Источник преподобного Варнавы Ветлужского

прп. Варнава

В сонме угодников Божиих, подвизавшихся на земле древних Костромы и Галича и прославляемых Церковью в соборе Костромских святых, особое место занимает преподобный Варнава Ветлужский - пустынножитель и чудотворец, молитвенник и проповедник веры Христовой, один из наиболее ярких представителей "золотого века русской святости", как нередко именуют исследователи XV век. Издавна он почитается как небесный покровитель Поветлужья - края, расположенного по берегам реки Ветлуги; эта река на протяжении почти девятисот километров протекает по землям современных Кировской (Вятской), Костромской, Нижегородской областей и республики Марий-Эл.

 


Преподобный Варнава родился в последней четверти XIV века в городе Великий Устюг. Этот город, стоящий близ устья реки Юг (отсюда и произошло его название), впадающей в реку Сухону, имел особое значение для русской истории. На протяжении нескольких веков Великий Устюг, находившийся на границе русских земель, являлся одним из центров миссионерской деятельности Русской Церкви. Уроженцем этого города был святитель Стефан Пермский (+1396), почитаемый Церковью как просветитель Пермской земли. Из Великого Устюга иноки-миссионеры шли на север и восток, проповедуя Слово Божие "заволочской чуди" - так именовались в то время угро-финские племена, населявшие близлежащие к родине преподобного Варнавы земли.
Обстоятельства жизни святого в Великом Устюге нам практически неизвестны. Житие преподобного говорит о том, что он был "саном иерей"1; впоследствии, овдовев, он оставил приходское служение и принял монашеский постриг (видимо, в одной из двух древнейших великоустюжских обителей - Михаило-Архангельской или Иоанно-Предтеченской2); при пострижении святому было наречено имя Варнава ("сын утешения"), в честь святого апостола Варнавы. Около 1417 года преподобный, как и другие миссионеры того времени, с благословения священноначалия отправился в путь к далекой реке Ветлуге для благовествования веры Христовой языческим народам.
В то время территория, прилегавшая к Ветлуге, была заселена племенами черемисов (марийцев). Жившие родовым строем, они не знали земледелия и в основном кормились охотой и рыбной ловлей. Черемисы были весьма воинственны: начиная с конца XIV века они постоянно нападали на унженские, галичские и великоустюжские земли, а после возникновения в 30-е годы XV века Казанского ханства стали совершать такие набеги вместе с казанскими татарами. Исповедуя язычество, черемисы приносили своим богам жертвы в священных рощах; религиозные обряды у них совершались шаманами.
 
 
Святой источник расположен у села Рождестенское и деревни Ивановское Шарьинского района Костромской области. Источник объявлен памятником природы регионального значения. 

Родник, святой источник преподобного Варнавы Ветлужского у села Рождественское

Родник с целительной ключевой водой освящен в честь преподобного Варнавы Ветлужского и почитаем уже не одно столетие. По преданию, преподобный плыл на лодке по Ветлуге, и сойдя в этом месте на берег, молился.

Родник, святой источник преподобного Варнавы Ветлужского у села Рождественское

В советские времена, в самые трудные времена и во времена богоборчества ежегодно стекались сюда верующие со всей округи. Власть пыталась помешать этому, колодец засыпали и заливали бетоном, а людей разгоняли. Но вода всегда находила дорогу к людям неся в себе благодать и радость. Ныне источник обустроен, у него построена часовня, где любой может помолиться.

Родник, святой источник преподобного Варнавы Ветлужского у села Рождественское

Координаты: 58°09'08.3" N 45°33'58.5"E.


 
ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ
Преподобный Варнава пришел в Ветлужский край из Великого Устюга в те годы, когда после победы над татарами русские стали свободно расселяться по пустынным местам. Он стал жить на берегу Ветлуги на Красной горе, в глухом лесу за сотню верст от человеческого жилья. Прожил там много лет в трудах, молитвах, лишениях и страданиях. Отец Варнава был высокого роста, с седыми волосами и бородой. Вел благочестивый образ жизни, отличался высокими нравственными качествами.

К одинокому жилищу пустынника приходили дикие звери. Он ходил между ними, как между домашними животными.

Люди, узнав о подвигах преподобного отца Варнавы, стали приходить в его пустынную келью за благословением, наставлениями и советами. Посещавшим его преподобный предсказал, что после его смерти по берегам Ветлуги Бог умножит человеческое жилье, а на месте, где он поселился, будут жить иноки. Сейчас мы видим, что предсказание это сбылось.

После 28 лет подвигов преподобный Варнава скончался 24 (11) июня 1445 года и был погребен на Красной горе. По преставлении его на это святое место начали приходить на жительство иноки, вверх и вниз по течению расселились земледельцы. На Красной горе построили две церкви: одну во имя Живоначальной Троицы, а другую - над гробом преподобного отца Варнавы во имя святителя Николая. На этом месте была основана обитель под названием "Варнавинская пустынь". Здесь, при гробе преподобного, начали совершаться чудеса исцеления.

Когда об этом стало известно Святейшему Патриарху Иоасафу, два брата - священники Московского Успенского собора - Иоанн и Онисифор рассказали ему, как исцелились в Варнавинской пустыни. Они долго жили в этом монастыре. Иерей Онисифор тяжело заболел и ослеп. Больного принесли ко гробу преподобного Варнавы, совершили молебен и окропили освященной водой. Затем снова отнесли в келью, где тот уснул крепким сном. По пробуждении почувствовал себя совершенно здоровым.

Через некоторое время заболел пресвитер Иоанн. Врачи не могли вылечить его более полугода.

Брат Онисифор советовал ему обратиться с молитвами к Богу и преподобному Варнаве. Однажды утром Иоанн попросил отнести его ко гробу преподобного. Лежа на церковном помосте, он с усердием молился об исцелении. По окончании литургии и молебна встал без посторонней помощи и стал возносить благодарение за дивное и скорое исцеление по молитвам святого угодника Божия. Таких случаев чудесного исцеления очень много. В 1638-39 годах преподобный Варнава Ветлужский был причислен к лику святых.

В 1764 году на месте Варнавинской пустыни возник город Варнавин.

В 1912 году произошел сильный обвал Красной горы со стороны реки. Стоявшему на горе храму святителя Николая стала угрожать опасность. Поэтому находившиеся в нем святые мощи преподобного Варнавы были перенесены в Троицкий собор. Во время этого события Епископ Костромской и Галичский Тихон сказал, что преподобный отец Варнава продолжает изливать свою благодатную помощь всем, кто обращается к нему с искренней верой. "Дорожите же, братие, этою драгоценною святынею, всегда спешите к предстательству святого угодника Божия, преподобного отца Варнавы, и пусть этот день будет для вас навсегда днем торжества и духовной радости".

Эти слова не утратили своего значения и в наши дни. Несмотря на то, что много времени прошло со дня кончины преподобного Варнавы Ветлужского, память об этом святом с годами не изглаживается, а все более растет и распространяется.


 
ТРОПАРЬ ПРЕПОДОБНОМУ
глас 1

Желанием духовным распалився / 
и мятежи мирския отринув, / 
к Богу любовию прилежно присовокупися. / 
И Того вседушне взыскуя, во внутреннюю пустыню отшел еси, / 
при водах вселися, / 
идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время, / 
в терпениих мнозех житие ангельское проходил еси / 
в наставлении Божественнаго разума / 
и множество монахов собрал еси, мудре, / 
ихже, посещая не остави, / 
Варнаво преподобне, отче наш, / 
Пресвятей Троице моляся, / 
от зол всяческих избавити и спасти души наша.
 
 
 
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
 Херсонский И.К. Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского // Костромская старина. Вып. 1. Кострома, 1890, с. 11 (далее - Житие...)
 Шильниковская В.П. Великий Устюг. М., 1987, с. 33.
 Древний город Унжа (ныне - село Унжа Макарьевского района Костромской области) находится более чем в ста километрах от Красной горы.
Памятники природы Костромской области.
География Костромской области

ВложениеРазмер
57716 (1).jpg242.97 КБ
57716 (2).jpg380 КБ
57716 (3).jpg51.2 КБ
57716 (4).jpg178.28 КБ
57716 (5).jpg97.95 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

чудеса преподобного Варнавы Ветлужского

По преставлении его на место сие святое начали приходить на жительство из разных стран многие иноки, а с ними и земледельцы, а иные поселились на берегу реки Ветлуги — одни вверх, а другие вниз по течению ее, и заселили все места возле нее и размножились так, что край, дотоле необитаемый, сделался населенным даже до великой реки Волги.

Иноки построили на Красной горе две церкви: одну во имя Живоначальной Троицы, а другую над гробом преподобного отца Варнавы во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, и основали общежительную обитель, которая получила название Варнавинской пустыни.

Здесь, при гробе преподобного, начали совершаться чудесные исцеления, о чем скоро разнеслась широкая слава в соседние места: в обитель приходили больные из разных мест и исцелялись, а многие из приходящих рассказывали, что еще в своих домах получали здравие, когда призывали в молитвах преподобного отца Варнаву.

Таковые благочестивые рассказы порождали во многих желание пойти и поклониться гробу преподобного, и многие народы благодарение Богу воссылали за проявления таковой милости и приносили в церковь Божию вино, свечи, фимиам [т. е. ладан — прим. ред.] и все необходимое для существования обители. На все же праздники и воскресные дни приходили в церковь за богослужение, благодаря Бога за то, что по молитвам преподобного малозаселенная местность населена многими народами.

Так в пустынном месте образовалась святая обитель со многими иноками и пользовалась уважением и вниманием не только в ближайших ее окрестностях, но и в первопрестольной Москве.

Когда Господь Бог благоизволил прославить своего угодника преподобного отца Варнаву чудодействием, тогда и еще более стало стекаться к гробу его богомольцев и больных различными болезнями, которые и получали здесь исцеление. Вследствие этого слух о чудесах преподобного распространялся все более и более и дошел до Святейшего Патриарха Иоасафа I, который был весьма благочестивый архипастырь и любил слушать рассказы о благочестивых подвигах и добродетелях святых мужей государства Российского, подвизавшихся в дни его святительства; и в это время ему рассказано было много о чудесах, происходящих при гробе преподобного Варнавы, и притом от самых истинных свидетелей, принадлежащих к его освященному собору, пресвитеров и иноков.

По распоряжению Святейшего Патриарха Иоасафа в 1638–1639 гг. мощи преподобного отца Варнавы были освидетельствованы по случаю чудес, совершавшихся при гробе его. По показанию свидетелей и самих исцеленных многие больные получали исцеления от болезней не только при гробе преподобного Варнавы, но и на пути к обители его и даже в домах своих, когда с верою призывали в помощь себе молитвы этого угодника Божия.

Свидетельствование мощей преподобного отца Варнавы было поручено игумену Макарьевского Желтоводского монастыря Пафнутию.

Игумен Пафнутий, приняв благословение от Святейшего Патриарха, с радостью отправился в назначенный ему путь, моля Всесильного Бога, чтобы он сподобил его благополучно доехать до обители и видеть святое место, где лежат мощи преподобного отца Варнавы. Священноиноки монастыря, услышав о приближении к обители игумена, вышли встретить его вне монастыря на берег реки Ветлуги, к пристани, где остановился струг честного игумена Пафнутия.

Когда игумен сошел на землю, монахи с радостью встретили его и повели в монастырь, где и спрашивали его о том, какая цель его пришествия к ним — смиренным инокам; игумен же поведал им, что он прибыл к ним по поручению Святейшего Патриарха Иоасафа, ибо и до него, Патриарха, дошел слух о жизни преподобного Варнавы и о чудесных исцелениях, которые Господь творит на этом святом месте и ему необходимо подробней узнать о всем этом, как истинному любителю святых Божиих угодников.

Услышав сии слова от игумена, монахи прославили Бога Вседержителя и пошли вместе с игуменом Пафнутием в церковь Божию, где лежали мощи преподобного Варнавы, и, пришедши, поклонились его цельбоносному гробу, благодаря Господа Бога, что он сподобил игумена Пафнутия достигнуть и видеть гроб угодника своего.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru