Культовые камни Ярославской области

Самые известные культовые камни Ярославской области: Синь-камень, Трясловский валун, Тихонов камень, Петухов камень, Волхов камень.
В качестве пролога к путешествию по культовым природным объектам Ярославской области хочу сказать: не ищите в моих словах исторической правды и не судите за возможные неточности. Мой рассказ навеян самой этой древней землёю, в нём будут переплетены описания исторических мест и собственные ощущения от их посещения.

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ И МЕСТА СИЛЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 
Земля Ярославская — старинная, былинная, повидавшая природные катаклизмы, испытавшая войны и настойчивые попытки человека переделать саму природу. Она обладает, на мой взгляд, одним феноменальным свойством: здесь ничто не исчезает бесследно. 

Много миллионов лет назад ледники, отступая обратно на север, оставили на своём пути новые русла рек и разбросали камни необычной формы и окраски. Много сотен лет назад древняя народность меря, исчезая в ходе ассимиляции со славянами, подарила этому краю названия озёр, рек и городов. Много десятков лет назад старинные города и сёла, утопая в водах Рыбинского водохранилища, дали Ярославской области и соседним регионам дополнительный источник электроэнергии.

Земля Ярославская — старинная, былинная. Пыль здесь тёплая и мягкая на ощупь. Она согрета полуденным солнцем. Она взбита тысячами ног. Поднимается над землёй маленькими золотыми облачками. Опускается на землю, чтобы стать воспоминанием о тебе. Покрывает твои босые ноги воспоминаниями о других странниках. 
Травы здесь похожи на спокойное море. Время от времени лёгкие ленивые волны понимаются и опускаются зелёной бесконечностью. Там и тут маки и васильки выпрыгивают из зелени разноцветными рыбками. Запахи из других миров плавают по его поверхности, а его дно хранит свежесть и спокойствие. 
 
Здешний ветер пытается расшевелить здешний воздух, чтобы разбудить от полуденного сна. Он ласкает твою кожу, как тысячи пёрышек или миллион лепестков. Играет с твоими волосами, скользит между пальцами, он перемешивает музыку птиц и старых деревьев, пытается повернуть тебя, заставить танцевать. Тени деревьев ложатся на эту пыль, это море травы и твои ноги. Они танцуют вместе с ветром. Оживляют картинки из прошлого. И вот уже эти тени похожи на призрак молодой девушки из давних времён. Девушки, одетой в кружева из этих теней. Девушки, которая смотрела на то же зелёное море, которая слушала тех же птиц, которая позволяла тому же ветру играть с её волосами, которая шла по той же дороге, что и ты. 
По старой дороге через луг, что теряется на вершине холма. 
  

КАМЕНЬ – ОСНОВАНИЕ ЯРОСЛАВЛЯ                                                                                             
 Наверное, в нашем городе нет более популярной достопримечательности, чем камень основания Ярославля. Этот нерукотворный раритет собирает вокруг себя людей больше, чем какой-нибудь выдающийся памятник архитектуры XVIII века. Ежедневно сотни ярославцев и гостей города приходят на Волжскую набережную, чтобы взглянуть на его совсем обыкновенные серо-бурые бока. Почему же эта ярославская достопримечательность так интересна людям? В чём состоит её особый магнетизм? На самом деле ответы на эти вопросы не так уж и сложны.

Камень — это своеобразный символ Ярославля. Ведь, по преданию, именно на этом месте началась история города. Здесь великий князь Ярослав Мудрый повелел его выстроить, когда зарубил секирой медведицу. Таким образом, от этого камня начинается отсчёт тысячелетней истории Ярославля.

С другой стороны, от него же город начал расти не только во времени, но и в пространстве. За ним начали устанавливать первые укрепления Рубленого города, строить храмы, а потом и создавать первые слободы. Подходя к памятнику, невольно представляешь картины древнего Ярославля: вот княжеская дружина собирается в очередной поход, а вот ремесленник спозаранку открывает свою мастерскую.

Около этой реликвии бывали все люди, создававшие историю города — и создатель русского драматического театра Фёдор Волков, и великий педагог Константин Ушинский, и известнейший оперный певец Леонид Собинов, и первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, и многие-многие другие.

Но не только исторической памятью прельщает этот раритет. Легенды говорят, что сам камень подревнее самого города. Ведь его возраст составляет более двух миллионов лет! А ещё этому чуду природы приписывают лечебные свойства. Будто бы он обладает магической силой и может исцелять от болезней. Для того, чтобы получить облегчение, достаточно коснуться поверхности камня ладонью, ощутить его прохладу и забрать частичку его мощного энергетического поля.

Романтичные натуры верят ещё и в то, что эта достопримечательность Ярославля имеет волшебные свойства. Благодаря им он исполняет самые сокровенные желания людей. Достаточно просто бросить монетку, закрыть глаза и загадать то, что хочется больше всего.

Удивительно, но эта традиция известна даже иностранцам. Гости Ярославля также с удовольствием кидают монетки «на счастье» и верят, что их желание воплотится в реальность.
  

Синь-камень

Этот холм называют Александровой горой. По преданиям он имеет искусственное происхождение и был возведён над равниной по приказу самого Александра Невского. Где-то на его вершине, вплоть до XIII века, располагался и монастырь его имени, который светлый князь использовал в качестве загородной резиденции. Существование монастыря подтверждено в ходе археологических раскопок, однако его изображений не сохранилось. В народе поговаривают, что гора Александрова появилась здесь задолго до князя. Древние меряне называли это место Ярилиной Плешью и устраивали на его пологой вершине обрядовые действа в честь солнечного бога. А ещё в те времена на вершине холма стоял огромный камень — чудо природы. Доподлинно неизвестно его происхождение. Вероятно, его оставил в качестве подарка уползающий скандинавский ледник. 
Камень этот необыкновенного синеватого цвета считается точкой неведомой силы и с самого своего появления в Ярославских землях почитается народом как целебный. Его нельзя назвать чисто синим, название, по мнению историков, это камень получил не за цвет, он «имеет символическое значение и указывает на соотнесенность объекта с загробным  миром». Во времена своего стояния на горе Синь-камень поражал своими размерами: от двух до трёх метров в обхвате в разные стороны. Вес валуна около 12 тонн. Неудивительно, что его выбрали в качестве идола. 

До прихода христианской веры, в которую местное население обращали почти принудительно, этот камень на холме мирно принимал своих поклонников, которые покрывали его цветами, ленточками и руническими надписями. Однако новым церковникам он сразу не полюбился, ибо олицетворял силу язычества. Но несмотря на все ухищрения, поток верующих в силу камня снизить они так и не смогли. 
Свергнуть древнего идола пытались трижды. Сначала, годе этак в 1152, его просто сбросили с вершины и прокляли, ведь «в нём же вселися демон, мечти творя и привлачая к себе ис Переславля людей: мужей и жён и детей их и разсеивая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла». Однако тропа народная в камню не только не заросла, но стала ещё шире, ведь теперь для поклонения не нужно было забираться на холм. «И они слушаху его и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть».  В начале XVII века на битву с камнем был послан из Ростова отец Ануфрий, который засучил рукава, взял лопату и закопал неугодного идола поглубже. Но лет через пятнадцать сама земля вытолкнула камень обратно на поверхность. Подивился весь люд мирской и опять потянулся к камню за исцелением. Подивились и церковники и столетия через полтора решили утопить ненавистный камень в Плещеевом озере. Вода выталкивала камень немного дольше, однако через 50 лет камень показался на берегу, где находится по сей день. 
Где находится, как доехать:
Ярославская обл., Переславль-Залесский р-н, Александрова гора, берег Плещеева озера, около села Городище
Координаты: 56° 47.050’N, 38° 49.489'E
Найти камень несложно, на Ярославском шоссе можно найти указатели для поворота
Сегодня представить себе всё величие природного объекта под названием Синий камень довольно сложно, ведь он постепенно, и на этот раз абсолютно самостоятельно, погружается в землю всё глубже и глубже. Аборигены говорят, что еще в 50-х годах прошлого века, он возвышался на берегу метра на полтора. Сейчас над землёй остаются около 30 сантиметров. Может устал древний идол за столько веков принимать неугомонных поклонников, которые до сих пор стремятся к нему за чудом? Ведь попросить чуда достаточно просто. Нужно снять обувь и постоять босыми ногами на синеватой поверхности несколько мгновений, ощущая его тепло. Камень излучает приятное тепло круглый год. Говорят, что даже в сильные морозы, снег на его поверхности тает. 

Но на мой взгляд, камень решил просто спрятаться от непомерной людской алчности. Ведь не так давно место вокруг камня огородили и начали продавать билеты. Стоимость просмотра природного чуда составляет 50 рублей. Объясняют это тем, что объект находится на территории природной охраняемой зоны «Плещеево озеро», причём вход на территорию самого заповедника составляет всего 20 рублей. А ещё на пути к заветному, нужно преодолеть ряд сувенирных свежесрубленных лавок. И по дороге к берегу озера, на ум вместо древних мерян и священных культов, приходит Остап Бендер. 
 

Трясловский камень                                                                                                                  

Чуть менее знаменитый, зато совершенно бесплатный собрат камня с Плещеева озера стоит недалеко от озера Неро, в уютной тихой роще, где деревья увиты разноцветными ленточками и тряпочками, что говорит о неистребимой в русском человеке вере в языческих богов. Из Переславль-Залесского района перебираемся в Ростовский. Стоит камень недалеко от разбросанных по бывшей ростовской губернии деревенек с мерянскими названиями Угодичи, Воробылово и Тряслово. Размером Трясловский синий камень немного поменьше, в длину в основании метра два с половиной, высоту около полутора. История его чуть более скромная, но не менее древняя. Камень этот по-другому кличут Велесовым, ведь по преданиям, в эпоху, когда на землях Ярославских обитал финно-угорский народ меря, стоял на этом камне идол бога Велеса — покровителя скотоводов, землепашцев и врачевателей. Может быть, поэтому дождевую воду, скапливающуюся в естественных лунках, образованных на камне самой природой, считали и считают целебной. В эти же лунки было принято складывать жертвоприношения. Приношения Велесу всегда были абсолютно безобидными: злаки, фрукты, овощи и монеты оставляли в лунках в знак прошения, а ленточку или тряпицу на дереве рядом завязывали в знак покаяния. 
 Где находится, как доехать:
Ярославская обл., Ростовский р-н, около деревни Тряслово, 3,5 км на Северо-Восток
Координаты: 57°9'58"N 39°35’23"E
 

ТИХОНОВ КАМЕНЬ

Тихонов камень                                                                                                                              
Первые упоминания об этом месте дошли до нас с конца XVII века, именно тогда «благочестивый крестьянин одной из приходских деревень обнаружил на этом камне большую икону с изображением святых, среди которых главное место занимал Тихон Амафунтский. По решению епархиальной власти, святое изображение было помещено в храм, прихожанином которого являлся крестьянин. 
С того времени совершался многолюдный ежегодный (15 и 16 июня) крестный ход к камню - месту обретения иконы. В 1795 г. в честь этого события в приходском храме был построен придел во имя Тихона Амафунтского. Позднее на территории «Пустыни» была сооружена часовня, в которой находилась небольшая икона этого святого. В первой трети XIX в. в часовне «для подвигов молитвы» поселился приходской крестьянин Киприан Семенов Бовин, следивший и за состоянием «Тихоновой пустыни» Рассказывали, что некий пастух пытался сжечь часовню «Тихоновой пустыни», однако «выгорела» лишь небольшая часть здания. Обобщая представленные сведения, можно говорить, что «Пустынь» представляла собой пространство, включавшее почитаемые объекты: камень, часовню и, вероятно, колодец. Сказание о тщетных попытках уничтожить келью, по-видимому, служило поддержанию сакрального авторитета «Пустыни».[1]

Современные упоминания ограничиваются лишь следующими фактами: «Самым известным культовым камнем на территории нашего МО ( прим.автора — Большесельский район Ярославской области) является так называемый Тихонов камень. Последние полтораста лет лежал он в глухом лесу, казалось, всеми позабытый. Однако старые люди помнили о нём и рассказывали: «Камень большой, серый, есть в нём углубление, где даже в самую сильную жару водичка стоит. Вода эта целебная, если ею вымыть глаза, то они не будут болеть, а видеть станут, как молодые. Очень давно там стояла деревянная часовня, построенная в честь святого Тихона. От времени она разрушилась, а иконы, находившиеся там, перевезли в церковь села Никольское на Молокше». Эти рассказы собрала директор Большесельского Шереметевцентра Л.М. Кармакова. По её инициативе 16 июня 1998 года отделом культуры Болыпесельского МО была организована экспедиция на поиски Тихонова камня.

Путь участников экспедиции начинался в деревне Березино, которая знаменита тем, что является родиной известной крепостной актрисы П.И. Ковалёвой-Жемчуговой, ставшей в конце жизни графиней Шереметьевой. Сейчас здесь постоянно живёт единственная семья - супруги Лысаковы. Глава семьи, Александр Николаевич Лысаков, и стал проводником экспедиции. Нашли камень не очень далеко от деревни, примерно в 3 км от неё, но последние метры были трудными, пришлось проводнику прорубать дорогу через непролазную еловую чащу. Наконец, камень предстал перед участниками экспедиции. Был он покрыт толстым слоем мха, листьев и земли, значительно врос в землю.

Участники экспедиции очистили камень, по языческому обычаю украсили нижние ветки ели, растущей рядом, цветными ленточками, как бы принося жертву. Запечатлели всё это на фотографиях. Так, дорога к Тихонову камню была вновь открыта...

Аномальные зоны Ярославской области

... Осенью 2000 года к Тихонову камню отправилась новая экспедиция, организованная Управлением культуры. На этот раз около камня были произведены небольшие раскопки, обнаружены обгоревшие бревна - остатки бывшей часовни, а так же фрагменты керамики, которые позже специалисты ЯГПУ им. К.Д. Ушинского датировали 12 веком. В процессе поисков материалов об этом камне выяснилось, что о Тиховом камне писал в конце 19 века известный краевед протоирей К.М.Ярославский (1853 - 1937)... ....Место обретения иконы св. Тихона Амафундского....в конце 17 века благочистивый крестьянин Николомолокшинского прихода искал грибы в лесу, а подойдя к давно известному Большому камню.....увидел на нем икону с изображением семи ликов угодников божьих. Позднее выяснилось, что среди ликов в центре был лик св. Тихона Амафундского.... С тех пор причтами 4 церквей: Николомолокшинской, Васильевской в Юхти, Георгиевской в Юхти и Спасской на Молокше - ежегодно 16 июня, в день святого Тихона, к месту обретения иконы совершался крестный ход.

Близ камня была построена деревянная часовня. В начале 19 века она была перестроена и увеличена, и в ней поселился для подвигов малитвы крестьянин Киприан Семенов Бовин (1810 - 1838). Однако в 30-е г.г. 19 в. из-за холеры крестные ходы были запрещены. После смерти Бовина это место стало-приходить в запустение. В 1883г. этот камень посетил протоирей К.М.Ярославский «... при выходи из кельи, в правой стороне от неё, почти прямо от входа, бросается в глаза громадный камень-дресвяник, имеющий около 4-х аршин длины, 3-х ширины и 2-х вышины».[2]

Наши дни оказались более жестокими (21/09/2008)...Александр Николаевич Лысаков умер восемь месяцев назад, единственной постоянной жительницей д.Березино оказалась его супруга Маргарита Константиновна — женщина довольно преклонного возраста, уроженка д.Матвеево, в настоящий момент у нее тоже проблемы со здоровьем, по этому выступить нашим проводником она не смогла да мы и не просили.

По её рассказам, камень она знает с детства, еще «дядя относил меня маленькой, верхом на плечах и оставлял у камня, а сам шел собирать малину. Я забиралась вверх по ступеньках и сидела на камне, ожидая дядю», - говорит она.

В целом, женщина оказалась довольно таки добродушная и любезно поделилась с нами всей информацией, которой она владела по данному камню. По её словам, раньше, еще при жизни мужа, на Тихонову пустынь постоянно приезжали страждущие из разных уголков нашей страны. Ведь камень то целебный, лечит зрение. Описывает она ситуации, когда приезжали люди почти потерявшие зрения и благодаря целебным свойствам камня вновь его обретавшие.

Она же и объяснила нам, как пройти к камню, хотя её ориентиры показались нам крайне туманны на первый взгляд. В качестве них выступили сосна( это в лесу, представляете), столб неизвестно с каким номером и некая «магистраль», которой впоследствии оказалась обычная лесная дорога.

Рассказывать как и где мы искали камень особенного смысла нет, скажу лишь, что поиски его оказались не таким легким занятием как казалось изначально, но под конец нашего пути, когда мы возвращались домой, они увенчались успехом...камень был найден. Первым чувством охватившем нас, естественно, была радость, после некоего осмысления ситуации мы принялись за замеры и описания, с которыми вы можете ознакомится далее по тексту.
  
Описание объекта «Тихонов камень»

Камень серого цвета. Поверхность шершавая, наблюдаются небольшие выбоины. Правая часть более правильной прямоугольной формы, левая значительно возвышается над правой. С центральной( фасадной) стороны имеются следы предположительных зарубок антропогенного характера. Металловкрапления отсутствуют. По структуре в местах сколов напоминает гранит. По утверждениям очевидцев камень «уходит» постепенно в землю, т.к. по словам всё той же М.К. Лысаковой в период её детства камень насчитывал порядка семи ступеней, сейчас же мы можем наблюдать только одну. Рисунки и надписи отсутствуют.
 Точные координаты камня: 38град. 50' 13,9'' восточной долготы и 57град. 35' 17,3'' северной широты.
 
Про Тихонов камень

В глуши лесной давно забытый
Лежит один из древних великанов
И мы в порыве жажды поисков открытий
Пришли к нему и поклонились истукану

Тяжел и труден был наш путь
Кругом вода и грязь, лесные звери
Чудес и сказок полное сплетенье
И будет нам что исходе вспомянуть

Мы слышали как плакала сосна
Ну точно чадо заплутавшее в лесу
Иль это леший разгулявшийся в бору?
Теперь сказать уж верно не смогу.

А буйство зелени - весенний карнавал
Вот он уж точно равнодушных не оставит
Весна в лесу - прекрасная пора
Вот взгляд отвел и снова его манит.

Но вряд с чем когда сравнится
Туманный образ старика седого
Что средь поляны в луже развалился
И ждёт-лежит прохожего иного

Он статен и матер как дикий вепрь
Забыт и брошен словно сирота
И лишь старушки из окрестных сел
По старой памяти заходят иногда.
   
  

Петухов камень                                                                                                             

Петухов камень — ещё один каменный артефакт Ярославских земель — находится недалеко от Углича, на урочище Кека, в полукилометре от правого берега реки Корожечна, в довольно заболоченной местности. Этот серый гранитный великан, принесённый сюда ледниками, является самым большим из представленных, он достигает пяти метров в некоторых своих измерениях. А где-то на его поверхности ещё виден, хотя очень слабо различим, отпечаток огромной птичьей лапы длиной около 40 сантиметров. Историки спорят о происхождении этого символа, а местные жители рассказывают сразу две легенды. По первой версии, камень этот — место жительства гигантского петуха, который охраняет углицкие земли от ворогов всяческих. Как завидит он ворогов, так поднимается с камня и будит жителей на защиту, да и сам помогает защитникам своими огромными крылами. 
А когда беда проходит, петух возвращается обратно на камень. Ясно вспоминается знаменитый пушкинский Золотой петушок, уж очень образ похожий. Ну а по другой легенде, которую любят преимущественно местные селянки, этот камень — символ древней мерянской богини Агне-Патяй, которая родилась из яйца и у которой перед браком просят благополучия и детей. Но и те, и другие жители одинаково верят, что камень Петухов исполняет желания, если влезть на самый верх и прокричать его, что есть мочи.
Где находится, как доехать:
Ярославская обл., Угличский р-н., около деревни Еросимово, порядка 400 метров на восток
Координаты: 57°31'43"N 38°14’42"E
  

МЕДВЕЖИЙ КАМЕНЬ                                                                                                                       
 

Волхов камень
 Также в районе города Углича расположен пятый исполин, размеры которого определить довольно сложно, большая его часть находится под водами реки Корожечна, прямо в её устье. Но специалисты говорят, что весит этот камень не менее 50 тонн. Говорят также, что под водой он стоит ещё на трех камнях. Если внимательно посмотреть с левого берега, в неспешном течении можно увидеть каменный горб, называемый Волховым камнем. Его название отношения к дозаветным богам не имеет, просто стояла недалеко деревенька Полховка, которая исчезла с лица земли еще в 30-е годы прошлого века, а название видоизменилось и осталось за камнем, сделав его монументом ушедшему. 

Аномальные зоны Ярославской области
Говорила же я, на Ярославской земле ничто не исчезает бесследно! Облюбовали камень сей не боги, а местные русалки, также местная молодёжь, что по сей день любит отмечать у камня этого древний языческий, но такой любимый, праздник — ночь на Ивана Купалу. Девушки по-прежнему поют тягучие песни и плетут ароматные венки, отпуская их потом в воду с заветным желанием. А юноши разводят жаркие костры, чтобы испытать древний огненный азарт, а затем присоединиться к своим подругам в хороводе. Ну а для самых терпеливых, из тех, кто надеется отыскать цветок папоротника и способен просидеть неподвижно долгое время, в полночь сможет увидеть, как на Волхов камень из воды появляется русалка и долго расчёсывает в лунном свете свои длинные волосы. В этот момент её можно смело спрашивать о своем будущем и услышать в ответ всю правду нежным шёпотом.
 
Ярославская обл., Угличский р-н, между деревнями Бурмасово и дер. Спасское, в устье реки Корожечны, около 5-10 метров от левого берега
Координаты: 57°32'9"N 38°12'3"E
Замыкая первый круг по Ярославской области, возвращаюсь к Плещееву озеру, откуда начну второе путешествие, а любителям древних загадок и верующим в чудеса природы, оставляю полезную информацию:

   
Синий камень, Синь-камень
Имеет целебные свойства, особенно помогает бесплодным женщинам.
Нужно снять обувь и постоять на нём босиком, прося об исцелении.
 
Трясловский валун
Имеет целебные свойства, особенно помогает для исцеления домашних животных.
Нужно поднести ему дары и выпить дождевую воду из лунки.
 
Тихонов камень
Имеет целебные свойства, особенно помогает больным с глазными недугами.
Нужно как следует умыть глаза дождевой водой из самой большой лунки.
 
Петухов камень
Исполняет желания и имеет защитные свойства.
Нужно залезть на самую вершину камня и громко прокричать своё желание. Можно также тихо попросить о защите брака и здоровье детей.
 
Волхов камень
Исполняет желания и предсказывает будущее.
Загадывать желание нужно в ночь на Ивана Купалу, а потом нужно дождаться русалку, чтобы узнать будущее.
   
ШУТОВ КАМЕНЬ
Киндяковский камень (Шутов камень). Не менее древний камень скрывается в Шутовском лесу, неподалеку от деревни Турбичево. Говорят, что когда-то он приплыл на свое нынешнее место у слияния трех рек абсолютно самостоятельно да еще против течения. В старые времена вокруг камня совершали всевозможные ритуалы и даже делали жертвоприношения. 
Люди верили, что он способен исцелять больных детей, надо было лишь принести хворого ребенка к камню и омыть его водой, которую предварительно «скатили» по камню. Кроме того, считалось, что прикосновение к святыне защищает от любых врагов. Как бы то ни было, все, кто приходит в эти укромные места, неизменно удивляются, что такой большой валун столетиями лежит на болотистой почве, по которой и ходить-то временами трудно, и не уходит под землю. Сейчас паломников у камня бывает мало, хотя вокруг него и можно обнаружить языческие картины и деревья, украшенные разноцветными ленточками.
 
 
КАПИЩЕ НА БЕРЕНДЕЕВОМ БОЛОТЕ
К сожалению, не все объекты, представляющие ценность для этого обзора, доживают до наших дней. О некоторых остается только людская память да приблизительное место где они находились. Такова, например, история «Синей Бабы» — идола, хозяйки Берендеева болота, расположенного на самой границе Ярославской и Владимирской областей.

Само по себе Берендеево болото один из уникальнейших уголков Ярославской области. Место известное и, наверное, мало болот в центральной России сможет сравнится с ним по исторической и сакральной значимости. 
Например, одна из глав эпохального творения Василия Яна «Батый» описывает битву в которой гибнут Евпатий и Ратибор, так и называется Берендеево болото и описывает данную местность. Болото «засветилось» даже в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, который сообщал о ней следующую информацию: «в Александровском уезде Владимирской губернии, на границах Переяславского и Юрьевского, длина 10 версты, ширина 4 — 5 вёрст. Есть следы жилья; по местному преданию, здесь был город Берендеев, где жил царь Берендей». Кстати у слова Берендей существует несколько значений, но в целом этим словом обозначали нелюдимых лесных жителей. Есть версия, что слово идет от славянского «Бер» т.е медведь, потому что часто берендеями называли людей-оборотней, умевший превращаться в волков и медведей. Уже позже берендеи стали племенем, обитавшим на южной границе России. Есть версия, что запорожские казаки являются их современными потомками.
Над бескрайними просторами болота возвышается небольшой холм, который получил амбициозное название «Волчья гора». Место было облюбовано людьми еще в очень древние времена. Особое внимание следует уделить истории «Синей бабы», которую приводит в своей работе «Старые боги» М.И. Смирнов. 
По его словам, существовал каменный идол, имеющий женские антропоморфные черты которому с древних пор поклонялись местные жители. 
Сила «Бабы» была столь велика, что поклонение ей продолжалось даже после разрушения капища. Как пишет Смирнов: «...бабу эту решено было при постройке каменной церкви в селе Лаврове взять для фундамента, но вследствие большой тяжести увезти не удалось; тем не менее, будто бы при наваливании на подводу опрокинули её и часть отбилась». Там же добавляет, что даже после разрушения: «...Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, выворотивши наизнанку платье, задом уходят от неё; бывают будто бы приношения сюда и по другим поводам, так что временами там можно находить, кроме ягод, и хлеб...». 
В некоторых источниках даже приводятся её приблизительные размеры: 2×2,5×1,5 метра. Идол искали, но терпели неудачу многие исследователи на протяжении уже двух с лишним столетий. Конечно, такой ажиотаж был вызван не только желанием найти исторический артефакт. Искали еще и несметные сокровища, которые по преданию спрятал на Волчьей горе мифический царь Берендей. Первое упоминание в массовой печати о каменной бабе и Волчьей горе произошло в 1830 году в журнале «Пешеходцы от Москвы до Ростова». Краеведы в своих работах указывают на многовековую традицию совершения Крестного хода во круг Берендеева болота с целью «умиротворения» хозяйки болот. Кроме того, существуют легенды, согласно которым Берендеево болото раньше болотом не было. 
На его месте, якобы раньше было озеро, но после того как «на этом самом месте, когда — то в старину мать прокляла дочь, вот дочь то и превратилась в камень», озеро заросло и превратилось в опасное болото. По другой версии, в озере муж утопил жену-грешницу. Сохранилось даже название озера — «Волчёнка» и свидетельство что находилось оно, у самого подножья Волчьей горы. 

К сожалению, кроме историй и суеверий, связанных с «Синей бабой» никаких реальных подтверждений её существования не сохранилось. Точного место положения капища установить, тоже не удалось. Кончиной идола, возможно, следует считать послевоенные годы, когда немецкие военнопленные, занимающиеся обустройством железной дороги, разбили остатки «бабы» и использовали её в строительстве. 
Последние следы и какие-то надежды отыскать следы Синей бабы, уничтожил масштабные лестные пожары нового века. Однако многие кладоискатели и любители приключений не теряют надежду и как знать возможно, однажды она будет найдена и займет свое замечательное место в древнерусской истории, наравне с Переславским Синем Камнем.
 
   
КАМЕНЬ ГОРЫ КАРАБИХА
В 1997 году в усадьбе Н.А Некрасова «Карабиха» был найден гранитный валун с изображением косого креста. Много веков пролежал он в земле у фундамента Большого дома усадьбы, пока при реставрационных работах не был извлечён на поверхность.

Принадлежал ли валун древнему каменному валу, который до сих пор находится на глубине около 2-х метров рядом с Большим домом, или являлся частью предполагаемого здесь 'языческого' капища, никто не знает.

Камень имеет размеры: примерно 80х80х50 см. Среди валунов, которыми укреплена старая набережная Ярославля, есть похожий камень с крестом.
   

КАМЕНЬ  - РУДИНА СЛОБОДКА
Камень из погоста Рудина Слободка                                                                                                 

Камень с погоста Рудина Слободка является, пожалуй, самым знаменитым почитаемым камнем из окрестностей Мышкина. Этот интереснейший камень «грибной», т.е. фаллической формы прекрасно сохранился до наших дней и в настоящий момент украшает собой одну из экспозиций «Народного музея» в Мышкине.

К нему приезжали люди не только из близлежащих деревень и сёл, но и издалека. До 60-х г.г. ХХ в. (до момента закрытия храма) у местного населения существовала традиция при посещении храма обходить церкву кругом по часовой стрелке и непременно, в конце обхода, нужно было посидеть на камне. Камень считался лечебным, его берегли. Не позволялось неуважительное отношение к нему.
Это тщательно выполненное каменное изваяние. По форме больше всего напоминает гриб, но может интерпретироваться и как фаллос. Порода – гранит. Поверхность «шляпки» - шлифованная имеет характерный блеск. В центре «шляпки» имеется идеально ровная плоская поверхность – «столешница», от которой идет определённый скос к краям. Вся «шляпка» имеет яркий буро-охристый цвет. Толщина краёв шляпки – 18 см.. Ствол «ножка» изваяния выполнен по какой-то другой технологии, т.к. по всей его поверхности имеются следы мелких сколов обработки. Он имеет естественный цвет серого обработанного гранита и этим заметно отличается от «шляпки».
Размеры - высота изваяния 64см., максимальная окружность основания «ножки» - 153 см.,, окружность «шляпки» - 218 см..

Всё изваяние имеет в сечении форму неправильного треугольника, вытянутого в одном направлении. В целом, в формате музейной экспозиции, изваяние производит впечатление неустойчивой конструкции, которое не может самостоятельно стоять без дополнительных точек опоры или же не будучи врытым в землю. Это подтверждается и словами музейных сотрудников, которые испытывали определённые трудности с установкой памятника, как во дворе музея, так и непосредственно в экспозиции.

Поскольку основание изваяния «ножка» имеет форму сужающегося к низу конуса, нельзя исключить, что вся конструкция вставлялась в какую-то ныне утраченную каменную основу-платформу.

Доподлинно известно, что когда-то он стоял в урочище на вершине кургана недалеко от храма.

Считалось, что камень излечивает от болезней нижней части тела (ноги, поясница, репродуктивная система). Есть определённые сведения, что «в определённые дни к нему приходили люди с дарами, примерно так же, как это делается на Пасху». Камень был вывезен в 90-х г.г. 20 в. от храма в Рудиной Слободке В. Гречухиным, директором Народного музея в Мышкине. Находился у внешней ЮВ стены алтарной части храма
По сведениям, собранным В. Гречухиным и О. Карсаковым к стенам храма камень был перемещён в конце 19 в.

Есть некоторые обрывочные данные, что местный священник в конце 19 - нач. 20 века пытался бороться с сакральной (языческой) славой камня. Скорее всего, что инициатором переноса камня к стенам храма был о. Александр Невский, служивший здесь в конце 19 – н. 20 века. Но нельзя также исключать, что инициатива переноса камня к стенам храма появилась при непосредственном участии известной в народе старицы Ксении Красавиной (1842-1940), чья землянка находилась неподалёку от погоста (и возможно недалеко от камня!) Рудина Слободка.

Считалось, что камень излечивает от болезней нижней части тела (ноги, поясница, репродуктивная система). По устоявшимся повериям, для излечения на нём полагалось посидеть. Есть определённые сведения, что «в определённые дни к нему приходили с дарами, примерно так же, как это делается на Пасху». Люди к камню приезжали издалека. Никаких данных о массовом паломничестве к этому камню, как до революции, так и после в местной краеведческой литературе отследить не удалось.
Летом 2011 г. во время осмотра бывшего места камня у стены храма, была опрошена жительница пос. Волга, уроженка с. Синицино 1956 г.р., навещавшая могилы своих родных. Она рассказала, что знала этот камень у стены храма с глубокого детства. От неё же стало известно, что у местного населения существовала традиция при посещении храма обходить церковь кругом по часовой стрелке с непременным атрибутом сидения на камне. Женщина подтвердила, что камень считался лечебным, его берегли. 
Традиция обхождения храма и сидения на камне шла, по всей видимости, ещё с 19 в. (с момента переноса камня), т.к. носителями традиции были очень старые женщины окрестных сёл, в том числе и её бабушка, которой к её 5-летнему возрасту было уже за 90 лет. Этот обряд сохранился и после закрытия храма в 1961 г. Скорее всего, что забываться эта традиция начала уже в 90-х г.г. после вывоза камня в Мышкин, но при осмотре места у храма было замечено, что место это вытоптано и регулярно посещается.

Вплоть до переноса камня в музей, его особо опекала семья Гусенковых. Некоторые члены этой фамилии ныне живут в пос. Волга, расположенном немного севернее Рудиной Слободки. Интересно, что в документах нач. 18 века, как межевой фигурирует камень «с гранью» - Мардас, расположенный, как сейчас принято считать где-то в р-не современного железнодорожного моста через Волгу, рядом с одноименным поселком. Единственным ориентиром в качестве привязки может служить упомянутый там «Малынский ручей»). 
По устоявшемуся в краеведческой литературе мнению, Мардас пропал в конце 19 века, примерно в то же время, когда со своего места был «изъят» камень-гриб. Как гипотеза высказывается мнение, что исчезновению Мардаса способствовала очистка русла реки Волги. Заметим, что между Рудиной Слободкой и пос. Волга меньше 7 км. Сам посёлок возник только в 20 веке в годы индустриализации. Нельзя исключать, что легендарный Мардас и фаллический камень – один и тот же объект.
 

КАМЕНЬ-ЧАШЕЧНИК
Камень чашечник села Дунилово                                                                                             

В 2007 г. финские археологи их осмотрели и подтвердили, что они полностью тождественны чашечникам Финляндии и др. регионов Балтийского моря в целом. Так что, вот они - подлинные индикаторы мерянского присутствия!
 
После визита Арьи Альквист и финских археологов старая хозяйка дома, у которого лежал камень закопала камень, после чего благополучно продала дом.
 
В 2011г. камень откопали местные активисты. При осмотре камня сразу же бросились в глаза 22 чёткие ямочки диаметром 7-8 см. Глубина их 2-2,5 см.
 
Данный камень вне всякого сомнения можно отнести к так называемым камням-чашечникам, культовым мегалитам дохристианской эпохи.
 
После откапывания камня, им заинтересовались сотрудники Ростовского музея-заповедника, где ,по всей видимости, и находится камень в настоящее время.
 

НОРСКИЕ КАМНИ
Норские камни                                                                                                                        
На окраине Ярославля, в Норском, около некоторых деревенских домов лежат странные валуны. В каждом имеются два или четыре квадратных или круглых отверстия, расположенные в нескольких сантиметрах друг от друга. Их происхождение, как и назначение камней, – большая загадка.

Оказалось, таких камней в посёлке 19, все они одинаковой величины и с идентичными отверстиями. Расположены исключительно на двух улицах – Садовой (раньше она называлась Заулок) и Краснохолмской (в старину – Гора). И еще один валун лежит особняком около церкви Архангела Михаила.
 

 САКРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
Сакральный комплекс д.Могильницы — камни д.Дубровки                                                                  

Три совершенно удивительных и примечательных камня до начала ХХ в. находились на окраине деревни Могильниицы, расположенной недалеко от г. Мышкина при впадении р. Юхоти в Волгу. Они стояли рядом, образуя своеобразную группу на вершине одного из больших курганов. Вся эта местность в 1878 году обследовалась археологом А.И. Кельсиевым, который зафиксировал здесь на второй террасе правого берега Юхоти большой комплекс частично распаханных крестьянами курганов 11-13 веков. По его мнению, вся деревня Могильницы была построена на курганах, отчего она и получила своё название. Жители при рытье погребов долгое время находили кости. Сейчас невозможно сказать, обратил ли внимание А. Кельсиев на группу из трёх камней, но они стояли на кургане, который местные крестьяне трогать не решались и в полевых работах обходили стороной. Незадолго до революции 1917 года местный управляющий по каким-то причинам распорядился перетащить камни из д. Могильницы в село Дубровки, где жил сам. Для осуществления чего были наняты мужики близлежащей д. Кириловки. Камни были размещены в центре старой части Дубровок напротив дома, где жил сам управляющий.

В Дубровке камни благополучно достояли почти до конца ХХ века. Но в1975 г. археологу К.И. Комарову местные жители из д. Могильницы ещё успели показать украшения из кости, найденные при строительстве колхозной фермы в 30-х г.г., когда были срыты два последних кургана. Эти данные подтвердила сотрудница «Эрмитажа» М.Д. Семиз, проживавшая в Мышкине и неоднократно выступавшая экспертом в атрибутировании древностей, хранившихся в музеях г. Мышкина и г. Углича. По её словам место это у местных жителей считалось «нехорошим», трогать его было нельзя. Именно Милена Душановна и обратила внимание молодого учителя и краеведа Владимира Гречухина на эти камни, охарактеризовав их, как «древние и особенные, требующие сохранения».

На территорию «Народного музея» в г. Мышкине они были перевезены в2005 г. в связи с тем, что земля в Дубровках стала активно продаваться и застраиваться частными домовладениями. Один из камней был вынут из фундамента строящегося по соседству дома. Сейчас они являют частью экспозиции и установлены во дворе музея в том же порядке, в каком находились в Дубровках на момент их вывоза.

В комплексе были расположены три камня. Два валуна (№1 и № 2) - разные по размерам, имеют следы тщательной обработки и характерную «грибную» форму. Третий камень (№3) - необработанный, неправильной «менгироподобной» формы. Имеет следы многочисленных сколов и разломов, возможно в силу воздействия огня.

Камень №1 «Большой» – Представляет собой тщательно изготовленное каменное изваяние, из зернистого по структуре камня, вероятно, гранита. Имеет сложную форму – напоминает четырёхгранную в основании пирамиду с двумя, соединёнными между собой вершинами. При изображении в фас – у изваяния треугольная форма, при изображении в профиль – четырёхугольная форма. Приземистое массивное «тело» камня постепенно сужается к вершине. Вершина, в свою очередь, больше всего похожа на некое подобие шляпы с небольшим, но рельефно выделенным выпуклым «околышем». Четырёхгранное сечение камня прослеживается по всей высоте камня, в том числе оно четко выделено и в конфигурации «околыша».
Цвет камня – естественного серого оттенка, без следов технологического окрашивания. В цветовом плане, несколько отличается только сам «околыш», он более светлый и имеет заметный розоватый оттенок. Скорее всего, при изготовлении изваяния с этой целью, была использована природная особенность валуна-заготовки, имевшего слоистое включение более светло оттенка.
Высота камня – 95 см. Максимальная ширина передней стенки – 100 см.. Максимальная ширина боковой грани – 83 см.. Длина окружности по нижнему основанию камня – 305 см.. Длина окружности «околыша» - 265 см.. Ширина полей «околыша» - 10-15 см.. Высота шляпы – 18-20 см.

Камень №2 «Маленький» - так же как и первый камень – это изваяние из гранита. По форме больше всего напоминает гриб с маленькой шляпкой и массивной, очень широкой в основании ножкой. При изображении в фас – у изваяния характерная треугольная форма. Изваяние, как бы плавно сплющено по бокам, но явной четырёхугольной формы в боковом сечении – не прослеживается. Ножка камня имеет естественный оттенок темно-серого гранита. Особенностью этого камня является технологическое окрашивание небольшой выпуклой шляпки камня. Она имеет характерный яркий коричневый (охристый?) цвет и следы полировки камня. По технологии изготовления и окрашивания шляпки именно этого камня напрашиваются возможные аналогии с камнем из Рудиной Слободки (Мышкинский р-он Ярославской обл.) и из г. Плес (Ивановская обл.).
Высота камня – 80 см.. Максимальная длина окружности ножки камня - 220 см.. Длина окружности шляпки камня – 100 см.

Камень № 3 - Третий камень - необработанный, вытянутой формы сильно обожжен и имеет многочисленные сколы и трещины.
Сакральное значение этих камней для местного населения хорошо видно на том примере, что они сохранялись местным населением даже после разрушения существовавшего древнего погоста. Более 600 лет русские крестьяне добровольно опахивали место древнего кургана, не решаясь убрать эти валуны. По своей форме и технологии изготовления камни в окрестностях Мышкина очень напоминают фаллический камень из г. Плес (Ивановская обл.) и знаменитый Новгородский (Шекснинский) идол.
 
 
 
СЛЕДОЧКИН КАМЕНЬ
Следочкин камень                                                                                                                           

Следочкин камень лежит на реке Улейма рядом со старинной дорогой из Углича в Ростов.

На камне имеются искусственные выдолбденные следы различных животных и птиц, а также человеческих стоп. Само по себе это место является священным у древних меря/мари.

Найти камень достаточно сложно.
 
  
ТИМЕРЕВСКИЙ КОМПЛЕКС
Тимеревский комплекс — древнее святилище в Ярославской области.                                                

Мегалитический комплекс включает в себя 19 камней, выложенных кругом - по всей вероятности это кромлех. В центре расположена крупная плоская глыба размером 1,6 м х 1,5 м х 1,2 м, и весом около 5 - 6 т  - предположительно это алтарный камень. Рядом с ним ещё 3 огромных валуна, остальные по размеру идут по нисходящей.
 
Все валуны одной породы и имеют одинаковый – тёмно-серый цвет. Небольшие камни едва проглядывают из-под глубокого слоя земли.
Расположение валунов упорядоченное – на небольшом холме по кругу Ø 5,75 м. Некоторые из камней имеют прямые плоскости и острые грани.

Земля в непосредственной близости от расположения кромлеха до глубины 30 - 40 см сильно насыщена золой и углями, это говорит о большом количестве ритуальных костров в течении многих веков. Соответственно данный кромлех является древним мегалитическим памятником.
 

 

ЗАХАРЬИНСКИЙ ВАЛУН                                                                                                       

 

 

КАМЕНЬ МИРОЗДАНИЯ
"Камень Мироздания" еще один сакральный артефакт, расположился в окрестностях озера Неро и является близким соседом "Трясловского валуна". Расстояние между ними примерно 800 м. Сохранившаяся легенда говорит о том, что капище Велеса, располагалось на территории деревни Ангелово (ныне не существующей) и "Камень Мироздания" играл в церемониях язычников очень важную роль. После принятия христианства, камень был вывезен и сейчас лежит на краю дороги невдалеке от той же деревни Тряслово.

Кстати, это более правдоподобно, поскольку этот валун почти в два раза меньше Трясловского. Однако, почему в легенде речь идет об одном "Синем" камне, а в реальности имеют места два, остается только догадываться. Однако оба валуна фигурировали в Ярославском фольклоре еще в XVII веке.
Священное место язычников 
Адрес: Ярославская обл., Ростовский р-н, д. Тряслово 1,5 км на Восток.
Координаты: 57°9'35"N 39°33'58"E

 

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
 Киселев А.В. «Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.»
 Земцева Т. «Культовые камни как памятники природы и культуры»
 Кучин Н.П. «Костромской край: города и веси». Кострома, 1999.достопримечательности Ярославской области
Памятники природы Ярославской области
https://megalithica.ru/yaroslavskaya-oblast.html

ВложениеРазмер
35635612 (1).jpg154.4 КБ
35635612 (2).jpg181.45 КБ
35635612 (3).jpg277.98 КБ
35635612 (4).jpg331.01 КБ
35635612 (5).jpg385.81 КБ
35635612 (6).jpg49.07 КБ
35635612 (7).jpg72.01 КБ
35635612 (9).jpg124.67 КБ
35635612 (10).jpg166.81 КБ
35635612 (11).jpg603.86 КБ
35635612 (12).jpg259.52 КБ
35635612 (13).jpg152.86 КБ
35635612 (14).jpg233.38 КБ
35635612 (15).jpg102.68 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

загадочный камень

Камень "водит"

"Была я тогда замужем, было мне тогда чуть больше двадцати. Жили у свекрови, в деревне в Ярославской области. Находилась деревня где-то в 1,5 километрах через поле от дороги.

В общем, идти недолго. Прямо в поле стоял тогда камень вышиной мне по пояс - как указатель, от него отходили небольшие тропки, с помощью этого камня легко можно было понять куда идти, чтобы добраться в деревню. Сто раз я ходила мимо этого камня...

И вот как-то раз поехали мы с моим хором и баянистом выступать. А возвращались очень поздно, около 2 часов ночи уже было, как мы подъехали к полю, через которое мне надо было пройти к деревне. Ну мне баянист еще говорит: "Валька, чего ты побредешь ночью через поле одна? Давай ко мне поедем, там переночуешь, а утром я тебя на телеге домой отвезу!"

Ну а я отказалась - девушка замужняя, а он один живет, да люди еще языкастые... мало ли чего. Вот вылезла, да и иду себе на огоньки (где деревня была, видно-то через поле - у людей в окнах огоньки). Идти, как я уже говорила, совсем недалеко. Ну, значит, дохожу я до камня и думаю про себя,
- так, мне вот сюда. Вот иду, иду, иду, иду, иду, иду и раз - выхожу опять к камню. Но я тогда не испугалась совсем, думала, может свернула в темноте не туда.

Смотрю на камень, опять размышляя про себя - вот камень, мне вот сюда. И пошла... Иду, иду, иду, иду и выхожу опять к камню... Я тогда испугалась, как мне казалось, раза с четвертого, когда я уже раз четвертый вернулась к камню. А может, и не четвертый, может, мне так только казалось! И вот я стою возле камня, когда уже испугалась, почувствовала, как на голове волосы от страха поднимаются. Мне еще больше страшно стало.

И потом, как домой вышла, к деревне - не помню. Помню только, как шла, шла, шла, и все... Мне уже потом свекровь рассказывала: "Ты как зашла в дом - вся белая, как снег. Я ж давай спрашивать - где была? Что случилось? Так ты с полчаса разговаривать не могла, я тебя чаем отпоила горячим, потом ты отошла немного, рассказала все, что случилось." А потом, я уже помню, мне свекровь сказала: "В том месте водит... И бывало, что не возвращались домой люди, мертвыми их потом недалеко оттуда находили. И повезло тебе, Валя, что отпустило...

А то ведь могло сердце от страху разорваться..." А еще, оказывается, я домой уже под утро пришла, около 6 утра уже было... Это с 2 до 6 я домой через поле в 1,5 километра шла. Так я на следующий день туда ходила и камень этот осматривала, и ничего там необыкновенного нет. И после произошедшего много раз там ходила, но уже ничего такого не повторялось, и слава богу! Но правда ночью я больше там не ходила... " 

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru