Город Городец

Город Городец

Сейчас сложно представить, но огромные территории Поволжья от устья Камы до Костромской области полторы тысячи лет назад были обжиты финно-угорскими племенами, из которых потом появились современные марийцы.  Свидетельствуют о том многочисленные топонимы и гидронимы, которые до сих пор живы и известны на территории Нижегородской области.
Нижегородские и вятские краеведы часто путаются в этих названиях, пытаются найти происхождение географических названий в славянских, балтийских, тюркских и иных языках, хотя достаточно открыть русско-марийский словарь – и вот оно решение загадочного названия!
А расскажем мы в этой статье про символ древней и нынешней Руси – град Китеж! Точнее, про малый Китеж, ещё точнее, про легендарный Городец на Волге!

Нижегородская область

 

Малый Китеж – младший брат легендарному Китежу, что был около озера Светлояр! Как и брата – его разрушили и разорили татары в годы лихолетья (снова отметим, что это не нынешние татары, которые, как и Русь, пострадали от монголов, когда назывались булгарами). Про легендарное озеро Светлояр и его марийские корни мы уже рассказывали в отдельной статье, а вот про Китеж – расскажем сегодня!
А начнем с того, что символ древней Руси – Китеж – получил название от марийского слова, что признают краеведы современного Городца! По древне-марийскому – это слово обозначало: бродягу, пришельца, вероятно, так называли русские дружины и первых поселенцев, кто начал осваивать среднюю Волгу тысячу лет назад.
Так и был основан Малый Китеж или по-современному Городец.

 

                                                     река Волга - вид от города Мастеров                                Город Городец

Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода. За века он пережил периоды расцвета и упадка, славы и забвения. Городец был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом суровых старообрядцев и предприимчивых купцов.
   Городец защищал восточные границы Владимиро-Суздальского княжества. В конце XIII века Городец стал таким же видным политическим центром, как Тверь и Москва. 
   С конца XVIII века Городец являлся довольно богатым торгово-промышленным селом, известным и в губернии, и в Поволжье. Большое развитие получили в селе выделка кож и судостроение.    Расцвет Городца пришёлся на вторую половину XIX и начало XX века - на эпоху бурного развития русского капитализма. Городец быстро разбогател на судоходстве, судостроении, торговле. 
Немало вчерашних крестьян превратились в пароходчиков и купцов. Благодаря зимовке в местном затоне судов, гружёных хлебом, в Городце и его округе процветали мукомольная промышленность и хлебная торговля. Городецкий базар уступал только Нижегородской ярмарке, осенью и зимой здесь шла бойкая торговля хлебом, льном и кустарными изделиями из дерева.
   На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись".
   Расцвет Городца прервала Октябрьская революция. Однако, несмотря на все лихолетья XX века, город смог сохранить своё лицо. В годы Советской власти в Городце были подняты на новый уровень традиционные для него отрасли - судостроение, судоходство, деревообработка, художественные промыслы.
   Восемь с половиной веков - почтенный возраст.

Город Городец
ИСТОРИЯ ГОРОДЦА
Иcтopия Гopoдцa нa Boлгe кaк цeнтpa yдeльнoгo княжecтвa нaчинaeтcя co втopoй пoлoвины XII вeкa. Пoтepпeв в 1152 roдy нeyдaчy в бopьбe зa Kиeвcкий cтoл, князь Юpий (Гeopгий) Bлaдимиpoвич Дoлгopyкий cтaл yкpeплять гpaницы Pocтoвo-Cyздaльcкoгo княжecтвa. Зa кopoткoe вpeмя им былo ocнoвaнo нecкoлькo гopoдoв-кpeпocтeй: Юpьeв-Пoльcкoй, Пepecлaвль- 3aлeccкий, Kocтpoмa, Kидeкшa пoд Cyздaлeм.
  Пepeйдя Boлгy тaм, гдe впaдaeт в нee peкa Унжa, Юpий Дoлгopyкий дoшeл дo выcoт, нa кoтopыx pacпoлaгaлocь ceлищe Maлый Kитeж. Зaдoлгo дo пpиxoдa Юpия Дoлгopyкoгo здecь был мaлeнький мoнacтыpь, вepнee cкит, гдe жили пepвыe pyccкиe пoceлeнцы - мoнaxи. 
Caмo cлoвo 'китeж' пo cвoeмy пpoиcxoждeнию мapийcкoe и oзнaчaeт 'пpишeлeц', 'бpoдягa'. C кpyтoгo oбpывиcтoгo бepeгa дo caмoгo гopизoнтa oткpывaлиcь шиpoкиe пpocтopы, пoчти cплoшь пoкpытыe дeвcтвeнными дpeмyчими лecaми, внизy вeличaвo нecлa cвoи вoды Boлгa. Kнязь зaлoжил здecь гopoд и дaл eмy имя Гopoдeц-Paдилoв, чтo oзнaчaeт Гopoдeц нa Boлгe, или Boлжcкий Гopoдoк (в дpeвнocти peкa Boлгa нaзывaлacь Pa, oтcюдa нaзвaниe гopoдa Paдилoв).

Kaк и бoльшинcтвo дpeвнepyccкиx гopoдoв, Гopoдeц cocтoял из двyx чacтeй: дeтинцa и пocaдa. И в пepвyю oчepeдь был coopyжeн дeтинeц - peзидeнция князя, oбнeceнный дyбoвым чacтoкoлoм, yкpeплeнный зeмляным вaлoм и pвoм. Cтapoжилы дo cиx пop нaзывaют плoщaдкy дeтинцa Kняжьeй гopoй. 
  B нacтoящee вpeмя чacть дeтинцa в peзyльтaтe oпoлзнeй и oбвaлoв бepeгa oкaзaлacь в peкe, и здecь нaxoдят дpeвниe пpeдметы, вымывaeмыe вoлжcкими вoдaми. 
  Pядoм c дeтинцeм выpoc пocaд, кoтopый тaкжe был yкpeплeн мoщным oбopoнитeльным coopyжeниeм. Дaжe ceйчac oнo выглядит внyшитeльнo. Moжнo ceбe пpeдcтaвить, кaкoй нaдeжнoй зaщитoй былo oнo для гopoдчaн в тe дaлeкиe вpeмeнa. Bыcoтa вaлa cocтaвлялa 15 мeтpoв. Зa этoй нeпpиcтyпнoй cтeнoй нaшли ceбe зaщитy дaжe нижeгopoдцы, кoгдa в 1378 гoдy нa Hижний Hoвгopoд нaпaл opдынcкий князь Apaпшa. Гopoд был coжжeн и paзopeн, нo житeли вce дo oднoгo ycпeли yкpытьcя в Гopoдцe-Paдилoвe, гдe и пepeждaли, пoкa князь Apaпшa нe yшeл oбpaтнo. 
  Oбopoнитeльный вaл являeтcя eдинcтвeнным cвязyющим звeнoм дaлeкoгo пpoшлoгo и нacтoящeгo, oн нaпoминaeт нaм o тpyдныx вpeмeнax cтaнoвлeния Pyccкoгo гocyдapcтвa. Baл тянeтcя нa пoлтopa килoмeтpa, выcoтa eгo ceйчac oт пяти дo ceми c пoлoвинoй мeтpoв, глyбинa pвa - oт чeтыpex дo шecти мeтpoв. Mecтaми вaл пopoc cocнaми, дyплиcтыe cтвoлы кoтopыx пoкpыты шpaмaми, a cкpyчeнныe в yзлы вeтви пoддepживaют вeкoвыe кpoны.

ГОРОД ГОРОДЕЦ - ГЕОГРАФИЯ
Городе́ц — город (с 1152) в Нижегородской области России, административный центр Городецкого муниципального района.
Город расположен на левом берегу Волги (Горьковское водохранилище), в 53 км выше Нижнего Новгорода и в 14 км к востоку от железнодорожной станции Заволжье (конечная станция электрифицированной ветки от Нижнего Новгорода, Нижегородской ГЭС).

Город Городец

Городец — один из древнейших русских городов на Средней Волге, возник во 2-й половине XII века как крепость для защиты рубежей Владимирской Руси от походов волжских булгар.
В краеведческой литературе утвердилась точка зрения об основании Городца в 1152 году Юрием Долгоруким, принятая и официальными изданиями, хотя ряд авторов относит наиболее вероятное время основание города к годам княжения Андрея Боголюбского. Документальную историю Городца можно вести с 1172 года, когда он был упомянут Лаврентьевской летописью в связи с походом русских князей на Волжскую Булгарию.
В феврале 1238 года Городец был сожжён войсками Батыя, но быстро восстановился и между 1263 и 1282 годами был столицей Городецкого княжества. 14 ноября (ст. стиля) 1263 года на пути из Золотой Орды в Городце умер великий владимирский князь Александр Ярославич Невский. Согласно церковному преданию, накануне кончины он принял монашеский постриг в Фёдоровском монастыре.
После смерти Александра Невского его третий сын Андрей Александрович (Андрей Городецкий) получает в удел Городецкое княжество и правит им до своей смерти. Князь Андрей — инициатор жестоких междоусобиц во Владимиро-Суздальской Руси в 1280—1290-е гг. Последние десять лет жизни занимал престол во Владимире. Умер 27 июля 1304 года, похоронен в храме Михаила Архангела Городца (не сохранился).

Во 2-й половине XIV века город входил в Суздальско-Нижегородское великое княжество (основано в 1341 году), был центром удельного княжения. Заметную роль в политической жизни края того времени играл городецкий князь Борис Константинович из династии суздальского-нижегородских великих князей. Известен Городец как родина знаменитого иконописца старца Прохора с Городца — наставника Андрея Рублёва.
В декабре 1408 года город был сожжён Едигеем, после чего сходит с политической карты Руси, долгое время именуясь Пустой Городец.

 

                                                  улица Купеческая,  Городец                               Город Городец

Городец в новое время
До 1700 года Волга изменила своё русло и отошла от центра Городца. Снова возник как ремесленное село в конце XVI — начале XVII вв. Городец был волостным селом Юрьевецкого, затем — Балахнинского уездов.
С конца XVIII века известен как центр деревянного судостроения, хлебной торговли, выпечки печатных пряников, как пункт сбыта кустарных изделий из дерева — так называемого «щепного товара» (деревянной посуды, прялок и пр.). По отзывам современников, зимою субботний базар в Городце не уступал многим ярмаркам, охватывая своим влиянием несколько близлежащих уездов Нижегородской, Владимирской и Костромской губерний.
Вторая половина XIX и начало XX века — эпоха расцвета Городца. Оставаясь волостным селом, Городец приобрёл черты богатого купеческого города. Здесь было два чугунолитейных и механических завода, верфи по постройке баржей в Затоне и в Нижней Слободе, паровая мельница, кожевенные и лесозаводы, пряничные заведения. На деньги купцов-благотворителей в Городце были устроены детский приют, народные училища, мужская и женская гимназии, всесословный клуб (с аудиторией для театра и библиотекой), добровольная пожарная дружина, общество трезвости и многое другое.
В это время Городец является крупным торговым центром (в 1890 г. в него по Волге прибыло товаров 2258 тыс. пуд., отправлено 525 тыс. пуд.), причём главным предметом торговли являлся хлеб. В селе имелись три православных церкви, а также старообрядческая часовня (Городец являлся одним из главных центров старообрядцев поповского толка).

 

                                                                 музей Добра                                           Город Городец

 

Новейшая история Городца
В 1921 году центр Балахнинского уезда был перенесён в Городец, а уезд переименован в Городецкий. В 1922 году получил статус уездного города, однако социалистические преобразования сломали его прежний хозяйственный уклад. Первые советские пятилетки не изменили существенно облик Городца. Ввиду отсутствия площадок для больших промышленных предприятий и железнодорожного сообщения с Горьким социально-экономическая жизнь города развивалась медленно.
В послевоенный период (1950—1960-е годы) местечко получило импульс к развитию. Были капитально реконструированы судоверфь, судоремонтно-механический завод, построены обувная, строчевышивальная фабрика и фабрика «Городецкая роспись». Украшением города стал стадион «Спартак» — тогда один из лучших в области. В эти годы началось массовое жилищное строительство, продолжившееся позднее (посёлок судоверфи, посёлок мехзавода, микрорайоны Фурмановский, Северный и др.).
В 1960—1980-е годы в районе Пролетарской площади практически заново был сформирован административный центр города (администрация, учреждения соцкультбыта, школа, детский сад, городской парк, универсальные магазины, автостанция и пр.) В районе деревни Матрёнино, в продолжении улицы Новой и трассы «Городец — Нижний Новгород» был заложен жилой микрорайон Мелиораторов. Вероятно, в этом направлении город будет расти в дальнейшем.

Город Городец
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
    Источник «Никола-ключ»  > 
Этот известный источник находится в 28 км от Городца (в направлении на Ковернино) в деревне Белоглазово. В этом месте, по преданию, когда-то было явление святого Николая Чудотворца. На территории есть часовня. Источник бьет в часовне и в крытом тамбуре между часовней и купальней. Есть две крытых раздельных купальни…

Музей "Городецкий пряник"     
Открыт для посетителей в 2008 г. Музей находится в доме купца С. Ф. Тряпкина (1906 г.) – образец городской усадьбы с элементами модерна, является памятником архитектуры и градостроительства федерального значения. Музей «Городецкий пряник» располагает экспонатами, связанными с ремеслом изготовления пряников…
N56.64410 E43.46828

 

Музейно-туристский комплекс "Город мастеров"  > 
Целый ряд стилизованных под русскую старину домиков приглашает гостей ознакомиться с различными видами народных ремесел и пройти выбранные мастер-классы. Интересно не только детям, но и взрослым: создание собственными руками настоящей городецкой свистульки надолго останется в памяти.   Город Городец

Городецкий "Город мастеров" представляет собой комплекс деревянных сооружений, посвященный истории деревянного зодчества Нижегородской области периода XVI-XIX веков. В этом комплексе представлены разом и роскошный княжеский терем, и деревянные дома зажиточных купцов, и скромные крестьянские избы. Между собой все эти строения соединены переходами. Город мастеров - это новодел, он был построен несколько лет назад к приезду в Нижегородскую область патриарха Кирилла.
В помещениях Города мастеров разместились экспозиции и мастерские, посвященные народным художественным промыслам Городецкого района: городецкой росписи, золотной вышивке, глиняной игрушке, резьбе по дереву, лозоплетению, пряничному промыслу, гончарному и другим промыслам. Там же - выставка авторских работ, поделок из частных коллекций. Есть очень интересные и уникальные экземпляры, некоторые из них можно купить.
А еще в Городе мастеров есть чайный зал, в который особенно приятно заглянуть после зимней прогулки по городу. Горячий душистый чай на травах с городецким пряником и помадкой обеспечен всем желающим!
Адрес г. Городец, Александровская наб., д. 1
Телефон (83161) 9-40-84
часы работы по будням с 10.00 до 16.30 кроме понедельника, по выходным с 10.00 до 16.00
N56.64198 E43.46387

 

                            памятник святому благоверному князю Александру Невскому                              Город Городец

Феодоровский монастырь  > 
Монастырь был построен на берегу реки Волги в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой была Феодоровская икона Божией Матери, он носил название Богородице-Феодоровский монастырь. Существует легенда о том, монастырь и город в 1152 году основал Юрий Долгорукий. В 1238 году произошло нашествие войск Батыя и город был уничтожен, монастырь также сгорел.
В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг Александр Невский, в стенах монастыря он и скончался. Между 1263 и 1282 годами Городец стал столицей Городецкого княжества, и монастырь стал главным столичным монастырём. Позже, в какое-то время в монастыре жил будущий святой Павел Обнорский, это произошло в промежуток между 1354 и 1410 годами. Монастырь просуществовал в этом пустынном месте до XV века, или, скорее всего, до XVII века когда в XVI-начале XVII века место было снова заселено и монастырь был упразднён.
Монастырь был учреждён снова грамотой от 20 марта 1700 года по благословению патриарха Московского Адриана. В середине XIX века монастырь находился на том месте, которое занимает сейчас и территория монастыря вошла в черту Городца. Дальнейшая судьба монастыря незавидная — он был закрыт в 1927 году и его помещения занимали почта, школа, колония правонарушителей и больница. Монастырь возрожден в 2009 году. Главный храм монастыря — Феодоровский собор — неоднократно перестраивался в камне. Пятиглавый собор 1765 года постройки был закрыт в 1927 году и снесён несколько лет спустя. Воссоздан в первоначальных формах в 2009 году.
Адрес г. Городец, пл. Пролетарская, 36 «б» (ул. Титова, д 1)
Телефон (83161) 9-50-64, 9-11-08
N56.64665 E43.47862

 

Музей самоваров  > 
Музей самоваров находится в усадьбе Гришаева, которая является памятником архитектуры XIX века. Основу экспозиции музея составила частная коллекция, посетителям предлагается осмотреть более 300 самых разных самоваров, произведенных в разное время.

Город Городец

Самовары трактирные, дорожные, самовары «эгоисты», самовары «тет-а-тет», самовары-кофейники — все это многообразие позволит открыть вам радость приобщения к истокам русской самобытной культуры.
Это частное собрание начальника УФНС по Нижегородской области Николая Полякова. Коллекция Николая Полякова насчитывает около 400 самоваров и считается самой большой в России. В музее самоваров также выставляется весьма внушительная коллекция утюгов.
Адрес г. Городец, ул. Набережная Революции, 11
телефон(83161) 9-22-87
часы работы вторник - пятница с 10.00 до 17.00, суббота и воскресенье с 10.00 до 16.00, выходной - понедельник, последняя пятница месяца - санитарный день
N56.64251 E43.46515

 

 

Городецкий вал  > 
На высокой Княжей горе, круто спускающейся к Волге, сохранились едва заметные участки защищавшего кремль вала. Сейчас-то это выглядит обычной земляной насыпью и не производит особого впечатления. Но если задуматься над его историческим значением (а когда-то он имел высоту 9-15 м и защищал посад от врагов), то невольно проникаешься к нему уважением и симпатией.
Протяженность валов говорит о том, что в свои лучшие годы древний Городец был большим городом. Стоит пройтись по части вала к югу от исторического центра - красивые причудливо изогнутые сосны, панорамы города с силуэтом церкви Михаила Архангела. Вал XII-XIV веков, протяженность - 2100 метров, высота - от 5 до 7,5 метров.
N56.64308 E43.47304

 

Краеведческий музей  > 
Городецкий краеведческий музей находится в усадьбе купца И. П. Облаева-младшего. Памятник эклектики XIX века с чертами модерна. Объект культурного наследия регионального значения.
Экспозиции: Средневековый Городец, Крестьянский быт, Купеческий Городец, Коллекция оружия, Народные промыслы Городецкого края, Современное декоративно-прикладное искусство, Купеческий кабинет, Отдел природы, глухая домовая резьба, пряничные доски, расписные донца, современные изделия мастеров городецкой росписи, резьбы, вышивки, жбанниковской свистульки.

Город Городец

В собрании музея наибольший интерес представляют княжеский шлем XIII века, вислая печать Александра Невского, хоругвь конца XVII века, рукописные книги художника-старообрядца И. Г.Блинова (кон. XIX – нач. XX в.), резной шкаф Токарева-Казарина (кон. XIX в.), глухая домовая резьба, пряничные доски, расписные донца, современные изделия мастеров городецкой росписи, резьбы, вышивки, жбанниковской свистульки.
Преображают музей и работы современных мастеров декоративно-прикладного искусства (городецкой росписи и резьбы по дереву, вышивки, глиняной Жбанниковской свистульки). Инерес представляет и коллекция археологических находок из раскопок средневекового Городца, в нее входят не только предметы, типичные для средневекового города, но и уникальные находки.
Адрес г. Городец, ул. Ленина, 11
телефон(83161) 9-28-49, 9-27-49
часы работы вторник - пятница с 10.00 до 17.00, суббота и воскресенье с 10.00 до 16.00, выходной - понедельник, последняя пятница месяца - санитарный день
N56.64325 E43.46878 
 
Музей добра  > 
Музей добра открылся в июле 2011 года. В нем представлены предметы быта жителей Городца конца XIX – начала XX века - замки, самовары, посуда, печные крышки, сосуд для глинтвейна, в котором этот напиток может готовиться одновременно из разных вин, а также уникальный кассовый аппарат конца XIX века. Автор музея - частный коллекционер Николай Поляков.
Музей открыт в доме купца Плеханова, построенном в 1906 году. В 2010 году в этом доме был обнаружен клад. Часть этого клада, содержащая деньги и бытовые предметы, представлена в качестве экспонатов.
Адрес г. Городец, Набережная революции, д. 10
часы работы вторник - пятница с 10.00 до 17.00, суббота и воскресенье с 10.00 до 16.00, выходной - понедельник, последняя пятница месяца - санитарный день
N56.64252 E43.46540

 

Спасская церковь  > 
Спасская церковь имеет и другое название - во имя Нерукотворного Спаса и Алексия Человека Божия. Кирпичная церковь в духе московского барокко, построенная в 1752. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной с южным приделом Алексия, человека Божия, и шатровой колокольней. Закрыта в кон. 1930-х. Возвращена верующим в 1989, отреставрирована…
N56.65686 E43.46558

 

Музей "Дом графини Паниной"  > 
Музей «Дом графини Паниной» является художественным отделом краеведческого музея. Постоянно действующая выставка старинной женской одежды, коллекции домашней утвари разных исторических периодов, комната, в которой воссоздана обстановка времен развитого социализма неизменно привлекают множество посетителей…
N56.64281 E43.46527

 

    Старообрядческая церковь Успения Богородицы  > 
На территории бывшего детинца находится храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Небольшая кирпичная церковь, построенная после 1905. Невысокий одноглавый четверик с шатровой колокольней. Первоначально принадлежала старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию. Закрыта в 1930-х. В 1990-х возвращена старообрядцам новозыбковской иерархии (в прошлом беглопоповцам), как наиболее крупной старообрядческой общине города, отремонтирована…
N56.63988 E43.46610 
 
Детский музей на Купеческой  > 
Экспозиция Детского музея на Купеческой состоит из игрушек, которыми играли несколько поколений советских и российских детей. Представлены самодельные и фабричные игрушки. Можно сводить своих детей, удивив их тем, что раньше на Земле существовала жизнь и без компьютеров. В музее есть комната, имитирующая школьный класс советских времен…
N56.64311 E43.46811 
 
Церковь Михаила Архангела  > 
Церковь с шатровой колокольней 1707-1712 гг. - самая старая из сохранившихся в Городце. Первое упоминание об этом соборе относятся к 1304 году. Там умер и был похоронен Сын Александра Невского, Андрей Александрович. К сожалению, попытка найти местонахождение этого древнего храма, а, следовательно, и могилы князя успехом пока не увенчалась, так как ныне существующая церковь Михаила Архангела возникла на территории бывшего позднего кладбища на рубеже XVII и XVIII веков…
N56.63369 E43.47050

 

Памятник Александру Невскому  > 
N56.64153 E43.46475

 

Покровский храм  > 
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Арх. И. Е. Ефимов Храм был закрыт в середине 30-х гг. В здании церкви располагался склад, хранили соль. Богослужения возобновились с 14 октября 1992 г. Храм вновь освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым) в 1996 г.
N56.64804 E43.47649

 

Руины Владимирской церкви  > 
N56.62456 E43.47752

 

Выставочный зал  > 
N56.67314 E43.45213

 

Церковь Сошествия Святого Духа  > 
Каждую субботу в 10:00 в храме совершается панихида и молебен.
N56.64729 E43.46943

Крестовоздвиженская церковь

 

                                                 храм Владимирской Божьей Матери                                       Город Городец

Музей «Городецкий пряник»
Открылся в качестве подразделения МБУК «Городецкий историко-художественный музейный комплекс» 26 июля 2008 г. «Городецкий пряник» расположен в самом начале музейного квартала, у перекрёстка улиц Ленина и Кирова. Музей занимает главный дом бывшего особняка купца С. Ф. Тряпкина, выстроенного в начале XX века с элементами модерна (памятник архитектуры и градостроительства федерального значения). Музей рассказывает об истории пряничного дела в селе Городце XIX столетия, об артели «Красный пряничник» и Городецком пищекомбинате, о современном пряничном производстве. Главные экспонаты музея: печатные доски, пряничная продукция наших дней из Городца и других городов России, портреты мастеров-пряничников и резчиков печатных досок. Музей «Городецкий пряник» — второй (после аналогичного тульского музея), посвящённый истории сладкого промысла.

Архитектура Городца
В городе сохранились целые кварталы с купеческими каменными особняками и деревянными домами, украшенными резьбой. Одна из самых красивых улиц - Набережная Революции. 
Сохранился земляной вал, насыпанный в XII веке. 
Адрес: г. Городец
Вал 12-14 веков, протяженность - 2100 метров, высота - от 5 до 7,5 метров.
Адрес: г. Городец, вокруг исторического центра

Пряники, Городецкие промыслы
Городец издавна славится печатными пряниками. Вопреки распространённому в краеведческой литературе мнению о местном пряничном деле ещё в XVII веке, документальные свидетельства о пряничном промысле в селе Городце Балахнинского уезда относятся к концу XVIII столетия. Судя по отзывам современников, пряничный промысел в то время был уже довольно велик. Последней четвертью XVIII века датируются и самые ранние известные пряничные доски городецких мастеров (хранятся в собрании Государственного Исторического музея). 
Развитию пряничного дела в Городце способствовала большая торговля хлебом на местном базаре, а также близость Нижегородской ярмарки, откуда пряники расходились по всему Поволжью, шли на Урал, Дон, Среднюю Азию. Расцвет «сладкого промысла» Городца пришёлся на конец XIX века. В то время здесь выпекалось более 30 сортов пряников (некоторые достигала веса до полутора пудов), работало 15 пряничных заведений. Большинство пряничников были старообрядцы. Самые известные династии мастеров пряничного дела — Бахаревы, Беляевы, Глазуновы, Лемеховы, Щербаковы.

В годы советской власти пряничный промысел резко сократился. В 1930-м году была создана артель «Красный пряничник», преобразованная позднее в Городецкий пищекомбинат. Сохраняя традиции старых мастеров, пищекомбинат выпекал печатный пряник «Стерлядки» весом 5 кг. Автором печатной доски для него был потомок известной династии пряничных мастеров — резчик Георгий (Егор) Илларионович Бахарев.
В 1970-е годы начался новый этап развития пряничного дела в Городце. В этом была большая заслуга директора пищекомбината Нины Петровны Шишкиной. Под её руководством был создан оригинальный рецепт печатного пряника под названием «Городецкий сувенир», а также заказаны новые печатные доски талантливому мастеру резьбы по дереву Валерию Георгиевичу Зеленину.
В настоящее время основными производителями печатного пряника являются предприятие Анны Григорьевны Ворониной (бывший коллектив Городецкого пищекомбината) и ОАО «Городецкий кондитер» (так же известен под маркой «ЛюВеНа — Любовь, Вера, Надежда»). Печатные доски режут местные мастера Валерий Зеленин, Сергей Соколов, Виктор Галибин. 
Самый большой печатный пряник в Городце выпекается ежегодно для областного фестиваля «Мастеров народных братство». Он весит 20 кг и изготавливается с доски известного городецкого резчика Андрея Колова, предназначавшейся для отливки чугунного панно для украшения музейного квартала. Пряник-великан состоит из четырёх частей, выпекаемых отдельно и скрепляемых сахарной глазурью.

Религия
В годы Советской власти все храмы Городца были закрыты, а некоторые из них полностью разрушены. В 1990-е годы началось восстановление церквей. Ныне в городе действуют православные храмы Михаила Архангела (1712 г.), Спасский (1752 г.), Покровский (1824)[], старообрядческий (древлеправославный) храм Успения Богородицы, восстанавливается единоверческая Крестовоздвиженская церковь. В 2009 году Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был освящён возобновлённый Городецкий мужской Феодоровский монастырь. В 2012 году Городец стал центром Городецкой и Ветлужской епархии, в которую вошли приходы северных районов Нижегородской области. Глава епархии — епископ Августин (Анисимов), бывший настоятель Феодоровского монастыря.

Обретение святой иконы. Арх.Макарий. 
История русской церкви
     В ЛЕТО 6147 года, во дни великого князя Василия Костромского и Галицкаго, рекомаго Квашни, сия чудотворная Богородицина икона обретена бысть и принесена во град Кострому сице. Месяца Августа в 16-й день преждереченный великий князь Василий пойде вне града на ловитву, яко обычай есте князем веселитися; и егда б вне града поприще едино, начаша пси лаяти протяжно. Василий же князь на то место ускори и приехав сам зрит пречюдную ону икону на соснове древе стоящу и скоро с коня сниде, хотя святую икону взяти; икона же взяться горе и не дадеси ему взяти ее; он же отступи мало и пал поклонение творити со слезами; и паки вторицею покусился, хотя взяти оную божественную икону и не получи желаемаго. И вседи на конь скоро пойде во градъ и поведу протопопу бывшее, и повелел ему со кресты и со освящены собором пойти немедля на место то, идеже явися ему Богородицына икона.
   Сам же князь пойде со множеством народа и пройдоша на место, И молитвовавше довольно и подъяше Пречистыя икону священническими руками с великой честью невозбранно и принесоша во град и поставиша в соборной церкви св. великомученика Феодора Стратилата; и видеши народи честную ону икону и начаша поведати, глаголяще; яко мы вчера видехом сию икону, несому сквозь град наш воином некиим; подобен той воин видением своим великомученику Феодору Стратилату; и тако свидетельствоваху народи. На месте же том идесе обретеся икона Богородици, повелел великий князь церковь возградити во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа его, и монастырь устроити повелел и отчины многи даде на пропитание братии.
   И понекоем времени прийдоша человецы от града, глаголемаго Городца, и вшедше во святую церковь, и видеше святую икону Пречистыя Богородицы и поведаше о ней яко тая икона из их города, глаголюще же егда попущением Божиим Городец град прегордый царь Батый, попленив, пожже, и от того времени не обретесе икона тая у них во град и видевше ю поклонишася ей и поведаша многая чюдеса, бывшая от тая иконы во граде ихъ.
   По сем же быша многая чюдеса и во граде Костроме от иконы тая; дважды бо церковь изгоре, икона же оно невредимо пребывает от огня. Потом же прийдоша погании татары на град Кострому и князь великий Василий пойде противу их; икону же ту Богоматери, пред собою носити. И тогда видеши погании от иконы лучи огненныя и видевше смутишася, и побежаше устрашишася. Князь же великий гнаше во след их и многих побие и живых пойма.
   И потом великий князь повелел устроити церковь Феодоровскую каменную во имя Пресвятой Богородицы честь и славу ея успения. В той бо день принесена бысть икона Богородицина во град Кострому святым великомучеником Феодором Стратилатом. Феодору Стратилату церковь повеле князь устроити впределе у соборныя церкви, и оттоле нача именоватися икона Пречистыя Богородицы Феодоровская и многая чудеса творише с верою приходящим к Пречистому ея образу и до сего дне

История:  Крестовая сосна
  Oднa из coceн нa дpeвнeм вaлy нocила нaзвaниe "кpecтoвoй". Koгдa-тo нa этoм мecтe pocлa дpyгaя cocнa, нeпoдaлeкy oт нee нaxoдилocь Cвятoe oзepo. B нeм кpecтили язычникoв, a нa, "кpecтoвoй" cocнe paзвeшивaлиcь кpecты для пpинимaвшиx кpeщeниe. Пoзднee в пpaздничныe дни нa yжe выcoxшyю "кpecтoвyю" cocнy вeшaли мeдныe кpecты и икoнки мecтныe cтapooбpядцы.
   Житeли Гopoдцa oтнocилиcь к нeй c cyeвepным пoчтeниeм. Mecтo этo издaвнa cчитaлocь cвящeнным. Этo вызывaлo нeдoвoльcтвo влacтeй, и пo вeлeнию цapя Hикoлaя 1 cocнa былa cpyблeнa и coжжeнa. Ho вблизи cpyблeннoй cocны выpocлa дpyгaя c paзвeтвлeниeм, нaпoминaющим пo фopмe кpecт. Teпepь yжe этa cocнa cтaлa нaзывaтьcя "кpecтoвoй" и cлyжить пpeдмeтoм пoклoнeния y cтapooбpядцeв.

ФЕДОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Феодоровский монастырь — мужской монастырь в Городце, с которым связано обретение одноимённой иконы Богоматери. В советское время закрыт и разрушен. Соборный храм воссоздан в первоначальном виде в 2009 году.
Первый монастырь (XIII—XV века)
Монастырь был построен на берегу реки Волги в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой была Феодоровская икона Божией Матери, он носил название Богородице-Феодоровский монастырь. Существует легенда о том, монастырь и город в 1152 году основал Юрий Долгорукий.[] В 1238 году произошло нашествие войск Батыя и город был уничтожен, монастырь также сгорел.
Современники событий считали, что главная икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно.[] Современные историки указывают, что до сих пор не подтверждено существование монастыря в XII веке, указывая, что для такого предположения нет прямых доказательств:[]
«Повесть о житии Александра Невского» (1263—1280) указывает, что князь был пострижен в схиму, но не указывает монастырь.
«Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме» XVII века указывает, что образ был перенесён из Городца в Кострому, но также не указывает на существование монастыря, из которого отправилась икона.
Археологические раскопки на предполагаемом месте нахождения монастыря не выявили культурного слоя XII-XIV веков.
Но вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе то место, где находилась икона подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Это обретение является предметом легенд, и нет единого мнения по поводу того, как этого произошло.
Икона в монастырь уже не вернулась, но сюда был помещён чудотворный список, который был главной святыней Феодоровской церкви Существует легенда о том, что монастырь основал святой князь Георгий Всеволодович в 1220-х годах, хотя, возможно, монастырь был в то время отстроен заново.
В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг Александр Невский, в стенах монастыря он и скончался. Между 1263 и 1282 годами Городец стал столицей Городецкого княжества, и монастырь стал главным столичным монастырём.
Позже, в какое-то время в монастыре жил будущий святой Павел Обнорский, это произошло в промежуток между 1354 и 1410 годами.
Монастырь просуществовал в этом пустынном месте до XV века, или, скорее всего, до XVII века когда в XVI-начале XVII века место было снова заселено и монастырь был упразднён.

Второй монастырь (1700—1927
Монастырь был учреждён снова грамотой от 20 марта 1700 года по благословению патриарха Московского Адриана. Инициатором события стали церковные старосты И. Юдин и С. Осокин (прихожане Троицкой церкви Верхней слободы Городца). К тому времени река Волга поменяла своё русло и монастырь стал находится в поле сравнительно далеко от берега.
В том же 1700 году в монастыре был построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в котором был устроен придел во имя святого князя Александра Невского.
На протяжении XVIII века монастырь неоднократно менял свой статус. В 1764 году было принято решение об упразднении монастыря, но местные жители Городца предложили мирской приговор, который поддержал своим ходатайством епископ Нижегородский Феофан (Чарнуцкий). В результате монастырь был отнесён к заштатным, но вскоре, в июне 1870 года Святейший Синод возвёл монастырь во 2-классный общежительный, его настоятель получил сан архимандрита.
В середине XIX века монастырь находился на том месте, которое занимает сейчас и территория монастыря вошла в черту Городца.

Дальнейшая судьба монастыря незавидная — он был закрыт в 1927 году и его помещения занимали почта, школа, колония правонарушителей и больница
Большинство строений монастыря было разрушено, но сохранились здания, в которых были расположены кельи монастыря и Церковь во имя святителя Пантелеимона.

Город Городец
Возрождение монастыря в XXI веке
В монастыре находится чтимый список Феодоровской иконы Божией Матери, одной из наиболее почитаемых богородичных икон в России. 29 августа 2008 года возобновлена традиция проведения в Городце крестного хода существовавшая до 1917 года.

29 января 2009 года благочинный Городецкого и Борского округов иерей Алексей Парфёнов освятил 12 колоколов. Полный комплект для звонницы был передан в декабре 2008 года генеральным управляющим Уральской горно-металлургической компании Андреем Козицыным.[] Колокола были изготовлены на заводах металлургической компании «Холдинг».[] Общий вес колоколов 2,2 тонны.[] В качестве материала использован сплав меди, олова и серебра. Схема размещения на оптимизирована под одного звонаря.[] К 4 февраля на новую колокольню были подняты восемь освящённых колоколов.
27 мая 2009 года Священный Синод благословил открытие в Городце мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Наместником монастыря назначен игумен Августин (Анисимов).

3 июля состоялось первое заседание попечительского совета. 9 июля архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий отслужил молебен святому благоверному князю Александру Невскому в нижнем приделе строящегося Феодоровского собора. 17 июля наместник монастыря игумен Августин (Анисимов) совершил чин благословения и освящения крестов для куполов Феодоровского собора. 20 июля планировалось установить освященные кресты на купола, а 22 июля — поднять купола на храм.
В августе была завершена работа по изготовлению и установке четырехъярусного фаянсового иконостаса для Феодоровского собора. Иконы были написаны сёстрами Тихвинского монастыря Екатеринбурга.] Фаянсовый иконостас Феодоровского собора стал третьим в храмах Нижегородской епархии.

Храмы
Главный храм монастыря — Феодоровский собор — неоднократно перестраивался в камне. Пятиглавый собор 1765 года постройки был закрыт в 1927 году и снесён несколько лет спустя. Воссоздан в первоначальных формах в 2009 году.
По легенде, место, где стояла монастырская церковь Александра Невского 1870-82 гг. постройки, обозначало место явления Феодоровской иконы. Храм был закрыт в 1934 году и достаточно быстро снесён; на этом месте стоят корпуса Городецкой районной больницы.

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.gorodetc.ru
Бахарева Н. Н. Городецкий Феодоровской иконы Божией Матери монастырь // Православная энциклопедия. Том XII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-Х
Городец, село Нижегородской губернии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
 Пудалов Б. М.  Часть 2. Городецкое княжество в последней трети XIII – первой трети XIV веков // Начальный период истории древнейших русских городов Среднего Поволжья (XII — первая треть XIII в.).. — Н. Новгород, 2003.
 Булгаков C. B.  Феодоровский Городецкий // Хронос. — М.
Народная энциклопедия «Мой город». Городец
 Городецкий благочиннический округ. Благочиннические округа. Нижегородская епархия. Проверено 19 августа 2011. 
Сайт Википедия.
Фото Татьяны Парамоновой, А.Остапенко.

 

Комментарии

аватар: Кэп

вверх по Волге!

одно из увлекательнейших путешествий по исторической Руси - 

это поездка на теплоходе  вверх по Волге,  лучше конечно с заездом в Белое озеро, Онежское и Ладожское озера!

Городец - неприменный атрибут этого плавания!

Замечательный город, где ещё сохранен тот старинный дух русского бытия, 

старые дома, купеческие особняки, храмы и музеи, даже газа в городке не было, у домов и заборов стояли большие поленицы, как это было в наших краях в 70-х и 80-х годах...

Есть возможность прикоснуться к истории Поволжья - тут  татары, мари, мордва, старообрядцы, беглые крепосные и речные разбойники, бунты, клады, войны, святые князья,  победы...

лазурный берег Болгарии тут и рядом не стоит!

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru