Мегалиты Забайкальского края

Мегалиты Забайкальского края

В Забайкалье много удивительных и священных мест. О некоторых таких местах мы уже рассказали в статье про Аномальные зоны и места силы Забайкальского края.
Продолжаем тему – и расскажем про природные и рукотворные камни – мегалиты Забайкалья, про их историю и легенды.
Про священные камни местных народов.
  

  
БОЛЬШАЯ ЧИЧАТКА
Каменная кладка "Большая Чичатка"
Большая Чичатка - этно-археологический памятник, группа каменных кладок. Располагается в 4 км к северо-востоку от станции Амазар Могочинского р-на, на левой стороне долины реки Большая Чичатка.

Открыта отрядом Читинского Центра сохранения историко-культурного наследия (ЦСИКН) в 2000 году. Находилась в зоне строительства 730–731-го км федеральной автомобильной магистрали «Амур» (Чита–Хабаровск).
В 2001 проведены археологические спасательные полевые работы. Объект насчитывал 105 кладок. Они располагались на поверхности северного склона горы с отметкой 866,9 м, покрытого смешанным лесом.
Изучено 29 кладок. Под кладкой 1 под кладкой найдены жаберная крышка крупной рыбы и 2 фрагмента трубчатой кости крупного млекопитающего со следами сильного пережога. Рядом с кладкой 1 обнаружена П-образно изогнутая пластина из железа размером 8,7 х 1,65 х 0,12 см. Один край прямой, другой – асимметрично полулунный. На полулунном крае и в центральной части имеются конусовидные отверстия диаметром 2–3 мм. Под кладками (4, 5, 62) или рядом с ними зафиксированы пятна красного прокала. Могильных пятен и останков человека под кладками не обнаружено.
Исследованные кладки имеют искусственное происхождение, они сложены на перегнившем растительном дендрите без следов нарушения верхних слоёв. Возможно, данные конструкции имеют прямое отношение к культовым обрядам оленных эвенков, проживавших на территории Могочинского и других горно-таежных районов Забайкальского края. 
Б. Ч. аналогична группам кладок Тетеркин Ключ-1, -2, Сестренки, Каменушка-1, -2, Колокольный и др., а также одиночным кладкам в пунктах Амазар, Бедовый, Потайка, Германовский.
На этот раз я представлю вам материалы поистине уникальные. Дело в том, что ни одного отчёта об исследовании долины Духов в Читинской области в открытом доступе мне обнаружить не удалось. Вероятно, мой товарищ Игорь Крипцов - первый, кто более или менее серьёзно подошёл к изучению этого, по истине сказочного, места. Рад, что имею возможность рассказать об этом. Огромная благодарность автору фото! Итак, поехали! 
  
 
КАМЕНЬ-КОТЕЛ
Камень котёл — Тогон Шулуун

Памятник природы Камень-Котёл (Тогон Шулуун), более известный в народе как "Чаша Чингисхана", представляет собой естественный скальный останец высотой около 4 метров размерами около 9 на 3 метра, лежащий на нескольких меньших по размерам камнях. Внешне Камень-Котёл действительно немного напоминает трипод - старинный горшок, как бы состоящий из трёх частей, каждая из которых заканчивается ножкой.
Камень-Котёл располагается на левобережье реки Онон вблизи автодороги Агинское - Нижний Цасучей и находится на территории регионального заказника "Агинская степь".
Камень-котел является одним из объектов поклонения для местных жителей. По древней традиции ветви стоящей рядом дикой яблони покрыты лоскутками тканей, среди которых преобладают голубые, цвета Вечно Синего Неба (Хухэ Мунхэн Тэнгри).

Здесь же на камне буддисты оставили слова молитвы и традиционную восточную символику. Вокруг камня, как и вокруг многих особо почитаемых мест, проходит хорошо протоптанная тропинка - путь "гороо". Обход по этой тропинке совершается нечётное число раз по часовой стрелке, в том же направлении, в каком солнце совершает свой дневной путь.
Причудливая форма останца образовалась в результате процессов выветривания крупнокристаллических гранитов. Рядом с "Чашей Чингисхана" находятся несколько живописных скальных останцев, сложенных гранитами с попадающимися друзами кристаллов кварца. Эрозия также оставила на этих останцах свои следы разрушения. Покрытые трещинами камни выглядят очень живописно. Среди камней можно увидеть многочисленные полости и трещины. После дождей в них скапливается вода. Одна из таких естественных "ванн" носит название "след Чингисхана" и, согласно местным преданиям, обладает способностью излечивать болезни.
Скальные останцы привлекают хищных птиц, использующих их в качестве удобных наблюдательных пунктов для выслеживания добычи. В кронах немногочисленных берез гнездятся обыкновенные сороки. Густые заросли трав и кустарников скрывают даурских ёжей. Они не часто попадаются на глаза, что связано не только с их ночным образом жизни и хорошей покровительственной окраской, но и редкостью - даурский ёж занесён в региональную Красную книгу.
  
 
Алханай, Храм Ворота                                                                                                                                                                                
Национальный парк «Алханай» (бур. Алхана) образован Постановлением Правительства РФ № 533 от 15.05.1999 года для охраны, изучения и рекреационного использования горно-таежных ландшафтов Забайкалья, а также для охраны культовых мест бурятского народа. Расположен на территории Дульдургинского района Забайкальского края; администрация — село Дульдурга, ул. Гагарина, 47.
Алханайские ворота — массивная скала-останец, памятник природы регионального значения (Решение Чит. облисполкома № 28 от 14.1.1980). Располагается на отрогах Могойтуйского хребта, по левому борту пади Убжогое на территории национального парка Алханай, в 25 км к северо-северо-запападу от с. Дульдурга. Общая площадь памятника природы 2 га. Останец представлен 2 скальными выступами, между которыми образовалась сквозная арка размером 7×7 м, над аркой нависает карниз высотой от 5 до 10 м. Южный выступ шириной 20 м и высотой 30 м протягивается вниз по склону к руч. Убжогое среди курумников на расстояние до 30 м. Вдоль склонов тянется «каменная тропа». Северный выступ поднимается вверх по крутому склону от арки, его длина до 13 м, ширина 10 м, высота от 5 до 15 м. Останцы сложены трахиандезитами и андезито-дацитами, состоящими из вкрапленников белого плагиоклаза в темном вулканическом стекле. 

Под сводом арки верующими в далеком прошлом возведен субурган – буддийская ступа, у которой производятся приноше­ния рисом, конфетами, деньгами, молоком, хадаками. Вокруг субургана паломники совершают трехкратный обход – гороо, читают молитвы и мантры.

Памятники природы и культовые места: гора Алханай, храм Великого блага, скала Сэндэма, скала Храм Ворота, Доржи-Пагман (Алмазная царевна). На территории национального парка Алханай в ущелье Убжогие, на скальной гряде с естественной каменной аркой, известной как Храм-Ворота, расположены 3 группы рисунков, выполненных красной и желтой охрой, изображающих стилизованных животных, человечков, палочки, косые кресты. Одну из групп перекрывает буддийская ритуальная надпись. Петроглифы отнесены к 1-му тысячелетию до н. э. Впервые отмечены в 1977 А. П. Окладниковым.
    
 

Петроглифы в окрестностях п.Новый Дурулгуй

В 2017г в окрестностях села Новый Дурулгуй, Забайкальские археологи обнаружили наскальные рисунки бронзового века — это первые известные наскальные изображения на территории Ононского района.
- Древние рисунки были нанесены на гранитную плоскость массивной скалы минеральной краской – охрой. Сюжет рисунков включает в себя солярные знаки, человеческие фигурки, полосы, изображение птиц. Характер изображений свидетельствует о культовом назначении объекта. Общая площадь панно — около 24 квадратных метров. 
Экспедицией также были открыты новый могильник бронзового века и стоянка позднекаменного – бронзовых веков. 
Исследован также интересный исторический объект – пограничные маяки. Последние, судя по всему, были сооружены согласно Нерчинскому договору. Маяк представляет собой сооружение пирамидальной формы из каменных глыб и плит. Обнаруженные экспедицией историко-культурные объекты, могут стать местами познавательного туризма в Ононском районе.
    
 

 

ЦЕРКОВЬ-СКАЛА

Каменное образование, находящееся в фарватере реки Витим в районе деревни Юмурчен (Тунгокоченский район).

Является священным местом поклонения эвенков.

Есть в Тунгокоченском районе Забайкальского края одно сакральное место.

Это Скала-Церковь, возвышается она там, где воды Юмурчена впадают в Витим. В 8 км вверх по течению Юмурчена находится одноименное село.
На устье реки Юмурчен из вод Витима рвется вверх высокий, похожий на клык, каменный останец.

Это, знаменитая на Витиме скала «Церковь». Скала является священным местом поклонения эвенков.

А ее вершину украшает православный крест. Скала является ориентиром реки Юмурчен - правого притока Витима.

Юмурчен впадает в Витим спокойно и ровно.

Считается, что справа от скалы любителям сплава стоит опасаться сильного и опасного прижима к скальной стене.

Местность в районе скалы очень красивая, впрочем как и везде на Витиме. 
А еще эта местность известна археологам обилием памятников усть-юмурченской культуры эпохи неогена. 

 

Ларгинская писаница
Новосибирские археологи нашли в Забайкальском крае редкое наскальное изображение, сделанное древними людьми. Учёные предполагают, что возраст петроглифа составляет около 4х тысяч лет. 
Писаницу (петроглиф) обнаружила археологическая экспедиция под руководством Сергея Алкина на реке Ларги в районе села Горбица Сретенского района.
Наскальное изображение состоит более чем из двадцати элементов. Выполнено оно минеральной краской — красной и оранжевой охрой. На рисунке можно увидеть человека, быка, дерево и, предположительно, птиц.

Кроме того, на писанице, возможно, изображен шаман с бубном. К такому выводу специалисты пришли из-за того, что рядом с человеческой фигурой разглядели круг — солярный знак, знак Солнца с перекрестьем внутри. Именно так во многих сибирских культурах обозначают шаманские бубны.
Ещё один важный элемент Ларгинской писаницы — множество точек и линий. Такие точки иногда интерпретируют как символ счёта, когда автор рисунка фиксировал количество неких объектов . Что касается ряда вертикальных палочек над горизонтальной линией, то, вполне вероятно, это изображение длинных лодок-долбленок с сидящими в них людьми.
По предварительной оценке, Ларгинская писаница была создана в эпоху бронзы, около 4х тысяч лет назад. Такой вывод археологи сделали на основании сравнений с аналогичными памятниками в Восточном Забайкалье и Якутии. Для более точного датирования, ученым необходим дополнительный археологический материал.
 

 

Петроглифы Бутиха                                                                                              


Бутиха - петроглифы, жертвенник. Располагаются в 15 км от села Бутиха Тунгокоченского р-на, в пади реки Оля.
Открыты в 1959 году М.И. Рижским.
На гранитной скале на высоте 10 м под навесами выявлены 2 плоскости со сценами охотничьей магии. Рисунки отнесены А.П. Окладниковым к лесной группе.
На одной плоскости сложная композиция, выполненная красной охрой, включает в себя изображения охотника с луком, целящегося в лося; 3 кабана, олень и лань, фигурка взлетающей птицы, наклонные, вертикальные полосы – магическая изгородь; на др. – птица, изюбрь, аморфные пятна.
Рисунки, изображающие человека, сцены охоты и промысловых таежных животных, выполнены в реалистичной манере, их композиционные и техн. особенности свидетельствуют о принадлежности писаниц Бутихи к «охотничьему стилю» позднего неолита. А.И. Мазин датирует эпохой мезолита (позднего плейстоцена — раннего голоцена).

Изображения птиц характерны для шаманской атрибутики эвенков-орочонов.
С петроглифами связан жертвенник грунтового типа. В 1-м культурном горизонте обнаружен железный наконечник стрелы и фрагменты керамики, во 2-м – 5 каменных наконечников стрел, в 3-м – 22 каменных наконечника, изготовленных из ножевидных пластин, долотовидное орудие и 2 отщепа.
  
 
Усть-Чёрнинское городище
УСТЬ-ЧЁРНИНСКОЕ,
городище. Относится к раннему средневековью. Располагается на прав. берегу р. Шилка в устье р. Черная. Наиболее изученный памятник в Шилкинской системе городищ (кон. 1 – нач. 2 тыс. н. э.). 
Памятник выделяется как своими размерами, так и месторасположением в приустьевой части самого крупного левобережного притока р. Шилка. Открыт в нач. 20 в. Первые науч. исследования проведены А.П. Окладниковым в 1954. С 2007 ведется изучение памятника совместной экспедицией ЧОКМ–ЗККМ и Благовещенского археологического отряда ИАЭТ СО РАН.
Городище по типу горное, с незамкнутой П-образной системой валов и рвов. Площадь более 9 тыс. м2. Фортификация представляет собой двойной ров с 3 валами, к-рые защищают поселение с 3 сторон. С юга ограничено крутым склоном, обращенным к рр. Шилка и Черная. В медиальной части зап. участка располагался вход, к-рый выглядит как перемычки во рвах на уровне вала.
 В сев.-зап. части поселения и в ср. части сев. участка фортификации сохранились следы дренажной системы для отвода воды с тер. городища. В общем виде защитная система представляет собой связку шириной от 7 до 10 м из 2 параллельных рвов, по краям к-рых, снаружи и внутри городища, находятся валы. 
Третий вал расположен между рвами. Длина сев. стены оборонительной системы – 120 м, юж. и зап. стен – ок. 75 м. Переходы от зап. стены к сев. и от сев. к вост. представляют собой скругленные сочленения валов и рвов. Расстояние между гребнями валов и тальвегами рвов составляет в ср. 4,5 м; наибольшую высоту имеет ср. вал. 


Во внутреннем рве зафиксированы следы деревянной конструкции ограждения-тына, представленные остатками лиственничных и березовых плах, расположенных плотно в одну линию. На гребне ср. вала обнаружены фрагменты конструкции плетня в виде ряда парных вертикальных стоек из лиственничных жердей. Кроме того, на поверхности внешнего вала в его угловом сегменте выявлена сложная система из жердей-стоек. Вероятно, в этой части сооружения мог располагаться дополнительный вход в городище, от к-рого сохранились стойки помоста или дополнительного ограждения.

Общее число западин внутри городища – 100. Большая часть их организована в 6 линий, от 11 до 22 западин в каждой. Среди них как жилые, так и хоз. постройки. Изучены несколько жилищ типа полуземлянок с котлованом глубиной 0,3–0,5 м с остатками сгоревшей кровли и несущих конструкций. Обустройство жилищ с обвязкой котлована из жердей в несколько уровней, использованием бересты для гидроизоляции углов – обычный прием жилищного стр-ва, широко использовавшийся в Ср. Приамурье на поселениях эпохи раннего средневековья, но на тер. Заб. отмеченный впервые.

У стен котлована по 2 или 3 сторонам сохраняются остатки нар. С юж. стороны жилища располагался вход, в центр. части – очаг. В одном из крупных жилищ обнаружены остатки сложной теплотехнической конструкции в виде печи со сводом. Находки печей как особого типа отопительной системы для эпохи раннего средневековья чрезвычайно редки на Д. Вост., а для Вост. Заб. находка уникальна. 
Результаты изучения одной из небольших западин, где были обнаружены остатки каменной конструкции и мощный прокал, в совокупности с многочисленными находками шлака и кусочков железа в межжилищном пространстве подтверждают предположение о том, что плавка металла происходила в пределах городища. Железные предметы представлены фрагментами пластинчатых изделий и наконечниками стрел.
Среди находок: тарная керамика, керамические льячки, каменные плитки со следами утилизации, абразивы, большое число изделий из кости и рога, включая наборы игральных альчиков (в т.ч. с насечками и орнаментом), кочедыки из рога, костяные пряжки, железные и костяные наконечники стрел. 
Остеологическая коллекция состоит из костных остатков диких и домашних животных: свиньи, лошади, коровы, собаки, овцы (козы), косули, зайца, соболя и др. Встречаются кости рыб и раковины речных моллюсков. Флотация средневековых грунтов показала наличие остатков культурных растений: проса обыкновенного, гречихи, к-рые связывают шилкинские городища с регионом Д. Вост. и Сев.-Вост. Китая. 
Культуроопределяющими являются находки фрагментов керамики троицкого типа мохэской культуры. Они подтверждают появление в кон. 1 тыс. н. э. на р. Шилка групп сумо мохэ (см. Мохэ), а также начало процессов культурного обмена с аборигенным, предположительно бурхотуйским, населением. Облик предметной коллекции позволяет отнести изучаемые комплексы городища ко времени активного процесса культурного взаимодействия ассимиляционного типа между мохэскими мигрантами и местным населением.
 
 

ПЛИТОЧНЫЕ МОГИЛЫ

Система археологических памятников раннего железного века. Культура плиточных могил существовала на территории Забайкалья и Монголии в VIII—III веках до н.э. Культура представлена поселениями, остатками металлургических центров, могильниками, ритуальными сооружениями, наскальными рисунками, оленными камнями и сэргэ (коновязями). Название культуры связано с могилами в виде прямоугольных оградок из вертикально поставленных плит гнейса и гранита, известных в науке с первых академических экспедиций XVIII века. В Восточном Забайкалье встречаются отдельные погребения, группы по 5-8 оградок и крупные могильники в несколько десятков и даже сотен оградок (например, в пади Анхабай у села Будулан в могильнике около 350 оградок). Крупные могильники в несколько десятков оградок расположены у сел Гунэй, Токчин, Зугалай, Цаган-Оль, Ушарбай, Могойтуй, Бальзино, у станций Оловянная, Урульга, у горы Пунцук, озера Улим и др. Большая часть плиточных могил является местами захоронений, но встречаются среди них и ритуальные, и кладки-жертвенники. В оградки иногда вставлялись оленные камни - отдельные плиты с изображением на внешней поверхности красной охрой или выбивкой оленей с ветвистыми рогами и птичьей мордой, реже — лошадей, солярных знаков, предметов вооружения. Размеры оградок различны, от полутора до шести – девяти метров. Высота камней от полуметра до трех метров.

 

Петроглифы на Шаман-горе
Шаман-Гора представляет собой комплекс памятников археологии, расположенных в Хилокском районе Забайкальского края в непосредственной близости от реки Дута (притока Арея).

Это живописный скальный массив. Здесь на двенадцатиметровой высоте, в гроте, были найдены древние наскальные рисунки, датируемые поздним неолитом - ранней бронзой, с изображенными на них животными, похожими на бизонов, и людьми. Рисунки сделаны красной охрой на площади составляет 3х2 метра.
На более высоком участке Шаман-Горы находится большая скальная плоскость с 7 группами рисунков, выполненных красной и малиновой охрой. Размер самых крупных фигур на наскальной живописи достигают 25 сантиметров. На большинстве рисунков изображены шаманы, на головах которых можно увидеть лучи-косы. На соседней скале расположен еще одна группа рисунков, представленных фигурами шамана, человека, кабана. В одном из гротов найдено средневековое захоронение. Характер рисунков позволяет определить комплекс как древнее святилище эпохи позднего неолита (ранней бронзы).

В результате проведенных раскопок вблизи наскальных рисунков археологи обнаружили 22 артефакта, а также 9 наконечников стрел. Кроме того, здесь были найдены скребки, вкладыши, миниатюрный отщеп из хрусталя, микропластинки. 
Где находится, как доехать:
Координаты объекта: 51°1'22" с.ш. 110°49'4" в.д.
  

 
 Культово-ритуальный комплекс Ламинская Гора

Комплекс Ламинская Гора располагается в нескольких километрах к северу от города Нерчинск, вверх по реке Нерча на северо-восточной окраине села Левые (Нижние) Кумаки у подножия горы Ламинская.
Культово-ритуальный комплекс Ламинская Гора - один из самых крупных из обнаруженных на территории Забайкальского края. Он относится к культуре плиточных могил эпохи поздней бронзы и раннего железа, представленной в основном могилами в виде прямоугольных оградок из вертикально поставленных каменных плит.
Длина каменной выкладки комплекса составляет около 30 метров, ширина до 8 метров. Комплекс разграничен поперечными перегородками на 4 камеры.

Камера 1 - крайняя в южной части комплекса. На глубине 65 сантиметров на одной из плит находилось днище плоскодонного сосуда с поддоном и просверленным отверстием в центре. Под 2-м и 3-м рядами камней закладки располагались уложенные в 2 яруса 73 целых и множество раздавленных черепов животных, принадлежавших крупному рогатому скоту, барану, лошади. Черепа были выложены на нижние челюсти и ориентировались узкой частью морды на восток. Ниже, на глубине до метра выявлены мощные плиты 5 погребений, представленных скелетами людей в вытянутом положении, головой на восток и скелетами баранов, целыми или расчлененными. В погребении один из черепов с лицевой стороны сильно разрушен намеренным ударом. Погребения 2 и 3 находились в одной могильной яме. Сверху эта яма перекрывалась ошкуренными и окрашенными в синий цвет прутьями ивы, уложенными наподобие циновки. У обоих погребенных сильно нарушена правая височная область черепа. В одном из черепов находился мощный наконечник стрелы. Другой наконечник, бронзовый с обломком древка стрелы, находился в левой, расколотой лопатке. В погребении 4 внутри черепа найден костяной наконечник. Еще один наконечник, бронзовый, торчал в 7 позвонке с левой стороны. У скелета в погребении 5 отсутствовали кости обеих рук. Погребенный, как и в остальных случаях, убит: один костяной наконечник обнаружен между ребер с левой стороны грудной клетки, другой - со спины. В погребениях выявлены бусы, пуговицы, нашивные накладки, связанные с одеждой. Основная масса изделий найдена в погребении 5.
В камере 2 замечены следы ограбления. При разборке камней закладки у восточной стенки камеры на нижнем ярусе камней и под ними, вдоль всей стенки сохранились свыше 60 раздавленных черепов животных тех же видов. Под камнями закладки на глубине 100-120 сантиметров выявлены 4 мощных плиты перекрытия, под которыми на глубине 130-140 сантиметров обнаружено 5 скоплений костей баранов и 1 особи крупного рогатого скота.

Камеры 3 и 4 также сильно разрушены в результате ограбления. В камере 3 обнаружены две челюсти лошади, а в камере 4 - раздавленный сосуд высотой 31,5 сантиметров с диаметром венчика 26 сантиметров и небольшим поддоном (11 сантиметров). В центре камеры 4 под камнями на разных уровнях находились разрозненные фрагменты черепов коровы, овцы, лошади.
Координаты объекта: 52°3'40" с.ш. 116°23'44" в.д.

 

Долина Духов находится в Кыринском районе Забайкальского края.
Кыринский район, административный центр которого - село Кыра, расположен на юге Забайкальского края, граничит с Монголией. Рельеф большей части территории горный. Основные хребты: Хэнтэй, юж. часть Чикоконского, Онон-Бальджинский, Становик, Пограничный и Эрмана. Высшая точка (2500 м) — г. Сохондо (хр. Хэнтэй). В наиболее высоких частях Чикоконского хр. и Хэнтэя отчетливо выражены следы древней ледниковой деятельности (кары, цирки, троговые долины), распространены резкие формы рельефа с горными вершинами и перевалами. По долинам рек Онон и Кыра расположены Среднеононское и Кыринское межгорные понижения. Имеются месторождения золота, олова и др.: Букукунское месторождение олова, Мордойское месторождение бурых углей, Любавинское месторождение золота, Пегматит № 36 — проявление мориона, Сохондинское проявление горного хрусталя, Талача — проявление горного хрусталя, Три Осины — проявление халцедона и агата, Угдыри — месторождение горного хрусталя, мориона, раухтопаза, Хавергинское месторождение золота, Хапчерангинское месторождение олова, Шевартайское проявление агата и халцедона, Шивычинское проявление агата, халцедона и др.
Кстати Чингиз Хан, по легенде, родился в этих краях!


 
Коренное население района - Хамниганы — субэтническая народность в составе монголов, исповедующая шаманизм.
Уже появляются люди из Москвы, Якутии, Екатеринбурга и иных городов, которые проезжают огромные расстояния, для того, чтобы поправить свое здоровье на родоновых источниках. 
Здесь нет курортных зон, люди размещаются в палатках, в домиках, живут и отдыхают от городской суеты, наслаждаются запахом и шумом тайги. Наверное, люди которые постоянно живут в этом районе, не оценили бы ту тишину и спокойствие, которое царит в этих местах, заметить и оценить это может именно жители больших суетливых городов. Совершенно удивительно видеть, как зимой из под камня в реке бьет горячий родоновый источник. На реку ставят сруб бани, а на берегу строят несколько домов, в которых люди живут, когда приезжают лечиться на источник. Ты можешь приехать туда, жить бесплатно в этих домах, гулять по тайге, поправлять свое здоровье приемом ванн. Вода в источнике 65 градусов, и даже поверить в это трудно, когда вокруг зима и холод, а реке лед и снег.
 


Острая сопка, как её окрестили члены команды, результат работы которой перед вами. Но если приглядеться, то тут же замечаешь удивительно правильную пирамидальную форму сопки!
Впрочем, даю слово Игорю Крипцову:
Лет пять назад, мы с друзьями искали следы 
[Барона Унгерна]
, случайно заночевали в одной долине. Оттуда и начались странности. Фото цифровой камеры показывали наличие огромного количества светящихся шаров, причём в определённое время и разных цветов. Белые и желтые. А ночевали мы на брошенной стоянке. Слава дурная ходит, по словам местных жителей. Место проклятое. Дальше больше. Проехав по долине дальше наткнулись, или уперлись в сопку, название которой выплыло само - Острая сопка.
 
Опять же, население старается обходить это место стороной. А о ночёвке у этого места даже разговора быть не может. Вещие сны моего товарища помогли нам найти старую могилу монаха на этом месте, похороненного наверно с проклятьем, так как его личные вещи были раскиданы вокруг могилы, в частности что-то вроде оберега, так же статуэтка Будды, колокольчики и прочая мелочь, может то была могила шамана с наложенным на него проклятьем. Шаманы, оглядевшие находку, говорят, что наложено было проклятье на смерть. Но меня пронесло (сам посвящён) На  фото видно, что возле меня просвечивается контур монаха.


 
Затем, проехав ещё несколько километров, по наитию, нашли каменный город, что бы почувствовать охватившие ощущения надо быть там. Возили других людей, правда мало кого, так некоторым там становилось плохо, а привезли раз китайца и бурята, наших друзей, был сильный дождь со снегом, они даже с машины выходить не хотели, так я им предложил загадать желания и всё-таки подняться со мной к подножью Белой Тары (ну это я нескромно так назвал), и пообещал, что погода изменится, так и случилось. Честно говоря, сам немного обалдел.
 
Кто-нибудь из геологов может объяснить, почему скала растрескивается на вертикальные и горизонтальные трещины, образуя кладку? Говорят, что так бывает. А по моему тут и гадать нечего. Это самая настоящая кладка, только подвергшаяся разрушению в результате приложенной силы (тектонической), а затем потрудились время, ветры, солнце, дожди и перепады температур. Они в этих краях бывают от +35 до -48 в течении года.
Каменный город это целый комплекс. Примерно метров 500. Расположено всё компактно, стена (по моему опять же) мнению, имеет следы явного разрушения в двух местах. В одном месте замер радиации показал повышенный фон.
Классический пример полигональной кладки. Только эрозия во много крат выше, чем на похожих объектах  в Южной Америке.
Совсем скоро и это превратится в груду камней, тогда уже никто не догадается, что это было сооружением.
Эта экскурсия, к сожалению, подошла к концу. Можно смело ставит на карте ещё один флажок, который указывает на древний допотопный город, непризнанный официальной наукой. Такой вот парадокс: город есть, но адреса у него нет. Только зачем нам государство? Мы и без него знаем, что человек существует в этом мире даже если у него паспорт украли, и древний город такая же реальность, даже если его нет на картах. По факту то он есть, вы же сами видели!
   
 
ЗАГАДОЧНЫЕ КАМНИ В ПРИГОРОДЕ ЧИТЫ
Посмотрите внимательно на эти камни. Меня они очень смущают. Они базальтовые. Для пролежавших здесь "многие века" эти камни выглядят достаточно молодо. Однако я не нахожу объяснения необходимости и возможности обработки этих мегалитов современными способами. Камни я обнаружил в пригороде Читы, недалеко от популярного места отдыха горожан. Несомненно, камни имеют следы искусственной обработки, однако следов от инструментов нет.
У кого какие соображения?
Я уже возвращался обратно, когда меня что-то заставило остановиться и внимательно приглядеться к обочине.
Сквозь кусты я увидел довольно внушительные валуны.
Взяв фотоаппарат, я углубился в лес и увидел такую картинку:

Разумеется я напрягся, увидев блоки правильной формы:
Когда же обошел груду базальтовых валунов, я был ошеломлен:

Я облазил эти валуны со всех сторон и сделал несколько десятков снимков. Выкладываю здесь наиболее удавшиеся.
Ну и разумеется рядом, как это обычно бывает груда камней поменьше, очень напоминающих строительные блоки:
  
 

Вал Чингисхана
На территории Забайкалья немало мест, связанных с именем Чингисхана. Среди них древнее оборонительное сооружение - Вал Чингисхана.
Это фортификационная система, некогда внушительное сооружение, протянулась на 700 километров по территориям современных Китая, Монголии и России. Северный Вал начинается в 30 километрах к югу от устья реки Шусын-гол, впадающей справа в реку Онон-гол (в точке 48°27′ с.ш. 111°30′ в.д.), затем на протяжении 375 километров проходит по территории Монголии на удалении 100-175 километров от границы с Россией и параллельно ей. В Забайкалье вал проходит по линии по линии Забайкальск - Рудник Абагатуй - Кайластуй. Непосредственно в пограничной точке №60, Товуй-тологой, находящейся на Валу, он вступает в пределы России и через 6 километров пересекает железную дорогу Чита (РФ) - Харбин (КНР) южнее станции Забайкальск и заканчивается вблизи населенного пункта Ботокован у берега Аргуни, в точке с координатами 49°58" с.ш.119°07" в.д.). Далее в Китае укрепления идут вдоль реки Аргунь. На самом деле, существует два вала - северный, о котором идет речь, и южный, расположенных на расстоянии в 300-350 километров один от другого. Южный вал на территорию России не заходит.

Вытянутая с запада на восток, система состояла из городищ, рва и вала. Расположенный севернее вала ров ясно показывает, что нападения ожидались именно оттуда. В систему укреплений включены 9 городищ, расположенных на расстоянии до 30 километров друг от друга. Сегодня высота вала не более 1,5 метров, а ширина около 15 метров.
Легенды приписывают создание вала Чингисхану, который повелел построить укрепления для защиты своей империи.  Согласно другим преданиям его построил потомок Чингисхана, чтобы воспрепятствовать массовым миграциям животных. Согласно еще одной красивой легенде у одного могущественного Богдын-хана была дочь, которой был вреден солнечный свет. И тогда отец повелел построить стену, вдоль которой можно было передвигаться, не выходя из тени. Согласно современным исследованиям эти укрепления появились за несколько столетий до прихода к власти Чингисхана.

Впервые Вал Чингисхана был описан в 1735 году Г.Ф.Миллером, определившем его как границу между различными народами. Южный Вал обнаружил в 1894 году русский картограф и генерал И.А.Стрельбицкий, обследовавший Маньчжурию. Почти через 130 лет вал изучал Петр Кропоткин, знаменитый ученый, путешественник, революционер и анархист, проводивший раскопки на территории Ханкулато-Хото, в Маньчжурии.
Назначение Южного Вала понять несложно. Данное сооружение, как определенно следует полагать, защищало Северо-Восточные области Китая (исторические территории Хитая и Джурджэ) от набегов "злых монгольских кочевников". В 1930-е годы археолог В.В.Поносов предположил, что это пограничные укрепления эпохи киданей, эту же гипотезу поддерживают и китайские ученые. Но результаты исследований китайских ученых, проводившиеся в 1970-е годы, лишь частично подтверждают, что кидани, чья империя Ляо существовала с 907 по 1125 года, создали эти укрепления для защиты своих северо-западных границ, откуда племена угу, юйцзюэ и шивэй угрожали рубежам империи. Ведь если строительство Южного вала вполне может соответствовать вышеприведенному объяснению, то строительство Северного вала, согласно данной версии, выглядит неоправданным, поскольку ни от каких кочевников он не защищает, его возвели уже сами "злые монгольские кочевники", от набегов еще более злых... И здесь возникает вопрос - от кого?

Дело в том, что ров, служащий дополнительной преградой, располагается с северной стороны, а не с южной, то есть данное оборонительное сооружение было направлено против лесной Сибири, а не против халхинских степняков. В научном труде "Описание Маньчжурии", вышедшей в свет в 1897 году под общей редакцией Д.Позднеева, говорится, что Паллас, один из крупнейших исследователей Сибири второй половины XVIII века, высказывал гипотезу о строительстве вышеуказанного Северного Вала в качестве оплота монгольской династии Юань против нападения диких сибирских народов.
В настоящее время изучение сооружений Вала Чингисхана продолжается и, безусловно, сулит еще много открытий.
Координаты объекта: 
49°37'60" с.ш. 117°21'28" в.д.
  
 
Быркинские писаницы
В 1983 году в 5 километрах южнее села Бырка Приаргунского района Забайкальского края на поверхности Быркинских скал археологи обнаружили петроглифы - рисунки древнего человека из светло-красной охры.
Рисунки представляют собой настоящую картинную галерею, которая создавалась и пополнялась на протяжении тысячелетий. На огромной скальной поверхности древнейшие художники очень выразительно изобразили людей, оленей, кабанов, стадо бегущих бизонов, сцены охоты и быта. Чаще всего встречаются изображения людей, птиц и млекопитающих, имеются также портреты первобытных бизонов и других животных.

Датировать возраст рисунков достаточно сложно, ведь изображения, выполненные минеральной охрой, могут сохраняться десятки тысяч лет. По мнению некоторых ученых, возраст самых древних рисунков относится к эпохе палеолита - свыше 12 тысяч лет.
О возрасте Быркинских рисунков говорит обнаруженный здесь рисунок шерстистого носорога. На всю Азию известно лишь три подобных рисунка. На рисунке изображено огромное животное, вымершее в Забайкалье около двенадцати тысяч лет тому назад. Впечатляет воссозданный палеонтологами облик животного: высота в плечах более двух метров, массивное тело с жировым горбом на шее, покрытое густой темно-коричневой шерстью. На носу возвышался в виде чудовищной сабли плоский рог длиной около метра. Второй рог значительно меньшего размера сидел на лбу. Трепет вызывают даже сохранившиеся скелеты этого животного. Какой, должно быть, ужас наводило это чудовище на наших прапрапредков! Недаром какой-то безымянный художник переложил увиденное им на нестареющее полотно камня, чтобы спустя тысячелетия его потомки могли представить события, разыгравшиеся под небом Забайкалья.
В древности это место использовалось в качестве святилища для выполнения шаманских ритуалов. Прямо под рисунками у подножия скал археологи раскопали древнее святилище-жертвенник и предметы, принадлежавшие древним людям. В раскопе найдены фрагменты керамической посуды, каменные ножи, наконечники стрел, другие орудия. Одной из самых интересных находок является нож, изготовленный из бивня мамонта. Особенно многочисленны под скалой наконечники стрел, которыми когда-то, во время ритуальных обрядов, люди целились в нарисованных животных. Здесь же были обнаружены куски красной охры и испачканные ею каменные орудия.
К огромному сожалению, многие древние рисунки оказались испорчены современными надписями "Здесь был Вася!" и безвозвратно утрачены. Скалы и писаницы не спасает и то, что они с 1989 года являются памятником природы областного значения.
Где находится, как доехать:
Координаты объекта: 50°33'39" с.ш. 118°29'44" в.д.
 
 
Кондуйское городище                                                                                                                                                                                                      
Урочище находится в 7 километрах от села Кондуй, в долине реки Барун-Кондуй, здесь расположены знаменитые развалины средневекового города. Городище относится к ранней истории монгольской империи на территории Забайкалья (12-13 века). Считается, что здесь находился дворец одного из монгольских феодалов. В 1675 году русский посол в Китае Спафарий, проезжая к месту назначения через Даурию, записал в путевом дневнике: «А к югу от Нерчинска есть город великий, каменный со многими строениями, и палаты в нем каменные целы, и, говорят, что в том городе от мору люди все пропала…»

В 1957-1958 годах здесь были организованы раскопки под руководством член-корреспондента АН СССР С.В. Киселева, руководившего Монгольской академией наук. Раскопками было выявлено, что дворец возвышался на искусственной насыпи высотой более 2 метров, в длину занимал больше 100 метров и около 60 в ширину.
Более 50 колонн поддерживали парусную, китайского типа, крушу в два яруса. Базы колонн каменные, а сами колонны деревянные, покрытые превосходным красным лаком. По стенам сохранились росписи и лепные украшения самых причудливых форм; растительный орнамент сменялся рельефным изображением сказочных чудовищ – драконов и грифонов, полуптиц-полузверей. Отдельные фрагменты украшений и гранитные статуи хранятся в музеях: в школьном музее соседнего села Цаган-Олуй, в Борзе и знаменитом Эрмитаже.
   

 

СОПКА БАТАРЕЙНАЯ – ЗАГАДОЧНЫЕ ВАЛУНЫ                                                                                                                                                        


В черте города Читы есть замечательное место - Сопка Батарейная. В народе сопка еще называется гора Поцелуйная.
С нее открывается изумительная панорама города и окрестностей.
Венчает ее величественный выход каменной породы, так называемый останец. Или не останец?
Но все по порядку.
Меня давно уже тянуло прогуляться на эту гору. А тут выдалось свободное время, прекрасная погода. Грех было не воспользоваться.
Сюрпризы начались, как только углубился в лес, покрывающий гору. На глаза попался расколотый обработанный каменный блок с углублением правильной круглой формы посередине. А за ним лежали сложенные друг на друга прямоугольные блоки, судя по виду очень старые.
По мере подъема на глаза попадалось все больше странно обработанных глыб. Зачем было изымать сердцевину из этого камня?

Из Земли то здесь то там торчали прямоугольные блоки со следами обработки
Попадались и причудливые скругленные булыжники на которых отпечатались следы... чего?
В одном месте наткнулись на глыбу с отверстием, а с правой стороны от этой глыбы торчит глыба с вынутым прямоугольным блоком.
Дырочку разглядели?

Множество каменных глыб подозрительно напоминающих строительные блоки из полигональной кладки.
Но окончательно убедился, что передо мной не просто каменные глыбы, обкатанные ледником (хотя откуда они могут оказаться на горе) или развалины останца, после того, как внимательно пригляделся вот к этой кладке, плотно пригнанных друг к другу булыжников. Интересно, кто-то из скептиков может объяснить это образование с точки зрения геологии?
Обратили на себя внимание и вот эти камни, почти одинаковой формы, но в разных местах. С чего бы?
Дошел таки и до останца, что венчает сопку и вот что бросилось в глаза - он как будто сложен из неправильной формы лепешек в интересной последовательности - толстые концы этих "лепешек" чередуются то с правой, то с левой стороны. Я не смог это для себя объяснить игрой природы.
Как не смог себе объяснить и вот этот набор плотно пригнанных друг к другу булыжников, судя по цвету, разного химического состава. Если бы их согнал в одну кучу ледник, они не были бы "слипшимися".

Если это раскололся базальт, почему тогда они разные по составу и цвету?
Но совсем меня "добила" вот этот эта груда, уже наверное мегалитов. Стоящий вертикально блок похоже разорван взрывом шашки, заложенной в засверленное отверстие.
Обращает  на себя внимание его основание. Видно, что на одном обработанном блоке стоит другой, установленный когда-то будучи еще сырым и мягким.
Сверху на взорванном блоке лежит еще один раскуроченный, верхняя часть от которого лежит ниже.
Если абстрагироваться от размеров, то обращает на себя внимание лепные формы всех этих камней. Как будто ребенок в песочнице с мокрым песком лепил блинчики и котлетки и складывал их одни на другой, придавливая ладошкой сверху. Разве нет?
Дальше пошло уже совсем феерическое - то ли мостовая, то ли заваленная на бок китайская стена:
Повосхищался и вот этим мегалитом, над которым, судя по всему поработали последующие поколения предков. Обращает внимание и прямоугольный блок с правой стороны, засыпанный землей. Что-то там дальше?
Не смог для себя я объяснить и происхождение на многих камнях, на, как правило, гладкой и ровной поверхности слоя камня другого цвета, очень напоминающего штукатурку на стене или отделку декоративным цементом на более грубом цементном полу.
 
 
ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ ПРО ВАЛ ЧИНГИСХАНА
Вал Чингисхана

Одним из самых загадочных археологических памятников Забайкалья является так называемый «вал Чингисхана». Начинаясь с территории Китая, он пересекает р. Аргунь, затем идет по холмистому левобережью на участке Кайластуй – Маньчжурия, потом доходит до озера Далай-нор и еще сотни километров следует по левому берегу р. Керулен, где близ восточных предгорий Хэнтэйского хребта поворачивает на север и обрывается у реки Чикой напротив бурятского села Алтай. Вал этот столь значителен по протяженности и эффектен с земли, что его изображают на всех географических картах Монголии, Китая и России.

Народная молва приписывает его сооружение Чингисхану во время создания им Великого Монгольского государства. Но зачем тогда понадобилось монголам отделять от своего государства пограничной укрепленной линией коренные земли по Онону? И какая была нужда сооружать ее в Прихинганье но направлению к Тихому океану, поскольку эти территории находились в ведении Киданьской империи?

В свое время я обследовал «вал Чингисхана», пройдя пешком десятки километров участок на российской территории: от города Забайкальска до Приаргунска. Даже сегодня каменное сооружение впечатляет. В разных местах в вал встроены караульные пограничные заставы древних кочевников, а возле Кайластуя имеется даже целый город, состоящий из развалин строений, причем среди обширной селитьбы выделяются некие общественные «здания», окруженные до сих пор высокими земляными валами. И, что, интересно, вдоль всего вала хорошо сохранилась древняя дорога, по которой ходили пограничные дозоры.

С археологом Читинского педагогического университета Е.В. Ковычевым мы произвели шурфовку внутри одного из таких строений, и получили четкое подтверждение о киданьском времени памятника. Следовательно, «вал Чингисхана» - это северная пограничная линия Киданьского государства, за несколько веков существовавшая до образования Великой монгольской империи. 

Образно говоря, это своеобразный аналог Великой Китайской стены, с помощью которой «цивилизованные» китайцы защитили свои земли от набегов «северных варваров». Нечто подобное, вероятно, существовало и у киданей. К сожалению, этот интересный памятник не изучен, пограничные заставы не раскапывались, хотя подъемный археологический материал очень выразителен и интересен. 

К тому же безлюдность местности сохранила памятники в таком виде, словно они заброшены недавно. Например, глинобитные стены сторожевых постов дают представление, где находились двери, окна, какова высота жилых помещений и их вместимость. Да и сами ямы полуземлянок с учетом рухнувших крыш достигают двух метров. Впечатление о как бы «застывшем» времени (которому свыше 1000 лет!) вполне реальное.

Дашинима Дугаров также интересовался данным памятником. Он собрал о нем ряд материалов, которые достойны вовлечения в краеведческие исследования. Его статья на эту тему была опубликована в газете «Правда Бурятии» более 16 лет тому назад, 26 декабря 1995 года, и сегодня забыта современниками. Публикуя ее в журнальном варианте, должен заметить, что летописных и фольклорных материалов гораздо больше, чем их вместили узкие рамки газетной статьи. (Дашинима Дамдинов).

 

Если пролететь над обширной территорией Маньчжурии, нашего Забайкалья и Монголии, можно увидеть уникальный исторический материальный памятник, измеряемый во времени в тысячелетиях и тысячами километров в пространстве. Это разрушенные веками грандиозные земляные сооружения, простирающиеся от хребтов Хингана до Афганистана. 

Свое название этот исторический материальный памятник получил в честь Чингисхана – полководца, основателя Монгольской империи. Но истинная история его восходит во времена гораздо ранние. Он был построен и строился за несколько веков до рождения Чингисхана как военное сооружение народа той эпохи. Постараемся проследить сегодня историю «вала Чингисхана» на основании легенд и исторических источников.

По китайским письменным источникам предполагается, что построили эту стену кочевые народы из группы дунху. (В.С. Таскина. «Материалы по истории древних народов группы дунху». - М., 1984 г.). на наш взгляд, подробнее об этом говорится в работе В.А. Кормазова «Барга» (Харбин, 1928 г.). в частности там пишется: «О вале Чингисхана существует много легенд. 

Одна из них, которая существует среди забайкальцев, гласит, что вал был построен одним из могущественных богдыханов для своей дочери. Когда у него родилась наследница, по обычаю того времени богдыхан собрал мудрецов и высшее духовенство своего необъятного государства с тем, чтобы они приоткрыли завесу ее будущей жизни.

После долгого совещания мудрецы доложили богдыхану, что его дочери грозит опасность со стороны солнечных лучей. Она всю свою жизнь должна избегать их. Встревоженный богдыхан повелел сразу же приступить повсеместно к постройке земляной стены, которая бы заслоняла солнечные лучи и вблизи которой можно было бы ездить, не боясь их.

Вал сохранился до сих пор. Он имеет направление с востока на запад: начинается от Великого океана, пересекает Амурскую область, проходит Северную Маньчжурию, пересекая реки Амур и Аргунь, между Дуровским и Калайстуевым поселками, входит в Забайкалье, затем опять пересекает реку Аргунь, в восьми километрах севернее станции Маньчжурия и через станцию Забайкальск направляется в Западную Монголию. Следы его есть в Афганистане и Персидском государстве».
 
«Ученые записки историко-филологического факультета во Владивостоке» (1919 год) происхождение вала связывают с тунгусским князем Гантимуром. Предание гласит, что когда Гантимур со своим сыном и великим шаманом рода Кальтатр перекочевывал с реки Нонни на запад, то прокладывал себе дорогу по левую сторону реки Гана. От рытья земли образовался вал.

Городки же так же, как и в первой легенде, - его остановки. Но это только легенды. Нам представляется более вероятная версия монголоведа А.М. Баранова, что так называемый «вал Чингисхана» есть не что иное, как граница государства тунгусского племени Тоба, жившего в этих местах за тысячу лет до Чингисхана.

Этот вал иначе называют Кропоткинским трактом в честь князя П.А. Кропоткина, который совершил путь со своей экспедицией от Старого Цурухайтуя до Мергела (1852-1864 гг.), делал попытки произвести раскопки старинных городков. До него же раскопки производили забайкальцы-казаки, добывая для своих печей старинный кирпич. Найденные каменные плиты взяты для украшения Ново-Цурухайтуйского храма. До сих пор сохранились развалины ее построек. Здесь же лежат гранитные подставки от колонн.

Наконец, приведем еще одну легенду, связанную с вышеприведенными. «Вал Чингисхана» - широкий земляной вал со рвом, протянувшимся из Монголии в Приаргунье по линии Забайкальск – Абагайтуй – Кайластуй. Людская молва в прошлом происхождении этого вала, как и многих других феноменальных явлений, связывает с именем Чингисхана. 
 
Вал под этим наименованием помечен на современных картах Читинской области. Г.Миллер (XVIII век) писал, что тунгусы и монголы древние укрепления по Аргуни, в районах Цурухайтуй – Абагайтуй, называли Керим, то есть монгольский хэрэм, что значит «крепостная стена», «вал», «пояс», «укрепления» (букв. Хэрэм – «пояс-ремень»). О происхождении и возрасте вала до сих пор в истории нет ясности». (М.Н. Мельхеев. Географические названия Восточной Сибири (Иркутская и Читинская области) Иркутск, 1969, с.94).

Как нам представляется, долговременные грандиозные земляные укрепления и строительство крепостей и городов из кирпича и с черепичными прикрытиями могли быть выстроены киданями. Из истории Монголии известно, что кидани-скотоводы, за исключением знати, обязаны были обслуживать почтовых курьеров, пасти скот императорской семьи, обслуживать перевозку зерна и других продуктов, предоставлять для этой цели транспортные средства.
 
Кроме того, кочевое население обязано было нести службу в пограничных военных гарнизонах. Весьма обременительной повинностью было обязательное участие кочевников в императорской охоте. Попавшее под власть киданей оседлое население выполняло государственные повинности на строительстве городов, дворцов, храмов, дорог, ремонте плотин и других работах. 

К эксплуатируемым относились государственные феодальные зависимые «податные», крепостные «иноязычные» (некиданьские кочевники) и «пленные» семьи («пленные китайцы»), которых насильно поселяли в разных местах империи Ляо. Самой бесправной частью эксплуатируемого населения были рабы. Подавляющая часть их состояла из военнопленных различных этнических групп. Рабы использовались на различных работах киданьским императорским домом, а также дворцовой знатью, крупными чиновниками и духовенством (в основном буддийские монахи). (История Монголии. М., 1983 г.,с.119,120).

Так что многие другие археологические памятники Восточного Забайкалья, например, Хуандинский город в долине Урулюнгуя, городок Киркиры и т.д. относятся в основном к киданям. Киданьское государство вынуждено было строить оборонительное сооружение потому, что оно расширяло свою территорию, захватывая землю соседей: на севере – у племен чернотелых шивэй, на западе – у си (кумоси). (А.В. Тиваненко).
  
 
КАМЕНЬ ЖЕЛАНИЙ
В 2009 году на берегу озера Ножий была возведена ступа «Лхабаб Шодон», с этого времени начались в этой местности «чудеса», превратившие ее в одну из культовых мест в Агинском округе. В 2010 году члены общественного краеведческого клуба «Алтан Жаса», активно занимающиеся возрождением и развитием бурятской культуры и благодаря которым была возобновлена древняя традиция бурят – обряд встречи белых лебедей, в складе одной организации нашли скульптуру девушки, которая будто плакала. 
Они решили установить ее возле ступы и каменная девушка словно повеселела. После этого случая было найдено и каменное изваяние, напоминающее женскую фигуру, оно, по гипотезе ученых, является уникальным памятником эпохи гуннов. Было предположено, что этот камень один из 4-ых священных материнских камней, почитаемых среди монголоязычных народов, два из которых находятся в Монголии, а один в Туве.
 В настоящее время на территории озера Ножий вырос целый комплекс с названием «Эхэ хада» - материнская гора, куда приходят люди попросить о помощи у «двух женщин» - современной скульптуры девушки и древнего камня «Эжы шулуун» - камня-матери. Ученица 11 класса Агинской окружной гимназии, член общественной организации «Алтан Жаса» Оюна Цыдендоржиева проделала большую исследовательскую работу о камне-матери и приняла участие на Всероссийском научном форуме «Шаг в будущее».Оюна, в ходе исследования ты встретилась с большим количеством людей, среди которых ясновидящие, целители…- Мною было опрошено более 140 респондентов разного возраста, национальности и социального статуса. 75% респондентов согласны с мнением, что камень обладает священными свойствами исполнения сокровенных желаний. 
По данным моего опроса у 17 человек (12%) сбылась просьба, которую они просили у камня, у 19 человек (14%) сбылись просьбы у знакомых. Известно, что находка камня-матери вызвала ажиотаж не только среди агинских бурят, но и жителей Забайкалья, Бурятии, Иркутска. Представители шаманской и буддийской религии - известный лама из Бурятии Матвей Чойбонов, тибетский лама Калсанг багша, Цырен-Доржи-лама, целитель Батор Жамбалов, лама-жодчи Валентина Шалхарова, ясновидящие Алена Эрдынеева, Лариса Дугаржапова, Болот Батоев - сошлись в едином мнении, что камень матери и другие каменные объекты, находящиеся на территории этнографического комплекса «Эхэ хада» обладают особой силой и энергетикой. 
В них хранится много информации, накопленной за тысячелетия. Например, ясновидящая Алена Эрдынеева призналась, что на камне с выгравированным старомонгольским текстом, который назвали камнем четырех стихий, она увидела Чингисхана, сидящего на камне. По ее мнению, именно гора «Эхэ хада» была одним из любимых мест монгольского хана. 
Другой ясновидящий сказал, что когда он проводил обряд возле камня-матери, перед ним явилась девушка с ликом богини-Янжимы, какой ее рисуют буддийские иконописцы. Некоторые люди заметили, что над камнем-матери постоянно находится одно белое облако. Но когда сделать шаг от камня, оно исчезает. 
Как в прошлом, так и в настоящем камень-матерь олицетворяет хранительницу материнства и с «охотой» исполняет просьбы женщин, мечтающих обрести детей.Что говорят ученые?
- Находкой камня-матери заинтересовались читинские археологи под руководством доктора исторических наук, профессора Михаила Константинова. По их словам, камни культового комплекса представляют собой памятники археологии, еще их можно назвать памятниками истории и культуры, относящимися к 3 тысячелетию до нашей эры. 
Изваяние, по мнению ученых, сделано достаточно искусно и является редкой находкой, найденной в конструкции плиточной могилы, в окружении большого могильника эпохи бронзы. Каменное изваяние матери является антропомофорным, то есть форму ему придали люди. Это грубый камень, вытесанный из светло-серого гранита, редкого для этих мест, с высотой в полтора метра, ширину – полметра. 
Ниже головы видны круглой формы насечки, напоминающие женские украшения – бусы.А сама ты, как представитель молодого поколения, какого мнения о камне-матери?
- Думаю, что культово-этнографический комплекс «Эхэ хада» таит в себе много чудес, которые можно наделять высшим смыслом или не принимать на веру, но относиться к ним с уважением.
 
 

ЛАМСКИЙ ГОРОДОК

Ламский городок – живописнейшие скалы среди кедрового стланика на высоте около 1800 м над уровнем моря (для Забайкалья это довольно высоко). 
Местные жители помнят, что во время репрессий здесь скрывались ламы, бежавшие из разрушенного дацана – буддийского храма, стоявшего у села Семиозёрье. 
Легенда говорит, что ламы где-то спрятали много золота, в том числе большую статую Будды, стоявшую в дацане. В каждой легенде есть доля правды – поблизости и сейчас добывают золото. 
   

 Расположен в Красночикойском районе на территории Буркальского заказника, на водоразделе рек Чикой и Верхний Шебетуй на высоте 1 тысяча 800 – 2 тысячи метров над уровнем моря. Площадь 1 тысяча 400 гектаров. 

Представляет собой многочисленные скальные гряды и отдельные скалы-останцы, окруженные зарослями кедра и кедровым стлаником. Останцы выветривания имеют причудливые формы в виде каменных дворцов, столбов, стен и фигур животных. Высота отдельных останцов достигает 50 метров. В 2001 году на Ламском городке Чикойской археологической экспедицией обнаружены выходы амазонитового пегматита. 
Со скального массива открываются прекрасные виды на вершины Чикойского хребта, Кумыльского Гольца, горы Сохондо. Назв. этого места связывают с обрядами и медитацией лам Семиозерского дацана, расположенного в 40 километрах к северо-востоку.
  
О красоте этого места говорить не стоит, достаточно посмотреть на фотографии. В мире не много национальных парков, способных похвастать такими красотами.
Байсаниды от бурятского «баса» - крутая гора, утес, скала, - живописный скальный комплекс в Красночикойском районе Забайкалья. В 1988 году он был объявлен памятником природы регионального значения.
 
Находится комплекс в границах буферной зоны Байкальской природной территории, в отрогах Чикоконского хребта на высотах 1600-1900 м., на водоразделе рек Чикой и Верхний Шебетуй – левого притока Чикоя, на территории Буркальского заказника, в 125 км. от юго-востоку от села Красный Чикой.
Многочисленные скальные гряды и отдельные скалы-останцы окружены здесь зарослями сибирской сосны (кедра) и кедровым стлаником. Причудливые формы каменных изваяний напоминают дворцы, столбы, стен и фигур животных. Высота некоторых скал достигает 50 метров.  
Скальные останцы неравномерно разбросаны по водоразделу: большая часть расположена на склонах южной экспозиции. С водораздела открывается вид на вершины Чикойского хребта, Кумыльский голец, г. Сохондо.

 

 

КАМНИ УРОЧИЩА БАТОР
Место это известно с глубокой древности
, поскольку здесь среди бескрайней холмистой степи на площадке диаметром в 300 метров находится целый комплекс удивительных по своей форме скальных останцев, каждый из них имеет свое название: Тэмэн-шулуун (камень-верблюд), Зурхэн-шулуун (камень-сердце), Гэр-шулуун (камень-дом)...
Наиболее известный и самый почитаемый из них - Тогоон-шулуун - камень-котел, также известный как "чаша Чингисхана". Это огромная гранитная плита, лежащая на постаменте из нескольких меньших валунов. Когда находишься рядом с ним, то не покидает ощущение того, что хрупкое равновесие может быть нарушено малейшим дуновением ветра, но это ощещение обманчиво, камень стоит здесь уже не первую тысячу лет.
 
"Тогон шулуун" является признанным культовым объектом не только среди бурят Агинского округа, но и среди бурят всего Прибайкалья и Забайкалья, а так же части русского населения. Существует определенный обряд почитания этого места, который включает в себя обязательное приношение в виде сигарет, алкоголя, спичек, монет, или даже просто небольших камней которые кладутся на поверхность останца. Каждый верующий обязан пройти три раза вокруг объекта против хода солнца по хорошо протоптанной тропе.
 
Еще один скальный останец расположен недалеко от "тогон шулуун". Это плоская каменная плита, на которой есть два углубления, по форме отдаленно напоминающие отпечатки ног человека, однако по размерам в 4-5 раз больше нормального человеческого следа. Иногда их называют "следом Чингисхана".

Неподалеку расположен скальный останец с названием "Улхы-шулуун", то есть "камень - люлька". Рядом с этим объектом находится бурятское обоо. На нескольких березках повязаны приношения: ленточки-зурумы и хадаки различных цветов.
 
Еще один скальный останец называется "Ихэ-шулуун" - "камень с дырой". Он имеет отношение к шаманистическим культам местных жителей и связан культом плодородия. В камне природа создала прямоугольное отверстие. Внутри стенки с годами отполировались людьми, приходившими испросить у духов о рождении ребенка. По представлениям агинских бурят молодая женщина для того, чтобы забеременеть и чтобы беременность и роды протекали успешно, должна пролезть через это отверстие.

Летом в урочище многочисленны разнообразные насекомые. Воздух оглашается треском многочисленных кобылок-трещоток и цикад. На листьях абрикосов можно встретить ярких, металлически блестящих долгоносиков-ринхитов (Rhynchites fulgidus). Это дальневосточный вид, который в Забайкалье был найден только на Малом Баторе. В траве и ветвях кустарников скрываются хищные мантиспы, похожие на маленьких богомолов. На каменистых склонах днём многочисленны жуки-чернотелки, а в ночное время на охоту выходят крупные чёрные жужелицы Владимирского – эндемики степной даурско-монгольской фауны. Здесь отмечена и другая крупная жужелица – рефлексисфодрус красивый, занесённая в региональную Красную книгу. Многочисленны в окрестностях урочища и птицы, особенно жаворонки и коньки. Из хищников здесь часто отмечаются мохноногие курганники, а изредка можно встретить и такие редкие виды как балобан, филин, степной орёл.
 
Слово "батор (баатар)" переводится с бурятского как "богатырь". На фоне пологой поймы Онона и небольших окрестных увалов сопка и вправду кажется могучим богатырём, спящим крепким сном. Напротив, через дорогу, возвышается ещё одна сопка, называемая Большой Батор (Ехэ-Батор). Это самая высокая из окрестных вершин Приононья (757 м над уровнем моря). Большой Батор известен уникальной находкой одного из редчайших растений Забайкалья – тюльпана одноцветкового. Его невысокие побеги, увенчанные жёлто-фиолетовыми цветками, встречал здесь известный забайкальский краевед Е.И. Павлов в 1954 году. Но о нынешнем распространении тюльпана ничего не известно. Тюльпан является эфемероидом, то есть очень быстро отцветает и большую часть года сохраняется в виде лишённой листьев луковицы. Может быть, и сейчас среди сухой весенней травы можно встретить неяркие цветки этого редкого растения. 
 
На вершине горы Большой Батор стоит памятник Бабжи-Барас-батору, одному из наиболее почитаемых среди агинских бурят легендарных героев XVII века. Народная традиция считает этот район Приононья родиной основателя древнемонгольского государства Чингисхана. Расположенное на противоположном берегу Онона урочище носит название Делюн-Болдог. В местности именно с таким названием, согласно монгольской летописи «Алтан тобшо», родился великий полководец. Другая легенда считает Малый Батор местом захоронения Чингисхана, могила которого была искусственно скрыта руслом Онона. 
Урочище «Малый Батор» располагается на левобережье реки Онон сразу за мостом восточнее автотрассы Агинское – Нижний Цасучей. 
    

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
В статье использованы материалы энциклопедии "Малая энциклопедия Забайкалья. Археология", Новосибирск, 2011.
http://dostoyanieplaneti.ru/regions/sssr/rossiia/sibirskii-fiedieralnyi-okrugh/zabaikalskii-krai
Газета «Забайкальский рабочий».
https://kadykchanskiy.livejournal.com/132530.html
ТОПОНИМИКА. ГОРОДА И СТРАНЫ
Энциклопедия Забайкалья.
https://megalithica.ru/kamen-kotyol-togon-shuluun.html
Археологические памятники Забайкальского края.
Энциклопедия аномальных зон России.
Материалы и статьи В.Черноброва.

 

   

ВложениеРазмер
59759_600.jpg74.42 КБ
61699_600.jpg114.97 КБ
143256657 (1).jpg120.25 КБ
143256657 (2).jpg1.14 МБ
143256657 (3).jpg1008.39 КБ
657511112 (1).jpg16.78 КБ
657511112 (2).jpg84.27 КБ
Alhanai.jpg99.34 КБ
Alhanai2.jpg100.54 КБ
Batareinaya.jpg123.92 КБ
Batareinaya2.jpg94.84 КБ
ByrkinsP.jpg366.36 КБ
CherninskoeG.jpg66.97 КБ
CHingishan.jpg109.35 КБ
KonduyskoeG.jpg135.07 КБ
KotelK.png317.97 КБ
LaminskayaG.jpg229.43 КБ
LarginskP.jpg228.26 КБ
novyij-durulguj.jpg224.12 КБ
ShamanG.jpg106.24 КБ
list_rfgdfgdf.jpg65.97 КБ

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru