Калмыки

Калмыки относятся к монгольскому этносу ойратской группы.

Это автохтонное население Республики Калмыкия.

Она входит в состав Российской Федерации. Столица — город Элиста.

Калмыки являются представителями современной кочевой культуры.

Основная религия - буддизм.  

 
 
Название
Самоназвание калмыков, хальмг (хальмгуд), вероятнее всего, происходит от тюркского прилагательного калмак — «отделившийся», «отставший» (в родственных калмыкам монгольских языках такого слова нет). Одним из первых по этому поводу подробно высказался в 1761 году русский чиновник и учёный В. М. Бакунин, долгое время живший среди калмыцких племён, который писал: «Торгоуты <…> как себя, так и хошеутов и зенгорцев калмыками хотя и называют, но сами свидетельствуют, что сие название не свойственно их языку, а думают, что их так назвали россияне, но в самом деле видно, что сие слово „калмык“ произошло из языка татарского, ибо татары называют их „калмак“, что значит „отсталых“ или „отстальцев“». Похожие высказывания имели место и в более поздний период. Большая часть современных исследователей соглашается с Бакуниным в том, что калмыки получили своё имя от татар (той их части, что населяла территорию от Волги до Оби в XVI веке). Некоторые советские и российские учёные обнаруживают корни этнонима в Восточном Туркестане.
По поводу интерпретации тюркского названия калмыков ведутся споры. Существуют две основные теории.
Происхождение значения «оставшиеся» связано с географическим местоопределением племён, отделившихся от общей массы ойрат-монголов. Эта точка зрения изложена в трудах П. С. Палласа, Ж.-П. Абель-Ремюза[13] и А. М. Позднеева.


Значение «калмыки-оставшиеся» связано с религиозными отличиями от соседей. По Б. Бергману, происхождение значения связано с отступничеством от шаманизма, который сначала был распространён у них и их соседей — татар, но после принятия калмыками буддизма татары стали называть их калмак — «отделившиеся», «отставшие». По версии В. В. Бартольда (поддержанной Ц.-Д. Номинхановым), калмак — это оставшиеся язычниками ойраты в противоположность «вернувшимся» вновь в ислам (по известным мусульманским представлениям) дунганам. Подтверждением данного предположения может являться то, что название «калмыки» пришло именно от мусульманских тюркских народов (западные монголы в монгольских источниках — ойраты, в китайских — элюты и только в мусульманских — калмыки).
В русских письменных источниках название «калмыки» появилось XVI веке (Строгановская летопись с указом Ивана IV Грозного от 30 мая 1574 года), а с конца XVIII века и особенно вначале XIX века его стали употреблять и сами калмыки, использовавшие до этого общий для западных монголов этноним — ойраты
  


Численность
Этот народ относится к малочисленным — на территории РФ его количество исчисляется 183 000 человек. В его состав входит множество субэтносов. 
Наиболее крупные из них:
Торгуты
Дербеты
Хошеуты
Хойты
Олёты
Бузавы
 
Где живут
Калмыкия размещает у себя 162 000 людей калмыцкой национальности. Небольшую группу принимает Киргизия — около 4 000 человек. Самые большие диаспоры за границей: 2 000 — США, 1 000 — Франция.
 
Калмыки в СССР
Вплоть до начала 1950-х численность калмыков в СССР была нестабильной. В этот период прослеживается три периода сокращения численности населения.
Наиболее существенное сокращение численности населения произошло в период гражданской войны и голода 1921—1924 годов. Так, если по переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 190,6 тыс. калмыков, то по переписи 1926 года их осталось 129,3 тыс. чел. Только в период голода 1921-24 годов в Калмыцкой АССР погибло около 36 тысяч калмыков. Всего, в период гражданской войны и голода 1921—1924 годов погибли по самым скромным оценкам более 70 тысяч калмыков.Только на территории бывшей Области Войска Донского численность калмыцкого населения сократилась с 30,2 тыс. чел. в 1913 году до 10,75 тыс. чел в 1920 году.
Значительное сокращение численности населения произошло в период голода 1932-34 годов. Точное число жертв голода по Калмыцкой автономной области, в виду отсутствия точных и репрезентативных статистических данных, не установлено. По приблизительным оценкам в Калмыкии за 1932—1934 гг. число погибших от голода оценивается в 14,4 тыс. человек.
Очередное резкое сокращение численности населения связано с периодом Великой Отечественной войны и депортации калмыков в Сибирь и отдельные районы Средней Азии. Если согласно переписи 1939 года численность калмыков в РСФСР составила 129,8 тыс. чел.[], то в 1950 году по сводкам отдела спецпоселений НКВД СССР на учёте числилось 77,9 тыс. калмыков, включая рождённых в период депортации.
Рост численности населения начался только в 1950 годы, тем не менее к моменту распада СССР дореволюционная численность калмыцкого населения достигнута не была.
  


Калмыки в Киргизии
В Киргизии проживает специфическая субэтническая группа киргизов ойратского происхождения — «сарт-калмыки». В некоторых случаях их причисляют к калмыкам. Общая численность сарт-калмыков в Киргизии по данным переписей населения изменялась следующим образом:
1989 — 5 050 чел.
1999 — 5 824 чел.
2009 — 4 188 чел.
Большинство сарт-калмыков Киргизии сконцентрированы в Иссык-Кульской области, где их численность составляла в 1999 году 5 314 чел. (в том числе 952 горожан и 4 362 сельских жителя), а к 2009 году сократилась до 3 801 чел. (в том числе 709 горожан и 3092 сельских жителя).
По территории Иссык-Кульской области проживание сарт-калмыков в 2009 году распределялась следующим образом:
г. Каракол — 679 чел. или 1,0 % его населения в том числе:
— в собственно городе Каракол — 544 чел. или 0,9 % населения; — в посёлке Пристань-Пржевальск 135 чел. или 4,6 %;
Ак-Суйский район — 2 805 чел. или 4,4 % населения;
Тюпский район — 171 чел. или 0,3 % населения.
 
Калмыки в США и Европе
В XX веке часть калмыков эмигрировала из России и СССР. Сейчас наиболее крупные диаспоры калмыков проживают в США (около 2 000 человек) и во Франции (около 1 000 человек).
В США калмыки проживают в штате Нью-Джерси (города Хауэлл, Нью-Брансуик) и в штате Пенсильвания (город Филадельфия). Сохранилось деление на этногруппы: бузавы, торгоуты и дербеты. Неформальной столицей калмыцкой диаспоры в США считается Хауэлл — город-побратим Элисты, одна из улиц которого названа Калмыцкой (англ. Kalmuk road). Многие новые калмыцкие эмигранты селятся в урбанизированных американских штатах — Нью-Йорке, Вашингтоне, Калифорнии, Флориде, привлекаемые тем, что здесь легче найти работу и больше прочих возможностей
  
Язык
Калмыки общаются на калмыцком и русском языках. Калмыцкий относится к монгольской ветви языков.
 
Религия
Большинство калмыков исповедует тибетский буддизм. Небольшая часть является православными, есть исламисты и атеисты. Калмыкия — единственный регион в Европе, где присутствует традиционная форма буддизма. Эта религия получила распространение с конца 16 века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов встречались и мужчины, и женщины. Некоторые обряды сохранились до сих пор.
 


Название
Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы. Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.
 
Внешность
Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.
 
История
Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.
18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.
Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.
20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.
 


Жизнь
Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.
Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. 
Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. 
Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:
 Изготовление кожаных изделий.
Изготовление войлока.
Чеканка.
Гравировка металлических изделий.
Резьба по дереву.
Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка. 
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.
Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.
 
Жилище
Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.
В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.
 
Еда
Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. 
До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. 
Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. 
Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:
Дотур. Наваристый суп из бараньих потрохов. Берутся почки, печень, кишки барана, тушатся в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подают с репчатым луком.
Бёриги. Это калмыцкие пельмени. Делают из рубленого бараньего фарша с луком. По форме они напоминают пирожки и гораздо крупнее, чем в русской кухне.
Борцоки. Лепешки, обжаренные в жиру. Заменяют хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
Кюр. Запеченный в углях бараний желудок с начинкой из мяса этого животного.
На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.
  


Традиционная одежда
Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота (она имела белый цвет) и синие или полосатые штаны[74]. Поверх них носили сшитый в талию бешмет и ещё одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнём, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. 
Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть, потому соседние народы называли калмыков «краснокисточные». Обувью были мягкие кожаные сапоги чёрного или красного цвета со слегка загнутыми носами, их носили с войлочным чулком-вкладышем зимой и холщовыми портянками летом. Женская одежда была более разнообразна. 
Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь. 
Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, а также бирз — широкое платье без пояса. Девичьим головным убором была шапочка: женский головной убор напоминал берет с широким твёрдым обручем внизу. 
Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники чёрного цвета или бархата. Женской обувью были кожаные сапоги. 
Многочисленны были женские украшения — серьги, заколки, шпильки и т. д. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней. Мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.
   
Традиции
У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи. 
Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны. Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах. 
Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:
Цаган Сар. 
Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. 
Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
Первый поворот Колеса Учения. 
Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
Нисхождение Будды с неба на землю. 
Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
День рождения Чингисхана. 
Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
Национальным праздником в Калмыкии является Зул. Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.
  
Имена
У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. 
Некоторые мужские имена:
Алдар — великий;
Баатр — богатырь;
Улан — красный;
Джиргал — счастье;
Чон — волк;
Гальдж — огненный;
Бембя — название Сатурна;
Дорджи — алмаз.
 


Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:
Альвина — белая;
Герел — луна;
Дун — грациозная;
Замбага — магнолия;
Кермен — белка;
Лиджа — звонкоголосая;
Сарана — лилия;
Сувсана — жемчужина.
Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.
 
Характер
От природы калмыки обладают веселым нравом. Они не унывают даже в тяжелые времена. Это активные, жизнерадостные люди. Возможно, на позитивное отношение к жизни повлияли буддистские учения, которые проповедуют, что в этой жизни все преходящее. Калмыки любят принимать гостей. В доме сажают на лучшее место, готовят угощения. Они всегда открыты для общения, искренни. Представители этого народа никогда не отгораживаются от общества, не замыкаются в себе. 
Молодежь хорошо воспитана, с уважением относится к старшим. В делах это практичные, рациональные люди. Можно сказать, что они экстраверты. Калмыки артистичны, любят петь, танцевать. В них есть оригинальность, желание выделиться из общей массы. Среди них много талантливых людей: писателей, певцов, артистов.
   
 
Письменность
Ойратско-калмыцкая письменность тодо-бичиг («ясное письмо») была создана в конце 1640-х годов на основе старомонгольского письма монахом Зая-Пандитой. На этом языке осуществлялся документооборот в ойратских государствах (Джунгарском, Калмыцком и Хошутском ханствах). В российских и китайских архивах сохранилась переписка джунгарских и калмыцких ханов, которую они вели на тодо-бичиг с русскими царями, российскими и китайскими (маньчжурскими) императорами. 
На тодо-бичиг написаны ойратские литературные произведения, предания (тууҗ), летописи, буддистские тексты и важные юридические документы XVII—XIX веков. В частности, речь идёт об общемонгольском своде законов, «Степном уложении» (Ик цааҗин бичиг) — переработанном и дополненном кодексе Чингисхана («Яса», Йосн), принятом в 1640 году на съезде ойратских и монгольских нойонов и тайшей. Старокалмыцким языком также пользовалась в переписке аристократия казахов (ханы и султаны) и других народов, находившихся в сфере влияния Джунгарского, Калмыцкого и Кукунорского ханств.
В 1920—1940-х годах в СССР были проведены реформы, коснувшиеся письменности неславянских народов, и в том числе калмыков. В 1924—1925 годах алфавит тодо-бичиг был заменён на кириллизированный калмыцкий, а в 1930 г. последовала замена последнего на латиницу. С 1938 г. и до настоящего времени калмыками вновь используется кириллический вариант письменности (русский алфавит с добавлением нескольких букв, отображающих фонетику калмыцкого языка). Ойраты Китая продолжают использовать старокалмыцкую письменность, применяя её наряду со старомонгольской.
 


Религия
Калмыки — единственный народ в Европе, основной религией которых является буддизм.
В XVI—XVIII веках у российских калмыков наряду с индо-тибетским учением были распространены традиционные верования и представления, прежде всего культ неба — тенгрианство (Мөңк Көк Теңгри — «Вечное Синее Небо»), а также культы гор, деревьев, воды, земли. Практиковались жертвоприношения огню и животным-тотемам. Особое место занимал культ предков, интегрировавшийся впоследствии в буддийскую религиозную систему. В указанный период в калмыцком обществе была велика роль шаманов. Немецко-российский путешественник П. С. Паллас, побывавший в приволжских степях в конце 1760-х годов, отметил, что у местного населения шаманами были как мужчины («чародеи „бе“»), так и женщины («чародейки „удугун“»).
Влияние архаических религиозных представлений сохраняется в калмыцкой культуре по сей день. Очевидно, наиболее ярко оно проявляется в современных калмыцких праздниках, в частности — в Цаган саре, связанном с началом весны (обычно отмечается в феврале).
У представителей калмыцкого народа, эмигрировавших в США, религия продолжает играть важную роль, так как Америка вообще очень религиозная страна и досуг американцев (особенно в небольших городках) в основном организован вокруг церкви, церковь формирует сообщество и является центром религиозной и культурной жизни. Калмыцкая диаспора в США имеет четыре буддийских храма, один из них в Филадельфии (построен в 1973 году) и три в Хауэлле, штат Нью-Джерси (каждый построен отдельной группой калмыков — бузавов, торгоутов и дербетов). При храме в Филадельфии действует буддийское общество (англ. Kalmyk Buddhist Society).
 
Обычное право
В 1640 году ойратские правители провели общемонгольский съезд, на котором приняли и записали на ойратской письменности «Тодо Бичиг» свод законов «Ик цааҗин бичиг» (Степное уложение) включавший в себя нормы уголовного, гражданского, семейного права и установивший единые законы для всех ойратских владений и определивший буддизм школы гелуг в качестве единой религии. В этом съезде принимали участие представители всех ойратских и халха-монгольских ханских и княжеских родов, от междуречья Яика и Волги до Западной и Восточной Монголии, и Джунгарии. От высшего буддийского духовенства в работе съезда принял участие хошоутский учёный и просветитель Зая-Пандита. 
В сфере действия ойрато-монгольского права оказались большие территории: не только собственно Джунгария (Западная Монголия) и долина верхнего течения р. Или, но и соседние земли. Так, власть Батур-хунтайджи признавали Хакасия, территория трёх казахских жузов (Южный и Западный Казахстан), Восточный Туркестан, Средняя и Центральная Азия, Монголия, а также территория Калмыцкого ханства (Южная Сибирь, Северный Казахстан, Юг современной России, Северный Кавказ) и территория Кукунорского (Хошутского) ханства (Тибет, Северный Китай и Северная Индия).
Исследование правовых обычаев у данного народа и возникновение правовых институтов в области судебного права впервые обобщил адвокат Н. В. Баснин.
 
Хозяйство
Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, курдючные и грубошёрстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью; разводился также крупный рогатый скот — коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость (за исключением российских калмыков и тех, кто проживал на Западе, остальная часть ойрат-калмыков продолжает вести полукочевой образ жизни) стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. 
Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение. Выращивались зерновые — рожь, пшеница, просо и др., технические культуры — лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. 
С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные — тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка. На рубеже XX—XXI веков калмыки Калмыкии в большей степени чем другие народы региона отказались от личных подсобных хозяйств: согласно переписи 2010 года в республике одно подворье приходилось на 20 взрослых (от 15 до 72 лет) калмыков, 13 русских, 6 чеченцев, 4 даргинцев.
 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ПРО КАЛМЫКОВ
Калмыки — единственный народ в Европе, который говорит на языке монгольской группы, исповедует древнейшую мировую религию — буддизм и является носителем развитой кочевой культуры.
«Калмык» (фин. Kalmuk) — название симфонии, исполняемой финским аккордеонистом Киммо Похьоненом.
Калмыки неоднократно упоминаются в произведениях А. С. Пушкина: в стихотворении «Памятник», в стихотворении «Калмычке», а также в романе «Капитанская дочка» (эпизод с калмыцкой сказкой и др.).
     
Верность русскому царю
Свою присягу российской короне калмыки подтверждали в боях. Так, в 1778 году они разгромили крымских татар в составе армии Александра Васильевича Суворова. В следующем году представители монголоязычного народа защищали русские крепости в Приазовье от набегов кабардинцев, затем они участвовали в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов.
Кроме того, калмыки жестоко подавляли все попытки ногайцев, башкир и казахов добиться права на национальное самоопределение.
Единственным народом, с воинами которого предпочитали не сталкиваться в бою гордые чеченцы, являлись именно калмыки — прирожденные кавалеристы, чья легкая конница наводила ужас на врагов своими стремительными атаками.
 
Красноармейская свастика
Примечательно, что с древних времен одним из религиозных символов, почитаемых калмыками, является свастика. Она даже «украшала» военную форму красноармейцев, служивших в национальных частях. Приказ об утверждении такого опознавательного знака 3 ноября 1919 года подписал командующий Юго-Восточным фронтом Василий Иванович Шорин.
Солдаты и офицеры Калмыцкой дивизии носили нарукавные нашивки в виде красного ромба, в центре которого была изображена желтая свастика с надписью «РСФСР». В самом верху этого необычного знака располагалась пятиконечная звезда.
Вероятно, руководство Красной Армии при разработке символики национальных частей учло тот факт, что в буддийской религиозной традиции свастика имеет исключительно позитивное значение.
Калмыцкий легион СС Гражданская война разделила калмыцкий народ, советскую власть поддержали далеко не все жители юга нашей страны. Некоторые люди считали своим долгом борьбу с коммунистами, поскольку сохраняли верность российской короне. Небольшая часть калмыков поддержала немецко-фашистских захватчиков, которые пообещали им освобождение от «красной тирании».
И хотя большинство представителей этого народа защищали СССР с оружием в руках, совершая настоящие военные подвиги, некоторые их земляки приняли сторону Вермахта. Это позволило фашистским пропагандистам объявить о создании Калмыцкого легиона СС. Нацисты утверждали, что многие народы СССР поддерживают их борьбу против коммунистов.
Как пишет доктор исторических наук Уташ Борисович Очиров, в период оккупации на стороне Вермахта сражались около 3 тысяч калмыков, это были и кавалеристские эскадроны, и сельские отряды ополченцев, и местные полицаи.
В результате, в декабре 1943 года решением советского правительства весь народ был депортирован в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан, что стало настоящей национальной трагедией.
 
Лечат герпес огнем
Несмотря на приверженность буддизму, калмыки сохраняют древние верования, основанные на шаманизме. Эти люди поклоняются огню. Его считают универсальным средством для освобождения от всякого негатива: порчи, сглаза. До сих пор здесь принято лечить герпес и другие кожные заболевания двумя способами:
прижигание раскаленным металлом;
окуривание дымом.
Согласно официальной медицине, эти методы не могут повлиять на возбудителей герпеса и другие микроорганизмы, а ожоги — это вред здоровью, вообще.
Впрочем, калмыки настолько поклоняются огню, что они его и «поят», и «кормят». Открывая бутылку с любым алкогольным напитком, эти люди обычно брызгают несколько капель в огонь, тем самым задабривая древнее божество. А во время религиозных праздников, свадеб, похорон и других важных событий совершается жертвоприношение, когда в огонь бросают кусочки бараньего жира и три вида костей этого животного.
И «поят», и «кормят» огонь исключительно мужчины. Причем, делают это только правой рукой.
 
Запекают мясо в навозе
Калмыцкие чабаны придумали блюдо, которое готовится на открытом воздухе. Оно называется «кюр». Мясо барана режут на мелкие кусочки, добавляют специи и соль. Все это помещают в желудок животного, который затем зашивают.
Готовят кюр в яме, куда предварительно закладывают навоз и поджигают. Огонь раскаляет землю, в еще не остывшую золу чабаны закапывают бараний желудок со всем его содержимым. Иногда сверху еще и разводят костер.
Мясо медленно печется при невысокой температуре, пропитываясь специями и солью. В зависимости от времени года и других обстоятельств (погода, возраст животного, наличие костра сверху) кюр готовится от 10 до 24 часов.
Все, кто пробовал, утверждают, что это очень вкусно.
 
Потеряли нетленный труп ламы
Калмыки утратили нетленные останки местного ламы, которого называли Кекш Бакш, хотя настоящее имя этого буддийского религиозного деятеля, по преданию, было Шивн Давг. Он умер в районе калмыцкого поселка Яшкуль в середине XIX века.
Согласно рассказам местных жителей, труп ламы Кекш Бакш покоился в специальной усыпальнице до 1929 года. Его останки сохранялись нетленными, что поражало многочисленных паломников. Люди поговаривали о необычных исцелениях, которые происходили у саркофага религиозного деятеля.
Затем труп осмотрела специальная комиссия, в которую входили партийные руководители и даже врач, ведь в народе считалось, что лама не умер, а впал в особый транс, и однажды проснется. Не желая религиозной шумихи, местные атеисты куда-то вывезли останки человека, почитавшегося святым. И неизвестно, что дальше произошло с трупом ламы.
 
Покойников оставляли в степи
Традиция захоронения покойников, которая была распространена среди калмыков вплоть до начала ХХ века, возникла еще во времена шаманизма. Эти люди просто оставляли трупы своих почтенных родственников в степи, немного в стороне от мест кочевых стоянок и жилищ.
Дело в том, что у монгольских племен издревле не было времени на погребение усопших. Особенно, во время военных походов. Конница постоянно перемещалась, то преследуя врагов, то ускользая от них. Какие уж тут обстоятельные похороны?
Впрочем, ритуал воздушного погребения был принят у многих народов, исповедующих шаманизм. Дабы душа покойного беспрепятственно отправилась на небо, так хоронили своих родственников представители некоторых народов Сибири и Северной Америки. 
  
  
_____________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Бичурин Н. Я. (Иакинф). Волжские калмыки // Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991.
Калмыки. — М.: Изд-во Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Изд-во Калмыцкого ин-та гуманитарных исследований РАН, Наука, 2010. — (Народы и культуры).
Калмыки // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010.
Калмыки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Калмыки // Этноатлас Красноярского края. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. 
Митиров А. Г. Ойраты — Калмыки: Века и поколения. Элиста: Калм. книжное изд-во, 1988.
Пальмов Н. Н. Материалы по истории калмыцкого народа за период пребывания в пределах России. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007.
Хойт С. К. Антропологические характеристики калмыков по данным исследователей XVIII—XIX вв. // Вестник Прикаспия: археология, история, этнография. № 1. — 2008. — С. 220—243.
Хойт С. К. Иноэтничные включения в группах европейских ойрат (калмыков) по данным родословных // Сборник трудов молодых учёных, аспирантов и студентов Калмыцкого государственного университета. — Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2008. — С. 42—45.
Хойт С. К. Калмыки в работах антропологов первой половины XX в. // Вестник Прикаспия: археология, история, этнография. № 3. — 2012. — С. 215—245.
Хойт С. К. Проблема метисации в калмыцком обществе // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Вып. 2. — Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2008. — С. 184—195.
Эрдниев У. Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985.
При написании этой статьи использовался материал из издания «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007), предоставленного редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.
Картографическая Коллекция Библиотеки Конгресса США: «Carte de Tartarie» of Guillaume de L’Isle (1675—1726) ; Карта показывает территории калмыков по состоянию на 1706 г.
Boris Malyarchuk, Miroslava Derenko, Galina Denisova, Sanj Khoyt, Marcin Wozniak, Tomasz Grzybowski and Ilya Zakharov. Y-chromosome diversity in the Kalmyks at the ethnical and tribal levels
Четырова Л. Б. «Калмыцкая одиссея в XX веке». Архивировано 23 августа 2011 года.
Агаджанян А. С. Будда // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, Гаудеамус, 2008. — С. 203. — 1520 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-8291-1084-0, ISBN 978-5-98426-067-1.
Андросов В. П.. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Восточная литература, 2001. — 508 с.
Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы / пер. с санскр. А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. — М.: Восточная литература, 2000.
Будда Шакьямуни // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
Булич С. К. Шакъямуни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Будда Шакьямуни/Иконография / Гожева Н. А. // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
Жизнь Будды / Ашвагхоша. Драмы / Калидаса; пер. К. Бальмонта; введение, вступ. статья, очерки, науч. ред. Г. Бонгард-Левина. — М.: Худож. лит., 1990. — 573 с.
Электронная библиотека ДВГМУ :: КАЛМЫКИЯ
Атлас Республики Калмыкия, ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие», Пятигорск, 2010 г., стр. 109.
Житников В. Ф. Фамилии уральцев и северян. — Челябинск, 1997. С. 51.
 Паллас П. С. Собрание исторических известий о монгольских народах. — СПб., 1776. — С. 68—70.
 Abel R’emusat J.-P. Bechsehes sur les jaques Tartares. — Paris, 1820. — С. 245—246.
 Позднеев А. М. Астраханские калмыки и их отношение к России до начала нынешнего столетия // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. CCXLIV. Отд. 2. 1886.
 Bergmann B. Normandische Streifereien unter den Kalmücken in den Jahren 1802 und 1803. — Riga, 1804.
 Жуковская Н. Л. Калмыки (недоступная ссылка) // Народы и религии мира: энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
 В русских документах XVI—XVIII вв. (очевидно, следующих мусульманским источникам) этнонимом «калмыки» могли называть всех западных монголов (ойратов). А в некоторых летописях (до 1771 года) калмыками именовались и немонгольские народы — предки современных киргизов, алтайцев, и, возможно, тувинцев. Также калмыками могли называть и бурят. См.: Хойт С. Обзор ойратской истории.
 Ойраты // Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — 629 тыс, экз.
 Нефедьев Н. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте Архивная копия от 11 января 2012 на Wayback Machine. — СПб.: тип. Карла Крайя, 1834. С. 125—132.
 Подробнее о калмыцких субэтносах см: Хойт С. К. Последние данные по локализации и численности ойрат // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Вып. 2. Элиста: Изд-во КГУ, 2008. С. 136—157.
 Четырова Л. Б. Калмыцкая одиссея в XX веке.
 Историческая география России: новые подходы. — Институт Российской истории, 2004. — С. 110. — 208 с. — ISBN 9785805501341.
 Сухарева О. А. Бухара XIX — начало XX в: позднефеодальный город и его население. — Наука, Главная ред. восточной лит-ры, 1966. — С. 135—137. — 327 с.
 Файзрахманов Г. Л. История сибирских татар: с древнейших времен до начала XX века. — ФЭН, 2002. — С. 236. — 486 с.
 Атаныязов С. Словарь туркменских этнонимов / Азымов П., Аннанепесов М. — Ылым, 1988. — С. 39. — 179 с.
 Виноградов А. Г. Население России и СССР с древнейших времен до наших дней: Демография. — WP IPGEB.

 

ВложениеРазмер
Kalmyks (2).jpg107.18 КБ
Kalmyks (3).jpg107.7 КБ
Kalmyks (4).jpg137.58 КБ
Kalmyks (5).jpg168.11 КБ
Kalmyks (6).jpg83.69 КБ
Kalmyks (7).jpg72.23 КБ
Kalmyks1 (2).jpg142.31 КБ
Kalmyks1 (3).jpg196.7 КБ
Kalmyks1 (4).jpg186.34 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru