Мордовское молельное место у села Шелехметь

Шелехметь

У мордовского населения села Шелехметь Волжского района Самарской области (Самарская лука, правобережье Волги) «молельное место о дожде» (пи-земень озкс) издревле находилось между сёлами Шелехметь и Новинки, где раньше росли дикие яблони. 
Вообще такие культовые места устраивались около родников, рек и озёр. Знойным летом 1995 года на окраине деревни Шелехметь было проведено «моление дождя» (кстати, успешное).  

  

ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 РОДНИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ!

ЖИГУЛЕВСКИЕ ГОРЫ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

  

Мордовское молельное место у села Шелехметь

 Празднуют в селе и православную Троицу (на основе древних языческих проводов весны), где главным атрибутом служит берёза, в том числе ветки (лоза), венки и т.п. В XIX веке аналогичные обряды наблюдали в священной берёзовой роще у близкого села Торновое. 
Окрестности укромного села Шелехметь весьма своеобразны (многим местным урочищам присвоен статус памятников природы: леса, горы, озёра, болота). 

Мордовское молельное место у села Шелехметь

Рядом проходят Шелехметские горы и располагается довольно большое Шелехметское озеро, которое тянется от села Шелехметь до села Новинки и соединяется с Волгой. Длина его — 4 км, ширина — до 70 м. Это древняя старица Волги на Самарской луке. Водоём богат рыбой. Недалеко от него располагается болото Клюквенное. 
Академик И.И. Лепёхин, проезжавший здесь в 1768 году, записал, что «лес по обеим сторонам был великий, и огромными дубами изобилующий. Его можно почесть за самый лучший из всех тех лесных мест, какие нам от Синбирского видеть случилося». 
Среди Шелехметских гор выделяется гора Ош-Пандо-Нерь, что в переводе с мордовского означает «город-гора-мыс». Около подножия горы имеется пещера, а на горе найдено древнее укреплённое городище XI-XII веков, сооружённое, предположительно, предками чувашей. Оно расположено в километре от села.
 

Мордовское молельное место у села Шелехметь

Ворожеи и клад
Краевед М.А. Емельянов (1955) сообщает, что большинство древних поселений и примыкающих к ним урочищ местные предания называют чувашскими. Современные жители села — мордва-мокша самаролукская. 
Древний могильник, находящийся между деревней Шелехметь и горой Ош-Пандо-Нерь, местные жители тоже называют чувашским, хотя близких чувашских поселений нет. На некоторых городищах этого типа до недавнего времени находились керемети (святилища).

На Кармалинском городище до сих пор существует кереметь чувашей. 
В более поздних по происхождению старинных русских легендах сохранились предания о том, что в Шелехмети жили ворожеи — например, легенда о двух стариках, искавших с помощью ворожеи клад в Жигулях. 
Очевидно, в древности здесь было ритуальное место. Жители Шелехмети передают предание о лешенке, издающей дикий крик. В заливных лугах у Большого Шелехметского озера есть урочище Анчурка (с основой названия «чур» и похожее на «анчутка», то есть «чёрт»).
  

Мордовское молельное место у села Шелехметь

В мордовском селе Большая Ега Похвистневского района Самарской области для «испрошения воды» жители поднимаются на гору Шихан Пандо, где есть большое озеро. Там они проводят моление: обливаются водой и бросают кусочки еды в озеро в дар Ведь-Аве (Ведяве) — мордовской водяной. 
Примечательно название села (Ега, Ега, Яга). Гора Шихан Пандо уважаема жителями сёл Большая Ега и Большой Толкай.
                                                 Шелехметь, где находится                                                                         

Обряд вызывания дождя был тесно связан с культом предков. Существовала вера в то, что умершие родичи могут оказать содействие в ниспослании дождя. Этот обычай и сейчас соблюдается в селе Новые Сосны Клявлин-ского района и селе Старая Бина-радка Красноярского района Самарской области. 
Сейчас могилы при обходе кладбища не поливают, а обрызгивают водой. Вплоть до середины 20 века в селе Старая Бинарадка после такого моления у самых старых могил захоронения поливали и обрызгивали специально привезённой водой. В засушливое лето совершались моления о дожде с обращениями к Ведь-Аве (Ведяве) - мордовской водяной (лешачихе). 
Под Ведь-Авой (и аналогичной Вирь-Авой — лешачихой) понималось не просто какое-то эфемерное божество, а конкретное живое существо, имеющее признаки обезьяночеловека. И вера эта не была беспочвенной, потому что подтверждалась свидетельствами очевидцев.
 
  

Миф о царице Шелех (Шелех-Меть)
В давние времена, на горе Ош-Пандо-Нерь жила мордовская царица по прозвищу Шелех, по имени Анка. Сначала подчиненные к ней обращались «Анка-Потяй». Потяй означает «сестра». Так называла мордва старших. Когда царица стала старой, ее стали звать Шелех-мать. С тех пор эти места и село у горы зовется Шелехметь.
 
Культурное топонимическое пространство, которое считают своими жители села Шелехметь, оконтурено приблизительно следующими урочищами: Вислый Камень, Львова Гора, Гришкин овраг, с.Новинки, озеро Шелехметское Островное. Эта же территория осознается местными жителями как Земля Шелех. Основа «Шелех» часто встречается в топонимах на территориях, где проживают или проживали прежде финно-угорские народы. Обычно ее происхождение выводят из звукоподражания, означающего шелест, шуршание. Археологи шелехами именуют шумящие подвески в женском костюме. Это знаковые для мокши и некоторых других народов украшения. Их основу составляли монеты и их символические подделки-жетоны. Все это позволяет утверждать, что слово «шелех» для мордвы означало когда-то не просто шум наряда, но и богатство. Сейчас смысл этого слова вообще утерян. По крайней мере, для самаролукских мокшан.
 
Сказитель — Борис Ефимович Беляев, мордвин-мокша, уроженец мордовского села Шелехметь (Самарская область, Волжский район, природно-культурный комплекс «Самарская Лука»), приблизительно 60 лет. 
Записали Ю.К. Рощевский и члены детского клуба «Наследники Самарской Луки»: Елена Шишкина, Денис Гусарь и Алексей Бубенцов в селе Шелехметь 1 мая 1997 года. Сюжет составлен на основании сбивчивого рассказа сказителя. Впервые опубликовано в журнале «Город», №4, 2001 г.

 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Автор: Борис Беляев - журнал «Город», №4, 2001 г.
https://ruzovdmitry.livejournal.com/213091.html
Мордовские поселения Самарской области.
https://sgpress.ru/news/56497
Энциклопедия Самарской области, И. И. Шеянова.
Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.
Балашов, В. А. Мордвась  [Текст] / В.А.Балашов,     М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Самарская область:     энцикл: в  2 т.  Т. 1. – Саранск, 2003. -  Т. 1. -  С.                  356.
Курсовая работа. Студентка 2-го курса факультета истории и права МГУ им. Н.П, Огарева Марина Скоробогатова
Достопримечательности Самарской луки.

 

ВложениеРазмер
Мордовское молельное место у села Шелехметь912.13 КБ
Мордовское молельное место у села Шелехметь1.31 МБ
Мордовское молельное место у села Шелехметь1.57 МБ
Мордовское молельное место у села Шелехметь882.84 КБ
Мордовское молельное место у села Шелехметь225.55 КБ
1034774356 (7).jpg751.28 КБ

Комментарии

Отправить комментарий