Марийское моление Кюсо кумалтыш

марийское моление

Традиции и верования восточным марийцев – эрвел мари.
7 июля в священной роще деревни Ирсаево "Кугу Юмо кумалтыш" (молебнище Великого Юмо) с участием всех картов прошло молебнище "Кюсо кумалтыш".

Это моление и праздник в честь летнего солнцестояния, сходное со славянским праздником Ивана Купала. Но мари при проведении праздников учитывают не только положение солнца, но и фазы луны и дни недели. Поэтому после самой короткой ночи ждут новолуния, а затем - ближайшего четверга, как самого благоприятного дня для моления. Хотя моление официально было не районного масштаба (уже было отмечено, что для проведения такого моления, в районе священных рощ не сохранилось), туда были приглашены все желающие.

 

ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИЙЦЕВ

Марийцы делятся на три группы: горных, луговых и восточных мари.
Восточные марийцы отделились в XVI веке от луговых мари и ушли на восток за Каму.

Миграция марийцев на северо-восток началась в конце XVI в связи с насильственной христианизацией населения на землях захваченного Казанского ханства и введением общероссийской системы налогообложения и продолжалось XVII-XVIII веках. 
Сейчас восточные марийцы компактно проживают в Башкирии, на юго-западе Свердловской и юго-востоке Пермской областей и составляют 25-27% общей численности марийцев. 
В свою очередь восточные марийцы подразделяются на несколько территориальных групп. Выделяют четыре главные группы: прикамские, прибельские, икско-сюньские и уральские марийцы.

Статья про народ мари - тут!

Районы проживания

Выделяют четыре района сосредоточения восточномарийского населения:
Прикамский — южная часть Камско-Вятского междуречья (Чолман марий) — юг Удмуртии;
Прибельский — в основном междуречье Белой, Уфы и Буя (Ӱпö марий) — северо-запад Башкортостана;
Икско-Сюньский — междуречье Ика и Сюни (Белебей марий) — запад Башкортостана на границе с Татарстаном;
Приуральский — верховья Уфы и Сылвы (Урал марий) — юго-запад Свердловской области и юго-восток Пермского края.
Остались лишь следы в топонимии от марийских поселений XVII века на крайнем востоке ареала восточных марийцев — близ Катайского острога, Камышлова, Шадринска, на реке Реж.

                                   фольклорный ансамбль восточных мари                       

Численность
Исторически являются потомками переселенцев из луговых марийцев. Сохранился единый лугово-восточный (марийский) язык и обобщенное название этногруппы «лугово-восточные марийцы». По данным Всероссийской переписи населения 2002 всего как «лугово-восточные марийцы» себя идентифицировали 56 119 чел. из 604 298 марийцев (или 9 % от них), в том числе как «восточные марийцы» (восточные (уральские) марийцы) — 255 чел, собственно «лугово-восточные марийцы» — 3 333 чел., «луговые марийцы» (олык марий) — 52 410 чел. Это говорит об устоявшейся традиции (приверженности) называть себя единым наименованием народа — «марийцы».
По некоторым оценкам численность лугово-восточных марийцев составляет около 580 000 человек из более чем 700 000 марийцев (более 80 % от них), в том числе восточных марийцев около 150—180 тыс. при порядка 400 тыс. луговых марийцев.

                         народ мари                                                                                           
Черты синкретизма
Уральские марийцы раньше вступают в контакт с русским населением, меньше русских черт в культуре у Прикамских марийцев, а Прибельские и, особенно, Икско-Сюньские вобрали в себя много татарских черт. Существовали смешанные деревни с татарами, башкирами, русскими и чувашами. Их с марийцами связывали торговые и родственные отношения.

Этнографическая группа уральских марийцев сформировалась за пределами своей исконной этнической территории в окружении новой природно-климатической и этнокультурной среды. Это взаимодействие и определило самобытность и специфику традиционной культуры уральских марийцев. 
Уральская группа марийцев взаимодействовала преимущественно с татарским, башкирским и русским населением, что не могло не повлиять на традиции, обычаи, язык, хозяйственные занятия, жилища и одежду. С другой стороны, иноэтничное окружение способствовало консервации этноспецифичных и архаичных явлений в культуре уральских марийцев. 

 

ОБРЯДЫ ВОСТОЧНЫХ МАРИ
Древние обряды возрождаются. В Мишкинском районе прошла встреча марийских картов с проведением моления «Кюсо кумалтыш».
Вот она, сӱремпуч - берестяная труба, в которую трубят до и во время праздника Сюрем, возвещая его наступление

 

5–6 июля в селе Мишкино прошла встреча марийских священнослужителей — картов и энтузиастов — исследователей марийской традиционной религии.
Главными участниками встречи были карты из Янаульского района Геннадий Пастиев, Павел Ямиев и местный карт Вячеслав Шакмаев. Во время встречи были затронуты вопросы, связанные с возрождением веры предков. Один из них — восстановление святых рощ районного значения — Мишкинского «Мер кюсо» (Мировое молебнище близлежащих к Мишкино деревень) и «Тюня кумалтыш» (Всемирное молебнище республиканского значения). В разное время они были разрушены. Их восстановление — дело непростое, но необходимое.

Второй вопрос касался обрядовой стороны. Как известно, марийцы живут в разных областях и республиках России, поэтому и обряды часто отличаются между собой. На этот счет было принято простое и мудрое решение — обрядовая сторона будет зависеть от главного карта, проводящего моление, а небольшое разнообразие обычаев и обрядов только украсит марийскую культуру.                                                                                                         

Третий вопрос касался народных праздников. Каждый год выходит немало марийских календарей, но праздничные дни в них не совпадают. В этой ситуации было решено найти выход в истоках языческой религии — в астрологии. Как известно, раньше языческий жрец, умел читать звезды — определять по ним дни солнцестояний, равноденствий, просчитывать наперед фазы луны… 
Многие праздники, например Кюсо, до сих пор определяются по календарю астрономическому. Для уточнения нового, вернее древнего, астрономического календаря решено было собраться снова и провести отдельный семинар.

Встреча марийских картов состояла не только из дискуссий за круглым столом. Ее участники посетили священное место всех мари района «Султан керемет» (керемет — родовой дух-хранитель, роща посвящена легендарному вождю местных мари — Султану), «Мер кумалтыш» (мирское молебнище) и побывали у святилища не только районного, но и республиканского масштаба — «Тюня кумалтыш» (Всемирное молебнище). К сожалению, последнее святилище к нашему времени не сохранилось.

 

Об этом культовом камне, посвящённом Султан Керемету, уже была статья на сайте                         

7 июля в священной роще деревни Ирсаево «Кугу Юмо кумалтыш» (молебнище Великого Юмо) с участием всех картов прошло молебнище «Кюсо кумалтыш».                                                                                            

Это моление и праздник в честь летнего солнцестояния, сходное со славянским праздником Ивана Купала. Но мари при проведении праздников учитывают не только положение солнца, но и фазы луны и дни недели. Поэтому после самой короткой ночи ждут новолуния, а затем — ближайшего четверга, как самого благоприятного дня для моления. Хотя моление официально было не районного масштаба (уже было отмечено, что для проведения такого моления, в районе священных рощ не сохранилось), туда были приглашены все желающие.


Нужно отметить, моление отличалось от предыдущих — спустя немало десятилетий, возможно и столетий, в марийской священной роще вновь зазвенел звон волшебных гуслей. На них играл директор марийского историко-культурного центра Алексей Ибулаев. Он же изготовил обрядовый для этого праздника «сюрем пуч» и протрубил на нем о начале праздника. Дальше карты начали читать молитвы богам, время от времени раздавался звон ритуального удара ножа об топор… 

Любопытно, что готовить помогают женщины.                                                                                                  
В общем, в этот день были возрождены многие древние обряды и мы надеемся, что впредь народ их не забудет и марийская традиционная религия будет только крепнуть.


 
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
Статья из общественно-политической газеты Мишкинского района, Республики Башкортостан, "Дружба", № 76-77, 9 июля 2016 г.
Автор статьи и фото: Эсен ЭЛАЙ,
Также фото Вячеслава Камилянова.

ВложениеРазмер
95333_600.jpg88.64 КБ
95558_600.jpg68.13 КБ
96162_600.jpg65.28 КБ
96463_600.jpg68.39 КБ
96741_600.jpg88.07 КБ
96976_600.jpg91.45 КБ
p1010019-20151030.jpg117.74 КБ
p1010026-20151030.jpg147.93 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

месть священной рощи

При заполнении Чебоксарского водохранилища пришлось вырубить березовую рощу – место ритуальных мольбищ язычников-мари. Спустя три года никого из порубщиков не осталось в живых. Кто умер от внезапной болезни, кто погиб в результате несчастного случая…

 

– Хлысты я своим трактором сволок к избе, наколол порядочную кучу дров – поленницу вывел вровень с крышей хлева. Все честь по чести: по краям чурки клал клетками, чтобы не раскатилась. Ночью просыпаемся от грохота – развалилась поленница!

Сложил по новой. Но и эта суток не простояла. Что за чертовщина! Плюнул, да побросал поленья навалом в предбанник. В субботу, как водится, затопил баню. Березовые дрова в подтопке горели вяло и дымно – сырые. После того как семья напарилась-намылась, жена осталась кой-чего простирнуть по мелочи. Час проходит, другой – ее нет. Пошел за ней, открыл дверь и обмер – лежит Нюра на полу, уткнувшись лицом в корыто с бельем! Врачи заключили: отравление угарным газом.

Ну как она могла угореть – вьюшка открыта, отдушина не заткнута? Сорока дней не прошло с похорон, как новая беда! Сын Михаил работал в плотницкой бригаде. В конце ноября на центральной усадьбе строители обмывали премию и, как водится, напились в доску. Далеко за полночь кто-то завел стоявший у столовой самосвал, мужики понабились в кузов и погнали в деревню. Бросили самосвал среди улицы и разбрелись по домам. А про уснувшего дорогой Мишу забыли. Он раньше-то капли в рот не брал, вот его и развезло.

Ночью ударил мороз, лужа дождевой воды на дне кузова, в которой он лежал, заледенела. Хватились поздно – парень так и не проснулся… История эта не выходила у меня из головы. За какие такие прегрешения злой рок преследует праведную, работящую семью? К легендам о неотвратимости наказания за осквернение «священных рощ», рассказанным ученым мужем, я поначалу отнесся скептически.

 В начале 90-х в том районе Марий Эл военные демонтировали для замены межконтинентальные баллистические ракеты подземного базирования, десятки лет стоявшие здесь на боевом дежурстве. Шахты в целях маскировки размещались в тех самых березовых колках, где издревле молились язычники. Для прохождения тяжелой техники в них выкорчевывались целые просеки.

Случалось, что стройбатовцы за бесценок продавали древесину местному населению. Вполне возможно, что Кондрат с одним из таких «леваков» и сторговался. Неужели на него легло проклятие березовой рощи?

 

 

 

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru