Курган Коврига

Курган Коврига – памятник истории и археологии в Пижанском районе Кировской области. В областном реестре объектов археологии указан как «Могильник «Коврига», и датирован: IX-XIII веками нашей эры.

  

СТАТЬИ ПРО ПИЖАНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ПРО КИРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ ПИЖАНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ВЯТСКИХ МАРИ - ТУТ!

ПИЖАНКА И ПИЖАНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

   
Курган Коврига находится недалеко от деревни Большой Яснур, на краю лесного массива, на небольшой возвышенности. Об этом кургане существует много легенд и преданий, при этом некоторые легенды тесно связаны по смыслу с другим курганом в Пижанском районе – курганом «Каравай». Например, обоим курганом приписываются исторические факты прохождения большого войска, и даже пребывания в этих местах царя Ивана Грозного. При этом есть разные варианты этих преданий: то ли Иван Грозный через эти места шел на покорение Казани, то ли, наоборот, русское войско таким путем возвращалось в Москву. Якобы даже на этом кургане находилась царская ставка, и тут был установлен шатер Ивана Грозного.


Достоверно известно только то, что на месте кургана проводились археологические исследования, после чего «Курган Коврига» был включен каталог исторических древностей Вятской губернии по ходатайству историка и археолога А.А. Спицына.
 
Информации про этот объект оказалось не так много, но вот что удалось отыскать в сборнике «Легенды и мифы Пижанского района»  ( автор-составитель О.П. Груенко, Пижанская библиотека).
«Курган «Коврига» расположен за д. Б.Яснур, на горе, справа от дороги, ведущей на Советск.
Курган - округлая или продолговатая насыпь над захоронением. Крупные погребальные сооружения на территории нашей страны появились более 5 тысяч лет назад, то есть почти одновременно с египетскими пирамидами. Эти сооружения, строившиеся из дерева и грунта, при этом дерево истлевало, грунт осыпался и от монументальных сооружений остались лишь насыпи диаметром 20 метров и более.
Решением облисполкома от 28.03.1983г. №6\191 курган «Коврига» принят на госохрану.
Но судьба его довольно необычна.


Ещё в 1973 г. на туристических картах он был отмечен как «интересный объект природы» А спустя всего лишь 3 года в 1976 г. уже как «археологический памятник бронзового века».
Курган «Коврига» был, да и сейчас остаётся загадкой. О нём ходит много легенд. В одной из них говорится о том, что когда-то очень давно через наши края проходило огромное войско, и в этом месте умер их полководец. Они похоронили его, и этот курган из земли натаскали своими головными уборами. Курган был так высок, что с него было видно 12 церквей, и на самой вершине кургана росла берёза. С кургана была видна деревня Тумша, которая находилась в 22 км. И даже машина, ехавшая у этой деревни, была хорошо видна.


Но эта легенда не была доказана, т.к. при раскопках не было найдено костей человека, но рядом с курганом было разрыто очень много костей животных. Возможно, курган был местом жертвоприношения.
Так же была версия, что это был наблюдательный пункт для местных древних племен этого края. Хотя доказать это тоже сложно, т.к. там были сплошные заросли из вековых сосен высотой 15-20 метров.
Долгое время курган раскапывали и даже разравнивали бульдозером. Однажды, после того как проехал трактор, тракторист Захаров Александр Григорьевич увидел в канаве каменный топор. Топор был очень гладко отшлифован. Один конец топора был как современное зубило, а другой обыкновенный. Но его удивило то, что в топоре была проделана дыра для ручки, которую не может пропилить даже современная пилка.
Также была версия, что от кургана есть подземный ход, но его тоже не могли найти.
Что же такое этот курган?
Может великая могила, может наблюдательный пункт, а, может быть, он образовался сам по себе?»
 
К данному рассказу можно добавить некоторые исторические факты: конечно же, ни у кургана Коврига, ни у Каравая – не было царя Ивана Грозного. Поскольку все торные пути и большаки, ведущие из Москвы в сторону Казани лежат намного западнее – на правом берегу Волги. И вряд ли огромное войско будет пробиваться по лесной глухомани, делая такой огромный крюк в сторону Казанского ханства. Однако есть прямые доказательства того, что в этих краях проходили крупные отряды русских войск, но уже не в период Казанских войн, а несколько позже – в период Черемисских войн, это вторая половина 16-го века.
После завоевания Казани в 1552 году чуваши, мордва и горная черемиса (мари) присягнули на верность русскому царю, а вот луговая черемиса не захотела подчиниться. Всего прошло четыре волны Черемисских войн, и полностью усмирить марийцев получилось только в конце 16-го века. Именно в этот период русские рати пробивались со стороны Нижегородского края по направлению к нынешним Санчурску, Йошкар-Оле (Царевококшайску) и Яранску. Они строили гати и прорубали просеки, строили крепости и остроги, сражались с воинственными черемисами, которые постепенно уходили на восток. Пижанский край в те неспокойные века располагался на стыке Яранских земель и Кукарки (ныне Советск), по этой причине народная память сохранила передвижение в таком малолюдном краю огромных войск. Русские войска шли дальше – в сторону Вятки, где были взяты марийские крепости в Кукарке, Уржуме и Малмыже. Именно после взятия стратегических пунктов на речных «дорогах» царские власти смогли установить административный контроль над этой «неспокойной» страной. 
Следовательно, предания о прохождение через Пижанский район царских ратей имеют под собой историческую основу, но относятся уже к несколько позднему периоду времени.
 


Тогда возникает второй вопрос – откуда взялся этот курган? 
Вряд ли его соорудили ратники, насыпав своими шеломами землю в указанное место (есть и такие версии в легендах). Скорее всего, курганы относились к древнему марийскому населению Пижанского края, поскольку на отдельных этапах своего развития мари и удмурты строили могильники в виде курганов, что, например, можно подтвердить наличием курганов на территории Марий Эл. Курганам и культовым памятникам народа мари мы посвятили на нашем сайте большую обзорную статью. В пользу марийского происхождения кургана указывают даты памятника археологии: от 9-го до 13-го века нашей эры. Примерно на рубеже 9-10-х веков марийские племена вытеснили удмуртов на восток – в сторону Вятки (а потом  и на левый берег Вятки), и создали на берегах Вятки несколько княжеств с центрами в древних городищах: Кокшаров (Котельнич), Кукарка (Советск), Уржум и Малмыж. 
По данным археологов человеческих захоронений в кургане найдено не было, но были найдены кости животных. Вероятно, на кургане было древнее святилище, ведь известно, что народ мари до сих пор отчасти язычники, и приносят в рощах (кюсото) жертвы своим богам. 
Вполне может быть и такой вариант, если в кургане было погребение знатного марийца или даже нескольких человек из знатного рода, тогда могильник могли разграбить еще много веков назад. Кстати, на кургане все перекопано, так что останки людей и все ценные вещи могли унести с собой много лет назад «черные» кладоискатели. А кости животных остались, указывая на то, что эти жертвы принесены в память о предках обитавших тут марийских племен (своеобразная тризна).
      
   
________________________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
МКУК «Пижанская ЦБС» Пижанская ЦБ им А.Ф.Краснопёрова, «Легенды и мифы Пижанского района» - автор-составитель О.П. Груенко. Издание: 2013 год.
Государственный реестр памятников культуры Кировской области.
Худяков М.Г., Книга: «Труды Вятской учёной архивной комиссии» 1905-1917г.: вып. 1-2.
Данные с сайта Пижанского музея.
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год.

 

 

ВложениеРазмер
3462565656 (1).jpg138.43 КБ
3462565656 (2).jpg213 КБ