Мегалиты Новгородской области

В Старорусском районе Новгородской области археологический сезон завершился, а археологи между тем продолжают совершать открытия. Несколько дней тому назад в деревне Святогорша Старорусского района был найден так называемый «культовый камень». Находку археологи уже назвали замечательной и объявили камень находящимся под государственной охраной как объект культурного наследия.
   

 

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

В одном из прошлых номеров в рубрике «Невероятное очевидно» мы рассказали про необычный камень, лежащий недалеко от просёлочной дороги вблизи деревни Святогорша Старорусского района. На громадной глыбе длиною в восемь метров и шириною метра в три-четыре высечено изображение храма примерно в метр высотой.
Камень этот весьма знаменит, он привлекает внимание не только местных жителей, но и заезжих гостей: как бы ни улыбались скептики, но женщины ходили и по сей день продолжают ходить к нему в поисках исцеления от бесплодия.
Мы подумали, что будет правильным показать его археологам. Осмотреть удивительное изображение храма мы попросили руководителя Старорусской археологической экспедиции, кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории Новгородского университета Елену ТОРОПОВУ. Выяснилось, что святогоршский чудо-камень относится к разряду так называемых «культовых камней» и является ни много ни мало, а объектом культурного наследия.


 
- Пока точно говорить о датировке изображения храма, нанесённого на камень неизвестным мастером, мы не можем, вопрос предстоит ещё изучить в ближайшем будущем, - рассказала «НВ» Елена Владимировна. - Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что рисунок этот вовсе не новодел, и обнаружение его - весомое археологическое открытие.
Как пояснила руководитель экспедиции, не исключено, что изображение храма является лишь частью большого рисунка, который не сразу можно заметить. В ближайшее время камень планируется очистить от мха и плесени, и археологи осмотрят его ещё раз. Есть вероятность, что помимо удивительного камня вблизи деревеньки Святогорша есть и неизвестная сопка. Впрочем, это лишь догадки, которые ещё предстоит подтвердить или опровергнуть учёным в ходе археологической экспедиции в район святогоршского камня. Поход, как обещала Елена Владимировна, непременно будет запланирован на осень.

 


 
Не камни, а загадки

Так называемые «культовые камни» в мире достаточно хорошо известны. По документам, только в Новгородской области их насчитывается порядка 80 штук. Однако это только по архивным данным, поскольку информация о местоположении многих камней утеряна.
Есть легенды, что в районе той или иной деревни лежит камень с каким-либо изображением, но где именно он лежит, сказать уже никто не может. Проблема в том, что деревни вымирают, и не остаётся местных жителей, помнящих легенды и предания родного края.
Возраст изображений - тоже большая загадка, он варьируется от эпохи раннего металла до средневековья. В основном культовые камни - это камни-«следовики», то есть на них нанесено изображение либо ступни, либо кисти руки. Как и для чего были сделаны изображения, сказать невозможно, сегодня же в народе их связывают с православной традицией.
Например, в том же Старорусском районе, в деревне Речные Котцы, есть камень с изображением двух следов: одного маленького и одного крупного. Местное предание приписывает эти следы деве Параскеве, за которой гнался чёрт. Бежали, мол, они мимо камня, наступили на него, вот следы и остались. Местные жители камень почитают как святыню, он обнесён церковной оградкой и к нему ходят по большим церковным праздникам. Старожилы рассказывают, что в прежние времена вокруг камня даже совершались крестные ходы. Такое почитание камней, несомненно, не состыковывается с канонами православия, но учёные объясняют подобные верования существованием так называемого «народного православия», которое в прежние времена было особенно широко распространено и жило по своим законам.
Поклонение «культовым камням» поддерживается ещё и многочисленными легендами об их целительных свойствах. Считается, что эти камни способны лечить многие недуги, но особенно часто им приписывается свойство избавлять от зубной боли или женского бесплодия.
В одной из деревень Хвойнинского района есть камень, расколотый надвое. Считается, что вода, текущая между его половинками, - святая. А в деревне Данилово Демянского района на культовом камне отчётливо видны изображения руки и креста.
Чаще всего изображения на камнях считаются святыми, хотя встречаются и исключения из правил. На «культовом камне» под названием Медведь в Новгородском районе высечены несколько лунок. Местные жители утверждают, что на этом камне видели чёрта.
  

Аномальные зоны Новгородской области
Легенды Святогорши
Что же касается камня вблизи деревни Святогорша Старорусского района, то местные старожилы говорят, что и камень этот, и изображение храма на нём помнили ещё деды их дедов. Откуда он взялся, никто не знает, но предположения все выдвигают с величайшим удовольствием.
Существует, например, столь распространённое предание, что стало для Святогорши уже официальным. Согласно ему некогда на Старую Руссу двигался «литовский князёк, а по пути разорял сёла русичей». Шёл меченосец вдоль реки Полисть, где и повстречал на пути крутую гору. За горой в засаде стоял Святослав со своею дружиной. В бою почти весь отряд рушан сложил головы, но и «литовцы ополовинились». Святослав тоже погиб, его похоронили тут же, под горой, где и воздвигли памятник.
Постепенно вокруг памятного места - Святой горы - разрослось селение Святогорша. Бытует мнение, что чудо-камень - это и есть памятник Святославу.
Впрочем, у этой версии появления глыбы с изображением храма есть свои противники. Самые ярые скептики утверждают, что изображение на камне выбил деревенский пастушок. Было это, естественно, так давно, что пастушка этого никто не помнит, но сторонники этой версии горячатся: «У кого ещё время найдётся на то, чтобы кропотливо выбивать на глыбе храм?».
Есть и третья версия - промежуточная и в какой-то степени даже примиряющая две первые враждующие. Недалеко от места, где расположен камень, раскинулось сельское кладбище. Старики говорят, что кладбище это было ещё в незапамятные времена, и один старец, ведущий праведный образ жизни и в деревне очень почитаемый, собственноручно выбил на камне изображение храма, перед которым местные жители раньше поминали своих усопших близких.
О возрасте уникальной находки и её происхождении сегодня говорить обоснованно не просто трудно, но и невозможно. Одно совершенно точно: нововыявленный памятник имеет значительную историческую ценность и является уникальным, поскольку изображение православного храма на культовых камнях - большая редкость.

 

 

СВЯЩЕННЫЕ РУССКИЕ КАМНИ

Сакральные камни, древние святилища и обсерватории… Я никогда не приходила мимо публикаций, затрагивающих данную тему. А тут недавно прочла замечательную книгу – «Мегалиты русской равнины» автор Антон Платонов. Его труд привел мои мысли в порядок, что-то подтвердил, что-то объяснил, и конечно, поведал много всего нового.
Но самое главное, я получила ответ на свои «почему?». Если и вас интересует эта тема, то все же рекомендую книгу к прочтению. А в рамках этой статьи я чуточку перескажу, чтобы и вам стало понятно, почему люди поклонялись камням.
 

Почему камни почитаемы?
Ответ кроется в нашей истории, в ушедших в Лету верованиях, мелькает тонкой ниточкой в фольклоре (заговорах, сказках, приметах и поговорках), причем не только восточных славян.
Чтобы понять, почему камень занимает одно из ключевых мест в верованиях древних людей, стоит учесть то, что он, прежде всего, является частью чего-то большего, некой системы, храма, в конце концов.
 Храм людей прошлого – это не обязательно здание, не обязательно какая-то постройка, это могло быть определенное место, имеющее определенное значение в жизни людей. Святилище могло быть большим, как Кромлех, к примеру, или совсем маленьким (деревенское капище), но камень там присутствовал почти всегда. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, нужно понять, что такое храм для язычника.
 
Любое святилище – это особая структура, повторяющая структуру всего Мира, его пространство и момент сотворения. Соответственно, центр храма символизирует центр Мира, и в этом центре стоит Камень (или Дерево, а часто и то и другое). И снова «почему?». Почему именно камень?
Все станет на свои места, если мы обратим внимание на связь камня с магией, плодородием и смертью. Магия. Рождение. Смерть. Это те свойства, те элементы, за которыми всегда стоит божество. А если связать их вместе, то не просто рядовой божок, а один из творцов всего Мироздания – скандинавский Один, славянский Велес.
 Мы и по сей день верим в то, что мир сотворен высшей силой – Богом. Наши предки считали так же: все живое и сущее сотворил Бог (или группа Богов). Так вот, твердь земная была сотворена из горсти песка или земли, комка глины или же… камня, поднятого со дна Первоначального Океана. Отпечаток руки Бога остался на том камне и по сей день, а, следовательно, и на всех камнях. Так считали наши предки.
 
Камень в фольклоре
Раз уж я начала издалека, аж с самого сотворения мира, и вскользь упомянула про фольклор, то стоит к нему вернуться. Отметить некоторые моменты, где мы с вами встречаем камень.
 Заговоры.
 Да-да, это именно то, о чем вы подумали – магические заговоры. Уж не знаю, насколько велика их сила, но с точки зрения этнографии – они ценнейший источник информации.  И в этом источнике мы нередко встречаем камень, который иногда называется  -  Алатырь. Отрывок из приворотного заговора:
...А взываю я к белому камню Алатырю.

Лежит камень посередь воды,
Лежит века и не знает беды...
 
Сказки. 
Просто вспомните, в скольких сказках встречается Камень.
Иван Царевич видит на перекрестке камень с надписью: «Налево пойдешь…» и так далее;
Вход во всякие страшные места (жилища Кощея и Бабы Яги) закрывает большой валун.
А как же Экскалибур? Легендарный меч был заточен в камень.
Белорусская поговорка «Что из земли, то от Бога»;
И так далее.
 
Основные типы священных камней
Камни-чашечники. Камни, имеющие небольшие (несколько сантиметров в диаметре) углубления. Некоторые исследователи считают, что такие камни имеют отношение к культу предков и Нижнему миру. Использовались как жертвенники и являлись частью святилищ.
Камни с изображениями. Весьма почитаемы были камни с изображениями (рисунками, следами, так называемые «следовики»).
Идолы. Это камни, которым искусственно придавалась некая особая форма (форма креста, к примеру).
Менгиры. Это высокие (от 1 до 9 метров в среднем) столбообразные камни. Бытует мнение, что такими камнями обозначались Места силы.
Круги и лабиринты. Целая система камней, распложенных особым образом. Древние считали, что при помощи определенного расположения камней можно «стягивать» силы природы в одном месте.
Астрономические сооружения. Помимо своих мистических свойств обладали еще одним – привязкой к астрономии. Благодаря таким сооружениям древние люди следили за небесными светилами, предсказывали затмения и дни солнцестояния. Ярким примером такого сооружения является Стоунхендж.

  

 
КУЛЬТОВЫЙ КАМЕНЬ
Валун на горе Ореховна
Крупный валун находится на горе Ореховна в Демянском районе, в паре километров западнее от озера Половец.
В Демянском районе на вершине горы Ореховна археологи обнаружили большой гранитный валун, об этом сообщила на ежегодной научной конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология» начальник Старорусской археологической экспедиции Елена Торопова.
Высота горы Ореховна 288 метров. Это одна из наиболее высоких точек в Новгородской области. Предположительно валун был принесён на возвышенность ледником тысячи лет назад. На поверхности камня высечена надпись на кириллице, также зафиксировано изображение восьмиконечного православного креста.
— С этим камнем связано несколько местных легенд — о его чудесном появлении на вершине горы, говорят, прилетел, — отметила Елена Торопова.
 
 Ñ€ÐµÐºÐ° Ловать

Камень под Старой Руссой (Валун у деревни Камень)
Валун у деревни Камень — крупный гранитный валугн, находящийся к востоку от деревни Камень Волотовского района Новгородской области, в пойме ручья Шелепский, на его правом берегу.

Размеры: высота — 5,1 м, ширина — от 7 до 8,6 м, периметр по верхней кромке — 32 м. При этом он на неопределённую глубину погружён в землю.
Кристаллическая порода валуна относится к группе гранитов рапакиви (питерлит).
10 февраля 2012 года постановлением Правительства Новгородской области валун был объявлен памятником природы регионального значения, а прилегающая к нему территория получила статус «особо охраняемой природной территории».
Площадь памятника природы составляет 0,67 га.
Валун является самым большим на территории Новгородской области и относится к культовым камням, объектам языческого поклонения. Имеет историко-культурное значение. Ежегодно с 6 по 7 июля в день Ивана Купалы около валуна устраиваются гуляния.
Где находится, как доехать:
Добраться до камня не так просто. От Шимска на Волот, до деревни Устицы. Сразу за мостом через речку Псижа поворот налево. На этом повороте даже есть указатель на камень, правда очень незаметный. От Шимска до Устиц асфальтовая дорога средней паршивости. Дальше, по плохой грунтовке, через деревни Сельцо (в деревне налево), Горицы (в деревне прямо) и Парник (перед деревней налево) до деревни Камень. GPS трек. Географические координаты: N58°02'57,6'' E30°52'06,3''.
Прямо на взъезде в деревню овраг с ручьем Шелепский. Где-то в этом месте нужно оставить машину. Дальше направо (на восток), вдоль ручья по дороге через поле. Возможно, в сухое время года по этой дороге можно проехать, если клиренс позволяет. Но судя по всему, ездят по ней на тракторах. Эта дорога ведет к беседке у камня.

Валун находится на дне долины ручья Шелепский. Долина ручья имеет вид оврага: склоны крутые высотой около 5 м относительно русла, ширина долины около 30 м. 
 

25. Менгир Батецкий район, 
Уникальный камень в виде вертикально поставленной стелы зафиксирован на берегу реки Луги в месте пересечения её старой дорогой. Этот менгир представляет собой валун высотой 2,3 м, длиной 2,5 м и шириной 1,4 м с расчетным весом около 18 т. На вершине камня имеются следы попытки его раскола. Вероятно, раньше он был немного выше, т. к. от него удалось отбить лишь две небольшие части вершины. Намеренная установка камня в вертикальное положение сомнений не вызывает: если бы камень просто убирали с поля, то вряд ли стали сначала устанавливать, а потом пытаться расколоть.

Поставлен камень плоскостью вдоль течения реки и, вероятно, отмечает место пересечения её дорогой. Менгиры, вертикально поставленные камни, являются наиболее редкими памятниками мегалитического наследия в северо-западном регионе России. Ближайшие аналоги можно встретить в Псковской области (Камень-солдат) и Латвии (камень Чертов рог). 
В соседних регионах подобные камни часто связываются с преданиями об окаменевших людях, также иногда считают их «управляющими местностью»; считается, что пока такой камень стоит, в округе все будет нормально, если же камень будет повален — жди бедствий. Подобные легенды имеют определенные пересечения с преданиями о стоящих камнях Западной Европы. Можно предположить, что менгир на берегу Луги, вероятно, не только отмечает важное место пересечения реки дорогой, но и несет другую смысловую нагрузку [36].
  
 
Камень Щеглец - валун с петроглифами
Валун является одним из самых ярких и знаменитых культовых валунов средней полосы России.
Щеглец — гранитный Камень с петроглифами бронзового века. Находится в 2,5 км к северу от деревни Мытно Новгородского района Новгородской области, на левом берегу реки Вишеры.
Представляет собой отдельно лежащий гранитный Валун размером 1,5 × 2 м. На камне изображены солнечные (солярные) знаки, контуры ладоней и медвежьи стопы.

Щеглец является самым известным культовым камнем Новгородской области. По оценке исследователя А. А. Формозова возраст петроглифов относится к позднебронзовому веку — II—I тысячелетие до н. э.
Где находится, как доехать:
 Добраться до камня не так просто. Сначала нужно доехать до деревни Мытно (Новгородский район). Там, у моста через реку Вишера оставить машину и начать подниматься вверх по течению, по левому берегу. Первая половина маршрута относительно проста. В этом районе пройдет платная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург. До места строительства дороги есть тропинки и наверняка, в ближайшем будущем, появятся дороги для строительной техники.
От М11 идти сложнее. Река делает большой изгиб. Дорог и тропинок там нет. За изгибом начинается относительно прямой участок. Где-то ближе к концу участка в реку впадает ручей Щеглецкий. Камень находится в русле ручья, примерно в 50-70 метрах от реки Вишера. Подобных ручьев там несколько, через них у устья перекинуты тонкие бревна.
С помощью навигатора имеет смысл искать устье ручья, потом пройти 50-70 метров по нему. Камень в низине, с учетом не очень хорошего приема GPS в лесу его можно долго искать.  
 

Камень с крестом Батецкий район,  
Небольшой камень с выбитым глубоким изображением креста был зафиксирован С. Алексашиным в реке Луга. Подобные камни часто являлись межевыми знаками, также отмечали перекрестки дорог (Лунный камень у д. Келлози в Ленинградской области, Крест-камень у д. Кицково в Псковской области). 
С подобными камнями были связаны суеверия и обряды, совершение которых должно было обеспечить удачу в пути. В данном случае камень с крестом, судя по его нахождению, вероятнее всего отмечал, древний брод через Лугу, место, где дорога пересекала реку [36].
 
 
Следовик-подкова Батецкий район, Новгородская область
Небольшой камень с изображением подковы с разрушенного могильника у д. Ручьи. Размеры подковы 10?14 см, сам камень невелик, его длина 54 см, ширина 36 см, высота 40 см. Сравнивая это изображение с аналогичными следовиками, можно предположить, что камень мог играть роль оберега для скота либо быть межевым знаком.
 
 
 Чашечник со стоком на меже - Батецкий район, 
Довольно нехарактерный образец чашечных камней расположен на меже, разграничивающей два поля. В центре камня, размерами 1,4?1,2 м, имеется одно чашечное углубление, стандартных размеров для подобных памятников. На юг из чашки, по естественной трещине, выбит небольшой сток длиной 0,75 м в сторону одного из полей. Можно предположить, что межевание было произведено по этому камню, как наиболее характерному ориентиру. Версия, что камень мог быть сдвинут с поля, менее вероятна, поскольку камень заглублен в землю [36].
 
 
Чашечник со стоком у кургана - Батецкий район,  
Камень с четким углублением неправильной формы («следок» 10?5 см) и стоком из него зафиксирован у основания одиночного кургана недалеко от берега реки Луги. Камень стоит с западной стороны кургана, сток из камня направлен в сторону кургана. Рассматривая этот камень, стоит отметить, что в обкладках курганов и в привязке к древним сопкам в Псковской и Новгородской областях также можно встретить камни с крестами и валуны с чашечными углублениями [36].
  
 
Каменный круг у д.Коломо (Коломовский Круг)
В 50 метрах от Коломо «стоит» каменный круг. Всемирно известный Коломовский Круг – это камни высотой 0,6-1,5 метра, поставленные по линии идеально правильного эллипса. Размер эллипса по длинной оси составляет 18 метров. Совсем недалеко находятся похожие Сущёвский и Подгощенский круги. А Солоницкий круг раскапывал и изучал ещё Николай Рерих. 


Внутри Коломенского Круга полутораметровый слой золы. Какие же огромные костры горели в этих кругах?! И, видимо, долго горели. Или часто зажигали. Что это за костры? Что это за круги? Кто построил? А, главное, зачем? Никто не знает.
Каменный круг или кромлех, у д. Коломо представляет собой «плоский курган» диаметром чуть меньше 20 метров, обрамлённый рядом вертикально установленных валунов высотой до полутора метров.
По всей внутренней части круга на глубине около метра залегает зольно-угольный слой, свидетельствующий о том, что некогда в круге, занимая всю его площадь, горел огромный костёр, возможно — погребальный. Позднее внутреннее пространство круга было засыпано землей, и на настоящий момент только верхушки стоячих камней выступают над поверхностью земли. Внутри круга найдено несколько обломков лепной керамики и кремневый наконечник стрелы.
Приблизительный возраст кромлеха около 3-5 тысяч лет.
Где находится, как доехать:
Координаты приблизительные; на окраине д. Коломо (Шимский р-н Новгородской области)
  
 
Чашечник,  Батецкий район
Камень с восемью чашечными метками расположен в поле у д. Подберезье, недалеко от шоссе, идущего вдоль южного берега реки Луги. Чашки сосредоточены в северо-западной части камня. Камень имеет длину 2,2 м., ширину 1,9 м., выступает над уровнем земли на 0,3 м. Размеры чашек и их расположение полностью аналогичны подобным памятникам на Карельском перешейке, в Куммолово и других местах северо-западного региона. Средний диаметр чашек 6 см, глубина до 2 см, дно закругленное. Расположение камня позволяет соотнести его с близлежащим могильником и подтверждает версию об использовании таких камней при обрядах поминовения предков.
  
 
Расколотый валун с чашей на Луге Лужский район. 
Валун на берегу реки Луга (среднее течение, в районе впадения реки Ящера), вероятно, представляет собой большую гранитную глыбу, расколовшуюся на небольшие части и на данный момент предстающую в виде нескольких крупных обломков. На одном из них сбоку имеется крупная чашечная выемка размером около10?10 см и глубиной порядка 15–20 см. Камень зафиксирован в ходе авторской разведки в 2002 г.
Несмотря на отсутствие мифологического сопровождения объекта, можно предположить, что этот валун также имеет отношение к валунам, разбитым ударом молнии, — Гром-камням. Ближайшим аналогом можно назвать камень Закли (на реке Визла) в Латвии, связанный с культом подземных духов и, по легенде, расколотый ударом молнии.
  
 

«Алёнушкин камень»
На окраине деревеньки Великая Нива протекает река Волма. И есть на ней место, где сквозь воду проглядывает камень, прозванный «Алёнушкиным». Кажется, что легенду с ним связанную, знает каждый местный житель, даже самый юный. 14-летний сын Веры Григорьевны, Артём, не исключение. Кстати, это паренек уже был героем одного из наших репортажей ( Один парень на деревне ).

- Когда-то в нашей деревне жил очень красивый парень Алёшка. Девки гурьбой за ним бегали, страдали, а он никак не мог подругу себе выбрать. И, как-то раз, Алёшка пошел на речку, сел напротив валуна, - рассказывает Артём. - Сидел пение птиц слушал, размышлял. И вдруг, услышал парень, как вода плещется. Неожиданно перед ним девушка неписанной красоты появилась и уселась она на этот самый камень. Алёшка обомлел тогда. Ведь перед ним настоящая русалка сидела. Влюбился он в нее без памяти. И, с тех пор, он каждый вечер приходил к этому камню, чтобы увидеться с ней. Русалку эту Алёнушка звали. Он с ней до самого рассвета сидел.
Встречались влюбленные тайком, расставались только на день. Вскоре девицы ревнивые стали замечать, что Алёшка перестал на гулянья ходить. И решили тогда любопытные барышни узнать, с кем он зорьку встречает. Когда в полночь Алёшка в очередной раз направился на встречу с любимой, девицы проследили за ним. Увидев его с русалкой, девушки закидали влюбленных камнями, стали угрожать Алёнушки, что созовут всю деревню и выловят ее сетями. Тогда русалка поцеловала милого, крикнула ему на прощанье «Ищи меня в других водах!» и уплыла.
- Через несколько дней Алёшка ушел из деревни искать свою русалку. Нашел он ее или нет, никто не знает, - говорит Артёмка.
Но очень хочется верить, что нашел.

 

Любытинское (Малышевское) городище
Малышевское городище — древнерусское городище середины X века, обнаруженное вблизи посёлка Любытино (Новгородская область России).

Крепость на Малышевском городище, как считается историками, была построена дружинниками, оставленными на Новгородской земле княгиней Ольгой в середине X века во время её похода на Лугу, Псков и другие земли современного Северо-Запада России.
С 1997 года сотрудниками и студентами Новгородского государственного университета под руководством В. Я. Конецкого на городище ведутся археологические раскопки. За время проведения раскопок были обнаружены предметы быта дружинников, женские украшения, керамические изделия и др.
В 2007 году исследовался центральный участок городища. Были обнаружены остатки жилых и хозяйственных построек. Среди находок — многочисленные бытовые предметы, стеклянные бусы, в том числе глазчатые. Характерно наличие следов пребывания дружинников например предметов вооружения.
Завораживает российская история. Все было – кровавые битвы и небывалое благородство, прославление духовности и только материальные ценности. А как все начиналось? Откуда истоки Государства Российского? История земли Новгородской началась с настоящей деревни 10 века. Воссоздана эта деревня в местах, имеющих тысячелетнюю историю. Небольшой поселок основала княгиня Ольга, проплывая по реке Мста. Городище Малышевское основано в 948 году в 175 километрах от Великого Новгорода.
Четыре избы для проживания всей родни и несколько хозяйственных построек, вот и вся деревня. Вместо крыши дом накрывали плахой, потом несколько слоев коры, а потом – дерн с зеленой травой. В одной такой деревне жили только родственники во главе с батькой, дети и внуки. Внучки всегда жили в доме батьки, а сыновья – с родителями. Вместо кроватей в доме были полати, для сна. Под ними – место для домашних животных. Топилась изба без дымохода, «по-черному». Пищу готовили в отдельном помещении. Амбар стоял на сваях, чтобы не добрались туда грызуны. Еще был погреб с ямой для хранения продуктов. Развлекалась молодежь игрой в кубы. На окраине городища есть сопка, погребальный холм, где захоронен глава семьи. Одежда деревенская была просторная, из натурального льна.  На фото: экспозиция "Славянская деревня". Между прочим, место для неё избрали не случайно: она действительно располагается на месте стоявшего здесь когда-то поселения (что подтверждают археологические раскопки). Деревянные постройки повторяют традиционные избы восточных славян разных климатических зон (Северо-Запад, средняя полоса, Украина).
 
 
Княжна гора (городище Демон)
Княжна гора — городище в виде холма, находится на правом берегу реки Явонь, в 8 км от посёлка Демянск вблизи деревни Пески. По результатам раскопок 1980 года было установлено, что, впервые поселение возникло здесь в конце первого тысячелетия нашей эры.

Высота горы − 29 м, длина верхней площадки − 86 м, ширина верхней площадки − 50 м, длина окружности верхней площадки − 331 м. По результатам раскопок и исследований на Княжной горе и по найденным здесь предметам Х века, предполагают, что на этом месте существовало древнее городище Демон, вокруг которого в ХI веке построили деревянную крепость, которая защищала подходы к Новгороду по воде и суше, но В ХVI веке поселение было перемещено с Княжьей горы, примерно на 8 км на запад, на место нынешнего Демянска. В годы Великой Отечественной войны в окрестностях проходили ожесточённые сражения — на вершине Княжей Горы стоит православный крест с надписью «Сим Победиши».
Легенда: 
Давным давно жил в нашей местности князь с молодой княгиней. Хорошо и счастливо они жили, но случилась война. Отправился князь с дружиной своей в поход. Прошла неделя, другая — нет от князя вестей. Попечалилась, погрустила княгиня, забыла своего суженого. Полюбила она добра молодца. Уходила с ним на берег реки Явонь тешиться, миловаться. Нежданно — негаданно воротился из похода князь. Прослышал он от слуг верных об измене княгини. Опечалился горькой своей участи и велел позвать её к себе. Не заключил он её в темницу, не отдал в монастырь, а велел ей носить в рукаве своём песок на то место, где оставила свою верность. День за днём носила княгиня туда песок. На месте том вырос холм, а затем гора. Прошли годы, многое изменилось с тех пор, а гора всё стоит и называют её в народе Княжной горой.
 
 
Рюриково Городище
Рюриково Городище — торгово-ремесленный и военно-административный центр Приильменья, городище, археологический памятник IX века, находится в Великом Новгороде в 2 км к югу от центра города, при истоке реки Волхов из озера Ильмень (напротив Юрьева монастыря). Известно в том числе как резиденция новгородских князей, с которой связаны многие имена известных политических деятелей Древней Руси.


До XIX века урочище, как и прилегающее село называлось просто Городище. Слово Рюриково появилось краеведческой литературе в начале XIX века, под влиянием легенд, отождествлявших это место со столицей государства Рюрика после призвания варягов. Поводом такой связи служит один из вариантов толкования «Повести временных лет» о призвании новгородцами (в другой версии прочтения «Повести временных лет» эту запись относят и к Ладоге) князя Рюрика в 862 году, что служит причиной и начальной датой легендарного появления княжеской резиденции на Городище. Вероятнее же всего, Рюрик присутствовал как в Старой Ладоге, так и на Рюриковом городище, учитывая что эти пункты являлись частью одного торгового пути.
Раскопки на Городище впервые произведены в 1901 году новгородским археологом Н. И. Полянским, после него относительно небольшие работы предпринимались Н. Е. Макаренко и Н. К. Рерихом, А. В. Арциховским, М. К. Каргером, С. Н. Орловым, М. Д. Полубояриновой, Н. П. Пахомовым. Раскопки, проведённые в 1928,1935 и 1965 гг. показали наличие трёх культурных слоев. Систематическое изучение было начато только с 1975 года и теперь продолжается ежегодно (руководитель член-корреспондент РАН — Евгений Николаевич Носов). Кроме остатков поселения, существовавшего со второй половины IX века, здесь обнаружен более ранний культурный слой:
остатки неолитической стоянки (II—III тыс. до н. э.),
поселение раннего железного века (I тыс. до н. э.).
Городище начинается с поселения ильменских словен, имевшего деревянную стену на валу. При археологических исследованиях слоев IX—XI веков обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды скандинавов (варягов), обнаружены берестяные грамоты, множество свинцовых княжеских печатей, арабских, византийских и западноевропейских монет (в том числе три клада дирхемов), стеклянные, сердоликовые и хрустальные бусы, грецкие орехи, предметы скандинавских и общебалтийских типов (равноплечные, скорлупообразные и кольцевидные фибулы, железные гривны с молоточками Тора, две бронзовые подвески с руническими надписями (причём одна скопирована с другой), серебряная фигурка Валькирии и др.), части весов, весовые гирьки. В 2003 году на Городище впервые обнаружена берестяная грамота, получившая № 950 — фрагмент письма (предположительно нескольких братьев родителям) с неудивительным для этого места упоминанием князя.

Аномальные зоны Новгородской области
В IX—X веках Городище являлось первым предгородским поселением в районе Великого Новгорода, предположительно древнейшим «Новым Городом» русских летописей. Поселение занимало мысовую часть возвышенности, расположенную на низменном острове среди заливаемой поймы. Его общая площадь достигала 6-7 га. Центральная часть поселения была укреплена рвом и валом с деревянными конструкциями внутри. От этого времени в слоях сохранились органические остатки, что ставит материалы раскопок памятника в один ряд с материалами раскопок Старой Ладоги и Новгорода. Именно здесь, в истоке реки Волхов располагалась княжеская резиденция, где жил не только князь, но и его дружина. Городище имело чрезвычайно выгодное расположение, так как его территорию со всех сторон защищали водные рубежи. С городищенского холма было легко контролировать проход судов из Волхова в озеро Ильмень. Напротив княжеской крепости находилось древнее языческое святилище — Перынь. Одним из важнейших видов деятельности населения было ремесло (бронзолитейное, косторезное и др.).
  
 

                                            река Волхов, древние курганы                                   река Волхов

 

 СВЯТИЛИЩЕ ПЕРЫНЬ
Перы́нь — урочище вблизи Новгорода. Предположительно, здесь находилось древнерусское языческое святилище, посвящённое славянскому богу-Громовержцу Перуну. На Перыни располагается Перынский скит. 
Исторически Перынь представляла собой остров, находившийся между речками Прость, Ракомка и рекой Волхов у самого его истока из озера Ильмень. После того, как в 1960-х годах водный режим был нарушен строительством насыпной дамбы для прокладки дороги к острову, пойма реки Прость заметно уменьшилась и сильно заболотилась. В результате остров превратился в полуостров, а затем - во всхолмление, превращающееся в полуостров в период весенних паводков.
Новгородские летописи сообщает что в 980 году в верховьях Волхова воеводой киевского князя Владимира (во время проводимой им реформы славянского язычества) Добрыней был установлен идол Перуна. Спустя 8 лет, в связи с принятием христианства, князь Владимир приказал привязатьПеруна к конским хвостам и скинуть с горы по Боричевскому спуску "на Ручаи". Добрыня вместе с Иоакимом Корсунянином разорил требища, а идол Перуна срубил и сбросил в Волхов. Летопись так сообщает об этом событии: «В лето 6497 … прииде к Новуграду архиепископ Аким Корсунянин, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзьше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ …».

Позднее в Перыни был основан одноимённый Перынский монастырь (скит), который впервые упоминается в летописи в 1386 г и просуществовал до 1922 г. Однако наиболее древним из сохранившихся его памятников является церковь Рождества Богородицы, построенная на рубеже XII—XIII столетий.
В местных новгородских преданиях вплоть до XX в. сохранялась память об этом месте и существовал обычай бросать монету в Волхов проплывая мимо Перыни.
Раскопки в Перыни проводились в 1948 (руководитель А. В. Арциховский), и 1951—1952 (руководитель В. В. Седов) годах. В ходе работ на вершине древнего холма была открыта площадка диаметром 21 м, окружённая рвом шириной 5-7 м и глубиной до 1 м. При этом внутренняя граница рва образовывала практически правильный круг, а внешняя была неровной и имела отдельные выступы. На дне рва обнаружены угли, а в центре площадки зафиксирована яма от массивного столба. В стороне от комплекса были обнаружены остатки ещё двух подобных рвов.
Перынское святилище было реконструировано В. В. Седовым в виде находящейся на возвышенности площадки круглой формы диаметром в 21 метр, посередине которого стоял деревянный идол Перуна. Яма при этом была интерпретирована как его основание, диаметром в 65 см. По периметру этого круга был вырыт кольцеобразный ров с 8 дугообразными выступами, служившими для разжигания кострищ. Вокруг идола Перуна находились другие идолы, также окружённые аналогичными рвами.
 
 
Шум-гора (Большая сопка)
 Шум-гора — курган, сакрально-погребальный древнеславянский памятник, расположенный на левом берегу реки Луги, между деревнями Подгорье и Заполье Батецкого района Новгородской области. Сооружение датируется VIII—X веками и является одним из самых больших средневековых курганов Европы. Знаменита Шум-гора тем, что согласно легенде -  это могила Рюрика. 
Высота сопки составляет 14 м, диаметр основания — 70 м. Поверхность выложена кусками известкового плитняка, вбитого в грунт склонов в виде террас, и покрыта слоем дёрна толщиной 10—20 см. Верхняя площадка кургана плоская.

                    камень на Шум-горе                                              


Сопка, известная сейчас как Шум-гора (окрестные старожилы не помнят такого названия и всегда называли её Большой сопкой), некогда была задействована в богослужебной практике на кладбище. Исторические источники передают, что в XIX в. на вершине её стояло три, а позже один крест. Но в 20веке на ней уже  небыло никаких сооружений - ни часовен, ни крестов. Сопку сопровождают достаточно распространённые рассказы о провалившейся церкви (иногда можно услышать, как внутри идет служба), "литовской войне", а также предание о захоронённом здесь Рюрике.
 В середине 19 в. к "Шум-горе" ходил крестный ход; на ней служили молебен. 
Одно из первых описаний Большой Сопки было сделано в 19 в. М. Быстровым. Приводим этот текст:
"Хотя сопка эта и кругла, как все другие, но всё-таки своею формой сильно отличается от всех их: это не один конус, как все остальные сопки, а два усечённых конуса, поставленные один на другой, так что один, больший, составляет как бы основание, пьедистал для другого; в глазах народа это придает ей сходство с просфорою. Место, где верхний конус насыпан на нижний, составляет как бы галерею кругом всей сопки, называемую плечами; ширина плеч в некоторых местах до пяти, а в других не более трех шагов, что произошло, вероятно, вследствие того, что в некоторых местах бока конусов осыпались.
В остальное время года, кроме этого воскресенья после Троицы, Сопка, по мнению окрестных жителей, служит жилищем нечистой силы: на ней и около неё по ночам часто "чудится", как говорят крестьяне. Много ходит рассказов о том, как нечистая сила пугала прохожих и проезжих; поэтому даже крестьяне и не особенно верующие в такие случаи не без страха решаются проходить мимо сопки, особенно в ночное время «.*[5] 
В 2004-2005 годах было произведено геомагнитное сканирование Шум-горы, которое показало наличие скоплений камней в теле насыпи, что является обычным для этого вида археологических памятников. 
Что касается этимологии названий сопки, то в соседних селах, в тех же Волочках, Передольскую сопку называют "Вилией горой". В переводе с финского "вилия" означает хлеб, зерно. В 18 в. её также называли "Крестовой сопкой". Разграблению сопка не подвергалась. Вскрывать её археологи не спешат, но вот энтузиастов . Это и является основной угрозой памятника.
 
  

 

_____________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Газета "Новгородские ведомости" от 04.10.2011 г.
https://megalithica.ru/novgorodskaya-oblast.html
http://dostoyanieplaneti.ru/
В тексте использовался текст и картинка из книги А.Платова "Мегалиты русской равнины".
Мегалиты и почитаемые камни Центральной России.
Священные камни Новгородской области.

 

 

ВложениеРазмер
2263.jpg262.67 КБ
demon_gorodi.jpg215.96 КБ
KolomovskyiK.png15.72 КБ
Orehovna.jpg86.54 КБ
Orehovna2.jpg117.91 КБ
RyurikovoGor.jpg379.47 КБ
sheglec.jpg240.27 КБ
Shum_Gora.jpg41.25 КБ
StarayaRusa.jpg440.15 КБ

Комментарии

аватар: Гость

В общем и целом большая часть

В общем и целом большая часть почитаемых камней относится не к восточным славянами, а к финно-уграм и балтам, которые жили на тех территориях. Пусть уже и обрусевших.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru