Далматовский монастырь

Далматовский монастырь

Далма́товский Успе́нский монасты́рь — православный мужской монастырь, расположенный на левом берегу реки Исети, при впадении в неё Течи, находится в городе Далматово Курганской области (до 1923 года в Шадринском уезде Пермской губернии) и принадлежит Шадринской епархии.

Ансамбль Далматовского монастыря и входящие в него строения — Успенский собор, церковь Всех Скорбящих Радость, крепостные стены, монастырские кельи — являются объектами культурного наследия Российской Федерации федерального значения. 

 


 
Монастырь был основан в 1644 году иноком Далматом (или Долматом), в миру — Дмитрий Иванович Мокринский. Он родился в 1594 году в городе Берёзове, где служил. А в 1642 году удалился в один из монастырей Верхотурского уезда (Невьянский Спасо-Богоявленский), где постригся в монахи. Через некоторое время ушёл и стал жить отшельником в пещере на высоком берегу реки Исети при впадении реки Течи, называвшемся Белым Городищем. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который сдавал их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод Королёвым и Шипицыным для рыбных и зверовых промыслов. Однажды Илигей пришёл к пещере Далмата и хотел его убить. Далмат объяснил Илигею, что он по своей матери из крещённых татар и приходится тому родственником. Услышав это, Илигей смягчился, но осенью 1645 года он вернулся к Белому Городищу с намерением убить Далмата. Утомлённый поездкой от Тюмени, Илигей с толпою своих единоплеменников остановился на ночлег напротив пещеры. К сонному Илигею явилась Богородица, которая изрекла: старца Далмата не убивать, зла слова ему не произносить и отдать ему всю вотчину с угодьями. Утром Илигей явился к Далату рассказал ему о чудесном явлении. После этого Илигей часто посещал Далмата, покровительствовал ему и снабжал дарами. В 1646 году, когда кончился договор с арендаторами, Илигей прибыл на Белое Городище со своими детьми и родственниками, взял с собой Далмата, обошёл с ним вокруг своей вотчины и, исполняя повеление Пресвятой Богородицы, отдал всю землю во владение Далмата. В знак особой любви Илигей подарил ему также и свои доспехи — шишак и кольчугу (в настоящее время шишак и кольчуга выставлены в Далматовском монастыре на длительное экспонирование).
 
Первым сподвижником Далмата стал старец Иван из Нижнего Новгорода, ученик старца Дорофея. Затем в пустыни стали селиться другие подвижники. Исетская пустынь, стала первым русским поселением в долине реки Исети. С 1649 года в монастыре Далмата за вклад жил Тимофей Невежин, основатель города Кургана, который выполнял всякую монастырскую работу без денежного и хлебного жалования. По благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремлёва) в монастыре была построена деревянная часовня. Главной святыней обители стала икона Успения Пресвятой Богородицы, принесённая Далматом из Невьянского монастыря.

В сентябре 1651 года пустынь была сожжена войском сибирского царевича Девлет-Гирея. Часть монахов была убита, остальных увели в плен. Преподобный Далмат отсутствовал во время набега на пустынь и, придя на пепелище, нашёл неповреждённую икону Успения Богородицы. После этих событий к Далмату вновь пришли сподвижники, и обитель была восстановлена.
 
В 1651 году, старцы обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании им этих земель. Царской грамотой от 17 мая 1659 года пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак, принявший монашеский постриг в обители своего отца после 1651 года.
В начале 1650-х годов в пустынь к Далмату пришёл, стал его учеником и прожил в пустыни более 10 лет Афанасий (Любимов) — будущий первый Холмогорский и Важский архиепископ. В Исетской пустыни по благословению архиепископа Тобольского Симеона была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого и кельи, а саму обитель обнесли острогом.
В 1662—1664 годах монастырь неоднократно подвергался набегам кочевых племён, разорявших его (например, про набег отряда Сары Мергена в 1662 году архивные документы сообщают, что монастырь «варварами не оставлен даже в развалинах, но по сожжению сравнен с землею».
В монастыре Далматом поддерживался очень строгий монашеский устав. Так, в 1664 году Тобольской съезжей избой был рассмотрен донос на руководителей монастыря, гласивший, что в нём не отмечаются дни ангела царя Алексея Михайловича и членов его семьи. В собственноручно написанных Далматом объяснениях он сообщает, что в его монастыре царские именины, приходящиеся на дни Великого поста, отмечают только совершением молебна, а празднование совершают уже после Светлой седмицы.
После проведения патриархом Никоном богослужебной реформы Далмат не сразу принял исправления богослужения. Из-за связи Далматова монастыря со старообрядцами сын Далмата Исаак 31 июня 1669 года был отстранён от игуменства (все прещения с него были сняты только в 1685 году под условием, чтобы он «с раскольниками раскола не говорил»).
 


В 1674 году в монастырь был назначен строитель Никон. По его распоряжению вкладные, выданные в 1671 году, были объявлены подложными и их владельцы были изгнаны из монастыря. Пострадавший от этого Тимофей Анисимов в числе поверенных вкладчиков был отправлен в Тобольск в поисках правды. В 1674 году к строителю Никону от митрополита Корнилия пришла грамота с указанием не обижать вкладчиков. В 1675 году игумен Афанасий получил память от митрополита Корнилия из Тобольска: выслать старца Никона на очную ставку с Тимошкой Анисимовым, представлявшим интересы обманутых вкладчиков. Однако последующие события свидетельствуют, что отношения Никона с вкладчиками не наладились. 
Через несколько лет на него было совершено нападение пашенных крестьян Митки и Спирки Никитиных. В 1676 году суд встал на сторону челобитчиков и постановил в наказной памяти: «Никону впредь строителем быть не велят, потому, будучи он в строителях, в монастырской казне учинил хитрость большую и всякие дела делал без братского ведома и вкладчикам и крестьянам и бобылям налога и обиды чинил». Спирке Никитину который ножом резал старца Никона, в Тобольске учинено градское наказание: бит кнутом. Суд учёл, что братья содержались в тюремном заключении до очной ставки со старцем Никоном, и отпустил их из Тобольска, оставив их по-прежнему за монастырём. При этом особо оговаривалось: «и чтобы наветом их здесь не изгонять и натуги и обиды не чинить и зла им никакого места прежней грубости не помнить».
15 марта 1675 года митрополит Корнилий поручил игумену Афанасию ведать всякие дела вместе с игуменом Исааком, вместо Никона. После шести лет Исаак «хотя и не выше, на степень строителя был поставлен, никому не поведомствен кроме Игумена Афанасия».
 
В 1677 году Исаак и игумен Афанасий за «церковные вины» они были сосланы в Енисейский Спасский монастырь. В мае или июне 1679 года Игумен Афанасий и Игумен Исаак ездили в город Тобольск к митрополиту Павлу по своим монастырским делам. 31 июля 1679 года по его грамоте Исаак становится настоятелем Далматова монастыря. А Игумен Афанасий под названием чёрного попа с благословения митрополита Павла отправляется в г. Москву.
В 1682 году игумен Исаак с братиею обратился с челобитной к Тобольскому воеводе князю А. А. Голицыну о передаче монастырю земель, находящихся в 80 км от монастыря по р. Железенке (Каменке), притоку р. Исети, на что получил согласие. Здесь были обнаружены залежи железной руды. Был построен монастырский двор и переселены крестьяне (40 дворов). Монастырский завод просуществовал 18 лет и был отобран у монастыря в казну, отписано от монастыря к заводу 145 душ мужского пола.
В 1688 году митрополит отстраняет Исаака от должности. Назначенный настоятелем архимандрит Тихон по челобитью чёрного попа Израиля с братией и служек и службников, и стариц Введенского девичьего монастыря 26 сентября 1689 года был низведён со степени настоятеля. Игумену Исааку митрополит Сибирский благословил и указал быть в Успенском монастыре в игуменах по-прежнему вместо архимандрита Тихона.
 
В 1696 году у монастыря было людей: службников — 31, детёнышей — 9, крестьян, их детей, братьев, племянников — 145, бобылей — 45, деловых людей и их детей — 34, плавильщик на Железенском поселье — 1, всего 265 человек. В Успенском монастыре старцев: старец Далмат, чёрный поп Осия, чёрный поп Филарет, чёрный дьякон Василид, рядовые старцы: Сарапион, Михайло, Варлам, Саватий, Агапит, Аввакум, Никандро, Иаков, Протасей, Дмитрей, Вавило, Афанасий, Киприян, Спиридон, Капитон, Андроник, Симеон, Харитон, Кирило, в Железенском поселье Питирим, казначей Никанор, строитель Никон, игумен Исаак. Всех 27 человек.
В 1704 году разрешено строить на Белом Городище церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы, 17 декабря 1705 года был заключён договор с тюменским подмастерьем Иваном Борисовым «по реклу» Сорока на каменные работы.
В 1707—1709 годах башкиры опустошали вотчину монастыря так, что настоятель монастыря Исаак не мог собрать положенные сборы с крестьян и внести столовые припасы в Тобольский митрополичий дом.

11 января 1707 года в монастыре случился пожар, от которого сгорели все три монастырские церкви, колокольня, семь келий, две башни, оградной стены третья доля и иные служебные помещения.
23 октября 1708 года снова случился в монастыре пожар: загорелась поповская келья, от неё огонь распространился и уничтожил оставшиеся от прошлогоднего пожара строения. Сгорели также грамоты и указы. Принимая во внимание эти обстоятельства, а также случавшиеся в 1707 и 1708 годах пожары, митрополит Сибирский Филофей своим указом от 14 июня 1710 года повелел не брать с монастыря полагавшиеся столовые припасы.
в 1713 году начато строительство монастырской каменной стены на счёт казны для защиты от воровских воинских людей. По государеву указу было выделено в 1713 году 200 рублей денег, 20 пудов соли, 100 четвертей овса. В 1716, 1717, 1718, 1719 гг. отпускались казённые деньги из Исетска по 200 руб., из Шадринска по 100 руб. Северо-восточная башня (бастион) так и не была закончена. С 1731 года начинаются работы по строительству западной стены и угловой северо-западной башни.
В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей.
В 1717 году завершается строительство Успенской церкви. В 1719 году завершается строительство колокольни. 13 августа 1720 года освящение церкви.
В 1735 году в Далматовом монастыре учреждается славяно-российская школа, первым учителем которой был Петро Кирьянов. Эта школа давала начальное образование. В 1738 году в ней обучалось 15 человек в возрасте от 10 до 18 лет.


В 1735 и 1742 в монастыре случались пожары.
В 1761 году открыта семинария.
К 1763 году монастырская каменная ограда была построена полностью. Она имела форму неправильного шестиугольника и занимала площадь около 4,5 гектара.
В январе 1763 года крестьяне села Николаевского (ныне город Далматово) изгнали из мирского правления старосту — ставленника монахов и избрали Мирским старостой крестьянина Лаврентия Широкова, сотским — Ивана Лобова, писарем был избран Михайло Барсуков. Монахов не устроило крестьянское самоуправление. Они обманным путём захватили выборных, пригласив их в монастырь для переговоров, и страшно избили. Во главе мирского правления были снова поставлены монастырские: староста Василий Лавров, писщиком — Иван Могильников. В апреле 1763 года прибывает в монастырь архимандрит Иоакинф, который считался его настоятелем с 1760 года. Он организует карательный отряд, с помощью которого захватывает крестьянские земли, засевает монастырским зерном, уводит лошадей и т. д. Это вызвало возмущение крестьян села, поддержанное и другими селениями вотчины. В конце июня 1763 года в Далматовский монастырь прибыл карательный отряд Азовского драгунского полка в составе 60 человек под руководством подпоручика Телепнева, который приступил к усмирению крестьян, сопровождавшемуся насилием и произволом. Мирская изба в селе Николаевском стала центром крестьянского бунта, вошедшем в историю края под названием «дубинщина». 2 августа 1763 года крестьяне разбили команду Телепнева. Пик восстания пришёлся на сентябрь-декабрь 1763 года, когда крестьяне, вооружённые в большинстве дубинами и косами, насаженными на древко, пошли на открытое неповиновение, окружили Далматовский монастырь, перерезали дорогу на Шадринск и на Челябинск. В начале декабря с начавшимися морозами крестьяне сами ушли от стен монастыря, установив на подступах к деревням засады. В конце марта в помощь осаждённому монастырю прибыл Азовский драгунский полк под командованием подполковника Аборина. Восстание подавлено с помощью войск. 167 человек главных «крамольников» были преданы казни.
  
Святой источник
В середине XVII века чудотворный источник пробился на месте землянки Далмата[27]. Он был популярен у паломников. Ходит предание о том, что сам святой Далмат пил из этого родника и именно поэтому прожил больше ста лет. В годы советской власти святой родник засыпали, местные о нем забыли. В 1992 году, когда монастырь начал возрождаться, источник вновь пробился чуть поодаль его первоначального исторического местонахождения. Ныне Святой источник обустроен, над ним возведена деревянная часовня с купелью. Часовня расположена на расстоянии не более 100 метров к западу от стены монастыря. Вода источника стекает в небольшое болото, откуда попадает в реку Исеть.
 
Промыслы Далматовского монастыря
ООО «ПРОМЫСЛЫ ДАЛМАТОВСКОГО МОНАСТЫРЯ» (ИНН 4506006950) зарегистрировано 26 января 2016 года. Осуществляет производство продуктов питания. 
Предприятие содержит дойное стадо, на оборудовании итальянской фирмы «Sfoggia» выпускает твердый вареный прессованный сыр «Монтазо», вытяжной сыр «Скаморца», бутербродный сыр «Качотта», творог, кефиры и йогурты. У предприятия есть пасека, кузнечный цех, столярная мастерская, свечной цех и производство угля для богослужебных нужд[28]. Молочная продукция завоевала две золотые медали на XXV Ежегодной агропромышленной выставке «АГРО-2018» в г. Челябинске (награждены: варенец м.д.ж. 3,8 и молоко топлёное м.д.ж. 3,8).
    
 Сосланные в монастырь
Лаврентий Карамышев, родной дядя князя Матвея Гагарина — первого Сибирского губернатора. В 1721 году его содержали в монастырском хлебне на цепи.
Феофан (Леонтович-Дорумин), с февраля 1765 за дерзость и неподчинение Священному Синоду[30].
Граф Петр Фёдорович Апраксин, с 1775 по 1778 год, по именному указу Екатерины II.
Отставной секунд-майор Алексей Ржевский, с 1775 по 1791 год, сослан по правительственному указу от 15 апреля 1763 года «за отставление в Прусскую войну Ея Величества службы самовольно, за учиненные в чужих краях придерзости».
Александр Чадоев, с 1753 года, иероучитель Московской Владимирской церкви в Катае «по сумасшедствии».
Федор Маковкин, крестьянин графов Орловых, с 1787 года как секретный арестант, «за учиненную им предерзость и для удержания от подобного» сроком на пять лет.
    


 
Как добраться, где находится
 Монастырь находится по адресу:
Курганская обл. г.Далматово.
ул. Советская 194.
индекс 641730
Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга -180 км, Кургана -190 км, Тюмени - 256 км и Челябинска - 209 км, поэтому добраться на автомобиле из всех этих городов не составит большого труда.
Из г.Челябинска от дворца спорта «Юность» в понедельник, пятницу и воскресенье 15.30ч. отправляется автобус на Далматово. Номер маршрута 538/1. В дороге 4.38ч.
Между городами  Курганом и Екатеринбургом  осуществляется  ежедневное автобусное сообщение
От Екатеринбурга до поворота на Далматово  время в пути 4.12 ч.
От Кургана 3.20 ч.
Возле автобусной остановки всегда стоят такси.
По железной дороге до Далматово можно доехать пригородными электропоездами и поездами дальнего следования.
Примерное расстояние от вокзала 700 метром в южном направлении можно пройти пешком.
   
Памятка паломникам монастыря
ВАЖНО: Приём заявок на проживание
и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00
Групповые заявки паломников с питанием и ночлегом принимаются
по предварительной договорённости за 2 недели до приезда по телефону:
+7 (922) 678-69-13 – дом паломника, отец Дорофей;
+7 (908) 835-56-92 – иконная лавка, отец Еразм.
 
 
  Дом паломника. 
Прп. Далмат широко почитается на Урале и в Сибири. Его иконы, частицы его мощей находятся во многих храмах Курганской, Екатеринбургской, Челябинской, Омской, Новосибирской и других епахрий.
       С 1871 года в монастыре велись записи чудес по молитвам преподобного, в монастырском архиве сохранилось около 30  таких свидетельств  начала ХIX века.
        Благодатная помощь угодника Божия не оскудевает и поныне.
        Дорогие братья и сестры, если вы получили помощь по молитвам прп. Далмата Исетского, пожалуйста, оставьте письменное свидетельство об этом оформленное  надлежащим образом  – с указанием своей фамилии и инициалов, места проживания, даты, подписи. Прислать его можно по почте. В монастыре можно передать через иконную лавку или оставить в храме у дежурного алтарника.  
 В марте 20012 года "Дом паломника"  монастыря принял первых своих гостей.
Разместится в нем могут 80 паломников. Две большие келии по 15 мест для небольших групп. Одна келия для паломников остальные 6-ти местные. Монастырь может принять и разместить немного скромнее гораздо больше паломников. Ночлег и пищу найдёт каждый приехавший к прп.Далмату.
  


МУЗЕЙ ДАЛМАТОВСКОГО МОНАСТЫРЯ
 Если подняться по лестнице на второй этаж северных келий, то перед посетителем музея предстанет панорамный вид монастыря начала ХХ в. с северо-западной стороны (напечатанная большим форматом фотография из фондов Свердловского областного краеведческого музея с указанием дат основных событий в жизни обители). Рядом, на побеленных стенах, сохранивших фактуру кирпичной кладки старинного здания, прикреплены чугунные доски – одна на основание церкви в Далматовском монастыре, две напольные из церкви и две надгробные (благочинного и настоятеля приходской Далматовской Николаевской церкви и диаконской жены). p10009371Чуть выше – образцы стальных рельсов с клеймами разных эпох из металлоконструкций, демонтированных на территории монастыря: Демидовского Нижнетагильского завода 1896 г. и Кузнецкого металлургического завода им. Сталина 1939 г.
     Перейдя из вестибюля в основной зал, мы сможем познакомиться с экспонатами, связанными непосредственно с историей Далматовского монастыря, лишь в двух ближайших от входа витринах. В расположенной с левой стороны от входа – экспонаты дореволюционного периода (старопечатные книги; книги, принадлежавшие насельникам монастыря; книги и документы, связанные с Далматовским духовным училищем; письмо настоятеля монастыря; дореволюционные издания о старце Далмате и Далматовской обители; литография Далматской иконы Успения Божией Матери). Рядом на стене в раме – коллаж из фотографий о жизни Далматовского монастыря дореволюционного периода (из фондов Свердловского областного краеведческого музея, Шадринского краеведческого музея, цветные фотографии С.М. Прокудина-Горского и др.).p10009391
 
В витрине, расположенной с правой стороны от входа – экспонаты периода возобновления монашеской жизни в обители, начиная с 90-х годов ХХ в. (документы и материалы, связанные с обретением мощей прп. Далмата Исетского; письменные свидетельства о почитании прп. Далмата; личные вещи первого архиерея Курганской епархии и священноархимандрита Далматовского монастыря Преосвященнейшего епископа Михаила; подарочное издание Библии – дар монастырю к 20-летию возрождения монашеской жизни в обители архиепископа Курганского и Шадринского Константина; епархиальные награды – медали преподобного Далмата Исетского I и II степени, одной из которых (I степени) в 2013 г. награжден архиепископом Константином Далматовский монастырь; макет Скорбященской церкви монастыря – дар Далматовскому району курганского предпринимателя и одного из инициаторов возрождения монастыря Ю.Н. Аникина). Также рядом на стене в раме – коллаж из фотографий о жизни Далматовского монастыря начиная с середины ХХ в. и по настоящее время. Под фотографиями еще две небольшие витрины по сторонам от входа – там выставлены фрагменты фигурных кирпичей и изразцов, найденных на территории монастыря, а также более подробные материалы раскопок в усыпальнице прп. Далмата и другие находки на территории обители.p10009501
 Основную же часть экспозиции монастырского музея составляют предметы, которые объединены одной общей темой – жизнь в царской России. И это не случайно. Почти ровесник Дома Романовых, монастырь с более чем трехсот шестидесятилетней историей – плоть от плоти частичка той Святой Руси, которая созидалась на просторах православного Русского Царства (впоследствии – Российской Империи). Поэтому знакомство с историей Далматовской обители невозможно без соприкосновения с жизнью наших предков, подданных православного русского самодержца. Кстати, через дорогу от северных келий (где расположен монастырский музей), надвратной церкви и святых врат обители – на площади перед монастырем находится часовня в честь спасения Царской семьи Государя Императора Александра III Александровича во время крушения поезда на ст. Борки Азовско-Курско-Харьковской ж/д в 1888 г., построенная в 1890 г. на средства далматовских жителей.МузейДля сайта
 
    Последним Российским Императором перед уничтожением Русской православной самодержавной монархии в начале ХХ века был ныне прославленный в лике святых благоверный Царь-мученик Николай II Александрович. Без осознания его подвига, также как и подвига всех Царственных мучеников, а вслед за ними – сонма новомучеников и исповедников Российских, подлинное возрождение православия на Руси невозможно. Но эти люди становятся нам ближе и понятнее через фотографии, документы, личные вещи, то есть предметы той эпохи. Еще и в этом – задача музея.p10009381
Попадая в главный зал музея, посетитель оказывается перед большой, в человеческий рост фотографией Царской семьи, над которой прикреплено их иконописное изображение. Здесь, на этом же баннере – в качестве эпиграфа слова прп. Анатолия Оптинского, Младшего: «Судьба Царя – судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а... не будет Царя, не будет и России. Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим». Другим эпиграфом к экспозиции могли бы послужить слова из дневника (апрель 1919 г.) русского писателя Ивана Бунина (табличка с этой надписью установлена над входной дверью в зал): «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».p10009611  
 
В глубине зала – на противоположной от входа стене помещена большая фотокопия портрета Государя Императора Николая II, написанного художником Э.К. Липгартом. По обе стороны от портрета установлены на древках государственные флаги Российской Империи – чёрно-желто-белый и бело-сине-красный. В простенках боковых стен – фотокопии картин русских художников, посвященных царской теме: известный портрет Николая II кисти В.А. Серова, картина И.Е. Репина «Прием волостных старшин императором Александром III, картина П.В. Рыженко «Прощание с конвоем». В простенках также помещены: небольшого размера императорский штандарт в раме под стеклом, стенд с подлинными текстами присяги Государю и литография «Посещение Царской семьей Императора Александра III Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря».
 
Экспонаты, расположенные на стендах и в витринах музея, собраны таким образом, что позволяют получить представление хотя бы и беглое, но почти обо всех сферах жизни в царской России (подробная текстовая информация по разделам помещена на сайте монастыря):p10009511 
В отдельной витрине – предметы быта и личного обихода той эпохи (посуда, столовые приборы, часы, пенсне, письменные принадлежности, футляры, коробки спичечные и из-под папирос, этикетки, рекламные объявления, скобяные изделия, альбом для фотографий и сами фотографии и прочее).
Если удастся осуществить наши замыслы, то небольшой по размерам экспозиции  монастырский музей сможет охватить фактически все периоды существования Далматовского монастыря в контексте истории нашего Отечества. 
Следует отметить, что практически все экспонаты музея – подлинные предметы той эпохи (копиями представлены лишь ордена Российской Империи и несколько монет по причине высокой стоимости оригиналов). Создатели музея именно в этом видели особый смысл: важно не просто получить информацию о прошлом, но и иметь возможность «осязать» его.
    Особая сложность заключалась в том, чтобы уместить в пределах небольшой витрины целую сферу общественной жизни. Из-за этого – чрезмерная плотность расположения экспонатов, здесь дорог каждый сантиметр. Характер отбора экспонатов также был обусловлен необходимостью представить как можно более разнообразный материал: фотографии, документы, книги, открытки, газеты, журналы, знаки отличия, награды, марки, монеты, боны, визитные карточки, предметы быта, элементы вооружения, географические карты, иконы и прочее, и прочее…
  


Преподобный Далмат Исетский
В 2012 году отмечается 20-летие возобновления монашеской жизни в Далматовском монастыре. Это событие неразрывно связано с осознанием значения основателя обители – преподобного Далмата Исетского – в жизни не только насельников Свято-Успенского монастыря, но и вообще жителей Урала и Сибири. Постараемся вновь поразмыслить о почитании сего преподобного отца и его попечении о нас.
     Как мы знаем из Священного Писания, Господь некогда обещал патриарху Аврааму помиловать развращенные города Содом и Гоморру, если там обнаружится хотя бы десять праведников. Русские люди это выразили поговоркой: «не стоит город без праведника». Святые — это наше нетленное сокровище. И если, по слову преподобного Луки Елладского, одно взирание на святоотеческие книги доставляет душе великую пользу, то не меньшую пользу доставит душе взирание на жизнь и подвиги святых. Недаром, многие святые и подвижники благочестия, например, чудотворец наших дней иерарх русского зарубежья святитель Иоанн Сан-Францисский и Шанхайский, первым долгом своим всегда считали собирать сведения о местных святых и молиться им. Ведь святые сами не искали славы века сего и славу, воздаваемую им, обращали к прославлению Бога, «дивного во святых Своих». «Не нам, не нам, а имени Твоему даждь славу», — исповедовали они вместе со святым пророком и псалмопевцем Давидом. Почитание Бога и святых вырастает из благодарности за их попечение о нас как естественное движение души, но и как добродетель, ибо неблагодарность есть тяжкий грех. Поэтому-то и рассмотрение почитания преподобного Далмата Исетского должно принести нам несомненную духовную пользу.
    Итак, постараемся последовательно посмотреть: 1) каково было прижизненное почитание преподобного Далмата, 2) каким было попечение старца о созданной им обители после его праведной кончины (+ 1697 г.) и его почитание в то время, 3) о чем говорят чудеса и явления святого в конце XIX в. во время первой попытки обретения его мощей при строительстве Скорбященской церкви, 4) каково значение обретения мощей преподобного Далмата в 1994 г., его прославления как местночтимого святого Курганской епархии и современное его почитание и наконец, 5) в чем значение подвига преподобного Далмата и смысл его почитания.
 
     1. Прижизненное почитание преподобного Далмата.
    «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14), — говорит Господь. Так и почитание святых, как правило, начинается еще при их жизни.
   а) Преподобный Далмат (в миру — Дмитрий Иванович Мокринский), сын казачьего атамана, служилого человека, получившего за службу дворянство — по отцу, а по матери — из крещеных татар, родился в остроге Березове в 1594 г. Был женат, имел детей. В 34 года достиг уже должности городничего в Тобольске. Жил безбедно, «не велми богат, но жительствуя без великия скудости, дом свой строя во обилии, по своей вере без нужды прилежа церкви», — как сказал о нем сын его Исаак. В 1642—43 гг. уже, будучи зрелым человеком, решил оставить суетную мирскую жизнь и принять ангельский чин. Для этого он поступает в число братии Невьянского Богоявленского монастыря и через непродолжительное время принимает монашеский постриг с именем Далмат. Духовное преуспеяние и дарования инока Далмата были столь значительны, что братия решает избрать его строителем монастыря. Это, можно сказать, первое свидетельство о прижизненном почитании старца Далмата.
    Однако подвижник уклонился от сей чести. Приходит на память случай с преподобным Серафимом Саровским, которому также предлагали настоятельство в одном из монастырей и который отразил тщеславный прилог тысячедневным молением на камне. И старец Далмат, не уклоняясь от креста настоятельства, но взыскуя не менее тяжелый крест пустынножительства, не без соизволения Божия тайно, чтобы не смутить братию, покидает монастырь. Преподобный, не расставаясь со своим довольно внушительных размеров келейным образом Успения Божией Матери, направляет свои стопы на восток. Узнав от одного из местных поселян о безлюдном месте, именуемом «Белое Городище», идет туда берегом реки Исети.
 
    б) Достигнув вожделенного места, старец Далмат ископал пещеру, продолжая древнюю традицию, на Руси идущую еще от преподобного Антония Печерского. И как Антонию и Феодосию Печерским пришлось претерпеть многие скорби и искушения, прежде чем устроился монастырь, так же и преподобный Далмат претерпел великие искушения и опасности. Русские люди, невьянцы и ирбитцы, арендовавшие земли, где поселился инок, для ловли рыбы и промысла зверя, по наущению дьявольскому уговорили хозяина этих мест, тюменского татарина Илигея, убить Далмата. Дважды приходил вооруженный Илигей с толпой татар к безоружному монаху. И дважды преподобный оказывался победителем. Первый раз Господь вразумил Далмата как некогда апостола Павла, указавшего властям на свое римское гражданство и избежавшего опасности; подобно тому и Далмат объявил себя родственником Илигея по матери. Второй раз преподобного защитила Сама Царица Небесная, Которой он молился пред иконой Ее Успения. Исповедником чудесного заступления Матери Божией явился сам Илигей, расположившийся на ночлег с кровожадным замыслом близ пещеры Далмата. Божия Матерь явилась иноверцу в сонном видении и повелела не только не трогать старца, но и отдать ему всю окрестную землю. Как выражено было это в стихотворной форме на гробнице Далмата:
 
 «Коим сновидением Илигей как млатом,
 Сокрушен, исповеда в страсе пред Далматом:
 Вашего де Пророка Великаго Мати
 Повеле мне вотчину свою тебе отдати,
 Претя грозно не только тебя не убити,
 Но ниже словом худым честь твою вредити.
Зрак Ея есть молния, ризы багряница.
И по всей славе Своей Великая Царица».
    И в 1646 г. татарин не преминул исполнить чудесное повеление грозной Жены, подарив в знак мира преподобному Далмату, как свидетельствует монастырское предание, свой шишак и кольчугу, пребывавшие впоследствии на гробнице старца до самого разорения обители в начале XX в. Так невольным свидетелем силы духа и молитвы преподобного Далмата и первым благодетелем вновь устрояемой по повелению Божией Матери обители стал иноверец — тюменский татарин Илигей.
    в) Свидетельством веры и упования преподобного Далмата на помощь Божию и заступление Царицы Небесной явилась и главная святыня устроенной старцем Далматом обители — его келейный образ Успения Божией Матери, получивший название Далматской иконы (празднование ей совершается 15/28 февраля и в церковном календаре стоит дата — 1646 г., т.е. год, когда произошли вышеописанные события). Позднее эта икона чудесно сохранится среди пепелища сожженной кочевниками деревянной монастырской церкви.
 
    г) Бесспорным фактом, говорящим о почитании преподобного Далмата, является постепенное собирание вокруг него братии, жаждущей духовного руководства. И первым, по особенному откровению Божию, как свидетельствуют документы, пришедшим к пустыннику, был старец Иоанн из Нижнего Новгорода, ученик старца Дорофея. Если, как можно предположить, это тот самый священноинок Дорофей, автор известного «Цветника», учитель Иисусовой молитвы, о котором упоминает святитель Игнатий Брянчанинов, то просматривается традиция умного делания, давшая свой плод в Сибири в лице, в том числе и преподобного Далмата. К сожалению, история Далматовского монастыря умалчивает о продолжении этой традиции.
 
   д) Отношение умножающейся братии к преподобному Далмату есть также свидетельство его безусловного прижизненного почитания как истинного подвижника благочестия. «Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах, ваших, яко слово воздати хотяще» (Евр.13:17), — этот завет апостола Павла, без сомнения, исполнялся в Далматовской обители. Старец Далмат, не имевший священного сана и формально не являвшийся строителем или настоятелем монастыря, находясь даже в затворе, никогда не оставлял заботу о духовном руководстве братии, а также сестер, созданного им по соседству женского Введенского монастыря. Даже во время «скорби от лжебратии» старец Далмат говорит, что без его «веления... братия по своим волям до сего дни никакова дела духовного и телеснаго делать не начинали и не делали». Тем более это знаменательно, что его окружали выдающиеся люди — ученики и сподвижники: старец Иоанн, сын Далмата не только по плоти, но и по духу — архимандрит Исаак, игумен (впоследствии — первый Архиепископ Архангельский и Холмогорский, кандидат в патриархи) Афанасии (Любимов), — строгие подвижники и образованнейшие люди своего времени. В этом видна традиция старчества, истинного старчества, основанного на церковном послушании и безусловном доверии к духоносному отцу.

   е) И не только братия, но и власти (как церковные, так и гражданские) не могли не преклониться пред величием духа преподобного. Несмотря на многие клеветы — и в причастности к расколу, и в непочитании царских особ — преподобный не опустился до человекоугодия и лицемерия, живя по слову Апостола: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10), преподобный Далмат, в конце концов, оказался выше всяких наветов и подозрений.
 
   2. Попечение преподобного Далмата о созданной им обители после его праведной кончины (+ 1697 г.) и его почитание.
   Праведная кончина преподобного Далмата, последовавшая в 1697 г., ничуть не уменьшила его попечения о созданной им обители и окрестном крае. Наоборот, святые, как мы знаем, по своей кончине предстоя престолу Божию, получают большее дерзновение пред Господом и не ограниченные уже телесной немощью всегда готовы помочь имеющим нужду в их заступничестве.
   а) Так и молитвами преподобного Далмата уже через десятилетие в монастыре строения деревянные, часто уничтожавшиеся пожарами и набегами, стали заменяться на каменные. Еще при жизни сына Далмата архимандрита Исаака был построен Успенский собор с колокольней и придельной Димитриевской церковью (1707—1719 гг.), затем в течение полувека (1720— 1763 гг.) — крепостные стены и башни, выдержавшие осаду пугачевцев.
   б) Трудами и молитвами преподобного Далмата и собранной им братии монастырь стал к середине XVIII в. крупнейшим по некоторым экономическим показателям среди обителей восточной части Российской империи (Урал, Сибирь, Дальний Восток), превосходя даже такие известные монастыри как Знаменский Тобольский, Николаевский Верхотурский, Троицкий Тюменский. Главная святыня монастыря — чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери, келейный образ преподобного Далмата, — привлекал паломников и благотворителей, являлась залогом безбедного жития обители. Несмотря на неоднократные пожары, монастырь вновь восставал в прежней красе. В конце XIX в. монастырские строения, по слову местного жителя—очевидца, превосходили величием и благолепием постройки, например, того же Верхотурского монастыря.
    в) Свидетельством того, что почитание преподобного Далмата не прекратилось с его кончиной, но даже более возросло, можно считать следующие факты:

 - Прежде всего, сам монастырь, основанный старцем Далматом, получил имя своего основателя: Далматова Успенская (или, иначе, Исетская) пустынь, или Далматовский Успенский монастырь.

 - Далее, в монастыре были храмы или приделы, посвященные святым — небесным покровителям основателя обители: придельная Димитриевская церковь в честь преподобного Димитрия Прилуцкого, небесного покровителя преподобного Далмата в миру (его мирское имя — Димитрий) и южный придел Скорбященской церкви в честь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, так как один из этих святых являлся небесным покровителем преподобного Далмата в монашестве.

 - Над склепом, местом погребения преподобного Далмата, близ первой деревянной церкви Успения Божией Матери была воздвигнута часовня-усыпальница; сначала — из бруса, а в 1896 г. — из кирпича. В усыпальнице бережно хранились святыни — вещи, принадлежавшие преподобному Далмату (кольчуга и шишак, подаренные Илигеем, монашеская схима, портрет Далмата). В усыпальнице по просьбе паломников служились панихиды, сюда приходили даже иноверцы (мусульмане).

 - В день преставления старца Далмата 24 июня по старому стилю Пермская духовная консистория своим указом от 1864 г. установила в с. Далматово ежегодный крестный ход.

 - Известно, что еще в XIX в. были изготовлены литографии старца Далмата с нимбом и именованием его «преподобный».

 - Косвенным, но зато переданным весьма красочно и художественно, свидетельством почитания в народе преподобного Далмата являются произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, в частности, повесть «Охонины брови». В ней описываются события, связанные с осадой Далматовского монастыря пугачевцами. Далматовскии монастырь здесь назван Прокопьевским и главный герой с любовью и благоговением в трудные минуты всегда обращается за помощью к угоднику Божию Прокопию.

   3. Первая попытка обретения мощей преподобного Далмата при строительстве церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Чудеса и явления преподобного Далмата в конце XIX в.

   Особая глава в истории почитания преподобного Далмата Исетского должна быть посвящена первой попытке обретения мощей преподобного при строительстве церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (1871—1881 гг.) и связанными с этим явлениями и чудесами угодника Божия, письменно зафиксированными монастырским начальством в 1880-1881 гг., коих насчитывается около 30-ти (данные материалы находятся в архиве Далматовского монастыря (ныне – в ГАШ /Государственном архиве г. Шадринска Курганской области/).

   а) Уже в 40-х гг. XIX в. возникает мысль и даже начинается подготовка к строительству церкви на месте погребения преподобного Далмата. Таким образом, сам храм должен был служить как бы памятником преподобному, хотя еще и не прославленному. Однако собственно работы по возведению храма начались лишь в 1870 г. при архимандрите Исаакии.

   б) Поскольку при прокопке канав под фундамент церкви рабочие наткнулись на кирпичный склеп, из которого был виден гроб Далмата, то встал вопрос о том, как поступить с мощами преподобного. Несмотря на переписку настоятеля с правящим и викарным архиереями, освидетельствование состояния гроба и склепа самим Преосвященным Вассианом, Епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии, вопрос так и не был решен. Мощи по-прежнему оставались в том самом склепе, где и были обнаружены. Дождевая вода, проникшая по недосмотру через отверстие в склепе, впоследствии очень негативно повлияла на сохранность мощей.

    И здесь главным ревнителем благочестия оказался... сам старец Далмат. В монастырском архиве имеются письменные свидетельства благочестивых паломников, которым являлся Далмат и указывал на то, что он лежит в сыром месте. Крестьянину села Далматово Якову Попову преподобный Далмат являлся неоднократно в видениях, в том числе и вместе со своим сыном, архимандритом Исааком, и в частности, повелевал объявить, дабы обрели его мощи и не сомневались в том, что в обнаруженном склепе похоронен именно он. Эти явления преподобного Далмата в видениях Якову Попову в конце XIX в. я бы дерзнул уподобить явлениям преподобного Нила Афонского Мироточивого монаху Феофану, описанным в «Посмертных вещаниях».

   в) Если проанализировать действия преподобного Далмата, основываясь на явлениях его и чудесах, то мы увидим, что преподобный:

 - сам повелевает обрести его мощи, пророчествует об их судьбе, показывает даже место в Скорбященской церкви, где они должны будут находиться,

 - наказывает за неблагоговение, любопытство, неисполнение ранее данных обетов, неверие в святость самого преподобного,

 - обличает пороки местных жителей и братии обители,

 - молится Матери Божией о помиловании грешников,

 - дарует исцеление недугов часто даже и тем людям, кто не знал о нем,

 - показывает свою заботу об устройстве обители (приглашая прославленных святителей и иных святых на освящение места под Скорбященскую церковь, давая распоряжения по различным вопросам в обители и т.д.).

    Забота святого о созданном им монастыре в явлениях преподобного Далмата проходит красной нитью. Так, в ответ на похвалу крестьянина Якова нынешних, т.е. XIX в. монастырских строений, преподобный вспоминает те скорбные события, с которых монастырь начинался — набеги кочевников, убийства, грабежи, разорения, затем — встречу с Илигеем и заканчивает пророчеством, что если Богу будет угодно, то Далматовский монастырь прославится. Весьма большое утешение для нас.

    В итоге, неизреченным смотрением Божиим в конце XIX в. на месте погребения преподобного Далмата были построены церковь и часовня-усыпальница, освидетельствован гроб преподобного, стали фиксироваться явления святого и исцеления по его молитвам, но мощи так и не были обретены. Конечно, во многом причиной тому, можно предположить, было недостоинство и грехи тех, для кого Господь был готов явить мощи праведника. Однако видится еще и другое — милосердие Божие, поскольку, как мы сейчас знаем, вскоре, т.е. в начале XX в., мощи многих святых подвергнутся кощунственному поруганию или даже уничтожению. Может быть, поэтому Господь, как сказано в Священном Писании, «предусмотрел о нас нечто лучшее» (Евр. 11:40).

 

   4. Обретение мощей преподобного Далмата Исетского в 1994 г., его прославление как местночтимого святого Курганской епархии и современное почитание.

   После Революции 1917 г. и в смутное время Гражданской войны обитель преподобного Далмата молитвами ее основателя и заступничеством Царицы Небесной подверглась не столь значительному разорению как другие монастыри. Нет свидетельств о каких-либо серьезных репрессивных мерах в отношении монастырской братии. В1922 г. организуется так называемый Далматовский музей-монастырь, службы продолжаются до 1928 г. К сожалению, отсутствуют сведения о судьбе главной святыни Далматовского монастыря — чудотворной Далматской иконы Успения Божией Матери. К началу 30-х гг. были уже снесены купола на Скорбященской церкви и в ней устроен театр. Основное же разрушение монастырских зданий приходится на послевоенные годы, когда на территории монастыря разместился «Молмашзавод». Скорбященскую церковь оборудовали под заводской склад, в усыпальнице Далмата разместили гальваническое производство, а затем — прачечную, в Успенском соборе была разорена могила архимандрита Исаака, уничтожено монастырское кладбище, погибли многие реликвии, связанные с именем Далмата, например, расписанная деревянная гробница над его могилой и прочее.

   Но даже и в это время господства тьмы безбожия и поругания святынь преподобный Далмат не оставлял разоренной обители без своего попечения. Я лично слышал от верующих далматовцев, работавших на заводе в советские годы, что в усыпальнице Далмата, например, не весть откуда появлялись огоньки подобно лампадкам, слышалось пение. Благодаря стараниям В. П. Бирюкова удалось спасти монастырский архив, в Свердловском областном краеведческом музее до сих пор хранится шлем Далмата — подарок Илигея, в Далматовском краеведческом музее — кольчуга. Подвиг далматовца генерала Д. А. Терюхова не позволил заводу окончательно разрушить монастырские постройки — комплекс монастыря был объявлен памятником истории и культуры общероссийского (федерального) значения.

     Преподобный воздвигал на духовную брань в защиту монастыря совсем разных людей. В 1989 г. стараниями группы курганцев, представителей в основном творческой интеллигенции, и верующих—далматовцев была зарегистрирована православная община и начался процесс передачи Церкви монастырских зданий, начиная со Скорбященского храма. 6 мая 1992 г. Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открыть Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь.

    Указом № 67 от 22 июня 1994 г. «О создании рабочей комиссии по подготовке к обретению мощей преподобного Далмата» Преосвященнейший Михаил, Епископ Курганский          и Шадринский, благословил начать раскопки в часовне-усыпальнице при Скорбященском храме Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря. Серьезная работа большой группы специалистов была успешно завершена и день 6 августа (н.ст.) 1994 г. стал считаться в Курганской епархии праздником обретения мощей преподобного Далмата Исетского. Через десять лет (4 июня 2004 г.) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий своей резолюцией подтвердил причисление основателя Свято-Успенского мужского монастыря Далмата Исетского к лику местночтимых святых Курганской епархии, а также благословил включить имя преподобного Далмата Исетского в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 25 июня/8 июля.

   К празднику обретения его честных мощей была написана икона. Служба и акафист святому составлены к 300-летию его преставления (1997 г.).   

   В честь преп. Далмата устроены: скит, относящийся к женскому монастырю Похвалы Божией Матери с. Боровское Катайского района и молитвенный дом районного центра Альменево Курганской епархии

    Собираются письменные свидетельства паломников и местных жителей о благодатной помощи и исцелениях по молитвам преподобного Далмата.   На сегодняшний день получены свидетельства о почитании преподобного Далмата в их епархиях от следующих Преосвященных: Высокопреосвященнейшего Елевферия, Архиепископа Чимкентского и Акмолинского (ныне – Архиепископа Чимкентского и Таразского), Высокопреосвященнейшего Иова, Митрополита Челябинского и Златоустовского (ныне – на покое), Высокопреосвященнейшего Прокла, Архиепископа Симбирского и Мелекесского, Преосвященнейшего Епископа Никона (Миронова) (бывшего Епископа Екатеринбургского и Верхотурского), Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского (ныне – Митрополита Ташкентского и Узбекистанского), Высокопреосвященнейшего Димитрия, Архиепископа Тобольского и Тюменского. Из далекой Америки от игумена Германа (Подмошенского), сомолитвенника в Бозе почившего иеромонаха Серафима (Роуза), одного из руководителей и основателей Братства преподобного Германа Аляскинского, получено сообщение, что их Братством еще в 1975 г. старец Далмат почитался как преподобный, имеется ему тропарь и краткое жизнеописание на английском языке (в книге «Северная Фиваида»). Также и в Службе всем святым, в земле Российской просиявшим, составленной святителем и исповедником Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским, в списке русских святых на литии упомянут преподобный Далмат Пермский.

   Частицы мощей и иконы преподобного Далмата имеются во многих храмах не только Курганской, но и иных епархий (Екатеринбургской, Челябинской, Омской, Новосибирской, Калужской, Астанайской и т.д.). К самим мощам преподобного приезжает множество паломников, в основном — из областей Уральского региона, Западной Сибири и Казахстана.

    Свято-Успенским Далматовским мужским монастырем неоднократно переиздавались брошюры об истории обители и жизнеописание преподобного Далмата, (а в 2009 г. брошюра «Преподобный Далмат Исетский, всея Сибири чудотворец, основатель Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря. Краткое житие» была переведена В.В.Лалович на сербский язык и издана сербским монастырем Рукумия). В 2000 г. издана книга шадринского краеведа А.А.Пашкова «Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь». В связи с паломничеством к мощам преп. Далмата издавались материалы по истории Далматовской обители и в соседних епархиях, к примеру, в Челябинской.

   О преп. Далмате Исетском создан цикл документальных фильмов, в частности, действующим при Далматовском монастыре Творческим Объединением «Белое городище» (фильмы: «Земли Сибирстей несравненный ходатай», «Старец Далмат. Краткое жизнеописание», «От воинства земнаго к воинству небесному», «Акафист преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу»).

   К настоящему времени сложилась богатая иконографическая традиция изображения преподобного Далмата Исетского. Сохранились фотографии портрета старца Далмата, висевшего в его усыпальнице (цветная фотография, выполненная в 1912 г. С.М. Прокудиным-Горским), росписей гробницы преподобного со сценами из его жития, дореволюционной литографии, где старец Далмат изображен с нимбом. Известна написанная до революции (может быть к ожидаемому прославлению в связи с попыткой обретения его мощей в конце Х1Х в.?) икона преподобного Далмата, соответствующая изображению старца на дореволюционной литографии (данная икона находится ныне в храме во имя Успения Божией Матери п. Новоуткинск Свердловской обл. Екатеринбургской епархии). Иконы преп. Далмата написаны иконописцами И. Стояновым (г. Одесса), П. Рублевым (п. Пышма Свердловской обл.), иереем Андреем Ваньковым (г. Курган).

   К сожалению, пока преподобный Далмат – лишь местночтимый святой. Однако материалы о почитании преподобного Далмата уже переданы в Синодальную комиссию по канонизации святых и можно надеяться, что вопрос об общецерковном прославлении этого угодника Божия будет решен в ближайшее время.

   5. Значение подвига преподобного Далмата Исетского и смысл его почитания.

   Подводя некоторые итоги, постараемся взглянуть на внутренний смысл подвига преподобного Далмата и его нынешнего почитания и прославления. Можно сказать, что всякий человек есть как бы некая притча, которую нужно попытаться понять.

   Конечно, для нас важно, что служение преподобного Далмата есть подвиг почти апостольский — просвещение светом веры Христовой окраин Русского государства. Служение его есть также продолжение традиции старчества и умного делания и это в то время — конец XVII в., когда на небосклоне Святой Руси уже почти не видно преподобных по сравнению с иными периодами русской истории. «Спаси мя, яко оскуде преподобный» — эти слова псалма весьма точно характеризуют ту эпоху. Преподобный просиял тогда, когда происходило одно из самых трагических событий в истории Русской Церкви — Раскол. И именно сюда, в Сибирь, на окраины государства ссылались приверженцы и вожаки старообрядчества. Сам старец Далмат и его ближайшие сподвижники неоднократно обвинялись в принадлежности к расколу. Однако, несмотря на все это, Далматовская обитель, будучи образцом истинного благочестия, навсегда осталась оплотом церковным, опорой православия.

   Но самое главное, я бы отметил в духовном подвиге и облике преподобного Далмата его непрестанную готовность к брани. Это качество не есть, конечно, исключительная особенность только старца Далмата, но всякого святого. «Братия мои..., — говорит Апостол, — Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских ... станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир, а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:10-17). Именно в житии преподобного Далмата эта борьба видна особенно выпукло. Сама природа Урала и Сибири не позволяет подвижнику расслабляться. Будучи потомственным воином, преподобный Далмат был к этому готов. В этом смысле все житие его есть непрестанная борьба, брань — и не только внутренняя духовная, но и внешняя. Недаром, кстати, главными реликвиями (помимо иконы Успения Божией Матери), оставшимися от преподобного Далмата в монастыре (и еще ожидающими своего часа дабы вновь возвратиться в обитель из музейных запасников), почитались воинские доспехи — подарки Илигея шишак и кольчуга. Одевая их с верою в помощь преподобного, болящие получали исцеление.

   Но история самого Далматовского монастыря, можно сказать, есть как бы икона, образ жития преподобного Далмата. Мы знаем, что святые — основатели монашеских обителей часто заповедовали своим преемникам и строго следили даже после своей кончины, дабы сохранялся в монастыре дух первоначального устроения. Так, например, преподобный Нил Сорский, не желая и при жизни видеть в обители богатства и роскоши, чудесным образом воспрепятствовал после своей кончины строительству каменного храма вместо скромного деревянного. Иные святые следили, дабы в братствах сохранялся обычай благотворительности и странноприимства и т.д. Преподобный Далмат, претерпевший опасность от Илигея, набеги, разорения от иноверцев, доносы и клеветы от «лжебратии», и свое детище — монастырь — устрояет как крепость не только внешне, но и в духовном смысле. Иначе невозможно было бы Далматовскому монастырю за свою 360—летнюю историю претерпеть и осаду бунтовщиков, и экономическое разорение от государства с введением духовных штатов, и пожары, и неверие в святость Далмата епархиальных властей в XIX в., и осквернение обители безбожниками в XX в., и уже современный пожар 1994 г., и тяжбы с местной администрацией и коммунальными службами и, наконец, незаслуженное забвение преподобного Далмата в наши дни. Но не святому нужна слава и почитание, а нам, дабы мы, подобно евангельскому блудному сыну не растратили отцовское имение, живя блудно на «стране далече».

   «Помыслих дни первых ... и поучахся» (Пс. 76:6). «Помянух судьбы твоя от века, Господи, и утешихся» (Пс. 118:52), — хотелось бы этими псаломскими словами, которые митрополит Московский Макарий (Булгаков) взял в качестве эпиграфа для своей многотомной «Истории Русской Церкви», закончить повествование о преподобном Далмате Исетском.
( игумен Варнава (Аверьянов), наместник Успенского Далматовского мужского монастыря)
 
ПАМЯТНЫЕ  ДАТЫ ИЗ ИСТОРИИ ДАЛМАТОВСКОГО МОНАСТЫРЯ
1594 г. – родился  Дмитрий Иванович Мокринский (старец Далмат) – основатель Успенского монастыря, в городе Березове;
1628 г. – Д.И.Мокринский –городничий  г.Тобольска;
1644 г.– инок Далмат прибыл на Белое Городище, ископав пещеру,поселился для продолжения своих иноческих подвигов;
1646 г. – татарин Илигей отдал свою приисетскую вотчину во владение иноку Далмату;
1646 г. – основание Успенского монастыря;
1651 г. – нападение калмыцких племен на Далматовскую обитель, ее сожжение;
1651 г. –  прибытие к Далмату сына его Ивана, нареченного после пострига Исааком;
1651 г. – Тобольским боярином Павлом Шульгиным описаны монастырские земли;
1658 г. – образование церковного Николаевского прихода;
1662 – 1664 гг. -  нападение башкир и сожжение монастыря;
1664 г. – срублены в монастыре Успенская церковь и Дмитриевская придельная;
1666 г. – в Далматовском Успенском монастыре учреждается настоятельство;
1667 – 1670 гг. – организация Тобольским воеводой П.И. Годуновым укрепленной линии по р.Исети;
1673 – 1674 гг. – над восточными святыми вратами срублена церковь во имя Иоанна Богослова;

1679 г. – первое упоминание о монастырской «книгохранительнице» (библиотеке);

1680 г. – основан Далматовский Введенский девичий монастырь;

1681 г. – женская обитель была построена;

1682 г. -  монахи на р. Железенке организовали железоделательный завод;

1686 г. – основано Усть – Уйское поселье, где ежегодно «упражнялись» монастырские крестьяне в ловле рыбы;

1695 г. –  Игумен Исаак освидетельствовал в с.Меркушино восходящий гроб с мощами праведного Симеона Верхотурского;

1697 г. – скончался старец Далмат в возрасте 103 лет;

1702 г. – Тобольский иконописец Иван Никитин поновлял первоначальную икону Успения Божией Матери;

1705 г. – заключен договор с Иваном Борисовым по реклу Сорока на каменное строительство;

1706 г. – заключен подряд с Верхотурскими и Соликамскими посадскими людьми на изготовление кирпича;

1708 г. – заключен договор с Соликамскими каменщиками на строительство каменного собора;

1707 – 1719 гг. – строительство Успенского собора;

1709 г. – дан антиминс для церкви Преподобного Дмитрия Прилуцкого, а освящение ее совершилось по грамоте Сибирского Митрополита Феодора Лещинского 19 марта 1710 г.;

1709 г. – дан антиминс для церкви Рождества Христова, а освящение ее совершено 9 декабря 1711 г. по грамоте Тобольского Митрополита  Иоанна Максимовича;

1714 г. – в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей;

1717 г. – завершено строительство Успенской церкви, в этом году Архиереосхимонах Феодор подписал антиминс для Успенского собора, а освящение его совершено 13 августа 1720 г.;

1720 – 1763 гг. – строительство каменной монастырской ограды;

1735 г. – в монастыре случился пожар;

1735 г. – в монастыре учреждается славяно – российская школа;

1736 г. – нападение восставших башкир на  Далматовскую вотчину;

1742 г. – пожар, уничтоживший все труды мастеров по дереву… «Под ветром, внутри монастыря, дерево нигде не осталось без утраты…»

1752 – 1755 гг. – Тобольский ямщик Козьма Черепанов изготовил четырехставный иконостас в Успенскую церковь. Образа в него писали Тобольский боярский сын Кондратий Калинин и Никифор Ершов;

1761 г. – в монастыре образуется славяно – латинская школа(семинария), а славяно-российская школа переводится в Введенский девичий монастырь;

1762 – 1764 гг. – волнения монастырских крестьян. Дубинщина;

1764 г. – 26 февраля вышел царский Указ о передаче монастырских крестьян Коллегии Экономии и штатах по духовной части;

1779 г. – открытие вновь славяно – российской школы;

1781 г. – создается Далматовсий уезд, село Николаевское преобразуется в город Далматово;

1797 г. – в связи с изменением духовных штатов увеличиваются владения монастыря;

1800 г. – устроена в Москве драгоценная риза на икону Успения Пресвятой Богородицы попечительностью  Игумена Гедеона;

1812 г. – освящена по благословению Пермского и Екатеринбургского Епископа Иустина настоятелем монастыря Игуменом Никандром придельная церковь во имя Св.Иоанна Богослова в трапезе Христорождественской церкви с южной стороны;

1816 г. – в монастыре открывается уездное духовное училище;

1843 г. – приходит Указ из Пермской духовной Консистории о рассмотрении раскольнических  книг сочинительного содержания;

1846 г. – по Указу из Консистории в монастыре открывается училище для служительских и поселянских детей;

1852 г. – совершился пожар, сгорели верхняя расписанная внутри церковь с великолепным иконостасом, трапеза, колокольня, и др. нанесен ущерб 6000 рублей серебром;

1853 г. – в настоятельских кельях по благословению Высокопреосвященного Неофита Архиепископа Пермского попечительством настоятеля монастыря Архимандрита Мефодия устроена церковь во имя преподобного Сергия и Никона Радонежских;

1854 г. – Шадринский живописец Василий Бронников исполнил список (копию) иконы Успения Божией Матери для Градно–Барнаульской  Захариевской церкви;

1856 – 1866 гг. – Екатеринбургские цеховые мастера Павел и Семион Степановы Голышевы изготовили новые иконостасы и написали в них образа в Успенский храм, в предельные Иоанна Богослова и Рождества Пресвятой Богородицы храмы, а также Рождественской церкви; 

1864 г. – Пермская духовная Консистория своим Указом установила в с.Далматово 24 июня ежегодный крестный ход – день преставления старца Далмата;

1864 г. – стараниями Архимандрита Мефодия устроена драгоценная риза на икону Успения Пресвятой Богородицы;

1871 г. – при копке траншеи под фундамент для  Радостно - Скорбященской  церкви был обнаружен склеп с гробом старца Далмата;

1871 – 1881 гг. – строительство церкви во имя Божией Матери «всех Скорбящих Радосте»;

1873 г. – при монастыре с разрешения Епархиального начальства для престарелых и беспомощных мужского пола была открыта богадельня на 15 человек;

1881 г. – построена брусовая усыпальница над гробницей старца Далмата;

1884 г. – в монастыре открывается церковно – приходская школа с тремя отделениями: младшим, средним, старшим;

1891 г. – Екатеринбургский Епархиальный училищный совет 2 сентября вынес постановление об открытии 2-классных приходских училищ, в которых сверх программ должно изучаться или земельное, или огородничество, или садоводство, пчеловодство, или же кузнечное, слесарное и т.п. ремесла;

1896 г. – 8 мая с благословения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Семиона, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского в память 250 – летнего существования Далматовской обители заложена каменная усыпальница;

1899 г. – в монастыре открыта «второклассная» церковно-приходская школа с образцовой одноклассной с учреждением общежития для учеников в монастырских зданиях;

1904 г. – по Указу Св.Синода за №765 монастырь обращен из штатного 3-классного в общежительный;

1912 г. – по Указу Св.Синода о возведении Далматовского Успенского монастыря из3-классного во 2-й класс;

1918 г. – выходит Декрет СНК  РСФСР  «Об отделении церкви от государства   и школы от церкви»;

1918 г. – за июль – сентябрь во время гражданской войны в Екатеринбургской Епархии погибло 25 священников и 4 дьякона;

1921 г. – создается музей местного края;

1922 г. – создается Далматский музей – монастырь;

1923 г. – зарегистрировано Далматовское  Успенское православное Религиозное общество, 21 июля;

1923 г. – зарегистрировано Далматовское  Николаевское Религиозное общество – август;

1923 г., 13 сентября – в музее монастыре создается комитет по охране музея - монастыря;

1925 г. – музей – монастырь стал филиалом Шадринского Научного хранилища;

1928 г. , 1 сентября – Президиум Шадринского Окружного Исполкома постановил… закрыть Скорбященскую церковь и передать здание церкви под нардом;

1930 г. – единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт. В этом году с Скорбященской церкви снесли купола;

1933-1937 гг. – в монастыре работал Колхозно – Совхозный театр;

1945 г. – монастырский комплекс передан Министерству молочной промышленности под завод «Молмашстрой»;

1989 г. – в Совете по делам религии при Совете Министров СССР зарегистрирована Далматовская религиозная община, ей в бессрочное и безвозмездное пользование передана церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», для священнодействования  в этом храме преподан антиминс Высокопреосв. Мельхиседеком, Архиепископом Свердловским и Курганским;

1992 г., 6 мая – Священный Синод благословил открыть Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь Свердловской епархии;

1993 г., 23 февраля – в связи с образованием Курганской епархии монастырь сменил епархиальное подчинение – перешел в Курганскую из б.Свердловской;

1994 г., апрель – в монастыре произошел пожар, нанесен ущерб в 49 млмн. рублей;

1994 г., 11 июля –  по Указу Епископа Курганского и Шадринского  Михаила начались научно – археологические раскопки по обретению мощей преподобного Далмата;

1994 г., 6 августа – день обретения мощей преподобного Далмата. К этому событию в московской иконописной мастерской Игоря Исакова написана икона преп. Далмата Исетского, которая затем Преосв. Епископом Михаилом передана монастырю;

1996 г. – принят, утвержден и зарегистрирован гражданский Устав Свято – Успенского Далматовского  мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский Патриархат);

1997 г. – к 300 – летию преставления преп. Далмата  протоиереем Александром Никулиным, настоятелем Свято – Никольской церкви с. Боровское Катайского района Курганской епархии, составлены  служба и акафист преп. Далмату;

1999 г., 9 июля – получено благословение Епископа Михаила на устройство в правой (южной) галерее храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» крестильной церкви во имя собора 70 святых апостолов;

2000 ., 26 января – в связи с принятием Свящ.Синодом единого устава епархиальных монастырей РПЦ зарегистрирован новый Устав Свято – Успенского мужского Далматовского монастыря;

2000 г., август – к празднику Успения Божией Матери протоиереем Александром Маньшиным, настоятелем Введенской церкви с.Сухарево Валуйского района Белгородской епархии написана и передана Далматовскому монастырю икона Успения Божией Матери, размером и образом близкая к древней чудотворной. 
   

  
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Манькова И. Л., Нечаева М. Ю. Далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XIII. — С. 659-664. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6.
Пашков А. А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь / под редакцией Емельянова Н. Ф.. — Шадринск: Исеть, 2000. — 415 с. — ISBN 5-7142-0330-5.
Далматово // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1893. — Т. X. — С. 43.
 Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. — Москва: издание Ступина А. Д., 1908. — С. 662-664.
 Самойлов Н. С. Историческое описание Далматовского Успенского мужеского монастыря, состоящего в Пермской губернии. — Москва: Тип. Августа Семена при Медико-хирургич. акад., 1830. — 35 с.
 Дмитрий Бровко. Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь. Официальный сайт Курганской и Шадринской епархии. 
 Дмитрий Бровко. Далматовский монастырь: вчера, сегодня, завтра. Курганская областная общественно-политическая газета «Новый мир» (11.11.2010). 
 Татьяна Маковеева. Возродить уральскую жемчужину. Курганская областная общественно-политическая газета «Новый мир» (21.10.2010). 
 Манькова И. Л., Нечаева М. Ю. Далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XIII. — С. 659—664. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6.
 Варлаков П., Кузьмин А. Друзья и враги Тимофея Невежина.// Курган и курганцы : газета. — № 136. — 01.12.2008. 
 Далматовский край - Дубинщина. 
 Далматовский монастырь в конце XIX — начале XXI века
 Родник, святой источник в честь преподобного Далмата Исетского город Далматово...
 Науменко, Н. И. География Курганской области : справочно-методическое пособие / Н. И. Науменко, А. В. Зырянов, Н. А. Огнева. – Курган, 2001. – 150 с.
 Особо охраняемые территории Курганской области : справочник / под. ред. И. Н. Некрасова. – Курган, 2014. – 188 с.
[Фотографии] [Электронный ресурс] // Про Зауралье : достопримечательности, памятники природы, культурное наследие, охота, рыбалка в Курганской области  / проект Вадима Осадчего и Андрея Вагина. – Режим доступа : Zaural.Pro Zaural.Pro. – Загол. с экрана.
Капустин В. Г., Корнев И. Н., «География Курганской области» (учебное пособие). Курган, 1996г.

  

ВложениеРазмер
456765878 (2).jpg166.51 КБ
456765878 (3).jpg431.3 КБ
456765878 (4).jpg894.37 КБ
456765878 (5).jpg494.86 КБ
456765878 (6).jpg78.77 КБ
456765878 (7).jpg212.46 КБ

Комментарии

Отправить комментарий