Золотниковская пустынь

Золотниковская пустынь основана в первой четверти ХVII столетия иноком Ионою Головциным, посвященным в 1624 г. в сан игумена. При нем в пустыне была поставлена деревянная Успенская церковь. Тогда обитель называлась Новая пустынь, березовского борку, Успения Пресвятые Богородицы". С 1724 г. в официальных документах она именуется Успенской Золотниковской пустынью, по протекающей рядом речке Золотоструйке. 
В 1632 г. царем Михаилом Федоровичем пустыни пожалована земля, в благодарность за что в деревянной церкви был освящен придел в честь патрона царевича - Иоанна Белогородского. 
 

 
 При игумене Никоне на месте деревянной церкви выстроена Успенская же каменная, освященная в 1651 г. Вслед за ней сооружены две других каменных церкви комплекса: надвратная, Всех святых (1656 г.) и трапезная с теплой церковью Казанской Богоматери (1657 г.). Во второй половине ХVII - начале ХVIII вв. пустынь пользовалась известностью. Как значительный исторический факт, в литературе отмечается принятие в 1663 г. здесь иночества Митрофанием, впоследствии епископом Воронежским. 


Пустынь часто посещал митрополит Суздальский Илларион и принимал в ней царицу Прасковью Федоровну. В пустынь делались вклады царем Петром I и царевной Софьей. Очевидно, на эти пожертвования, все каменные здания монастыря в конце ХVII в. были перестроены вновь, о чем красноречиво свидетельствует архитектура существующих Успенской и Казанской церквей. Судя по фотографиям утраченной надвратной церкви, она была также перестроена, поскольку все здания объединены единым стилевым направлением. В ХVIII в. пустынь начинает беднеть, ее строения приходят в ветхость. В 1725 г. по синодальному распоряжению она приписывается к Спаса-Евфимьевскому суздальскому монастырю, но по прошению игумена с братиею осталась самостоятельной. В 1764 г. числится заштатной.
  
НАСТОЯТЕЛИ МОНАСТЫРЯ
игумены
Иона (Головицын [Головкин]) (упом. 1624)
Иаков (упом. 1632)
иером. Никон (1638—1651)
иером. Феоктист (1655—1667)
Симеон (упом. 1692)
иером. Иосиф (упом. 1724)
иером. Феофилакт (1737—1743)
архим. Симеон. (ок. 1756)
строители (с 1764)
мон. Виктор (ок. 1781)
Авраамий (до авг. 1802)
Гедеон (19 августа 1802 — 24 марта 1804)
Самуил (24 марта 1804 — 28 марта 1823)
иером. Илия (28 марта 1823 — 25 марта 1825)
иером. Амвросий (25 марта 1825 — 30 окт. 1828)
иеромонах Парфений
Симеон (с 30 окт. 1828)
Иона
Георгий
иером. Макарий (с 1853 по 3 авг. 1860)
иером. Вассиан
иером. Варнава (до авг. 1873)
иером. Анастасий (28 авг. 1873 — 3 февр. 1877)
иером. Амфилохий (14 февреля 1877 — 18 июля 1879)
иером. Венедикт (18 июля 1879 — 22 июля 1881)
иером. Игнатий (22 июля 1881 по февр. 1882)
иером. Агафангел (с 24 февр. 1882 — ?)

В начале XIX в. происходит некоторое оживление строительства в пустыни. В 1806 г. возводится Настоятельский корпус, в 1810-20 гг. территория пустыни обносится кирпичной оградой, выстроенной на средства помещика села Якимова Суздальского уезда Алексей Сергеевича Шереметьева. Во второй половине XIX в. строятся несохранившиеся ныне каменные кельи в линии ограды, а по сторонам надвратной церкви - примыкающие к ней здания народного училища и гостиницы для приезжающих.


 
Золотниковская пустынь находится в 150-200 м к западу от современного шоссе Иванова-Суздаль-Владимир. Старая дорога на Суздаль, мощеная булыжником, проходила у восточной стены ограды пустыни. Речка Золотоструйка огибает комплекс с северо-запада. Со стороны дороги был главный вход на небольшую, прямоугольную в плане территорию пустыни, границы которой видны по невысокому валу, на месте ограды и небольшому рву, окаймлявшему ее. Над проездной аркой входа возвышалась кирпичная Всехсвятская надвратная церковь с колокольней в третьем ярусе, завершавшейся деревянным шатром XIX в.
 
Интересно продумана расстановка главных сооружений комплекса: соборной холодной Успенской церкви и теплой трапезной Казанской церкви, располагавшихся по одну сторону, к северо-западу от входа, недалеко друг от друга. Направления их продольных осей не совпадают. Казанская церковь, находящаяся за Успенской, немного развернута на северо-восток, становясь более полно обозримой с монастырской площади. Масштабным и пространственным соотношением массивных объемов церквей организуется композиционный центр ансамбля и его внутреннее пространство, получившее замкнутый характер постановкой в 1806 г. с юга Настоятельского корпуса. От надвратной церкви, местоположение которой определяется по остаткам кирпичной кладки, к центральной части ансамбля ведет липовая аллея ХIХ в. В северо-западном углу территории пустыни, рядом с западным входом, который, как северный и южный, имел вид калитки в ограде, сохранились части кирпичных фундаментов небольшого здания одноэтажных келий ХIХ в. В углах ограды размещались квадратные в плане башни XIX в., от которых остались их кирпичные цоколи.
 
УСПЕНСКАЯ церковь выстроена, очевидно на месте предшествующей, из которой в главный алтарь новой церкви был перенесен придел Иоанна Белогородского. В южную ее стену была вложена не сохранившаяся ныне каменная доска с вырезанной славянской вязью надписью: "лета 7159 (1651) году, июля 29 дня совершена бысть церковь сия каменная и освящена....при благоверном Государе Царе и Великом князе Алексее Михайловиче всей Руси и при святейшем патриархе Иоасафе Московском и всея Руси и преосвященном Серапионе архиепископе Суздальском и Торусском и при игумене Никоне".

Характер архитектуры существующего здании не соответствует указанной дате. Структурные особенности памятника - нерасчлененность плоскостей лопатками, завершение стен горизонтальным обрезом под четырехскатную кровлю, конструкция свода, в совокупности с декоративными деталями убранства, присущими ростовскому и, отчасти, суздальскому строительству последней четверти ХVII в., дают основание считать, что церковь заново перестраивалась в конце XVII в.
 
После перестройки здание состояло из кубического объема храма, северного (Воздвиженского) придела с ризницей над ним и общей для храма и придела трапезной. Возникновение южного, Преображенского, придела устроенного на средства князя Семена Ивановича Щербатова, относится к 1737г. Тогда в приделе хранилась медная доска с надписью о погребении в нем кн.С.И.Щербатова, а в стенах придела были вставлены несуществующие ныне медные доски с вырезанными надписями о погребении графов Шереметьевых. В 1859 г. южный придел капитально перестроен купцом Антоном Николаевичем Шодчиным. Вскоре после этого церковь подверглась существенным перестройкам. Была разобрана ризничая палатка и ризница.
 
Успенская церковь, имеющая в ансамбле пустыни важнейшее значение, как соборная, занимает в нем центральное место. Для входящего на территорию пустыни ею открывается перспектива ансамбля. От ворот церковь видна с юго-востока, объемно, под углом.
 
Здание церкви сложено из кирпича, обмазано известью. Кирпич собственно храма - З0х14,5х8 см, северного придела - 29,5(30)х14,5 (15)х5(8) см, трапезной - 29(29,5)х14,5(15)х8 см, южного придела 29х13(14)х8 см. Швы затерты.
 


Бесстолпный четверик храма перекрыт оригинальной системой сводов, покрыт четырехскатной кровлей, над которой поднимаются барабаны трехглавия, сильно сдвинутого к востоку. Западная часть помещения церкви перекрыта полулотковым сводом, восточная - системой, образованной двумя подпружными арками, на которые опираются узкий коробовый свод с квадратным отверстием центрального барабана и восточный полукоробовый свод, прорезанный жерлами малых барабанов. Сильно вынесенный алтарь, равный ширине храма, сначала имел две абсиды, что подтверждается данными натурного обследования (остатками скругленных разной кривизны кирпичных фундаментов и следами примыкания к восточной стене храма межабсидной стенки), а так-же, косвенно, литературными сведениями о cуществовании в главном алтаре придела Иоанна Белогородского. В алтарной стене храма, ниже уровня пола сохранились откосы дверного проема в южную абсиду.
 
Северный придел церкви лишен выраженного внешнего объема его основной храмовой части. Придел перекрыт сомкнутым сводом ХIХ в. От первоначального свода сохранилась пятовая часть. От старых проемов уцелело северное окно в абсиде придела. В толще западной стены храма находится лестница, которая вела в ризничную палату. Трапезная церкви, сложенная системой полубутовой кладки, имела сводчатое перекрытие на распалубках и, возможно, была одностолпной. Рисунок распалубок хорошо читается на северной, восточной и западной стенах. Существующий восьмигранный столб ХIХ в. сложен из кирпича вторичного использования на валунном фундаменте.

Южный придел, как и северный, не поднимается выше кровель своего алтаря и трапезной. Свод придела (утраченный в западной части) - коробовый с распалубками над окнами.
 
Своеобразие облику храма придает сосредоточенный в верхней части фасадов декор, с ведущим мотивом аркатуры, встречающийся в ростовских и отдельных суздальских памятниках 1670-1680 гг. и, видимо, у них заимствованный. Аркатурный пояс храма заполняет пояс стены между лопатками, закрепляющими углы четверика, над лаконичными, в духе ХVI в. окнами с глубокими внешними амбразурами без обрамлений. Стены храма и северного придела завершаются декоративным фризом из ленты поребрика в полувалах и пояса балясин. Во фриз вставлены пятиугольные киоты в обрамлениях из полуваликов. Центральный барабан храма окаймлен вверху также поясом балясян. Северный и южный входы в храм, смещенные к востоку, оформлены кирпичными переспективными килевидными порталами (южный портал частично стесан). В северном сохранилась железная кованая двухстворчатая дверь, сверху решетчатая.
 
В интерьере храма, в южной стене четверика помещены одна за другой пять полуциркульных ниш-печур. Под некоторыми из них кованые крепления, возможно, для лавок. Сохранившаяся темперная живопись второй половины ХIХ в. В западной части свода изображение Троицы, на северной стене - Преображение, на южной - фигуры митрополитов. В нижних частях стен - остатки живописных пилястр.
 
КАЗАНСКАЯ (трапезная) церковь по надписи на существовавшем в церкви храмозданном кресте освящена в 1657 г. По стилистическим архитектурным признакам церковь более вероятно отнести к 70-80 гг. ХVII в., так как она близко связана с ростовским и суздальским кругом памятников конца ХVII столетия.

Казанская трапезная церковь расположена в глубине участка Золотниковской пустыни, в 9,5 м к северо-западу от Успенской церкви, недалеко от западного, противоположного главному, входа, к которому она развернута западным фасадом. Постановка церкви под углом к Успенской обеспечивает выгодные точки обзора здания и является существенным элементом композициоиной организации ансамбля.
 
Церковь сложена из кирпича 30(32)х16(17)х8,5(9) см с затиркой швов, побелена. Под алтарем просматривается фундамент из валунов на известковом растворе. Внешняя поверхность кладки первого яруса церкви толщиной в кирпич. Внутри забутовка из мелких валунов и битого кирпича, перемежающихся с рядами кирпичной кладки.
 
Первый этаж Казанской церкви предназначался для хозяйственных помещений (подвала, кладовых), во втором помещалась собственно церковь и трапезная палата. Кроме главного, одновременно было освящено еще два престола: во имя Митрофана Воронежского, постригшегося в Золотниковской пустыни, и Николая Мирликийского. По описи пустыни 1764г. при Казанской церкви существовали: лестница и паперть "каменные крыты тесом", под папертью - кухня и кладовая палатка, одна келарская келья. Во второй половине ХIХ в, храм обновлялся на средства купца Антона Николаевича Шодчина. Тогда же с северной стороны церкви были сделаны укрепляющие стену кирпичные контрофорсы. В это же, а возможно и ранее, в церкви помещались библиотека и архив.

При тесной стилистической общности с Успенской церковью она отличается от нее типологически и композицией объемов. Менее значительный по величине двухсветный стройный четверик храма, вытянутый с севера на юг, завершался декоративной главой. Двухэтажный, прямоугольный в плане алтарь, чуть меньший по длине храма, почти равный ему по ширине, в высоту доходит до орнаментального верха основного объема, выделенного, как и в Успенской церкви, с севера и юга аркатурным поясом. Во втором этаже алтарь имеет трехчастную форму восточной части с абсидальными выступами пологого очертания. Наиболее массивным объемом церкви являлась обширная двухэтажная трапезная, равная по высоте алтарю. Во втором этаже она соединялась дверным проемом с ныне утраченной папертью, примыкавшей к четверику храма с юга. От этого проема сохранился откос и остатки арочной перемычки на юговосточном углу трапезной. Существование паперти и крыльца, формы которых установить невозможно, подтверждается наличием полуциркульной трабы от кирпичного свода на южной стене алтаря, уступом в кладке на стене храма и, по-видимому, связанным с устройством паперти смещением вниз южного окна второго света храма.


 
Подалтарное помещение в первом этаже церкви, где под деревянным настилом пола помещался погреб, перекрыто коробовым сводом в направлении север-юг. Также перекрывался первый этаж четверика храма. Во втором этаже собственно храмовая часть - с лотковым сводом. Алтарь двухчастный. Северное помещение придела, соответствующее меньшей северной абсиде, имело коробовый свод в направлении восток-запад. Южное, с главным престолом, во внешнем объеме отмеченное центральной и южной абсидами, перекрывалось полулотковым сводом. Места примыкания стены, разделяющей абсиды, к восточной стене алтаря скруглены до пят сводов. Алтарь соединен с храмом тремя арочными проемами, растесанными в прошлом столетии. В восточной стене алтаря два проема сохранили свою первоначальную форму: заложенное снаружи арочное окно в первом этаже и небольшое полукруглое с широким раструбом в северной абсиде во втором этаже, близкое по форме окну северного придела Успенской церкви. Окно центральной абсиды, при переделках опустили ниже, растесали, а первоначальную верхнюю часть окна заложили заподлицо со стеной.
 
Перекрытия обоих этажей трапезной утрачены. В первом, как, видимо, и во втором этажах, трапезная состояла из нескольких помещений, о чем свидетельствуют остатки в первом этаже продольной стены, примыкавшей к западной стене и пяты различных сводов. В северо-западной части первого этажа трапезной существовал коробовый свод, в юго-западной - сомкнутый. Над проемами первого яруса в западной, единственной почти полностью сохранившейся стене, - остатки распалубок. На западной и восточной стенах во втором этаже сохранились пяты цилиндрических сводов в направлении север-юг. Эти своды, видимо были переложены позднее. При обновлении церкви в ХIХ в., вероятно, одновременно с растеской южного входа в трапезную, была устроена лестница для выхода на второй этаж, следы которой видны на внутренней стороне западной стены трапезной. При этом свод первого этажа был пробит.
 
Количество проемов в западной торцевой стене трапезной сохранено первоначальным, но все они были растесаны и увеличены по высоте. Углы прямоугольных, геометрически четких объемов церкви закреплены лопатками. Во втором этаже алтаря в сочетании с плоскостью стены первого, рельефно выделяются скругленные объемы абсид с полуколонками между ними. Декор здания сконцентрирован в венчающих частях объемов и особенно развит в верхней части четверика храма. Над его аркатурным поясом, более миниатюрным, чем в главном монастырском соборе, между рядами "поребрика" проходят отсутствующие там перспективные ширинки, а над ними - ряд балясин. Все вместе производит впечатление широкого орнаментального пояса. Над абсидами фигурные "карнизы" из рядов поребрика и балясин, существовавшие ранее и над трапезной. Набор декоративных элементов аналогичен примененным в Успенской церкви.
 
Четырехскатное покрытие храма Казанской церкви утрачено. В северо-западном углу ее второго этажа найдена чернолощеная черепица прямоугольиой формы с полукруглым концом в глинистой обмазке. По описи пустыни 1764 г. главы Успенской, Казанской и надвратной церкви были покрыты "чешуею каменною". По-видимому не только главы, но и кровли в ХVII-ХVIII вв. были черепичными.
 
НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС построен в 1806 г. Он расположен к юго-западу от восточных главных ворот пустыни и к югу от церквей, образуя вместе с ними плавировочный треугольник. Корпус двухэтажный. Низ кирпичный, обмазан тонким слоем извести, верх - деревянный, обшит тесом. Не исключено, что верхний этаж выстроен несколько позже. По сохравившимся формам декора нижнего этажа (плоским нишам, в которых помещены окна, следам наличников, карнизу "сухариками") дом имел вид постройки в стиле классиаизма. Примыкающее к главному фасаду деревянное крыльцо, завершенное треугольным фронтоном на кронштейнах, также выполнено в формах классицизма. Деревянные лопатки, украшающие стены верхнего этажа, наличники его окон, а также детали крыльца, выделялись светлой покраской. Внутренняя первоначальная планировка первого этажа здания представляет систему сообщающихся, расположенных по одной оси трех симметричных помещений: большего центрального и меньших боковых. Входы в здание, по-видимому, располагались несколько иначе, в зависимости от места первоначальных несохранившихся сеней. На противоположном главному протяженном фасаде находится заложенный полуциркульный проем в нише.
 
В интерьере корпуса сохранились печи с частичной кафельной облицовкой первой половины XIX в. Изразцы белые с синим рисунком в виде ромба с цветком в центре. Полы деревянные, кровля - железная.

После закрытия прихода в Золотниковской пустыни в 1931 г. ансамбль подвергся варварским разрушениям. Были полностью снесены надвратная Всехсвятская церковь, кирпичная ограда и корпус келий. Казанская церковь, где в 1930-1950 гг. располагался склад колхоза им.Кирова, доведена до руинированного состояния и на сегодняшний день от нее практически ничего не сохранилось. Успенская церковь, находившаяся в эти же годы в ведении шпало-заготовительной конторы Ярославской железной дороги, также подверглась серьезным разрушениям: снесены все главы, в том числе над алтарем и приделами, разобрано деревянное перекрытие трапезной и кровля над ней. Нарушение конструктивних элементов последавало после 1957 г. Лишь Настоятельский корпус, превращенный после закрытия в начальную школу, не пострадал и в целом сохранил свой первоначальный облик.
 
Как памятник культовой архитектуры ансамбль Золотниковской пустыни выявлен и поставлен на гос.учет в 1947 г., а в 1960 г. Успенская церковь была поставлена на гос. охрану республиканского значения. Через два года на нем были проведены небольшие консервационные работы: перекрыта кровля, заложены часть оконных и дверных проемов.
 
    
Село Золотниковская Пустынь
Село Золотниковская Пустынь расположено близь автомобильной дороги федерального значения Иваново-Москва «Волга-7» в 40 км от г. Иваново, в 38 км от районного центра г. Тейково и в 20 км от села Морозово. В 2 км от села находится жемчужина Тейковского района – озеро Рубское. Село насчитывает 36 домов. Всего на территории села проживает 38 жителей, из них постоянно 10 человек. Наиболее ценным объектом села является храмовый комплекс Пустынь Успенская Золотниковская (памятник федерального и регионального значения).

В 1624 году на территории Морозовской волости иноком Ионою Головцыным была устроена духовная обитель, то есть монастырь. Изначально она называлась «Новою пустынью Березовского Борку Успенья Пресвятой Богородицы». В 1632 году царь Михаил Федорович Романов, владевший Морозовскими землями, пожаловал монастырю часть земли, а в 1638 году выделенные территории были закреплены за монастырем царскими грамотами, и 30 монахам, составляющим братию, было представлено государственное содержание.
 
О названии пустыни – Золотниковская существует легенда. Люди говорят: когда-то давно проезжала мимо этих мест по Государственной дороге Екатерина II. Захотела воды испить, остановилась около речки, по одним сведениям, Змеянки, по другим, Смердянки да и уронила в речку перстень, но вода была прозрачна и Екатерина, испив воды, увидела перстень и подивилась: «Какая вода здесь прозрачная, просто золотая». С тех пор и прозвали речку Золотоструйкой, село звавшееся Пустынью, стали называть Золотниковской Пустынью, а дорогу из Государственной в народе переименовали в Екатериновку.
 
Популярность и известность монастыря связаны с именем одного из его служителей Митрофания Воронежского. Свой путь к Богу Митрофан (в миру Михаил) начинал на Владимирской земле, в селе Антилохово, где он родился в 1623 году в духовной семье. Здесь крестился и женился. Имел сына Ивана. Служил священником. Овдовев на сороковом году жизни, он принял постриг. Будучи подвижником благочестия, искал одиночества, сосредоточенности и в 1663 году пришел служить Господу в Успенскую Золотниковскую Пустынь. После трех лет пустынножительства иерей Митрофан снискал столь безмерное уважение среди монастырской братии, что был назначен настоятелем Косьмо-Яхромского монастыря. Через несколько лет его попечению была поручена Макарьевская обитель на Унже. В 1682 году Митрофаний стал первым епископом Воронежским. Был он другом и сподвижником Петра 1. Умер Митрофан 23 ноября 1703 года в возрасте 80 лет. Петр 1 прибыл в самый день кончины Митрофана, припал к одру, лобызал десницу святителя и оставался при нем до самого последнего вздоха. Он сам вместе с сановниками нес гроб до могилы, а потом сказал окружающим: «Не осталось у меня более такого святого старца!». В 1832 году 7 августа Митрофан Воронежский был причислен к лику святых земли русской, а в пустынь из Воронежа прислали икону с его изображением.

История монастыря помнит многих известных людей России. В 1642 году его посещает герой народного ополчения, князь Дмитрий Пожарский. Митрополит Суздальский принимал здесь царицу Прасковью Федоровну с дочерьми: Анной – будущей императрицей, Екатериной и Прасковьей. В 18 столетии царевна Софья и Петр 1 были официальными меценатами обители. Частой гостьей монастыря была суздальская узница, первая жена Петра 1 — Евдокия Лопухина. В 1837 году в пустыни побывали цесаревич Александр Николаевич и сопровождавшие его поэт В.А. Жуковский и профессор К.И. Арсеньев.
  
 


Святитель Митрофан Воронежский и Золотниковская пустынь
 В 1663 году в Золотниковской пустыни был пострижен в монашеский чин священник Михаил – с именем Митрофан, в честь святителя Митрофана, патриарха Константинопольского. Известно, что пострижение в мантию состоялось 17 июня (4 июня по ст.ст.). Видимо, обитель Успения Пресвятой Богородицы привлекла недавно овдовевшего священника, будущего Митрофана Воронежского, возможностью тихого молитвенного уединения. В стенах этого монастыря он желал бы и упокоиться, но исполнить обеты «о безысходном пребывании на месте пострижения» не пришлось: его труды и усердие, благочестие и мудрая распорядительность были необходимы в других местах.
 
Рождённый 6 ноября 1623 года в селе Антилохово Владимирской губернии в семье священника, половину своей жизни угодник Божий провёл в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском, недалеко от города Шуи. Овдовев и отрекшись от мира, он уходит сначала в Николо-Шартомский монастырь, а через три года пустынножительства в Золотниковской пустыни становится настоятелем Космо-Яхромского монастыря (в селе Небылое Владимирской губернии). Почти десять лет игумен Митрофан верой и правдой трудился, укрепляя состояние монастыря. На месте обветшавшего деревянного храма был построен каменный во имя Спаса Нерукотворенного Образа, обновлена церковная утварь; монастырь стал процветающим духовным центром.
 
В 1675 году патриарх Иоаким поручил святому Митрофану управление более обширной и известной обителью – Троицким Макариево-Унженским монастырём. Покровительство Дома Романовых давало повод называть этот монастырь «лаврой преподобного Макария». Попечением нового игумена всего за три года был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней (в 1680 году). Высоко ценя благочестие и мудрую распорядительность игумена Митрофана, патриарх поручал ему особо важные дела, в частности, заведовать Унженской десятиной, объединявшей девяносто четыре приходские церкви. Сам царь относился к подвижнику с глубоким уважением.
 
2 апреля 1682 года собором архипастырей во главе с патриархом Иоакимом святой Митрофан был посвящён в сан епископа с утверждением на Воронежскую кафедру. Воронежская епархия была выделена из обширной Рязанской на основании решения Московского Собора 1681–1682 гг. в целях противодействия усиливающемуся расколу старообрядцев. В Москве святитель стал свидетелем больших волнений, связанных с вступлением десятилетнего Петра I на престол и стрелецкого бунта. Большое впечатление произвёл на него диспут о вере со старообрядцами в Грановитой палате. До конца своих дней святитель Митрофан ревностно заботился о благоустроении не только церкви, но и государства.

Воронежский край требовал от пастыря трудов немалых. Он отличался очень сложным составом населения (невольные переселенцы, беглые крестьяне, инвалиды и семьи, оставшиеся без кормильцев); помимо раскольников, здесь было много язычников. На обширной территории Придонья находилось всего 182 храма, не хватало грамотных священников. Немногочисленные монастыри, отягчённые хозяйственными заботами, обмирщались. Порядка не было нигде. В одном из писем новый архиерей Воронежский сетовал: «У нас место украинское (окраинное) и всякого чину люди обвыкли жить не подвластно, по своей воле».

Живя сам первое время на постоялом дворе, Владыка Митрофан начал строительство нового кафедрального собора. Заложенный им каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы был освящён в 1692 году. Всего за время его управления Воронежской епархией число храмов увеличилось до 239; были основаны два монастыря. Владыка призывал священников служить примером для паствы не только проповедью и молитвою, но и собственной жизнью. Сам он был доступен для каждого, помогал бедным, навещал больных и заключённых, постоянно заботился о благоустроении семейной жизни своих прихожан. Архиерейский дом при нём был пристанищем обездоленных и униженных. Умиравших на чужбине безвестных тружеников святитель погребал на свои средства, неустанно молился за тех, кто скончался «без покаяния и без причастия».

В это время в Воронеже, где строили русский флот для завоевания Азова, часто бывал император Пётр I. Святитель Митрофан был ревностным поборником государственных начинаний Петра и всемерно стремился помогать государю, убеждал свою паству нести ему послушание. Владыка разъяснял народу благие намерения царя, собирал деньги на постройку флота и жертвовал свои собственные скудные средства на строительство кораблей и жалование солдатам. Пётр I видел в святителе Митрофане своего искреннего сподвижника и настоящего духовного пастыря, в котором он очень нуждался. Привыкший подчинять всё и вся своей могучей воле, Пётр воспринимал мнение и советы Владыки как слова праведника. Известен случай, когда Митрофан Воронежский отказался идти к Петру I во дворец, который был украшен языческими статуями, и на угрозу царя предать ослушника смерти ответил: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить болваны языческие и тем соблазнять простые сердца». Он искренне был готов принять смерть, но не отступить от истины – и повелел звонить в соборный колокол к началу заупокойного богослужения. Узнав об этом, Пётр приказал убрать с фасада дворца языческие изваяния.

За усердные и безупречные труды во славу отечества святитель Митрофан был пожалован двумя государственными грамотами, а после взятия Азова царь повелел именовать епископа Воронежским и Азовским. Пророческими стали слова, которыми святитель благословил Петра на будущие победы, на основание Петербурга и возведение в нём Казанского собора: «Возьми Казанскую икону Божией Матери, и она поможет тебе победить злого и сильного врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу, великий город в честь святого Петра. Пока будет сей святой образ Пречистой Девы на берегах Невы, благодать Божия и Покров Богородицы не покинут стольный град».

Достигнув восьмидесятилетнего возраста, Митрофан Воронежский тяжело заболел и принял монашескую схиму с именем Макария в честь преподобного Макария Унженского. Характерно, что святитель завещал хоронить его не в архиерейских одеждах, а в схимонашеском одеянии. Отошёл он ко Господу 23 ноября 1703 года и был погребён в Благовещенском соборе в Воронеже. В погребении участвовал сам Пётр I, который сказал, обратившись к свите: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем его тело сами». Государь первым взялся за гроб и нёс его до усыпальницы, находившейся под помостом соборного придельного храма. Когда опускали гроб в землю, Пётр произнёс: «Не осталось у меня такого святого старца».
 
ПОХВАЛЬНАЯ ГРАМОТА ЕПИСКОПУ ВОРОНЕЖСКОМУ МИТРОФАНУ

“От Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея Великая и Малыя и Белыя России Самодержца, Богомльцу Нашему Преосвященному Митрофану, Епископу Воронежскому: нынешняго 1700 года Апреля в день донесено Нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, что ты, Богомлец Наш, для общия и Христианския пользы на вспоможения святыя войны против неприятеля креста святаго, по добродетельной ревности своей к Нам Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству, ратным людям морскаго воинскаго флота, которые служат Нам Великому Государю, дал из домовой своей казны денег четыре тысячи рублев на жалование их на Воронеж. И Мы Великий Государь за усердножелательное твое к Нам Великому Государю и ко всему Христианскому народу радение в даче из домовой твоей казны вышеписанного числа на жалование ратным людям денег, жалуем милостиво и премиластиво похваляем, за которое твое усердножелательное радение и впредь Наша Царскаго Величества милость к тебе Богомольцу Нашему будет неотъемлема; и как к тебе ся Наша Великаго Государя граммата придет, и тыб, Богомолец Наш, Преосвященный Митрофан Епископ сю Нашу Царскаго Величества милость к себе за твое вышепомянутое радение ведал; по томуж и впредь имел надежду. Числа лета 1700 Апреля в 20 день, скрепа Дьяка Никиты Полунина, а справа Ивана Губина”.
 
(Выписка из архивных документов)

В 1717 году церковь Благовещения обрушилась из-за непрочного фундамента. Мощи святителя были перенесены в новый кафедральный собор; при перенесении тело святителя было найдено нетленным. На месте погребения святого неоднократно происходили чудеса. 6 августа 1832 года в присутствии около 50 тысяч человек были обретены святые мощи угодника Божия святителя Митрофана. Митрофан Воронежский был причислен к лику святых, а уже на следующий год из Воронежа в Золотниковскую пустынь прислали его икону.
 
Дни памяти:
20 августа – обретение мощей свт. Митрофана, епископа Воронежского (1832).
17 сентября – второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989) свт. Митрофана.
6 декабря – преставление свт. Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского (1703).
  
Как доехать, где находится:
Наш адрес: 155035 Ивановская обл, 
Тейковский р-н, 
село Золотниковская Пустынь
Телефон: +7 (910) 694-00-58
Электронная почта: i_lazar@mail.ru  
  
 
Митрополит Платон в Золотниковской пустыни
По милости Божией, открываются новые страницы из истории Золотниковской пустыни. Оказывается, в августе 1792 года ее посетил митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин), который описал свои впечатления от посещения обители в путевых записках.

Митрополит Московский и Коломенский Платон (1737–1812) известен как выдающийся церковный деятель, талантливый писатель, мудрый педагог. За блестящие проповеди его называли «вторым Златоустом». Екатерина II настолько ценила дар слова митрополита Платона, что он был назначен придворным проповедником, а после именно ему императрица доверила обучение наследника престола Павла Петровича Закону Божиему. Митрополит Платон был близок ко двору. Он совершил коронации двух императоров: Павла Петровича в 1797 году и Александра I в 1801 году.
 
Большая часть жизни митрополита Платона была так или иначе связана с Троице-Сергиевой Лаврой. Сначала в Лавре он был преподавателем, потом был назначен наместником, а впоследствии — и архимандритом этой обители. Он очень заботился о благоукрашении Лавры: так, при нем практически во всех храмах появилась настенная роспись, во многих был обновлен иконостас. Знаменитая Серапионова палата на месте келии прп. Сергия, где ему явилась Богоматерь, была построена именно по благословению митрополита Платона. Сейчас в Серапионовой палате покоятся мощи трех настоятелей монастыря: святителя Иоасафа митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, а также частицы мощей многих святых и фрагмент пояса Пресвятой Богородицы.

Близ Троице-Сергиевой Лавры митрополит Платон основал Спасо-Вифанский монастырь, который называли просто Вифания. Такое необычное название было связано с тем, что придел центрального Спасо-Преображенского собора был освящен в честь праведного Лазаря Четверодневного, который был воскрешен Спасителем в селении Вифания неподалеку от Иерусалима.
 
Одно из главных направлений деятельности митрополита Платона  касалось реформирования Славяно-греко-латинской академии. Именно при нем она получила такое название, до этого же называлась Славяно-латинской академией. Митрополит Платон сделал изучение греческого языка обязательным и в духовных учебных заведениях. Кроме того, он ввел в программу духовных училищ Русскую церковную историю. Для нового предмета требовалось составить учебное пособие. В частности, с целью собирания материала для него по библиотекам монастырей северной части средней России в августе 1792 года митрополит Платон отправился в путь из основанного им Спасо-Вифанского монастыря близ Троице-Сергиевой Лавры. Он побывал в Переславле-Залесском, Ростове, Ярославле, Костроме, Суздале, Владимире, Юрьеве и Александрове.

О посещении Золотниковской пустыни митрополит Платон вспоминает следующее: «Заезжали, по дороге, от Суздаля в 30 верстах, в пустыню Золотниковскую;  ходили  в церкви  и  по  монастырю; ограда каменная и церкви две каменныя, средственныя; впрочем пустыня недостаточная и в неустройстве; в ней один только строитель, да несколько послушников бельцов. Не доезжая пустыни есть несколько лесов; впрочем более места безлесныя».

Упоминая две каменные церкви, митрополит Платон имеет в виду Успенский летний храм, построенный в 1651 году, и зимний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который был сооружен и освящен в 1657 году.  Причиной неустройства обители, которое отмечает митрополит Платон, послужили петровские реформы, когда циркуляры Священного Синода разрушили практически все монашеское общежитие, но в большей степени – реформы при Екатерине II: в 1764 году обитель была оставлена сверх штата и на своем содержании. В это время прекращаются пожертвования от рода Романовых. Видимо, подобные обстоятельства привели к тому, что в 1792 году обитель переживала тяжелые времена и практически опустела.
 
Тем более чудесным выглядит заступничество святителя Митрофана за место своего пострижения: обитель никогда не была многолюдной, но монашеская жизнь в ней вплоть до трагических событий ХХ века не прекращалась, велось  и строительство, благоукрашение храмов. Возродилась обитель и после разорения в годы безбожия.

Посещение обители такой известной личностью, как митрополит Платон, свидетельствует о то, что даже несмотря на временные трудности Золотниковская пустынь была известна и почитаема.

Особенное внимание в своих трудах митрополит Платон  уделял воспитанию души. В «Слове о воспитании» он писал следующее: «Воспитание есть приготовление к добродетели, и потому <…>состоит оно в том, чтобы познать Создателя своего, познать себя и конец своего существования. На этом незыблемом утвердясь основании, душу свою так приготовить, чтоб полюбить благочестие, снискать к высшим почтение, к низшим снисхождение, к равным усердие, к родителям, к приятелям искренность и ко всем любовь. В должности быть прилежну, в домостроительстве тщательну, к бедности других жалостиву, в счастии не возноситься, в несчастии не унывать, к общей пользе быть ревностным, во всяких обхождениях искренним, ласковым, снисходительным. В этом состоит существенная воспитания сила». Помоги Господи нам всем таким образом воспитать свою душу!
 

Стихи о Пустыни
 
Успенская Золотниковская пустынь
 
В честь речки названо село,
А река Златоструйкой зовется,
Хоть ничем не приметно оно,
Рядом трасса московская вьется.
Раньше речка не то, Змеянкой,
Не то Смердянкой была,
Никто не помнит когда это было,
Но Екатерина Вторая сюда прибыла,
В речку перстень она уронила.
Золотой, с правой ручки своей,
И вода вдруг слегка забурлила,
Стала чище, прозрачней, вкусней –
Так царица сама говорила.
Может это легенда, а может и быль,
Но никто не скажет об этом,
Четыре века стоит монастырь,
Хоть порушен был при Советах.
И пришел сюда иерей,
Овдовевший отец Михаил.
Принял постриг, монахом стал.
Нарекли его Митрофан.
Года три окормлял он обитель,
Десять лет в Небылом на Яхроме жил.
Храмы здесь построил святитель,
Да на Унжу он призван был.
Там Макарий кельи устроил,
Дальше путь в Воронеж лежал.
Петр Первый здесь флот наш строил.
Митрофан епископом стал.
Очень Петр Митрофана любил,
В новый дом его приглашал,
Но святитель Петра попросил,
Чтоб он идолов из дома убрал.
Царь его обещался казнить,
После гнев на милость сменил.
–«На все воле Господней быть,» —
это так Митрофаний решил.
Принял схиму, Макарием стал,
Верой, правдою Богу служил.
Благовещенский монастырь основал,
мощами в нем опочил.
«Где такого старца искать? –
Себе Петр задавал вопрос.
– Не покинула б нас благодать,
Что с собой Митрофаний принес».
Град Воронеж давно знаменит,
Этот город и мне родной,
Здесь святой Митрофан почил,
Здесь обрел он вечный покой.
И к мощам его реки текут
Из паломников христиан.
И о чем не попросишь его,
Помогает святой Митрофан.
Есть проблемы у вас работой?
Иль дитя не послушно вам,
Закажите ему молебен,
Вас услышит святой Митрофан.
Он ходатай пред престолом Божиим
И мы будем Бога молить,
И нам Матерь Божия поможет
Пустынь Успенскую восстановить.
Чтоб былой засияла славой,
Куполами на солнце блестя,
Потому что нам православным,
Жить без веры никак нельзя.

31 марта 2013 г. Татьяна И.С. г. Долгопрудный
 
Новые стихи об Успенской пустыни
Есть удивительное место на земле!
Сюда стекаться чаще стал народ,
Бывали здесь и царские особы,
И люд простой. Что их сюда влечет?
Не что, а кто. Среди полей широких
Неподалеку от родных могил
Здесь Михаил, послушник одинокий,
Закончить путь свой жизненный решил.
Покинув место прошлого служенья,
Приют последний матери, отца,
Направился он в место постриженья,
Чтоб славить житием своим Творца.
И в уголке сего земного рая
Молился непрестанно каждый миг.
И на усталость, на болезни не взирая,
Своею жизнью святости достиг.
Он Бога славил, Матерь Божью тоже,
Смоленскую икону свято чтил,
А образ Божьей Матери Казанской.
Царю Петру однажды подарил.
И, получив его благословенье,
Икону царь в храм Питерский отдал.
Что будет охранять Петра творенье
Сей образ, – Митрофан ему сказал.
Ни враг-захватчик, ни другие супостаты
Так в город на Неве и не вошли.
Блокаду пережили горожане,
Но не был город стерт с лица земли.
В чем только Митрофан ни помогает!
Ему свое прошенье принеси:
Услышит он тебя, не сомневайся!
Ведь чудотворец он всея Руси.
Родную землю подвигом прославил,
Служил Отчизне, не жалея сил,
И, место пострижения оставив,
В Воронеже мощами он почил.
А в пустынь постоянно едут люди,
Паломники несут земной поклон,
Чтят память чудотворца и то место,
Где будущий святитель пострижен.

ТС. 03.10.2014 г.
 
За перелесками у тихой речки
Сияют голубые купола.
Четыре сотни лет назад Ионою
Пустыня здесь основана была.
И образ Божьей Матери явился.
Как жаль, что он утрачен с давних пор.
Недавно только здесь восстановился
Успенья Божьей Матери собор.
Храм Митрофана выстроен из бревен,
А в воздухе разлита благодать.
Не раз, не два бывала здесь я:
Сюда вернуться хочется опять,
Быть может, потому, что наш святитель
Здесь постриг принял и три года жил.
Хоть небольшая здесь совсем обитель,
Сам Митрофан по сей земле ходил.
И снова хочется вернуться в местность
Где время свой замедлило разбег,
Нет суеты и тихо повсеместно,
Как будто попадаешь в прошлый век.
Здесь отдыхаешь сердцем и душою,
Забыв мирские хлопоты свои,
И знаешь, что Господь всегда с тобою.
Один и тот же. Вечно. Во вся дни.
 
Стихи о меценатах Золотниковской обители
Из века в век доходит к нам преданье:
Чернец Иона пустынь основал,
Молиться он пришел о покаянье
И иноков вокруг себя собрал.
Монахи Божьей Матери молились
Пред образом, им найденным на пне,
Чтоб в государстве распри прекратились
И не было вмешательства извне.
В пустыни Новой у Березового бору
Успенья храм был быстро возведен,
И в непростую государства пору
Игуменом Иона утвержден.
А братская община разрасталась.
Монахам новым негде было жить.
В дорогу дальнюю Иаков собирался.
К престолу царскому пошел челом он бить.
И часть земель Морозовских владений
Царь Михаил пустыни подарил.
Монаршее свое соизволенье
Он грамотой навечно закрепил.
Царицы и царевичи, царевны
Любили сию пустынь посещать,
От суеты мирской уединившись,
Молились, прославляя Божью Мать.
Спасителя они благодарили,
Что охраняет царственный престол.
Подарки щедрые Романовы дарили.
Иваном царевичем подарен колокол.
Царевна Софья, внучка Михаила,
Что после брата на престол взошла,
Особо эту пустынь полюбила
И меценатом щедрым ей была.
И Петр Первый жаловал обитель,
И Евдокия, его первая жена,
И графы, и князья благотворили –
В скрижалях пустыни есть эти имена.
А много лет спустя пути скрестились.
Великий Петр и святитель Митрофан,
Построив русский флот, объединились,
Не дав Россию одолеть врагам.
Такая с виду скромная обитель
Была порушена. Но вот воскресла вновь.
Хранит ее Господь и сам святитель,
Питавший к Родине великую любовь.

30 ноября 2014 г.
Татьяна Сиряченко (Грибкова)
 
 
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://zolpust.ru
Игумен Аристарх. Летопись монастыря. М., 1878, 20 с.
Святые места Ивановской области.
По святым местам России.
 С.И. Фудель. Воспоминания // Новый мир, 1991, № 4, стр. 192-193.
 Архив Ивановской Епархии. Фонд еп. Афанасия (Сахарова): письмо еп. Афанасия к прот. И.А. Потапову от 24.06.1995. – оп. V/1, д. 3, № 33.

ВложениеРазмер
DSCN004623 (1).jpg264.95 КБ
DSCN004623 (2).jpg148.09 КБ
DSCN004623 (3).jpg119.76 КБ
DSCN004623 (4).jpg204.33 КБ
DSCN004623 (5).jpg188.31 КБ

Комментарии

Отправить комментарий