Переведите нам любую сумму нажав на кнопку. Деньги пойдут на на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.
Документальный фильм Алексея Алексеева «Жертвенный родник» о марийцах Свердловской области можно посмотреть на четырех языках.
Этнографический фильм о народных обычаях уральских марийцев — самой восточной группы этого финно-угорского народа. В настоящее время традиции уральских марийцев наиболее хорошо сохранились в селе Малая Тавра (Изи/Марий Тӓврӓ), которое расположено в Свердловской области Российской федерации. Недалеко от деревни произрастает священная роща, где находится святой источник, называемый Кӱсӧ памаш (Жертвенный родник).
Первоначально в 2009 году фильм был сделан на эстонском языке, поскольку А.Алексеев проживает в Эстонии. Затем автор сделал марийский, русский и английские варианты своего фильма.
Справка
Алексеев Алексей ГеннадьевичАлексеев Алексей Геннадьевич родился в 1974 году Республике Марий Эл, в городе Йошкар-Ола.
В 1990 году окончил Национальную президентскую школу-интернат для одарённых детей № 1 Марий Эл. С 1990 по 1994 гг. обучался в Марийском республиканском колледже культуры и искусств имени Ивана Палантая, на театральном отделении. Защитил диплом актера драматического театра. Учебу в колледже совмещал с работой в марийском ТЮЗе. Алексеевым были созданы роли, как в марийской драматургии, так и в русской классике – Хлестакова в пьесе Николая Гоголя «Ревизор», Барон в пьесе Максима Горького «На дне», Телегина в пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня».
1994 году А.Алексеев по направлению правительства Марий Эл отправлен на учебу в Эстонию. С 1994-2000 год обучался в Таллиннском университете на факультете культуры, отделения фильма и видео, получил диплом режиссера документального кино. Дипломная работа «Гора Чумбылата», повествует о языческих обрядах народа мари, была создана на базе Эстонской кинокомпании «Фама фильм». В 2003 году основал кинокомпанию «Этномедия». Целью кинокомпании «Этномедия» является ознакомление культуры народа мари и создает этнографические фильмов. В 2008 году защитил диплом магистра искусствоведения в Балтийской школе кино и медиа искусства. Дипломной работой стал фильм «Певческий праздник», рассказывающий о певческом празднике в Горномарийском районе в Республике Марий Эл. С 2009 года Алексеев работает в Таллиннском университете в отделении инфотехнологии в качестве видео специалиста, преподает в гимназии Сауэ уроки аудиовизуального медиа.
А.Алексеевым был создан цикл этнографических фильмов. В 1998 году вышла документальная картина «Марийская свадьба». Этот фильм 26 апреля 1999 года в рамках «Дня национального героя» в знак эстонско-марийской дружбы был подарен президенту Эстонии Ленарту Мери.
В 2000 году увидел свет фильм «Гора Чумбылата», который участвовал в 2003 году в Финляндии на кинофестивале в городе Тампере. В 2005 году — «Певческий праздник», который показывался на фестивале «Будапешсткая весна 2006». В 2009 году вышел фильм «Жертвенный родник», рассказывающий о жизни уральских марийцев в Свердловской области. Он был показан в рамках проекта Европейского союза «Комениус» для ознакомления с уникальной и самобытной культурой уральских марийцев.
В 2010 году увидел свет фильм «Пасека». Презентация которого состоялась в том же году во Франции в рамках «Марийских дней в Париже». 2011 году вышел фильм «Древо», рассказывающий о культуре Кировских марийцев. Фильм показывался в 2012 году в Финляндии, по приглашению общества М.А Кастрен в рамках дней финно-угорских народов.
В 2013 году зрители смогли увидеть «Середину лета», рассказывающую о марийском празднике Сӱрем, проводимом каждый год в середине июля в Марий Эл. Данный фильм был участником 21 Пярнуского кинофестиваля в Эстонии.
А.Алексеев активно участвует в общественной жизни марийской диаспоры в Эстонии. В 2007 году он является соучредителем Таллиннского Марийского общества в Эстонии. Проводит мастер-классы по обучению марийских танцев, как в Эстонии, так и за ее пределами. Участвует в проектах европейского союза «Муза», автором которого является выдающийся скрипач Ехудий Менухин.
Марийцы (самоназвание – мари) – потомки древнего населения Среднего Поволжья. В России насчитывается более 680 тысяч марийцев. Марийцы делятся на три группы: горных, луговых и восточных мари.
Восточные марийцы отделились в XVI веке от луговых мари и ушли на восток за Каму.
Миграция марийцев на северо-восток началась в конце XVI в связи с насильственной христианизацией населения на землях захваченного Казанского ханства и введением общероссийской системы налогообложения и продолжалось XVII-XVIII веках.
Сейчас восточные марийцы компактно проживают в Башкирии, на юго-западе Свердловской и юго-востоке Пермской областей и составляют 25-27% общей численности марийцев.
В свою очередь восточные марийцы подразделяются на несколько территориальных групп. Выделяют четыре главные группы: прикамские, прибельские, икско-сюньские и уральские марийцы.
Районы проживания
Выделяют четыре района сосредоточения восточномарийского населения:
Прикамский — южная часть Камско-Вятского междуречья (Чолман марий) — юг Удмуртии;
Прибельский — в основном междуречье Белой, Уфы и Буя (Ӱпö марий) — северо-запад Башкортостана;
Икско-Сюньский — междуречье Ика и Сюни (Белебей марий) — запад Башкортостана на границе с Татарстаном;
Приуральский — верховья Уфы и Сылвы (Урал марий) — юго-запад Свердловской области и юго-восток Пермского края.
Остались лишь следы в топонимии от марийских поселений XVII века на крайнем востоке ареала восточных марийцев — близ Катайского острога, Камышлова, Шадринска, на реке Реж.
Численность
Исторически являются потомками переселенцев из луговых марийцев. Сохранился единый лугово-восточный (марийский) язык и обобщенное название этногруппы «лугово-восточные марийцы». По данным Всероссийской переписи населения 2002 всего как «лугово-восточные марийцы» себя идентифицировали 56 119 чел. из 604 298 марийцев (или 9 % от них), в том числе как «восточные марийцы» (восточные (уральские) марийцы) — 255 чел, собственно «лугово-восточные марийцы» — 3 333 чел., «луговые марийцы» (олык марий) — 52 410 чел. Это говорит об устоявшейся традиции (приверженности) называть себя единым наименованием народа — «марийцы».
По некоторым оценкам численность лугово-восточных марийцев составляет около 580 000 человек из более чем 700 000 марийцев (более 80 % от них), в том числе восточных марийцев около 150—180 тыс. при порядка 400 тыс. луговых марийцев.
народ мари Восточные марийцы, эрвел мари
Черты синкретизма
Уральские марийцы раньше вступают в контакт с русским населением, меньше русских черт в культуре у Прикамских марийцев, а Прибельские и, особенно, Икско-Сюньские вобрали в себя много татарских черт. Существовали смешанные деревни с татарами, башкирами, русскими и чувашами. Их с марийцами связывали торговые и родственные отношения.
Этнографическая группа уральских марийцев сформировалась за пределами своей исконной этнической территории в окружении новой природно-климатической и этнокультурной среды. Это взаимодействие и определило самобытность и специфику традиционной культуры уральских марийцев.
Уральская группа марийцев взаимодействовала преимущественно с татарским, башкирским и русским населением, что не могло не повлиять на традиции, обычаи, язык, хозяйственные занятия, жилища и одежду. С другой стороны, иноэтничное окружение способствовало консервации этноспецифичных и архаичных явлений в культуре уральских марийцев.
Восточные марийцы, эрвел мари
В Свердловской области насчитывается 39 сельских поселений марийцев, которые компактно проживают в Артинском, Ачитском, Красноуфинском, Нижнесергинском районах и Екатеринбурге (дореволюционное марийское название – "Катян ола").
Марийские деревни Артинского района: Андрейково, Афонасково, Байбулда, Багышково, Курки, Малая Тавра, Малые Карзи и Большие Карзи, Нижний Бардым и Верхний Бардым, Пантелейково.
Марийские деревни Ачитского района: Артемейкова, Ильята, Большие Карши и Марийские Карши, Нижний Потам и Верхний Потам.
В Красноуфимском районе марийцы живут в населенных пунктах: Большая Тавра, Верхний Бугалыш, Марийские Ключики, Марий-Усть-Маш, Сарсы, Юва.
В Нижнесергинском районе компактно проживают в Старобухарово. Численность свердловских марийцев в 1994 году составляла 32153 человека, согласно переписи 2002 года – 28957 человек.
Удельный вес марийцев в населении Красноуфимского района – 14,8%, Артинского – 14,3%, Ачитского – 6,7%. Следует отметить, что среднее число жителей в марийском поселении выше, чем в русских, татарских и прочих деревнях, и составляет от 399,7 человек в 1956 году до 480,0 в 1989 году. Марийские селения были достаточно многолюдными, что отражено и в статистических данных второй половины XX века.
Традиционные крестьянские занятия марийцев Среднего Урала: пчеловодство, животноводство, земледелие. Религия марийцев – язычество.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://mariuver.com/
Рундквист Н. А., Задорина О. В. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург: «Квист», 2009. — С. 112. — 456 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-85383-392-0.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.
или на на Кошелек ЮMoney: (номер счета - 410011305354182)
Эти деньги пойдут на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.
Комментарии
материалы по теме
Уважаемые читатели и гости сайта!
на нашем сайте продолжается тема про восточных и уральских марийцев -
если у кого-то есть материал, статьи, фото или ссылки на видео -
просим присылать нам:
Хафизов Ахат -
Hafizow@yandex.ru
авторство обязательно укажем!
Отправить комментарий