Иван Грозный и Пижанский край

Почти весь XVI-ый век шел стратегический спор за самую важную водную артерию Восточной Европы – за реку Волга. Мало тогда было дорог среди лесов, болот, дремучих чащ, степей и прочего бездорожья. Именно реки связывали своими руслами разные страны, а Волга вела из Тверского края к далекому Хвалынскому морю (Каспийское море). Соответственно, молодой Московской Руси, чтобы стать полноценным государством нужен был контроль над Волгой.   

    

СТАТЬИ ПРО ПИЖАНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ПРО КИРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ ПИЖАНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ВЯТСКИХ МАРИ - ТУТ!

ПИЖАНКА И ПИЖАНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

   

 Но важнейший «речной узел» - Каму и Нижнюю Волгу контролировало достаточно сильное Казанское ханство, соответственно, царь Иван Грозный положил много сил, чтобы присоединить эти земли к Московскому государству.
И вот, осенью 1552 года  непокорное Казанское ханство удалось взять, и его территория была присоединена к России вместе с поволжскими землями, населенными чувашами,  мордвинами, марийцами, удмуртами и другими национальностями. Эти народы единодушно заявили о своем добровольном присоединении к России.
В обратный путь Иван Васильевич отправлялся 12 октября. Вероятно, к этому времени относится легенда, которая передается из поколения в поколение вот уже более четырех с половиной веков. Говорится в этой легенде о том, что Иван Грозный возвращался в Москву через наши края, а именно, неподалеку от д. Чесноки (Пижанский р-н Кировской области.

                                                   курган Каравай и речка Обода (Овда)                                                            


В этих местах протекает речка Обода, про которую говорят, что на месте этой речки тогда было непроходимое болото. Чтоб переправиться, воины Ивана Грозного начали строить настил из бревен (гать), благо, лес находился близко, метрах в 10. Когда обоз переправлялся  через болото, 2 бочки с золотом сорвались с повозки, и их засосало в болото. 
По другой версии, золото специально закопали в землю, чтоб через некоторое время
снова вернуться сюда и построить город.
А рядом с лесом, в стыке поля и речки Ободы воины Ивана Грозного построили курган (местные жители его называют «караваем»), в который землю натаскали своими шлемами.
И что в нем зарыто, никто не знает: то ли золото, то ли оружие, то ли умершие воины захороненные в одну братскую могилу. «Каравай» в окружности имеет длину в 120 - 130 шагов. Возвышается с юга, от поля на 1,5 - 2 метра, а со стороны речки 4 -4,5 .

                                                     курган Каравай и скрытые в нем клады                                             


Когда смотришь на эти места и вспоминаешь историю, то появляются мысли о том, что, может быть, это было в действительности. Места здесь очень красивые: местность холмистая,
речка, лес рядом, поля. Видно с этих мест далеко окрест: если враги наступят к городу, то видно издали. И постройка города именно здесь вполне обоснована: в это время у него рождается сын, которого назвали Дмитрием (родился 12 октября, когда царь начал обратный путь из Казани в Москву). На юге, недалеко от Казани, он уже построил город Свияжск, чтоб утвердиться в Казанском ханстве. Здесь город можно построить в честь сына - первенца ( до этого у Ивана IV были 2 дочери).Тем более, что на этих землях нет ни одного города и племена Поволжских народов постоянно бунтовали с подстрекательства татарских ставленников ( так называемые «черемисские войны» ). В этом городе мог быть плацдарм для русских войск, чтоб поддерживать порядок на этих землях, а болото - очень удобное место для защиты города от врагов, играет роль рва. Думается, что вернуться сюда он не смог потому, что царь в 1553 году тяжело заболел горячкой.


Следы присутствия Ивана Грозного остались еще в легенде жителей д.Подчасовня  Русско – Шуйминского поселения. Здесь, говорится в легенде, на высоком холме, у деревни с марийским населением остановился Иван Грозный со своими воинами, но помолиться им было негде: племена народов мари были язычниками и христианство для них - непонятная религия. А Иван
Грозный в это время старался распространить христианскую религию повсюду: вот и в завоеванном городе Казань повелел в первую очередь построить христианский храм - кафедральную церковь Благовещения. А здесь, у марийского поселения, возвели небольшую часовенку, чтоб воины могли помолиться. С тех пор (по легенде) деревня называется Подчасовня. Хотя в Энциклопедии земли вятской т.1, кн.2, стр. 384 упоминается Подчасовня в связи с тем, что первая церковь здесь была построена в 1900 году.

 
Еще мне стало известно о том, что войска Ивана Грозного проходили через Тужинский район, где осталась в лесу просека, прорубленная его воинами, и до сих пор она там сохранилась, об этом мне поведал Бахтин Олег Михайлович. А ему, в свою очередь, рассказал сослуживец во время службы в армии. Он был родом с Тужинского района.


Интересно то, что легенды связаны именно с Иваном Грозным, а не его воеводами, хотя в книгах по истории Вятского края говорится о том, что в те времена на территории Вятских земель ополчение вятских войск собирал воевода князь Василий Серебряный, а непосредственным командиром вятчан был воевода Григорий Сукин.
Люди в наших краях до сих пор верят в то, что Иван Грозный проходил через наши края. В подтверждение могу привести пример: житель, теперь уже исчезнувшей деревни Ромаши Бахтин Андрей решил найти золото Ивана Грозного и начал ходить к тем местам и вести раскопки. Но, как в народе говорят, все сокровища и клады охраняет какая - то сила. Копателя такая участь тоже не обошла - начали слышаться какие -то голоса, мерещиться какие - то люди, стучащие в окна. После этого незадачливый «археолог» прекратил свои раскопки.

 
А еще люди говорят о том, что примерно в 1920 году приезжали какие - то ученые то ли из Казани, то ли из Москвы и интересовались теми местами, которые связаны с этой легендой. Но жители окрестных деревень не захотели им ничего показывать и сказали, что они впервые про это слышат. Люди в то время были напуганы творившимся в мире хаосом, и боялись любого неосторожного слова.
Мы, жители Щеглятовского отделения, так и живем с надеждой, что когда -то клад Ивана Грозного откроется нам, и все мы заживем счастливо и богато. Ведь не зря же в других легендах говорится, что только тем от крываются клады, кто живет по законам добра и справедливости, помогая всем, кто нуждается в помощи, почитает стариков и воспитывает благочестивых детей.  
(автор текста: Л.В.Пайметова)
    
______________________________________________________________________________________________________________ 
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
МКУК «Пижанская ЦБС» Пижанская ЦБ им А.Ф.Краснопёрова, «Легенды и мифы Пижанского района» - автор-составитель О.П. Груенко. Издание: 2013 год.
Автор текста краевед  Л.В. Пайметова.
Государственный реестр памятников культуры Кировской области.
Худяков М.Г., Книга: «Труды Вятской учёной архивной комиссии» 1905-1917г.: вып. 1-2.
Данные с сайта Пижанского музея.
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Воя

Пижанского района Кировской области  "Легенда реки Обода".

  

ВложениеРазмер
373457012 (1).jpg62.16 КБ
373457012 (2).jpg116.36 КБ
373457012 (3).jpg72.56 КБ

Комментарии

Ратная тропа

В северо-западной части Марий Эл и в южных частях Кировской области встречаются легенды о том, что войска царя Ивана Грозного шли на Казань (или уже от Казани) по дремучим лесам и топям, строили гати, прорубали просеки, насыпали холмы и курганы - эту тему мы уже раскрывали в нескольких статьях про Ратник, про Санчурск и про Ратную тропу и про Галицкий тракт. Конечно, войска ивана Грозного шли на Казань совсем другим путем - про это скоро на сайте будет отдельная статья, при этом известны и карты и маршруты движения и даже почти все стоянки, где ставился царский шатер.

Но легенды - есть легенды, если лни сохранились в народной памяти пол тысячи лет - то не стоит их сразу так отвергать,  они тоже своеобразные пласты истории нашего края, хотя скорее всего речь в них идет о более поздних событиях Черемисских войн, что шли на левобережье Волги и в Волго-Вятском регионе всю вторую половину 16-го века.

кому интересна эта тема - вот ссылки:

СТАТЬЯ ПРО РАТНУЮ ТРОПУ И САНЧУРСК - ТУТ!

РАТНАЯ ТРОПА В МАРИЙСКИХ ЛЕСАХ - ТУТ!

по пути Ратника тоже много интересного, есть курганы и скрытые клады, есть свои исторические предания.