Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу (кечуа Machu Picchu) — одна из самых известных достопримечательностей Перу, древний город, приютившийся на вершине горного хребта (2,6 тыс. м над у/м), над Священной долиной реки Урубамба (исп. Rio Urubamba), в 120 км от г. Куско.

Городищу в 2007 г. было присвоено звание «Новое чудо света».

 

В переводе с кечуа «Machu Pikchu» означает «Старая гора». Однако, небольшой Мачу-Пикчу, в котором менее 200 сооружений, является обладателем множества неофициальных титулов: его именуют «Потерянным городом», «Городом среди облаков». Некоторые историки предполагают, что он был возведен приблизительно в 1440 г. в качестве резиденции Пачакутека Юпанки (кеч. Pachakutiq Yupanki – великий девятый правитель Инков, правивший в 1438-1471 гг.), и функционировал вплоть до испанского вторжения на территории империи, т.е. до 1532 г. До сего дня остается неразгаданной загадка, почему в 1532 г. все жители внезапно исчезли.
   


История Мачу-Пикчу
Построенный Пачакутеком в качестве императорской резиденции, а также с целью увековечить своё имя в истории, Мачу-Пикчу был третьим среди подобных резиденций-святилищ. По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города — в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд. Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нём и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти, возделывали новые земли и возводили города на террасах.
Более чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении. Его обнаружил американский исследователь из Йельского университета, профессор Хайрам Бингем 24 июля 1911 года, после того как лётчики увидели его с самолёта. Когда он добрался сюда в сопровождении выделенного правительством отряда охраны и местного мальчика-проводника, он обнаружил живущих там крестьян. Крестьяне рассказали ему, что жили там «свободными, без нежелательных визитёров, чиновников, вербующих в армию „добровольцев“ или сборщиков налогов». Кроме того, здесь прежде уже побывали любители достопримечательностей, оставившие свои начертанные углём имена на гранитных стенах.
Мачу-Пикчу имеет очень чёткую структуру. На юго-востоке угадывается комплекс дворцовых построек. Камни, из которых они сложены, обработаны настолько тщательно, что можно с уверенностью сказать: их строили не те мастера, которые сложили остальные постройки. Вероятно, их использовали как жилища сановников и вельмож.
Полигональная кладка производит впечатление на специалистов своей точностью подгонки гранитных блоков.
В западной части возвышается главный храм с алтарём для жертвоприношений. Напротив него жилой квартал, плотно застроенный двухэтажными домиками. Между ними, как в лабиринте, вьются узкие улочки и лестницы, часто приводящие в тупик или на нависающую над пропастью террасу.
Испанские конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Неизвестны ни время его постройки, ни цель его строительства, ни число жителей, ни даже его настоящее название.
Американские исследователи Ричард Бюргер и Люси Салазар из Йельского университета, опираясь на материалы испанской хроники XVI века, выдвинули предположение, что это была зимняя резиденция Пачакутека. В летний период, во время сезона дождей, в городе, по всей вероятности, оставалось не больше 200 человек. Позже, после крушения империи инков, город утратил своё значение, и жители покинули его навсегда.
 
В юго-восточной оконечности Мачу-Пикчу каменщики возвели две внушительные конструкции, которые Бингхем считал работой «мастеров-художников», — полукруглую башню и примыкающее к ней строение.
Сходство этой башни с закруглённой секцией храма Солнца в Куско заставило его дать своей находке такое же название. Комплекс, состоящий из самой башни и прилегающих к ней строений, позже названный перуанцами за сходство со средневековой крепостью Эль-Торреон («бастион»), служил, как предполагается[3], одновременно и небольшим укреплением, и святилищем. Башня была возведена вокруг нетронутого куска естественной скалы, который был отёсан и превращён в алтарь. Под башней находится грот. Бингхем предполагал, что в нём находятся мумии правителей инков, но учёные считают, что он, скорее, служил помещением для каких-то ритуальных действий, тем более, что неподалёку был обнаружен священный инкский крест — чакана.
 


Постройки в Мачу-Пикчу.
После раскопок и приведения его в порядок этот комплекс показывает нам всю свою красоту и точность архитектуры, которой он отличался ещё четыре столетия назад. Лестница перед Домом принцессы ведёт к башне, откуда трапециевидное окно позволяет бросить взгляд на красивую долину, раскинувшуюся внизу. Это окно, вероятно, использовалось жрецами для наблюдения за перемещением солнца во время зимнего солнцестояния.
Священная площадь была, как считают, религиозным центром Мачу-Пикчу. На северном конце расчищенной площадки стояло трёхстенное здание из белого гранита, «из блоков циклопических размеров, выше человеческого роста».

Примыкающее к западной стене храма небольшое закрытое помещение, называемое «Украшенной комнатой», является ярким свидетельством великолепного мастерства инкских (?) каменщиков: два громадных блока её фундамента с вырезанными 32 вершинами в трёх измерениях, плотно прилегают к соседним глыбам. В восточной части площади расположен «Храм трёх окон». Эти три окна, имеющие форму трапеции, выходящие на восток, имеют по бокам «слепые окна» таких же размеров, которые могли служить нишами. Если верить местной исторической хронике, первый правитель инков приказал построить храм на том месте, где он родился, в Тамбо-токо, причём в нём должно было быть три окна, символизирующих собой пещеры, «дом его предков по отцовской линии, от которых он ведёт своё происхождение». Бингхем считал, что здесь как раз и находится это место. Однако это предположение противоречило достоверным свидетельствам о том, что архитектурный стиль Мачу-Пикчу относится к позднему инкскому периоду.
От Священной площади по гранитному склону с террасами, по длинной лестнице можно с большим трудом добраться до вершины скалы; там лежит большой, вырубленный многоугольный камень «интиуатана», или «место, где привязано солнце» (в художественном переводе «инти» означает «солнце»; «уата» — «привязывать»). Бингхем предполагал, что здесь инки символически «привязывали» солнце, чтобы оно не убегало от них во время зимнего солнцестояния. «Те жрецы, — писал он, — которые могли двадцать первого или двадцать второго июня остановить движение солнца и „привязать“ его к каменному столбу в одном из храмов, пользовались у инков особым уважением и почитанием».
Этот элегантный, вырубленный в скале камень мог быть и солнечной обсерваторией, где жрецы определяли лучшее время для начала сева или сбора урожая, следя за исчезновением теней от солнца во время осеннего и весеннего равноденствия. По таким случаям жрецы засыпали камень ворохами цветов и трав, в частности, во время «инти райми» — в июне и декабре устраивались великолепные праздники Солнца. Жители Мачу-Пикчу, по-видимому, собирались возле «интиуатаны», где в течение нескольких дней проводили религиозные обряды с изваяниями божеств, распевали исполненные музыкальной гармонии гимны и молились.
Дорога из Мачу-Пикчу в Куско — прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяжённостью примерно в 40000 км. Дороги в государстве инков имели, прежде всего, стратегическое значение — по ним должны были проходить войска. Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства.
Инки не знали колёса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами — того, кто повредит мост, ожидала смерть.
Чтобы возвести город в столь неудобном для строительства месте, требовалось невероятное мастерство. По мнению инженера-строителя Кеннета Райта и археолога Альфредо Валенсии Сегарры, более половины усилий, затраченных на постройку, ушло на подготовку участка, дренаж и работы по закладке фундамента. Массивные подпорные стены и ступенчатые террасы более 500 лет держат город, не давая дождям и оползням снести его со скального карниза.
Наследники андских культур и по сей день считают Мачу-Пикчу символом их связи с великой цивилизацией прошлого, частью истории, которую завоеватели не смогли стереть из памяти. 

КЛИМАТ
Климат в регионе субтропический, влажный. Лучшим временем для посещения является сухой сезон апрель-октябрь. С ноября по март в регионе обычно идут обильные дожди.
Средняя летняя температура составляет +25ºС, температура зимнего периода колеблется около +10ºС. В этих краях повышенная влажность, Мачу-Пикчу нередко оказывается окутанным в пелену густого тумана. Но в ясную погоду, при хорошей видимости с высоты хребта открываются восхитительные виды на окрестности.
Наиболее многолюдно здесь с июня по август.
 
ФЛОРА И ФАУНА
Живописные археологические развалины населены огромным видовым разнообразием представителей флоры и фауны. Сегодняшняя территория исследована лишь на 35%, по мнению ученых, дальнейшее ее изучение может дать миру массу важных открытий.
На всей площади затерянного города, составляющей около 32,5 тыс. Га, произрастают экзотические деревья, ошеломляющие своим величием, такие как писонай (лат. Аrbol pisonay — Коралловое дерево), куньюал, щитовидная пальма, ольха. Здесь растет также более 400 видов орхидей и бегоний, из которых описано и систематизировано чуть более 250 разновидностей.
Животные, обитающие здесь, также поражают видовым разнообразием: только птиц здесь насчитывается около 375 видов. Ярким, в прямом и переносном смысле, представителем пернатых является Скальный петушок, который считается символом Перу. Птицу легко узнать по ее пестрому оперению. Среди млекопитающих особый интерес вызывает андский медведь, который в этих краях известен, как «Очковый медведь». Животное, ныне находящееся под угрозой исчезновения, абсолютно безопасно, пугливо и застенчиво, питается лишь растениями. В Мачу-Пикчу можно встретить белохвостых оленей, викуний, диких лам и многих других представителей экзотической фауны.
 
ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ
Традиционно Перу делится на 3 региона: гористая Сьерра (исп. Sierra; Перуанские Анды), тропическая долина — монтака и засушливая прибрежная равнина. На труднодоступном горном плато сьерры раскинулся знаменитый город Инков, надежно укрытый от посторонних глаз буйными, непроходимыми зарослями.
М-П прославился своей богатейшей историей, уходящей корнями вглубь веков и полной непостижимых тайн. Приблизительно в 1440 г. великий Пачакутек (кеч. Pachakutiq; 9 — й правитель империи Инков, правил в 1438-1471 гг.) основал высоко в горах этот священный город, ставший надежным укрытием для тысяч людей. Мачу-Пикчу располагался далеко от основных инкских поселений, он не был разрушен испанскими завоевателями, которые покорили почти все земли в этой области, но до сюда так и не добрались. Однако, в 1532 г. все жители внезапно таинственно исчезли, город более 400 лет пребывал в запустении и забвении. Впоследствии эта территория стала неисчерпаемым полем деятельности для археологических исследований.
Продолжительное время о «затерянном городе Инков» ходили лишь предания. Доподлинно никто не знал, существует ли Мачу-Пикчу в действительности: ни единого упоминания о нем не встречается в испанских хрониках, и Инки не оставили письменных свидетельств. О существовании города мир узнал только в начале XX в., когда 24 июля 1911 г. его обнаружил американский археолог-исследователь, профессор Йельского Университета Хайрам Бингхем (англ. Hiram Bingham; 1875-1956 гг.), посвятивший не один год поискам мертвого города. Как гласит легенда, Бингем поднялся на вершину горы с местным проводником-носильщиком. Здесь жили 2 индейские семьи, охранявшие Мачу-Пикчу. Профессор подарил мальчику из одной семьи монетку в 1 соль, и тот показал ученому дорогу к древним развалинам, укрытым густыми зарослями и кишащим змеями. Так, всего за 1 соль (ок. 30 американских центов) человечество узнало о заповедном свидетеле расцвета и заката великой цивилизации.
 
Долина Инков Мачу-Пикчу                                                                                                                                   
Названия, которые носят сегодня строения, фактически ничего общего с инкскими не имеют. Бингхем, не зная прежних названий, придумал новые.
Несмотря на открытие «города в облаках», Мачу-Пикчу оставался недоступным еще в течение почти 30 лет, пока экспедиция археологов не обнаружила Дорогу Инков, проложенную к цитадели через долину.
Во времена древней цивилизации допуск в крепость был открыт только для избранных. Здесь проживала высшая знать, жрецы, ремесленники и «мамакунас» или Солнечные девы – девственницы, посвятившие себя служению богу Солнца. Всего здесь проживало около 1200 человек, которые поклонялись богу Инти (кеч. Inti; в мифологии Инков — бог Солнца). Мужчины занимались в основном земледелием. Судьба местных жителей до сего дня неизвестна. Раскопки приносят все новые загадки.
 
Дороги Инков
Ученые, исследовавшие руины, были изумлены надежностью конструкций и четкостью планировки застройки. Весь город-крепость поделен на секторы: жилой район с  храмами, резиденции, склады, кладбище и темницы. На юго-востоке угадывается дворцовый комплекс — район жилищ вельмож и сановников; в западном секторе расположен главный Храм с алтарем, рядом с ним — жилой квартал, застроенный 2-хэтажными домиками, между которыми вьются узкие улочки с лестницами. Жилые здания в основном были 2-хэтажными, с каменными стенами и соломенными крышами. Причем, каменные блоки были идеально подогнаны друг к другу, в определенных местах были оставлены зазоры на случай землетрясения. Крепостные стены имели небольшой наклон в целях повышения сейсмоустойчивости. Древняя кладка укрепления поражает современных специалистов ювелирной точностью подгонки.
Особенно исследователей потрясло то, что зодчие при строительстве не использовали никаких скрепляющих составов, камни удерживались исключительно за счет своего собственного веса. Возможно, ответ на вопрос о способах скрепления каменных блоков подсказывают легенды Инков, согласно которым строительство велось с помощью … птиц! Фантастической версии даже нашлось научное объяснение: в этих краях некогда жили птицы «хакаклъо», которые использовали сок некоего растения при выдалбливании в скалах своих гнезд.  Возможно, при креплении каменных блоков инки использовали тот же сок.
На юго-восточной оконечности города сохранились полукруглая башня и примыкающие к ней строения, предположительно служившие одновременно укреплением и святилищем. Интересно, что башня была возведена вокруг куска природной скалы, отесанного и превращенного в алтарь. Под башней находится грот, служивший для совершения ритуальных обрядов.
Религиозным центром была большая Священная Площадь, которая отделяла район проживания знати от квартала простых горожан с мастерскими и лавками, и от кладбища, размещенного в Погребальной скале. В нижней, южной части крепости находились дома крестьян с сараями и загонами для скота.
Вероятно, Храм «Трех окон», через окна которого лучи солнца падали на Священную Площадь, выполнял важную роль в проведении ритуальных церемоний. Три окна символизировали троичность мира, что соответствовало мировоззрению Инков. Согласно легенде, 3 основателя инкской империи вошли в мир именно через эти храмовые окна.
 
 
От площади по длинной лестнице, вырубленной в граните, можно попасть на вершину скалы. Там находится одна из самых интересных достопримечательностей Мачу-Пикчу, святая святых – ритуальный камень «Интиуатана» (кеч. Intihuatana — «Место, где привязано Солнце»). Когда-то эта глыба была отпилена от скалы и установлена в самой высокой точке на особой треугольной площадке. Гранитный монолит вытесан в форме громадного кулака с поднятым вверх указательным пальцем, к которому, по убеждению Инков, привязывается солнце. Камень представляет собой мини — обсерваторию. Плоскости и углы расположены таким образом, что можно фиксировать положение светила на закате во время зимнего солнцестояния и восход солнца — во время летнего. «Интиуатана» выполнял роль солнечных часов, с помощью которых инкские жрецы высчитывали время суток, месяц, время года, а также определяли самое лучшее время для начала посевных работ и сбора урожая. До сих пор тайна этих часов остается неразгаданной.
Возле камня-алтаря жители Мачу-Пикчу молились, проводили религиозные обряды, распевали гимны.
Тут имеются и специальные смотровые площадки, свидетельствующие о незаурядных познаниях Инков в астрономии.
Отдельные разноуровневые части города соединялись между собой разветвленной сетью лестниц, вырубленных в гранитных склонах. Высоким уровнем инженерного искусства отличалась и система городского водоснабжения: вода из горных источников подавалась в крепость по искусственно созданным каналам. Древний водопровод  исправно действует и сегодня, как и 5 веков назад.
 


Храм Кондора
Весьма оригинален Храм Кондора (исп. Тemplo de Еl Соndor), названный так по форме камня, который напоминает очертания птичьей головы. Позади высятся две скалы, похожие на крылья птицы. Видимо, этот камень также служил инкам алтарем. Предположительно, святилище было связан с культом кондора, который олицетворял у Инков свободу и воздух.
Бесспорным шедевром инкской архитектуры стал Храм Солнца, возведенный на скале и напоминающий гнездо гигантской птицы. Отсюда жрецы вели астрономические наблюдения, определяли положение солнца, что было необходимо для проведения религиозных ритуалов.
У подножия скалы, на которой возвышается Храм Солнца, находится вход в пещеру — усыпальницу знатной персоны. Инки свято верили, что душа человека остается связанной с телом до того момента, пока его не тронуло тление, поэтому умершие представители знати и духовенства подвергались особой мумификации. На востоке, за чертой города был найден ритуальный камень с 3 ступенями: одна знаменует небо — обитель богов, вторая — землю, а третья — подземное царство. На этот камень клали тела умерших, где днем под воздействием солнечных лучей (а ночью — холодных ветров) происходила естественная мумификация.
Новые загадки принесли раскопки «Зала ступок», в центре которого стоят камни с выдолбленными в них лунками, систематически наполняемыми водой. Особое расположение окон, способствующее  фокусированию солнечных лучей, позволяло использовать зал для астрономических наблюдений и расчетов. Имеет место и версия, что эти лунки жрицы использовали при изготовлении красок из толченых минералов и растений, необходимых для росписи стен, тканей и сосудов.
Так как Инки не знали колеса, чаще всего дороги строились ступенчатымиДорога, ведущая из Мачу-Пикчу в Куско, является прекрасным образцом мастерства древних строителей: даже в разгар сезона дождей она находится в прекрасном состоянии. Помимо того, что дороги в империи Инков имели важное стратегическое значение, они содействовали культурному обмену между областями государства — благодаря ним люди передавали друг другу секреты искусства керамики, обработки металлов, ткачества и архитектуры.
Так как Инки не знали колеса, чаще всего они строились ступенчатыми. Через реки сооружали каменные или подвесные канатные мосты, считавшиеся священными объектами.
Вокруг высокогорного города на традиционных инкских узких террасах вдоль крутых горных склонов размещались обрабатываемые земли. И террасы, и тысячи соединявших их ступенек сохранились здесь на многие века.
    
 
 Хронология Мачу-Пикчу
XV в.: Согласно археологическим данным, тогда был основан Мачу-Пикчу.
1776 и 1782: Указы, связанные с приобретением сельскохозяйственных террас вокруг Мачу-Пикчу.
1895: Проложена дорога в Куско, «Священную долину инков», оживившая этот район в целом.
1911: Экспедиция Йельского университета под руководством Хайрема Бингхема снова открывает древний город. Бингхем побывал в Мачу-Пикчу еще в 1912 и 1 91 5 гг.
1934: Начаты археологические исследования под руководством перуанского ученого Луиса Э. Валькарселя. В 1940-1941 гг. раскопками занимается Пол Фехос. Работы возобновились в 1960 г.
1983 г.: Мачу-Пикчу включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
 
Туры к Мачу-Пикчу
Турагентства и гиды Куско предлагают огромный выбор маршрутов на Мачу-Пикчу, но в основном они делятся на:
однодневные экскурсии, пользующиеся наибольшим спросом;
двухдневные туры с ночёвкой в посёлке Агуас-Кальентес;
четырёхдневный поход к Мачу-Пикчу по Тропе Инков.
При самом распространённом однодневном туре его структура выглядит следующим образом: в 6 часов утра туристов забирают из отелей и отвозят на автобусную станцию. Очень важно при поездке на Мачу-Пикчу не забыть взять с собой паспорт – его проверяют в обязательном порядке. Два часа на автобусе до станции Ольянтайтамбо, в 78 км от Куско, пересадка на поезд, и еще полтора часа до Агуас Кальентес. Оттуда еще полчаса на автобусе. Итого, пять с половиной часов от двери отеля до входа на Мачу-Пикчу.
Туристический поезд Экспидишн Бэкпэкер представляет собой вполне комфортное средство передвижения с удобными мягкими креслами, обзорными окнами на крыше, туалетом и легким снэком, который предлагают пассажиром. Организация предельно чёткая и слаженная, это топовое направление отлажено у перуанцев уже давно и работает как конвейер.
Ориентировочная стоимость однодневного тура к Мачу-Пикчу из Куско — 250 USD на человека. Сюда входят стоимость билетоы на автобусы и поезд, вход в крепость, услуги гида, обед, трансфер до отеля. Если Вы ограничены во времени, то это может стать для Вас наиболее подходящим вариантом. Минус однодневной поездки только в том, что большая часть времени уходит на дорогу, которая к тому же еще и сильно утомляет, а не на осмотр Мачу-Пикчу. Разница в стоимости однодневного и двухдневного тура — незначительная.
Преимущества двухдневного тура: при ночёвке в посёлке Агуас Кальентес туристы имеют возможность посетить Мачу-Пикчу в ранние часы до наплыва основной туристической массы, а также совершить восхождение на самую вершину горы Вайна-Пикчу. Следует иметь в виду, что на эту гору допускают ограниченное число туристов и только два раза в день — в 7 и 10 часов утра.
Наиболее экономичным вариантом может стать приобретение комбинированного трёхдневного тура Куско-Мачу-Пикчу, который включает в себя проживание в отелях, транспорт и экскурсионную программу. Стоимость такого тура составляет порядка 370 USD на человека при двухместном размещении.
 
 
ГОРОД ИНКОВ СЕГОДНЯ
В наши дни Мачу-Пикчу, место поразительной истории и неразгаданных тайн, в последние десятилетия стал популярным центром мирового туризма. Многие устремляются сюда, чтобы своими глазами увидеть совершенное строительное искусство Инков. Немало людей привлекает сюда и миф об Эльдорадо, богатой эпической стране. В 2011 г. в целях  ограничения количества посетителей были приняты новые правила, согласно которым посетить древний город могут только 2,5 тыс. туристов в день.
Мачу-Пикчу находится в труднодоступном районе, прямо в облаках, автомобильной дороги туда нет, поэтому в целях развития туризма была построена железная дорога из Куско до близлежащего населенного пункта Агуас-Кальентес (исп. Aguas Calientes).
 
Шедевр инкской архитектуры - Храм Солнца

Сохранилась и оригинальная тропа Инков, идущая вдоль реки. В окаймленной высокими горами долине, по которой петляет Урубамба, практически никогда не бывает ветра. Полумрак здесь царит даже днем, а рев воды заглушает все звуки.
  
Где находится, как добраться ДО МАЧУ-ПИКЧУ
«Бархатным сезоном» в Перу является сухой зимний период (июль — август), когда держится самая комфортная температура воздуха — около +20 °C. Каждый зимний сезон уникальный музей под открытым небом «кормит» всю страну доходами от туризма. Мачу-Пикчу открыт для посещения с 6:00 до 17:30, вход платный.
Прилетев в Лиму — столицу Перу, надо сделать пересадку на самолет до Куско, откуда до Мачу-Пикчу можно добраться несколькими способами:
Самый популярный: доехать на поезде от станций Ольянтаитамбо (исп. Ollantaytambo) или Порой (исп. Poroy) до Агуас Кальентеса (исп. Aguas Calientes), самого близкорасположенного к древнему городищу населенного пункта. На этот поезд всегда много желающих, поэтому билет лучше приобрести заранее по интернету. Ежедневно из Куско отходят 6 поездов (с 06:40 до 09:05), а обратно — с 15:20 до 17:50.
До цели путешествия можно доехать на туристическом автобусе (они ходят с 05:30 с интервалом в 15 мин.), о входном билете на территорию музея тоже надо заранее позаботиться, так как у его входа билеты не продаются.
Имейте в виду, что с 14:00 настоящего дня продаются билеты на следующий день, при себе нужно иметь паспорт. Билет дает право только на вход в городище, но самые любознательные и отважные путешественники (200 человек в день, в 7 и 10 ч.) могут подняться на соседнюю гору Уайна-Пикчу (кеч. Wayna Pikchu — «Молодая гора»).
На поселковой остановке всегда длинные очереди, но при организованном движении очередь продвигается достаточно быстро, сам путь на гору занимает 10-15 минут. На обратной дороге можно сэкономить, устроив себе «крутой» спуск по ступенькам через горные джунгли, который займет около часа. Трудности спуска с лихвой компенсируются замечательными окружающими видами.
Помните о лимите, установленном ЮНЕСКО в целях сохранения исторического архитектурного комплекса: ежедневно сюда допускается не более 2,5 тысяч туристов. Поэтому забронируйте билеты на экскурсию заранее.
 
Некоторые туристы предпочитают добираться из Агуас-Кальентес до заброшенного города Инков пешком. В этот непростой и протяженный горный поход лучше отправляться около 5 ч. утра, чтобы на месте встретить восход солнца.
Самый интересный: отправиться пешком по древней Тропе Инков. Для такого похода, рассчитанного на 4 дня пути, потребуется средняя физическая подготовка участников.
Самый бюджетный: из Куско на маршрутке или автобусе доехать до Ольянтаитамбо, затем добраться на автобусах сначала до Санта-Марии (исп. Santa María del Mar), потом до Санта-Терезы (исп. Santa Teresa) и Гидроэлектрики (исп. Hidroelectrica). Вся поездка займет около 6 ч. От Гидроэлектрики до Aguas Calientes можно дойти пешком за 1,5 — 2 часа.
  
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
Профессор Йельского Университета Хайрам Бингем, который долгое время работал над изучением руин инкской цивилизации, на основе своих открытий написал несколько популярных книг, таких как «Загадка Мачу-Пикчу» и «Затерянный город Инков».
Интересно, что Инки строили свои города в форме животных. С высоты птичьего полета Куско, к примеру, напоминает пуму. А Мачу-Пикчу построен в форме птицы кондор. Остается лишь гадать, кто в XV веке мог сверху это увидеть.
Религия оказывала огромное влияние на жизненный уклад и поведение Инков, они чтили богов и старались жить, соблюдая главную заповедь: «Ама суа, ама льюлья, ама челья» (кеч. Ama Sua, Ama Llulla, Ama Qhella — «Не воруй, не лги, не ленись»).
В 1983 г. М-П вошел в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО, став центром мирового туризма. Сегодня его каждый день посещают до 2,5 тыс. туристов, но в целях сохранения памятника организация требует сократить число ежедневной посещаемости втрое.
М-П имеет размеры 530х200 м. и четко разделен на 2 зоны: сельскохозяйственную (состоящую из террас, расположенных на крутых гранитных склонах), и городскую (включающую в себя главную площадь, извилистые улочки и до 200 построек). Обе зоны разделены лестницами, стеной и рвом.
Чтобы возвести укрепление в крайне неудобном для строительства месте, требовались колоссальные усилия и непревзойденное мастерство. Однако титаническая работа была проделана не зря, ведь массивные стены и ступенчатые террасы уже более 550 лет надежно держат таинственный город, не позволяя природным стихиям снести его с высоты горного хребта.
Х. Бингем, открывший затаенное место в 1911 г., выдвинул гипотезу о том, что Мачу-Пикчу был городом жриц, «девственниц Солнца». Но в результате скрупулезных исследований ученых было установлено, что здесь жили и представители сильного пола. Правда, из 173 скелетов, найденных в древних руинах, мужчинам принадлежали только 23 из них.
Существовало поверье, что если к священному камню «Интуниана» прикоснуться лбом, то человеку откроется мир духов и божественная энергия Солнца.
Долгое время предполагалось, что этот горный район был заселен людьми задолго до появления цивилизации Инков. Самыми прогрессивными учеными авторство построек приписывалось инопланетным зодчим. Но современные исследователи установили, что город был возведен в 1450 г. и вполне мог быть летней резиденцией правителя и его двора, т.к. в столице Куско было намного жарче.
Ученые отвергают теорию о внешнем вторжении: ни разрушений, ни следов насилия здесь не обнаружено. Есть гипотеза, что население выкосила эпидемия оспы. Вполне вероятно, что жители оставили родной дом в наказание за бесчестье, нанесенное одной из жриц. В государстве Инков насилие над солнечной девой каралось смертью как самого виновного, так и всех его родственников. Мало того, на оскверненном месте уже запрещено было жить всей общине в целом, даже животным.
У Инков многие камни почитались, как священные. Возможно, этим фактом объясняется столь тщательная подгонка каменных блоков: между некоторыми не просунуть даже лезвия! Правда,Между некоторыми каменными блоками не просунуть даже лезвия ювелирной степени обработки подвергались только камни, шедшие на строительство храмов и домов знатных горожан.
Мачу-Пикчу был окружен «анденес» — специальными ступенчатыми сельскохозяйственными террасами, укрепленными стенами из грубо отесанных глыб. От них и возникло название горного массива. Анденес заполняли плодородной почвой, доставляемой из долины реки Урубамбы. Здесь выращивались картофель, маис, целебные травы и даже цветы.
Для Инков золото и серебро были сакральными металлами, которые они именовали не иначе, как «слезами Солнца и Луны». У европейцев к драгоценным металлам было совсем иное отношение. Первые отряды испанских конкистадоров, захватившие Куско, обнаружили здесь такое множество золотых предметов, что в течение около полугода они переплавляли их в слитки, которые затем отправляли в метрополию. Это все послужило причиной невиданного за всю историю человечества обесценивания золота, подешевевшего тогда в несколько раз.
Исчерпав золотой запас Инков, испанцы предприняли очередную кампанию по поиску драгоценных камней и металлов в районе Куско. В силу своего труднодоступного местоположения, Мачу-Пикчу долго отождествлялся с затаившимся сказочным краем. Несмотря на то, что сокровищ здесь не было найдено, его прозвали «Золотым городом Инков». Одинокий, притаившийся в скалах он все равно является одним из самых загадочных и удивительных мест планеты.
Ответ на вопрос «Куда пропали жители Мачу-Пикчу?» учеными пока так и не найден.
  
Правила посещения Мачу-Пикчу
Внимание! Внимательно ознакомьтесь с правилами, перед посещением Мачу-Пикчу.
Ежедневно на территорию Мачу-Пикчу допускается не более 2500 туристов. Такое ограничение утверждено ЮНЕСКО в целях сохранения архитектурного комплекса.
С 1 июля 2017 года войти в Мачу-Пикчу туристы могут только в сопровождении гида.
Посетителей на территорию Мачу-Пикчу пропускают в 2 этапа: с 6:00 до 12:00 и с 12:00 до 17:30.
На гору Вайна-Пикчу в каждый заход допускаются до 200 туристов (с 7 до 8 утра, либо с 10 до 11 утра). Продолжительность пребывания: не более 4 часов. Самое позднее время спуска с горы: 15.00.
Входной билет действует единоразово, выйдя за территорию - повторно зайти невозможно.
 
Тайны и загадки Мачу-Пикчу
Кто построил город Инки 
Таково официальное и самое распространенное мнение — Мачу-Пикчу построили жители Атлантиды и Лемурии. Согласно одной из версий, древние инки были недостаточно развиты, чтобы резать и шлифовать камни. Приверженцы этой теории полагают, что Мачу-Пикчу был построен более древней и могущественной цивилизацией, а инки просто нашли город и приспособили его для себя. 
Самые смелые ученые приписывают авторство построек инопланетным архитекторам. По их мнению, инкам, которые не изобрели даже колеса, было не под силу построить километры идеально гладких каменных стен, да еще и в таком недоступном месте. 
  
Мачу-Пикчу в цифрах 
Около 80 лет инки строили Мачу-Пикчу и столько же потом жили в нем. Примерно 1200 человек населяли город. В 1532 году все жители Мачу-Пикчу таинственно исчезли. Почти 380 лет о городе никто не знал. Более 100 лет назад город инков был открыт Хайремом Бингемом. За 30 центов местный мальчик показал руины города его первооткрывателю. Мачу-Пикчу находится на высоте 2450 метров. 
В 2007 году Мачу-Пикчу был удостоен звания одного из Новых чудес света. Почему город построен в таком неудобном месте Близость к Солнцу. 
Инки почитали культ Солнца. Возможно, место для строительства Мачу-Пикчу они выбрали, рассчитывая быть как можно ближе к своему верховному божеству. 
Наблюдение за звездами. 
Исключительное географическое положение города как нельзя более подходило для ведения астрономических наблюдений. 
Земной рай. 
В этом районе, к северу от озера Титикака, по убеждению инков, находился земной рай. Место магической силы. Инки считали, что самые красивые пейзажи наделены сверхъестественной силой. В этом отношении Мачу-Пикчу был идеальным местом, где встречались небо и земля.
 
 Почему жители навсегда покинули Мачу-Пикчу 
Эпидемия. Есть предположение, что жителей города скосила эпидемия оспы. Нападение диких племен. Существует гипотеза о внешнем вторжении, но многие исследователи ее отвергают: ни следов насилия, ни разрушений в Мачу-Пикчу не нашли. 
Осквернение города. Возможно, жители оставили свой город в наказание за бесчестье, нанесенное одной из жриц солнца. Инки считали, что насилие над священной девой должно караться смертью виновного, всех его родственников и соседей. Кроме того, на оскверненном месте уже нельзя было жить даже животным. 
Утеря значения города. Согласно этой версии, Мачу-Пикчу был резиденцией правителей инков, а когда империя пала под натиском испанских завоевателей, город утратил свое значение и жители покинули его. Инки использовали трепанацию черепа для продления жизни. Кроме того, иногда они целенаправленно деформировали головы, придавая им разные формы. 
Ученые реконструировали облик найденной ими принцессы с вытянутым черепом. Объем ее мозга оказался втрое больше, чем у современных людей. Вероятно, так инкам удавалось стимулировать особые паранормальные способности. 
 
Каково настоящее название Мачу-Пикчу 
Название самого города, а также найденных в нем сооружений придумал его первооткрыватель Хайрем Бингем, исконные же индейские имена так и остались неизвестными. В самом городе не удалось обнаружить никаких записей. 
Мачу-Пикчу в переводе с языка индейского народа кечуа обозначает «старая гора». Его также часто называют «городом среди облаков» или «потерянным городом инков». 
Как Мачу-Пикчу сохранился до наших дней 
Инки построили город, не используя каких-либо скрепляющих смесей – все строения Мачу-Пикчу держатся за счет собственного веса (камни сложены как пазл). На случай землетрясений, которые случаются здесь достаточно часто, инки оставляли при строительстве щели в кладке, а сами стены возводили под углом. 
Все строения Мачу-Пикчу держатся за счет собственного веса, без скрепляющих материалов 
 
Исчезновение золота инков 
Когда на землю инков пришли испанцы, они и были приняты за богов. Индейцы преподнесли «богам» щедрые дары, в том числе золото. 
Последний правитель инков – Атауальпа – позднее пытался выкупить у испанцев жизнь своего народа за так понравившееся им золото. Однако те обманули инку – они казнили его, посчитав, что сами смогут найти сокровища. Поиски испанцев увенчались успехом – они вывезли из страны инков огромные количества золота, но далеко не все – после убийства Атауальпы инкам удалось спрятать значительную его часть. 
Золото инков до сих пор остается одной из самых неоднозначных загадок истории. На его поиски отправлялись тысячи экспедиций, но безуспешно. 
Где золото инков 
У фашистов. Согласно одной из теорий, золото еще в конце 30-х годов удалось найти соратникам Гитлера. 
В Ватикане. По этой версии, сокровища инков достались католической церкви. 
В Польше. Существует мнение, что драгоценности были вывезены в Польшу последним наследником Великого Инки. 
В Мачу-Пикчу. Самая распространенная теория говорит о том, что золото инков до сих пор покоится где-то в дебрях Амазонки, а возможно, и в самом Мачу-Пикчу. Так, в 2012 году французский археолог Тьерри Жамин нашел в Мачу Пикчу секретную дверь, которая, возможно, ведет к золоту инков. Тьерри провел в Мачу-Пикчу геофизические исследования, которые подтвердили наличие в городе нескольких подземных комнат. 
При этом было установлено, что в этих комнатах находятся важные археологические материалы – месторождения различных металлов, в том числе золота. 
В завершение стоит сказать, что Мачу-Пикчу исследовали отнюдь не полностью и это далеко не все загадки города. Скорее всего, под городом расположены многочисленные подземные ходы и пещеры, которые еще предстоит найти. А позволят ли они разгадать имеющиеся загадки или зададут еще больше вопросов – покажет время.
  
Наскальные рисунки и другие тайны Мачу-Пикчу
Археологи обнаружили два неизвестных ранее наскальных рисунка недалеко от древнего города инков Мачу-Пикчу в Перу. Предположительно, рисунки не принадлежат инкам, а относятся к более древней эпохе. 
Рисунки, найденные в Перу, не внесены в базу данных, которая ведётся с начала изучения древнего города инков, рассказал директор Национального археологического парка Фернандо Астете. На рисунках изображены мужчина и животное семейства верблюдовых. Изображение очень похоже на ранее найденные в этом районе образцы наскальной живописи.
Наскальная живопись этой местности особенная — она сделана в специальных скальных углублениях с применением чёрного и охристого цвета. Изображения, скорее всего, принадлежат к доинковой цивилизации, отмечают исследователи. Чтобы точно определить возраст древнего творчества, археологи намерены провести более тщательное расследование.
Наскальные рисунки — далеко не единственная загадка древнего комплекса. В истории Мачу-Пикчу есть немало вопросов, на которые наука не может дать однозначных ответов. Современные учёные считают, что город, расположенный на высоте 2 450 метров, создан верховным правителем инков Пачакутеком за 100 лет до завоевания его империи, примерно в 1440 году. Однако далеко не все разделяют эту версию.
По мнению ряда учёных, инки недостаточно развиты, чтобы резать и шлифовать камни. Гранитные блоки сооружений Мачу-Пикчу тщательно обтёсаны и подогнаны друг к другу с миллиметровой точностью без использования соединительных растворов. Кроме того, они попали на высокую гору без каких-либо подъёмных кранов. Даже современные специалисты не могут объяснить, как можно осуществить такое. Тогда как могла построить такой технически сложный город цивилизация инков, которая не изобрела даже колеса?
Согласно альтернативной теории, сооружения Мачу-Пикчу возведены при более развитой цивилизации, существовавшей за тысячелетия до появления империи инков. Инки просто обнаружили древний город и стали использовать его в своих целях. Хотя, возможно, инки пристраивали к мегалитам что-то своё. В некоторых местах видны следы деятельности двух разных цивилизаций, одни из которых находятся на уровне технологии инков, а другие — намного превышают его.
Цивилизация, построившая Мачу-Пикчу, с лёгкостью обращалась с камнем. Она могла изменять его форму, как-будто камень сделан из пластилина. Возможно, эти люди обладали технологией размягчения камней, считают учёные. За руинами Мачу-Пикчу возвышается гора Уайна-Пикчу. Она покрыта террасами, возведёнными из каменных блоков весом до 200 тонн. Трудно представить, как доставлялись эти камни на такую высоту?
Ещё одна загадка в том, что кладка некоторых домов очень похожа на кладку в городе Аладжа-Хуюк, который находится на территории современной Турции. Неужели эти города, находящиеся в разных частях света, могли относиться в одной цивилизации?
Город оставил и другие неразгаданные загадки. Например, учёные до сих пор спорят о том, куда делись местные жители. Историки рассматривают множество версий произошедшего, но ни одна из них не может до конца дать ответы на все вопросы.
Город опустел в период колонизации Южной Америки испанцами. Однако конкистадоры не нападали на древний город — они просто не нашли его. Никаких следов нападений и разрушений не было. Работает даже водопроводная система, созданная сотни или тысячи лет назад.
Одной из причин исчезновения жителей также называют эпидемию оспы. Считается, что оспу в Перу завезли испанцы. Среди коренного населения распространилась эпидемия болезни, которая к 1527 году выкосила половину жителей страны. Однако если европейцы не добрались до самого Мачу-Пикчу, как они могли занести туда оспу? Город расположен удалённо, и местные жители не имели особых контактов с остальным населением.
Мачу-Пикчу называют потерянным городом инков. Люди не знали о нём 300 лет, пока американец Хайрам Бингем не нашёл его с помощью местного мальчика-проводника. В городе обосновались местные крестьяне, которым нравилось жить «свободными, без нежелательных визитёров». После визита Бингема о Мачу-Пикчу узнал весь мир, однако искал он вовсе не этот город.
Бингем искал таинственный город Пайтити, в который, по слухам, инки спрятали своё золото, спасая его от конкистадоров. Считается, что город полностью наполнен золотом, даже дома и дороги там сделаны из этого металла. Город искали несколько сотен лет, но так и не нашли. Он до сих не даёт покоя искателям сокровищ и авантюристам.
В 2012 году французский археолог Тьерри Жамин нашёл в Мачу Пикчу секретную дверь, а геофизические исследования показали, что там расположено несколько потайных комнат. При этом было установлено, что в этих комнатах находятся важные археологические материалы — месторождения различных металлов, в том числе золота.
Учёные полагают, что под городом находится гораздо больше комнат и подземных ходов, которые ещё предстоит найти. Поэтому исследователи не исключают, что именно так могут находиться спрятанные инками несметные сокровища. Так что впереди учёных ждут новые открытие и гипотезы.

 
 
____________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Monuments database — 2017.
Стингл М.; пер. с чешск. Г.П. Нещименко. Государство инков. Слава и смерть "Сыновей Солнца" = Slava a smrt Synu Slunce / Терехов В.П.. — М.: Прогресс, 1986. — С. 229.
Энциклопедия аномальных мест мира. В.Чернобров.
Frost, Peter. Machu Picchu Historical Sanctuary / Peter Frost, Daniel Blanco, Abel Rodríguez … [и др.]. — Lima : Nueves Imágines, 1995.
Kops, Deborah. [[1] в «Книгах Google» Machu Picchu]. — Twenty-First Century Books, 2008. — ISBN 978-0-8225-7584-9.
MacQuarrie, Kim. The Last Days of the Incas. — New York : Simon & Schuster, 2007. — ISBN 978-0-7432-6049-7.
Magli, Giulio. At the other end of the sun's path: A new interpretation of Machu Picchu (англ.) // Nexus Network Journal – Architecture and Mathematics : journal. — 2009. — Vol. 12, no. 2010. — P. 321—341. — Bibcode: 2009arXiv0904.4882M. — arXiv:0904.4882.
Reinhard, Johan. Machu Picchu: Exploring an Ancient Sacred Center. — Los Angeles : Cotsen Institute of Archaeology, UCLA, 2007. — ISBN 978-1-931745-44-4.
Richardson, Don. Eternity in their Hearts. — Ventura, CA : Regal Books, 1981. — P. 34–35. — ISBN 978-0-8307-0925-0.
Weatherford, J. McIver. Indian givers: how the Indians of the Americas transformed the world. — New York : Fawcett Columbine, 1988. — ISBN 978-0-449-90496-1.
Herzog, Werner. [[2] в «Книгах Google» Herzog on Herzog] / Werner Herzog, Paul Cronin. — MacMillan, 2002. — ISBN 978-0-571-20708-4.
Мачу Пикчу: история, фотографии и главные строения
Мачу Пичу (Machu Picchu) — Перу, Анды, древний город инков
Леонид Велехов. Мачу-Пикчу// «Вокруг света», № 12 (2843), декабрь 2010
Мачу-Пикчу // Большая советская энциклопедия. — М., 1972. — Т. 10. — С. 539—556.
Всемирная история. — М., 1962. — Т. 9. — С. 131—135, 261—263, 459—460.
Забродская М. П., Шарец Д. С. Природа Карибского региона. — М., 1961. — 76 с.
Мачу-Пикчу // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Пугачёва Е. В., Серебрякова С. О. Путеводитель серии «Глазами очевидца». — М.: Ардженто Груп. 2006. — 208 с., илл. — ISBN 5-902839-06-8
Кравчук П. А. Рекорды природы. — Л.: Эрудит, 1993. — 216 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-7707-2044-1.
Америка (часть света) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Географический атлас. — М.: ГУГК, 1982. — С. 206. — 238 с. — 227 000 экз.
География. Современная иллюстрированная энциклопедия / Главный редактор А.П. Горкин. — М.: Росмэн-Пресс, 2006. — 624 с. — ISBN 5-353-02443-5.
Павлов Н. В., Ботаническая география зарубежных стран, ч. 1 — 2, М., 1965; 
Магидович И. П., Очерки по истории географических открытий, М., 1967; Гвоздецкий Н. А.

  

ВложениеРазмер
Machu_Picchu (1).jpg199.08 КБ
Machu_Picchu (2).jpg204.9 КБ
Machu_Picchu (3).jpg415.75 КБ
Machu_Picchu (4).jpg408.8 КБ
Machu_Picchu (5).jpg402.67 КБ
Machu_Picchu (6).jpg98.53 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru