Источники села Старое Вечканово

У мордвы особенно уважаемыми и почитаемыми были водные источники (родники, реки, озёра), горы, опушки леса, отдельные большие старые деревья (прежде всего дуб, липа, берёза, вяз, осина), это были священные места, места молений, обрядов. 
В селе Багана Шенталинского района издавна проводят праздничное массовое гулянье на Троицу возле леса на горе. Обустраивается для паломничества родник у села Вечканово Исаклинского района.
В документах 17 века встречаются указания на существование «боговых полян» вблизи мордовских поселений. Они часто имели особые названия.   

 


Старое Вечканово
Рассказывают, что более 2,5 веков назад село Вечканово основали три брата: Алексей, Вечкан (Любим) и Дёма (Дементий). В стародавние времена перебрались сюда они со своими семьями из Нижегородской губернии. Им приглянулось место вдоль речушки Базьма, недалеко от реки Сок, богатой рыбой. По обеим берегам рос густой кустарник и высокие травы, кругом было много леса. Более удобного места не найти. 
Каждый из братьев выбрал   для себя удобную поляну. Но, прежде чем рыть землянки под жильё, Дёма уговорил мужиков (братьев и взрослых сыновей) первым делом поставить часовню с православным крестом наверху. «Тогда - де нас отсюда никто не выгонит». По преданию, часовню срубили за одни сутки. В переднем углу часовни поставили принесённую в котомке Дёмой икону Богородицы.
Неподалёку от часовни, на склоне оврага, обосновался Дементий. И до сих пор этот овраг называется Дёма-латко (овраг Дементия). Поставили на своих полянах избушки с сарайчиками Алексей и Вечкан. Так появились три крестьянские усадьбы: Алексеева, Вечкана и Богородское (Демьянова).

                                                              мордовские обряды в селе                                                         
 
Эти три семьи были как бы первопроходцами на новые земли. С годами к ним подселялась другие мордва, в основном из тех же мест, что и первопоселенцы. Имя одного из них — Вечкана — дало название селу. Вечканово — значит Любимое.
  
Родник, святой источник в честь иконы Божией Матери «Казанская» село Старое Вечканово
Родник освященный в честь иконы Божией Матери «Казанская» расположен за южной окраиной села Старое Вечканово Исаклинского района Самарской области.

Источник находится в 17 километрах от районного центра Исаклы. Но более короткий путь к нему, если свернуть с трассы Москва — Уфа, через деревню Черная Речка. Отсюда по проселочной дороге всего несколько километров.
Село Старое Вечканово — небольшое и небогатое, каких большинство в Самарской области. Но на святом месте установлена не обычная часовенка или сень с крестом, а воздвигнут грандиозный архитектурный комплекс из дикого камня, гранита и бетона. Открывающаяся панорама приводит паломников в изумление своими масштабами.
 
Как рассказывают местные жители, эту красоту создал уроженец деревни Юрий Васильев. Он давно уехал в Башкирию, наладил там свой бизнес. А в качестве подарка землякам благоустроил святое место, которое теперь широко известно в России.
 
Родник, святой источник в честь иконы Божией Матери «Казанская» село Старое Вечканово
 
Дебит воды источника — самый большой в регионе, около 50 литров в секунду. Фактически на окраине деревни берет свое начало небольшая речка, которая впадает в реку Сок. Вода богата серебром.
Там, где стоит Дом культуры, раньше находилась Вечкановская церковь. А недалеко от нее колодец и родничок «Церькувань лисьма» (церковный источник). В 1949 году церковь снесли, источник сравняли с землей. Со временем колодец был восстановлен, а родничок время от времени начинает пробиваться в разных местах.
 
Вообще же в окрестностях Старого Вечканово очень много родников. 
Часть из них — Багорский родник, Тибринский родник, Эрьке-лисьма (родник-озеро) - являются действующими. 
А Чапамо лисьма (Кислый родник), Эрямо лисьма и десяток других родников вдоль речки Базьмы заилены, заболочены. 
Местные жители в последние годы пытаются возродить их к жизни.
 
Недалеко от Старого Вечканово находится село Багряш, в окрестностях которого несколько прекрасных родников.
Один из них — «Ознума лисьма» (место молитв) - старожили вспоминают как святой. Раньше здесь каждый год на большие религиозные праздники собирались жители села. 
С вечера молодые люди отправлялись в Исаклы за иконами, а рано утром возвращались, и все шли на родник. Батюшка служил водосвятный молебен. Все усердно молились и просили Господа Иисуса Христа послать богатый урожай хлеба. 
После молебна многие багряшинцы приглашали священника к себе в дом. До сих пор на святое Крещение местные жители ходят за святой водой именно на этот родник.
 
О чем просят. Местные жители убеждены, что вода святого Казанского источника помогает при всех болезнях. При этом в первую очередь называют болезни желудка, почек, печени, суставов и другие.

 
Где находится, как доехать:
Родник, святой источник в честь иконы Божией Матери «Казанская» село Старое Вечканово
Самарская область » Исаклинский район » село Старое Вечканово.
Координаты: 
54°04'08.3"N 51°43'09.0"E
Источник находится в 17 километрах от районного центра Исаклы. Но более короткий путь к нему, если свернуть с трассы Москва — Уфа, через деревню Черная Речка. 
  
                                                                                    мордовская семья                                                         
 Местные предания и легенды
ПРОПАЩЕЕ ОЗЕРО. 
За Соком, между Вечкановом и Байтермишом, есть озеро. 
В давние времена тех людей, которые кончали жизнь самоубийством, не хоронили на кладбище, а выкидывали в это озеро - Емань Эрке, что в переводе означает «Пропащее озеро».
 
ПРО КЛАД.
Мельница Белова стояла на берегу Сока. Мельник был старый. 
Перед смертью он позвал сына и сказал где лежит четверть с золотом. Сын пришёл, а мельник только и успел сказать: «Под кучей навоза». 
Сын долго искал, перекопал много куч навоза, но ничего не нашёл, потому что очень много этих куч было. Долго другие люди искали этот клад, но так и не нашли.
 
ЛУЧИНЫ. 
В давние времена не было ни электричества, ни керосина. 
Главным источником света были лучины. Привозили из леса дрова, откалывали длинные щепки, сушили их в печи и получались лучины. 
Когда вечером мама садилась прясть, дочка рядом держала зажженную лучину. Это могло продолжаться за полночь.

                                                          прощание солдата с семьей                                                      
ВОЕННЫЕ ГОДЫ. 
Военные годы были трудные. Мужчин забрали на фронт. Остались женщины и старики. В семьях былопо 7 - 8 человек детей и надо было их как–то кормить. Дома были покрыты соломой. Так эту солому за зиму скормили коровам и овцам. Основы крыш из жердей тоже поснимали на дрова, чтобы топить избы. Деревья рубить на дрова не разрешали. Хворост в пойме реки Сок собирали тайком и таскали на себе домой.
Дети и подростки иногда на коровах или больших телятах - полуторниках ездили в байтермишенскую пойму в Килейбуло (берёзовый лесок) воровать дрова. Запрягают бычка в большие санки и ночью, в пургу, чтобы следы замело, едут домой. Но даже такой транспорт был не у всех.
  
ПОКУПКА ЗЕМЕЛЬ. 
Чего боялись вечкановцы после заселения, то и случилось. Оказалось, что они заняли вовсе не «пустовую землю». У неё нашёлся хозяин.
Как-то приехали верхами три татарина (или башкира) и объявили: «Вы поселились на земле Надыра-хана». Предложили вечкановцам выкупить землю. Татары назвали цену. Старики заявили, что у них таких денег нет, и попросили, чтобы Надыр пока подождал и приехал позже. С этого времени Надыр частенько стал наведывать мордву.
Договорились платить ему частями каждый год. От Надыра получали бумагу, скреплённую тамгой (личным знаком, печатью), где указано, сколько ежегодно уплачено деньгами, жеребятами, рыбой, мёдом.
Прошло несколько лет. Старики посчитали, что вечкановцы за землю уплатили полностью и от дальнейшей платы отказались. Надыр приезжал не раз, стороны спорили, доказывали свою правоту. Наконец Надыр отступил. За вечкановцев, по-видимому, заступились уездные власти: православных поселенцев поддерживали, зачисляли в казённые крестьяне.
По другому варианту предания утверждается, что Надыр отступился, получив хорошего жеребца - трёхлетку и очень красивый вышитый халат.
   


ОДЕЖДА И ОБУВЬ.
В школу ходили в холщовых платьях, ноги обматывали холщовыми портянками и обували лапти. К весне отцы пришивали к лаптям колодки, сделанные из дерева, чтобы ноги не мокли. Холст был домотканый. Сеяли коноплю. Осенью её выдергивали, связывали в снопики, с месяц вымачивали в реке. Потом коноплю сушили в банях, молотили, мяли, пока не получалась пакля. Из пакли пряли нити, и из них ткали холст. Из отходов делали ватолы, дерюги. Они служили вместо одеял и матрасов.
 
ОВРАГ КЕРЕМЕТЬ. 
Овраг Кереметь-латко был границей между землями мордвы из села Вечканово и чувашей из села Саперкино. В верховьях этого оврага, в густом лесу, находилось священное место чувашей-язычников — кереметь. Там они тайком собирались и проводили свои моления.
                                                             кереметь - священное место около села                                  
КРУТОЙ  ОВРАГ.
В верховьях реки склоны оврага очень крутые (Крута-латко). В старину там происходили несчастные случаи с крестьянскими подводами. Они опрокидывались, лошади ломали ноги. Иногда гибли люди.
 
ЖИЛОЙ ОВРАГ  и  РЕЧКА ЖИЗНИ.
После страшного пожара 1911года, когда почти дотла выгорело село Вечканово, часть крестьян выселилась, основав новые поселения. В их числебыла и Липовка, в трёх километрах от Вечканова. Десяток домиков, землянок переселенцев расположились у родничка по двум склонам небольшого оврага, который они назвали Эрямо-латко (Жилой овраг), а речку — Эрямо-лей (Речка жизни).
 
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА.  
В  1918году была война между красными и белыми. В том месте, где сейчас дамба, раньше был мост. И вот стали наступать красные, а белые (среди них были и вечкановцы) уничтожили мост. Лодок для переправы не оказалось, и красные не смогли перебраться на эту сторону, так как была весна, и река Сок разлилась. Им пришлось пробиваться с боями через Байтермиш, Багряш и Исаклы.
 
ШИВАЛОВСКИЙ ЛЕС. 
Земли и лес (Шивалов вирь) на правом берегу реки Сок, напротив нашего села, в старину принадлежали купцу Шивалову, его называли «бояр» — боярин. Бояр Шивалов был очень богатый, гордый, недоступный.
 
ДОРОГА  В ГОРЕ. 
Между Шиваловским лесом и рекой Сок есть гора. Рассказывают, что в старину внутри этой горы проходила подземная дорога шириной в две повозки. И выходила она к этому лесу.
    


 Легенда о святом источнике в с.Старое Вечканово
В народе считают , что количество родников и колодцев взаимосвязано с количеством звезд на небе, поэтому старики говорят : «Хочешь зажечь свою звезду на небе – выкопай колодец или очисти родник».
    Так на глазах старовечкановцев на окраине села  появился  целый архитектурный комплекс, подчеркивающий красоту святого источника , находившегося здесь с незапамятных времен.
   Издавна  люди проводили здесь  свои праздники и моления ,  благодарили бога за хороший урожай. В 2003 г  в село приехал меценат Ю.Васильев, родившийся в этом селе. Он и решил построить на роднике купальни, поставить фигурки ангелов и огромный мраморный крест с изображением иконы Казанской божьей матери. Как только началось строительство комплекса , еще 12 жил начали пробиваться рядом с родничком.
    Кажется , что крест парит на родником,  и по мнению народной молвы , в солнечный день можно увидеть ангелов , сидящих на золотых крестах купален.
   Народная мудрость гласит :  «Человек не ценит воду , пока не иссякнет источник». Так пусть же не иссякнет вода в наших источниках!
 
                                                                      мордовская девушка - начало 20 века                  
МОРДОВСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Старом Вечканове есть известный на всю Россию народный коллектив — мордовский фольклорный ансамбль «Умарина» («Яблонька»), созданный при Старовечкановском сельском Доме культуры. Так называлась одна из первых песен ансамбля, имевшая особенный успех у слушателей. Выступает «Умарина» каждый год на традиционной мордовской «Мастораве», других фольклорных праздниках, и в губернии, и в соседних областях. 
Довелось им спеть даже в Кремлевском дворце съездов. «Умарине» 33 года, за это время сменилось уже 8 составов. Но до сих пор здесь вспоминают солистку Клавдию Блажеву по прозвищу Граммофон. Муж пошел траву косить верст за шесть от села. Жена со двора позвала обедать, он услышал и пришел. Так и жили.
«Умарина» исполняет старинные проголосные мордовские песни, которые остались в наследство от мам и бабушек. Поют без аккомпанемента, по памяти. Первые сценические костюмы ансамбля были подлинными, найденными в сундуках старейших членов семей артистов. Набедренное украшение эрзя, пояс «пулагай», делался из конского волоса и весил 16 килограммов. Нынешние костюмы изготовлены по оригиналам и не уступают им в яркости. Но конский волос заменила шерсть.
 
Интересно, как раньше в мордовских семьях прививалась песенная культура. Рассказывает запевала ансамбля Таисия Максимова, мать шестерых детей, а теперь и бабушка: «У меня и отец, и мать пели. 
Я еще совсем маленькой девчонкой была, отец всегда скажет: «Таиса, давай петь с нами». На праздник придут гости с гармонью, а он мне «Пляши, Таиса!» Так и частушкам выучилась. Не раз в жизни пригодилась родительская наука, и в веселье, и в горе. У мордвы ведь есть и проголосный плач, которым провожают умершего. А в ансамбле стала петь, уж когда дети выросли».
 
В Старом Вечканове знают и забытый сегодня старинный обряд под названием «Плач на жизнь и на смерть». На мордовской свадьбе девушка-невеста всегда пела такое причитание. Это значило, что она умирает для одного дома и рождается для новой жизни в другом. Такое своеобразное прощание с молодостью. 
Сейчас остались отдельные элементы старинного свадебного обряда. Руководитель ансамбля Елена Захарова рассказывает, что на ее свадьбе 17 лет назад наряжали так называемую «красу» - ветку дерева украшали ленточками и цветами. Когда приехал дядя будущего мужа, сват, мать невесты вынесла ему вышитый кисет и полотенце. А рукоделие девушки выставляли на всеобщее обозрение, чтоб придирчивые старушки-соседки могли сказать: вот невеста какая умелая, не лентяйка.
 
Сейчас в «Умарине» хотят подготовить и показать полностью мордовский обряд сватовства. Песни все есть, но людей не хватает. Работы в селе мало, молодежь уезжает на заработки в город. Но певицы духом не падают, репетируют два раза в неделю. Говорят, если долго не петь, песни забываются.
  
 

История создания Мордовского народного фольклорного ансамбля "Умарина" (взято с сайта портала Самарской губернии)
"Село живет, пока поет"
 
В далеком 1976 году председатель Старовечкановского женсовета Н.П. Малолеткина пригласила любительниц мордовской песни на занятия художественной самодеятельности. Откликнулись те, кто гордится культурой своего народа, до глубины души любит петь, умеет это делать не хуже любых профессионалов. Так появилась "Умарина". Название пришло само собой и стало одноименным одной из песен.
Старейшиной коллектива является Т.Г. Максимова. Она не только голосистая певунья, но и мастерица частушечного жанра – может выдержать самый продолжительный марафон, ведь в ее арсенале более трехсот частушек. Среди ветеранов обладательницы самобытных колоритных голосов А.Г. Семенова, З.П. Денисова, позже пришли В.И. Иванова, А.Н. Славкина, Н.П. Славкина. Связав свою судьбу с "Умариной", с ней, как правило, не расстаются, а передают эту привязанность своим детям. Так, у Антонины Николаевны Славкиной любовь к песне – наследственная черта. Ее мама, Елена Ивановна Киргизова, тоже пела в коллективе, побывала в Москве с его первым составом. Именно такие люди – кладезь обрядов, обычаев мордовской культуры. С их помощью "Умарине" удается сохранить песенное лицо старовечкановцев, так непохожее на все прочие…
Все песни, исполняемые коллективом, записаны в родном селе, достались им в наследство от бабушек и прабабушек, поэтому старовечкановские артистки не торопятся пополнять свой репертуар неизвестно откуда залетевшими мотивами. Может тем и интересна "Умарина", что ей под силу некий песенный патриотизм. Ведь во всем, что исполняется ею, видна самобытность, изюминка родного края, на которых зиждется все творчество коллектива. Не умаляют певуньи и значения народного искусства для села в целом. Перефразировав известную поговорку о том, что "село живо, пока в нем есть школа", - многие из них любят повторять, что оно живо, пока звучит в нем народная песня.

 
В самом начале своего творческого пути солистки коллектива пели исключительно акапельно, реже – под балалаечку и баян Н.И. Шилтовой. В начале восьмидесятых у "Умарины" появился бессменный аккомпаниатор А.И. Старостин. Талантливый, влюбленный в музыку, скромный человек не расстается с коллективом по сей день. Так на празднике мордовской культуры "Масторава" (г. Отрадный), где выступала "Умарина", А.И. Старостин награжден Почетной грамотой губернатора Самарской области за долголетний труд, большой вклад в развитие и сохранение мордовской культуры. Кроме всего прочего, Анатолий Иванович – автор многих песен. "Очень бы хотелось, - говорит руководитель "Умарины" Е.М. Захарова, - чтобы нашлись люди, которые помогли бы выпустить книгу с произведениями А.И. Старостина".
Где только не выступала "Умарина" – в поле, в сельском клубе, на ферме. Были и выступления на конкурсах, фестивалях различных уровней. Самыми значительными своими победами старовечкановская песенная группа считает свои выступления в Самаре, Ульяновске, Новгороде, Москве. Незабываемыми, яркими останутся в памяти совместные концертные номера с детским фольклорным коллективом с. Старое Вечканово "Вишка лейне".
Неоценимый вклад в становление "Умарины" внесла хормейстер Е.В. Касимова. Именно благодаря ее работе был поставлен голос каждой солистки, а коллектив успешно прошел защиту и в 2003 году получил звание народного. С особым трепетом самодеятельные артисты относятся ко всем тонкостям мордовской песенной культуры. Элементы плясовых проходок доподлинно изучаются, записываются на видео. Согласитесь, завораживают такие названия как "дробушечки", "эрзянские топотушки". Кстати сказать, последние отличаются от русских притопываний тем, что проходка выполняется на всю стопу и напоминает гусиный шаг. Оказывается, далеко не всем даются волнообразные, очень красивые движения бедрами – и все это с одетым многокилограммовым пулагаем.
 
Не меньшее внимание уделяют в "Умарине" костюмам, умению "нарисовать" песню. И сделать это так, чтобы поняли все, даже не зная мордовского языка. Наверное и поэтому тоже, коллективу зачастую сопутствует успех – ему аплодируют стоя, просят спеть на "бис" даже профессиональные артисты. Шесть солисток поют так, словно звучат голоса десяти человек. При этом все они эмоционально и насыщенно передают настроение песни. В Ульяновской филармонии после исполненной коллективом песни "За лесом солнышко сияет" долго не смолкали крики "браво". Старовечкановцы произвели настоящий фурор. Вот насколько надо любить петь, чтобы так зажечь профессионального зрителя. При всем песенном мастерстве солистки "Умарины" наделены недюжинным природным артистизмом. Сколько раз каждой из них приходилось выходить на сцену, когда в жизни случалась не самая светлая полоса… И пели так, что зрители их подолгу не отпускали. Эта любовь к песням родного народа передается и детям. Преемственность поколений налицо: у многих солисток поют дети, внуки.
 
У коллектива очень много друзей. За советом по обмену опытом Е.М. Захарова всегда может обратиться к Н.М. Савельевой, художественному руководителю фольклорного ансамбля "Селгусь" с. Большое Микушкино, которая с радостью поможет, подскажет. Руководитель "Умарины" говорит "спасибо" В.Д. Ятманкину и А.Ю. Парфенову за все многочисленные поездки, на которые коллектив получил возможность съездить. А значение таких поездок, встреч просто неоценимо, равно как и сотрудничество с другими творческими коллективами, взаимоконцерты. Такие встречи не редкость. Старовечкановцы не "варятся в собственном соку" – их сотрудничество с творческим коллективом с. Багана (Шенталинский район, художественный руководитель С.В. Сидоров), самодеятельными артистами п. Сокский и другими готовит благотворную почву для дальнейшего творчества.
Взаимоотношения в "Умарине" сродни семейным, вместе празднуют дни рождения, свадьбы, юбилеи, скучают друг по другу. Е.А. Моисееву называют душой коллектива. Дипломат по натуре – она тактично может решить самую щекотливую ситуацию. А еще "Умарина" очень гостеприимна. Многие туристы и жители района уже в этом убедились. Для них всегда на мероприятиях, праздниках, встречах – пироги и прочие яства, приготовленные солистками коллектива, чай на травах, уха, национальные игры, неизменно домашняя атмосфера. А на десерт – песни.
 
К огромному сожалению, сейчас, как никогда остро, стоит вопрос нехватки артистов в коллективе. Самое главное на сегодня – сохранить костяк "Умарины", на энтузиазме которого удастся привлечь и новых певцов. И будет "Умарина" ("Яблонька") цвести еще много лет!

  
 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Старое Вечканово – группа Вконтакте.
Автор: Борис Беляев - журнал «Город», №4, 2001 г.
Книга  Олега Бедулы "Живые родники", 2011 г.
Мордовские поселения Самарской области.
https://sgpress.ru/news/56497
Энциклопедия Самарской области, И. И. Шеянова.
Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.
Балашов, В. А. Мордвась  [Текст] / В.А.Балашов,     М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Самарская область:     энцикл: в  2 т.  Т. 1. – Саранск, 2003. -  Т. 1. -  С.                  356.
Курсовая работа. Студентка 2-го курса факультета истории и права МГУ им. Н.П, Огарева Марина Скоробогатова
Достопримечательности Самарской области.

 

ВложениеРазмер
eNdInET578 (1).jpg143.66 КБ
eNdInET578 (2).jpg520.08 КБ
eNdInET578 (3).jpg51.89 КБ
eNdInET578 (4).jpg154.26 КБ
eNdInET578 (5).jpg163.96 КБ
eNdInET578 (6).jpg149.7 КБ
eNdInET578 (7).jpg173.17 КБ
eNdInET578 (8).jpg209.05 КБ
eNdInET578 (9).jpg199.66 КБ
eNdInET578 (10).jpg95.63 КБ
eNdInET578 (11).jpg150.88 КБ
eNdInET578 (12).jpg85.81 КБ

Комментарии

аватар: Гость

Печкан

Пишут, что имена Вечкан, Вечкуш, Вечкас, Вечковат, Вечкенза восходят к глаголу «вечкемс» (любить): вечкемс - любить, уважать (эрз.).

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru