Мордовское молельное место у села Шелехметь

Шелехметь

У мордовского населения села Шелехметь Волжского района Самарской области (Самарская лука, правобережье Волги) «молельное место о дожде» (пи-земень озкс) издревле находилось между сёлами Шелехметь и Новинки, где раньше росли дикие яблони. 
Вообще такие культовые места устраивались около родников, рек и озёр. Знойным летом 1995 года на окраине деревни Шелехметь было проведено «моление дождя» (кстати, успешное).  

 
 Празднуют в селе и православную Троицу (на основе древних языческих проводов весны), где главным атрибутом служит берёза, в том числе ветки (лоза), венки и т.п. В XIX веке аналогичные обряды наблюдали в священной берёзовой роще у близкого села Торновое. 
Окрестности укромного села Шелехметь весьма своеобразны (многим местным урочищам присвоен статус памятников природы: леса, горы, озёра, болота). 


Рядом проходят Шелехметские горы и располагается довольно большое Шелехметское озеро, которое тянется от села Шелехметь до села Новинки и соединяется с Волгой. Длина его — 4 км, ширина — до 70 м. Это древняя старица Волги на Самарской луке. Водоём богат рыбой. Недалеко от него располагается болото Клюквенное. 
Академик И.И. Лепёхин, проезжавший здесь в 1768 году, записал, что «лес по обеим сторонам был великий, и огромными дубами изобилующий. Его можно почесть за самый лучший из всех тех лесных мест, какие нам от Синбирского видеть случилося». 
Среди Шелехметских гор выделяется гора Ош-Пандо-Нерь, что в переводе с мордовского означает «город-гора-мыс». Около подножия горы имеется пещера, а на горе найдено древнее укреплённое городище XI-XII веков, сооружённое, предположительно, предками чувашей. Оно расположено в километре от села.
 


Ворожеи и клад
Краевед М.А. Емельянов (1955) сообщает, что большинство древних поселений и примыкающих к ним урочищ местные предания называют чувашскими. Современные жители села — мордва-мокша самаролукская. 
Древний могильник, находящийся между деревней Шелехметь и горой Ош-Пандо-Нерь, местные жители тоже называют чувашским, хотя близких чувашских поселений нет. На некоторых городищах этого типа до недавнего времени находились керемети (святилища).

На Кармалинском городище до сих пор существует кереметь чувашей. 
В более поздних по происхождению старинных русских легендах сохранились предания о том, что в Шелехмети жили ворожеи — например, легенда о двух стариках, искавших с помощью ворожеи клад в Жигулях. 
Очевидно, в древности здесь было ритуальное место. Жители Шелехмети передают предание о лешенке, издающей дикий крик. В заливных лугах у Большого Шелехметского озера есть урочище Анчурка (с основой названия «чур» и похожее на «анчутка», то есть «чёрт»).
  
В мордовском селе Большая Ега Похвистневского района Самарской области для «испрошения воды» жители поднимаются на гору Шихан Пандо, где есть большое озеро. Там они проводят моление: обливаются водой и бросают кусочки еды в озеро в дар Ведь-Аве (Ведяве) — мордовской водяной. 
Примечательно название села (Ега, Ега, Яга). Гора Шихан Пандо уважаема жителями сёл Большая Ега и Большой Толкай.
                                                 Шелехметь, где находится                                                                         
Обряд вызывания дождя был тесно связан с культом предков. Существовала вера в то, что умершие родичи могут оказать содействие в ниспослании дождя. Этот обычай и сейчас соблюдается в селе Новые Сосны Клявлин-ского района и селе Старая Бина-радка Красноярского района Самарской области. 
Сейчас могилы при обходе кладбища не поливают, а обрызгивают водой. Вплоть до середины 20 века в селе Старая Бинарадка после такого моления у самых старых могил захоронения поливали и обрызгивали специально привезённой водой. В засушливое лето совершались моления о дожде с обращениями к Ведь-Аве (Ведяве) - мордовской водяной (лешачихе). 
Под Ведь-Авой (и аналогичной Вирь-Авой — лешачихой) понималось не просто какое-то эфемерное божество, а конкретное живое существо, имеющее признаки обезьяночеловека. И вера эта не была беспочвенной, потому что подтверждалась свидетельствами очевидцев.
 
  
Миф о царице Шелех (Шелех-Меть)
В давние времена, на горе Ош-Пандо-Нерь жила мордовская царица по прозвищу Шелех, по имени Анка. Сначала подчиненные к ней обращались «Анка-Потяй». Потяй означает «сестра». Так называла мордва старших. Когда царица стала старой, ее стали звать Шелех-мать. С тех пор эти места и село у горы зовется Шелехметь.
 
Культурное топонимическое пространство, которое считают своими жители села Шелехметь, оконтурено приблизительно следующими урочищами: Вислый Камень, Львова Гора, Гришкин овраг, с.Новинки, озеро Шелехметское Островное. Эта же территория осознается местными жителями как Земля Шелех. Основа «Шелех» часто встречается в топонимах на территориях, где проживают или проживали прежде финно-угорские народы. Обычно ее происхождение выводят из звукоподражания, означающего шелест, шуршание. Археологи шелехами именуют шумящие подвески в женском костюме. Это знаковые для мокши и некоторых других народов украшения. Их основу составляли монеты и их символические подделки-жетоны. Все это позволяет утверждать, что слово «шелех» для мордвы означало когда-то не просто шум наряда, но и богатство. Сейчас смысл этого слова вообще утерян. По крайней мере, для самаролукских мокшан.
 
Сказитель — Борис Ефимович Беляев, мордвин-мокша, уроженец мордовского села Шелехметь (Самарская область, Волжский район, природно-культурный комплекс «Самарская Лука»), приблизительно 60 лет. 
Записали Ю.К. Рощевский и члены детского клуба «Наследники Самарской Луки»: Елена Шишкина, Денис Гусарь и Алексей Бубенцов в селе Шелехметь 1 мая 1997 года. Сюжет составлен на основании сбивчивого рассказа сказителя. Впервые опубликовано в журнале «Город», №4, 2001 г.

 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Автор: Борис Беляев - журнал «Город», №4, 2001 г.
https://ruzovdmitry.livejournal.com/213091.html
Мордовские поселения Самарской области.
https://sgpress.ru/news/56497
Энциклопедия Самарской области, И. И. Шеянова.
Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.
Балашов, В. А. Мордвась  [Текст] / В.А.Балашов,     М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Самарская область:     энцикл: в  2 т.  Т. 1. – Саранск, 2003. -  Т. 1. -  С.                  356.
Курсовая работа. Студентка 2-го курса факультета истории и права МГУ им. Н.П, Огарева Марина Скоробогатова
Достопримечательности Самарской луки.

 

ВложениеРазмер
1034774356 (1).jpg912.13 КБ
1034774356 (2).jpg1.31 МБ
1034774356 (3).jpg1.57 МБ
1034774356 (4).jpg882.84 КБ
1034774356 (6).jpg225.55 КБ
1034774356 (7).jpg751.28 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru