Мегалиты Архангельской области

В Архангельской области много интересных камней и мегалитов.

Большая часть имеет отношение к древним народам, населявшим эти края.

Лабиринты на полуострове Медный (Новая Земля)
В 1997 году, во время экспедиции под руководством В.Н. Калякина на полуострове Медный восточного побережья пролива Костин Шар (он отделяет о.Междушарский от о.Южного) были обнаружены два каменных лабиринта — до сих пор на архипелаге они были неизвестны.
 

  

РЕКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ТУРИЗМ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК - ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ - ТУТ!

  

Лабиринты Новой Земли относятся к классическому типу. Один из них, наиболее сохранившийся, был найден М.Н. Ивановым. Второй, обнаруженный на противоположном берегу того же залива, частично разобран: его камни использовались кем-то на обкладку большой четырехугольной палатки, которую ставили в 25-30 м от лабиринта. В результате от него осталась лишь входная часть и отдельные фрагменты концентрических спиралей. Диаметр первого лабиринта — 12-13 м, другой — несколько меньших размеров. Хотя общее их расположение по отношению к береговой линии различно, входы у обоих ориентированы на запад.

Мегалиты Архангельской области

Оба сооружения удалены на 30-40 м от моря и находятся на низкой (около 4 м над ур.м.) первой морской террасе с гравийно-галечниковой поверхностью. Чуть севернее первого из них на той же террасе расположено несколько каменных выкладок меньшего размера кольцевой или округлой формы. Для них использованы такие же камни, что и для сооружения лабиринтов: преимущественно сильно уплощенные, диаметром в основном от 20 до 40 см. В этих, возможно, более ранних по сравнению с лабиринтами выкладках некоторые камни сильно растрескались, а один из них, сохраняя еще внешний контур, уже почти не различим в окружающем мелкогравийном субстрате: достаточно наступить человеку или животному, чтобы камень окончательно «растворился» в окружающем гравии. Скорее всего именно по этой причине имеется и целый ряд нарушений изначального расположения камней внутри в общем-то целого лабиринта.

Кроме того, в 300-400 м от первого лабиринта на каменистом гребне я обнаружил примитивное полуобвалившееся жилище, стены которого были выложены из крупных камней. От местных рыбаков стало известно, что на берегу оз.Нехватова (в относительно недавнем прошлом оно было морским заливом) имеется ещё один лабиринт. Поэтому достаточно велика вероятность найти в будущем в прибрежной полосе архипелага и другие сооружения древних жителей Новой Земли: ведь работой этой экспедиции был охвачен лишь небольшой участок побережья.
Обнаружение каменных лабиринтов на юге Новой Земли не только существенно расширяет известный ранее ареал этих сооружений на восток. Эта находка уже сейчас позволяет по-новому подойти и к попытке ответа на вопрос: кто же их выкладывал?

Подавляющее большинство исследователей считает, что до проникновения на Новую Землю русских (самое раннее упоминание об этом в Европе относится к концу XV в.) никакого населения на архипелаге не было. О сезонных промыслах поморов и ненцев становится известно в XVI в. благодаря экспедициям С. Барро и В. Баренца.
Существует лишь одна публикация, в которой приводятся сведения о непосредственных встречах с местными жителями — не поморами и не ненцами. Французский врач П. Ламартиньер, совершивший путешествие на Новую Землю в 1653 г., свидетельствует, что эти люди вели образ жизни, сходный с эскимосским или алеутским.

Существует предположение археолога Н.Н. Гуриной о саамском (лопарском) происхождении каменных лабиринтов. Однако новоземельские и другие находки никак в эту гипотезу не укладываются. 
Ссылаясь на рассказ ненца (начало 80-х годов 20го века), К.Д. Носилов пишет, что в стародавние времена здесь в пещерах, т.е. у Обманного Шара, «жила чудь белоглазая». Однако, согласно рисункам и описаниям Ламартиньера, местные жители не походили на европеоидов, так ли это на самом деле определить уже сложно.
Так или иначе, новоземельские лабиринты (сурады) являются по сути уникальными находками, представляющими большое значение для истории и археологии.
   
 
Соловецкие лабиринты
Самое большое значение в Соловецком архипелаге
(как археологический памятник) имеют соловецкие лабиринты. Вообще на берегах Белого моря обнаружено около 40 лабиринтов, из них более 30 на Соловецких островах Архангельской области.
Начало исследованиям лабиринтов Севера положил заключённый Слона Н. Н. Виноградов ещё в 1920-х годах. Первое описание соловецких лабиринтов встречается в описании монастыря, составленном архимандритом Досифеем: "На острове Заяцком, близ коего стоял Российский флот, повелено было государем (Петром I) соорудить деревянную церковь во имя святого апостола Андрея. Также неподалеку от этой церкви выложен был на земле в два ряда булыжных камней вавилон, или лабиринт, который и поныне виден."

Мегалиты Архангельской области
Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове, называемом Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага, его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра.

На небольшой территории острова, под названием Большой Заяцкий, расположено большое количество каменных выкладок Соловецкого архипелага. Здесь насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Лабиринты датируются I-II веком до н.э. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира. И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация. Исходя из возраста лабиринтов, можно понять, что Пётр I отношения к постройке лабиринтов естественно не имел.
В наши дни сооружены лабиринты наподобие древних. Эти лабиринты находятся в южной части Большого Соловецкого острова на побережье Белого моря.
Существует большое количество гипотез ученых о назначении данных сооружений в виде каменных спиралей на земле. Местные жители именуют лабиринты «вавилонами». Есть предположение, что лабиринты связаны с давними культовыми плясками и хороводными танцами народов, которые издавна населяли эти земли. Существует гипотеза, что это старинные захоронения. 
При проведении раскопок, которые были организованы в некоторых лабиринтах Большого Заяцкого острова, в центре нескольких из них были найдены остатки ритуальных костров, но не во всех. Следующая гипотеза утверждает, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Выдвигалось предположение, что во время отливов рыба не поспевала отыскать выход из лабиринтов и к радости местных рыбаков оставалась лежать на земле. 
Тем не менее, немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и вовсе не заполняются водой. Также наличествуют гипотезы о том, что лабиринты, на самом деле, это «магические рыболовные сети», которые служили для осуществления магических ритуалов имеющих отношение к морскому промыслу. Предполагается, что лабиринт – это магический инструмент шаманов. Также некоторые исследователи полагают, что лабиринты являются «защитными сетями», основное предназначение которых сводилось к запугиванию душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к живым.

 

Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых – более получаса) выйдешь там же, где и вошел.
Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение — макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.
Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927).

Мегалиты Архангельской области

Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).
Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».
…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров — «среднего» и «нижнего» — лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний — потусторонний — мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк — море — острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002)

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» — в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил.)

Научные исследователи позволили предположить, что в этих местах также были языческие капища.
Не менее сложным для науке оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те давние времена. Лишь недавно, после обнаружения на Малом Заяцком острове кремнёвой фигурки тюленя, удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря. Судя по всему, во времена, когда они заплывали на острова, климатические и геологические условия были другие: климат был значительно теплее а уровень моря намного выше.
В 2003-ем году мне посчастливилось побывать в гостях у Александра Мартынова, живущего и работающего на Соловках с 1978 года, а в этом году я купил его книгу «Древними тропами Соловецких островов», изданную в этом году и посвящённую проблематике древних и средневековых археологических памятников Соловков — стоянок эпох феодального мезолита, неолита, и раннего металла, святилищ и каменных лабиринтов, саамских сейдов и могильников. Издательство «Русский Север», 2006. Весьма и весьма советую». (Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006.

Часть 8. «Большой Заяцкий Остров» Глава 2. «Лабиринты». «Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999-ом году». На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006)
«Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?»
 

Мегалиты Архангельской области

Пять основных особенностей формы кладок лабиринтов
«1. Основной элемент лабиринта — спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена).
 
Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, — это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.
В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали.Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль — это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:
1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.
Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку — это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности. Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций — композиций из отдельных предметов.» (Буров Владимир. О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001)

Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы — Финляндии, Швеции и Норвегии. Среди ученых до сих пор нет единства мнений о назначении этих сооружений.
Вот что писал известный философ, ученый, изобретатель и священнослужитель Павел Флоренскийо Соловецких лабиринтах в 1935 году:
«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это — выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях — разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место… Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, — первоначально по крайней мере…»
    
 
ЛАБИРИНТЫ ОСТРОВА АНЗЕР
Остров Анзер - тайна Соловков. Второй по величине, этот остров раcположен в северо-воcточной части архипелага. Протяженность с запада на воcток - около 25 км, с севера на юг - от 5 до 1 км. На нём выявлено более десятка лабиринтов, которые в основной своей массе располагаются на террасах 8—12 метровой высоты.
Остров Анзер, западное побережье, к югу от пос. Кеньга. Четыре каменных лабиринта.
Открыты К.П.Гемп в 1949 г. Не исследованы.
Остров Анзер, южное побережье, в местечке Плотище. Лабиринт.
Открыт К.П.Гемп. Не исследован.
Остров Анзер, южное побережье, в местечке Могильники. Лабиринт.
Открыт в 1949 г. К.П.Гемп обнаружила подковообразный лабиринт, исследован А.А.Куратовым в 1969 г. (А.А.Куратов, 1970).


Остров Анзер, полуостров Колгуй. Святилище. Каменные культовые постройки. Три группы захоронений с надмогильными каменными кладками. Два лабиринта.
Полуостров Колгуй впервые обследован Н.Н.Виноградовым; исследование древних памятников на полуострове было продолжено А.А.Куратовым в 1967, 1969, 1971 и 1977 гг.
После пожара 1975 г. полуостров Колгуй совершенно лишился растительности. В 1977 г. А.А.Куратов совместно с И.И.Гохманом и Т.В.Лукьянченко исследовали могильники. Одна из каменных кладок над захоронением была разобрана, однако костных останков погребенных людей не обнаружено. На территории могильника, оставленного летописными лопарями (саамами), собран огромный керамический материал – остатки тризн, датируемые в рамках XII – XV вв. Встречается, однако, и более поздняя керамика.
Недалеко от могильника, в 100 м к юго-западу, расположен подковообразный каменный лабиринт классического типа (второй лабиринт совершенно разрушен). Размеры обследованного лабиринта: по оси север – юг 12 м, по оси восток – запад 12,5 м; окружность по внешней стенке 39 м; высота над уровнем моря в момент прилива 8 м. (Н.Н.Виноградов, 1927; А.А.Куратов, 1968, 1970, 1972, 1978).
Остров Анзер, мыс Лабиринтов, около Капорской губы. Святилище, четыре лабиринта, 40 каменных груд, землянка из камней, каменные гряды и выкладки, следы кварцевой индустрии. II – I тысячелетия до н. э. (Н.Н.Виноградов, 1927; Н.Н.Гурина, 1948; А.А.Куратов, 1972, 1973).
 «Мыс Лабиринтов» Большого Соловецкого острова
Остров Анзер, на восточном берегу Троицкой губы, около Спасательной станции. Лабиринты. Не исследованы. (Сообщение Н.И.Шилова).
   
 
ПИРАМИДА ОСТРОВА АНЗЕР
«Морская пирамида» находится в центре протяженной, языкообразной отмели, сложенной песком и валунником с включением достаточно больших камней. Эта отмель, размерами с хорошую городскую площадь, вполне гармонирует с находящейся в ее центре валунно-песчаной насыпью - «пирамидой» и акцентирует внимание именно на ней. Стоя на вершине «Морской пирамиды» чувствуешь, что эту волноотбойную отсыпку вокруг нее специально возвели для защиты от всё разрушающих морских волн. Но тогда, какой гений строителя и знатока природы надо было иметь, чтобы вот так гармонично и на века построить это северное чудо?

Начатое исследование «Морской пирамиды» выявило, что она имеет хорошо сохранившуюся трехгранную форму, причем одна из граней развернута к берегу перпендикулярно направлению на север. Противоположное ей ребро, обращенное к югу и морю, подверглось сильному выветриванию. Высота этого насыпного сооружения около 12-ти метров, объем конуса пирамиды - более 1800 куб. метров, а вес около 4,5 тысяч тонн. Это странное сооружение в виде пирамиды - тетраэдра определенным образом ориентированное по сторонам света, является либо курганом над местом погребения вождя древнего северного народа, либо культовым сооружением, посвященным неизвестному морскому Божеству. В пользу второй версии указывает находящаяся с южной стороны «пирамиды», метрах в 15-ти от основания несколько обколотая с одного конца, квадратной формы черная «жертвенная» плита, с размерами сторон чуть более одного метра (Фото 6.25. и 6.26.).

Во время прилива черная плита полностью покрывается водами моря. Возможно, именно на ней совершались жертвоприношения Морским Богам, уносимые затем волнами во время прилива. Несомненно, в дальнейшем необходимо самое детальное изучение этой насыпи - пирамиды, что потребует значительных временных и материальных затрат.
К северу от «морской пирамиды», за линией берега возвышается высокий, круто обрывающийся к морю, но пологий со стороны острова холм с плоской, будто срезанной вершиной, поросшей невысокими березками и сосной.
Тогда, в 2001 году, нам показалось, что этот холм служил своего рода площадкой, с которой наблюдались таинства, проводимые жрецами древности около «морской пирамиды». Оттуда, с площадки холма, неплохо видна и черная жертвенная плита. Проведенный предварительный осмотр этого холма показал возможное антропогенное воздействие на его рельеф, с целью придания ему более рациональной и удобной для наблюдения ритуалов у пирамиды формы. Именно благодаря этим странным пирамидальным сооружениям, называемым «Петровскими городками», мы стали пристальнее рассматривать особенности рельефа островов Соловецкого архипелага.
По нашим выводам, вероятнее всего, так называемые «Петровские городки», это насыпные доисторические погребальные памятники, одновременно служившие культовым целям. А люди, воздвигшие их, принадлежали к цивилизации «морского народа», чья жизнь, смерть и верования, так или иначе были связаны с морем. Не вызывает сомнения вовлечённость в систему оправления древних культов гор Секирная и Голгофа. С точки зрения специалистов-геологов нашей экспедиции, форма и ориентировка этих «гор» не вписываются в деяния отступившего ледника.
  

 

Каменные шары острова Чампа
Архипелаг Земля Франца-Иосифа - это не только самая удаленная от материка часть России, но и, пожалуй, один из самых неизученных уголков нашей страны. Немногие путешественники и люди, попадавшие сюда по долгу службы, рассказывали, что есть среди многочисленных островов архипелага один весьма необычный клочок суши. Называется он Чампа.


Арктический остров Чампа - одно из уникальнейших на Земле мест - весь усеян странными, идеально круглыми камнями. Происхождение этих камней до сих пор неясно. Их здесь великое множество – от пятисантиметровых до огромных, достигающих более двух метров в диаметре. Каменный шар-исполин высотой два с лишним метра, как настоящий страж, расположился точно по центру плавно уходящей вверх полоски земли, зажатой двумя островерхими скалами. Этот шар едва можно охватить руками втроем.


В зоне прямой видимости их еще несколько штук. Одни словно прикопаны в землю, другие стоят, открытые всем ветрам. Несколько камней потеряли свои правильные очертания, вероятно, из-за воздействия воды, ветров и низких температур. Поднимаясь по крутому каменистому склону, ближе к вершине, то и дело натыкаешься на идеально круглые камни песочного цвета. К концу подъема гора уже представляет собой не просто навал бесформенных камней, а самый настоящий "арсенал" - круглые каменные шары лежат, словно пушечные ядра, уложенные в пирамиду. Дальше попадаются целые россыпи крохотных камней кремового цвета, размером и формой похожих на фундук, переправляясь через ручей, находишь еще одну разновидность круглых камней. Эти уже угольного цвета и с ровным ободком, точь-в-точь как у абрикосовой косточки.
   
 

ЛАБИРИНТ НА МЫСЕ КОСТРИЩЕ


Мыс Кострище ныне известен как мыс Лабиринтов. В 1978 году архангельскими студентами под руководством Анатолия Александровича Куратова здесь было реконструировано лабиринтообразное сложение. В 2012 году часть лабиринта была разрушена. Сегодня это "реконструкция реконструкции". Состояние на ноябрь 2012.
  

 
Лабиринт на острове Б.Заяцкий
Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове — это группа из 13 или 14 лабиринтов (невысоких спиралевидных каменных выкладок круглой или овальной формы, с диаметром от 3 до 20 метров) на Большом Заяцком острове, одном из Соловецких островов в Архангельской области в России. Кроме 13 или 14 лабиринтов на данном острове есть более чем 850 искусственных нагромождений валунов, курганов, каменных выкладок, а также ряд других примечательных камней, таких как камень с нарисованным символом с радиальными лучами, возможно, представляющем солнце («солнечная розетка»). Кроме этого на острове присутствуют и дольмены. Все лабиринты сосредоточены на площади всего в 0,4 км2 в западной части острова на склонах невысокой Сигнальной горы. Другой огромный комплекс каменных нагромождений, расположенный на холме Сопка в восточной части острова, не содержит никаких лабиринтов. Всего на Соловецких островах 35 лабиринтов (на местном диалекте называемых «вавилоны»). Все они созданы из местных валунов. В ходе раскопок каменных курганов были обнаружены части костей.
Как правило, лабиринты имеют вход и выход в одном месте, так что, следуя в одном направлении, можно дойти до центра, а затем, не переступая через каменный барьер, вернуться туда откуда вошёл. Изучавшие лабиринты учёные по-разному отвечали на вопрос об их назначении. Современные исследователи северного неолита А. А. Куратов и А. Я. Мартынов установили, что входы в лабиринты имеют различную пространственную ориентацию и почти всегда соседствуют с каменными курганами, дольменами и т. п.
— Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006.


Диаметр лабиринтов варьируется от 3 до 25,4 метров. Как правило камни, из которых они состоят, имеют диаметр 30-40 сантиметров. Линия лабиринта состоит из установленных в ряд валунов, при этом строки закручены спиралью. Часто спирали две, при этом их можно сравнить с двумя змеями, которые смотрят друг другу в глаза в центре фигуры. Толщина спиралей неоднородна — иногда брались камни выше или шире. Концы спиралей, как правило, расширены. Вход в лабиринт чаще всего с южной стороны, но также встречаются входы и в юго-западной, восточной или западной частях фигуры. Лабиринты делят на пять основных типов по разным параметрам, но каждый имеет только один вход, который также служит в качестве выхода.
Цель создания
Лабиринты есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор
— Н.Н. Виноградов. Соловки. Конец 1920-х годов
Точное назначение этих каменных построек неизвестно. Основным предположением, является гипотеза о том, что они, возможно, символизировали границу между миром живых и миром духов, и лабиринты при этом использовались для конкретных ритуалов, чтобы помочь душам умерших совершить своё путешествие в другой мир. Другая гипотеза заключается в том, что лабиринты, возможно, служили в качестве модели для постройки сложных ловушек для ловли рыбы.
 

 

ЗАГАДОЧНЫЕ И ЧУДЕСНЫЕ КАМНИ
В удаленных от райцентра деревнях Верховажского района сохранились предметы, которые здесь считают краеведческой ценностью. В основном это – культовые камни.

«Ольгин» камень. 

Один их культовых камней Верховажского района, очевидно, не связан с языческими обрядами. Тем не менее, камень почитаем, хотя и является надгробием.
На камне выбито имя «Ольга». Местные жители утверждают, что в этом месте в 1842 году была похоронена поповская дочь Ольга. Рассказывают, что она была дочерью дьячка Одигитриевской церкви и умерла в возрасте 21 года. Ее, как девицу, похоронили в подвенечном платье, а мать перед самым погребением надела ей на палец золотую печатку с драгоценным камнем.

И на эту драгоценность нашлись охотники. Но когда они, вооружившись лопатами, пришли к плите, чтобы снять с покойницы кольцо, какая-­то сила заставляла их бросить все свои орудия и бежать.

Есть информация, что крест и имя на этом камне появились уже после похорон сами, надпись никто не выбивал. С тех пор, ограду растащили по кускам желающие исцеления; надгробная плита просела и ушла в землю, место захоронения заросло травой и труднодоступно. Надпись и крест сохраняются до сих пор, не зарастая мхом.

где находится, как доехать:

GPS-координаты объекта: N 60°37.610' E 42°40.730'

 

«Растущий» камень.

Мало кто знает, что в вологодской глубинке есть «родной брат» Синь-­камня на Плещеевом озере. Он находится возле деревни Анисимовская Выставка Сибирского сельсовета.

Камень «появился» из земли несколько десятилетий назад. Говорят, что в сто лет он появляется из земли и снова в нее уходит. Старожилы утверждают, что еще в начале 60­-х годов у деревни Анисимовская Выставка никакого камня на том месте не было. 
Местные жители говорят, что после дождя камень синеет, а перед сменой погоды гудит изнутри. Снег на камне не держится, а летом по утрам над ним вьется туман. Камень этот явно культовый, остался от наших далеких предков и являлся частью или центром языческого святилища.

Внизу склона, на котором находится камень, есть родники. Местные рекомендуют не пить эту воду. GPS-координаты объекта: N 60°35.759' E 42°44.296'

 

Камень «Медведь».

Камень относится к культовым камням, которых в этом районе несколько. Очевидно, был частью или центром языческого святилища. Охотники в старину приходили к камню «на удачу». На камень много раз наносили надписи, но всякий раз они исчезают. На камне и вокруг него зимой никогда не бывает снега. 

 

«Чёрный» камень.

В паре метрах от Ольгиного культового камня, находится еще один - черный камень. На этом камне отчетливо виден лик старца, причем не всегда. Такое непостоянство можно увидеть, отойдя на несколько метров.
Не исключено, что лик этот появился на камне как предостережение. Дело в том, что в церкви Николая Чудотворца, которая находится рядом, стоит в алтаре бюст Ленина. Не так давно бюст был обезглавлен...

И это не единственная «память» времен социализма в Осташевской: окно местного райпотребсоюза заколочено решеткой с могилы юродивого Акиндина Макаровского. GPS-координаты объекта: N 60°37.610' E 42°40.730'

 

«Писаный» камень.

Два века назад верховажские купцы как-то узнали, что под неким камнем в окрестностях Верховажья зарыто сокровище. Мужики дождались полнолуния и пришли на то место. Но когда стали ворочать камень с места, он покатился сам собой и отдавил ногу одному из них, и они прокляли камень. Камень является довольно посещаемым в наше время.

«Писаным» верховажский камень прозвали оттого, что за два века на нем появилась масса различных надписей, выбитых чьей-­то несуеверной рукой. В 1907 г., например, на камне отметился некий «Яковъ». 

 

 

ТАЙНА СОЛОВКОВ
Вывод, прямо скажем, получился весьма неожиданный. Если предание точно, а в этом можно было удостовериться уже неоднократно, то Соловецкие острова - и есть «Ирий рай»? Но какие можно найти этому доказательства, за исключением того, что когда-то монахи выращивали на Соловках тропические фрукты? Оказывается, доказательств более чем достаточно, необходимо лишь взглянуть на всем известные факты с этой точки зрения.

Одной из древнейших загадок европейского Севера являются лабиринты, среди которых исследователи выделяют несколько типов - от простой спирали до разного рода «вавилонов», имеющих сложную геометрию - рис. 1. Лабиринты есть во всех частях света у самых разных народов, находящихся на различных этапах исторического развития - от каменного века до современности. Но наибольшее их количество выявлено в Северной Европе на побережье Белого, Баренцева и Балтийского морей. В России - около 50, Финляндии - около 140, Эстонии - 10, Швеции - около 300, Норвегии - 20, Англии - несколько лабиринтов.

Как пишет известный исследователь и путешественник, действительный член Географического общества России О.Е.Кодола, «наиболее древними символами, которые все исследователи без сомнения относят к глубокой архаике, являются различные изображения круга, спиралей и лабиринтов, выявленных на всех материках, кроме Антарктиды. До сих пор непонятно назначение этих символов, спорны датировки, которые (в отдельных случаях) относят даже к эпохе верхнего палеолита. Тем не менее, никто не станет отрицать явную общность происхождения этих знаков, кроющуюся в глубине истории развития человечества, их сакральный смысл и, как следствие - применение этих символов в древнейших обрядах и ритуалах».

Аномальные зоны Архангельской области

Если говорить только о лабиринтах, то явная общность их происхождения предполагает единый исток этой традиции и, вероятнее всего, конкретный объект, послуживший прообразом знака, встречающегося почти на всех континентах. Если спираль или круг в окружающей природе можно наблюдать практически повсеместно, например, свернувшуюся клубком змею и диск солнца или луны, то по поводу происхождения лабиринта у ученых до сих пор нет не только единого мнения, но и сколько-нибудь убедительных версий. Между тем лабиринт - вполне природное ландшафтное образование, по сию пору существующее в неявном виде на севере Русской равнины. 

Геометрия лабиринта была использована и в дальнейшем - когда человек был вынужден создавать искусственную среду обитания, чтобы выжить. Повторилась она в планировке древних и современных поселений, культовых сооружений, больших и малых городов. А также древних крепостей с валами, водяными рвами и детинцем в центре - аналогом центрального острова на Большом Соловецком. Присутствует она в орнаменте, обрядовых действиях и танцах, легендах и мифах разных народов. Вообще, геометрия лабиринта является некоей базовой матрицей для очень большого круга явлений в культуре всего человечества. В частности, наши жилища в плане доныне представляют собой ничто иное, как упрощенный вариант лабиринта. Но в таком случае вполне допустимо предположение о том, что и территория «Ирия рая» должна была обустраиваться по такому же принципу, поскольку человек всегда стремится воссоздать привычную для себя среду, в которой геометрия обитаемого пространства играет далеко не последнюю роль. И если «Ирий рай», воссозданный по образу и подобию северодвинского или печорского лабиринтов, действительно находился на Соловецких островах, то на них, вероятно, должны остаться и следы его существования.

И они там действительно существуют. На рисунке 2 представлена карта Большого Соловецкого острова, на которой проведены некоторые границы, разделяющие различные элементы ландшафта. Большой контур проведен примерно по линии мелководья и охватывает внешние границы острова, внутри которого пунктиром отмечен центральный возвышенный участок примерно прямоугольной формы. Доминирующим топографическим элементом на этом участке, как и на всем острове, является гора Поднебесная. Прямые линии, отмеченные рядами точек, представляют собой так называемые «трассирующие зоны» - цепочки, вдоль которых происходят перепады высот, линейные участки рельефа, контролирующие распределение границ водоемов и возвышений. Вдоль «трассирующих зон» направлены прямолинейные участки берегов озер, происходит изменения знака рельефа с положительного на отрицательный. Вдоль них же проходят оси распространения линейных озерных впадин. Линейные трассирующие зоны выражены в рельефе настолько ярко, что дешифрируются даже по топографической карте. Все внутреннее пространство между центральным участком и внешним контуром чередования воды и суши очень похоже на копию или аналог печорского либо северодвинского лабиринтов.

Из сравнения топографии Большого Соловецкого острова и лабиринтов Северной Европы напрашивается очевидный вывод, что последние являются его картами или схемами, а различия в типах лабиринтов между собой и по отношению к оригиналу объясняются разной степенью точности этих карт или схем. Одна из наиболее точных таких «карт», но далеко не единственная, приведена на рисунке 3. Конечно, это очень приблизительные построения, к тому же выполненные без привязки на местности, однако совпадений набирается слишком много, для того, чтобы объяснить их простой случайностью.

В 2001-м году опубликованы результаты исследований А.Г.Виноградова и С.В. Жарниковой по сравнению топонимики Ригведы, Авесты и Махабхараты с топонимикой Русской равнины. Результаты этих исследований не оставляют сомнений - в священных книгах Индии и Ирана описывается территория, охватывающая полярный Урал, побережье Белого моря, бассейны рек Северной Двины и Печоры, Волго-Окского междуречья. 

Возможно, именно на русском Севере нужно искать ключи к раскрытию многих тайн древнейшей истории, встречающихся по всему миру - от пустыни Наска и острова Пасхи до мегалитических построек Баальбека и египетских пирамид. И начинать эти поиски, на наш взгляд, следует с истока: с Соловецких островов – «Ирия рая» славянского предания.

 

   
Новодвинская крепость
Новодвинская крепость располагается в дельте реки Северная Двина на острове Бревенник чуть севернее посёлка, у которого несколько необычное для посёлка название - Конвейер, около 20 км ниже по течению от центра Архангельска. 
Крепость построена якобы в начале 17 века при Петре I в устье Северной Двины, по его указу недалеко от города Архангельска.
Стены крепости сложены из дикого камня, но в отличие от Соловецкой крепости и крепости в городе Приозёрске, камень здесь тщательно обработан. Отдельные блоки, хотя и имеют разный размер, хорошо подогнаны друг к другу. 
Судя по тому, что поверхность блоков покрыта лишайниками эпилитами, сооружение это очень древнее!
Судите сами, свежая поверхность обтёсанного камня в течение 100 лет вообще не зарастает лишайниками. Свежесколотая поверхность слишком агрессивна для них. Только после 100-летнего пребывания в кислород содержащей среде поверхность камня становится пригодной для поселения лишайников. За 200 лет лишайники не могут так сильно покрыть поверхность, так как растут очень медленно.

Следует сказать, что в устье Северной Двины ледниковых валунов нет. Камень для крепости заготавливали где-то в каменоломнях и привозили сюда издалека. Сколько же каменотесов работало здесь, чтобы построить эту крепость! 
Сомнительно, что все эти каменные работы были выполнены при Петре I. Скорее всего, и здесь мы имеем дело с очень древней крепостью, которая в 1700-1710 гг. (официальное время постройки крепости) была только отремонтирована или восстановлена. По крайней мере, чертежей строительства этого сооружения в архивах нет..
Как называлась эта крепость изначально? Может быть, это и есть древний Холмгард - столица Бьярмии? А может быть, отсюда были приглашены княжить в Новгород (Ярославль), Белозеро и в Ладогу Рюрик с братьями? Ведь есть же и сегодня в устье Северной Двины селение Холмогоры. 
А что, если эти Холмогоры и были легендарным Холмгардом, о котором рассказывают древненорвежские саги? 

Обратите внимание, какой широкий ров окружает крепость.
Сложно поверить, что и этот ров выкопали по приказу Петра I всё в те же 10 лет! Ведь Пётр приехал в Архангельск не крепость строить, а корабли (!), чтобы отвоевать у шведов выход в Балтийское море.
Новодвинская крепость во много раз больше Соловецкой и Приозёрской. К сожалению, такое интересное и загадочное сооружение пребывает в совершенно заброшенном виде. 
Блоки подогнаны друг к другу не менее тщательно, чем на строениях древнего Рима и древней Греции. Какой же технологией пользовались каменотёсы, чтобы так ровно пилить камень? Эти блоки больше похожи на железобетонные изделия современного ЖБК. Но на свалившемся вниз блоке видно, что это дикий камень, а не бетонный блок. 
Не только тёсаные каменные блоки использовались для строительства Новодвинской крепости. Камни, сплошь покрытые очень медленно растущими лишайниками эпифитами, говорят нам о том, что эта стена была воздвигнута в незапамятные времена - возраст стен не менее 4-5 тыс. лет (!)...
Но кто её построил ?? Здания, построенные в Петровские времена, сложены из кирпича, никакие каменные блоки для их постройки не использовались.
Кто же разгадает тайну Новодвинской крепости? И почему её назвали Новодвинской? Значит, существовала и "стародвинская" крепость ?!
  
  
В КЕНОЗЕРЬЕ НАЙДЕНЫ АРТЕФАКТЫ И РИТУАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЭПОХИ НЕОЛИТА
Результаты были получены в ходе работ комплексной археолого-антропологической экспедиции под руководством научного сотрудника отдела археологии Музея антропологии и этнографии имени Петра Первого Дмитрия Герасимова.
Экспедиция этого года продолжила работы, начатые в 2016.  За два последних года была обобщена информация о 49 археологических объектах на территории Кенозерского национального парка (Архангельская область). Ученым удалось локализовать на местности с точной географической привязкой ряд объектов, известных по архивным и библиографическим данным. Кроме того, специалистами Кунсткамеры выявлено 10 новых памятников археологии каменного века.
С целью сохранения научной информации из разрушающихся под воздействием природных факторов поселений каменного века были проведены раскопки на ограниченной площади стоянок периода неолита – «Медвежий остров 1» и «Косицыно 2». Археологи и антропологи «разрыли» материалы, предположительно относящиеся к каргопольской археологической культуре (вторая половина 4 тыс. до н.э.). В осуществлении раскопок большую помощь оказали учащиеся гимназии № 85 Петроградского района Санкт-Петербурга под руководством учителя географии Андрея Иванова.

Помогли экспедиции и добровольцы. Участники волонтерского лагеря, разместившиеся в палаточном лагере недалеко от мест раскопок, расчистили 36 каменных сложений, входящих в состав древнего ритуального комплекса на острове Виловатый.
Предполагается, что данный объект будет музеефицирован и станет частью экологической тропы, сообщает пресс-служба Кенозерского национального парка.
  
 
Древние стоянки на Соловках 
Археологи обнаружили на Соловках стоянку первобытного человека, датированную серединой VI тысячелетия до нашей эры. Это примерно на 1200 лет старше самого древнего поселения из открытых ранее на островах Белого моря, сообщил сегодня заместитель директора по научной работе Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, археолог Александр Мартынов.
По его словам, проведенные в минувшем полевом сезоне раскопки на Соловецких островах в Белом море дали важный научный материал. "Мы нашли кратковременную стоянку первобытных людей и обнаружили в раскопе около 250 артефактов - каменных орудий (скребков, скобелей, ударных орудий, отбойников, которыми расщепляли кварц), а также заготовок изделий и отходов производства, - рассказал ученый. - Радиоуглеродный анализ пробы угля из культурного слоя показал возраст стоянки - примерно 7 тысяч 600 плюс-минус 70 лет назад". До этого самая древняя стоянка на Соловках датировалась временем - 6 тысяч 460 лет назад с погрешностью в 200 лет.
Всего, по данным Мартынова, за три десятилетия раскопок на Соловках было открыто 60 первобытных стоянок, а в фонды музея передано более 35 тысяч находок. "Можно только предполагать, чем привлекали первобытных путешественников Соловки - небольшие клочки суши в студеном море. Я нахожу этому одно объяснение - человеческую любознательность", - считает исследователь.
Древнейшие стоянки Малое Кумино, Муксалма–2, Колгуевская–2 и другие располагались на удаленных от морского берега террасах, превышающих современный уровень Белого моря на 14–20 м, на берегах живописных озер или в дюнных впадинах. В процессе их раскопок археологами обнаружен промысловый инвентарь преимущественно из местного сырья — кварца, сланца и песчаника: мелкие наконечники стрел и дротиков, скребки, ножи, проколки, скрёбла, разнообразные сланцевые грузила. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк — море — острова. Альманах "Соловецкое море". № 1. 2002)
Судя по кварцевому инвентарю, керамике (сосудам полуяйцевидной формы с ямочно-гребенчатой орнаментацией) и топографии поселений, они датируются эпохой камня — поздним мезолитом и неолитом. К этому же времени относятся и десяток камнеобрабатывающих мастерских, обнаруженных поблизости от Колгуевской–2. Древнейший памятник материальной культуры на Соловецких островах. Памятники культуры. Новые открытия. М., С.481–486. 1992).

Стоянки 2–1 тыс. до н.э. Муксалма–1, Колгуевская–1 и Капорская открыты на менее высоких террасах (8–10 м) поблизости от берега моря. Соловецкие стоянки 2–1 тысячелетий до н.э. Советская археология. 1983. № 4. С. 199–204). Их обитатели пользовались охотничьим и рыболовным инвентарем, сделанным в основном из разноцветного карбонового кремня, ближайшее месторождение которого находится в Орлецах на реке Северной Двине. В обиходе были глиняные шаровидные сосуды, украшенные разнообразным орнаментом: гребенчатым, сетчатым, редкоямочным. Редчайшей находкой является культовый сверленый топор из сланца. Стоянки 2–1 тысячелетий на Соловецких островах. Памятники культуры. Новые открытия. М., С.437–444. 1993).
Остатки стоянок начала новой эры обнаружены на территории поздних монастырских поселений: Андреевской пустыни и исторической части поселка Соловецкий. Кремнево-кварцевый инвентарь этих становищ несет на себе следы вырождения каменной индустрии, обнаруженные при раскопках; изделия невзрачны, грубы, небрежно обработаны.
Соловецкий архипелаг, расположенный в Белом море близ берегов Карелии и архангельского Поморья, включает около 100 островов. 
Для сохранения уникального комплекса памятников истории и культуры и природных ландшафтов Соловецких островов в 1967 году был создан Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. На территории музея находятся более 400 памятников истории и культуры федерального значения. В 1992 году Соловецкий историко-культурный комплекс был занесен в Список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
 
 
ДРЕВНИЙ ДОЛЬМЕН В ПОЛЯРНОМ УРАЛЕ
По словам руководителя "Дикого Севера" Евгения Свитова, ритуальная конструкция напоминает небольшую пещеру или грот, сложенный из камней с явными признаками искусственного сооружения.
Участники экспедиции регионального клуба "Дикий Север" впервые обнаружили древний дольмен в горах Приполярного Урала в 2017 году. Теперь специалисты планируют организовать новую поездку для дополнительных исследования объекта, сообщил  член Свердловского отделения Русского географического общества (РГО) Владимир Анищенко.
"Это сооружение очень напоминает те дольмены, которые находятся на Среднем Урале, оно было найдено случайно. Официальных упоминаний о подобного рода ритуальных сооружениях на Приполярном и Полярном Урале нет нигде. Нужно все-таки организовать экспедицию для обследования прилегающей территории, чтобы найти, к примеру, места жертвоприношений", - сказал Анищенко.
Он добавил, что в следующую экспедицию планируется взять специалиста для регистрации дольмена. "По аналогам, которые есть на Среднем Урале, можно предположить, что это поздний неолит, то есть это до времен, когда появились ханты и манси. Здесь интересно прокладывать туристические маршруты, в том числе и для понимания той реальности, в которой жили наши прямые предки", - отметил Анищенко.
"Дольмен обнаружил новый участник Иван Коваль, сотрудник отдела безопасности, отправившийся в экспедицию с целью ознакомления с Приполярным Уралом и стажировки на северных маршрутах клуба в качестве гида и проводника. На территории Приполярного и Полярного Урала до этого события находок дольменов не было, так же, как и иных архитектурных сооружений ритуального характера", - сказал Свитов.
 
 
Лабиринт (северный мегалит)
Лабиринт — тип каменного сооружения в виде лабиринта, выложенного на поверхности земли крупными либо мелкими камнями. В центре иногда содержит небольшое дольменоподобное сооружение. Встречается в Карелии, островах Белого моря, Кольском полуострове, Скандинавии, Британских островах, Новой земле. Иногда относят к так называемым мегалитическим сооружениям.
Всего известно более 500 северных лабиринтов, из них в Швеции находится около 300, Финляндии — примерно 140, России — около 50, Норвегии — 20, Эстонии — 10, Англии — отдельные лабиринты.
Чаще всего имеет спиралевидную форму, но встречаются и гребневые структуры лабиринтов. Предположительно строились протосаамскими племенами. Назначение также достоверно неизвестно. Общий знаменатель современных представлений — культовое сооружение. Среди научных версий присутствуют, например, как элемент обряда перехода, или элемент шаманского камлания, или последний путь души в иной мир. Прослеживаемое почти обязательное соседство лабиринта с морем породило гипотезу о лабиринтах как культовых имитациях рыболовных ловушек.
Начало исследованиям лабиринтов Севера положил Н. Н. Виноградов, заключённый Соловецкого лагеря ещё в 20-х годах XX века.
Наибольшее скопление каменных лабиринтов на территории России есть на Большом Заяцком острове архипелага Соловецких островов (Архангельская область). Также известны лабиринты возле села Кереть, на островах архипелага Кузова (Республика Карелия), населённых пунктов Кандалакша и Умба, в устье реки Поной (Мурманская область) и т. д.
Последние исследования российских археологов доказывают средневековое поморское происхождение северных лабиринтов[
  
  
Каменные лабиринты Беломорья
 И. С. Манюхин.  Кижский вестник №7 П.2002
Лабиринт - мировой символ с трехтысячелетней историей. Идея лабиринта имеет самые разные формы проявления: предметные, словесные, обрядовые. Это орнаменты и рисунки, искусственные ходы и дорожки, устройство подземных и наземных зданий, танцы, игры, религиозная и нравственная символика, сказания и повести наподобие древне-греческого мифа о Тезее и Минотавре.
Лабиринты есть во всех частях света у народов, стоящих на самых разных ступенях исторического развития - от каменного века до современности. Особое место в этой многоликой картине занимают каменные лабиринты Северной Европы, известные в Англии, Эстонии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Северной России на побережьях Балтийского, Баренцева и Белого морей. Общее число северных лабиринтов превышает 500, из них в Швеции находится около 300, Финляндии - пример-но 140, России - около 50, Норвегии - 20, Эстонии - 10, Англии - от-дельные лабиринты.
На берегах Белого моря обнаружено около 40 лабиринтов, из них более 30 - на Соловецких островах Архангельской области, несколько памятников в Мурманской области в устье р. Поной, близ г. Кандалакши и п. Умба. Три лабиринта найдено на территории Карелии, один - в Чупинском заливе и два - на архипелаге Кузова. Имеются также сведения, что каменные лабиринты некогда существовали в устьях рек Кеми и Керети.
Все северные лабиринты сложены из некрупных камней, имеют в плане вид овала, а внутри затейливые ходы, ведущие к центру сооружения. Выделяется несколько видов конструкций лабиринтов. Замечено, что лабиринты разных видов могут соседствовать, а одинаковых конструкций встречаться на территориях, отделенных сотнями километров. Обобщающей работы по северным лабиринтам нет, но исследователи разных стран занимаются этими загадочными сооружениями более 150 лет. За это время был накоплен богатый фольклорный, этнографический и археологический материал.

Первый из карельских лабиринтов расположен на небольшом песчаном островке близ полуострова Красная Луда в северной части Чупинского залива (открыт сотрудником КГКМ И. М. Мулло). Во время отлива остров соединяется с берегом каменистой перемычкой. Сам лабиринт находится на высоте 2-2,5 м над морем. Он так плотно задернован, что отдельные составляющие его валуны не прослеживаются. Имеет подовальную форму диаметрами 8,6 и 9,5 м. Длина внешней окружности лабиринта приближается к 29 м, а внутренних ходов - к 160 м. В центре сооружения находится куча из камней. Вход в него с востока - с материка.
 Два других лабиринта острова Олешин на архипелаге Кузова расположены на скалистой поверхности высотой около 25 м над уровнем мо-ря. Меньший по размерам лабиринт виден плохо. Среди плотного дерна прослеживаются только внешние его стенки диаметрами 6,3 и 5 м и сам вход. В 1,4 м от него находится второй лабиринт прекрасной сохранно-сти с четко различимыми очертаниями всей схемы и слагающих ее кам-ней. Овальная в плане выкладка имеет диаметры 9,4 и 11,6 м. Длина внешней стенки приближается к 34 м, внутренних ходов - к 180 м. По-среди лабиринта имеется куча камней с вертикально поставленным продолговатым валуном в центре. Для сооружения лабиринта использо-вано около 1000 небольших валунов и обломков скал.
Устройство большого лабиринта на острове Олешин и лабиринта на Красной Луде одинаково. В его основе лежат две спирали, развернутые во внутреннюю и внешнюю подковы. При этом радиальная и круговая стенки пересекаются, что лишает конструкцию выхода. Лабиринты с точно такой же схемой на Белом море мне неизвестны, но они есть в Финляндии (Уте), Швеции (о. Готланд, Висби), Англии (о-ва Силли). Однако было бы неправильно противопоставлять лабиринты Карелии соловецким или Кольским. Это явления одного культурного и хроноло-гического порядка.

Помимо ученых проникнуть в тайны северных лабиринтов пыта-лось и местное население. На Севере России лабиринты повсеместно называли "вавилонами", что отражало их затейливое, запутанное ус-тройство. Имеется несколько преданий, объясняющих происхождение лабиринтов в отдельных местах. Наиболее раннее из них записано князьями Звенигородским и Васильчаковым в ожидании перего-воров со шведами в 1552 году. По преданию, два больших лабиринта у г. Колы сооружены королем Валитом или Валентом, посаженником Великого Новгорода, разбившим мурман и норвежцев. "А в Варенге на побоище немецком Валит во славу свою, принесши с берега свои-ми руками, положил камень, а около него подола выкладено камень-ем как бы городовой оклад в 12 стен, а назван тот оклад Вавилоном. И тот камень, что на Варенге, и по сей день словет Валитов камень". Такой же оклад был сооружен Валитом и на месте г. Колы, но он "за-вален, когда острог делали", т. е. в конце XVI века2. У населения Кандалакши также существует предание о возникновении местного лабиринта. Его относят ко времени Пугачева. "А почему же здесь у вас вавилон? А вот для примера, чтобы видно было ... Положили, когда пугач еще был, до воли, - бежали сюда разные люди, после, как Пугача поймали, они и выклали"3. Возникновение лабиринтов на Соловецких островах связывают с Петром Великим. Первое упоминание о таком событии встречается у архимандрита Досифея, соста-вившего описание монастыря: "На острове Заяцком, близ коего стоял Российский флот, повелено было Государем (Петром Первым) со-орудить деревянную церковь во имя святого апостола Андрея ... Также неподалеку от этой церкви был выкладен на земле в два ряда булыжных камней вавилон, или лабиринт, который и поныне ви-ден"4. Позднее строительство всех соловецких лабиринтов стали приписывать Петру Первому. В действительности никто из названных персонажей к строительству лабиринтов отношения не имел.
Обратимся теперь к фольклорному наследию Скандинавии и Фин-ляндии. Каменные лабиринты часто носят здесь имена городов или ук-реплений - "Троя", "Вавилон", "Ниневия", "Иерусалим". В Финляндии, кроме того, есть названия "Забор или дорога Великанов", "Игра Святого Петра", "Девичьи пляски" и др. Подобные названия также не раскрывают нам сущности лабиринтов и навеяны древнегреческими и библейскими мотивами, местными сказаниями. Лабиринты в этих ис-пользовались для народных игр и гуляний между Пасхой и серединой лета. Обычно девушку ставили в круг и по направлению к ней танцева-ли. Такие обычаи - пример вторичного использования исторических памятников . В науке высказано несколько точек зрения о назначении и хроноло-гии лабиринтов. В них видят объекты, связанные с промысловой маги-ей, культом мертвых, приписывают им календарное значение.

Все исследователи отмечают связь лабиринтов с морским побере-жьем и островами, местами активной рыбной ловли. К примеру, все 156 лабиринтов провинции Норрланд на севере Швеции находятся близ рыболовных тоней 6. Подобное местоположение типично и для лабиринтов России. Вблизи кандалакшского лабиринта находится то-ня Питкуля. У п-ова Красная Луда близ лабиринта также было место рыбной ловли. Понойские лабиринты расположены в устье реки, яв-ляющейся важнейшим местом семужьего промысла, как и некогда существовавшие лабиринты в устьях рек Кеми и Керети. Соловецкие острова и Кузова тоже известны как места, богатые рыбой. Таким об-разом, многие лабиринты связаны не с морем вообще, а с местами активного рыболовства. Интересно, что даже на островах, например, таких крупных, как Соловецкий и Готланд, лабиринты "жмутся" к краю моря и отсутствуют вдали от него. Отсутствуют лабиринты на пресных водоемах, в том числе и таких значительных, как Ладожское и Онежское озера, которые в сознании древнего населения вполне могли ассоциироваться по своей величине с морями. У вепсов, например, Онежское озеро именовалось морем. Попытки связать лабиринты с охотой на морского зверя не выглядят убе-дительными, поскольку местоположение памятников далеко не всегда совпадает с местами скопления и миграций морского зверя. Нет основа-ний связывать лабиринты с культурой какой-то одной особой примор-ской народности. Наоборот, древние культуры морского побережья и материка во многом сходны. Существенным отличием морей от пресно-водных водоемов помимо Состава воды, флоры и фауны являются приливно-отливные колебания уровня воды, достигающие, к примеру, в гор-ле Белого моря 6 м, а в местах нахождения большинства лабиринтов -1,5-2 м. Не связаны ли лабиринты с этими колебаниями воды?
Положительно на этот вопрос попытались ответить известный российский археолог Н. Н. Турина 7 и карельский краевед И. М. Мулло 8, которые указывали на сходство лабиринтов и рыболовных ловушек. Одним из примитивных и древних по происхождению способов древней ловли являлась ловля с помощью так называемых убегов. Это был один из распространенных видов осеннего лова наваги в южной части Сорокской губы от сел Вирмы до Нюхчи. Убег представлял собой забор примитивной конструкции из хвойных и березовых веток, втыкаемых в морской грунт на отмелях около небольших морских заливов. Высота забора достигала двух, а длина - нескольких сотен метров. На расстоянии 20-30 м в такой стене делали ворота, где устанавливались мережи. Ры-ба, подходящая к берегу во время прилива, с отливом стремилась выйти обратно в море и, обходя забор, попадала в мережки. Рыбаки -"убежники" проводили на промысле долгое время. Осмотр ловушек осуществ-лялся спустя каждые 6 часов "через воду". Этим способом ловли поль-зовались в основном бедняки, не имевшие средств на более эффективные и современные средства ловли.

По мнению Н. Н. Гуриной, лабиринты могли символизировать именно такой или очень близкий ему способ лова. В пользу этого говорит ориентация выходов лабиринтов на берег, подобно мережам -"убежицам". На острове Большой Соловецкий небольшой полуостров с лабиринтами отделяет каменная перемычка. Два лабиринта на острове Большой Заяцкий соединены друг с другом каменной перемычкой, что, считает H. H. Гурина, напоминает стены "убегов". И наконец, среди лабиринтов Большого Заяцкого острова обнаружена каменная фигура, по форме напоминающая рыболовный снаряд типа "вентеря" или "мор-ды". В конечном счете лабиринты Беломорья связаны с промысловой магией, целью которой было обеспечить удачу в морском промысле. Такой вывод находит подтверждение и в этнографии "отсталых" наро-дов, когда лабиринты и лабиринтообразные фигуры служили символами умножения природных богатств9. По мнению И. М. Мулло, лабиринты - это лишь планы рыболовных ловушек. Подобные планы необходимы были древнему рыболову прежде всего для того, чтобы облегчить сооружение ловушек, для обозначения места, где были получены лучшие уловы ры-бы, и для указания принадлежности тони определенному роду. На-личие разных по конструкции лабиринтов свидетельствует о том, что древнее население края вылавливало не только мелкую рыбу -сельдь и навагу, но и более крупную - семгу. Об этом говорит и местоположение некоторых лабиринтов в устьях "семужьих" рек Поной, Кеми и Керети 10.
По моему мнению, лабиринты действительно имеют некоторое отдаленное сходство с рыболовными ловушками. Даже при первом рассмотре-нии трудно сопоставить такой рыболовный снаряд, как "убег", представ-ляющий в плане прямую линию, со сложным спиралевидным устройством лабиринта. Ловля морской рыбы, будь то морское побережье или берега нерестовой реки, не требовала таких сложных и хитроумных устройств.
Отрицание роли лабиринта как плана, макета или символа рыболовного снаряда совсем не противоречит его связи с промысловой магией, т. е. об-рядами, поверьями, церемониями, смысл которых заключался в том, чтобы обеспечить древним коллективам благополучие в рыболовном промысле, под которым могли подразумеваться не только хорошие уловы, но и бла-гоприятная погода, безопасность и т. п.

Большая группа ученых, в основном археологов, связывает лабиринты с культом мертвых. Доказательством этому служит соседство лаби-ринтов с древними могильниками в Южной Швеции, Северной Норве-гии и на Соловецких островах. В Южной Швеции лабиринты соседст-вуют с могильниками эпохи бронзы и времени викингов", в Северной Норвегии в районе Финмарка - с саамскими кладбищами XII-XVII вв.12 На Большом Заяцком острове археологами А. Я. Мартыновым и А. А. Куратовым под тремя каменными кучами обнаружены пережженные кости человека и каменные орудия13. Каменные кучи есть и вблизи лабиринтов на острове Олешин, хотя они не раскапывались. Лабиринты в подобных могли символизировать трудный и извилистый переход от жизни к смерти, что находит подтверждение в этнографии некоторых народов мира (фо-то). Так, H. H. Виноградов, исследователь соловецких лабиринтов, предполагал, что они могли быть вместилищами душ умерших. Чтобы души умерших не могли вернуться к живым, сооружение делалось очень запутанным, состояло из узких ходов. Порой рядом с одним ла-биринтом сооружался другой с целью, что если бы душе умершего все же удалось выйти наружу, то она попала бы в него14.

Б. Ольсен предполагает, что лабиринт мог играть метафорическую роль в ритуалах, связанных с переходом от жизни к смерти. "Можно себе представить, что шаман входил в лабиринт, и это означало отделе-ние смерти индивида от его жизни. Присутствие внутри лабиринта оз-начало отделение от жизни на земле. Церемония заканчивалась тем, что шаман оставлял лабиринт как бы символизируя этим переход умершего в новую стадию"15.
Отметим, что далеко не везде лабиринты сопровождаются захороне-ниями. Например, на Красной Луде, терском берегу Белого моря и мно-гих других местах следы могильников не обнаружены.
Некоторые ученые видят в лабиринтах объекты, связанные с астральным культом, придают им календарное значение. Подобные заявления вряд ли верны. Конструкции лабиринтов различны, не связаны со странами света, в них не угадываются какая-либо цикличность или общие законо-мерности, которые можно было бы связать с движением небесных светил. К тому же глубокие познания в астрономии, составление календарей в древности в большей степени были свойственны южным земледельческим народам (Египет, Месопотамия) и в меньшей присущи охотникам и рыбо-ловам таежной и тундровой зон.

По мнению некоторых ученых, две первые основные гипотезы, связывающие лабиринты с рыболовством и культом мертвых, не противо-речат, а дополняют друг друга. Так, А. А. Куратов предполагает, что лабиринты являлись родовыми святилищами, где древние погребали умерших, совершали магические обряды умножения добычи, инициа-ции и т. п.16 Подобное предположение для северных лабиринтов выска-зывал и известный русский этнограф В. П. Кабо, который исследовал назначение лабиринтов у аборигенов Австралии. Изображения лабирин-тов на камнях, деревьях, земле были связаны у аборигенов Австралии с представлениями о "нижнем мире". Около них совершались обряды умножения добычи, инициации и другие культовые действия17.

Действительно, назначение лабиринтов трудно определенно связать с какой-либо одной идеей. Возможно, в разных частях Северной Евро-пы их функции отличались. Назначение памятников могло изменяться с течением времени. Первоначально их могли использовать для промыс-ловой магии, затем связывать с культом мертвых и погребальными це-ремониями, а в современности использовали для проведения народных праздников. Магическая фигура лабиринта вызывала и вызывает самые разные ассоциации и формы осмысления.

Когда были построены северные лабиринты из камня? Отечественная наука в основном приписывает лабиринтам довольно раннее проис-хождение - до нашей эры. Зарубежные авторы, как правило, относят эти памятники к средним векам и даже более позднему времени вплоть до XIX столетия. Кто прав? Или лабиринты Северной России древнее скандинавских?
Раскопки лабиринтов ничего не прояснили по вопросу об их хронологии. К. П. Рево разобрал один из понойских лабиринтов и обна-ружил между камнями лишь слой "пустой" земли толщиной до полу-аршина18. Столь же безрезультатны были раскопки А. Я. Брюсова од-ного из лабиринтов на острове Большой Заяцкий19. Раскопки камен-ных куч вблизи соловецких лабиринтов были, как указывалось, успешными и содержали материал II-I тыс. до н. э. В центре лаби-ринта в Пильской губе на терском берегу Белого моря при его расчи-стке была обнаружена плита, на которой лежали скребок и отщеп со следами обработки из кварца, кальцинированные косточки и фраг-мент асбестовой керамики °. Этот материал синхронен соловецкому. У трех лабиринтов Кольского полуострова - Кандалакшского, Коль-ского и Харловского - обнаружены поселения с асбестовой керами-кой II-I тыс. до н. э.21 Все эти данные позволяют с уверенностью предполагать, что древнейшие лабиринты Беломорья были сооруже-ны не позднее I тыс. до н. э. Что касается непосредственно карель-ских лабиринтов, то они, скорее всего, относятся к более позднему времени. Так, лабиринт на Красной Луде находится на высоте первой морской террасы, образовавшейся около рубежа нашей эры. Близ лабиринтов на острове Олешин обнаружено несколько фундаментов жилищ т. н. саамского железного века, датирующихся в Фенноскан-дии от I до XVII в. н. э. Участник экспедиции профессор Б. Ольсен считает, что эти близлежащие памятники могут быть связаны и по аналогии с лабиринтами норвежского Финмарка датированы XII-XVI вв.
Самые ранние изображения лабиринтов в виде петроглифов в Скан-динавии датируются бронзовым веком - II тыс. до н. э. К этой эпохе относятся и изображения лабиринтов на скалах в других частях Европы: Англии, Испании, на Кавказе22 . Но как далеко в глубь уходит традиция строительства северных каменных лабиринтов, сказать трудно. Боль-шинство скандинавских памятников не могут быть датированы по вы-сотным уровням ранее средних веков, хотя исследователи и допускают более древний возраст некоторых из лабиринтов.

Остается пока неясным, была ли идея лабиринта в Фенноскандии за-имствована извне или возникла в среде местного населения. Создается впечатление, что лабиринты возникают в определенное время в разных местах Европы независимо друг от друга. Возможно и распространение самой идеи из какого-то одного переднеазиатского или средиземномор-ского центра. Но проследить это продвижение по археологическим ма-териалам невозможно. В любом случае в Фенноскандии идея лабиринта получила очень самобытное и оригинальное воплощение в виде строи-тельства многих сотен каменных лабиринтов, чего нет больше нигде в мире.
 
 

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО АРХАНГЕЛЬСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

РЕКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ТУРИЗМ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

_____________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Мартынов Александр. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк — море — острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002.
 Буров Владимир. О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001.
Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927
Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63-76. 1973
https://megalithica.ru/
http://dostoyanieplaneti.ru/
В тексте использовался текст и картинка из книги А.Платова "Мегалиты русской равнины".
Мегалиты и почитаемые камни Центральной России.
Священные камни Архангельской области.
 Спицин А. А. Северные лабиринты // Известия археологической комиссии. Вып. 6. СПб, 1904. С. 108.
 Гурина Н. Н. Каменные лабиринты Беломорья // СА. Т. X. М.; Л., 1948. С. 125-142.
 Мулло И. М. К вопросу о каменных лабиринтах Беломорья // Новые памятники исто-рии древней Карелии. М.; Л., 1966. С. 185-193.
Гурина H. H Каменные лабиринты Беломорья // СА. Т. X. М.; Л., 1948. С.134-138.
 Olsen B. Op. cit. Р. 51.16 Куратов А. А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья // Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1973. С. 63-76.
Титов Ю. В. Лабиринты и сеиды. Петрозаводск, 1976. С. 6.

 

  

ВложениеРазмер
Мегалиты Архангельской области1005.23 КБ
Мегалиты Архангельской области834.25 КБ
Мегалиты Архангельской области64.03 КБ
Мегалиты Архангельской области303.75 КБ
Мегалиты Архангельской области190.96 КБ
Мегалиты Архангельской области278.17 КБ
Мегалиты Архангельской области776.69 КБ
MednyiO.png1.38 МБ
SolovezLabirin.jpg483 КБ
SolovezLabirin2.jpg377.37 КБ
Zayachyi.jpg199.38 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

священные камни Архангельской области

Архангельская область - самая крупная по площади среди субъектов РФ в Европейской части России и на Урале - 

про это мало кто знает, но почти все побережье Белого моря и Баренцева моря с многочисленными островами и архипелагами - 

это все Архангельская область, а это огромная и пока мало изученная территория.

За тысячелетия тут побывало много народов, 

в том числе и народы загадочной Гипербореи.

Климат Земли менялся, вероятно, что на месте вечных снегов и льдов были леса, луга и цветущие сады.

В древние времена многие территории не были затоплены морями.

Поэтому важные открытия ждут археологов и историков при исследовании этого северного края.

аватар: Кэп

Камни из легенды "Девятибратское"

Камни из легенды "Девятибратское".

Находятся на холме в лесу в 3 км. от деревни Орлово Устьянского района Архангельской области.

Представляют из себя девять камней, лежащие на расстоянии друг от друга.

Сначала огромный камень, вросший в землю, и затем по убывающей. Расположены камни клином с севера на юг: в верхнем ряду четыре камня и пять в нижнем. Осколки камней на срезе блестят и даже в жару остаются холодными.

Данное место описано в легенде "Девятибратское" собирательницей устьянского фольклора М. Фёдоровой-Шалауровой.

Легенда гласит, что в камни превратились девять разбойников, державших в древности в страхе всю округу.

Местные жители боятся ходить этим местом. По местным Поверьям из Орлово когда-то давным-давно можно было увидеть на этом месте свет.

И кто его увидит и придет на это место - тому откроется клад, зарытый разбойниками.

аватар: Кэп

Горячий (Чудской) камень

Горячий (Чудской) камень.

Находится у ручья в 100 м. от дороги в поселке Богдановский Устьянского района Архангельской области.

Представляет из себя камень в форме бруса, длиной 1,5 м., высотой около 1 м. Он имеет плоские верхнюю и боковые грани, камень создает впечатление, как будто вытесан человеческой рукой.

При этом боковые грани камня наклонены к нижнему основанию так, что ширина его сверху составляет 0,75 м., снизу около 1 м.

Верхнее основание камня, лежащего на пологом склоне ручья, параллельно земной поверхности. Камень ориентирован так, что выступающий из земли торец его обращен к ручью на север.

В верхней части торца видны клинообразные насечки, которые заметно отличаются от естественных сколов и углублений, вызванных воздействием природных условий.

Нижняя часть торца - тоже плоская.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru