Мегалиты и почитаемые камни Белоруссии

Парк камней — уникальный музей валунов
Идея создать что-то подобное появилась у учёных Института геохимии и геофизики Национальной академии наук Беларуси ещё в 1970-х гг. прошлого века. Для её реализации в современную столицу РБ было привезено 2134 валуна из различных уголков страны.

В 1985 г. был завершён первый этап работ – сформирована площадка, рельеф, разложены камни.

В 1989 г. это место признано памятником природы республиканского значения.
 

 
Планировалось создать здесь «каменный зоопарк», который состоял бы из бетонных мамонтов, пещерных медведей, саблезубых тигров и других животных ледникового периода. Однако отсутствие спонсоров не позволило реализовать эту задумку.
К сожалению, несмотря на то, что уже много лет этот объект считается и называется музеем, официально такого статуса он до сих пор не получил.
 

Структура музея
Наверное, самым необычным в этом музее является то, что из огромных валунов и камней поменьше выложена карта Беларуси. Хотя на первый взгляд кажется, что все размещенные здесь безмолвные свидетели многовековой истории разбросаны хаотично. Но на деле это не так. Беларусь выложена в масштабе 1:2 (одним метровым шагом можно преодолеть сразу 2 «реальных» км) в горизонтальном направлении и 1:100 (1 м к 100 м) в вертикальном. Т. е. камни не просто лежат в форме контура страны, а повторяют её рельеф (в частности, хорошо различимы г. Дзержинская и г. Лысая).
Многие камни размещаются именно на тех местах страны, откуда их привезли для создания музея.
Площадь стилизованной карты Беларуси – 4,5 га. При этом общий размер парка – 7 га. Остальное место занимают различные экспозиции из валунов. 
   
 
Каменные кресты в деревне Бабцы
 
Каменные кресты находятся недалеко от деревни Бабцы, в Докшицком районе Витебской области (республика Белоруссия).
 В августе 2011 года, в Белоруссии, случилась уникальная находка: на одном маленьком кладбище нашлось сразу 26 каменных крестов. Невероятно, как много потребовалось времени, чтобы сделать такую находку в 21-м веке. А еще более невероятен тот факт, что в 21 веке, веке информационных технологий, про эти каменные кресты нам практически ничего не известною. Одни – около 30 сантиметров в высоту, другие - выше человеческого роста. Ученые гадают, откуда они там взялись. Непонятно даже, являются ли они могильными, или же их вытачивали для других целей.
Крест – древний знак, который появился ещё задолго до появления христианства. Удивителен тем, что является результатом перехода от счетного мировосприятия к пространственному. Символизирует пересечение небесного и земного. Семантика сего знака настолько глубока и невероятна, что в силах заинтересовать даже безразличную к данной теме личность. Символ креста использовали во всевозможных ритуалах преклонения невероятным силам природы, о чем свидетельствую раскопки во всех уголках мира: Европа, Индия, Сирия, Персия, Египет, Северная и Южная Америка. Множественные каменные кресты, высеченные из ледниковых валунов, известны и на территории Беларуси.
Для нашей страны они не редкость, поэтому вид этих, без сомнения величественных памятников истории, археологии, географии, художественной и духовной культуры, не вызывает порой подобающего восторга. Однако, их большое скопление на достаточно маленькой площади выглядит феноменально. Собственно обстановка вокруг не менее интересна, ведь они находятся на старом кладбище около деревни Бабцы, Докшицкий район Витебской области. К сожалению, сведений об этих ошеломительных объектах практически нет. И сложно сказать, каков их возраст, символом чего они являются, для чего они были возведены.
 
 
Шкловский идол (Шклоўскі ідал)
Шкловский идол  — скульптура, изображающая языческое божество, найденная в 1963 году около белорусского города Шклов. Хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь в Минске.

Шкловский идол изображает верхнюю часть мужского тела, обтёсанную в виде столба цилиндрической формы, нижняя честь которого имеет форму постамента. Фигура высечена из песчаника, составляет в высоту 1,2 метра и весит около 250 килограммов. Идол имеет лицо с рядом индивидуальных черт: четко прослеживаются глаза, по-видимому, закрытые, рот и усы. Сама фигура несомненно имеет фаллические очертания. На обозрение научному сообществу идол впервые был представлен в публикации Георгия Васильевича Штыхова.

Идол был найден мальчиками из деревни Старый Шклов на берегу реки Серебрянка в урочище Кукушкин ров (Зязюлін роў). Взрослые выкопали скульптуру, дав ей шутливое название «олух». Скульптура была перевезена в Минск археологом Леонидом Давыдовичем Поболем. При транспортировке в кузове грузовика идол получил повреждения: был сильно потёрт, его лицо оказалось немного стёсанным.
Обзор основных теорий, касающихся идола, был хорошо отражен в докладе Забашты. Проблемы с атрибуцией, то есть определением времени его создания и этнокультурной принадлежности населения, которое ему поклонялось, вызваны отсутствием у находки подходящих для атрибуции признаков. По широко распространённой версии, выдвинутой Г. В. Штыховым, идол относится к Х веку, по другим — к VІ—Х, VІ—VII или VІ—XIII векам. Все версии являются гипотетическими и не имеют надёжного обоснования. Ещё одну версию предложил Забашта, который на основании датировок археологических памятников в окрестностях находки и похожих языческих идолов сделал вывод, что скульптура относится к XII—XIII векам.

Забашта склоняется к версии, что идол оставило славянское население, но вместе с тем отмечает сходство скульптуры с так называемыми балтскими идолами из Риги и столбоподобными идолами из святилищ, обнаруженных в Смоленской области.
Также невозможно соотнести идол с определенным божеством, но, опираясь на косвенные данные, как, например, закрытые глаза идола, можно предположить о его принадлежности к хтоническому миру умерших предков. Фаллическая форма может свидетельствовать об отношении функции божества к плодовитости и плодородию.
 
 
Камни возле д. Гатьки
Камни с резьбой возле деревни Гатьки, в Оршанском районе Беларуси.

На камнях вырезаны символы, характерные (весьма схожие) для этого региона.
По всей видимости эти валуны использовались в сакральных целях.
  
 
Каменный комплекс в Стебераках
Изучение астрономической привязки древних сакральных комплексов – сравнительно молодое направление для Беларуси. В настоявшее время осмыслению этой проблематики были посвящены публикации всего нескольких человек.

Между тем выявление новых и подтверждение уже установленных фактов использования камней в качестве астрономических ориентиров является чрезвычайно важной задачей для становления и развития отечественной астроархеологической дисциплины.

В связи с этим поисковиками Уфокома в 2009–2012 гг. были предприняты исследования каменного комплекса в Стебераках, являющегося перспективным объектом для установления закономерностей, присущих подобным обсерваториям. Многие предположения явились новаторскими для нашей страны и могут быть использованы для проверки возможной ориентации однотипных или похожих святилищ.

Белорусская Вилейщина хранит не одну загадку: здесь в д. Долгиново обнаружили самый известный каменный идол, множество культовых валунов, в том числе и с непонятными углублениями, но одной из самых интригующих загадок этих мест являются камни, находящиеся близ д. Стебераки. Они расположены в 150 метрах от дороги Вилейка–Мядель, на расстоянии около 21 км на север от Вилейки. Комплекс представляют собой пять стоящих вертикально камней с изображением рог-ритона:

Гранит серый мелкозернистый с кристаллами кварца (зерна от 2 до 5 мм) – длинной 0,55 метра, шириной 0,76 метра и толщиной 0,18 метра.
Гранито-гнейс серый мелкозернистый слюдяной – 0,8 х 0,7х0,2 м.
Гранит серый мелкозернистый – 0,7х0,5х0,2 м.
Амфиболит темно-серый мелкозернистый – 1 х 0,7 х 0,2 м.
Валун из черного комковатого сланца - 1,1 х 0,65 х 0,09 м.
Само название деревни Стебераки можно связать с латышским Staburags (мн. ч. Staburagi) с прозрачной этимологией от лат. stabs «столб» и rags «рог». Следует указать и на литовское stabas «сакральный камень, идол». Интересен и символ «зонтика» (шеста с перекладиной) на камнях. Часто похожие знаки находят в местах захоронений, неоднократно обнаруживались они и в ходе экспедиций Уфокома. Подобные изображения есть на всемирно известном Збручском идоле.

Первые сообщения об астрономическом предназначении камней у д. Стебераки появляются в работах А. Прохорова и В. Винокурова. Интерес к ним проявил и краевед А. Зайцев. Если наблюдатель становится у первого камня и видит всю композицию, то он ориентируется таким образом точно на север, на Полярную звезду. Но не строгая ориентация более всего привлекла внимание авторов публикаций, а необычные символы – крестообразные знаки, квадраты, «лестницы» и изображения рогов. Что интересно, на некоторых камнях рог направлен вверх, на других – уже вниз. Комплексов камней, полностью идентичных стеберакским на сегодняшний день в Беларуси не выявлено, существуют ряды ориентированных по сторонам света камней, но, как правило, никаких рисунков или надписей на них не обнаруживается.

 

Сохранилось народное название комплекса – «Каменные Быки», согласно легенде быки окаменели во время того, как некий крестьянин пахал поле. Есть также упоминание о том, что под камнями зарыт клад. Стоит также отметить, что мы точно не знаем, в какой последовательности камни стояли изначально, так как многочисленные кладоискатели даже в последнее время нарушали целостность расположения камней и можем лишь оперировать той структурой, которая была описана в 2004 году. По предварительной оценке, высказанной В. Винокуровым, часть знаков могла быть высечена человеком около 7,5 тысяч лет тому назад. Однако шурфовка небольшой территории вокруг камней, проведенная В. Обуховским, Э. Зайковским и А. Прохоровым не выявила никаких археологических артефактов, за исключением нескольких небольших кусочков кремния. В непосредственной близости от комплекса никаких погребений не выявлено, что дает основание считать объект культовым.

Более вероятно отнести нанесение изображений ко времени расселения по территории Беларуси балтского племени ятвягов, у которых и существовал культ рога-ритона т. е. примерно к XI-XVII вв.
Направленность камней на север послужила отправной точкой для публикаций, развивающих связь обнаруженных символов с космологической тематикой, главным образом с Млечным путем, который иногда называется «Северной дорожкой» и Полярной звездой. Символ «зонтика» или купола на шесте, выбитый на камнях, напоминает о небесной сфере или мировом столбе, поддерживающем ее. Полярная звезда часто носила название «Кол», то есть шест, вокруг которого двигаются все остальные звезды, вращается «звездный купол» (тогда боле понятна и этимология названия деревни Стебераки). Во многих регионах мира название Полярной звезды связано с понятием «шест, кол, гвоздь», в том числе и в нашем регионе. У белорусов зафиксированное название Полярной звезды «Большой столб».

Требующим дальнейшего осмысления стоит признать и тот факт, что Большую Медведицу, на одну из звезд которой и направлены камни, часто ассоциировали с лосем или даже с быком. Исследовательницей М. Э. Рут собраны такие записи: «Лось (Большая медведица) – пять звезд, они стоят, как Лось. Ноги, рога есть, ворочается в небе-то. Лось таким путем идет, как олень, как бык, у его туша, а спереду голова и рог торчит (Архангельская область, Плесецкий район)». «Лось сперва как морда лося показывает, а потом один рог в сторону торчит, а второго не видно, как лосиная голова сбоку (Архангельская область, Холмогорский район)». Общий мотив наделения Большой медведицы зооморфными чертами некого «животного с рогом» (Лося, Оленя, Быка и др.) характерен для многих славянских народов.

В то же время ориентация рогов на различных камнях вниз и вверх острием наталкивает также на мысль о том, что перед нами соподчиненная структура, учитывающая и фазы нашего ночного светила. Чтобы выявить возможную корреляцию с Луной, следует обратиться к другим лунным обсерваториям и поискать присущие им атрибуты на стеберакском ландшафте. Впервые на возможность связи каменного комплекса в Стебераках с фазами Луны обращает внимание А. А.Прохоров, но не развивает эту идею. В то же время мысль кажется интересной и требует уточнения. Для большего понимания указанной взаимосвязи также нужно рассмотреть лунную мифологию этого региона.
Луну белорусы называли Месяц, Туляч, Люнатык или Княжыч(ц) (от Ksiezyc – Луна, польск.). Месяц был создан Богом, чтобы тот светил людям, но он ленился, поэтому Бог сделал так, что каждые четыре недели Месяц перерождается: «Когда Месяц постареет, Бог крошит его на звёзды. Один кусочек кладёт в кадку, на закваску. Звёзды падают туда, из них начинает делаться опара, тесто подходит и начинает переливаться через край». Так вот и рождается Месяц в виде «окрайчика хлеба». Также Месяц часто сравнивается с «рогатым пастухом», а звёзды – с его овцами. В пятнах на месяце наши предки видели образ человека, который «сидит на коне, и волами пашет». В традиционном мировосприятии белорусов широко представлены такие названия лунных циклов, как «межы»(новолуние), «маладзiк» (первая четверть), «поўня» (полнолуние), «ветах», «збыта» (последняя четверть). Последний день перед новолунием – «чорнец». Неделю после новолуния называли«маладзiковая».

Аналогично после полнолуния – гнилой порой (временем, неделей). Следующие затем дни убывания Месяца называли адбытными, сходными, ветховыми, межами либо говорили, что Месяц на ушчэ(р)бе. Каждая из этих фаз широко и разнообразно представлена в народной культуре белорусов и является своеобразным кодом и ключом к упорядочению сельскохозяйственных, строительных, производственных работ, осмыслению многочисленных символических действий и адресных привязок в сфере народной медицины и ветеринарии, погодоведения и отдаленных предсказаний.
Как отмечает М.Г. Гусаков, главным символом всех божеств потустороннего мира является Луна, Месяц, звезды.

В магических практиках Луне уделялось даже больше внимания, чем Солнцу, и повсеместно она была взята за основу исчисления времени. Противопоставление Луны (смерть) Солнцу (жизнь) нашло отражение в древнегреческом похоронном ритуале, где предписывалось хоронить покойника до восхода Солнца, чтобы не оскорблять светило. В первобытной мифологии к Луне обращались в целом значительно чаще, чем к Солнцу.

Есть и другой архаичный миф, фрагменты которого сохранились в литовском и латышском фольклоре, – «небесная свадьба» солнца и месяца; в литовской народной песне «Свадьба месяца», когда месяц изменяет солнцу с утренней зарей Аушрой (иногда Аушра – дочь солнца), разгневанный Перкунас разрубает месяц мечом (объяснение убывания луны). В других версиях солнце выдает свою дочь замуж за утреннюю звезду Аусеклиса, вопреки воле Перконса-Перкунаса, или месяц отнимает невесту у Аусеклиса, за что солнце разрубает его мечом… Во всех случаях цель одна – раздробить, «иссечь» месяц. По предположению Т.В. Цивьян такой способ наказания играет в мифологическом контексте определенную роль: оно является гарантией воскрешения, т.е. появления исчезнувшего месяца вновь на небе, и в метафорическом смысле есть не что иное, как средство вечного возвращения, поддержка космического порядка.
Комплекс в Стебераках ориентирован на север, но север является посредственным направлением для наблюдения фаз Луны, а вот противоположное северу южное направление могло использоваться для нахождения первой и последней четверти луны. Следует, правда, обратить внимание, что изображения нанесены таким образом, что легко читаются именно в северном направлении и, возможно, являлись просто подсказками, своеобразной памяткой для определения того или иного положения Луны.
 
 
Ратынский валун
Валун находится в 1-2х километрах южнее деревни Ратынцы, в Дзержинском районе, Минской области, р. Беларуси.
Это достаточно крупный Валун. Его размеры: длина 5,4 м, ширина 4,7 м, высота надземной части 3,4 м.
   
 
 Валун "Великий камень"
Великий камень - так называют огромный валун, находящийся недалеко от деревни Горки в Шумилинском районе Витебской области.


Считается, что это самый большой камень в Беларуси. Длина составляет 11 метров, ширина  5,6 метра. Высота, которая видна над землёй – 3 метра. Ученые до сих пор не знают его точный размер, так как камень очень глубоко ушел в землю. Известно, что подземная часть – не менее трех метров в глубину.

Второе встречающееся название Большого камня — Чёртов камень.
Где находится, как доехать:
Координаты объекта: 55.192222,29.488611
    
 

Дед-валун


Дед (бел. — Дзед) — валун из гранита, некогда часть Минского языческого капища, как священный камень. Располагался возле дома по ул. Лодочной, 2. Сегодня находится в минском музее валунов. Другое, менее употребляемое название валуна — «Старец». Приблизительные размеры камня: высота 1,2 м, длина 1,2 м, ширина 0,6 м.
Легенда, связанная с валуном «Дед»: В те времена, когда Минск окружал густой лес, на окраине города, у реки, возвышался холм. У подножия холма лежал огромный валун, прозванный в народе «Дедом». Поспорил однажды повелитель рек и озер Водяник с господином лесов и зверей Лесовиком, кому владеть холмом. Решили они: кто валун на вершину холма поднимет, тот хозяином и будет. Поднял Водяник камень, потащил в гору, но уронил: уж больно тяжёлым оказался камень. Превратился Лесовик в медведя, взвалил камень на плечи и быстро пошёл в гору. Испугался Водяник, что Лесовик выиграет спор, и поставил тому подножку. Уронил Лесовик камень. Камень упал, врос в землю, и тотчас рядом с ним вырос огромный дуб и забил из-под земли родник. Устроили люди возле «Деда» языческое капище — приходили сюда молиться, приносили разные жертвы. Вода источника помогала бездетным женщинам. - ист.«Минск - город легенд».
Валун «Дед» находился в Минске, на берегу Свислочи, на улице Лодочной в районе теперешнего ресторана «Старое русло», что напротив лицея БГУ. Камень стоял сразу за забором дома № 2, по ул. Лодочной. Капище состояло из полусферического камня, креста, увешанного вышивными рушниками и помоста. Часть этого помоста лежала на земле и подходила к валуну. Вторая часть (около двух метров в ширину и метр в длину) нависала над водой реки Свислочь, он стоял на столбах, которые были вбиты в дно Свислочи. Помост служил знахарю-священнику для проведения службы.

До 1888 года на капище рос огромный священный дуб «Волат», горел неугасимый жертвенный огонь, рядом с которым жил его хранитель — «Старец» (знахарь-священник). Дуб «Волат», с сухим верхом и с большим дуплом, был в четыре обхвата (становилось четыре человека и обнимали его с раскрытыми руками), под дубом так же молились. Дуб получался в центре композиции: с одной стороны от дуба стоял валун «Дед», а со второй — жертвенник (алтарь) с огнём.

На самом камне ничего не палили, жертвенный огонь был недалеко от камня. Он горел на камнях и был обложен вокруг камнями. В диаметре он составлял 1 метр. Дно кострища было выложено камнями, а кругом выложен большими валунами, которые создавали круглую ограду. Высота такой ограды была около 30-40 сантиметров. На этом огне сжигали потроха овец, коз, свиней и петухов, которых приносили в жертву.

Раньше был ещё и второй огонь (жертвенник). Он стоял поближе к камню, за тем огнём. «Жертвенник» был выложен из камней размером 20-25 см, диаметр огня — 1,5 аршина, толщина стенки — около 25-30 см. Стенка была сложена из разных валунов на густой глине. Внутри был настил, сложенный из камней размером 20-25 см. Высота «жертвенника» была выше человеческого роста, около 2 аршин (под 1,8 метра). Глубина отверстия «жертвенника» — около 30 см. Высота камня была большая, около аршина, он имел шероховатую поверхность, стоял на расстоянии 3-х метров от берега Свислочи; а жертвенник находился в 10 метрах от камня. Этот жертвенник скоро развалился — глина размокла и от огня появились трещины. После этого был сделан вышеописанный.
Вся площадка святилища была огорожена плетнями. Плетень был сооружён из еловых веток и окружал всю молельню. В высоту был около 2,5 аршин.
Все три предмета капища: дуб, камень и алтарь, почитались священными. Каждая предмет капища также имел своё название:
Священный дуб назывался Волат (Великан).
Камень — Дед, или Старец.
Жертвенник — Жыжа; или просто — огонь.

Место это, даже во второй половине XIX века, находилось в глуши под Минском (хотя сегодня это место уже недалеко от центра города).
 

Археологический комплекс Кордон (Кордон Витебского Подвинья)
Расположен археологический комплекс на правом берегу Западной Двины в Шумилинском районе Витебской области.
Как рассказала доктор исторических наук, профессор Ольга Левко, существование Кордона было зафиксировано еще в 1934 году, но в советское время необходимости в его изучении не увидели. А в начале 2015 года в интернете на сайтах черных копателей стали появляться вещи, найденные недалеко от Витебска. Тогда в Центре археологии и древней истории Беларуси Института истории НАН, который возглавляет Ольга Николаевна, и было принято решение отправиться на разведку в Витебскую область. И там археологов и студентов БГУ и ВГУ, которые работали на Кордоне в рамках археологической практики, ждала настоящая сенсация.
«Когда преподаватели накануне археологической практики рассказывали, что нам предстоит работать на таком значимом памятнике, мы им, честно говоря, не поверили, — отметил студент 2 курса исторического факультета ВГУ имени П.М. Машерова Иван Роговой. — Думали, что они просто хотят нас заинтересовать. А потом, когда к нам приехало телевидение и в газетах стали выходить статьи с сенсационными заголовками, мы поняли, что смогли приобщиться к истории».

Всего от витебского университета в раскопках принимали участие около 40 человек — студентов первого курса, волонтеров со старших курсов и преподавателей во главе с известным археологом, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории Беларуси ВГУ имени П.М. Машерова Татьяной Станиславовной Бубенько.
«Черные копатели провели за нас всю разведку, — рассказал Александр Бутько, студент 2 курса истфака. — Поэтому перед нами стояла задача найти уникальные артефакты и спасти поселение викингов. Есть информация, что, когда заработает Полоцкая ГЭС, эти земли могут оказаться в зоне подтопления».

Наши ребята «копали» на Кордоне вместе со студентами БГУ, правда, на разных объектах. Рабочий день длился с девяти часов утра до двух-трех часов дня, каждый час были предусмотрены перерывы на отдых. Работали парами: юноша и девушка. Каждой паре был отведен квадрат для раскопок — два на два метра. В день нужно было снять двадцатисантиметровый пласт земли. И не просто отбросить его в сторону, а тщательно перебрать землю до малейшего кусочка, просеять через сито, чтобы найти драгоценные артефакты.
Кстати, многие ребята, из тех, кто проходил археологическую практику на Кордоне, не прочь вернуться туда и в этом году в качестве волонтеров и продолжать искать уникальные артефакты. Но и за три недели летом 2016 года студентам ВГУ и БГУ удалось обнаружить немало: порядка 600 индивидуальных находок, в том числе монеты, украшения и весовые гирьки.

«Полученные в ходе исследований артефакты доказывают, что именно Витебское Подвинье играло ведущую роль в формировании связи севера с югом на пути из „варяг в греки“, — отметила Татьяна Станиславовна Бубенько. — Здесь, между реками Ушачей и Уллой, размещалось ядро территории полоцких кривичей, центром которой на рубеже VIII–IX веков стал Полоцк. Раскопки комплекса Кордон позволили утверждать, что здесь, а не в Смоленском Поднепровье, были установлены обширные и более ранние контакты с южными и северными соседями. Лишь в ІХ веке, после перекрытия Полоцком двинского отрезка важнейшего торгового пути средневековья, отмечено движение варягов со стороны Новгородчины на Смоленщину и далее в южном направлении».
Добавим, что Кордон Витебского Подвинья попал в топ-10 результатов академии наук Беларуси в области фундаментальных исследований за 2016 год. 

Мощность слоя на всех объектах поселения оказалась небольшой — всего 40 — 60 сантиметров. Находки пошли практически сразу — вскрыли дерн, а под ним монета. Всего было обнаружено около 600 разнообразных, подчас совсем неожиданных предметов. Например, римские монеты — одна 79–го, другая — 164 — 166 годов н.э.
   
 
Урочище Купа (кромлех-обсерватория).
На склоне берега Днепра исследователи обнаружили около 40 валунов. В центре комплекса возвышается большой камень диаметром около двух метров. Остальные диаметрами 0,6-0,9 метра образуют вокруг него два кольца. 
Белорусский мегалитический объект представляет собой валуны, выложенные в определенном порядке. Археологи предположили, что изначально валуны располагались на вершине холма, однако со временем сползли по склону, потеряв изначальную форму правильного круга. 

По мнению учёных, это сооружение могло быть либо древней обсерваторией, либо капищем. В пользу того, что скопление валунов могло использоваться нашими предками в качестве каменного календаря, говорит кольцевая структура сооружения. Вполне вероятно, что таким образом люди определяли день летнего Солнцестояния и следующую за ним Купальскую ночь. Возможно, от Ивана Купалы произошло и название урочища – Купа.
Предполагаемая обсерватория находится на широте 54 градуса, оптимальной для наблюдения также и за Луной.
Ранее возле урочища Купа были обнаружены две стоянки древних людей времен неолита или даже мезолита. Трудность точной датировки стоянок объясняется отсутствием культурного слоя, который вымыл Днепр. Однако, как считает координатор Белорусского уфологического комитета Илья Бутов, возраст мегалитического памятника может составлять около пяти тысяч лет.
Где находится:
Как добраться: по трассе М8 добраться до д. Лариновка (на левом берегу Днепра напротив г.Орша); объект расположен в лесном массиве.
 
 
Культовые камни у д. Лариновка
Недалеко от д. Лариновка, на левом берегу Днепра находятся культовые камни, выявленные в 1994 г. местным краеведом-исследователем Александром Шинкевичем.
Здесь располагается древнее языческое капище в виде композиции из крупных камней с доминирующим двухметровым валуном. Недалеко находится предположительно камень-жертвенник — валун с углублением в верхней части, рядом с которым камни меньшего размера. Здесь же с берегового склона течёт культовый родник. Поблизости выявлена неолитическая стоянка.
Ближе к деревни находится урочище Дубки, где растут два дуба-старожила возрастом около 300 лет.
 
 
Городище и курганы в д.Багриново
Объекты расположены вблизи д.Багриново Оршанского района Витебской области. 
Округлое городище (30 x 33 м) находится на берегу реки Кривой (приток р. Друти). Культурный слой (1 м.) содержит древнерусскую (XII-XIII вв.) гончарную керамику. К городищу примыкает неукрепленное селище.
Также было обнаружено множество курганов смоленско-полоцких кривичей IX—XIII вв. н.э.
  
 
Валун "Большой камень" Кудаевский
Объект находится в карьере у д. Кудаево, Оршанский район, Белоруссия.


Считается третьим по величине камнем в Белорусиси. Размеры: 6,9 х 4 х 2,2 м. На третьем снимке можно сравнить его размеры с человеком, лежащим на камне.
Является геологическим памятником природы республиканского значения.

Местонахождение: В 0,6 километра к югу от деревни Кудаево, квартал № 196 Оршанского лесничества Государственного опытного лесохозяйственного учреждения «Оршанский опытный лесхоз».
 
 
Городище на реке Менке
Городище на Менке находится в д. Городище Минского района в республике Беларусь. Объект является важнейшим археологическим памятником не только Минщины, но и всей Беларуси.


Сейчас Менка представляет из себя ручей. Как считают ученые, Менка и в давние времена не была большой. В науке есть данные, что термин «мен» имеет смысловое значение «маленькая мелкая река». Правда, запруда на речушке вполне могла создать водоем, позволяющий подходить к поселению судам. В двух километрах отсюда Менка впадает в реку Птичь, та в Припять, а Припять в Днепр. Так что отсюда можно было попасть и к Черному морю. Не исключено, что на этой речушке зародилось и существовало поселение, которое появилось на страницах летописи под названием Менска. До настоящего времени здесь сохранились остатки земляных укреплений, что свидетельствует о нахождении здесь поселения.
Профессор С.Роспонд считал название балто-славянским по происхождению, находя польские параллели и возводя к индоевропейской форме *min- («проходить мимо, идти»). В. П. Нерознак допускал происхождение топонима от индоевропейской формы *men- («малый»), а также сравнивал с литовским menkas («маленький, мелкий») и латышским minus («меньше»), указывая при этом на аналоги в восточноевропейской топонимике.

На месте этого городища располагался город. В городах под охраной мощных стен находились князья или их наместники, родственники феодалов. Здесь была княжеская дружина, духовенство, ремесленники, купцы. Еще в середине ХIХ века было известно, что в здешних окрестностях крестьяне находили на пашне остатки посуды, орудия труда, украшения.
Современные археологи неоднократно обследовали местность возле городища. Было обнаружено много обломков керамики Х–ХII веков и другие предметы. Общая площадь древнего поселения вокруг городища не менее 30 гектаров. Другого такого большого раннефеодального селища в Беларуси не сохранилось.
Вблизи этого городища были найдены три больших клада. Клады подтверждают существование в верховьях Птичи важного торгового центра, во всяком случае в Х – первой половине XI века. Таким центром мог быть только населенный пункт на Менке. Вполне возможно, что именно здесь находился Минск в то время, когда он впервые появился на страницах летописи - в 1067 года. Ученые предполагают, что здешнее поселение послужило основой для возникновения города в месте слияния рек Свислочи и Немиги. Не исключено, что население с Менки перешло на берега Свислочи, но за новым поселением, однако, сохранили старое название – Менск. Еще не было Москвы и Стокгольма, Вильни и Львова, Берлина и Варшавы, а Минск уже стоял на перекрестке военных и торговых дорог, открытый пронизывающим ветрам истории.

Обилие археологического материала IX—XI вв. и анализ летописных данных позволили А. Я. Ясинскому в конце 1920-х годов предположить, что здесь первоначально располагался Минск (Мѣньскъ). Гипотезе была посвящена неопубликованная статья учёного (известная специалистам), в печати же эти сведения впервые появились в «Малой советской энциклопедии» в 1937 году: «Вначале он находился на реке Менке, в 1066 был разгромлен, сожжён киевским князем Изяславом и перенесён на р. Свислочь».
 
 
Борисовские курганы (Иканский некрополь / Борисовский стоунхендж / Иканские менгиры)
Объекты расположены между деревней Мстиж и деревней Иканы Борисовского района (Белоруссия).

 1. Валуны. В народе их зовут валуны "Быки", потому что очень похожи на этих огромных и медлительных животных. Вокруг валунов установлена охранная зона, границей которой является линия, условно проведенная на расстоянии трех метров от их надземной части. Памятник республиканского значения «Валуны Быки» утверждён постановлением Государственного комитета по экологии при СМ БССР от 24.09.1987 г. №14/2 с целью сохранения в естественном состоянии валунов, принесенных на территорию республики ледником в период Московского (Сожского) оледенения 120-200 тысяч лет тому назад с территории южной Финляндии.
 С древнейших времен валуны являлись объектами поклонения и о каждом из них сложены легенды. Но у камней есть ещё одна тайна - оказывается, это камни менгиры!
 
2. Курганы. История Борисовщины намного более древняя, чем предполагают многие из нас. Между тем, доподлинно известно, что первые люди на территории современного Борисовского района поселились после отступления ледника в эпоху мезолита. Это было примерно 6 тысяч лет назад. Первая стоянка наших далеких предков находилась возле современной деревни Гливин, в урочище Смалярня, на песчаном пригорке. Историки и археологи считают, что эпоха каменного века на территории Беларуси продолжалась по 2-е тысячелетие до нашей эры. Племена охотников и рыболовов, жившие в тот период здесь, в том числе и в наших краях, почти не знали земледелия и скотоводства.
В начале бронзового века сюда пришли иные племена. Вследствие недостатка бронзы они в основном делали орудия труда из камня, которые украшали оттисками шнура. Отсюда название того времени — культура боевых топоров либо шнуровой керамики.

Племена, которые расселились на огромной территории от Индии до Европы, историки называют индоевропейцами. Их занятиями стали не только скотоводство, но и земледелие. Им было известно колесо, и они использовали колесный транспорт. Обычным занятием древних индоевропейцев являлась война. Каждый мужчина был воином, а народ представлял войско. Индоевропейцы сооружали наземные жилища. Они первыми стали возводить погребальные курганы. Умерших хоронили вместе с повозками. Кроме того, в те времена начал распространятся обряд сожжения тел мертвых и захоронения останков в глиняной посуде - урнах. Вместе с историком и краеведом Владимиром Кищенко корреспондент ТП «Свет ТВ» Светлана Чекалова и оператор Владимир Данилин отправились на окраину Борисовского района — в окрестности деревни Иканы. Здесь, недалеко от трассы Зембин-Бегомль, находится один из крупнейших в Беларуси некрополей — группа древних захоронений...
 
Плотность археологических памятников на Борисовщине свидетельствует о высокой концентрации населения в древние времена в нашем регионе, что не совсем вписывается в общую картину археологии Беларуси.
  
 
Парк Камней - Музей валунов в Уручье
Парк Камней - это очень загадочный парк-музей под открытым небом. Аналогов не существует, за исключением некоего подобия в Литве, но он меньше в 2-3 раза.
Музей официально был создан в 1985г. Встречаются самые разнообразные и загадочные знаки, выбитые на валунах. Происхождение тех знаков, имеющих рукотворный характер, возможно, связано с охотничьими ритуалами, указанием направления дорог, старинных границ племен, проявлением культа бога солнца, который идет по Вселенной, приносит свет и дарит урожай, подковы на тех, что лежали у рек, могли показывать брод через реку…


Еще в начале ХХ века в Минске существовало капище, история которого уходила вглубь на добрую тысячу лет. Стояло это былое языческое святилище на берегу Свислочи, напротив места, где позднее построен Дом учителя. Здесь до начала прошлого века была "молельня у камня", пользовавшаяся большой известностью, а при ней последние служители - отец и сын Севостеи.

В комплекс святилища, среди прочего, входил камень, дуб в четыре обхвата, выложенное из камней место для священного костра на деревянной площадке над рекой. Камень,  обладавший чудодейственной силой, назывался "Дед" или "Стары".
  
  
ТОП-10 БЕЛОРУССКИХ КАМНЕЙ
Топ-10 самых интересных камней Беларуси
Сегодня трудно себе представить, что некогда территорию Беларуси покрывал ледник толщиной более километра. Он то таял, то снова переходил в наступление, пока не исчез окончательно примерно 10 тысяч лет назад, оставив на память миллионы камней различных размеров и форм. Однако лишь немногим из них удалось стать частью национальной культуры.
Особое место занимают так называемые Борисовы камни. Принято считать, что до принятия христианства местные жители поклонялись им. Искореняя пережитки язычества, полоцкий князь Борис Всеславич в конце XII века приказал выбить на поверхности валунов кресты и надписи религиозного содержания.
 
Один из четырех Борисовых камней, дошедших до нашего времени, установлен возле Софийского собора в Полоцке. Окружность этого уникального памятника эпиграфики составляет целых 8 метров. Его вытащили из реки близ деревни Подкостельцы в 1981 году. Местные жители пытались сделать это еще в конце XIX века, но валун оказался таким огромным, что у них ничего не вышло.
О существовании еще одного Борисова камня, который сегодня является главной достопримечательностью городского поселка Друя, ученые узнали в конце ХIХ столетия. Их внимание привлекло изображение креста на поверхности массивной гранитной глыбы, которая с незапамятных времен лежала на берегу Западной Двины, а также надпись «Господи, помози рабу своему Борису».
 
Дальнейшая судьба этого валуна оказалась непростой. При ликвидации ледового затора на реке глыба оказалась на дне и снова была обнаружена лишь 74 года спустя, когда в 2002-м река сильно обмелела. По просьбам местных жителей в 2011 году Борисов камень перенесли на центральную площадь поселка.
 
Валун Воротишин крест представляет собой гранитную глыбу конусообразной формы, чья высота составляет примерно три метра. Она находится у деревни Камено Вилейского района, на живописном берегу реки Вилии и издавна почитается местными жителями. Воротишин крест является единственным из Борисовых камней, который до сих пор находится на своем первоначальном месте.
 
Этот огромный валун украшен шестиконечным православным крестом, окруженным сверху и с боков надписью «ICXC НИКА» («Иисус Христос побеждает»). С Воротишиным крестом связана легенда о крестьянине, который в первый день Пасхи стал пахать свое поле. В наказание за это Бог превратил в камень и его, и соху, запряженную двумя волами.
 
Если Борисовы камни уникальны прежде всего своей исторической ценностью, то валун, который можно увидеть в Шумилинском районе близ деревни Горки, признан самым большим камнем на территории Беларуси. Его длина равняется 10,6 м, ширина — 5,3 м, а высота — 3,7 м. По оценкам ученых, вес гиганта приближается к 300 тоннам!
 Неудивительно, что у этого валуна есть второе название — Большой камень. Как утверждает местное поверье, достаточно путнику даже случайно увидеть его, чтобы потом заблудиться и раз за разом возвращаться на это самое место.
 
Вторым по величине среди белорусских валунов является Чертов камень, расположенный близ деревни Воронино (Сенненский район). Его размеры составляют 4×6 х 10,2 м, а вес — порядка 340 тонн. Лишь сила последнего ледника могла принести сюда этот гигантский обломок скалы серовато-розового цвета.
 
Однако местные жители списали все на проделки нечистой силы. Есть у валуна, объявленного памятником природы республиканского значения, и второе название — Кравец (местная легенда рассказывает о черте, который использовал этот камень для того, чтобы за деньги шить одежду для крестьян).
 
Деревня Литовка Новогрудского района хорошо известна среди местных жителей, а с недавних пор ею заинтересовались и белорусские историки — благодаря камню, на поверхности которого расположены таинственные углубления. Одно из них напоминает отпечаток ноги какого-то сверхъестественного существа. Возможно, в этом кроется причина того, почему валун пробовали уничтожить (следы этих неудачных попыток можно увидеть и сегодня).
 
Большой камень Литовский в 1997 году объявили памятником природы и взяли под охрану. Размер данной гранитной глыбы составляет 2,7 × 2,4 × 1,6 м. Однако, по воспоминаниям местных жителей, это не более чем третья часть от ее первоначального размера — остальная часть валуна в свое время была использована при проведении строительных работ.
 
На поверхности Святого камня у деревни Синежичи (Новогрудский район) имеется две отметины. Согласно преданию, один бездетный пан захотел отнять новорожденного ребенка у своей служанки. Тогда она решила бежать, но по дороге споткнулась о большой валун и упала. Дальше женщина смогла лишь ползти на коленях. Чтобы спасти ее от преследователя, земля расступилась и поглотила несчастную.
 
С давних времен крестьяне поклонялись Святому камню Сенежицкому. 14 октября, когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы, на меньшее углубление — след, который якобы оставила убегающая женщина, они клали подношение (кусок ткани, еду или даже деньги), а на то, которое ассоциировалось с отпечатком ноги злого пана, плевали.
 
Как видим, наши предки окружили практически каждый большой камень поверьями. Не стала исключением и глыба, находящаяся у деревни Горка Дятловского района. Точнее, это сразу два камня, образующие подобие арки, через которую когда-то мог проехать всадник. Однако из-за того, что камни постепенно уходят в землю, сегодня в нее протиснется разве что человек средней комплекции.


 
Существует примета, что достаточно проделать это три раза, чтобы излечиться от всех болезней. Более того, некоторые местные жители убеждены, что первым на чудесные силы валуна обратил внимание российский император Петр I, который посещал эти места во времена Северной войны и сам проехал через столь необычную арку.
 
Вера в чудодейственные силы камней, как видим, жива до сих пор и является лишь слабым отголоском древних языческих верований. Однако и у них находятся свои современные последователи, выбравшие в качестве объекта поклонения Велесов камень (второе название — Волос), который можно найти посреди леса совсем недалеко от Минска, возле деревни Крыжовки.
 
По имеющимся данным, кода-то в этом месте наши предки поклонялись Велесу, который считался в славянской мифологии покровителем домашнего скота, а также богом поэзии и творческого вдохновения. Сюда же жители окрестных деревень до начала ХХ века приводили для излечения больных коров. Неудивительно, что почитатели традиций в феврале собираются на этом месте, чтобы отпраздновать Валоссе — языческий аналог Масленицы.
 
Однако далеко не все камни связаны с древностью — ценность некоторых из них заключается в связи со вполне историческими личностями. Таков, например, Камень филаретов в деревне Карчево Барановичского района.
 
В 20-х гг. XVIII века он служил местом сбора членов этого тайного общества, созданного студентами Виленского университета для взаимопомощи и самосовершенствования. В него входили Адам Мицкевич, Ян Чечот и Игнатий Домейко.
 

 

МЕСТА СИЛЫ В РАЙОНЕ МИНСКА
– Места силы действительно существуют. Таких мест много в России, на Алтае, – рассказывает ведьма Елена. – А в Беларуси их немного. Энергетика нашей страны мягкая, «болотная», приторможенная, все процессы происходят замедленно. Поэтому каких-то сильных аномалий у нас быть не может. У нас гораздо больше мест, в которых лучше не бывать. Это Немига, особенно места у входа в метро и под мостом. Если уж назначаете там встречу, то лучше поближе к воде. Очень грязное энергетически, застойное место – Минское море. Если не хотите проблем со здоровьем, лучше там не купайтесь и не устраивайте пикники. Нежелательно бывать в Ждановичах – там до сих пор витает энергетика смерти (как известно, в районе Ждановичей раньше был концлагерь), печали и отчаяния. 

Если говорить о местах силы в Беларуси, то, однозначно, это Жировичский монастырь. Не весь, а там, где бьют родники. В Минске силой обладает Лошицкий парк, он обновляет и подпитывает. Правда, сейчас его переделывают, и я не знаю, что будет после реконструкции. В Троицком предместье можно ощутить энергию древних традиций, там особенно сильно ощущается связь с предками, причастность к родине. 

Ближайшим к вам местом силы может быть река. Посидите возле проточной воды – через некоторое время почувствуете себя лучше. Очень хорошо наведаться в Беловежскую Пущу. По большому счету она вся очень чистая. Есть один нюанс, о котором мало кто задумывается. Скажем, где-то прошла информация о том, что то или иное место обладает волшебной, восстанавливающей силой. Люди начинают массово туда ездить. Через некоторое время место становится не таким сильным и не таким чистым, и возникают неожиданные для человека последствия. Так, например, произошло в Полоцке. Энергетически это очень сильный город, особенно старая его часть. Возле Софийского собора есть памятник-валун. Люди верят, что он исполняет желания. И он действительно их исполняет, но так как его «чисткой» никто давно не занимается, то желание, как правило, исполняется через негативное событие. 

Следует быть осторожным и с паломничеством к могилкам святых, блаженных. Это древняя традиция, люди пользуются ею интуитивно. У сильных покойных иногда что-то просят – через их силу, но когда просящих слишком много, это не совсем правильно. Мы привыкли уповать на других. Вместо того чтобы понять, что сами можем справиться с той или иной проблемой, мы просим, чтобы она чудесным образом разрешилась. Лучше десять раз подумать, перед тем как ехать к могилке и просить святого о помощи, если не хотите потом каких-то проблем и жизненных уроков, которые вам не понравятся. Просите, только когда уверены, что ничего не можете предпринять, повлиять на ситуацию, что ресурсы абсолютно исчерпаны. 

– А есть у нас «волшебные» лес, поляна, где можно подзарядиться энергией? 

– Есть, поселок Сосны под Минском. А вообще, можно подзарядиться в любом сосновом бору. Сосны очищают. Только гулять по сосновому лесу лучше в первой половине дня. У деревьев тоже есть свой жизненный цикл. До полудня они отдают энергетику. После обеда засыпают и помогают слабо. Деревья – как люди, у каждого свой характер, свое предназначение. Например, душевную боль лучше всего снимает береза. Об этом еще песни складывались. В любой лес желательно приходить с чувством благодарности.
 
 
Легенды о валунах в Беловежской пуще                                                                                                 

Еще со времен язычества наши предки относились к камням с большим уважением, поклонялись им. Люди верили в их чудесные свойства, верили, что они могут вылечить от недугов, даже совершали приношения камням. 

Среди всех возможных камней, которые когда-то принес на территорию Беларуси ледник Скандинавии, вполне можно найти и такие удивительные камни, которые называются следовики. Камень следовик – это камень с углублением, который часто похож на след человека или животного. Эти удивительные отпечатки рождают множество легенд в народе, который считает, что подобные следы могли оставлять некогда только сверхъестественные существа. 

В Беловежской пуще также можно найти интересные валуны, среди которых камень в два метра на полтора около Королево-Мостовского лесничества. Возвышается над землей только 50 сантиметров камня, основание на два метра уходит в глубину. Камень покрыт трещинами и углублениями, которые вполне можно принять за следы человека. При этом один отпечаток похож на босую ножку, а второй на обутую. 

Люди верят, что некогда через Беловежскую пущу шла Матерь Божья, и ей в башмачок попала соринка. Чтобы ее вытряхнуть, она стала на камень, и там так и остались ее следы. 

Раньше люди водой из следов камня промывали больные глаза для выздоровления. Также возле камня оставляли деньги для того, чтобы рос семейный бюджет. Сюда приходили незамужние девушки в поисках счастья, бездетные семейные пары, и по легендам камень помогал. Бытует мнение, что где-то там внизу под камнем закопан клад, однако докопаться до основания никто еще не смог. 

Недалеко от деревни Ясень также находится камень следовик, о котором говорят, что тот может вызвать дождь. На камне находятся следы также босых ножек и конских копыт. При этом в одном из углублений всегда есть вода, которую по предположениям местных житель камень источает сам. Раньше, если дождя долго не было, женщины ткали деревней обрядовый рушник, несли его к камню и после того, как обольют его святой водой, обтирали рушником насухо. Как рассказывали, дождь потом прерывал засуху. 

Не менее интересный валун и в Язвинском лесничестве. Камень похож на трапецию по форме, а наверху можно найти борозду. Внизу же имеется углубление-чаша, куда скапливается вода от снега или дождя. По легенде, если этой водой умоешься, то зрение улучшиться, а молодая красавица станет еще краше. Есть мнение, что на самом деле тут древнее капище, где приносили в жертву животных, а в углублении скапливалась их кровь. Мнение это подтверждает расположенный рядом старый дуб со сквозным дуплом. 

Если вы будете на экскурсии в Беловежской пуще, обязательно попросите рассказать подробнее о местных валунах, вы услышите много интересного.

 

 

Следы Матери Божьей на валунах                                                                                                             
Как говорит предание, именно на нем происходило второе явление иконы Матери Божьей Жировичской в 16 веке. На валуне просматриваются следы от пальцев руки Богородицы. Камень этот сегодня можно найти на алтаре в главном храме Жировичского монастыря. Под храмом можно найти чудотворную криничку. Летопись доносит до нас массу историй, которые связаны с данной святыней. Одна девушка по фамилии Езерская родом из Волковысского уезда села на чудотворный камень со словами: «Вот тут Мария ваша сидела». В тот же момент ее руки покрыли ужасные струпья, а затем она упала уже мертвая.
Пытливые умы все больше будоражит тайна Беловежской пущи. Там на одной из ее полянок также можно найти гладкий валун. По преданию, на этом валуне Матерь Божья переобувалась. На камне в хорошую погоду отчетливо можно рассмотреть углубления, которые так похожи на следы от одной босой ножки примерно 37 размера и от туфельки. 

Недалеко от деревни Ново-Андреевка в Глусском районе найдены были два камня. На одном вверху имеется крест, а на втором можно рассмотреть рот, глаза и полоски напоминающие «волосы» на макушке головы. Сбоку на камне также есть след от ноги. 

Возле Новогрудка на кладбище деревеньки Сенежицы лежит на месте бывшей церкви обычный на вид валун с углублениями. Одно углубление аккуратное и маленькое, а второе – след от большого когтя. Есть легенда, по которой первый след был оставлен Божьей Матерью, которая ступила на камень перед входом в церковь. Второй след от дьявола, козни которого были расстроены Божьей Марией. 

В Смолевичском районе в Петровичах все с большим уважением относятся к овальному камню размером в 70 сантиметров в длину и пол метра в ширину. Как рассказала местная пенсионерка – Бабарыко Софья, у которой там дача, на камне можно найти след ноги и дорожного посоха Божьей Матери. 

По местной легенде, когда по Беларуси шла Богородица, она направлялась как раз через Петровичи и Ляды на Оптину. В каждом из тех мест, где она останавливалась отдохнуть, пробивались ключи из земли, а на камнях оставались отпечатки-следы ее святых ног. В Петровичах долгое время возле камня был святой источник. Туда приходили люди за исцелением, однако при проведении работ по мелиорации его засыпали, а сам камень был «придавлен» плитой из цемента. На белорусской земле на самом деле был целый культ подобных камней-следовиков, который потихоньку сегодня начинает возрождаться. Древние языческие камни связываются постепенно с христианской символикой, со святыми. 

Отец Белюк Василий сдержанно относится к не очень крупному камню в поле, на котором, по словам людей, можно найти отпечатки ног Богородицы. Рядом также можно приметить следы посоха и ножек святого младенца. Сам батюшка, однако, отметил, что освящать камень не будет, так как точно не может сказать, правдива эта легенда, или нет.

 

 

Говорящий камень в Беларуси

  Еще при подготовке к проведению ежегодного слета "Уфокома" в д. Узла, мы посещали Мядельский р-н для осмотра места будущего лагеря. Во время этой поездки мы разговорились с одним встреченным нами в деревне мужчиной, как оказалось, уроженцем Поставского р-на.

Он стал рассказывать нам про интересные достопримечательности в районе своей родной деревни Дашки-Лучайские: каменные кресты, перекинутый за одну ночь мост через реку, места, где можно внезапно заплутать и т. д. Но особенно нас заинтересовал один объект, который наш информант (Мелец Семен Семенович, 1967 г.р.) назвал Говорящим камнем.

Об этом камне ему стало известно от дедушки – Мелец Гавриила Васильевича (1917 г.р.). Последний вел дневник (на польском языке), где, в частности, описал некий Камень-Крикун, находящийся рядом с деревней в урочище Крыкало или Криково. Кстати, неподалеку расположен и хутор Крикалы.

Камень этот, якобы, раньше находился «на границе землеподела», т.е. примерно метрах в пятистах от своего нынешнего местоположения, и со временем сам приполз в это урочище. Причем на границе остался еще один схожий валун. Хочется подчеркнуть, что Говорящий камень или Камень-крикун, Камень-ревун, Камень-свистун – это названия, которые употребил наш информант, честно признавшись, что не помнит точно, как его называли в его деревне.

А в 70-х годах XX в. к нему бегала вся ребятня, в том числе и он сам. Прибегали и внимательно прислушивались. Либо взрослые пустили слух, либо это было какое-то природное явление, но со временем от камня, или с его стороны, начинали доноситься некие утробные звуки. Такой звук слышал и наш информант. Причем, масла в огонь таинственности подливало и том, что Камень-Свистун, по легенде, откликался на любой сильный свист.

«Однажды мне дедушка сказал, что есть камень, который издает звуки. Ну, гудит, ревет, в общем, издает звуки. А также есть такая версия, что он якобы откликается на свист. Если свистнуть, то вдали от него повторится новый свист. Ну и я сам лично слышал какой-то звук в районе этого камня. Я не стоял вплотную с ним, ну метров там, может, в 20… 10…

Непосредственно где-то в районе камня был нечленораздельный какой-то звук непонятного происхождения. Продолжительность его я не помню, не то, что оно пискнуло, но оно гудело минуту, две, три… Ну и то, что, скажем так, по нашим примитивным замерениям, которое состояло из того, что рядом с камнем вбивался колышек вертикально.

Дедушка, говорил еще, чтоб по уровню – помню такой уровень. Вбивал колышек, потом через какое-то время мы приходили к нему, смотрели… Дед опять смотрел уровень, вдруг там колышек поехал. Уровень стоит, а от камня там пару сантиметров он уже отстоит в стороне. Такое чувство, что будто бы камень двигается».
Мелец Семен Семенович, 1967 г.р., д. Дашки-Лучайские Поставского р-на Витебской обл., опросил И. Бутов в сентябре 2016 года.

В начале сентября мы созвонились с очевидцем и попросили показать загадочный камень. Информант согласился, и 3 сентября 2016 года развед-экспедиция «Уфокома» выехала в Поставский р-н (И. С. Бутов, А. И. Павловский, И. В. Гришкевич и С. С. Мелец). Стоит сразу отметить, что ныне д. Дашки является нежилой, соответственно найти каких-либо непосредственных свидетелей «походов к камню» уже невозможно.

Нормальной дороги к этим заброшенным хуторам нет, приходится оставлять машину примерно в 1,5 км от деревни, а затем пробираться через заросли. Но и это еще не все. Почувствовав, что цивилизация отступила, здесь существенно выросла популяция бобров, которые запрудили значительные участки суши. Увы, камень оказался прямиком в такой запруде. Пройти к нему оказалось очень непросто.

Ныне камень лежит на небольшом сухом участке посреди болота и медленно движется… теперь уже не в сторону, а погружается в болотную почву. Его размеры 1,4 x 1,1 x 0,9 м, по словам С. С. Мельца, значительно меньше тех, которые были раньше. Наш проводник предусмотрительно взял с собой свисток. Посмотрим, откликнется ли валун. Нет, сегодня камень с нами говорить отказывается…

В процессе обсуждения возможных естественных причин звуков, издаваемых камнем, нами было высказано множество предположений. Например, что в ближайшей к камню сажалке жила выпь, которая реагировала на свист своим характерным утробным ревом… Как нам подтвердила орнитолог М. Г. Дмитренок, многие птицы действительно откликаются на свист (точных данных по выпи у нее нет).

Интересную гипотезу о «говорящих» скалах приводит известный «разоблачитель» чудес В. А. Мезенцев. Он рассказывает об убежденности южноамериканских индейцев, живущих в районе р. Ориноко, в том, что души умерших живут в скалах. Подтверждение этому – стоны, доносившиеся оттуда.

Однако немецкий путешественник А. Гумбольдт пришел к выводу, что виной всему большое количество трещин в скальной породе, покрытых тоненькими листочками слюды. Из-за суточного перепада температуры скалы «стонали»: теплый воздух из глубоких трещин выходил наружу, «обдувая слюдяные листочки и заставляя их звучать».

А в г. Куршумлия, на юге Сербии, также есть одно «дьявольское место». Расположенные там природные каменные изваяния ночью пугали людей еще и некими звуками, которые суеверные люди воспринимали не иначе, как козни дьявола.

Кроме скал могут «кричать» и камни. Один такой «кричащий камень» или «звуковой камень» находится в Ирландии. Он носит название – камень Фал (Лиа Фаил), известный тем, что он вскрикивал под Верховными королями Ирландии («вскрикивал он под каждым королем, кому суждено было править Ирландией»).

На юге Англии, в графстве Оксфордшир, расположена группа камней Шепчущиеся рыцари (Whispering Knights). Женщины прикладывали уши к пустотам камня, чтобы услышать ответы на свои вопросы, которые нашептывал им мегалит.

Во Франции, чуть выше городка Жюрвьель (Jurvielle) у истока ручья лежит еще один «говорящий камень». Утверждали, что в нем жила «инкантада» – «заколдованная душа». Она входила в камень и выходила наружу через дверь, вырезанную в граните.

Если человек прикладывал ухо к маленькому углублению в камне, он мог услышать, как эта душа шепчет ему что-то. Считалось, что «инкантады» (incantadas) – это ангелы, которые, когда происходила решающая битва добра со злом, заняли нейтральную позицию. За это Бог изгнал их на землю с одним условиям – они должны были мыться до тех пор, пока не станут достаточно чистыми, чтобы получить разрешение вернуться на небо.

Место, где стоял «говорящий камень», как раз очень хорошо подходило для этого: одежды, выстиранные рядом с ним, становились белее белого.

В России «говорящий» камень находится в Кингисеппском р-не Ленинградской обл. неподалеку от д. Нижние Логи. Среди местного населения известно несколько его названий: Звенячий, Гремящий, Поющий, Говорящий. Валун расположен очень своеобразно – буквально зажат в висячем положении соседними камнями.

Пол Деверо описывает странное явление у стоячего камня Слепой Скрипач (Blind Fiddler) около г. Пензанс (Англия, графство Корнуолл): «В точный момент заката [во время солнцестояния в разгар лета, мы услышали] приглушенный внезапный раскат грома, слышимый, но исходящий из-под земли». Автор задается вопросом: могло это быть примером естественного явления, которое интерпретировали как сверхъестественное в более ранние века?

Позже геологи помогли нам установить, что материал обнаруженного нами камня – гранит пегматитовый (рапакиви) с обилием кристаллов кварца и полевого шпата. Скорее всего, он был принесен в нашу страну ледником из Ленинградской обл. или Финляндии. Поверхность камня выветрелая но просматриваются очертания овоидов полевого шпата т. е. он как раз подпадает под описание «природных литофонов».

Кстати, по воспоминаниям нашего информанта, звук он услышал вечером, как и Деверо. Правда, нужно признать, что эта гипотеза слишком красивая, чтобы быть правдой. С точки зрения белорусского геолога В. Ф. Винокурова, для соблюдения «условий задачи» внутри камня или на его поверхности должны быть полости, что этой породе нехарактерно.

На обратном пути мы опросили жителей близлежащей жилой д. Васевичи на предмет того, не слышали ли они об издающем звуки камне. К сожалению, никого, кто мог бы что-либо рассказать о подобном объекте, найти не удалось. Зато В. Б. Синица рассказала нам о другом камне, располагавшемся ранее в районе Васевич, с не менее нетипичной историей-быличкой о подхваченном в воздух мальчике, лежащем на этом камне.

- Во вецер, вiхры такiе круцiць. А маленькiй был, сена грабiлi. Разаслалi сена яму там. I яго палажылi. А вецер як падскочыў, ды схапiў ета сена i яго. [I камень?] Камень не, яго скiнуў з камяня. Мальчыка. У яго была назва ў гэтага камяню. Цi ciвы, цi якi там. Можа сiвы. […] [Его нету уже сейчас?] А кто его знает, мы там не ходзiм ужо. Ну мелiрацыя як была, так яго ваабшчэ сапхнулi с таго места.
Синица Вероника Болеславовна, 1936 г.р., д. Васевичи Поставского р-на, опросил И. Бутов в 2016 году.

В итоге, мы так и не смогли подтвердить слова информанта о говорящем камне из каких-либо независимых источников. А для такой нехарактерной для Беларуси истории это было бы очень кстати.

Однако еще остаются небольшие шансы, что удастся найти тот самый дневник Г. В. Мельца. И тогда, вероятно, к уже известным в нашей стране ревущим криницам, озерам и курганам добавится еще и Ревущий камень.

 

_____________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://dostoyanieplaneti.ru/
Мегалиты и почитаемые камни Белоруссии
https://megalithica.ru/belarus.html

"Энциклопедия аномальных зон РБ"  В.Чернобров.

Карцов Г. Беловежская пуща. — СПб., 1903.
https://pikabu.ru/story/top10_samyikh_interesnyikh_kamney_belarusi_4273087
http://dostoyanieplaneti.ru/4751-alun-elikij-kamen
Katalog fauny Puszczy Białowieskiej. Catalogue of the fauna of Białowieża Primeval Forest. — Warszawa, Inst. badawczy leśnictwa (IBL), 2001 ISBN 83-87-647-22-5.
География для поступающих в вузы. Республика Беларусь (Минск, 2006, Е. Г. Киреенко, Н. В. Науменко) — учебное пособие/
 Парк камней в Минске.

 

ВложениеРазмер
967.jpg156.13 КБ
Borisowskie.jpeg82.88 КБ
dedValun.JPG59.22 КБ
Dyatlovsk.jpg282.86 КБ
gatki.jpg116.68 КБ
Idol.jpg146.35 КБ
kudaevo-kamen_1.jpg180.34 КБ
larinovka_3.jpg213.07 КБ
MenkeReka.jpg328.49 КБ
parkKam.jpg93.48 КБ
parkUruchye.jpg393.51 КБ
steberaki.jpg74.65 КБ
VelikyiK.jpg216.72 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

Городище Шведская гора

Шведская гора — возвышенность, расположенная на юго-восточной окраине современного города Волковыска Гродненской области в Белоруссии.

До проведения в 1925 г. раскопок на городище «Шведская Гора» польским археологом И. Иодковским, кроме сохранившееся у местных жителей легенды о происхождении городища (легенды, кстати, опровергнутой полностью данными раскопок), имелись лишь отрывочные и краткие летописные сообщения, относящиеся к сравшпельно поздним временам.

Первое упоминание о городе Волковыске, или Волковыске относится к 1251 (6759) г. (в Ипатьевской летописи это упоминание, как и последующие, датируется годом позднее, т. е. 1252 (6760) г.). В летописи говорится: «Данило же и Василко поидоста к Новугороду. Данил же и Василко, брат его, розгадав со сыном, брата си посла на Волковыескь, а сына на Услоним, а сам иде ко Здитову: и поимаша грады многы и (в)зратишася в домы». Таким образом, поводом для первого летописного упоминания Волковыска, как и ряда соседних городов - Новгородка, Спонима и Здитова - явилась борьба галицко-волынских князей (во главе с Даниилом Романовичем) с литовскими князьями Войшелком и Товтовилом за эти города и всю прилегающую территорию. Дальнейшие летописные упоминания также связаны с этими событиями.

До раскопок 1954 г. небольшие раскопки на «Шведской Горе», а также на примыкающей к ней возвышенности, произвел в 1925 т. польский археолог И. Иодковский. Последний применял несовершенную для исследования такого типа памятников методику. Он копал узкими, в 1 - 1,5 м шириной, траншеями или применял небольшие шурфы. При такой раскопочной методике, разумеется, ни стратиграфии памятника, ни жилищных комплексов выявить было невозможно. Тем не менее по типам вещевых находок, добытых при раскопках И. Иодковского, видно, что все они должны быть отнесены к материальной культуре древнерусского города XI-XIII вв. 

К сожалению, коллекции, собранные до войны как И. Иодковским, так и Г. И. Пехом, погибли во время оккупации 1941 -1944 гг. Только случайно сохранившиеся у Г. И. Пеха остатки этих коллекций, а также отдельные находки послевоенных лет, сосредоточенные в экспозиции и в фондах Волковысского музея, могут быть использованы при изучении материальной культуры летописного Волковыска.

С целью более широкого археологического изучения этого интересного памятника городской культуры Древней Руси Институтом истории АН БССР совместно с Волковысским музеем и на его средства в 1954 г. были произведены раскопки на «Шведской Горе», охватившие в общей сложности площадь в 288 кв. м (немного менее 1/5 площади городища). Основная масса предметов, отражающих материальную культуру древнерусского города XI-XIII вв., добытых этими раскопками поступила в Волковысский музей.

Топография местности и отдельные археологические объекты

Городище, известное у местных жителей под названием «Шведской Горы», расположено в 0.5 км от юго-восточной окраины города и представляет собой самую возвышенную точку среди окружающей местности. Оно на 50 м выше, чем местность, на которой находится современный город Волковыск. Высота же городища по сравнению с примыкающей к нему местностью колеблется в пределах от 18 до 22 м.

«Шведская Гора» - не единственная возвышенность на этой местности. Так, с запада вплотную к «Шведской Горе» примыкает вторая возвышенность Замчище, несколько уступающая по высоте «Шведской Горе», но значительно превосходящая последнюю по своей площади. Еще западнее расположена третья возвышенность без особого названия. Наконец, четвертая возвышенность находится в 435 м на восток от «Шведской Горы» и известна под названием «Муравельника».

При обследовании выяснилось, что все четыре возвышенности, вытянутые по линии восток - запад, несомненно, моренного происхождения. Материковая основа их состоит из красноватого крупнозернистого песка, перемешанного с мелкими камешками, в то время как состав почвы на окружающей местности-пластическая глина.

Как показали результаты раскопок 1954 г., «Шведская Гора» подобно всем соседним возвышенностям в своей основе естественного происхождения, и лишь в процессе заселения человеком ее поверхность подверглась изменению.

Для сооружения валов по краям городища производилась подсыпка земли. Производилась она и для простого выравнивания поверхности, но в меньших размерах.

Первоначально была раскопана крайняя примыкающая к валу юго-западная часть городища - раскоп. Длина этого раскопа с востока на запад 12 м. с севера на юг - 10, общая площадь 120 кв. м. Раскоп был разбит на 30 квадратов размерами 2х2 м.

Раскопки на «Шведской Горе» в 1954 г. производились бригадой научных сотрудников в следующем составе: В. Р. Тарасенко - руководитель раскопок. Институт истории АН БССР, Г. И. Пех-заместитель руководителя, директор Волковысского военно-исторического музея им. П. И. Багратиона К. Т. Ковальская и О. И. Киселева - работники Гродненского историко-археологического музея. К. П. Голговская - сотрудница Волковысского музея. В. Я. Николенко - чертежник-фотограф экспедиции.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru