложнейшие полотна, даже не сделав предварительно карандашный набросок, сразу начиная работать при помощи акварельных красок. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. К двадцати годам художник выработал собственный аутентичный стиль, который отличался от манеры исполнения всех учителей Валентина. При этом отличительной особенностью живописца было то, что он никогда не останавливался на однажды найденном удачном методе или манере исполнения, постоянно пребывая в поиске новых решений.

Серова относят к числу первых русских импрессионистов, сравнивая его полотна с работами, который написал знаменитый Ренуар. Некоторые авторитетные критики и знатоки искусства считают, что Александр Валентинович смог превзойти своего знаменитого предшественника благодаря отличной передаче света, благородству тонов и изяществу красок. К тому же Серов имел славу крайне скрупулезного художника, который мог на протяжении многих часов работать над незначительными мелкими деталями полотна, поэтому во многом его картины отличаются неподражаемой игрой света и тени и подробнейшей проработкой всех элементов. Такому гению изобразительного искусства, как Серов, хорошо давались работы в том числе и в быстро набирающем популярность жанре нового реализма.
 

Валентин Александрович
Валентин Александрович, несмотря на некоторую замкнутость и отстраненность, был довольно активным общественным деятелем, и принимал непосредственное участие в организации передвижных выставок. На протяжении 4 лет (с 1900 по 1904 год) он являлся членом объединения «Мир искусства», успев за это время создать несколько полотен, на которых изображен великий царь-реформатор Петр Первый.

Серов также активно участвовал в работе над сатирическим изданием «Жупел», подготавливая для него карикатуры с политическим подтекстом. Много лет подряд художник создавал иллюстрации для детского издания басен Крылова. Стоит отметить, что этой работой Валентин Александрович гордился особо. Будучи лучшим портретистом своего времени, Серов сумел добиться значительных результатов в других разделах живописи, а его культурное наследие оказало неоценимое влияние на развитие следующих поколений.
 
Эпилог
Гениальный художник скончался при весьма неожиданных обстоятельствах. 22 ноября 1911 года он ехал в поместье, принадлежащее Щербатовым, где он должен был писать, у Валентина Александровича случился приступ стенокардии.

Из прожитых 46 лет он 30 посвятил изобразительному искусству, создав внушительное количество настоящих шедевров и увековечив свое имя в истории русской и мировой живописи. Серов постоянно очень много работал и развивался как художник, поэтому и на сегодняшний день его картины вдохновляют многих как начинающих, так и профессиональных художников.

Со слов Валерия Брюсова, известного поэта, который преклонялся перед выдающимися талантами мастера, Серов являлся невероятно проницательным человеком, который мог увидеть скрытый смысл жизни и отобразить ее сущность в своих произведениях.
 
   
_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.museum.ru/m1535
http://gallery.tver.ru/gallery/branches/domotkanovo/
Цветков Д. А.  Старица и окрестности / Литературная обработка и новый текст М. Майстровского; Художник И. Пашуро; Фото Е. Скрыпникова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Калинин: Московский рабочий. Калинин. отд-ние, 1986. — 144 с. — 39 000 экз.
Герчук Ю. Я., Домшлак М. И.  Художественные памятники Верхней Волги. От Калинина до Ярославля. 2-е изд. — М.: Искусство, 1976. — 144 с. — (Дороги к прекрасному). — 75 000 экз.
Достопримечательности  Тверской области
Музеи Тверской области

 

ВложениеРазмер
9830549 (1).jpg128.83 КБ
9830549 (2).jpg103.53 КБ
9830549 (3).jpg673.38 КБ
9830549 (4).jpg109.32 КБ
9830549 (5).jpg117.36 КБ
9830549 (6).jpg148.23 КБ
9830549 (7).jpg443.46 КБ
9830549 (8).jpg111.83 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru