Жертвенный родник, фильм об уральских марийцах

Документальный фильм Алексея Алексеева «Жертвенный родник» о марийцах Свердловской области можно посмотреть на четырех языках.
Этнографический фильм о народных обычаях уральских марийцев — самой восточной группы этого финно-угорского народа. В настоящее время традиции уральских марийцев наиболее хорошо сохранились в селе Малая Тавра (Изи/Марий Тӓврӓ), которое расположено в Свердловской области Российской федерации. Недалеко от деревни произрастает священная роща, где находится святой источник, называемый Кӱсӧ памаш (Жертвенный родник). 

 

 

 
 

 

 

Первоначально в 2009 году фильм был сделан на эстонском языке, поскольку А.Алексеев проживает в Эстонии. Затем автор сделал марийский, русский и английские варианты своего фильма.
 
  

Справка
Алексеев Алексей ГеннадьевичАлексеев Алексей Геннадьевич родился в 1974 году Республике Марий Эл, в городе Йошкар-Ола. 
В 1990 году окончил Национальную президентскую школу-интернат для одарённых детей № 1 Марий Эл. С 1990 по 1994 гг. обучался в Марийском республиканском колледже культуры и искусств имени Ивана Палантая, на театральном отделении. Защитил диплом актера драматического театра. Учебу в колледже совмещал с работой в марийском ТЮЗе. Алексеевым были созданы роли, как в марийской драматургии, так и в русской классике – Хлестакова в пьесе Николая Гоголя «Ревизор», Барон в пьесе Максима Горького «На дне», Телегина в пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня».
 
1994 году А.Алексеев по направлению правительства Марий Эл отправлен на учебу в Эстонию. С 1994-2000 год обучался в Таллиннском университете на факультете культуры, отделения фильма и видео, получил диплом режиссера документального кино. Дипломная работа «Гора Чумбылата», повествует о языческих обрядах народа мари, была создана на базе Эстонской кинокомпании «Фама фильм». В 2003 году основал кинокомпанию «Этномедия». Целью кинокомпании «Этномедия» является ознакомление культуры народа мари и создает этнографические фильмов. В 2008 году защитил диплом магистра искусствоведения в Балтийской школе кино и медиа искусства. Дипломной работой стал фильм «Певческий праздник», рассказывающий о певческом празднике в Горномарийском районе в Республике Марий Эл. С 2009 года Алексеев работает в Таллиннском университете в отделении инфотехнологии в качестве видео специалиста, преподает в гимназии Сауэ уроки аудиовизуального медиа.
 
А.Алексеевым был создан цикл этнографических фильмов. В 1998 году вышла документальная картина «Марийская свадьба». Этот фильм 26 апреля 1999 года в рамках «Дня национального героя» в знак эстонско-марийской дружбы был подарен президенту Эстонии Ленарту Мери.
 
В 2000 году увидел свет фильм «Гора Чумбылата», который участвовал в 2003 году в Финляндии на кинофестивале в городе Тампере. В 2005 году — «Певческий праздник», который показывался на фестивале «Будапешсткая весна 2006». В 2009 году вышел фильм «Жертвенный родник», рассказывающий о жизни уральских марийцев в Свердловской области. Он был показан в рамках проекта Европейского союза «Комениус» для ознакомления с уникальной и самобытной культурой уральских марийцев.


 
В 2010 году увидел свет фильм «Пасека». Презентация которого состоялась в том же году во Франции в рамках «Марийских дней в Париже». 2011 году вышел фильм «Древо», рассказывающий о культуре Кировских марийцев. Фильм показывался в 2012 году в Финляндии, по приглашению общества М.А Кастрен в рамках дней финно-угорских народов.


 
В 2013 году зрители смогли увидеть «Середину лета», рассказывающую о марийском празднике Сӱрем, проводимом каждый год в середине июля в Марий Эл. Данный фильм был участником 21 Пярнуского кинофестиваля в Эстонии.
А.Алексеев активно участвует в общественной жизни марийской диаспоры в Эстонии. В 2007 году он является соучредителем Таллиннского Марийского общества в Эстонии. Проводит мастер-классы по обучению марийских танцев, как в Эстонии, так и за ее пределами. Участвует в проектах европейского союза «Муза», автором которого является выдающийся скрипач Ехудий Менухин.

 

ВОСТОЧНЫЕ МАРИЙЦЫ -  ЭРВЕЛ МАРИ

Марийцы (самоназвание – мари) – потомки древнего населения Среднего Поволжья. В России насчитывается более 680 тысяч марийцев. Марийцы делятся на три группы: горных, луговых и восточных мари.
Восточные марийцы отделились в XVI веке от луговых мари и ушли на восток за Каму.

Миграция марийцев на северо-восток началась в конце XVI в связи с насильственной христианизацией населения на землях захваченного Казанского ханства и введением общероссийской системы налогообложения и продолжалось XVII-XVIII веках. 
Сейчас восточные марийцы компактно проживают в Башкирии, на юго-западе Свердловской и юго-востоке Пермской областей и составляют 25-27% общей численности марийцев. 
В свою очередь восточные марийцы подразделяются на несколько территориальных групп. Выделяют четыре главные группы: прикамские, прибельские, икско-сюньские и уральские марийцы.

 

Районы проживания

Выделяют четыре района сосредоточения восточномарийского населения:
Прикамский — южная часть Камско-Вятского междуречья (Чолман марий) — юг Удмуртии;
Прибельский — в основном междуречье Белой, Уфы и Буя (Ӱпö марий) — северо-запад Башкортостана;
Икско-Сюньский — междуречье Ика и Сюни (Белебей марий) — запад Башкортостана на границе с Татарстаном;
Приуральский — верховья Уфы и Сылвы (Урал марий) — юго-запад Свердловской области и юго-восток Пермского края.
Остались лишь следы в топонимии от марийских поселений XVII века на крайнем востоке ареала восточных марийцев — близ Катайского острога, Камышлова, Шадринска, на реке Реж.

                                   фольклорный ансамбль восточных мари                       

Численность
Исторически являются потомками переселенцев из луговых марийцев. Сохранился единый лугово-восточный (марийский) язык и обобщенное название этногруппы «лугово-восточные марийцы». По данным Всероссийской переписи населения 2002 всего как «лугово-восточные марийцы» себя идентифицировали 56 119 чел. из 604 298 марийцев (или 9 % от них), в том числе как «восточные марийцы» (восточные (уральские) марийцы) — 255 чел, собственно «лугово-восточные марийцы» — 3 333 чел., «луговые марийцы» (олык марий) — 52 410 чел. Это говорит об устоявшейся традиции (приверженности) называть себя единым наименованием народа — «марийцы».
По некоторым оценкам численность лугово-восточных марийцев составляет около 580 000 человек из более чем 700 000 марийцев (более 80 % от них), в том числе восточных марийцев около 150—180 тыс. при порядка 400 тыс. луговых марийцев.

                         народ мари             Восточные марийцы, эрвел мари                           
Черты синкретизма
Уральские марийцы раньше вступают в контакт с русским населением, меньше русских черт в культуре у Прикамских марийцев, а Прибельские и, особенно, Икско-Сюньские вобрали в себя много татарских черт. Существовали смешанные деревни с татарами, башкирами, русскими и чувашами. Их с марийцами связывали торговые и родственные отношения.

Этнографическая группа уральских марийцев сформировалась за пределами своей исконной этнической территории в окружении новой природно-климатической и этнокультурной среды. Это взаимодействие и определило самобытность и специфику традиционной культуры уральских марийцев. 
Уральская группа марийцев взаимодействовала преимущественно с татарским, башкирским и русским населением, что не могло не повлиять на традиции, обычаи, язык, хозяйственные занятия, жилища и одежду. С другой стороны, иноэтничное окружение способствовало консервации этноспецифичных и архаичных явлений в культуре уральских марийцев. 

                  Восточные марийцы, эрвел мари                                                                                             
В Свердловской области насчитывается 39 сельских поселений марийцев, которые компактно проживают в Артинском, Ачитском, Красноуфинском, Нижнесергинском районах и Екатеринбурге (дореволюционное марийское название – "Катян ола"). 
Марийские деревни Артинского района: Андрейково, Афонасково, Байбулда, Багышково, Курки, Малая Тавра, Малые Карзи и Большие Карзи, Нижний Бардым и Верхний Бардым, Пантелейково.
Марийские деревни Ачитского района: Артемейкова, Ильята, Большие Карши и Марийские Карши, Нижний Потам и Верхний Потам.
В Красноуфимском районе марийцы живут в населенных пунктах: Большая Тавра, Верхний Бугалыш, Марийские Ключики, Марий-Усть-Маш, Сарсы, Юва.
В Нижнесергинском районе компактно проживают в Старобухарово. Численность свердловских марийцев в 1994 году составляла 32153 человека, согласно переписи 2002 года – 28957 человек. 

                                       праздник уральских мари Ага-пайрем

                                                          Восточные марийцы, эрвел мари                                             

Удельный вес марийцев в населении Красноуфимского района – 14,8%, Артинского – 14,3%, Ачитского – 6,7%. Следует отметить, что среднее число жителей в марийском поселении выше, чем в русских, татарских и прочих деревнях, и составляет от 399,7 человек в 1956 году до 480,0 в 1989 году. Марийские селения были достаточно многолюдными, что отражено и в статистических данных второй половины XX века.
Традиционные крестьянские занятия марийцев Среднего Урала: пчеловодство, животноводство, земледелие. Религия марийцев – язычество.

 

 

  
___________________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://mariuver.com/
Рундквист Н. А., Задорина О. В. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург: «Квист», 2009. — С. 112. — 456 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-85383-392-0.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.

  

ВложениеРазмер
435465783 (1).jpg58.6 КБ
435465783 (2).jpg217.81 КБ
435465783 (3).jpg255.39 КБ
435465783 (4).jpg244.4 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

материалы по теме

Уважаемые читатели и гости сайта!

на нашем сайте продолжается тема про восточных и уральских марийцев - 

если у кого-то есть материал, статьи, фото или ссылки на видео - 

просим присылать нам:

Хафизов Ахат -

Hafizow@yandex.ru

авторство обязательно укажем!

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru