Мегалиты Смоленской области

Мегалиты Смоленской области

Городище Тушемля, каменные идолы
Городище располагается в 1,2 км к востоку от д.Мокрядино Княжинской сельской администрации (Починковский район), на правом берегу Тушемли (возвышается над поймой примерно на 18 метров), недалеко от места впадения в реку Сож. Размер городища – 35 х 22 м. Общая площадь – около 800 м2.
 

В 1955 – 1957 годах здесь работал с экспедицией П.Н. Третьяков. Под его руководством полностью раскопана площадка городища и частично внутренний вал с напольной стороны. Установлено, что Тушемля является памятником совершенно уникальным, трёхслойным, отражающим три периода его заселения.


 
Нижний слой, датируемый I тысячелетием до н.э., даёт материалы первоначального заселения днепродвинскими племенами. Привожу выдержку из статьи доктора исторических наук, ведущего археолога России Евгения Альфредовича Шмидта: «Полученные материалы характеризуются: небольшим количеством железных изделий (ножи с горбатой спинкой, наконечник копья и обломки др. предметов), значительным количеством костяных предметов: наконечники стрел, гарпуны, тупики, рукоятки, булавки, пронизки и пр.; бронзовыми браслетами и обломками др. украшений; массой фрагментов слабопрофилированной керамики; глиняными грузиками и детскими игрушками-погремушками».
 
Средний слой Тушемли, относящийся к первым векам нашей эры, связан с последним периодом существования днепродвинских племён. Цитата из этой же статьи: «Он (средний слой) включал профилированную и часто орнаментируемую керамику, большое количество грузиков, дьякова типа, железные ножи, бронзовую фибулу с обёрнутой ножкой I - III вв. н.э. и обломки украшений».
 
Верхний слой - третья четверть I тысячелетия нашей эры. Это последний период, связанный с жизнью тушемлинских племён. К великому сожалению, все сооружения этого периода погибли в огне. 
По обуглившимся остаткам учёным удалось восстановить картину убежища того времени. Такая конструкция характерна для многих городищ-убежищ находящихся на территории Смоленской области, в частности, Починковского района (Городок, Прудки). Однако на не за­нятой постройками тушемлинского убежища размещалось языческое святилище круглой формы.«В центре крутой ровной площадки была яма от Б. Столба, представлявшего собой, видимо, изображение языческого божества - предмета культа местного населения того времени. Таким образом, городище Тушемля было не только убежищем, но являлось одновременно языческим городищем-святилищем», - делает заключение Е.А. Шмидт.
На городищах-убежищах обнаружены обуглившиеся зёрна пшеницы, ячменя, ржи, овса, проса, конских бобов и чечевицы.
 
Охота и рыболовство для тушемлинских племён были второстепенными занятиями и существенной роли в хозяйстве не играли.
С течением времени в здешних краях жизнь людей изменилась. Учёные называют несколько причин. Первая - влияние южных племён. Вторая - уменьшение количества осадков. Много родников, ручейков и речек пересохло, что неизбежно заставило людей покидать высокие сухие места и переселяться на наиболее влажные, низменные. С городищ на селища, на равнинные места, наподобие наших современных деревень (кстати, слово «деревня» в древнерусском языке означало пашню, затем крестьянский двор, участок земли). Угроза грабительских набегов заставляла тушемлинцев строить новые укрепления - убежища, а иногда для этого использовали заброшенные городища. Как мы знаем из ис­тории, IV - V века н.э. - это начало "великого переселения народов", хотя роды и семьи почти не враждовали между собой. В то же время можно было ожидать нападения людей, принадлежавших к чужим племенам. В начале 50-х годов прошлого столетия здесь было раскопано и изучено одно из мест его обитания. Другой причиной доктор исторических наук, профессор Евгений Альфредович Шмидт считает переход от подсечно-огневой системы земледелия к перелогу, то есть к использованию рала в качестве пахотного орудия. Некоторую роль сыграли изменения в общественных отношениях в связи с обособлением отдельных больших семей и образованием межплеменных союзов.
     
 
КАМЕНЬ МАКОШИ
Макошь ― старшая из богинь, прядущих судьбы, ей помогают дочери, Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов. Покута ― то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п. Спрядённые нити образуют удивительные узоры, значение которых нам разгадать нелегко.
«Она нити прядёт, 
в клубок сматывает, 
не простые нити ― волшебные. 
Из тех нитей сплетается 
наша жизнь ― 
от завязки ― рожденья 
и до конца, 
до последней развязки ― смерти». 
 


Так была описана Макошь в «Книге Коляды». По данным «Повести временных лет» её идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и других богов. 
Макошь ― богиня волшебства, она знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она подталкивает человека на предначертанный путь, но даёт самому выбрать между добром и злом, где добро ― суть следование пути Прави, а зло ― отклонение от него. Привечает она сильных духом, борющихся за счастье. Она даёт выход из самых безнадёжных положений, если человек не отчаялся, если идёт из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи – Долю, которая ткёт счастливую судьбу. Представляется она в облике красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой весёлой. Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым, ― потом разберётся и от плохого, злого человека уйдёт. Если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой – его ждёт горькое разочарование. Макошь пошлёт к нему свою вторую дочь, Недолю, что плетёт тонкую да непрочную нить Судьбы для тех, кто живёт не по Прави, творит бесчинства и беззакония. Коли навестит тебя Недоля, то пойдут по жизни неудачи да неприятности. 
   Макошь следит за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за традиции. Макоши посвящены 12 годовых праздников, как управительницу всего живого её чествуют каждое полнолуние. 
Макошь оберегает все живое, она помогает хранить очаг, сберегает уют и тепло в доме, помогает роженицам, обеспечивает здоровое потомство. Её стихии ― земля и вода, материнские среды, рождающие жизнь. Кроме того считается покровительницей девушек, желающих найти суженного, того, кто будет уважать, любить и поддерживать свою половинку на жизненном пути. Помогать и духовно и материально, того, кто вместе с любимой женой будет вести семейный караван к миру удачи и счастья, любви и богатства. 
Рядом с камнем ― камень Леля и несколько других, спиралью уходящих в сторону озера. На камнях есть следы надписей и рисунков, но их не всегда одинаково хорошо видно, всё зависит от положения солнца.
  
 
ПОЛЯНА И КАМНИ ВЕЛЕСА
Велес (Волос) – один из главных и самых почитаемых богов русского мира, Великий Хранитель Прави, реки Смородины, Ра-реки и Чёрного камня. Он сын Рода и брат Хорса, а Русы – правнуки его.

«…Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир...» ― так Повесть Временных Лет описывает клятву Вещего Олега в Царьграде. Того самого, что прибил свой щит к его воротам. 

Велес дал Вселенной силу движения: день стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, за печалью — радость. Он стоит на границе Яви и Нави, помогая тем, кто идёт Стезёй Прави и познаёт мудрость, проникая в тонкий мир. Также он хранитель Врат, ведущих в Райский Сад – Вырий (Ирий) и небесный судья поступков человеческих и намерений, явных и тайных. Ему известны самые сокровенные мысли, и он открывает дорогу (канал) к светлым богам — на созидание, или к темным — на распад души. 
Велес – владыка животных и лесов, ему подчиняются Лешие, Водяные и другие духи. Велес даёт дары Земные и духовные тем, кто их заслужил, он покровитель людей науки и искусства, предпринимателей (но не торгашей и ростовщичество строго им каралось), скотоводов, охотников и землепашцев. В мире человеческом сила Велеса проявляется трудолюбием, созидательным трудом на общее благо и постоянной работой над собой, ведь сколько отдал человек, столько и на небе отмерено ему будет. 


 
Круглая возвышенность диаметром десять метров окружена рвом и земляным валом, которые ограничивают место Прави. Ров – земное воплощение небесной огненной реки Смородины, что очищает человека при переходе между мирами. Вокруг стоят Камни-Хранители, а внутри Камни-Тотемы, на них есть следы символов и надписей. 
Перед тем, как зайти вовнутрь, принято было обойти поляну по рву 3 раза, отбросив мирскую суету и сосредоточившись на том, чего хочется попросить у Велеса. После этого по Калиновому Мосту (от слова «калить», то есть разогревать металл, а не от названия ягоды) можно и зайти. Пришедшие к Велесу приветствовали его поклоном, а воины — преклоняли колено, склонив голову. Велес мысли читает и подсказывает возможности решения задуманного. Кто отклик не услышал или стало неуютно, отправлялся к Роду (камень Рода на острове в южной части Дго). Он помогает и направляет к тому, кто окажет содействие. 
 
В центре рядом с чуром ― Камень Велеса, имеющий лунку и жёлоб для стока воды. Это не жертвенник, а усилитель: если нужно было зарядить нож или меч, его клали на камень острием в сторону Чура, прося Велеса зарядить его. Садиться на камень не нужно, он работает только с металлом. Богам жертвы не нужны, они ценят лишь светлые помыслы и поступки людские, и на них отвечают. 
Внутри вала стоят (от входа по часовой стрелке) шесть камней тотемных животных и птиц, помощников Велеса: Медведя, покровителя всего русского рода, Волка, Сокола, Ворона, Сапсана, Рыси. Обратите внимание, к какому тотему Вас потянуло: этот зов указывает на преобладание в данный момент качеств данного тотема и что он готов оказать помощь. Если зова нет, то придётся решать самому. 
Есть у Велеса тропа (пересохший ручей) к заповеданному озеру, скрытому в других мирах. Тропа эта очищает людей от родовых программ. Перед свадьбой проводили обряд очищения: Весту (веста — девушка, получившая весть о замужестве) проводили по тропе, которая чистит от родовых программ перед вхождением в род мужа, и убирает пятна, перешедшие по роду. Просили чистоту, чтоб сила тропы омыла босые ноги весты. С тропы не сходили, пока будущий муж не возьмёт невесту на руки и не наречёт суженной со словами: «Беру тебя в жены пред очами Велеса», принимая, таким образом, её в свой род. Далее за благословением отправлялись к Ладе.
  
 
ПОЛЯНА И КАМЕНЬ ЛАДЫ
ЛАДА ― богиня любви и красоты, дочь Рода, жена Сварога и матерь богов: Леля и Полеля (богов любви и брака), Лёли (богини весны), Перуна (бога справедливости), а 12 созвездий ― тоже её дети. Когда рождается человек, она присутствует при родах, определяет звёзды, при которых родится новая жизнь, и Судьбу, посылает Долю и Встречу, которая сопровождает человека по жизни. 
Лада - покровительница и защитница семьи, детей, берегиня, великая Рожаница потомков Рода Небесного, оберегает жизнь всего живого, каждого зёрнышка, каждой души. Лада ― заступница перед богами: защищает от их гнева. Она помогает с лёгкими родами и семейным счастьем, может упросить Макошь, Богиню судьбы, наладить семью, и приказать ветру, огню, воде и земле сладить в семье изобилие. Лада ― воплощение космической силы, дремлющей в каждой женщине, сила духа и сила женской души, само её имя вызывает ощущение защищённости и покоя, Лада – олицетворение женственной, ласковой, мудрой силы любви и гармонии. Движение к ладу приводит человека к блаженству, в человеке пробуждается божественная любовь. 


 
Лада оберегает законы космической любви, упорядоченность, вселенскую гармонию и мудрость уклада жизни. Лада создаёт весь строй жизни — лад, имя её до сих пор наполняет любовью, согласием и мудростью нашу речь: ЛАДить, укЛАД, ЛАДья, ЛАДно, оЛАДушки, ЛАДонь. Миром правит любовь и порядок, только в них сила и смысл жизни… 
Выйдя на почти круглую поляну, легко заметить, как почтительно расступаются деревья вокруг этого необыкновенного места. Старожилы говорят, что хоть война жестоко прошлась по всей округе, о чём напоминают множество траншей, захоронений, памятников и сожжённых деревень, чьи названия остались лишь на картах, сюда не упало ни одного снаряда. Местные жители давно забыли, почему так, и ездили по своим людским делам мимо малозаметного в траве камня на пригорочке меж двух ручьёв, пока история этого места не открылась вновь. 
 где находится, как доехать:
Поляна Лады расположена на небольшой возвышенности вблизи берега и окружено плетнём, вход на него с востока, со стороны озера. В центре – чур Лады, на запад от него Камень Лады, а по кругу внутри ограды – символы богов (от входа - по часовой стрелке): Лада, Сварог, Велес, Род, Перун, Макошь.
  
 
ПОЛЯНА И КАМЕНЬ ТРИГЛАВА
Поляну Триглава видно даже со спутника. Вы можете убедиться в этом сами на карте Яндекс: https://maps.yandex.ru/-/CVD~MIzk
Триглав ― единение трёх главных сущностей-ипостасей богов и воплощение древнеславянского видения триединства трёх слоёв мира: Сварога (Правь), Перуна (Явь) и Велеса (Навь), а также состояний времени, где Перун определяет прошлое, Сварог ― настоящее, а Велес ― будущее. 


 
Правь – это высший мир, где живут светлые боги. Вход тёмным Богам и сущностям туда заказан. Только самые светлые души могут подняться туда. Явь – это физический, плотный мир, где души, облачаясь в одежду из плоти, теряют прямую связь с Навью и Правью и выполняют свои задачи в этом воплощении. Навь – это мир мёртвых, загробный мир. Некоторые считают, что Навь – тёмное место, но это заблуждение, так как здесь живут наши предки, отсюда мы пришли и сюда мы придём, когда скинем тяжёлую ношу физического тела. Тёмные боги и духи обитают в Пекле, куда отправляются на переработку самые безнадёжные души. 
Все три мира зависят друг от друга и то, что происходит в Яви, обязательно отразиться в Нави, и оттуда снова вернётся в Явь. Навь, мир духов, везде, в этой и других реальностях и пространствах. Навь иногда проступает сквозь морок Яви и становится видимой для тех, кто обладает духовным зрением. Стремление каждого славянина ― развитие своего духа до такой степени, чтобы прекратить бесконечные перерождения в мире Яви и попасть в Правь. 
 
Поляна Триглава по традиции окружена рвом и земляным валом, которые ограничивают место Прави. В центре расположена возвышенность радиусом пять метров и на ней камень Триглава. Он имеет рукотворное углубление с тремя выступами. На равной удалённости от камня Триглава расположены три камня (от входа - по часовой стрелке): Перуна, Сварога и Велеса. На камнях сохранились следы нанесённых символов и надписей.
 
 
КАМЕНЬ-ШАМАН НА ОЗЕРЕ ДГО

где находится, как доехать:
Озеро Дго (В переводе - Волки) находится в шести километрах от поселка Пржевальское, Демидовского района, Смоленской области. Как и некоторые другие озера Смоленского Поозерья, Дго древнего ледникового происхождения. На озере есть три острова. На самом большом острове, в северной его оконечности, находится Шаман - Камень.
Длина 4,2 м., ширина 2,5 м., высота 1,25 м.


 
Это гранитный Валун вытянутой седловидной формы. Часть его поверхности отполирована, то есть обработана искусственно. Согласно изысканиям археолога Шмидта Е.А. возле Камня были обнаружен культурный слой, содержавший керамику и кости. Находки были датированы разными эпохами, вплоть до неолита. В связи с этими находками, археолог предположил, что этот Камень быль Жервенным. Именно в честь этого Камень частенько называют Шаманом.
На Валуне имеются углубления — желобки.
 
У местных жителей остров, на котором стоит Шаман - Камень, носит дурную славу. 
Этот камень — одно из немногих сакральных мест на территории национального парка «Смоленское Поозерье». Валун использовался скорее всего ещё в дословянскую, когда на этих землях селились балтийские племена. На балтийское присутствие косвенно указывает и название озера — Дго. Этот памятник древности досконально ещё не изучен, и его назначение туманно. Тем не менее среди местных жителей ходят рассказы о том, что это был своеобразный алтарь, на котором приносили жертвы языческим богам. 
Среди всященных камней существует своя типология, которая соответствует их ритуальному смыслу. Есть, например, камни-следовики, перстовики, чашечники, луночники, жертвенники, «божий скарб» и другие. Какое прошлое у нашего валуна — покажут исследования ближайшего года. Этот камень идеально вписывается в систему археологических объектов, расположенных по берегам озера Дго. Рядом находится неолитическая стоянка, система селищ, курганный могильник. Ходят слухи, что прикосновение к этому камню может подарить человеку здоровье и силу. Но это, похоже, уже современный фольклор. Весь поход на остров чем-то напоминает переход из мира современного в мир древних сказаний и легенд. Какую ещё сказку сможет рассказать нам ветер времени — кто знает?
 
   
Городище и курганы Епишево
Древнее городище и курганы находятся на берегу ныне высохшей до маленького ручья крупной судоходной реки Пет, в Рославльском районе.
   
 
Древний город Вержавск 
Вержавск ("город у ржавой воды") — исчезнувший древнерусский город. В настоящее время городище Вержавска расположено на территории Воробьёвского с.п. Демидовского района Смоленской области, между озёрами Ржавец и Поганое, в 600 м западнее деревни Городище.
Впервые упоминается в 1136 году в Уставной грамоте смоленского князя Ростислава. Судя по упоминающемся в грамоте размеру десятины (1000 гривен серебра с погостов и 30 с города), уплачиваемой городом, Вержавск по своим размерам и экономической мощи уступал только Смоленску. Город стоял на одном из волоков знаменитого пути из варяг в греки, из неподалёку расположенной реки Гобза (приток Западной Двины) суда перетаскивались в Хмость (приток Днепра).


 
Городище открыто И. И. Орловским, исследовалось В. В. Седовым и Л. В. Алексеевым. Овальная площадка (100 × 40 м) городища была обнесена валом. Культурный слой мощностью до 1 м содержит материалы XII – XIII вв. Вал имел высоту не менее 2,2 м и был сооружен одновременно с возникновением поселения. К городищу примыкал неукреплённый посад, в лесу располагался курганный могильник (в 1960 насчитывалось около 40 насыпей).  
Впервые город был разорён литовскими войсками в начале XVI века. Окончательно исчез уже в первой половине XVII века.
 
Легенда о «втором Китеж-граде»
Поднявшись на высокий холм, первое, что бросается в глаза, - довольно чётко очерченный, едва ли не геометрически точный овал озера Поганого. С формой озера связана весьма сомнительная, с научной точки зрения, но от этого не менее красивая легенда, связанная с Вержавском. По преданию, в одночасье Вержавск со всеми постройками и обитателями... ушёл под воду. Совсем как знаменитый Китеж. И, дескать, тот Вержавск, который мы знаем – уже другой город, построенный на берегу озера, которое из-за проклятья и назвали Поганым. Однако историки эту версию считают, мягко говоря, несостоятельной.
В настоящее время:
Никаких древних руин, снующих туда-сюда учёных и лежащих прямо под ногами артефактов. Только цепь холмов, проходящая между двумя озёрами. Исторический пейзаж, с которым спорит скопление элитных дачек на противоположном берегу озера Поганого. Из-за этой мнимой первозданности бытует мнение, что от Вержавска остались только небольшие заросшие курганы. Но, увидев это место даже спустя почти тысячу лет, понимаешь, что без человеческих рук здесь не обошлось. Холмы настолько высоки (до 30 метров над уровнем озёр), а их склоны настолько отвесны, что в искусственном их происхождении не остаётся сомнений. Знатоки географии предложат, возможно, всё списать на ледник, некогда посетивший Смоленскую область и одаривший её знаменитым комплексом озёр. Но несколько научных экспедиций, работавших здесь ещё в 1960-1980 годах, подтвердили, что природные возвышения в своё время были досыпаны и укреплены. Кем? Людьми, пришедшими сюда жить.
 
Любопытные находки
И всё-таки территория городища ещё со времён первых экспедиций нередко баловала учёных желанной добычей. Это и разнообразные пряслица, удила, ножи, и осколки посуды и украшений, найденные местным краеведом Геннадием Косенковым и подробно описанные в его книге. Наиболее любопытны каменные кресты, обнаруженные на городище. «Скорее всего, кресты датируются XVI- XVII веками, и являются христианскими надгробиями. В пользу этой гипотезы свидетельствует то, что рядом, очевидно, находился тот самый Ильинский храм, - рассказывает известный археолог, преподаватель исторического факультета СмолГУ Фёдор Модестов. - Устраивать кладбище возле церкви - вековая традиция. Языческие курганы же относились за пределы поселений. Однако нельзя упускать из виду то, что это могли быть вовсе и не надгробия, а, скажем, поклонные кресты». Действительно, в семистах метрах от селища (бывшего посада) располагался курганный могильник, который учёные и считают кладбищем дохристианского времени. Современное же кладбище расположено аккурат на площадке городища.
   
 
Гнёздовский археологический комплекс (курганная группа)
Музей-заповедник Гнёздово - памятник древности, расположенный на правом бергу Днепра. Он представляет собой крупный курганный комплекс и несколько городищ. Когда-то курганов здесь было более четырёх тысяч, но к настоящему времени осталось всего около полутора тысяч, разной степени сохранности.
Официально комплекс датируется 9-13 веками. На его территории было обнаружено большое количество уникальных археологических находок, подтверждающих теорию о том, что смоленская земля тысячелетиями была крупным цивилизационным и культурным центром.
Среди археологических находок Гнёздовского комплекса обнаружены предметы не только славянских культур, но и артефакты совершенно иных стран и народов. Например, здесь найдены византийские монеты, скандинавское оружие и предметы быта. Не приходится сомневаться, что это свидетельства важной роли смоленской земли в экономике, политике и культуре древней цивилизации. Судя по всему, она была центральной точкой встречи южных культур с северными.


 
По одной из версий Гнёздово и было изначальным центром этих земель. А Смоленск возник много позднее. Также нельзя исключать, что датировка курганного комплекса Гнёздова 9-13 веками не верна. Она сложилась под влиянием норманнской теории, старательно исключающей возможность существования славянской государственности до прихода Рюрика. Однако известно, что уже к середине 9-го века Смоленск был крупным хорошо укреплённым городом. И выполнял функцию столицы большой густонаселённой местности. Для любого трезвомыслящего человека очевидно, что за несколько десятилетий на пустом месте мегаполисы не возникают.
Поэтому на территории Гнёздова должны продолжаться исследования. Необходимо произвести независимый радио-углеродный анализ предметов из самых древних слоёв здешних памятников. И, возможно, эти края подарят нам ещё немало удивительных открытий.
 
На территории Гнёздовского археологического комплекса в Лесной курганной группе располагается памятник на искусственной насыпи, которая сооружена на месте кургана Л-13. Курган был исследован Д. А. Авдусиным в 1949 году. Курган в высоту достигал 1,6 м, а в диаметре около 15 м. В комплекс кургана по обряду трупосожжения входили гребень, разннообазные по форме, материалу и цвету бусы, железый ключ, обломки железной гривны, гирьки для взвешивания, оселки, два фрагмента дирхемов (848 — 849 гг. и 907 — 908 гг.), подвеска, выполненная из дирхема и даже меч.
  
  
Королевский бастион
Королевский бастион в Лопатинском саду Смоленска — это классический пример раннего голландского пятиугольного бастионного форта. Возможно, он — единственный из подобных, уцелевший до наших дней. Собственно, слово «бастион» не вполне точное: здесь пять бастионов, рвы и другие фортификационные сооружения. 
Возведен в 1626-1632 году в период польской оккупации города в 20-30 годы XVII столетия в проломе Смоленской крепостной стены, был местом ожесточенных сражений во время Смоленской войны 1632-1634 гг., возвращения Смоленска в состав Российского государства в 1654 году и Отечественной войны 1812 года. 


В ноябре 1610 года осаждавшие Смоленск поляки выкопали подземную галерею, которая вела из Чуриловского оврага к западному участку крепостной стены. В подкоп заложили порох. Взрыв разрушил четырехгранную башню и прилегающие к ней участки прясел. Так образовался пролом, названный позднее Королевским. Защитники города укрепили место пролома земляной насыпью. Позднее разрушенные участки стены были разобраны поляками.
 
Накануне неудачной для России войны за возвращение Смоленска 1632 — 1634 гг. польский король Владислав IV занялся укреплением слабого места в обороне города. Он решил построить здесь земляную крепость — такую же, как в Антверпене, которую король видел во время своего путешествия в Нидерланды. Для этого он нанял немецко-голладнского инженера Иоганна Плейтнера, помогал которому в строительстве командующий смоле
Строительство бастиона началось в 1626 году, а закончилось незадолго до Смоленской войны. Землю для насыпи добывали тут же, получая по периметру крепости глубокий ров (пруд в Лопатинском саду – остатки того рва). Верхний вал крепости достигал в высоту почти 11 метров. На нем лежали присыпанные землей колья, острия которых выступали наружу. Нижний вал имел высоту около 10 метров. Попасть на него можно было только через опускную железную решетку, сделанную в прилегавшей крепостной стене. Под валом находились «тайники» - четыре камеры подошвенного боя, в которые вели выложенные кирпичом коридоры с каменными лестницами.
 
Сама крепость в разные эпохи называлась по-разному - Сигизмундова, Большой вал, Цитадель. Самое же распространенное название укрепления — Королевская крепость или Королевский бастион (последнее, кстати, не совсем точно с точки зрения фортификации, ибо крепость состояла из целых пяти бастионов и других оборонительных элементов: рва, гласиса и др.). Внутри нее (там, где сейчас Массовое поле) изначально находились помещения для хранения вооружения, провианта, казармы и даже резиденция польского короля.
Первоначально Королевская крепость была полностью отрезана от города. Она - свидетель сражений уже упоминавшейся Смоленской войны, взятия Смоленска русскими войсками в 1654 году, битвы за Смоленск в Отечественную войну 1812 года.
В середине XVII века были построены два участка стены, примкнувшие к крепости. Нынешний мост в Лопатинском саду построили на месте входа в Цитадель. Ворота в нее когда-то находились на площадке между заложенными кирпичом арками, венчают которые скульптуры львов. Арки — это входы в каменные помещения для хранения боеприпасов. Позднее пустоты в насыпи приспособили под казематы. На рубеже XVIII-XIX веков, по иронии судьбы, казематы служили в качестве этапных тюрем для поляков, следовавших через Смоленск в ссылку. Известна фотография начала XX века, на которой запечатлен камень с загадочной надписью «Кабог Ралло». Историк Иван Орловский считал, что это имя одного из польских конфедератов, узника Королевской крепости.
 
В 1874 году на месте крепости был разбит парк, названный в честь своего основателя - смоленского губернатора Александра Лопатина (в советское время - Центральный парк культуры и отдыха). Пустоты в насыпях частично использовали и до революции, в советское время в них находились торговые павильоны с фруктовыми водами и мороженым. В середине прошлого века у подножия Королевского вала появился стадион «Спартак».
Для спуска воды из крепости была проложена большая каменная труба, которая вела в ров, а оттуда водоотвод осуществлялся по двум дубовым трубам, которые вели в Чуриловский овраг.
Отметим, что внутри Королевского бастиона в давние времена были устроены казематы, облицованные кирпичом. Легенда гласит, что в одном из них в апреле-мае 1708 года содержались генеральный судья Украины Василий Кочубей и полковник Иван Искра, направлявшиеся к Петру Первому с сообщением о предательстве гетмана Мазепы. Но Петр Первый не поверил им и приказал посадить в смоленские казематы, а затем велел выслать обоих назад к Мазепе, который жестоко расправился с ними. На протяжении полутораста лет в казематах крепости содержалось много узников. Заключались он и в помещении гауптвахты, находившейся в валу у моста через ров.
  
 
Пениснарские курганы
Славяне поселившиеся на этой месте выбрали эти земли не даром. Посреди пяти холмов находится не глубокое но обширное (почти 100 Га) Пениснарское озеро. На одном из берегов и находится сама деревня Пенеснарь. В настоящее время название деревни исказили, название произошло от СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ СЛОВ "Пена" и "Снарь". Каждую весну и осень к берегам озера волны снашивают на берег большие валуны пены. Вот, скорее всего, из-за этого природного явления и произошло название деревни. На одном из берегов находится камень-чашечник, который имеет выдолбленное углубление.
Многие слышали про Гнёздовские курганы, но мало кто знает, что в деревне Пенеснарь тоже есть курганы. По рассказам местных жителей их было два.
 
Один из курганов в 50-е годы решили использовать для добычи песка и разрыли песчаный карьер. Поговаривают, что были находки, много скелетов и артефактов, но сильной огласки это не получило и добыча остановлена не была. В итоге, на данный момент, мы имеем полностью изувеченный и выскобленный до глины древний монумент.
В последние десятилетия его используют как помойку - свозят туда бытовой мусор. А всё ближайшее поле выкуплено московской частной фирмой и продаётся под участки для строительства. Скорее всего, курган, точнее то, что от него осталось, наполнят мусором, а потом сравняют с землёй.
 
С высоты он напоминает квадрат 200х200 метров или больше.
Координаты объекты:
Широта: 54°55′18.47″N (54.921798)
Долгота: 31°59′14.54″E (31.987371)
  
Второй курган не тронут и всё его богатство скрыто от глаз. Он находится в 100 метрах от первого разрытого кургана-карьера. Если посмотреть, то видно, что Капище находятся вдалеке от самой деревни, через реку, и также на возвышенности.

  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Мегалиты и священные камни Смоленской области.
http://ozerodgo.tilda.ws
http://dostoyanieplaneti.ru/
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
https://megalithica.ru/
Смоленская область: Атлас (масштаб 1 : 200 000) / Ред. атласа Н. Д. Стоялова. — Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2011. — 40 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-9523-0302-7. (обл.)
Памятники природы Смоленской области.
Смоленские губернские ведомости N 81, 1891 г. 
Г. Кусов. Камень с Большой Медведицей. Вокруг Света N 5, 1989 г. 

 

 

ВложениеРазмер
bastion.jpg232.28 КБ
Gnezdovsk3.jpg307.99 КБ
MakoshK.jpg586.35 КБ
PolLady.jpg740.15 КБ
PolTriglav.jpg591.89 КБ
PolVelesa.jpg819.6 КБ
ShamanKam.jpg70.68 КБ
Tushemlya.jpg352.47 КБ
Verzhavsk.jpg223.25 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

геология Смоленской области

Чем интересно геологическое строение района? Обратившись к нужной геологической карте Атласа, или врезке к физической карте, можно увидеть характерную пестроту дочетвертичных (коренных) пород. Кроме залегающих повсеместно девонских отложений (известняки, доломиты, глины), на востоке территории распространены каменноугольные известняки, глины и пески. Комплекс этих отложений, распространенный на юге и частично в центре области, представлен юрской и меловой системами.

Мощность их сравнительно невелика: юрские достигают 75,8 м (село Жарынь, Рославльского района), меловые - 40-70 м.

Мезозойская эра

Это удивительное время в жизни Земли: расцвет голосеменных, по суше расхаживают гигантские ящеры-динозавры, в воде - ихтиозавры и плезиозавры, воздушную среду осваивают птеродонты и птицы. Оcтатки их скелетов обнаруживаются в морских юрских и меловых отложениях Шумячского, Ершичского и Рославльского районов области. Отложения юрского периода мощностью от 20 до 70 м представлены глинами и песками. В них много раковин, отпечатков различных беспозвоночных, части скелетов рыб и водных растений. Глубина их залегания изменяется от 5-10 м (в центре), до 46,8 м в городе Рославле и 91 м в селе Лахи. Выходы юрских глин меловых и палеоген-неогеновых отложений на поверхность известны в долинах реки Десны и ее притоков (у деревнень Хурцева, Алтуховка, Луги, Байгоры).

К меловым отложениям относятся глины, мел, мергель, трепел, опоки, глауконитово-кварцевые пески, фосфориты. Они встречаются в долинах рек, содержат раковины двустворчатых моллюсков, ростры белемнитов, позвонки ихтиозавров, плезиозавров и т.д. Меловыых отложениях можно встретить пятна палеогенавых и неогеновых песков и глин. Общая мощность отложений мелового времени достигает 30 - 40 м. Их выходы известны в бассейнах рек Десны, Ипути, Сожа, Угры, Остра, Десны и др.

Кайнозойские отложения залегают на размытой поверхности палеозойского и мезозойского комплексов. Они представлены местами на юге и центре области маломощной толщей (10-35 м) кварцевых песков и глин палеогеновой и неогеновой систем и повсеместно осадками четвертичного возраста. Причем палеогеновые и неогеновые отложения распространены только в южных районах области. Небольшие месторождения зеленовато-серых, восковидных глин, кварцевых песков, мощность в несколько метров, образовались в прибрежно-морских условиях. Выходы палеоген-неогеновых осадков известны по р. р. Остру, Десне и в других местах. По происхождению это ледниковые, водно-ледниковые, озерно-ледниковые, речные, озерные, болотные и эоловые отложения. Представлены они обычно валунными суглинками (мореной), лессовидными (покровными) суглинками, песками, глинами, гравийно-галечными породами, торфом и мергелем.

Четвертичные отложения имеют сложное строение: образуют несколько горизонтов валунных суглинков (морен), межмореиных песков с гравием, супесей. Их мощность на возвышенностях - несколько десятков метров (40 - 50 ), на равнинах - намного меньше (10-20 м.). Покровными породами зандровых равнин являются валунные пески и супеси, местами близко подстилаемые мореной; возвышенностей и моренных гряд - лесовидиые суглинки мощностью 4-6 м. Они отсутствуют на Асельской гряде (там сверху пески ), в долинах рек, на современных болотах, в понижениях Сещинского протока. В долине р. Днепра у д. Верхние Немыкари Починковского района вскрывается известный среди геологов и географов погребенный торф Микулинского межледниковья с возрастом около 100 тыс. лет. На Рославльской и Асельской грядах, на Екимовической возвышенности встречаются отторженцы. Это породы юрской, меловой и четвертичной систем, оказавшиеся смятыми и смещенными под напором днепровского ледника.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru