Мегалиты и камни Калужской области

Калужская область очень интересна для исследователей мегалитов и камней.
Самое известное в этом краю местонахождение камней – это легендарное Чертово городище недалеко от Козельска. Тут по рассказам был главный каменный жертвенник древних вятичей, обитавших на Угре и Оке.
В области много камней  - о которых остались только легенды и предания, часть камней удалось обнаружить, другие камни пропали бесследно.
 

 


  
Козельский каменный идол (крест)
Козельский крест является древнейшим в Калужской области каменным изваянием. Его происхождение датируют 5 в. н.э.. Как предполагают специалисты, каменный крест был богом-идолом местных племён, проживавших на территории нынешнего Козельского района (см. Чертово городище). До того как превратиться в христианский  крест, камень (каменная баба) выполнял роль ведической богини, покровительницы женщин. Об этом свидетельствуют антропоморфные формы камня, напоминающие женскую фигуру, поднявшую вверх в молитвенном или благословляющем жесте руки. 
Подобные каменные бабы найдены в степной части России, южной Сибири, в Центральной и Восточной Европе, Средней Азии и Монголии. Такие идолы ставили на своих курганах скифы, половцы и другие народы, обитавшие в то время на указанной территории.

С принятием христианства идол превратился в крест. Лицо бабы было стёсано, камень приобрёл "обобщённые корректные" формы. Позднее в этом виде камень был установлен на братской могиле погибших во время осады Козельска.
Каменное изваяние стало памятником и символом несгибаемого духа и подвига предков.
В Советский период христианская святыня, как и многие другие, несколько раз подверглась гонениям. До 50х годов о судьбе Козельского Креста ничего неизвестно, позднее его установил на Мемориальной площади древнего города краевед и основатель Козельского краеведческого музея В.Н. Сорокин. После его смерти Крест был демонтирован и отправлен в запасники музея, где он хранится и по сей день. В настоящее время на его месте стоит копия.
 

                                                                                                            
Александровский валун на реке Воря
Один из наиболее крупных валунов в бассейне реки Угра, находится севернее от Александровки, вдоль реки Воря, на границе Калужской и Смоленской областей.
 Этот гранитный валун имеет наибольшую длину 4 метра, при весе около 60 тонн.
 Камень в народе называют Стасов Камень, по имени лесника, обнаружившего его.


 
   
Урочище Чертово Городище
Урочище
представляет собой странные каменные развалы, пещера, камень с чашей и непонятные объекты в Калужской области.
   Чертово городище - уникальный для Калужской области памятник природы и культуры. Находится под Козельском в национальном парке "Угра". 
Посреди огромного лесного массива в середине Восточно-Европейской равнины, вдали от гор, лежит груда огромных камней. Еще недавно было не совсем ясно их происхождение, объяснялось все ледником, пока геофизики не провели исследования - камни местные, и в этом районе есть еще такие камни, но находятся они под землей. Собственно камни это песчаник, то есть прессованный песок, которого тут хватает. Естественно люди не обошли такое интересное место стороной, найден культурный слой, люди тут жили и чем-то занимались, полагают что тут жили волхвы. До наших времен от городища дошел ров. Камни заросли папоротником, возможно тем самым редким и таинственным.
Известняка в Калужской области много, песчаник только на Чертовом городище. Таинственный светящийся мох, он  реально светится. Разумеется, трогать его нельзя, он растет только тут, для Калужского края он как амурский тигр.
   
Где находится: 
Калужская область, Козельский район, окрестности города Сосенский. Расположено урочище в лесном массиве правобережья р. Жиздры, примерно в пяти километрах к северо-востоку от города Сосенский. 


 
Как добраться: 
От города Сосенский двигаться в сторону ж/д станции Шепелево пять километров пешком или на машине. Миновать отдельно стоящее предприятие, дорога пойдет направо, у указателя «Шахта №1» повернуть налево. Дальше пропустить первый поворот, на втором малозаметном повернуть направо. Дальше двигаться по указателям «Чертово городище». Еще 3 км – и вы на месте.
 
Уровень значимости: 
Урочище «Чёртово городище»
расположено на территории Национального парка «Угра», который охраняется государством. В свою очередь урочище Чёртово городище отдельно отнесено к памятникам природы регионального значения.
Правила поведения на территории Национального парка «Угра»:
придерживайтесь пешеходной тропы,
стоянка в палатках и разведение костра разрешено только на оборудованной для отдыха площадке (в километре от урочища),
мусор необходимо забрать с собой,
рубка деревьев и кустарников запрещена; дрова можно заказать в Оптинском лесничестве парка по адресу: Козельск, пос. Мехзавода, тел. 8-910-869-43-87.   
Что собой представляет:
Здесь на площади около 1,5 га можно наблюдать естественный выход серых кварцевых песчаников, образующих скальные выступы в береговых обрывах р. Чертовской. На этой площадке читается археологический памятник – древнее городище, с которым связаны вал и ров, четко выделяющиеся в современном рельефе.
  
“Чертово городище” - место произрастания более 220 видов сосудистых растений, в т.ч. 10 охраняемых в Калужской области. Среди них - папоротник многоножка обыкновенная (Polypodium vulgare), характерен для гор Кавказа и скал Мурманской области. На сырых стенах небольших гротов можно встретить интересный мох шистостегу (Schistostega pennata), который светится изумрудно-зеленым цветом, преломляя дневной свет. Многоножка и шистостега - реликты, пережившие многих своих собратьев и сохранившиеся еще с доледникового периода.
     

ПЕРЕЧЕНЬ КАМНЕЙ И МЕГАЛИТОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
            1. Боровск. В овраге, у «святого источника», находится крупный ледниковый валун, возможно, с древними рисунками. Подробно о нем мы рассказывали отдельно.
 
            2. Кум-да-Кума. в деревне Маланьино Боровского района обнинский исследователь дохристианской культуры Д.А.Гасанов (Богумил) записал предание про кума с кумой, шедших крестить ребенка. По пути из храма, «соблазнились»: кум залез на куму, а ребенка рядом положили. И по воле Бога все трое превратились в камни. Сюжет довольно распространенный, подобные истории часто рассказывают про языческие культовые камни и капища. В хорошем смысле слова фанат истории язычества Богумил попытался искать камни – и с большим трудом обнаружил в указанном овраге большой валун, расколотый на две половинки. Возможно, это и есть легендарные Кум и Кума, однако почти наверняка не в первоначальном положении: либо их спихнули в овраг во время крещения Руси или недавней «борьбы с предрассудками», либо они сами сползли в него при подмыве берега.
 
3. Научный сотрудник калужского краеведческого музея В.И.Абакулов обнаружил следующую запись  в воспоминаниях калужского художника А.Е. Куликова: «В Суходрев впадает речка Рожня. В ней холодная прозрачная вода и глубокие омуты. Она протекает лесной глушью. Недалеко от этой речки в лесу есть камень с высеченной на нем гусиной лапой. Почему гусиная лапа? Что за ним скрыто? Каждый камень – загадка, а камень в лесу, да еще со знаками – вдвойне. Старики рассказывают: пойдешь за грибами – набредешь на этот камень с гусиной лапой, а возьмешь лопату, пойдешь искать этот камень – и не найдешь». Нам тоже не удалось найти этот камень. Может быть,: читатели помогут?
 
            4. Синий Камень находится в лесу под Рыляками (Юхновский район), о поисках его автором «Весть» писала в ноябре сего года. Напомню – найти камень не удалось, однако говорящее название свидетельствует, что  был он не простым...
 
            5. Очередные окаменевшие Кум, Кума, Ребенок, а кроме них – еще и Собака и Буханка хлеба находятся близ станции Пятовской. Как и в случае обнинских, камни некогда представляли собой один валун, по видимому, намеренно расколотый. В отличии от обнинских, пятовские «Кумы» сохранили первоначальное положение – при этом видно, что установлены камни отнюдь не случайным образом. Найдены они с помощью местного жителя, написавшего письмо, членами группы «Лабиринт» в 2006 году, о чем уже рассказывала «Весть».
 
            6. Синий Камень на Угре, недалеко от Товарково – впервые осматривался автором сих строк по «наводке» местного жителя в прошлом году (см «Весть»). Несомненно, игравший культовую  роль камень, Находится в русле Угры,  расположенный возле городища мощинской культуры и «святого» родника.
 
            7. Калуга. Наполеонов Камень лежит в овраге Можайка, напротив Парка культуры и отдыха. Ныне с ним не связано каких-либо легенд, однако наличие культурного слоя у камня явно говорит, что эта песчаниковая глыба могла быть объектом поклонения. Известный геолог Н.Боголюбов в начале ХХ допускал, что камень был перевезен сюда в древние времена специально.
 
            8. Александров Камень. Некогда находился рядом с «Наполеоновым». Увы – уже лет пятнадцать, как он исчез. Возможно, украшает сад камней какого-то любителя экзотики.  


 
            9. Исчез и еще один интересный камень, который лежал на древнем городище у деревни Малые Сушки южнее Калуги. Каких-либо легенд, связанных с ним, нам неизвестно, однако поверхность небольшого валуна прорезала цепочка из трех явно искусственно высверленных лунок. Камень успели осмотреть калужские историки В.Абакулов, А. Павлишак и И. Юхачев, однако уверенно говорить о том, что «чашечки» на его поверхности имели сакральный смысл, а не были нанесены для того, чтобы расколоть глыбу, нельзя.
 
            10. По словам местного жителя, примерно в том же районе, ближе к Перемышлю, в лесу имеется громадный гранитный валун с прорезью на вершине. Древний астрономический визир? Неизвестно – попытки найти камень к успеху не привели.
 
            11. Конь-камень находится на правом берегу реки Ока в Ферзиковском районе. Найден по наводке местных жителей, впервые осматривался С.Каминским в 1998 году. Местные жители уверяют, что некогда к нему привязывали баржи – от этого, дескать, и бороздки в его нижней части. Нам, однако, явных следов обработки обнаружить не удалось, но традиционное имя камня говорит само за себя («кон» по древнеславянски – «основа, точка отсчета»)
 
            12. Седловатый Камень находится на береговом склоне  реки Серены у д. Сбылево. На первый взгляд, обычная глыба известняка, однако форма ее – с «седлом» сверху - наводит на мысль об искусственной обработке.  По словам старожилов, под камнем спрятан сокровенный клад, но двигать камень нельзя, как и просто обижать – у посягнувшего на святыню отнимутся руки-ноги.
 
            13. Смоловский камень – самый большой из «особых» камней Калужской области – неправильный «кубик» из гранита три метра в поперечнике! Находится на окраине райцентра Киров, конечно, снова возле Святого Родника. Некогда рядом  находился и второй камень, меньший, также почитаемый, в 50-е годы его, возможно, под маркой «борьбы с суевериями», увез неизвестно кто и куда. С камнями связано множество преданий, кировский краевед Г.В.Кропачев кратко пересказал их в посвященной камню статье* (*Вопросы Археологии, истории и культуры Верхнего Поочья, вып. 6): и знак (опять-таки в виде «гусиной лапки!) на меньшем камне был, и жертвы (продукты) на него до последнего времени клали, и подземный ход к нему ведет, и случаи исцеления тут происходят). Самое же любопытное – на камне действительно прослеживаются следы, похожие на следы обработки, может быть, и в какие-то рисунки они складываются... Однако для решения этого вопроса необходимо очистить обросшую поверхность камня и сделать прорисовку ее микрорельефа с помощью кальки.
 
            14. Поклонный крест у села Щепихино в Козельском районе. На дороге, связывающей два села, некогда стоял небольшой каменный крест, весьма почитаемый в народе (ныне разбит, место забыто). Вроде бы, по виду памятник чисто христианский – но обычаи, с ним связанные, истинно языческие: сливали по камню воду, а затем ею лечились, оставляли одежду больных и т.п.


 
            15. Каменный крест, а точнее, крестовидный идол – метровой высоты фигура, в которой явно угадываются голова и поднятые руки, находится в Козельском музее. История его не изучена, экскурсоводы рассказывали о нем, до последнего времени, самые настоящие сказки, далекие от реальности (проводил свое расследование). Известно лишь точно, что включил его в экспозицию первый директор музея Н.Анисимов, а где он раньше стоял – тайна великая есмь. Анализ песчаника, вроде бы, говорит о том, что находился он на знаменитом Чертовом Городище у пос. Сосенский.  По мнению калужского искусствоведа В.Г.Пуцко, аналоги каменного идола известны и в Западной  Европе, вплоть до Нижней Саксонии.
 
            16. Чашечный камень Чертова Городища... – единственный, официально, так сказать, признанный археологами. Неправильной формы песчаниковая глыба с многочисленными глухими отверстиями – следами выветрившихся окаменевших корней, однако, по-видимому, рассверленных искусственно. Камни с подобными чашками – известный тип культовых камней, известный по всему миру.


 
            17 ...И другие камни того же урочища. Камень-чашечник – не единственный на вершине знаменитого холма. Рядом лежит второй, почему-то оставленный археологами без внимания – с глухим колодцем сердцевидного (!) сечения. Известно, что вода из подобных каменных чаш в древности считалась целебной по всей Европе... Однако самые интересные памятники Чертова Городища взорваны. На щебенку. Начали еще в 1930-х гг, когда строили железную дорогу, добили в 1950-х. Согласно словам старожилов и документальным данным, еще в начале ХХ века здесь было «подобие дома без крыши», сложенное из огромных камней. Описывают камни с отпечатками ладоней, стоп, и т.п. И не только на самом Чертовом Городище, но и в радиусе нескольких километров. Похоже, в языческую эпоху здесь находился крупный культовый центр... 
 
            18 Чертово Городище в Козельском районе – не единственное место с таким названием, их хватает в Росси, да и у нас есть второе – Чертово Городище имелось и под Брынью, в Думиничском районе. Старожилы рассказывают связанную с ним стандартную легенду о свадебном замке Черта, оставшемся недостроенным. И также вспоминают огромные камни размером в дом. Имелось рядом и урочище Каменья с Белым Камнем в центре. Увы – сейчас крупных камней там нет. По предположению местных жителей – взорваны во время строительства ракетных шахт рядом в 1960-х годах.
 
            19 Михалев камень. Упоминавшийся выше обнинский исследователь дохристианских культов на наших землях Богумил обнаружил сделанную неизвестным нам собирателем фольклора запись о камне в поле близ деревни Черный Поток Людиновского района – на который «ведьмы слетаются на шабаш». И, конечно, захотел его осмотреть. В своем блоге* (* http://bogumil13.livejournal.com/1617.html ) он подробно описывает почти детективную историю поисков. В результате опросов энтузиасту удалось не тольуко собрать связанные с камнем многочисленные поверья, о колдунах, слетающихся к камню и сидящих на нем, но и выяснить  ранее неотмеченную деталь» камень был с чашей! Иначе говоря – еще один чашечник. Просто замечательно, но... камня на старом месте уже нет. По словам местных жителей, в 1981 г деревенский механизатор выворотил камень то ли по своей инициативе, то ли по распоряжения председателя колхоза перетащил к деревне, перевернул чашей вниз – и бросил... Объяснение варварству  «камень мешал поле пахать» – конечно, более чем наивно... Но, по крайней мере, камень не разбили и не закопали, как часто бывает. Богумил осмотрел камень – гранитную глыбу более чем двухметровой длины. Будем надеяться, что она дождется и более серьезных исследований.  
 
            20. Камни  в Трошенском овраге – в докладе на краеведческой конференции 1985 г: козельский краевед С.А.Горичев упомянул о двух необычных  камнях на юге Козельского района: «следовике в виде тесаного надгробия» и «песчаниковой глыбе с рисунками кабана с детенышами». Вместе с С.Каминским автор этих строк в начале 2000 годов предпринял выезд  в указанный район. Выяснилось, что «следовика» не только нет – но и местные жители о нем не знают (забыли - ?) . Что же касается камня с рисунками – он сельчанам хорошо известен, однако... нам найти его не удалось. Песчаниковая глыба в указанном месте имеется – однако без рисунков! Один из аборигенов, впрочем, припомнил, что камень его сосед обещал взорвать, и было чем – мужик тот был известным браконьером, «глушил» рыбу...
 
            К сожалению, как заметили читатели, большинство камней – свидетелей (и, так сказать, героев)  нашей древнейшей истории и культуры  ныне либо уничтожено, либо забыты и известны лишь по преданиям. И процесс утраты знаний о них именно сейчас набрал максимальную скорость – в деревнях умирают люди последнего поколения, более-менее помнящего предания. Исключения, конечно, всегда есть... но все же мы в очередной раз обращаемся к читателям (ведь среди них большинство имеют сельские корни) с просьбой поделиться известными им преданиями и легендами, не обязательно именно  о «волшебных камнях» - нас интересуют и рассказы о встречах с нечистой силой, и исторические предания... Пишите (звоните) в редакцию, или непосредственно автору этих строк: 8 906 645 87 08, 51 90 34 Всем заранее спасибо.
  

  
Воротынское городище
Воротынское городище расположено на реке Выссе (Перемышльский район, Калужская область).
На юго-востоке Воротынска находится древнее Городище, раскопки в котором говорят о том, что Воротынск еще в старинные времена был развитым населенным пунктом со всеми признаками культуры: здесь обнаружена глиняная посуда со славянскими орнаментами VII—X веков и руины крепостной стены XI века, а также другие находки.


Город Воротынск («Воротинескь») был основан в XII веке, впервые упоминается в Ипатьевской летописи под названием Воротинескь в связи с событиями 1155 года. В 1455—1573 существовало Воротынское княжество (одно из Верховских княжеств), вотчина князей Воротынских. Именно здесь происходили события Стояния на Угре. С 1724 года до 1917 в Воротынске существовала ратуша — орган городского управления.
С 1776 года Воротынск — заштатный город Перемышльского уезда Калужского наместничества (с 1796 года — Калужской губернии).
  
 
Воротынское городище – 2 (Старый Воротынск / 
Городище вблизи Воротынского Спасского монастыря на устье реки Угры)
Вороты́нск (старый) — древнерусский город-крепость XII-XV веков.
 
Город Воротынск (Воротинескъ) упоминается в Ипатьевской летописи под 1155 (6663) годом и связано с заключением союза между князем Святославом Ольговичем и его племянником Святославом Всеволодовичем. (…приѣха къ Ст҃ославу Ѡлговичю сн҃вець его Ст҃ославъ Всеволодичь и цѣлова к нему хрс̑тъ тогда же прида ему г҃ городъı а Сновескъ собѣ ѿӕ и Корачевъ и Воротинескъ занеже бѣ его ѿступилъ и поиде Ст҃ославъ Ѡлгович̑ Сновьску).
Географическая локализация Воротынска (старого) и сейчас находится под вопросом. Его местонахождение рядом с селом Воротынск Калужской области имеет такое же право как и нахождение у села Воротынцево Орловской области. На обоих поселениях производились археологические раскопки под руководством археолога Т. Н. Никольской. Оба поселения относятся к древним: Перемышльское к XII-XIII, XIV-XVII вв., Новосильское к IV-VII, VIII-X, XI-XIII вв. Т. Н. Никольская однозначно тоже не выразила своё мнение и окончательно нельзя ставить точку в этом вопросе.


 
Вопрос о месте расположения города Воротынска до конца XV в. уже не раз поднимался в историографии. Главным образом это связано со сложностью трактовки сведений Вологодско-Пермской летописи, которая сообщает о том, что в 1480 г. татары хана Большой Орды Ахмата разорили «два Воротынска, старои да новои» (Полное собрание русских летописей. Т. 26. М.-Л., 1959. С. 273). Перед исследователями встала задача отыскать не один, а два города конца XV в. Ранее была выдвинута гипотеза о существовании «старого» города и его переносе на «новое» место. При этом было принято считать, что термин «старый город» обозначает древний Воротынск, известный из южнорусского летописания с 1155 г. ((Полное собрание русских летописей. Т. 2. СПб., 1908. Стб. 479; Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 142) 
Под термином же «новый город» стали подразумевать Воротынск, известный из письменных памятников с рубежа XIV-XV вв.(Никольская Т. Н. Воротынск // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 126; Фролов И. К. Изучение археологической структуры микрорегиона // Археологические памятники Европейской части РСФСР. М., 1985. С. 35; Прошкин О. Л. Археологические исследования летописного Воротынска в 1993 году // Древний Воротынск и его окрестности. Калуга, 1995. С. 32-35; Шеков А. В. О времени упоминания средневековых верхнеокских городов в обзоре «А се имена всем градом рускым, далним и ближним» // Верхнее Подонье: Природа. Археология. История. Т. 2. Тула, 2004. С. 125-126.).
  
Археологами было предложено несколько локализаций. Это: 
- городище Воротынцево на реке Зуше (Воротынцевское городище),
- городище Воротынск на реке Выссе, 
- городище вблизи Воротынского Спасского монастыря на устье реки Угры.
Однако поиски не привели к однозначному выводу и остаются актуальными, в частности, в связи с новыми раскопками Г. А. Массалитиной на территории Национального парка «Угра».
 
 


ТАЙНЫ И ЛЕГЕНДЫ ЧЕРТОВА ГОРОДИЩА
Чёртово городище - урочище
на берегу реки Чертовки, Калужская область, неподалеку от города Козельска, нац. парк на р.Угра. Основной достопримечательностью Чертово Городища является холм с выходами на поверхность скал песчаника (холм- останец) и валуны. Камни-чашечники и следовики. Памятник Археологии.Тут же произрастают и доледниковые реликтовые растения: Светящийся мох Шистостега и папоротник - Многоножка.
В период РЖВ - это городище и святилище Балтов, позже, предположительно, святилище Вятичей. Проведенные в 1987 и 1991 гг. раскопки показали, что городище здесь было уже в 1- 5 вв, н.э., с напольной восточной стороны хорошо просматриваются ров и вал , много лепной керамики периода РЖВ - Балтской. Находки железного шлака говорят о умение обитателей Балтского городища выплавлять и обрабатывать железо. Сделали археологи и, по их мнению, уникальную находку: - культовый камень. ( В.П. Есипов, О.Л. Прошкин, Е.А. Телеганова // Очерки по истории и культуре Калужского края.- Калужский научный центр.- Калуга. - 1996. - С. 12-14.)
Есть также керамика Ромено - Борщевской к-ры, круговая, с волнистым орнаментом - Вятичи.
В более поздние времена - составляла часть древней Лихвинской Засеки. На Чертовом Городище, был, возможно, сторожевой пост. Народные легенды также связывают "Чертово Городище" под Козельском с Кудеяром –Разбойником. 
Из статьи А. Перепелицына «Тайны Чертова Городища»


 
«В дореволюционной статье корреспондента Калужских Губернских Ведомостей , посетившего ''Чертово городище'' в конце 19 века, говорится: "Живя в Козельске, я несколько раз слышал, что где-то в глуши леса существует какая-то каменная постройка, известная под названием "чертова городища". Заинтересовавшись этим, я имел намерение как- нибудь самому лично посмотреть это место.
Еще более усилилось во мне это желание, когда недавно, просматривая случайно книгу ("История церкви в пределах нынешней Калужской губернии"), сочинение иеромонаха Леонида, который в настоящее время состоит наместником Троице-Сергиевой лавры, я прочел следующее:
«Недалеко от древнего Ржавца в глуши леса, называемого Аржавским же (составляет часть древней Лихвинской Засеки) есть замечательное место — это развалины какой-то исторической постройки, на которую потреблены камни огромной величины, взятые, по-видимому, издалека, ибо вблизи каменных ломок не имеется. Здание было занесено на большое пространство и выложено до половины окон; вокруг на значительном расстоянии лежат такие же большие камни, а часть их разбросана в одном направлении, по пути к зданию с поля. О древности этой постройки свидетельствуют вековые деревья, растущие внутри её и давно поросшие мхом стены. Народное воображение населяет это таинственное место духами, называя его Чертово городище..»
 
И вот в июле месяце сего года я отправился на это место. (корреспондент Губ. Ведомостей. 19 век.) "Дорога от самого Козельска идет густым лесом с перемежающимися дачами Оптиной Пустыни и сторожками участков леса других владельцев. Не доезжая версты до "Чертова городища" стоит одна из таких сторожек. Здесь пришлось лошадей оставить, т.к.подъехать к "городищу" нельзя, а можно лишь пробраться по узкой тропинке и непременно с проводником. которым служит сторож, проживающий в этой сторожке. Дорогой я узнал от него, что "городище" находится в лесу. принадлежащему Загарину.
Дорога шла вначале обыкновенным густым лесом потом открылась перед нами долина со рвом внизу а вслед за сим крутой подъем на высокую гору, по которой растут довольно большие деревья, По дороге на гору стали нам попадаться необыкновенных размеров камни.
Взбираясь, или скорее вскарабкиваясь выше в гору, на утесе ее мы увидели большую каменную стену. поросшую мхом по сторонами деревьями вверху. С первого взгляда видно, что постройка эта существует с незапамятных времен, а теперь осталось только подобие какого-то лома.
Стена сложена из громадных камней. С правой стороны этой стены представляется что-то вроде крыльца. Под самым домом, или вернее сказать, стеною, находится пещера с двумя выходами. из которых один, по преданию, идет до Доброго монастыря, что около города Лихвина.
 
Самое место, где эта постройка находится в глуши, вдали от жилья, если не считать лесных сторожек. При осмотре "городища" невольно берет раздумье и недоумение, как только можно было выстроить стену из камней, из которых поднять каждый кажется, не в состоянии тысяча человек, до того поражают они неимоверной своей величиной. Такие же камни в беспорядке разбросаны около самой стены.
Верить же легенде, записанной со слов крестьянина (о черте и летающих камнях), конечно, нельзя, но всякий, осмотревший это городище, придет к тому заключению. что сложить эту постройку из громадных камней выше сил человеческих.
Предположить же что-либо самородное тоже никак нельзя, т.к. ясно видно, что сооружение сделали при помощи искусственных сил. Итак, все это остается пока загадкой. От сторожа нам пришлось узнать, что многие приезжающие в Оптину Пустынь из Петербурга, Москвы и других городов осматривали это "городище". Остается пожелать, чтобы нашлись люди, которые, будучи сведущими в деле старинных построек дали бы более верное заключение об этой замечательной и действительно интереснейшей постройке.
 
Здесь можно бы провести раскопки, осмотреть и проследить выход из пещеры под постройкой. Вообще для людей интересующихся подобными вещами , это городище может представлять материал для исследования и наблюдения. (из " Калужских Губернских Ведомостей" - кон. 19 в. ).
 
Единственный папоротник - эпифит, растущий в климате Средней России. Эпифиты — это растения, живущие не на земле, а на деревьях (на юге), на каменных стенах домов, особенно во влажных районах, таких, как острова Балтийского моря, остров Валаам и т.п. Зимостойкий, низкорослый вечнозеленый папоротник, с кожистыми, пальчато-сложными листьями до 20 см длиной.
Интересен механизм свечения. Это не люминесценция, как у светлячков или обитателей морских глубин. На концах этого растения есть круглые клетки с прозрачной жидкостью, которые действуют как линзы, собирая тусклый свет пещер и фокусируя его туда, куда надо растению. Часть этого света отражается, что создает эффект свечения. т.е. если в пещере будет совсем темно, никакого свечения не будет, за неимением источника света.
 


Чертово городище и легенды о Кудеяре-разбойнике. 
В Тульской и Калужской губерниях много легенд, что повествуют о кладах Кудеяра, зарытых в различных «колодцах», «верхах», «ярах», а кое-где сохранялись и «кладовые записи» на Кудеяровы клады.
Одной из таких записей в конце прошлого века владел монах Оптиной Пустыни, после смерти которого рукопись попала в монастырскую библиотеку. В ней содержались обширные сведения о кладах, зарытых Кудеяром в окрестностях Козельска и Лихвина (ныне Чекалин).
В качестве одного из мест, где спрятаны клады Кудеяра, рукопись называла "Чертово Городище", или "Шутову Гору", что в 18 верстах от монастыря Оптина Пустынь, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин, на которой так удобно было грабить проезжающих купцов.
...На заросшем лесом высоком бугре, господствующем над окружающей местностью, почти на самой его вершине тремя отвесными стенами поднимается из земли громадная глыба сероватого песчаника, изборожденная трещинами и поросшая мхом. Из-за этих четких граней "Чертово Городище" иногда называли еще "Гранный Холм". Четвертая сторона Городища, полуразрушенная временем и заросшая травой, почти сравнялась с площадкой на вершине бугра, образуя «двор».


По преданию, здесь находился «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой. Будто бы за одну ночь бесы соорудили на площадке Городища двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд... Однако постройку закончить до рассвета не успели - прокричал петух, и нечистая сила разбежалась. И, по рассказам свидетелей, еще долгое время спустя, вплоть до начала XIX века, на Городище можно было видеть недостроенное здание - «памятник бесовской архитектуры», которое затем начало быстро разрушаться.
Следы выкопанного «бесами» пруда заметны были еще в 80-х годах прошлого века; многочисленные каменные обломки, разбросанные вокруг Городища, свидетельствовали как будто бы о каких-то постройках, некогда бывших здесь.

А на одном из камней, лежавших у подножия Городища, еще сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого. В толще песчаника, из которого сложено Городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом в нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из нее два узких лаза уходят в глубь горы...
 
Рассказывают, что строившая замок нечистая сила сберегает теперь зарытые на Городище, в окрестных оврагах и лесных урочищах клады Кудеяра. А но ночам на Городище появляется привидение дочери Кудеяра Любуши, проклятой отцом и навеки заточенной в недрах Чертова Городища. Будто выходит она на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне!».
Неподалеку от Городища находится Кудеяров колодезь, в котором укрыты, по преданию, «12 бочек золота».

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Андрей Перепелицын. газ. "Весть" январь 2010 г
Мегалиты и священные камни Калужской области.
СТАТЬЯ  А. Перепелицына «Тайны Чертова Городища»
http://dostoyanieplaneti.ru/
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
https://megalithica.ru/
 Калужская энциклопедия / Гл. ред. В. Я. Филимонов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Калуга: Изд-во науч. лит-ры Н. Ф. Бочкарёвой, 2005. — С. 475—476. — 496 с. — 3100 экз. — ISBN 5-89552-333-1. (в пер.)
Калужская область: Атлас (масштаб 1 : 200 000) / Ред. атласа Н. Д. Стоялова. — Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2011. — 40 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-9523-0302-7. (обл.)
По просторам Калужского края. — Калужское книжное изд-во, 1964. — 208 с.
Памятники природы Калужской области.
Памятник природы "Чертово городище". Описание. Научная справка. Областной краеведческий музей. 1995 г. 
В.В. Манцев. Стояние. Повесть. Газета "Вперед", 1987-88 гг. 
Калужские губернские ведомости N 81, 1891 г. 
Т. Рождественский. Свадебный замок Дьвола. Ника N 38, 1908 г. 
Г. Кусов. Камень с Большой Медведицей. Вокруг Света N 5, 1989 г. 
По просторам Калужского края. Калуга, 1959 г. 
О.Л. Прошкин, А.С. Фролов. Древний культовый камень в урочище "Чертого городище".

 

  

ВложениеРазмер
kozelskyi.png436.22 КБ
kozelskyi2.png763.05 КБ
stasov.jpg161.92 КБ
stasov2.jpg272.53 КБ
Vorotynsk.jpg599.36 КБ
Vorotynsk2.jpg416.03 КБ

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru