Мегалиты Ставропольского края

Сколько загадок таит Ставропольская земля, и сколько подсказок, позволяющих понять прошлое, дает она нам! Археологи и историки столетиями бьются над тайнами раскопанных древних сооружений, строят предположения, для чего они предназначались. Но сами ученые признаются, что однозначно истолковать какую бы то ни было находку невозможно.  Возможно, поэтому уже второй век ломаются копья над сущностью дольменов древних сооружений, которые находят по всему миру, в основном в прибрежных регионах, а недавно нечто похожее обнаружили и в Ставрополе.
 

 СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ - ТУТ!

КЛАДЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ - ТУТ!

КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ - ТУТ!

 

Каменные столы
Прежде всего, что такое дольмен? Само слово обозначает «каменный стол». Это строение, похожее на небольшой домик, вот только сложен он из монолитных глыб, весом в несколько тонн. Вообще, разновидностей дольменов много, даже знаменитый Стоунхендж чем-то сродни им, но в России встречаются классические: пять каменных плит (четыре по сторонам, одна сверху), в передней круглое отверстие, для которого часто находят специальные каменные «пробки», идеально подходящие по размеру. Считается, что глыбы плотно подогнаны одна к другой. Но очевидцы этого не подтверждают. Видимо, в течение ХХ века сооружения разрушались, подвергались внешнему воздействию.
По словам ученых, распространение дольменов по миру началось именно с побережья Северного Кавказа. Люди, создававшие дольмены, принадлежали к культуре, прекратившей свое существование около пяти тысяч лет назад. Неизвестно из-за чего это произошло, но пришедшие им на смену на Северо-Кавказском побережье адыгейцы с уважением относились к культу предков (по одной из версий, имеющей наилучшее научное обоснование, каменные сооружения это усыпальницы), и дольмены сохранялись в первозданном виде. К сожалению, казаки не отличались особым почитанием чужой культуры, и с ХIХ века началось столь активное разрушение этих памятников древности, что различные общественные деятели неоднократно выступали в газетах с призывом взять под охрану дольмены. Это актуально и сегодня.
Дольмены на Черноморском побережье вызывают повышенный туристический интерес. В год только через долину реки Жанэ (где расположена большая группа дольменов) проходит более 2000 экскурсантов. Это и просто любопытствующие, и так называемые «эзотерики». Именно активность последних, их версии назначения дольменов притягивают сюда столько «любопытствующих». Но обо всем по порядку.
 
Жилища карликов или энергетические порталы?
Одна из адыгейских легенд рассказывает, как карлики хитростью заставили сильных, но глуповатых великанов построить им каменные дома. Тем не менее, у большинства народов, исконно проживающих на территориях распространения дольменов, эти кавказские памятники известны как могильные захоронения. Подобным же образом объясняют существование дольменов и ученые-археологи. Тем более что при раскопках внутри дольменов часто находят человеческие останки и погребальный инвентарь, который, согласно обрядам, должен был сопровождать умершего в загробной жизни.
Не опровергает, но и не подтверждает эту точку зрения отношение к каменным памятникам как местам силы. В определенных точках Земли из-за действия каких-либо геофизических, космических факторов возникают «аномальные» зоны. Если представить Землю как живой организм, это будут его аккупунктурные точки. Обладающие определенными сенсорными способностями люди умели находить такие места. И на их территориях стали проводиться магические практики, возможно, каменные «дома» использовались как порталы для связи с ноосферой.
Нахождением дольменов в местах силы объясняется и другое истолкование их предназначения, изложенное в получивших бешеную популярность за последние годы книгах Мегре «Анастасия». Находящиеся внутри дольменов мощи сохраняют «информацию», накопившуюся в течение жизни, и могут «делиться» ей.
 
Дольмен здоровья
Если вы как турист приедете к дольменам, можете быть уверенным, что экскурсовод сделает акцент именно на «магической» сущности каменных сооружений (это больше привлекает людей, чем банальные исторические раскопки). Вам расскажут массу странных историй, произошедших здесь, шепнут, что вожделенные фотографии могут не получиться, а если пленка и проявится, на дольменах будут видны блики.
Практически из любого приморского поселка Краснодарского края недалеко до дольменов, ведь на территории Геленджикского района их более 100. Самые известные находятся под Пшадой и на реке Жанэ. Каждому из сооружений приписывается полезное свойство. Так, существуют дольмен здоровья, дольмен силы, дольмен, прислонившись к которому можно вылечить желудочные заболевания. Неизвестно, насколько правдивы все утверждения о дольменах, но нечто необычное ощущают многие люди, «прикоснувшиеся» к ним. «У дольмена, к которому мы случайно вышли под Туапсе, был лаз между камнями. Оказалось, если пройти с одной стороны его на другую, человек очищается. Сначала мы улыбнулись словам мужчины, объяснявшего нам это. Но, конечно, не упустили случая попробовать. И были поражены. Прежде всего, усталости от целого дня хождения как не бывало. Появилось чувство умиротворения, спокойствия. Уходить уже никуда не хотелось. И, мне трудно это объяснить, но я смогла увидеть, как аура вокруг меня поменяла цвет с красноватого на голубой», - такими впечатлениями поделилась женщина, впервые побывавшая у дольмена.
 
«Сильное место» Ставрополя
Наслушавшись историй о необычных каменных сооружениях, мы, наконец, решили отправиться в поход к ставропольским дольменам. Увидеть «место силы» своими глазами.
Оказалось, лес, в котором были обнаружены необычные каменные сооружения, находится в черте города, в Северо-Западном районе. Полчаса мы пробирались через заросли травы, сухие ветки, рассматривали грибы на поваленных стволах. И вот тропинка пошла вверх. Поднявшись в гору, мы неожиданно заметили, как стало прохладно и тихо. Ни в коем случае не хочу делать вывод, что причина появившегося чувства умиротворенности - близость к дольменам. Но необычные постройки, действительно расположенные на вершине холма, создают впечатление иного пространства.
Традиционные дольмены отличаются от ставропольских сооружений. Возможно, последние относились к более позднему периоду истории, даже имели другое назначение. Чуть менее десятка «домиков», сложенных из каменных глыб, еще полностью не раскопаны, отсутствуют у них и крыши. Похожее сооружение в течение последних трех лет разрабатывается под Архипо-Осиповкой, вблизи него на горе находится и «настоящий» дольмен. А о назначении каменного дома московские археологи, проводящие раскопки, спорят, делая версии от хижины рыбака до сторожевой башни времен Римской Империи. Но в приморском поселке подобное строение одно. А в Ставрополе около семи. Историческое истолкование им, безусловно, предстоит дать ученым. Мы лишь можем констатировать интерес к необычному месту в лесу эзотериков. И делиться своими впечатлениями от похода. И удивляться отсутствию комаров и желанию остаться в лесу, потому что такой бодрости не испытывали со времени отпуска.
Считается, что первый из ставропольских дольменов, будем их так называть, приносит здоровье, третий - полезен мужчинам. Но представители различных учений сходятся во мнении, что главное – личное ощущение человека, его тяга к тому или иному месту. Позвольте организму самому почувствовать, к чему он стремится, и идите за ним. Если вас «позовет» каменное сооружение, зайдите внутрь, расслабьтесь. Даже если вы прожженный скептик, просто отрыв от повседневности, временное отсутствие шума и воздух без выхлопных газов оздоровляющее подействует на вас.
 

Мегалиты Ставропольского края
  Менгир Приозёрный
Недалеко от Ставрополя, в посёлке Приозёрный,  на холме стоит менгир. Конечно же, он не такой древний как другие менгиры на Кавказе и в др.местах. Говорят, что его относительно недавно установил местный житель.
  
 
Татарское городище — музей под открытым небом
В окрестностях Ставрополя, в самой гуще реликтового Татарского леса, скрыт от посторонних глаз крупнейший археологический памятник всего Предкавказья - Татарское городище. Площадь древнего города протянулась на 200 гектаров. И сегодня эти земли хранят тайны и загадки исторических эпох жизнедеятельности древних жителей. Немногие из пережитков древности обозримы взгляду прохожего, гуляющего по лесным массивам, ведь на поверхности, кроме каменных глыб ничего не осталось.
Если бы не указатели, ориентирующие путешественников, много времени пришлось бы потратить на поиски древнего города.
Городище состоит из нескольких слоёв четырёх исторических периодов - кобанского, скифского, сарматского и хазарского - с VIII века до нашей эры по X век нашей.
Своё название городище получило благодаря русским военным топографам, составлявшим первые карты Северного Кавказа в конце XVIII века. Древний город никакого отношения к татарам не имеет.
Первым историком, заинтересовавшимся древним городом был основатель Ставропольского краеведческого музея Григорий Прозрителев. Именно он включил Татарское городище в список древних памятников и нанес на археологическую карту России.

Мегалиты Ставропольского края
В 1995 году по указом президента древнее городище объявлено памятником федерального значения.
Основу природно-археологического комплекса составляют три отдельные городища — Первое, или Центральное, Второе и Третье, связанные между собой древними дорогами и тропами. Их разделяют глубокие балки ручьёв Травертинового и Анненского, входящих в систему реки Татарки, правого притока реки Егорлык.
Татарское городище является единственным в крае музеем под открытым небом, в котором сосредоточены наиболее интересные объекты археологического комплекса — насыщенный культурный слой, остатки фортификационных сооружений, цитадель, могильники, зольник, древние дороги и более тридцати достопримечательностей природы — скалы, гроты, живописные камни, родники, водопады, удивительные растения.
Центральное городище — самое укреплённое и насыщенное интересными объектами. Его площадь составляет 40 гектаров и занимает мыс между верховьями глубоких балок, преграждавших доступ к нему с трёх сторон. С северной стороны, наиболее доступной и уязвимой город защищался тремя линиями валов и рвов с каменной стеной. На подступах к этой линии в складках местности создавались препятствия. Форпостом обороны служила выдвинутая в поле башня на холме.
С противоположной стороны ручья Каскадного расположился могильник, датируемый V — III веками до нашей эры. Граница его территории лежит примерно в 70-80 метрах к востоку от того места, где тройная линия валов, прикрывающая городище с северной, наиболее доступной, стороны, упирается в начало глубокой балки.

Это наиболее интересный погребальный памятник Татарского городища, его название - склеповый могильник. Он расположен вдоль верхнего края балки, где среди деревьев кое-где выглядывают едва заметные замшелые камни, которые выглядят как и многие другие. Это и есть остатки погребальных сооружений, где покоятся давно древние жители Татарского городища.
Склепы были, что называется, братскими усыпальницами, и в них могли хоронить от 10 до 60 человек, но не одновременно, а постепенно, в зависимости от смертности, возможно ориентируясь на родственные связи. В одной из стен склепа был устроен проём, высотой 65 и шириной 85 сантиметров, через который с помощью специального каменного коридора, называемого дромосом, погребальная камера соединялась с поверхностью. Через дромос и входной проём в склеп помещали вновь умерших. Стенки дромоса были выложены из частично обработанного камня-ракушечника, а сверху он имел деревянное перекрытие и засыпанное землей. Также сверху прикрывали и сам склеп.
Курганы и каменные склепы в глубине реликтового Татарского леса, производят неизгладимое впечатление на путешественников, заставляя погрузиться в историю почти на двадцать пять веков назад.
   
 
Чудотворный каменный крест в Красногвардейском районе                                                                       Мегалиты Ставропольского края
Среди полей, чуть в стороне от трассы, ведущей к селу Дмитриевскому, стоит небольшая часовня-новодел из красного кирпича. Немного поодаль, на вымощенной брусчаткой и огороженной кирпичным забором площадке, высится массивный, высотой около двух метров, крест, выложенный из ракушечника. По поверью, он вырос еще в XI столетии прямо из-под земли!
Ежедневно сюда съезжаются паломники. Говорят, крест исцеляет болезни, неходячие в буквальном смысле слова становятся на ноги, слепые прозревают…
При советской власти крест однажды сломали трактором и он раскололся на две половинки. И тут одному жителю села Преградного, у которого был болен сын, случилось видение, что сын поправится, если крест будет возвращен на прежнее место. Так этот человек и поступил… Сын действительно выздоровел.

Кстати, рассказывают, что чудо-крест не только лечит, но и исполняет желания – например, помогает продать жилье, решить материальные проблемы…
  
 
Этокский памятник.
Этокский памятник (Этокская статуя, Статуя Дука-бек, Монумент Буса) — гранитный памятник высотой 2,65 м, покрытый рисунками и резными надписями. Время создания — IV век н. э. (по иным данным XII в.). Памятник обнаружен И. Гюльденштедтом в 1773 г. справа от дороги Нальчик—Пятигорск, у нынешнего селения Этоко. В 1881 году монумент был перевезён в Москву в Исторический музей, где и сейчас находится в 12 зале.
Первым памятник описал немецкий путешественник и естествоиспытатель Иохан Гюльденштедт после путешествия по Кавказу в 1771—73 годах. В мае-июне 1773 года он посетил Большую Кабарду, где увидел памятник на берегу реки Этоко — правого притока Подкумка. Изваяние воина стояло на кургане, рядом вытекал источник и проходила дорога. Рисунок памятника, вместе с подробным описанием, он опубликовал в своей книге«Reisen durch Russland und im Caucasischen Gebürge». И. Гюльденштедт воспроизвёл руническую надпись Этокской статуи и дал подробное описание монумента. Затем рисунок был повторен в книге графа Яна Потоцкого «Путешествие в Астраханские и Кавказские степи» (Т. 1, Париж, 1829)
Канцлер граф Николай Румянцев — основатель знаменитой Румянцевской библиотеки, неоднократно совершал учёные поездки по губерниям России. Летом 1823 года он ездил с научной экспедицией по окрестностям Пятигорска. В своём письме от 23 июня 1823 года митрополиту Евгению Болховитинову Н. Румянцев дал подробное описание памятника:
"Монумент состоит из одного гранитного камня вышиною в 8 футов и 8 дюймов. Очень грубо изображает человеческую фигуру с руками до самого пояса, а ниже пояса видна надпись. Она тем более интересна, что начертана на неизвестном языке буквами, составленными частью из греческих, а частью из славянских. После подписи высечены разные грубые фигуры. Одна изображает двух рыцарей. Лицо у статуи похоже не на монгольское, ибо нос длинен, и не на черкесское, будучи слишком кругло. Но что всего любопытнее и что может привести к разным заключениям, то это изображение маленького креста, находящееся на задней части воротника".
   
 
КАМЕННЫЕ ИЗВАЯНИЯ ПЯТИГОРСКА  - МУЗЕЙ ДРЕВНОСТЕЙ                                                           Мегалиты Ставропольского края
Столица Северного Кавказа вновь обрела редкостную достопримечательность, имеющую огромное историко-культурное значение для всего региона. На отроге Машука - горе Горячей воссоздан и торжественно открыт Музей каменных древностей под открытым небом. 
Музей  разместился недалеко от Китайской беседки на круглой площадке, откуда открывается отличный вид на Пятигорск. Согласно замыслу создателей, круг  разделен на секторы, каждый из которых посвящен истории народов региона от эпохи камня до нового времени. В центр композиции помещена точная копия статуи Дука-Бека - этокского памятника высотой 2,65 м (подлинник находится в Историческом музее в Москве, время создания памятника – по одним данным, предположительно IV век н.э., по другим - конец XV — начало XVI века). 
В пределах круга от центра радиально размещены другие уникальные каменные монументы, сохранившиеся до наших дней и копии не сохранившихся. В их числе плита дольмена II тыс. до н. э., каменная ступа I тыс. до н.э., скифское изваяние воина VI - V веков до н. э., жертвенный камень «Порог» XIII - XIV веков н. э. и другие уникальные артефакты. 
Информация об экспонатах, а также интересные факты из истории народов Северного Кавказа размещены на стендах. Новый экскурсионный маршрут «630 шагов по пути к Пятигорскому музею древностей» от Краеведческого музея пролегает мимо достопримечательностей парка Цветник - Грота Дианы, скульптуры Орла. 
Именно этот путь в сопровождении экскурсоводов прошли гости знакового для региона события, прежде чем увидеть результат большой работы. У входа на территорию Музея каменных древностей собравшихся приветствовал директор Музея краеведения, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ Сергей Савенко, который поблагодарил всех, кто приложил свои познания, талант и труд к возрождению Музея древностей. 
С поздравлениями к инициаторам и реализаторам идеи, а также ко всем собравшимся обратились заместитель председателя Думы города Пятигорска Василий Бандурин, заместитель министра культуры СК Денис Сидоренко, атаманПятигорского городского казачьего общества Максим Фатькин,  председатель Совета женщин Пятигорска Наталья Абалдуева. 

Мегалиты Ставропольского края- Это, действительно, историческое событие не только для нашего города, но и для всего Северного Кавказа. Оно свидетельствует о том, что история Пятигорья периодом с момента его основания не исчерпывается, - отметил Василий Бандурин. 
- Сердечно благодарю коллектив Музея краеведения за те усилия, которые сегодня воплощены в результат. Замминистра культуры края отметил заинтересованный и деятельный подход к реализации уникального проекта со стороны администрации и депутатского корпуса города и выразил надежду на то, что Музей древностей станет новой визитной карточкой города и будет пользоваться большим интересом у горожан и гостей курорта. 
В числе почетных гостей на открытие Музея прибыли директор Национального музея КБР Феликс Наков, директор Краеведческого музея села Прасковея Юрий Обухов и старейший краевед, исследователь памятников Музея древностей доктор исторических наук Владимир Кузнецов. Еще одним особенным моментом, добавившим событию исторической значимости, стала передача каменного экспоната IV – IIIтыс. до н.э. с изображением Древа жизни (эпоха бронзы). Коллекцию пятигорских древностей пополнил кандидат исторических наук Андрей Белинский (ООО «Наследие»). 
Новый экспонат был сразу же установлен. Украшением праздника стали исполненные вдохновения выступления председателя КГО Александра Кругликова и  руководителя литературно-музыкального объединения «Шестое чувство» Галины Осинцевой, посвятивших историческому событию поэтические строки. И, конечно, не были забыты юные авторы проекта и строители, благодаря которым Музей обрел новую жизнь. 
Напомним, пятигорский Музей древностей, созданный  в 1850 году,  располагался в парке Цветник в районе Академической галереи, просуществовал около 30 лет. Он был первым не только на Кавказе, но и в Европе, где первый подобный музей был основан лишь в 1891 году. Идея проекта «Воссоздание музея древностей под открытым небом в Пятигорске» принадлежит  Пятигорскому краеведческому музею. Реализация осуществлена при поддержке Министерства культуры РФ, Минкультуры края и властей города Пятигорска.
    
  

Ставропольская крепость
Считается, именно с этой крепости возник современный город Ставрополь.

Фортпост – военная крепость №8, основана в 1777 году на Азово-Моздокской оборонительной линии на российской границе с Кавказом.
   
 
Курганы на Константиновском плато.
Эти "Солнце-курганы" — один из крупнейших курганных могильников на Северном Кавказе, расположены на Константиновском плато — возвышенности на восточном  склоне г. Машук, который постепенно переходит в плато. На юге-востоке плато ограничено долиной р. Подкумок. 
Курганы в основном относятся к эпохе ранней и средней бронзы (конец 4 — первая половина 2 тысячи до н.э.), в насыпях встречаются захоронения скифского и сарматского времени (7 век до нэ - 4 век н.э.); так же имеются курганные насыпи позднего средневековья (15— начало 18 века). В начале 19 в. здесь насчитывалось свыше 5000 курганов, но к середине 20 в. их осталось только около 300 (!). 


В тех курганах, которые были исследованы за последние 200 лет обнаружены древние захоронения, оружие, предметы бытового и культового назначения. Находки, сделанные на Константиновском плато, хранятся в Пятигорском краеведческом музее и в музеях Ставрополя, Москвы и Санкт-Петербурга. 
Ещё со второй половины IV тыс. до н.э. на Северном Кавказе появляются огромные модели Солнце-курганы. В плане курганы имели круглую форму и были окружены каменными поясами кромлехов. На Константиновском плато (в окрестностях г. Пятигорска) были обнаружены курганы со спиральными кромлехами. В последние десятилетия, благодаря использованию метода аэрофотосъемки, у целого ряда курганов обнаружены так называемые “усы” - вытянутые и изогнутые узкие каменные мощения, отходящие от курганных насыпей и тянущихся на расстоянии до нескольких километров. В плане курган с "усами" представляет собой уже известные разновидности Свастик, увеличенных в тысячи раз.
 
 

Марьинская крепость
Марьинская крепость
на Золке служила промежуточным пунктом между крепостями Павловской и Георгиевской. Станица Марьинская построена солдатами Кабардинского полка и казаками Моздокского гарнизона. 
Крепость Святой Марии была земляной и имела форму шестиугольника неправильной формы. С 3х сторон её предохраняли от недругов рвы, по внутреннему краю возвышался земляной вал. На небольшом кургане был выставлен наблюдательный пост.
  
 
Горячеводские курганы
Горячеводские курганы
- ныне не существующие курганы, располагались в центре пос. Горячеводского в районе госпиталя инвалидов Отечественной войны
В начале ХХ века насчитывалось 4 насыпи. Самый крупный из них, получивший название Больничный имел высоту около 13 м и диаметр 120 м.
Насыпи постепенно разрушались местными жителями, добывавшими в них камень и глину, в ходе разработок открывались отдельные погребения, которые исследовались местными краеведами и сотрудниками Пятигорского краеведческого музея: Г. И. Рагозиным, Н. М. Егоровым, А. П. Руничем и Г. Я. Симакиным.
В результате раскопок выяснилось, что курганы относятся к эпохе ранней и средней бронзы и датируются концом IV — началом II тыс. до н. э. В настоящее время курганные насыпи снесены.
  
 
Большой Ипатовский курган
Большой Ипатовский курган получил своё образное название из-за своих внушительных размеров. На момент раскопок объект достигал в высоту 6,5-7 метров при диаметре 100-120 метров. Курган раскапывался в 1998-99 гг. (в целом в течение 12 месяцев) экспедицией ГУП "Наследие" министерства культуры Ставропольского края как объект, включённый в охранную зону строительства нефтепровода.
В результате многомесячных исследований в кургане было обнаружено 195 захоронений и выделено 11 насыпей. Из них 34 погребения относятся к эпохе бронзового века, 3 - к эпохе раннего железного века, 151 - к периоду нового времени, составляя внушительное кладбище ногайцев накануне появления русского населения в этих местах. Пять могил связаны с недавним прошлым или хронологически не определены.
В «Российской газете» от 14 августа 1998 года в статье «Золото скифов для спящей красавицы», так писали об уникальном открытии: «Золотой могильник древней принцессы обнаружен в Ипатовском кургане Ставрополья. Мавзолей «спящей красавицы» увидел свет спустя 2300 лет после погребения. В ногах у скифской женщины лежал меч с хорошо сохранившейся золотой обкладкой истлевшей деревянной рукояти, а также боспорская амфора. В ней, скорее всего, когда-то было вино. Комплект снаряжения в «вечную» жизнь дополняется черной керамической плошкой, позеленевшим от времени бронзовым зеркалом, кожаными сумочками, расшитыми бисером и украшенными костяными пластинами, частично сохранившимся чернолаковым греческим сосудом необычайно тонкой и изящной работы. На зеркале – следы удара. По древним поверьям, этот сакральный предмет – отражение души, которая после смерти её обладателя не должна оставаться среди живых. Поэтому зеркало разбивали.
 
 
ЗАГАДОЧНЫЕ КАМНИ И СИМВОЛЫ СТАВРОПОЛЬЯ
(интервью краеведа Романа Нутрихина)
Что касается сакрального краеведения, долгое время это направление, изучающее местные предания, легенды, мифы, замалчивалось. А ведь это богатейший пласт! Обидно, но многие недооценивают значимость своей родной земли, к её истории относятся равнодушно. Думаю, нелюбовь к малой родине идёт от незнания её тайн и сокровищ.
Моё увлечение началось с интуитивного сопротивления этому. Когда я слышал, что Ставрополье – это неинтересно, всё во мне протестовало. Я начал копаться в архивах, открытых источниках, совершать путешествия в интересные места. При этом подчеркну: я не веду раскопок, это запрещено законом. Да зачастую они и не нужны: интереснейшие свидетельства давно ушедших эпох – порой на расстоянии вытянутой руки…
– Например?
– Мало кто знает, что висящая на стене в одном из залов ставропольского краеведческого музея-заповедника буддистская тханка. С ней связана удивительная история. После войны женщины из Калмыкии в центре Ставрополя, спасаясь от голода, продавали тханку за две буханки хлеба. Представляете, эту ценную вещь порезали бы в лоскуты и сделали из неё подушки, если б не наш замечательный археолог Татьяна Максимовна Минаева, которая случайно проходила мимо. Она тут же кинулась по знакомым и в итоге выменяла будущий экспонат на хлебные карточки.
– Беда многих городов – уничтоженные старые кладбища, на которых похоронены знаменитые предки…
– Отец и младший брат Елены Блаватской (извеестного религиозного философа – Авт.) жили в Ставрополе. Последний работал мировым судьёй. Похоронен он тоже у нас, но могила, увы, не сохранилась. Кстати, на наследство, оставленное отцом, Елена Блаватская опубликовала свой первый труд. В краевой столице жил и похоронен Алексей Мартос, сын знаменитого скульптора Ивана Мартоса, автора памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Алексей был героем войны 1812-го года, выдающимся писателем и переводчиком. В Ставрополе служил начальником на складах, в которые преобразовали ставропольскую крепость. Его захоронение, к сожалению, тоже утеряно. 
– Учёные говорят о большом количестве так называемых солярных (солнечных) символов на старинных зданиях Ставрополя…
– Многочисленные круги на домах дореволюционной постройки эксперты склонны расценивать как некие обереги. Ведь нередко купцы, вероятно, бывшие крестьяне, копировали в камне деревенские избы (в традиционном русском доме были символы солнца, стихий). Но на дворянских усадьбах такие вот каменные круги, наверное, вряд ли можно считать солярными. Нередко в них есть масонский подтекст. Кстати, вы знаете, что старый Ставрополь строился масонами?
– Очень интересно…
– Всё началось с Суворова, который был не рядовым масоном, имел степень шотландского мастера и стоял, как известно, у истоков ставропольской крепости. Кстати, на уникальной первой карте этой крепости отчётливо видно, что ряд строений – в виде циркуля, главного масонского символа.
В конце XVIII столетия, когда город входил в состав Астраханской губернии, губернатор Волков, тоже масон, распорядился строить дома в Ставрополе из природного камня. В середине XIX века к градостроительству приложил руку другой член тайной ложи – Михаил Воронцов, чьим именем, кстати, до революции называли центральный парк.
Самое же, пожалуй, удивительное – это сходство старой части Ставрополя с египетской Александрией. Там через весь город проходила улица, в крайней точке которой в летнее солнцестояние можно было увидеть, как восходит солнце. У нас то же самое можно наблюдать на Триумфальной арке.
Я лично это видел в четыре часа утра 22-го июня. Потрясающее зрелище!
– Удивительные вещи вы рассказываете! Помимо краевой столицы много интересного, наверное, обнаружили и в ставропольской глубинке?
– Конечно. Вот, например, интереснейшее село Александровское. Когда-то это был город Александровск. Знаете, почему его «разжаловали» в село?
– Почему?
– Да потому, что большое число зажиточных местных граждан переметнулось из православия в иудаизм, а Николаю I это очень не понравилось.
В Александровском есть два столба. Учёные до сих пор спорят, природного они происхождения или рукотворного.
Между тем на античных картах Клавдия Птолемея эти каменные столбы обозначены как «колонны Александра». Легенда гласит, что они обозначают северную точку, до которой дошёл в своем походе Александр Македонский. На мысль, что так оно и есть, наводит и название села.
Кстати, народная молва говорит о серебряной плите царя Александра Великого, зарытой в с. Татарка, о загадочных рубинах этого полководца в с. Московском, наконец, золотом шлеме Македонского в Пятигорске.
– Академическая наука это не опровергает?
– Настоящие учёные, такие как уже упоминавшаяся мною Минаева, напротив, очень внимательно изучают народные предания. Татьяна Максимовна, приезжая в тот или иной населённый пункт, начинала исследования именно с того, что выслушивала предания местных жителей.
 
Стоунхендж по-ставропольски
– Осталось ли что-то непознанное на Кавминводах, которые вроде бы изучили уже вдоль и поперёк?
– Конечно! Из турецкого источника XVII века, например, известно о найденной на горе Бештау доске от Ноева ковчега.
А я своими глазами видел пещерный монастырь на горе Брык Андроповского района. Знающие люди показали место, которое со стороны кажется обычной лисьей норой. Пять метров мне пришлось ползти по-пластунски…
Возможно, там укрывались христиане-отшельники, бежавшие от гонений на Северный Кавказ…
– Выходит, невероятные артефакты у нас буквально под ногами? Взять те же дольмены в Ставрополе, о которых многие слышали, но мало кто видел…
– Да, в северо-западной части города, в лесу, есть такие сооружения. Но их надо специально искать, потому что они спрятаны под толстым слоем земли и травы. Этакий ставропольский Стоунхендж…
 
 
ДРЕВНИЕ КУРГАНЫ СТАВРОПОЛЬЯ
(автор: Валерий Пересыпкин)
Курганы земли Ставропольской во все времена привлекали кладоискателей. И нередко они находили настоящие сокровища - золотые монеты, драгоценности, многое другое. Самые древние из курганов, городищ, могильников, храмов, которые встречаются повсеместно в горах, предгорьях, по долинам рек Кубани, Подкумка, Кумы, Калауса и их притоков, в населенных пунктах Ставрополья, свидетельствуют о раннем освоении и заселении региона в древности. Об этом же говорят и археологические находки, обнаруженные сотрудниками Государственного унитарного предприятия «Наследие» министерства культуры Ставропольского края за почти двадцать лет своей археологической и исследовательской деятельности. В сентябре нынешнего года в Ипатовском районном краеведческом музее начала работу передвижная выставка ГУП «Наследие» под названием «Сокровища Ипатовских курганов», археологические предметы которой датируются в диапазоне от IV тысячелетия до нашей эры до средних веков нашей эры.
«Ипатовская принцесса»
Как считают и наши, и зарубежные ученые, Ставрополье чрезвычайно богато своей историей. Древнейшие люди проникли на Северный Кавказ еще в эпоху раннего палеолита. Заселение шло с юга и по времени совпало с предпоследним периодом большого межледникового потепления, которое произошло около 500-200 тысяч лет (!) назад. К этому времени относятся каменные орудия, найденные близ станицы Саратовской (бассейн Кубани). Более многочисленны открытия стоянок древнего человека последующей эпохи - среднего палеолита (80-35 тысяч лет назад). Тогда человек уже добывал огонь, а для жилищ не только использовал пещеры, но и строил их сам. Археологические исследования, проведенные ГУП «Наследие», позволили выявить верхнепалеолитические материалы в гротах в окрестностях города Кисловодска.
Ранний бронзовый век (III тысячелетие до нашей эры) отметился на Северном Кавказе яркой и оригинальной скотоводческо-земледельческой культурой, называемой майкопской. На территории Ставропольского края раскопаны уникальные памятники майкопской (близ горы Бештау), катакомбной (на берегу Чограйского водохранилища), кобанской (город Ставрополь, село Александровское) культур. Поселения кобанской культуры известны достаточно широко, в крае их выявлено до полусотни. Они располагались на высоких берегах рек и их притоков, к примеру, поселения у сел Обильного и Новозаведенного (Георгиевский район), Березовское и Аликоновское около города Кисловодска, имелись и мощные укрепления: Татарское и Грушевское городища в окрестностях краевого центра. Много на Ставрополье и курганов скифского периода: у сел Александровское и Новозаведенное. А в районе Кавказских Минеральных Вод найдено немало склеповых сооружений.
На территории Ипатовского района археологические раскопки специалистами ГУП «Наследие» проводятся с 1998 года. Надо сказать, что это предприятие - единственное в крае, проводящее комплекс мероприятий, направленных на обеспечение охраны и использования, осуществление научных и научно-практических исследований в области историко-культурного наследия Ставропольского края. Директором ГУП «Наследие» со дня основания является инициатор его организации - кандидат исторических наук, археолог, член-корреспондент Германского археологического института Андрей Белинский. Благодаря исследованиям, проводимым специалистами предприятия, значительно расширены представления о материальной и духовной культуре древнего и средневекового населения Центрального Предкавказья. На территории Кавминвод и центральных районов края впервые были исследованы памятники эпохи палеолита и мезолита, на севере края - многочисленные комплексы эпохи энеолита, майкопской, катакомбной и срубной культур эпохи бронзы, раннего железного века, кобанской, скифской, сарматской, салтово-маяцкой культур (III-X века), эпохи Золотой Орды (XIII-XIV вв.). Вернемся однако к сокровищам Ипатовских курганов.
Как рассказал директор Ипатовского районного краеведческого музея Василий Косенко, через Ипатовский район Ставрополья в древности проходил Великий шелковый путь. Историко-культурный потенциал на территории района, вошедшего в состав Ставропольского края в 1924 году, представлен памятниками истории, искусства и архитектуры, которые находятся под охраной государства. В период с 1998 по 2008 годы 50 археологических объектов на территории Ипатовского района приказами министерства культуры Ставропольского края поставлены на государственный учет. Как выяснили археологи «Наследия», которые с 1998 по 2013 год провели на территории Ипатовского района 16 экспедиций, в более чем 70 курганах представлена материальная культура древнеямной общности (IV-III тысячи лет до н.э.), населения Центрального Предкавказья в эпоху средней бронзы, раннего железного века, кочевников раннего и позднего средневековья (VIII-X и XIII-XIV века), золотоордынской аристократии XIV века, славян степных районов Ставропольской губернии рубежа XVIII-XIX веков.
Наиболее интересными стали раскопки чудом уцелевшего от разграбления так называемого большого Ипатовского кургана, который в 1998 году достигал в высоту 6,5-7 метров при диаметре 100-120 метров. Тогда на этой территории прокладывался нефтепровод, и курган нельзя было никак обойти. Пришлось специалистам ГУП «Наследие» под руководством начальника экспедиции Андрея Белинского проводить спасательные раскопки. Эта археологическая экспедиция, благодаря находке уникального комплекса, получившего название «Ипатовская принцесса», получила поистине мировую известность. Было обнаружено богатое женское захоронение, датируемое III веком до нашей эры. Множество золотых ювелирных украшений и амулетов, утвари, оружия говорят не только о высоком социальном статусе молодой женщины, но и о развитых торгово-экономических связях: многие вещи связаны с античным миром - перстень с профилем Александра Македонского, монета, амфора, изящный чернолаковый кувшинчик и многое другое. Комплект снаряжения в «вечную» жизнь был дополнен зеркалом со следами удара. По древним поверьям, этот сакральный предмет - отражение души, которая после смерти ее обладателя не должна оставаться среди живых. Поэтому зеркало разбивали. Этот и другие археологические предметы, включенные в экспозицию передвижной выставки для Ипатовского музея, представляют наиболее яркие находки, полученные в ходе экспедиций в Ипатовском районе. Выставка подготовлена структурным подразделением «Музей» ГУП «Наследие» в связи с празднованием 90-летия Ипатовского района.
Живопись на скалах
Ровно 135 лет назад на потолке подземной пещеры близ селения Альтамира (Испания) были обнаружены изображения красных быков. Оказалось, что уникальная находка - образец палеолитического искусства. В нашей же стране одной из замечательных находок цветной наскальной живописи позднего палеолита считают рисунки, изображающие мамонтов, носорогов, бизонов и лошадей в пещере Шульган-Таш на Южном Урале. Эта живопись впервые была открыта в 1959 году. На Ставрополье поистине исключительным археологическим явлением можно назвать Кисловодскую котловину. Здесь выявлено свыше 900 древних памятников, где были найдены сотни предметов: керамических и металлических изделий разных эпох, доспехов, орудий, украшений. А совсем недавно в окрестностях Кисловодска были совершенно случайно обнаружены наскальные рисунки, выполненные древними художниками хорошо сохранившейся минеральной краской. И это стало настоящим открытием, так как ранее они нигде не были опубликованы.
Об этой находке, как и о других, выявленных в археологических памятниках на территории Великого шелкового пути, объединившего многие народы, говорилось на восьмом заседании круглого стола в Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость». По уже давно сложившейся традиции ученые Института археологии Российской академии наук и Государственного унитарного предприятия «Наследие» завершили сезон 2014 года своеобразным отчетом, на который были приглашены педагоги истории школ и вузов Кавминвод, члены Географического и Краеведческого обществ, школьники, студенты, представители СМИ.
Круглый стол совсем не случайно был проведен в музее «Крепость». Как сказал, открывая заседание, директор музея Сергей Лузин, сотрудники «Крепости» активно пропагандируют имеющиеся знания о древностях региона среди жителей и гостей курорта. А способствуют интенсивной работе в этом направлении все новые и новые поступления музейных предметов в самую многочисленную музейную коллекцию - археологическую. Презентацию с комментариями представил доктор исторических наук, старший научный сотрудник Государственного музея искусства народов Востока Владимир Эрлих. По его словам, в 2014 году Министерство культуры РФ выделило грант для продолжения работы по изучению памятников, связанных с Великим шелковым путем. Именно шелк навел первый мост между Китаем и Европой, а древняя дорога стала символом культурного и экономического диалога Востока и Запада. В работе над перспективным проектом принимают участие и сотрудники Китайского национального музея шелка. Цель нынешней экспедиции была, скорее всего, не столь научная, сколь прикладная. Ученых интересовали скальные могильники, крепости, аланские поселения вдоль шелкового пути, которые нужно было дообследовать и нанести на карту.
Вот тогда-то, исследуя погребения в Хасаутском ущелье, находящиеся в труднодоступных местах, участники экспедиции и обнаружили неизвестную наскальную живопись эпохи ранней бронзы (III тысячелетие до н.э.). Директор ГУП «Наследие» министерства культуры Ставропольского края Андрей Белинский обратил внимание присутствующих на то, что одни рисунки имеют достаточно развернутый сюжет, а другие напоминают орнамент. Наскальные росписи этого периода - сами по себе редкое явление, а обнаруженные образцы к тому же хорошо сохранились. И сейчас необходимо сделать все возможное, чтобы их сохранить от дальнейшего разрушения.
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Южного научного центра РАН Звездана Доде рассказала об артефактах, выявленных в археологических памятниках на территории Великого шелкового пути, показав уникальное украшение, состоящее из европейских и китайских предметов. Поэтому, считает ученый, взаимодействие и обогащение разных культур в понятии «шелковый путь» - явление не историческое, а культурологическое. Кандидат исторических наук, директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко свое выступление назвал «44 и один год в поле» и посвятил 45-летию своей активной археологической деятельности. А кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии РАН Д. Коробов и кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института почвоведения РАН А. Борисов представили итог нескольких лет своей научной деятельности - монографию «История террасного земледелия в Кисловодской котловине». В течение 2005-2012 годов учеными были проведены масштабные полевые исследования террас и других участков древнего земледелия в Кисловодской котловине. В результате были получены новые данные о времени создания и использования участков террасного земледелия разных видов, открыты ранее неизвестные формы земельных наделов, реконструирована эволюция ландшафтных и климатических условий существования земледелия в разные эпохи. Один экземпляр книги был подарен учеными в фонды музея «Крепость».
 
 
ДОЛЬМЕНЫ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
Большинство дольменов представляют собой некие домики, сложенные из больших каменных плит с отверстиями (лазами) на фасаде, которые закрываются каменной пробкой. Разновидностей их довольно много. Более того, каждый дольмен имеет свои особенности. Выделяют несколько основных типов.
Обычные или (по В. И. Марковину) плиточные дольмены. Это самый распространённый вид, сооружённый из цельных плит.
Составные — с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит или камней.
Корытообразные — вырублены в массиве скалы или в большом камне. Могут иметь обычную плиту-крышу или переворачивались дном вверх. Сейчас их иногда называют полумонолитами или даже объединяют с монолитами.
Дольмены-монолиты — камера полностью вырублена в скале через входное отверстие.
Новосвободненских гробниц в этой схеме нет, так как они вошли в научный оборот позже.
Исследователь новосвободненской культуры А. Д. Резепкин в рамках своей теории происхождения мегалитов Западного Кавказа предложил другую классификацию.
Прямоугольные гробницы — одно- и двухкамерные новосвободненские и подобные им гробницы, являющиеся продолжением развития западно-европейских галерейных гробниц.
Подковообразные гробницы, которые происходят от западно-европейских круглых купольных коридорных гробниц.
Дольмены — конечный вариант развития предыдущего типа.[10]
Истоком или одним из истоков для кавказских дольменов являются каменные гробницы майкопской культуры. Особенно — более поздние новосвободненские подкурганные гробницы[]. Классические дольмены отличаются от них обычно более толстыми плитами и наличием фундамента. Из собственно дольменов более древними считают, например, те, у которых полностью отсутствуют входные отверстия.
Дольмены могут иметь множество индивидуальных особенностей, которые соответствовали местным обычаям той или иной местности и менялись с течением времени. Плиточные дольмены в плане бывают квадратными, трапециевиднымии, прямоугольными. Составные ещё могут быть округлыми или полностью круглыми. В профиль и фас дольмены также бывают прямоугольными или трапециевидными. Плита перекрытия может лежать горизонтально или наклонно, поднимаясь к передней стороне. Иногда она сильно выступает вперёд, образуя козырёк. Соединяются плиты посредством желобков. Часто такое соединение выполнено с большой тщательностью. Но встречаются и неоправданно мелкие желобки или вообще их отсутствие (например, на крышках).
У плиточных дольменов боковые плиты могут выступать далеко вперёд (портальные выступы), образуя небольшое портальное пространство, которое может перекрываться основной потолочной плитой или дополнительным козырьком. Плита козырька может лежать выше основного перекрытия. Получается так называемый «летящий фасад». В очень многих случаях у дольмена фасад или портал оформлен приставными боковыми плитами со своим перекрытием. Это уже собственно «портальные дольмены». У них также перекрытие портала может быть выше основного.
Иногда боковые плиты дольмена подпирают контрфорсы из плит, поставленных под углом, или крупных камней. Они должны были обеспечить более сильное сжатие боковых плит. Так пытались (часто безуспешно) предотвратить падение фасадной и задней стенок. Этого же добивались, засыпая дольмен камнем и землёй. Фундаментом дольмена служат так называемые пяточные камни. Но часто портальные дольмены их не имеют или имеют только под фасадной плитой. В этом случае, плиты опираются на грунт или выкладки из строительных обломков и речного булыжника. Пол в дольмене может быть из одной большой плиты или состоять из нескольких мелких. Портал также может иметь пол. Полом в камере дольмена может служить и галечная засыпка.
 
Обычно, в нижней части фасадной плиты имеется отверстие, чаще всего круглое, но бывают овальные, в форме арки, подтреугольные и квадратные. Но наличие отверстия необязательно. Его может и не быть вовсе (ровная плита), а может быть также имитация закрытого пробкой отверстия на глухой фронтальной плите. Входное отверстие в таком случае располагается либо сзади, либо сбоку. Такие дольмены называются ложнопортальными. Исключительно редко дополнительное отверстие имеется также и в покровной плите.
Редко, но бывает, что на стенах внутри камеры находят горизонтальные канавки и валики как будто для установки деревянной полки. Но их параметры, видимо, могут свидетельствовать и о незавершённом замысле. Также имеется один случай наличия круглого углубления над такой полкой, прямо напротив входного отверстия.
В двух случаях прослежено наличие подпорных столбов для покровной плиты, установленных в центре камеры. Это или круглая колонна с ребристой капителью, или стела, орнаментированная двумя окружностями.
Составные дольмены могут отличаться от плиточных лишь тем, что не все плиты у них цельные. Но могут быть собраны из отдельных блоков в значительной мере или вообще полностью. Корытообразные дольмены, выдалбливаемые в скале или отдельном большом камне, обычно, имеют на фасаде имитацию портала плиточного дольмена. И они также могут быть ложнопортальными. Самый редкий вид — монолитные дольмены отличаются лишь тем, что не имеют съёмной крыши, так как выдалбливались через входное отверстие. Для дольменов последнего вида использовался только слабо цементированный в своей толще песчаник. К настоящему времени сохранился один относительно целый (Волконский дольмен) и два незавершённых монолита.
Дольмен часто расположен на склоне, и его портал может образовывать террасу. Известен один случай, когда несколько протяжённых террас образуют подобие зиккурата. Но чаще территория перед фасадом дольмена оформлена в виде дворика. Это разного рода мощёные площадки иногда даже окружённые стенами из крупных плит. Высота такой стены может достигать даже уровня крыши самого дольмена. Иногда дольмен окружает круг из врытых в землю камней — кромлех, который может играть и роль крепиды (керб) для полы кургана. Редким для кавказских дольменов является дромос — крытый коридор, с параллельными или сходящимися стенками, подводящий в дольменному отверстию. Коридор могла образовывать аллея менгиров, которые дальше переходила в округлый дворик. К сожалению, не все архитектурные изыски дожили до наших дней.
Не все дольмены стоят открыто. Многие находятся в каирне, то есть обложены камнями по крышу или выше. Некоторые ещё прикрывает и земляная насыпь кургана. Иногда лишь фасад дольмена оставался открытым. Иногда к нему вёл дромос. Известен единственный случай (Псынако I), когда дольмен не был засыпан камнем, а находился под подобием купола, то есть в толосе, сооружённом методом ложного свода. Хотя кое-где ещё также наблюдаются возможные следы таких конструкций.
Все придольменные конструкции сооружались без применения раствора, то есть методом «сухой кладки» или простым навалом камней и земли, хотя наиболее важные участки стен иногда имеют тщательную подгонку из довольно крупных блоков.
После прекращения захоронений, дольмены в курганах, но с открытым фасадом или с дромосом, всё равно оказывались в толще кургана. Их специально заваливали или просто со временем затекали земля и камни. Совсем не обязательно, что курганы над дольменами всегда строили люди дольменной культуры. Это могли делать и те, кто пришёл позже и переиспользовал гробницы.
Гробницы в Карачаево-Черкесии отличаются тем, что имеют в плане форму прямоугольника и построены из хорошо обработанных геометрически правильных плит. Длинные боковые стороны набраны каждая из каменных длинных плит или брусков. Торцовые плиты могут быть прямоугольными, с пазами для соединения с боковинами, и состоят из одной или двух частей или имеют форму ступенчатого треугольника. Перекрытия плоские из двух длинных плит или в форме домика. Во втором варианте, крыша набрана длинными брусками и начинается от самого низа. Всё соединяется с помощью соответствующих пазов. Иногда используется и соединение на шпонках. Имеется круглое входное отверстие, закрывающееся пробкой. Внутри этого сооружения находится меньшее — грубо собранный из плитняка каменный ящик.
  
Постройка дольменов
Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков. Имеются постройки из мергеля. В одной постройке могли сочетаться разные породы.
В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками, которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.
Частые спекуляции на тему невозможности повторить точную подгонку дольменных плит в наше время, например, после его переноски на новое место, происходят лишь из-за непонимания того факта, что на новом месте практически невозможно заново продублировать все особенности старого фундамента. Что и приводит к различным перекосам и несовпадениям.
 
Орнаментация
Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированным и даже выпуклым орнаментом. Но, вероятно, многие из орнаментов просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Они бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей над ним. Или просто сделано прямоугольное углубление, занимающее бо́льшую площадь плиты. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно были найдены дольмены, чьи фасады были украшены, в одном случае, выпуклыми диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в рамку; а в другом — уже углублёнными горизонтальными рядами широкого растянутого зигзага. Этот зигзаг ещё усложнён отрезками одиночных вертикальных зигзагов сбоку и по бокам входного отверстия. Иногда для построек выбирался камень, имеющий необычную поверхность, что обусловлено его внутренней структурой. Такой дольмен без специальной обработки получал декоративное оформление в виде причудливых вмятин и выпуклостей.
Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.
Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.
Некоторые каменные блоки, образующие дворик, несут на своей поверхности выпуклины — боссы. Они не имеют такой правильной формы, как те, что на фасадной плите. Это останцы, сохранённые, после выравнивания всей плоскости стены. Имели ли они какое-то значение кроме декоративного — неизвестно.
Имеется также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах или рядом с ними. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.
Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения на дольмене в посёлке Джубга: сцена с человеком и животными и борьба двух «близнецов». Второй сюжет полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры[Комм. 5]. Возможно, этот же сюжет присутствует на тройном крюке из новосвободненской гробницы.
Особняком стоят средневековые аланские склепы в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Ранее считалось, что аланы украсили более древние постройки.[] Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых имеются уже христианские мотивы.
Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах представляют более раннюю культуру.

 

___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
С.Н. Кореневский "Большой Ипатовский курган на Ставрополье"
https://megalithica.ru/stavropolskij-kraj.html
"Древние памятники Ставрополя", БК "ПОИСК"
Авторы фото Эдуард Корниенко, Анна Семенченко
Статья Валерия Пересыпкина.
Бгажноков Б. Х. Кавказские дольмены: планетарные свойства и местные традиции // Археология и этнология Северного Кавказа : [арх. 24 мая 2018]. — Нальчик : Издательский отдел КБИГИ, 2012. — Т. 1. — С. 41—52. — 500 экз.
Берлизов М. П. Актуальные проблемы частного права: проблема соотношения частных прав граждан и их публичных обременений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны недвижимых объектов культурного наследия : [арх. 3 декабря 2019]. — Общество и право. — Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2010. — № 2(29). — С. 64—67. — 1500 экз. — ISSN 1727-4125.
Дмитриев Л. В. Восстановление двух дольменных групп в верховьях реки Озерейки // Аргонавт. Черноморский исторический журнал : журнал. — Новороссийск, 2007. — № 1. — С. 65, 70.
Дольмены. Бесконечное путешествие. — М.: Аванти плюс, 2004. — 192 с. — (Жизнь у дольменов). — ISBN 5-902559-03-0.
Кизилов А. С., Шариков Ю. Н. Западная граница распространения ареала дольменов на Кавказе // V «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. — Краснодар, 2015. — С. 128—133.
Кондряков Н. В. Дромосы и кромлехи дольменов Западного Кавказа // Сочинский краевед. — 1999. — № 5. (doc)
Кондряков Н. В. Новые данные о дольменах Северного Причерноморья // Археология, архитектура и этнографические процессы Северо-Западного Кавказа. — Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1997.
Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья: Майкопско-новосвободненская общность, проблемы внутренней типологии. — М.: Наука, 2004. — С. 17—19, 163—165.
Кудин М. И. Археоастрономия и дольмены // Сочинский краевед. — 2000. — № 7. (doc)
Кудин М. И. Дольмены и ритуал // Сочинский краевед. — 1999. — № 4. (doc)
Куликова О. П., Трифонов В. А. Как сохранить дольмены — культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. — Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. — С. 93, 94. — ISBN 5-7561-0760-6.
Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа (некоторые итоги изучения) // Советская археология : журнал. — 1973. — № 1. — С. 3—23. — ISSN 0038-5034.
Марковин В. И. Испун — дома карликов: Заметки о дольменах Западного Кавказа. — Краснодар: Кн. изд-во, 1985. — С. 112.
Семёнов В. А. Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — С. 370—378. — ISBN 978-5-91181-903-3.
Достопримечательности Ставропольского края.
Газета «Новости Ставрополя»
Пресс-служба Ставропольской митрополии.
Геологические достопримечательности России. Европейская часть. Авторы: Горбатовский В.В., Семилеткин С.А., Воронова М.И., Гареев Э.З и др. Издано по заказу ФГУ ЦБИ МПР России. 2009, 223 с.
Сайт Министерства природопользования и экологии Ставропольского края
Колбовский Е.Ю., Морозова В.В. Ландшафтное планирование и формирование сетей охраняемых природных территорий.: М-Я,  2001.
Особо охраняемые природные территории Ставропольского края. Комитет    экологии и природных ресурсов, 2013.
Памятники природы Ставропольского края. Энциклопедия краеведа.
сайт "Музей краеведения" редактор В.Н. Соколова
// Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
 

 

ВложениеРазмер
Мегалиты Ставропольского края180.12 КБ
Мегалиты Ставропольского края935.61 КБ
Мегалиты Ставропольского края64.28 КБ
Мегалиты Ставропольского края151.24 КБ
священные камни Ставропольского края412.61 КБ
священные камни Ставропольского края228.09 КБ
5646567120 (6).jpg756.94 КБ
5646567120 (7).jpg249.66 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru