Могила Марии Убиенной

Святая Вятская земля славится ходами. Из них самые известные – Великорецкий и к «пламенным младенцам». В этом году 17 июня в шестой раз на юге Кировской области прошел возрожденный крестный ход к Марии Убиенной. Благочинный Советского округа митрофорный протоиерей о.Петр Ковальский, стараниями которого и был возрожден этот ход, говорит, что до революции на него собиралось до 50 тысяч паломников. «Святая Мария в разных уголках России являлась людям, открывала место своего захоронения, – рассказывает мне о.Петр, – просила приехать к своей могилке и по молитвам к ней даровала исцеления. Над ее мощами была построена часовня».
  

Со временем установилась традиция: крестным ходом ходить к часовне с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери. Вот как это произошло. Икона была явлена на источнике, который находится в полутора километрах от города. Источник называется в честь этой Смоленской иконы, рядом находится село Смоленцево.

Когда около 1700 года в окрестностях Кукарки (так назывался прежде Советск) свирепствовала моровая язва, люди с этой иконой пошли крестным ходом в село Лядово, что в пяти километрах от Советска, к часовне Марии Убиенной. Перед ее мощами отслужили водосвятный молебен с чтением акафиста Пресвятой Богородице. Эпидемия прекратилась. Так и установилась традиция крестных ходов к Марии Убиенной.

В советское время часовню снесли. На ее месте остался фундамент, стоит Поклонный крест. Рядом надгробный камень. Он сейчас находится в стороне от могилы (Мария была погребена в подклети часовни), возможно, это сделали те же, кто уничтожал часовню.

– Что же это за святая была? – спрашиваю отца Петра. – Чем она прославилась?

Разговариваем мы в его деревянном домике, рядом с домашним иконостасом, где перед иконами теплится лампада. Отец Петр несколько лет назад потерял свою супругу, она умерла совсем молодой. И теперь он живет в одном доме вместе с сыном, также священником, о.Михаилом, с молодой попадьей Татьяной и двухгодовалой внучкой Галиной. В доме постоянно раздается звонкий голос внучки, она то и дело просится на колени к любимому дедушке, пытаясь угостить его то пряником, то конфеткой.

– Это местночтимая святая, – отвечает о.Петр, усаживая поудобнее внучку на колени. – Общецерковно она не прославлена, жила в начале XVII века. В православие перешла из язычников-черемисов. Черемисы, или, как их стали называть после революции, марийцы, живут в этих местах и по сей день. Мария была молодой замужней женщиной, жила в селе Лядово. А свекровь у нее была язычницей. Она всячески пыталась вернуть Марию в черемисскую веру. В Лядово тогда стоял странноприимный дом. И когда свекровь стала преследовать и жестоко мстить Марии, та убежала от нее туда. Мария была очень добрым человеком, помогала убогим, ухаживала за ними. В этой богадельне жили православные люди, и даже некоторые священники доживали свой век. Тогда свекровь решила убить Марию. И вот, когда Мария пришла на речку стирать белье, свекровь прибежала на плот, с бешенством вырвала у нее валек и забила ее до смерти, а тело бросила в воду. Православные жители странноприимного дома достали Марию из реки и погребли при этом доме. Сразу же после своей смерти убиенная Мария стала являться многим христианам во сне и просить о себе молитв и поминовения. На ее могилке стали служиться панихиды, а люди получали исцеления. Молва о новой угоднице Божией быстро разнеслась по всей России. И до сих пор люди берут с могилки Марии песок, натирают им больные места и излечиваются от болезней.

– А источник на месте явления Смоленской иконы Божией Матери сейчас существует?

– Да, и в нем до сих пор очень сильный напор воды. Мы пять раз в год ходим на него крестным ходом, постоянно берем святую воду. Древнюю часовню на источнике в советское время разломали. Ее восстановили на 400-летие нашего города, в 2003 году.

 

                                           почитаемый камень на могиле Марии Убиенной                
 
   
Памятное место
О Марии Убиенной (Советский р-н)
В нашем крае есть такое памятное место, история которого известна не менее 350 лет и к которому ежегодно из Троицкого собора слободы Кукарки совершались крестный ход и молебствие с участием 10-15 тыс. человек. Люди приходили сюда не только из соседних с Яранским уездом селений, но и из других губерний: Архангельской, Пензенской, Костромской, Оренбургской, Пермской, Казанской, иногда даже Саратовской и Енисейской.
Где находится, как доехать:
Место это находится в 4-х верстах от ел. Кукарки вверх по реке Пижме за Немдой около д. Лядово и называется "Могилой Марии убиенной", где до 30-х годов находились часовня и Тихвинская деревянная церковь (сгорела в 1913 г.).
 
Почему это место у д. Лядово получило такую известность, документами не объясняется. Скорее всего, потому, что при заселении по Пижме нашего края русскими со стороны Галича, Углича и Москвы, когда ещё не было села Жерновогорского, но уже вверх по Пижме были селения Иж, Липово, Колобове, а в Кукарке жили "язычники-черемисы", здесь перед Кукаркой, за рекой Немдой, и организовывалось место, куда прибывало русское население. А так как все они были православные христиане, здесь был построен убогий дом, используемый и при богомолье.
 
Как видно из древних событий, дом этот служил длительное время приютом и убежищем православным христианам. Но черемисы с русскими в состоянии войны были непостоянно, как сообщают источники, иногда были ошибки, т.е. стычки. О чём свидетельствуют установленные часовни и знаки около Завертной, Лесниково, Янов и в Лядово.
 
Русские сотрудничали с черемисами, и многие из черемис-язычников принимали христианство. Христианкой стала и Мария из Кукарки. Свекровь её была язычницей, и, как гласит легенда, она принуждала Марию молиться языческому Керемету. Она была страшно недовольна верой снохи и всячески третировала её. Безуспешно истощив все свои убеждения, ласки и посулы для возвращения Марии в черемисскую веру, стала преследовать её и жестоко мстить при всяком удобном случае. Мария скрылась в "убогом доме". В нём находили приют православные христиане — бедные, увечные, преследуемые язычниками-черемисами, религия которых была в то время господствующей в Кукарке и её окрестностях.
 
Тогда свекровь решила убить Марию, и случай к тому вскоре представился. Мария вышла на реку полоскать бельё. Злая свекровь заметила это, и, когда Мария, ничего не подозревая, усердно принялась за своё дело, свекровь взбежала на мостик, с бешенством вырвала валёк из рук невестки и им убила её. Тело бросила в воду. Преступление не осталось незамеченным жильцами "убогого дома". Они с глубоким трауром вынули тело из реки и предали его погребению при "убогом доме", сослужив панихиду.
 
Черемисы-язычники много раз нападали на живущих в "убогом доме". Однажды среди убитых нашли священника.

Примерно в 1650 г. над телами погибших была построена часовенка в виде столпа с иконой. Часовню над могилой построили в 1842 г. Это место стало почитаться.

Поразительно, но пришедшие из разных мест часто рассказывали удивительно похожие истории. В болезни, скорби и нужде человек начинал молиться о помощи и вразумлении. После чего ему во сне являлась женщина. Она советовала сходить на могилу Марии убиенной и подробно описывала, как туда добраться. Когда паломник подходил к концу пути, он с удивлением и душевным трепетом обнаруживал, насколько точно было описано ему прежде незнакомое место.
  
В двухстах саженях от часовни "Марии убиенной" была установлена другая часовня. Причину возникновения этой часовни народная молва объясняет следующим образом: около 1700 г. в окрестностях ел. Кукарки свирепствовала какая-то повальная болезнь, от которой умирало множество людей и против которой человеческие средства оказывались бессильными. Тогда православные обитатели ел. Кукарки прибегли за помощью к Царице Небесной: взяли из Собора честный образ Смоленской Божьей Матери и недалеко от могилы Марии убиенной совершили всенародное молебствие с водоосвящением.
 
С этой именно поры болезнь начала ослабевать в заражённых местностях заметным образом и в короткое время совсем исчезла, не коснувшись Кукарки.

В благодарную память за такое избавление благочестные кукаряне немедленно воздвигли на месте совершения заздравного молебна деревянную часовню, затем обращённую в церковь во имя иконы Тихвинской Божьей Матери и освящённой 25 июля 1863 г. настоятелем Вятского Успенского монастыря Архимандритом Амвросием, и на вечные времена установили ежегодно совершать из собора в оную часовню с образом Смоленской Божьей Матери крестный ход в четверг (по другой истории, в пятницу) на Троицкой неделе, что свято исполнялось. Ежегодно из Собора при огромном стечении народа несли икону Смоленской Божьей Матери в Тихвинскую церковь. На другой день в ней служили молебен и шли в часовню "Марии убиенной" и служили там панихиду.

От Тихвинской церкви сейчас осталось только углубление в земле в самом начале д. Лядово, что около Верхопижемья.
 
Под часовней Марии был подвал из опочного камня. В него спускались богомольцы, поднимали плиту в полу и брали песок, которым натирали больные места и даже увозили его с собой, т. к. он имел целительную силу. Сейчас от этой часовни остались стены подвала, но само углубление подвала засыпано опилом, т. к. в нескольких метрах от него находилась пилорама.

И в наши дни на могилу Марии едут одинокие богомольцы, давшие обет Господу, совершают молебствие и берут песок.

В 2000 г. впервые состоялся крестный ход к могиле Марии убиенной. Прихожане Успенской и Покровской церквей организованно, как и подобает, пешком, прошли этот путь туда и обратно. Была совершена панихида. К прибывшим присоединилось местное население. Всего в крестном ходе участвовало около 300 человек.

 

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Статья и фото А.С Репин
http://rodnaya-vyatka.ru/
официальный Сайт Правительства Кировской области
Энциклопедия Кировской области / отв. ред. Н. И. Домрачев.-  г.Киров, 2005.
Достопримечательности Кировской области
Святые места Кировской области

ВложениеРазмер
Zhem5ydv (1).jpg119.1 КБ
Zhem5ydv (2).jpg190.29 КБ
Zhem5ydv (3).jpg105.49 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.