Мегалиты Карелии

Карелия – настоящий кладезь разных мегалитических находок: тут есть и загадочные камни, есть мегалиты и каменные лабиринты, найдены древние сооружения и менгиры. 
Некоторые сооружения были созданы не так давно по историческим меркам, а происхождение других мегалитов связано с легендарной Гипербореей.
В нашей статье расскажем про самые интересные и известные мегалиты.

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КАРЕЛИИ - ТУТ!

 

 

   РУННЫЙ КАМЕНЬ
Валаамский "рунный" камень расположился по дороге от монастыря к скиту во имя Всех Святых. Понять что он "рунический" не так просто. На нем даже установлен гранитный православный крест. Во многих публикациях можно встретить описание этого камня, а так же обвинения патриотически настроенных эзотериков христианских монахов, в том, что они целенаправленно уничтожали следы языческого прошлого Валаама. Камень имеет стесанные бока и этим, как бы объясняется отсутствие на нем этих самых "рун". Считается, что это был алтарь, на котором осуществлялись ритуалы и жертвоприношения, еще до появления в этих краях основателей монастыря. А крест водружен на этом камне, в знак победы христиан над язычниками. Ну что тут скажешь? На войне, как на войне...
Священное место славянских язычников  
Святыня православного христианства  

Адрес: Республика Карелия, Валаамский архипелаг, остров Скитский
Координаты: 61°23'20"N 30°55'27"E 

 

Гора Воттоваара.

Священное место древних людей 
 Священное место деревней религии
  
Энергетически активное место                                               Аномальные зоны и места силы Карелии

Аномальные зоны и места силы Карелии
Вершина горы Во́ттова́ара является, на мой взгляд, одной из самых обсуждаемых и спорных сакральных точек Карелии. Дискуссии между представителями различных течений в науке и эзотерических практиках не утихают с момента открытия комплекса в 70-х годах прошлого века. Можно выделить две крайние точки зрения на существующий вопрос. Группа мистифицированных граждан убеждена, что гора Воттоваара представляет собой древний культовый комплекс, в котором жители окрестностей совершали ритуальные обряды и поклонялись своим богам. 
В доказательство своей версии они приводят многочисленные каменные сооружения, имеющие оригинальную форму, и разбросанные по всей вершине горы. По их мнению они имеют рукотворное происхождение и являлись объектом культа протосаамов. 
Основными из них считаются: "Чертова (или Небесная) лестница" - каменный объект с отчетливо различимыми ступенями (более десяти); "Каменный Шар" (валун почти правильной шарообразной формы); "Ванная" углубление в скальной породе заполненное водой; крупный гранитный камень с возможным следом от удара молнии, расколовшего его надвое и получивший условное название "Расколотый валун" и др. Кроме того, на вершине горы сосредоточено множество сейдов самых разных размеров и форм. Все загадочное притягивает людей и рождает красивые легенды. Поэтому все чаще можно слышать, как Воттоваару называют "Русским Стоунхэнджем". Кстати, версию о культовом предназначении вершины горы, в 90-х годах в своей работе, после ряда экспедиций высказали археологи М.Шахнович и И.Манюхин. 
Другая точка зрения была сформулирована скептически настроенными учеными, которые исследовав вершину горы, пришли к выводу об однозначном природном происхождении всех объектов. Более того, многие ученые обвиняют первую сторону в сознательной мистификации горы и создании рекламного шума вокруг "Русского Стоунхэнджа". В частности, многие из обнаруженных сейдов признаются "новоделами" которые специально были созданы туристами или оккультистами различных течений, в память о посещении горы.
Следует добавить к этому, что многие путают гору Воотоваару со Смерть-горой, полагая что речь идет об одном и том же месте. На самом деле, Смерть-гора ( она же "Минометная скала") намного ниже (264,9 метров) и находится в 5 километрах на Юго-Восток от Воттоваары. Грозное название место получило из-за трагических событий произошедших на ней в конце июля 1942 года. Тогда, отряд партизан вел смертельный, 12-и часовой бой с превосходящими силами немцев. В результате боя погибло более 100 партизан и останки некоторых местные жители находят до сих пор. Более подробно об этом можно прочитать в книге Д.Гусарова "За чертой милосердия", вышедшей в конце 70-х годов.
Но вернемся к мистической горе Воттоваара. Согласно энциклопедии это наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности. Имеет высоту 417,1 метров и площадь около 6 кв. км. Вся вершина горы покрыта горелым лесом самых причудливых форм. Лесной пожар обнаживший каменные сооружения, по свидетельству местных жителей произошел в начале 2000-х годов. С тех пор, Воттоваара стала объектом все нарастающего туристического внимания. Основной контингент, как уже ясно из вышеизложенного, представляют представители различных оккультных течений. Шаманы, экстрасенсы, адепты все возможных верований и просто духовно ищущие люди со всей страны устремились на вершину Воттоваары. Кроме того, местность активно используется как источник вдохновения для представителей творческих профессий. Как следствие этого небольшие палаточные городки стали для окружающего мистического ландшафта вполне обычным делом. 

                                                                Аномальные зоны и места силы Карелии

Аномальные зоны и места силы Карелии
Трудно сказать, где правда а где вымысел. После изучения горы, я склоняюсь к точке зрения, что все объекты имеют природное прохождение. Однако это, не исключает возможность того, что древние люди, увидев то же самое, что видим мы, могли бы посчитали Воттоваару местом, где духи хотят разговаривать с людьми. Именно такие, необычные природные образования во все времена и у всех народов наделялись сакральным значением и становились объектом поклонения. Такими же мистическими функциями люди наделяли скалу "Парус" в Геленджике, Гору Чумбылат или гигантские столбы выветривания на плато Маньпупунер. Свойственную человеку потребность верить, легче реализовывать, когда ум встречается не с абстрактными понятиями, а вполне осязаемыми чудесами природы. Кстати, по некоторым сведениям, название горы можно перевести как "Опасный лес" или "Запретный лес". Как знать, возможно это совсем не случайность?

Адрес: Республика Карелия, Муезерский р-н. 15 км на Юго-Восток от Суккозеро или 13 км на Северо-Восток от Гимолы. 
Координаты:63°5'7"N 32°38'38"E

Беломорские петроглифы — Залавруга

Древние наскальные изображения Белого моря — выдающиеся памятники первобытного искусства Северной Европы, созданные древними шаманами, знахарями, рыболовами и охотниками около 5-7 тысяч лет назад. Они содержат примерно 2400 отдельных изображений, в числе которых представлены уникальные фигуры и сюжеты.
 Координаты: Широта 64.498150 — Долгота 34.675006

Беломорский комплекс петроглифов Залавруга.

Священное место древних людей   
Священное место язычников  Место где просят счастье   
Место где просят удачу  

Еще более крупным местом скопления петроглифов считается комплекс «Залавруга»(или как произносят местные «Залавруда») неподалеку от Беломорска. Он намного доступней для посещения и уже несет на себе следы туристического предпринимательства. Можно купить сувениры и заказать экскурсию. 
Сегодня можно увидеть 29 групп наскальных изображений в общей сложности, насчитывающих более полутора тысяч петроглифов на площади в несколько гектаров. По сути это большая скалистая площадка, ограниченная дамбой, дорогой, берегом реки Залавруги и скалами у подножья холма. Для удобства посетителей, в 2008 году были установлены деревянные помосты, проходящие через основные экспонаты доисторической художественной галереи. По разным оценкам петроглифы датируются 2-3 тысячелетием до н.э. Комплекс Залавруга, был обнаружен в 1936 году под культурным слоем при раскопках стоянки неолита и бронзового века, относящейся к 2-му тысячелетию до н. э. 
Условно, весь комплекс Залавруга делится на две неравные части: Старую и Новую (отрытую только в 1963 году), между которыми нет четкой границы. Обе части имеют свою датировку и были разделены заметными изменениями природного ландшафта. Сегодняшняя местность, значительно отличается от того, что было здесь в древности, когда создавались петроглифы. Это был длительный процесс, к которому всерьез приложили руку еще и строители двух рядом расположенных ГЭС: Беломорской и Выгостровской. 
Многие исследователи пришли к выводу, что на берегу Залавруги находился древний экономический и культурный центр, в комплекс которого входило также и крупнейшее языческое святилище. Сюда приходили и приплывали для общения с духами старейшины проживавших в округе племен. Основная масса петроглифов иллюстрирует жизнь людей той эпохи. Это сцены охоты (зимней и летней), рыбной ловли с лодок и даже межплеменные войны между охотниками и мореплавателями. А так же, вполне естественно, огромное количество разнообразных животных и птиц. Абстрактных изображений, по сравнению с другими местами проживания древних людей обнаружено не так много.
Однако все же, есть один петроглиф привлекший внимание многих. Речь идет о так называемом изображении «Пляшущего человечка» или «Шамана». По сути это единственная человеческая фигура всего комплекса, изображенная в фас. Многие исследователи считают, что это фигура Верховного Жреца, причем выбитая им собственноручно. В связи с этим, среди туристов и местных жителей возникло поверие, связанное с этим петроглифом. Его следует потереть и загадать желание, тогда дух шамана живущего в граните, оживет и исполнит его.
Кстати, место, где расположились петроглифы признается многими исследователями непознанного как аномальное и даже имеет славу Места Силы. Как утверждают многие местные жители, в районе очень плохо осуществляется прием GPS оборудованием. Местоположение указывается неверно, или вообще прибор отказывается ловить сигнал со спутников.
Подтвердить этого не могу, в течении всего времени пребывания в Карелии мой навигатор вел себя вполне исправно и без нареканий.

Адрес: Республика Карелия, Беломорский р-н, 5 км на Юго-Запад от Беломорска или 2 км на Северо-Восток от пос. Золотец. 
Координаты: 64°29'53"N 34°40'30"E

Озеро Топозеро

         

КАМЕНЬ ЖЕЛАНИЙ
Это тоже памятник, но природный. На берегу Ладожского озера недалеко от причала Сортавалы, лежит огромный валун, который пользуется славой надежного исполнителя желаний. Местные жители так его и называют -Камень Желаний. Следует прикоснутся к нему правой рукой и тихо произнести сокровенное. А потом, как вы уже сами догадались, набраться терпения и ждать...
Место где просят удачу  
 Место где просят счастье   
Место где просят богатство 
Адрес: Республика Карелия, г. Сортавала. Пристань. 
Координаты: 61°42'0"N 30°41'38"E.

 
Большой сейд Воттоваары

Огромная скала стоит на внушительных камнях опорах. Под мегалитом свободно могут разместиться не менее 5 человек в сидячем положении. 

Высота самой скалы около 4 - 4.5 метра. Расположен в типичном для сейдов месте - возле обрыва скального выхода.

На вершине Воттоваары можно увидеть кург из камней - сейдов, входя в границы этого круга часто люди чувствуют недомогание, головную боль, головокружения. Также здесь зафиксированы остановки времени, сбои различной электронной аппаратуры, техники, приборов, радиационный фон на вершине меньше, чем у подножия горы.
Координаты: Широта 63.0707431 — Долгота 32.6203609

Сейд 2 — г.Воттоваара

Прекрасный образец типичного сейда досаамской Культуры - один из нескольких сотен древних мегалитов горы Воттоваара в Карелии.
 
 
 
Иваньковский древний каменный лабиринт — сурад в Карелии

Лабиринт был обнаружен среди других древних археологических объектов совершенно случайно и относительно недавно, в 2014 году. Эти древние находки, возрастом до 5 тысяч лет, археологи обнаружили в местности вблизи от Керети. Лабиринт получил небольшие повреждения в процессе деятельности промысловиков. Предположительно, лабиринт относится к ранне-средневековому времени, и был сооружён не позднее 16-18 веков.
Координаты: Широта 66.283003 — Долгота 33.573281
 
 
Кемские могильники — каирны о.Анзер

Могильники расположены на мысе лабиринтов, на острове Анзер, в Кемском районе.
Координаты: Широта 65.1474496 — Долгота 36.2265801
 
 
Керетский лабиринт — Красная Луда
Каменный лабиринт находится в восточной части полуострова Красная Луда, в Карелии.
Координаты: Широта 66.4103728 — Долгота 33.7254524
 Керетский лабиринт.

Лабиринт находится в 20 км севернее рабочего посёлка Кереть, на южной стороне полуострова Красная Луда, в Чупинском заливе, защищённого с востока от открытого моря небольшими островами. Расположен он на самом конце полуострова.
На южной стороне полуострова, недалеко от лабиринта, стоит одинокая рыбацкая избушка. Здесь - тоня, место для лова сёмги.
Вход в Керетский лабиринт устроен с запада, то есть со стороны материка. Он расположен на ровной площадке на высоте 2-2,5 м над уровнем моря, имеет форму почти правильного круга. Но, вот диаметры лабиринта по разным источникам разнятся: и  10,5 - 12 м, и  8,6 х 9,5 м, и 9,4-10,4 м. Длина внешней окружности лабиринта приближается к 29 м, а внутренних ходов - к 160 м. Ширина ходов – в 10 - 15 сантиметров. В центре лабиринта располагается куча из камней, а стены образуют дугообразный, петляющий ход.
  

Мегалиты острова Лодейный


Древние мегалитические сайты (объекты) на острове Лодейный, архипелага Кузова в Карелии.
Координаты: Широта 64.917708 — Долгота 35.167165
 
 
Мегалиты острова Немецкий Кузов
Координаты: Широта 64.950098 — Долгота 35.169117

ЗАГАДКИ АРХИПЕЛАГА КУЗОВА
Кузова по праву считаются одним из самых загадочных мест во всей Беломорской Карелии. На территории этих безлюдных и суровых пространств найдено огромное количество свидетельств религиозной деятельности древних людей. По оценкам историков сооружения были построены приблизительно 2-2,5 тысячи лет назад древними саамами, жившими на берегах Белого Моря
Согласно подсчетам, на архипелаге обнаружено около 800 сооружений из камня, имеющих отношение к языческому культу, которому поклонялись обитатели этого сурового края. Небольшая удаленность от материка позволяла саамам беспрепятственно переплывать или приходить пешком по льду для совершения своих обрядов. И вместе с тем способствовала уединенности и сохранения сакрального ореола. Мест постоянного проживания человека на островах не найдено. Возможно поэтому, именно здесь найдено огромное количество священных камней - «сейдов» и уникальные каменные идолы. Объекты, находящиеся на территории архипелага, включены в список охраняемых исторических объектов

Адрес: Республика Карелия, Белое Море, Архипелаг Кузова, 15 км на Запад от Рабочеостровска
Координаты: 64°57'52"N 35°12'19"E (Остров Олешин)
Координаты: 64°57'04"N 35°09'56"E (Остров Немецкий Кузов)
Координаты: 64°56'08"N 35°08'18"E (Остров Русский Кузов)

                                                                     Архипелаг Кузова             

Архипелаг Кузова
Большую роль в истории Беломорья всегда играли не только материковые земли, но и острова. На морском пути из порта Кемь на Соловецкие острова лежит архипелаг Кузова, включающий в себя 16 необитаемых островов, наиболее крупными из которых являются Русский и Немецкий Кузов. Наивысшие точки архипелага Немецкий Кузов - 140 м и Русский Кузов - 123 м. Это самые высокие отметки на всем Карельском Беломорье. 

Архипелаг удивляет своей природой. Особенности рельефа, географического положения островов обеспечивают и эстетическую, и ландшафтную неповторимость каждого острова, порождая в целом впечатление сурового, но гармоничного мира северной природы. Неотъемлемую часть островных ландшафтов составляют леса. Даже название архипелага, по одной из версий, происходит от карельского "кууси" - ель, т.е. "еловые острова". 

Архипелаг знаменит древними стоянками, лабиринтами, культовыми комплексами, а также обилием священных камней - сейдов. Здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня, по площади занимающих 2% всей территории архипелага. Культовые объекты были созданы древнесаамским населением, появившимся в Беломорье 2-2,5 тысячи лет назад, промышлявшим охотой, рыболовством и владевшим небольшими оленьими стадами. Культовые памятники древних саамов включены в список охраняемых объектов общероссийского значения. 

Обнаруженные на Большом Немецком Кузове и Русском Кузове сейды и идолы не имеют себе равных ни по оригинальности их сооружения, ни по разнообразию, ни по количественному составу на всей той большой территории, которая была занята саамскими племенами еще на рубеже нашего летоисчисления. 

Величественным в своей суровой красоте встает перед нами "двухгорбый" остров Большой Немецкий Кузов среди необозримых просторов Белого моря. Неизгладимое впечатление оставляют покрытые лишайниками и мхами крутые скалистые склоны гор, огромные отвесные стены расколовшейся скалы в первозданном хаосе с причудливыми фигурами божеств-великанов...                                 Архипелаг Кузова

Архипелаг Кузова

На вершине горы Большого Немецкого Кузова находился настоящий пантеон саамских божеств. Несмотря на то, что часть, возможно лучшая часть, памятников святилища разрушена, на вершине горы сохранилось до полутораста сейдов и других каменных идолов. 
По поверью саамов, древних жителей Беломорья, сейды и другие идолы помогают людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому сейды ставились на высоких берегах и островах водоемов так, чтобы они были видны издалека. Сейдам и идолам приносили жертвоприношения. Поэтому неудивительно, что высокая скалистая гора Большого Немецкого Кузова, господствующая над всеми Кемскими островами, стала святилищем. И места в районе Кузовов были центром морских промыслов с древнейших времен. 

С сейдами-идолами связана интересная поморская легенда об "окаменевших немцах". Предание повествует, что когда-то очень давно "немецкие люди" (так поморы в прошлом называли шведов) хотели напасть на "святые Соловки". В море их настигла буря. Немцы укрылись на северных Кузовах. С вершины горы острова им видны были белокаменные стены Соловецкого монастыря. Но частые бури на море, посылаемые свыше, не позволили немцам плыть дальше. Однажды, когда "немецкие люди" сидели вокруг костра за трапезой, бог покарал ворогов, превратив их в камни. Вот так "окаменевшие немцы" и по сей день сидят на вершине горы острова, называемого с тех пор Большим Немецким Кузовом. 

Основой легенды послужило, с одной стороны, историческое событие начала XVII века, когда шведский отряд попытался совершить нападение на Соловецкий монастырь со стороны Кузовов, и, с другой стороны, саамское поверье о превращении человека в камень. 
Сейды на Большом Немецком Кузове - это огромные угловатые валуны, поставленные на мелкие камни - на "ножки". На верхней плоскости камня-сейда, как правило, установлено несколько небольших камней, а под ними в некоторых случаях - мелкие разноцветные камешки.                                    Архипелаг Кузова                                          Архипелаг Кузова

Другие идолы имеют разные формы и сочетания камней, они меньшего размера. Среди них выделяются идолы, имеющие вид грубого скульптурного бюста человека, по поморскому преданию "окаменевшие немцы". Это валун, напоминающий по форме и размерам верхнюю часть туловища человека. На нем - камень, имеющий форму головы человека, птицы или собаки. Спереди у таких идолов поставлено два цилиндрической формы камня (сохранились только у некоторых). Они напоминают вытянутые вперед руки. 

Третья, наиболее многочисленная группа идолов,- это, обычно, среднего размера валуны разной формы, на возвышенную часть которых установлен один или несколько камней размером с булыжник. 
Памятники второго саамского святилища сохранились на вершине Лысой горы острова Русский Кузов. Здесь также насчитывается до полутораста идолов, среди них несколько своеобразных, напоминающих по форме "Каменную бабу". Это - поставленная стоя, продолговатая гранитная плита, подпираемая с обеих сторон двумя округлой формы плитами. Кроме того, имеются остатки двух погребений, стены которых сложены из гранитных плит. 

Таким образом, на Кузовах можно видеть памятники двух святилищ, принадлежавшие, очевидно, двум саамским родовым группам, фратриям. На других Кемских островах встречаются только одиночные сейды. Вблизи такой сейды иногда можно обнаружить так называемую "лопарскую яму", место древнего жилища семьи саама. 
Комплекс на Немецком Кузове, где по преданию сейды описывались как «окаменевшие немцы» (исторически - шведы, не раз досаждавшие Соловецкому монастырю), исследовался в конце 1960-х археологом И. М. Мулло. Плато сейдов на Немецком Кузове имеет размер 350 на 110 - 160 м. Здесь расположено 150-300 (по разным источникам) культовых камней. Которые И.М. Мулло разделяет на три группы;

1 - «сейды», камни подставленные на три-четыре ножки подставки с навершиями, у подножия которых часто лежали цветные обкатанные камни, часто кварцевые - вероятно приношения;

2 - камни-идолы имеющие некое человекоподобие (в основном по форме камня навершия - «головы»);

3 - обычные камни, но с навершиями, иногда зооморфные.

На плато («Лысой горе») острова Русский Кузов также имеется около 300 сеидов, среди которых встречается и редкий тип «фаллические камни» - менгиры, подпертые с двух сторон валунами, имеющие аналоги в Финляндии и среди мегалитов Канадского архипелага. Кроме того, на Русском Кузове найдено две плиточные конструкции названные «гробницами», но без следов останков или инвентаря.

Архипелаг Кузова
 
 
Менгиры на острове Большой Робьяк
Мегалиты находятся на острове Большой Робьяк, Кемского района Карелии.


Координаты: Широта 65.620988 — Долгота 34.911159
 Целенаправленное изучение культовых мест саамов в Карелии осуществлялось в 60-х, начале 90-х гг., затем было продолжено карельскими археологами в совместной экспедиции с коллегами из Скандинавии в 2000-2001 гг. На Карельском Берегу Белого моря саамские памятники выявлены на о.Тапаруха и Большой Робьяк. Это первые погребальные сооружения саамов, найденные в Карелии.
Около устья Сонручья к северу от Бережных Лехлуд найдены аналогичные сооружения, в одном из них под плитой также видны человеческие кости. С одной из могил были сняты верхние камни, затем их аккуратно уложили на прежние места (весь процесс фиксировался на видеокамеру, поэтому они сохранили первоначальное положение). В могиле сохранился череп и длинные кости. Сохранность костей в целом плохая. Датировка: 1 - 16 век.
 
Онежские петроглифы
Древняя наскальная живопись Онежского озера является одной из самых ярких и интересных в России.
Онежские наскальные изображения — выдающиеся памятники первобытного искусства Северной Европы, созданные древними шаманами, знахарями, рыболовами и охотниками около 5-7 тысяч лет назад. 
Они содержат большое количество разнообразных изображений, в числе которых представлены уникальные фигуры и сюжеты. 

Некоторые отдельные идентичные символы можно встретить в других регионах мира, в числе подобных уникальных образцов древнего наскального творчества.
Координаты: Широта 61.673052 — Долгота 36.035102
 
  
Сейд Ангенлахти
Каменный объект расположен на господствующей высоте местности, на берегу Сямозера, в окрестностях Ангенлахти, республики Карелия.
Координаты: Широта 61.876047 — Долгота 33.153196

 

 

Сейд горы Кивакка


Этот мегалит находится на вершине горы Кивакка, на территории Национального природного парка Паанаярви, Лоухского района Карелии.
Координаты: Широта 66.206428 — Долгота 30.545826

Гора Кивакка (Кав-Акка)    
На севере республики, на территории национального парка "Паанаярви", находится гора Кивакка или Киви-Акка (фин. Kivi Eukko т.е. «Каменная баба») высотой 499,5 м. Она не так знаменита, как гора Воттоваара, но по своей исторической и сакральной ценности не уступит своей южной конкурентке. На вершине горы находится обширное святилище, которому поклонялись древние саамы. Кроме того, по всей горе разбросано огромное количество сейдов (некоторые до 1000 кг) и несколько озер, имевших важное ритуальное назначение. Многие эзотерические исследователи считают гору Кивакка одним из самых мощных Мест Силы на севере Карелии. Персонал парка не раз свидетельствовал о возникающем свечении из центра горы. Для укрощения древних духов, на вершину горы несколько раз пытались водрузить православный крест, но это закончилось провалом. Сильный ветер, валил крест и местные жители убеждены, что здесь имеет место противоборство мистических сил.
Энергетически активное место  
Священное место язычников 
Адрес: Республика Карелия, Лоухский р-н. Национальный парк Паанаярви.

 

 Сейд на острове Русский Кузов
Координаты: Широта 64.927559 — Долгота 35.150203

   
Дольмен возле Карозера
Памятник представляет собой сравнительно небольшое, около полутора метров высотой, сложение из каменных плит, напоминающее трехгранную пирамидку.
Оно воздвигнуто на невысоком, но прочном скальном основании — на округлом возвышении, выступающем среди ягельника. Именно так сооружались саамские сейды и древние могильники Лапландии — на скальных площадках, предохраняющих памятники от оползней и потоков талых весенних вод. Дольменообразная конструкция тоже косвенно свидетельствует в пользу того, что это сейд: такие же точно сейды на Российском Севере были, и, похоже, такая их модификация весьма архаична.
Кроме того, карозёрский дольмен виден издалека в здешней, уже баренцевоморской, практически безлесной тундре, а потому вполне мог также играть роль гурия или межевого знака. Ведь именно в этих местах проходит северная граница Ловозерского района; когда ее определяли, в 1-й половине XX в., скорее всего, учитывали старинные рубежи саамских кочевий. Функция гурия, межевого знака (который, кстати, мог воспроизводить форму ранее существовавших здесь сложений) не исключает, а скорее обусловливает сакральные аспекты в его традиционном осмыслении (скажем, в древнеримской культуре и священный Центр Мира, Пуп Земли, и межевой камень обозначались одним и тем же словом umbo, umbilicus).
Конечно, единичная находка треугольного дольмена — не основание для фундаментальных выводов. Однако в предварительном порядке вполне уместно будет привести возникающие в связи с этим мысли сравнительно-религиоведческого плана — и потому, что в традиционных культурах практически исключено случайное появление какой бы то ни было семантически значимой формы, и потому, что сама форма треугольного в плане сакрального сооружения исключительно глубока и архаична.
В целом упоминания о такого рода сооружениях, в том числе символических, могут показаться редкими: «по валу» они, бесспорно, уступают формам круглым (ротондальным) и квадратным (прямоугольным). Но все же они существуют; более того, при всей своей кажущейся фрагментарности, обнаруживают черты глубинного сходства в весьма различающихся ныне традициях.
  
Лабиринт «Вавилон» (Кандалакшский лабиринт)
На берегу губы Малый Питкуль, в 4 км от города Кандалакша находится каменный лабиринт «Вавилон», возраст которого достигает 4000 лет. Административно принадлежит Кандалакшскому району Мурманской области. 
Вход в лабиринт найти сможет далеко не каждый - незнакомый с местностью путник его просто не заметит.
 
Считалось, что кандалакшский лабиринт создан первобытным человеком и представляет собой схему ловушки, используемой для лова рыбы. Ученые полагают, что здесь проводились религиозные церемонии - древние люди надеялись таким образом обеспечить себе успех на промысле.
 Во всех "вавилонах", действительно, запутанные, замысловатые ходы, выложенные особым образом из камня. Спирали можно найти в нескольких местах Кольского полуострова. Тайна их до сих пор не разгадана, существуют гипотезы об использовании сооружений в рыбацком колдовстве, управлявшем ветрами, в ритуальных танцах. Известна также гипотеза о расположении лабиринтов в местах захоронений, чтобы души умерших заблудились, плутая по спирали, и не тревожили живых.
Лабиринт выложен некрупными камнями на берегу Кандалакшского залива.  Поморы называли его «Вавилон», т.е. извилистый, волнистый. Но мнения о происхождении такого названия расходятся. По одной версии поморское название лабиринта «Вавилон» является слегка искажённым кельтским термином. Остров (город) Авалон, где обитают феи, остров блаженных, который открывается только избранным, известен в Кельтской мифологии. Само название волшебного города оказывается производным от кельтского слова яблоко (abal, atal), что идеально согласуется с формой лабиринта, очень похожей на схематический разрез яблока. Если же добавить, что в кельтских легендах об «острове блаженных» повествуется о замечательных яблоках, дарующих бессмертие, то название, форма и легенда древнего сооружения оказываются тесно связанными между собой. Тогда получается, что лабиринт издревле считался указателем на близость иных пространств и измерений.
Для чего предназначались лабиринты? Этот вопрос считается открытым до сих пор. Версий существует великое множество – от вполне земных, до самых фантастических. Многие исследователи считали, что это обычные жертвенники, используемые древними людьми при совершении каких-то обрядов. Другие доказывали, что лабиринты не что иное, как двери в какие-то иные миры. Несомненный интерес представляет предположение, что лабиринт – это схема приёмопередающей антенны, при помощи которой древние обитатели этих мест могли поддерживать связь друг с другом на огромных расстояниях.
Одно можно сказать совершенно точно: каменные спирали в буквальном смысле пусты. Многие исследователи пытались найти под ними какие-то доказательства своих версий, но тщетно: там оказывались либо нетронутый галечник или скала.
В районе Кандалакши летом 2011г. была обустроена туристическая краеведческая тропа «Кандалакшский берег» – трёхкилометровый маршрут оборудован указателями и табличками с описаниями достопримечательностей, сделано несколько туристских стоянок. В числе других объектов тропы, на ней находится и данный лабиринт.
 
Где находится, как доехать:
Лабиринт расположен в 4 км к востоку от города на склоне “Малая Питкуль”, на полуострове, вдающемся в Белое море, в 2 км от берега. На перевале есть отворотка вправо и вниз, далее по дороге до моря и по берегу назад, там и будет полуостров, выдающийся в Белое море.
Согласно Google GPS координаты кандалакшского лабиринта: 
67° 6' 58.64" N , 32° 28' 49.76" E
   
Варашев камень
Огромной камень довольно правильной формы параллелепипеда, лежащий на берегу Ладоги. С 1617 года здесь проходила граница России и Швеции. Последняя демаркация границы - в 1934 году: граница между СССР и Финляндией. По Московскому мирному договору (1940г.) и, окончательно, по Парижскому (1947г.) граница получила нынешнее своё положение.


В течение многих веков на территории Карельского Приладожья, в силу ее приграничного расположения, были сосредоточены геополитические интересы России, Швеции, Финляндии. Здесь сохранилось много памятников военной истории, непосредственно связанных с историей приграничных взаимоотношений этих государств. Деревня Погранкондуши Питкярантского района в силу своего стратегического положения оказывалась на рубеже военных притязаний и действий на протяжении нескольких веков. Здесь проходили государственные границы между Россией и Швецией и Финляндией.
Где находится, как доехать:
Государственная граница между Швецией и Россией была установлена Столбовским мирным договором в 1617 г. Начало ее водной части было отмечено порубежным межевым знаком, так называемым «Варашевым камнем», который в настоящее время является уникальным памятником истории.
Двухметровая глыба розового гранита хорошо видна и с берега, и с акватории Ладоги.

ГОРОД ДРЕВНИХ В КАРЕЛИИ
«Город» древних
—  Надежда Валентиновна,  за последние годы вы сделали немало археологических открытий, но все они касались петроглифов...
— Еще  Козьма Прутков говорил, что узкий специалист подобен флюсу:  полнота его односторонняя. На самом деле Север Карелии меня интересует  еще со второй половины ХХ века. Исследование этого дикого края все оставляли «на потом», и не известно, когда бы это время наступило, но, к счастью, Совет министров Северных стран — это такой европейский фонд – стал давать гранты  странам  Баренц-региона, в том числе и Северу России на проведение научных исследований. Грех было не воспользоваться. Вот тогда-то мы,  мой коллега Марк Георгиевич Косменко  и я, стали очень плотно заниматься изучением островов и  побережья Белого моря.   
С 2000 года мы начали ежегодно выезжать в экспедиции,  нашли хороших партнеров в Чупе. Это общественная организация  – Бассейновый совет северо-карельского побережья Белого моря. Руководит им сейчас Юрий Рыбаков, большой  энтузиаст. Он  моряк, механик, яхтсмен,  интересуется историей, этнографией, собирает информацию о Чупе, в целом о Беломорье. Мы использовали возможности Чупинского яхт-клуба, и, благодаря этому, смогли провести в 2003-2005 годах раскопки около Сонострова  и к северу от него нашли  уникальный комплекс древних поселений, которым по 4,5 -5 тысяч лет.
— Чем  же   уникален  этот комплекс?
— Там сохранились впадины от оснований древних жилищ. А уникальность  в том, что их  очень много, некоторые расположены в одну цепочку, до 7 в одну линию,  словно «комнаты». Мы раскопали их и нашли интересные сооружения, проследили особенности планировки. Обнаружили каменные орудия, фрагменты  асбестовой керамики, которую можно датировать по аналогиям, обожженные обломки костей животных. Любопытно, что  похожие комплексы есть в Финляндии, но они  меньше,  до 4 «комнат» в цепочке. Там археологи раскопали  и  переходы, мы, к сожалению, этого не сделали, для этого  нужно много времени, большие средства.  
И тем не менее, находка подтолкнула нас на новые поиски, мы обследовали близлежащие острова и побережье, но безрезультатно.  А в октябре прошлого года Юрий Рыбаков сообщил: «Я, кажется, что-то нашел, приезжайте, посмотрите». Мы особо не рассчитывали на успех, но когда оказались на месте, ахнули.
"То, что мы увидели, не укладывалось в голове: в точно таких же топографических условиях, как в Сонострове, мы насчитали таких впадин чуть ли не полсотни, прямо-таки как первобытный город.  Самое удивительное, что этих впадин в одном ряду до 10, 11. Нигде такого нет."
Уже осенью стали искать деньги на научные работы.  К счастью,  Русское географическое общество объявило конкурс грантов, и чупинцы выиграли его. Добавили свои средства, дали бесплатно транспорт,  и мы   провели   сначала предварительные работы, а потом и экспедицию. На месте обнаружили неподалеку еще один комплекс. Не такой мощный, но все же, 26 впадин и тоже расположенные цепочкой. Нашли и датирующие предметы —   сланцевый наконечник,  керамику и подкрепили наши выводы, что такие жилища существовали около 5 тысяч лет назад.  Итого мы имеем 51 жилище в одном месте, 26  по-соседству и  33 в 20 км в Сонострове.  Все одного времени и,  похоже, зимнего характера.    
— О чем это говорит?
– 5 тысяч лет назад люди на севере вели оседлый образ жизни,  зимой, спасаясь от северных ветров,  уходили  с побережья  за скалы.   Жили здесь непродолжительное время, об этом говорит маленькое количество находок, а   за пределами жилищ  их нет вообще. Море недалеко, люди могли охотиться на морских животных - белух, тюлений.  В двух жилищах, находящихся на расстоянии 600 метров друг от друга, мы обнаружили  серьезные отопительные сооружения «каменки»: кострище и к нему примыкает  куча  обожженных камней, много угля.  Все это интересно само по себе, но я представляю, что там еще может быть, если проведем более масштабные раскопки.
Третий лабиринт

—А каким образом ваша экспедиция обнаружила лабиринт? 
— Достаточно случайно. Мы жили на Иваньковской тоне, по утрам нас отвозили на лодке, вечером обратно мы возвращались пешком.   В какой-то момент наш любознательный Юра Рыбаков шел по тропке к морю, повернул голову влево, и ему показалось, что он видит лабиринт.  Мы посмеялись. У меня тоже был однажды такой эффект: насмотришься на лабиринты, они потом везде чудятся. Стала чистить, сняла мох — появились другие камни и структура исчезла. Но тут мнения разошлись, решили проверить.
На следующий день мы отправились на раскоп, а мой  коллега Марк Косменко остался с  ребятами из  экспедиции  чистить предполагаемый лабиринт.  Работаем в километре друг от друга, никакой информации – мобильной связи  нет. Пришел Игорь Георгиевский фотографировать. Спустя некоторое время спросила: – А лабиринт-то как? – Конечно есть.  – Ты шутишь...   
"Пошли,  смотрим — лабиринт! Диаметр 11 метров.  Два других, которые есть у нас в Карелии, на Олешином острове и на  Красной Луде, и этот абсолютно одинаковые, как будто один человек строил. Причем новый и на Красной Луде  находятся очень низко над уровнем моря – всего 3-3,5 м."
При расчистке этого лабиринта нашли многосовременных вещей, но между камней попала оконная слюда, а ее перестали использовать в петровские  времена. Уже нет сомнений, что все лабиринты относятся  к позднему средневековью или началу нового времени, то есть до XVIII века. 
Об этом говорят и исторические документы, и их топография. Видимо, лабиринты строили жившие здесь поморы.  Сергей Максимов в своей книге «Год на Севере» описывал  рыболовные хозяйства поморов и упоминал  Иваньковскую тоню,  старообрядцев, живших на одном из  расположенных здесь озер. Недалеко  от лабиринта когда-то была изба, здесь обнаружили еще и несколько каменных груд. 
Вообще каменные кучи бывают разного назначения, под некоторыми археологи находили захоронения XVIII -XIX веков  с сохранившимися костяками. Иные кучи служили опорами для поморских крестов: мемориальных, навигационных... Таких сооружений на севере очень много. Поморы использовали камень для  строительства фундаментов своих жилищ, заграждений от ветра, в общем,  он широко использовался в строительстве,   но любопытно, что  при этом  о лабиринтах никаких упоминаний нет. Может быть, это настолько обыденная штука, что на них не заостряли внимание...
—  А для чего их делали? 
— Мой коллега Косменко считает, что лабиринты  связаны с промысловой деятельностью поморов. Известно, что до XVIII   века был широко распространен лов рыбы с помощью сложных сетевых ловушек.   Но сети забивались тиной и песком, рвались, их надо было чистить, чинить.
Марк Георгиевич выдвинул гипотезу, что лабиринты — макеты сетевых ловушек, в которые втыкали  жерди и натягивали на них сети. Но я чисто практически не могу себе это представить.  Надо провести эксперимент. 

Что еще смущает, на Балтике тоже есть лабиринты, а  приливов и отливов нет, так что эта гипотеза  для Балтики не работает. Любопытно, что   все эти сооружения находятся около тоней, которые передавались от отца к сыну. С моей точки зрения, лабиринт тоже мог быть каким-то знаком на крупном и долговременном рыболовном становище: место застолблено.
Есть такая точка зрения, что их монахи строили... А может, мода такая пошла... Ведь лабиринты появились в средневековье и распространились очень широко от Прибалтики до Северной Норвегии, Швеции, Финляндии. Кстати, есть упоминание дипломатов Ивана Грозного, которые приезжали на Соловки и видели здесь какие-то запутанные «вавилоны».   

Так что ясного ответа на вопрос, для чего делались лабиринты, мы не знаем, но то, что они поздние: позднего средневекового или нового времени – это бесспорно, наши исследование последних 15 лет это доказали.
— Но ведь есть еще версия, что их строили саамы, известные камнепоклонники? 
— Действительно, саамы поклонялись камням, как и многие северные народы. Но во время, к которому относятся лабиринты, их  на территории Карелии было очень мало. Они жили в глубине материка – на внутренних озерах, по берегам рек. Иногда они спускались к нижним порогам для ловли семги. Морскими промыслами саамы не занимались. Известны их более ранние поселения эпохи железа в устье реки Выг в районе петроглифов, у пос. Золотец, но   никаких каменных сооружений там не обнаружено.
Камням саамы стали поклоняться позже, в эпоху средневековья, причем природным, необычной формы, похожим на   лик человека, его фигуру или что-то зооморфное.  Словом, саамы как строители лабиринтов явно отпадают.  К сожалению, не все хотят с этим согласиться....
Как -то выступала на съезде поморов, рассказала об этом, а сотрудник Кемского музея посетовала, как же так, а мы привыкли — саамы...
Ну почему мы хотим гордиться чужой культурой?  А чем поморы хуже? У них тоже своя, самобытная культура, и, возможно, лабиринты строили их деды — прапрадеды. 
— Ваша экспедиция сделала уникальные находки. Что дальше, как поступать с этим археологическим эльдорадо?  
— Разумнее всего устроить на этой территории ландшафтный заказник.
Несколько лет назад был план создания заказника «Гридино» от Калгалакши на юге до устья  Керети на севере, но большая часть жителей Чупы высказалась против, опасаясь, что их лишат тоней, не разрешат собирать грибы, ягоды, ловить рыбу. На юге заказник был создан, и для местных жителей ничего не изменилось. Так что, думаю, надо вернуться к идее расширения территории заказника на север. А красоты там удивительные, места чистые, нетронутые, и мы надеемся, что работы продолжим, думаю, там нас ждут еще открытия.
  

Архипелаг Кузова
  
Оленеостровский могильник

Оленеостро́вский моги́льник — археологический памятник эпохи мезолита или неолита в Карелии. Расположен на территории Южного Оленьего острова на Онежском озере в 12 км от острова Кижи.

Могильник на Южном Оленьем острове был обнаружен в 1936 году в ходе разработки известняковых залежей. Именно известковая почва обеспечила сохранность обнаруженных человеческих костяков могильника. В период научных исследований (1936—1938) был вскрыт участок площадью 2350 м² со 177 погребениями. Обнаруженные останки, посыпанные охрой, расположены в могилах размером до 2×0,7 м, глубиной от 0,6 до 1,8 м. Ориентированы могилы с запада на восток. В могилах найдены предметы различного назначения: орудия из камня, наконечники стрел из камня и кости, подвески из резцов лося и клыков медведя.

Первоначально могильник был датирован II тысячелетием до н. э., а затем учёные «отодвинули» дату его образования на пять тысяч лет вглубь истории. Радиоуглеродным методом было получено 19 дат: погребение 70 — 7470±240, 142 — 7220±110, 84-85 — 7210±50, 152—153 — 7140±40, 71 — 7130±40, 158 — 7130±70, 118 — 7080±80, 108—109 — 7070±100, 151 — 6980±200, 73 — 6960±100, 10 — 6950±90, 19 — 6870±200, 3-3а — 6830±100, 16 — 6790±80 лет назад. Погребение 100 более древнее — 9910±80 лет назад.

Антропологическая принадлежность человеческих останков могильника была дискуссионной. Рост скелетов достигал 180 см. Часть исследователей считали найденные черепа кроманьоидными, другие замечали монголоидное влияние. Теснейшее сходство с оленеостровцами имеют погребённые в мезолитическом могильнике Попово в Каргополье (культура Веретье). Оба типа могут быть включены в единый кластер древнейшего европеоидного населения Восточной Европы, отличный от европеоидов Прибалтики и Украины.

У трёх индивидумов с Южного Оленьего острова, живших 7500 лет назад в эпоху мезолита (UZOO-7, UZOO-8 и UZOO-74), была выявлена крайне редко встречающаяся в Европе митохондриальная гаплогруппа C1. Гаплотип всех трёх обитателей Южного Оленьего острова относится к особому новому субкладу C1f. Для этого субклада не найдено соответствий в текущей базе данных ископаемых и современных митохондриальных геномов. Кроме гаплогруппы C (mtDNA) на Южном Оленьем острове были обнаружены митохондриальные гаплогруппы U4, U2e, U5a, J и H. У одного мезолитического обитателя Южного Оленьего острова (№ I0061), жившего 8800—7950 л. н., была определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a1 (SRY10831.2) субклада YP1272 (крайне редкого и оцениваемого в 14 000 лет) и митохондриальная гаплогруппа C1g. У другого мезолитического обитателя Южного Оленьего острова (I0221 / UZ0040) была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа J и митохондриальная гаплогруппа U4a.

Не так давно в 8 километрах от острова, на древнем берегу Онежского озера, ныне являющемся краем болота, был открыт крупный комплекс из нескольких десятков древних стоянок, относящихся той же самой исторической эпохе.
 
ПЕТРОГЛИФЫ МЫСА БЕСОВ НОС
Бе́сов Нос — мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная. Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).

На самом деле в этом месте восточного берега Онежского Озера сосредоточено несколько мысов и остров, которые содержат на своих скалах петроглифы - Бесов Нос, Пери Нос и Кладовец Нос. Почему именно Бесов Нос? Наверное из-за легендарного рисунка «беса», которому неугомонные монахи Муромского монастыря в XV - XVI в.в пририсовали крест, дабы уменьшить его «бесовость» и нейтрализовать дьявольскую силу.
к.и.н. А.П.Журавлев, Петрозаводск, "О НОВОЙ ТРАКТОВКЕ "БЕСА" НА ОНЕЖСКИХ ПЕТРОГЛИФАХ":
Мыс Бесов Нос — уникальный природно-археологический памятник Европейского Севера, где обнаружены многочисленные наскальные изображения эпохи энеолита. Среди этих изображений особое место занимает центральный образ Беса — колоритной фигуры, расчлененной глубокой трещиной на две пропорциональные части. Бес имеет квадратную голову с изображением носа, рта и двух глаз. Один глаз показан круглым пятном, второй — кружком с пятном в центре. У Беса тонкая шея и согнутые в локтях руки. Ноги также расширены книзу и согнуты в коленях (в виде "пляшущего человечка"). Правую руку фигуры перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны. Считается, что крест выбили монахи Муромского монастыря, который расположен в 25 км южнее мыса.
Существуют различные толкования этого изображения, и в частности, углубление в полости рта объясняется тем, что Беса кормили и поили, совершая жертвоприношения. Трещина в скале связывается с более ранним временем, чем появление здесь Беса.
В связи с открытием катастрофического землетрясения в Пегреме (4200 плюс-минус 50 лет назад), предлагается новая трактовка Беса и точное время его создания. В частности, жители, покинувшие Пегрему в связи с катастрофой, обратили внимание на изменения в ланшафте: в скалах появились огромные трещины. Возникновение этих трещин на их глазах сопровождалось грохотом обрушившихся скал, громовыми звуками, световыми эффектами и т.д. Все это создавало представления о том, что злые духи нижнего мира, разрушив земную твердь, через трещины прорвались в средн ий мир и творили свои темные дела.
Покинув "Богом проклятое место" — Пегрему в Уницкой губе Онежского озера, люди пришли на восточное побережье озера, где в скалах Бесова Носа обнаружили трещину, которая в миниатюре повторяла трещины скал Уницкой губы, возникших после катастрофического землетрясения, унесшего жизни соплеменников. Под впечатлением перенесенной трагедии, они отразили на скале свои представления об этом событии.
Бес по их мнению — это хозяин нижнего мира и злых сил, которыми он владел. Ассиметричное расположение его тела относительно трещин, указывало место в земной поверхности, где злые духи вырываются наружу из нижнего мира в средний. Жертвоприношения Бесу могли задобрить его и уберечь людей.

На Бесовом Носу выделяют три самых больших рисунка. Кроме самого беса, это еще выдра и сом. 
Подобные места при своей известности и доступности, естественным образом, постепенно разрушаются и изничтожаются не только дикостью «туристов», но даже и самими специалистами. Например, с целью сохранения петроглифов, часть скалы на Пери Носе взрывом отделили и перевезли в Эрмитаж. При этом часть петроглифов утеряна безвозвратно.
Но, изначально, эти места были удалены от поселений, что подчеркивает их ритуальный характер. Т.е. данные места видимо использовались для религиозных обрядов и их специально посещали для этих целей. Но, почему-то в непосредственной близости не селились. Та, заброшенная деревня и кладбище, которые сейчас находятся около этих мысов – никак не связаны с поселениями тысячелетней давности.
Загадочность места, неясность смысла многих рисунков – все это оказывает возбуждающее воздействие и пробуждает бесконечный ряд вопросов: начиная с «откуда», заканчивая «зачем». Действительно, почему петроглифы не разбросаны равномерно по всем скалам Карелии, а сосредоточены в двух местах (Беломорск и мысы Онеги)? Почему, несмотря на относительно небольшое расстояние между этими местами, петроглифы по своему характеру отличаются? Почему петроглифы кучкуются такими плотными группами?
Любители потустороннего, загадочного и мистического приписывают этому месту аномальные силы, которые патогенно влияют на человека: сначала притягивают как магнитом, потом заставляют возвращаться и, даже приводят в различным несчастьям. Да и ученые, далекие от мистики больше задают загадок, чем находят ответов. Особенно это касается так называемых лунарных рисунков в виде кругов и полумесяцев с отходящими лучами. Одни считают, что это изображение капканов, другие, что это изображение солнца и луны. Одни считают, что это связано с религиозными ритуалами, другие – с космической природой рисунков, третьи предполагают астрономические знания у древних, четвертые высчитывают направления лучей и доходят до идеи древней обсерватории. Одним словом, вопросов больше, чем ответов – а это только подгревает процесс размножения домыслов и легенд.
Поиск и открытие новых рисунков требует знаний, навыков и опыта. Наиболее отчетливые рисунки, которые обычно рассматриваются туристами, достаточно крупны и хорошо видны. Но это только верхушка айсберга! Понятно, что на ровной поверхности камня разглядеть «царапины» просто так не удастся. Поэтому всегда рекомендуют просмотр петроглифов в солнечный день, когда камни сухие. Чтобы разглядеть мелкий рельеф «слабых рисунков» лучше всего это делать на восходе или закате, когда лучи солнца подсвечивают их вдоль и тени позволяют увидеть то, что практически невозможно разглядеть при «вертикальном» освещении. Когда нет времени дожидаться милостей от природы, специалисты используют различные ухищрения: накрываются плотной тканью, пропуская свет на камни вдоль поверхности. 
Как бы то ни было, место это действительно производит неизгладимое впечателение. Действительно чувствуется дыхание тысячелетий. Действительно, что-то мистическое окутывает вас. Действительно притягивает и заставляет желать вернуться туда еще раз.
 

Гора Нуорунен    
Самой высокой точкой Карелии считается гора Нуорунен (фин. «Nuorunen») - 577 метров. Она так же расположилась в национальном парке «Панаярви» и гордо носит титул «Крыша Карелии». Как и все, господствующие над окружающей местностью высоты, гора Нуорунен наделялась священными свойствами и использовалась для поклонения древними людьми. Действительно, поднимаясь по древней тропинке к вершине, оказываешься на вершине горы, которая по множеству признаков являлась языческим святилищем. Вокруг рассредоточено большое количество «сейдов», некоторые из них, весьма приличных размеров. Существует так же легенда о существовании на горе мифического «Черного сейда» или «Черного камня», которому поклонялись и обращались за помощью. К сожалению, о каком именно «сейде» идет речь, выяснить достаточно сложно, поскольку на эту роль могут претендовать сразу несколько крупных валунов…
Энергетически активное место  Священное место язычников 
Адрес: Республика Карелия, Лоухский р-н. Национальный парк Паанаярви. 
Координаты: 66°8'27"N 30°14'42"E 

Гора Сампо     
Гора Сампо получила известность в начала 60-х годов прошлого века. Здесь был снят эпизод совместного советско-финского фильма «Сампо» 1959 года (по карело-финскому эпосу «Калевала»). Слово Са́мпо (фин. "Sampo") пришло из карело-финской мифологии. Это предмет, обладающий магической силой, являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. В некоторых источниках он представляется в виде мельницы. Гора считается Местом Силы. Многие туроператоры включают посещение горы в свои обзорные туры и позиционируют её как точку, где исполняются любые желания. На вершину ведет удобная деревянная лестница. На вершине, почти все деревья пестрят разноцветными ленточками - символом загаданных человеческих желаний.
Энергетически активное место  
Священное место язычников  
Место где просят счастье  
Адрес: Республика Карелия, Прионежский р-н. 2 км. на Северо-Запад от пос. Косалма.
Координаты: 62°2'21"N 34°5'46"E 

 Урочище Чертов Стул     
Урочище Чертов Стул находится в черте Петрозаводска и официально считается геологическим памятником природы. Место весьма живописное, давно облюбованное горожанами для отдыха. По сути дела, "стул" представляет собой каменную площадку на склоне бывшего вулкана - горы Большая Ваара. Действительно, по форме он отдаленно он напоминает стул. Высота поросшей лесом "спинки" примерно 110 метров. "Сиденье", обращенное к городу, является отличной смотровой площадкой и в диаметре составляет около 85 метров. Чертов Стул находится на территории Петрозаводского ботанического сада и являет собой объект изучения вулканической деятельности в нижнем протерозое. Место считается аномальным и мистическим. Существует поверие о том, что если сесть на край "стула" и загадать желание оно обязательно сбудется.
Энергетически активное место   
Место где просят счастье  
Адрес: Республика Карелия. Петрозаводск. Территория Ботанического сада ПетрГУ. 800 м. на Восток от окраины пос. Соломенное.
Координаты: 61°50'24"N 34°23'33"E 

Сапен-гора    
Еще одним местом силы Карелии считается Сапен-гора. Этой славе активно способствует убежденность местных жителей, что вершина горы "притягивает" к себе разряды молний намного чаще, чем все остальные высоты. Существуют версии, что это связанно с залеганием в земле большого количества железной руды. На вершине горы, действительно, очень часто встречаются деревья с обожженными верхушками. По преданию, в древние времена здесь совершались культовые мероприятия и поклонение богам. В ответ на мольбы людей им было послано умение добывать и обрабатывать железо. Косвенно, легенда подтверждается в карело-финском эпосе «Калевала». Считается, что это именно та гора, на которую пролился железный дождь с неба после молитвы героя эпоса - рыбака Лемминкяйнена (фин. "Lemminkäinen") к богу-громовержцу У́кко (фин. "Ukko").
Энергетически активное место  
Святое место древних язычников 
Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, 5 км на Северо-Запад от окраины Медвежьегорска.
Координаты: 62°56'54"N 34°18'43"E 

 

 

__________________________________________________________________________________________________
Фото и материал Команда Кочующие.
https://megalithica.ru
По материалам: В.Мизин, "Сейд, каменная легенда Лапландии".
http://www.zapoved.net/
Воейков А. И., Белое море // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
достопримечательности Карелии.
Мегалиты и дольмены России.
http://journals.plos.org; 
http://kizhi.karelia.ru; 
А.П.Журавлев, Петрозаводск, "О НОВОЙ ТРАКТОВКЕ "БЕСА" НА ОНЕЖСКИХ ПЕТРОГЛИФАХ"
«Энциклопедия аномальных зон России», В.Чернобров.

 

  

ВложениеРазмер
KarelMeg (1).jpg27.02 КБ
KarelMeg (1).png846.76 КБ
KarelMeg (2).jpg146.53 КБ
KarelMeg (3).jpg98.43 КБ
KarelMeg (4).jpg142.98 КБ
KarelMeg (5).jpg524.32 КБ
KarelMeg (7).jpg234.99 КБ
KarelMeg (8).jpg40.16 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

каменный идол в Карелии

Остров Радколье - загадочный остров в Карелии.

Он находится в Онежском озере, недалеко от острова Кижи.

Переводится его название с финского как «Скала мертвого животного».

Добраться до острова не так просто. Следует доехать на «Метеоре» до пристани "Сенная Губа" и далее договорится о переброске на остров с местными жителями.

Путь не близкий, а результат без грамотного экскурсовода и хорошего воображения многих может разочаровать.
Радколье представляет собой типичный остров Онежского озера, небольшой и скалистый.

Длина его приблизительно полкилометра, ширина - полторы сотни метров. 

Здесь, говорят, вплоть до 30-х годов прошлого века собирались те, чьи боги жили в не церквях, а в деревьях - это местное карельское население.

 У острова есть свой хозяин, чье воплощение — созданный природой каменный Радкольский идол.

Ничего особо плохого никому ни остров, ни его таинственный хозяин не сделали, но многие побывавшие там говорят о всеобъемлющем чувстве покорности и апатии, которые невозможно с себя стряхнуть.

А это — пугает. Как и тяжелый каменный взгляд «хозяина», будто пригвождающий к земле.

«Хозяину», кстати, приписывали дар наградить чем-нибудь нехорошим человека, ведущего себя не подобающим образом.

Словом, те кто не готов почтительно относится к острову - лучше там не появляться.

Свою известность остров обрел благодаря двум фактам, первый из них, существование до Революции местного праздника - «Радкольского воскресенья»,совпадающего с днем летного солнцестояния (Иван Купала).

В этот день, со всей округи на остров приплывали на лодках местные жители, устраивали гулянья с танцами и пели песни. Вдобавок к этому, под конец празднества, молодежь совершала очередную бесплодную попытку сбросить со своего естественного пьедестала так называемого «Радкольского идола».

Он существует и сейчас и представляет собой скалу высотой чуть больше двух метров и диаметром полтора метра.

Идол стоит на возвышенности в северо-восточной части острова. Имея хорошее воображение, можно увидеть, что скала имеет определенные антропоморфные черты, схожие с лицом человека.

Любопытно, что совсем рядом находится еще одно скальное образование, получившее наименование «Хозяин». Оно тоже имеет форму головы человека с бородой. К этому объекту, как сообщают краеведы, все относились подобострастно и даже заискивающе.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru