Город Троя

Троя (Truva, Troy) — город, расположенный в северо-западной части Анатолии, недалеко от Дарданелл и горы Ида, входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. 
Троя известна по большей части из-за Троянской войны (и того самого коня), описанной во многих произведениях античного эпоса, в том числе и в известных «Одиссее» и «Илиаде» Гомера.
    

Древний мир и дата образования Трои 
Перед появлением легендарной Трои на полуострове Троада было расположено древнейшее постоянное поселение Кумтепе. Его датой основания принято примерно считать 4800 год до нашей эры. Жители древнего поселения, в основном, занимались рыбной ловлей. Также в рацион поселенцев входили устрицы. В Кумтепе покойников предавали земле, но без каких-либо погребальных даров. 
В районе 4500 года до нашей эры поселение было заброшено, однако около 3700 года до нашей эры снова возрождено благодаря новым колонистам. Новое население Кумтепе занималось скотоводством и земледелием, а также проживало в больших домах с несколькими помещениями. Козы и овцы разводились жителями поселения не только для получения мяса, но также ради молока и шерсти. История Трои берет свое начало с 3000 года до нашей эры. Укрепленный населенный пункт был расположен в Малой Азии на полуострове Троада. Город находился в плодородной холмистой стране. 
В месте, где находилась Троя, с двух сторон города протекали реки Симоис и Скамандр. Также имелся свободный доступ в Эгейское море. Таким образом, Троя на протяжении своего существования занимала очень выгодное географическое положение не только в экономической сфере, но также в плане обороны в случае возможного нашествия врагов. Не случайно город в Древнем мире, в эпоху бронзы именно поэтому стал ключевым центром торговли между Востоком и Западом. 
 
Легенда о возникновении Трои 
О появлении легендарного города можно узнать из старинного предания. Еще задолго до построения Трои на территории полуострова Троада (место, где находилась Троя) проживал народ тевкров. Персонаж древнегреческой мифологии Трос назвал страну, которой правил, Троей. Следовательно, все жители стали называться троянцами.
 О возникновении города Трои повествует одна легенда. Старшим сыном Троса был Ил, который после смерти отца унаследовал часть его царства. Однажды он пришел во Фригию, сумев успешно победить всех соперников на состязании. Фригийский царь щедро вознаградил Ила, подарив ему 50 юношей и столько же дев. Также согласно преданию правитель Фригии отдал герою пеструю корову и приказал основать город в том месте, где она захочет отдохнуть. На холме Ата у животного появилось желание полежать. Именно там и был основана Троя, которая также называлась Илионом. 
Перед построением города Ил попросил Зевса доброго знамения. На следующее утро перед шатром основателя легендарного города появилось деревянное изображение Афины-Паллады. Таким образом, Зевс предоставил Илу залог божественной помощи, оплот и защиту жителям Трои. Впоследствии на месте появления деревянного изображения Афины-Паллады появился храм, а выстроенная Троя была надежно защищена от врагов высокими стенами с бойницами. Сын Ила царь Лаомедонт продолжил дело отца, укрепив нижнюю часть города стеной. 
   


 
Ранние слои Трои относятся к оригинальной западноанатолийской цивилизации. Постепенно Троя испытывает всё большее влияние центральной Анатолии (хаттов, позднее — хеттов).
Имя «Троя» фигурирует в хеттских клинописных табличках Богазкёйского архива как Таруиша. На египетской стеле времён Рамзеса III упомянута его победа над морским народом «турша». Это название часто сопоставляют с народом «тереш», упомянутым несколько ранее на знаменитой стеле Мернептаха. Единства в мнениях о том, были ли эти пришельцы троянцами, в научном мире не наблюдается. Имена с данным корнем встречаются в микенских текстах, например командир отряда to-ro-o.
 
Прежде высказывались соображения, что термины «Троя» и «Илион» могли обозначать различные города одного и того же древнего государства, либо один из этих терминов мог обозначать столицу, а другой — собственно государство, и «слились» в один термин лишь в «Илиаде» (согласно Гиндину и Цымбурскому, Троя — обозначение страны, а Илион — города). Такая точка зрения не лишена оснований, поскольку в «Илиаде», в свою очередь, выделяются фрагменты с параллельными сюжетами, то есть, возможно, восходящие к различным пересказам одного и того же сюжета; к тому же, «Илиада» возникла много столетий спустя после событий Троянской войны, когда многие детали могли забыться.
  


Раскопки Трои
Среди современных Генриху Шлиману историков была распространена гипотеза о том, что Троя находилась на месте селения Бунарбаши. Тождество холма Гиссарлык с гомеровской Троей предположил в 1822 году Чарлз Макларен. Сторонником его идей был Френк Калверт, который начал в Гиссарлыке раскопки за 7 лет до Шлимана. По иронии судьбы, участок холма Гиссарлык, принадлежавший Калверту, оказался в стороне от гомеровской Трои. Генрих Шлиман, который был знаком с Калвертом, начал целенаправленное исследование второй половины Гиссарлыкского холма в конце XIX века. Большинство находок Шлимана сейчас хранятся в Пушкинском музее (Москва), а также в Государственном Эрмитаже. К настоящему времени археологи обнаружили на территории раскопок в Гиссарлыке следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи.

Первое из найденных в Гиссарлыке поселений (так называемая Троя I) представляло собой крепость диаметром менее 100 м и, очевидно, существовало на протяжении длительного периода. К эпохе, описанной в «Илиаде», относится седьмой слой. В этот период Троя представляет собой обширное (площадью свыше 200 тыс.м²) поселение, обнесённое крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Крупные раскопки 1988 года показали, что население города в гомеровскую эпоху составляло от шести до десяти тысяч жителей — по тем временам, весьма внушительное число. Согласно данным экспедиции Манфреда Корфмана, площадь нижнего города была примерно 170 тыс.м², цитадели — 23 тыс.м².
  
Девять основных слоев древней Трои
Троя I (3000—2600 гг. до н. э.): Первое Троянское поселение, диаметром 100 м, было застроено очень примитивными жилищами из глиняных кирпичей. Судя по оставшимся следам, оно погибло во время пожара. Керамика имеет сходство с керамикой культуры Езеро в Болгарии.
Троя II (2600—2300 гг. до н. э.): Следующее поселение выглядит более развитым и богатым. В 1873 году немецкий археолог Шлиман обнаружил в этом слое знаменитый троянский клад, который состоял из многочисленного оружия, медных безделушек, частей драгоценных украшений, золотых сосудов, могильных плит доисторического и раннеисторического периода. В III тысячелетии до н. э. эта высокоразвитая культура была также уничтожена пожаром.
Троя III—IV—V (2300—1900 гг. до н. э.): Эти слои свидетельствуют о периоде упадка в истории древнего города.
Троя VI (1900—1300 гг. до н. э.): Город увеличился в диаметре до 200 метров. Поселение стало жертвой сильного землетрясения 1300 года до н. э.
Троя VII-A (1300—1200 гг. до н. э.): К этому периоду относится знаменитая Троянская война. Позднее афиняне разграбили и разрушили поселение.
Троя VII-B (1200—900 гг. до н. э.): Полуразрушенная Троя была захвачена фригийцами.
Троя VIII (900—350 гг. до н. э.): В это время город населяли алеанские греки. Царь Ксеркс посещал тогда Трою и принес здесь в жертву более 1000 голов скота.
Троя IX (350 г. до н. э. — 400 г. н. э.): Довольно крупный центр эллинистической эпохи.
  
 
Где находится. Как добраться до Трои
Троя находится в 2 км от шоссе Чанаккале — Измир (D550/E87), с которого нужно свернуть по указателю Troy или Truva.
Ближайший к Трое город, Чанаккале, находится в 30 км к северу от нее. Оттуда в Трою каждый час ходят автобусы, отправляющиеся с остановки под мостом через реку Sari. Путь на автобусе займет около получаса. Поездка на такси обойдется в 60-70 TRY. Цены на странице указаны на январь 2017 г.
Летом автобусы отправляются регулярно, но в остальное время лучше приехать пораньше, чтобы не упустить последний автобус, отправляющийся обратно.
  
Отели Трои
Большая часть отелей расположена в Чанаккале, так что туристы чаще всего останавливаются там и приезжают в Трою на один день. В самой Трое можно остановиться в отеле Varol Pansiyon, расположенном в центре соседней деревни Tevfikiye.
Напротив входа в Трою находится отель Hisarlik, принадлежащий местному гиду Мустафе Аскину.
 
Рестораны
Ресторанов в Трое тоже не так много. В упомянутом выше отеле Hisarlik есть уютный ресторан с домашней кухней, работающий с 8:00 до 23:00. Если остановите свой выбор на нем, непременно попробуйте guvec — мясное рагу в горшочке.
Кроме того, можно пообедать в также находящихся в деревне едальнях Priamos или Wilusa. Оба ресторана готовят блюда турецкой кухни, а последний хорошо известен своими фрикадельками и салатом из помидоров.
 
Развлечения и достопримечательности Трои
Рядом с входом в город стоит деревянная копия Троянского коня, внутрь которого есть возможность зайти. Но лучше делать это по будням, потому что на выходных он заполнен туристами и подняться или осмотреться внутри будет довольно трудно. Зато, при посещении Трои зимой, вполне можно получить коня в единоличное пользование.
Рядом с ним находится Музей раскопок, в котором выставлены модели и фотографии, рассказывающие о том, как выглядел город в разные периоды. Напротив музея — сад Pithos с водопроводными тубами и глиняными горшками того времени.
Но основной достопримечательностью Трои, несомненно, являются руины. Для посетителей город открыт с ежедневно с 8:00 до 19:00 в период с мая по сентябрь и с 8:00 до 17:00 — с октября по апрель.

Наличие гида сильно помогло бы при ознакомлении с Троей, поскольку руины многих зданий довольно трудно идентифицировать самостоятельно, а из-за разных исторических слоев, они все перемешались.
Троя была разрушена и вновь отстроена 9 раз — и от каждого из восстановлений в городе что-то осталось и по сей день, хотя любительские раскопки в 19 в. оказались крайне разрушительными.
Для осмотра города удобнее всего использовать охватывающую его по кругу дорогу. Справа от входа видны стены и башня периода Троя VII (то есть, города, каким он стал после того, как был отстроен в 7 раз), относящиеся к периоду, когда город в наибольшей степени подходил под описания Гомера в «Илиаде». Там можно спуститься по лестнице и пройти вдоль стен.

Потом дорога приведет к кирпичным стенам, частично восстановленным, а частично сохранившимися в первозданном виде. Над ними расположен разрушенный алтарь храма Афины, вдоль которого проходят стены ранних и средних периодов, а напротив — дома богатых жителей города.
Далее путь проходит мимо траншей, оставшихся от раскопок Шлимана, к дворцовому комплексу, также относящемуся к периоду, вероятнее всего описанному в Илиаде. Справа от дворца находятся части святилища античных богов.
Наконец, тропа выводит к концертному залу Одеону и палатам городского совета, откуда по каменной дороге можно вернуться к месту, с которого начался осмотр.
  


Окрестности Трои
В 30 км к югу от древней Трои находится не менее старинная Александрия Троянская — город, основанный полководцем Александра Великого Антигоном в 300 г. до н. э. Однако этот обширный археологический участок, в отличие от популярной Трои, почти не промаркирован. Соответственно, разобраться самому, без глубоких познаний в античной истории, здесь едва ли получится.
 
Примечательны окраины деревни Гюльпынар (Gulpinar), где расположены живописные руины храма Аполлона, который был возведен в 5 в. до н. э. колонистами с Крита. Самая западная точка Азии — мыс Баба — интересна своим рыбацким портом Бабакалекёй (Бабакале, Babakale, «Крепость Баба»), где находится очаровательный османский замок 18 в. Здесь же можно и освежиться, искупавшись либо прямо среди валунов, обрамляющих гавань с двух сторон, либо проехав еще 3 км на север к симпатичному обустроенному пляжу.
  
Еще одна изюминка этих мест — городок Айваджик (Ayvacik) в 30 км восточнее Трои. В конце недели на местный рынок стекаются торговцы со всех окраин, лучший сувенир отсюда — красочный ковер. Если же повезет попасть в Айваджик в конце апреля, можно застать традиционный ежегодный сбор кочевых народов Панийыр. В это время по городу устраиваются яркие танцевальные и музыкальные представления, шумные базары, где выставляются породистые скакуны. Кроме того, в 25 км к югу лежит и древний Ассос, название которого ласкает слух не одного поклонника старины.
  
 
 ПРЕДАНИЕ ПРО ТРОЯНСКОГО КОНЯ
Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу Елену у Менелая. Её муж, царь Спарты, со своим братом собрал войско Ахеи и пошел на Париса. Во времена войны с Троей ахейцы, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей данайцев, а коня изготовил Эпей). Конь был приношением богине Афине Илионской. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Для постройки коня эллины срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея (ибо конь был сделан из клёна).
Жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes!) и метнул копьё в коня. Однако в этот момент из моря выползли 2 огромных змея, убили Лаокоонта и двух его сыновей, поскольку сам бог Посейдон хотел гибели Трои. Троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Полустишие Вергилия «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возник фразеологизм «троянский конь», употребляемый в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный под подарок.

Внутри коня сидело 50 лучших воинов (согласно «Малой Илиаде», 3000). По Стесихору, 100 воинов, по другим — 20[5], по Цецу — 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем. Имена всех перечислил поэт Сакад Аргосский. Афина дала героям амброзию.
Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и сл.; «Энеида» Вергилия, 2, 15 и сл.).
 
Интерпретации
По словам Полибия, «чуть не все варварские народы, во всяком случае большинство их, убивают и приносят в жертву лошадь или в самом начале войны, или же перед решительной битвой, чтобы в падении животного открыть знамение о ближайшем будущем».

По евгемеристической интерпретации, чтобы его втащить, троянцы разобрали часть стены, и эллины взяли город. По предположениям некоторых историков (встречающимся уже с Павсания), Троянский конь на самом деле являлся стенобитной машиной, служил для разрушения стен[]. По Дарету, просто на Скейских воротах была изваяна голова коня.
Существовали трагедия Иофонта «Разрушение Илиона», трагедия неизвестного автора «Отплытие», трагедии Ливия Андроника и Невия «Троянский конь», а также поэма Нерона «Крушение Трои».
 
 

  
_______________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Ивик О. Троя. Пять тысяч лет реальности и мифа. М., 2017.
Гиндин Л. А. Население Гомеровской Трои, 1993.
Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.
Блеген К. Троя и троянцы. М., 2002.
Шлиман Г. Илион. Город и страна троянцев. М., 2009, т. I-II.
Шлиман Г. Троя. М., 2010.
Сокровища Трои. Из раскопок Генриха Шлимана. М., 2007.
История древнего Востока, ч. 2. М., 1988.
Вирхов Р. Развалины Трои // Исторический вестник, 1880. — Т. 1. — № 2. — С. 415—430.
Стоун Ирвинг, Греческое сокровище. Биографический роман о Генрихе и Софье Шлиман, 1975
 Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 350.
Достопримечательности Турции.
Фролова Н. Эфес и Троя. — ЛитРес, 2013. — ISBN 9785457217829.

  

ВложениеРазмер
Troja_5 (2).jpg139.54 КБ
Troja_5 (3).jpg179.53 КБ
Troja_5 (4).jpg95.09 КБ
Troja_5 (5).jpg80.55 КБ
Troja_5 (6).jpg104.21 КБ
Troja_5 (7).jpg84.11 КБ

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.