Город Верхотурье

Город Верхотурье

Древнейший город Урала Верхотурье стоит на пороге своего 500-летия. Он был поставлен в 1598 году на главной государевой дороге в Сибирь, построенной соликамским первопроходцем Артемием Бабиновым. Найденный им прямой сухопутный путь через Каменный пояс Урала позволил шагнуть из Европейской России на бесконечную ширь Сибири, воротами в которую и стал град Верхотурье.

Город-крепость был заложен по грамоте царя Федора Иоанновича и сооружался воеводами Василием Головиным и Иваном Войековым. Место для постройки было выбрано весьма удачно — на скалистом утесе, возвышавшемся над Турой-рекой, между двух речек—Дернейкой и Калачиком.

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

САМОЦВЕТНОЕ КОЛЬЦО УРАЛА - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ МЕСТА УРАЛА - ТУТ!

КЛАДЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПЕЩЕРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГОРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

                                                   карта города Верхотурье                                                   

Город Верхотурье

Первоначально был построен деревянный острог со стенами и башнями, а в нем — храм Живоначальной Троицы с приделом, воеводский двор, съезжая изба, дворы для попа, военных, чиновных и торговых людей. Вокруг «города» вскоре явились деревянные постройки — «посад», и обнесенный стеной с башнями кремль, служивший оплотом против нападений и залогом русской власти. Для этой же цели в Верхотурье в XVII веке стояла военная сила в лице стрельцов и казаков во главе с воеводой.

Через Верхотурье проходил главный путь на Восток. По нему везли из Сибири «мягкую рухлядь» — «Царскую соболиную казну», а обратно - товары, денежную казну и хлебное жалование служилым людям.

Град Верхотурье
Как пограничный город, Верхотурье в XVII — XVIII веках имел свою таможню. Огромная территория от Урала до Китая лежала у его ног. По пути в Сибирь и обратно невозможно было объехать Верхотурье, да и служилые люди строго следили, «чтобы отнюдь без указу и выписи с Верхотурья никого не пропускать». Купцы с товарами из Смоленска, Москвы, Новгорода через Ярославль, Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Соликамск попадали в Верхотурье, а оттуда в Сибирские города Тюмень, Тобольск и далее — в Монголию и Китай. Многие купцы оставались торговать в самом Верхотурье. Для чего еще в 1600 году был построен «великий гостиный двор, где торговали разными российскими, китайскими, сибирскими и немецкими товарами, отчасти и заморским питьем».

Наряду с купцами из Сибири на Русь через Верхотурье ехали еще и «посланцы» от калмыцких и монгольских земель, одни с торговыми целями, другие на службу к Великому Государю. Через Верхотурье же ходила в то время в Сибирь и московская ямская почта. Профессия «извозных людей» — ямщиков была одной из самых распространенных среди мужского населения города. Их коробки и сани развозили служилых людей и купцов с товарами по всей Великой Сибирской дороге.

Являясь центром торговли, Верхотурье широко развивало и свои ремесла и промыслы - рогожное, плотницкое, кузнечное, портновское, чеботное, кожевенное, салотопное. кирпичное, изготовление оловянной посуды, сбор кедровых орехов, ботничество...

Особую оживленность торговле города в XVII веке придавала купеческая пристань на реке Туре, принимавшая до ста судов в год. Она располагалась напротив кремля, где «из российских городов купцы, приезжая с товарами весною, каждогодно грузились и вниз в сибирские породы плавали». Неподалеку находилась и судоверфь, где строили карбасы, дощаники и лодки. Однако к середине XVIII столетия из-за сильного обмеления реки Туры купеческие суда вынуждены были грузиться уже ниже по течению на пристанях Усть-Салды, Прянишниково, Меркушино.
Город Верхотурье рос и развивался — строились новые храмы, монастыри — мужской Николаевский и женский Покровский. Росла его слава, далеко разносились голоса колоколов.

Город Верхотурье

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО ВЕРХОТУРЬЕ
Верхоту́рье
(устар. Верхнету́рье) — город в России, административный центр городского округа Верхотурский Свердловской области. Город расположен на левом берегу реки Тура (приток Тобола, бассейн Иртыша), на восточных склонах Среднего Урала, в 306 км к северу от Екатеринбурга.
 Железнодорожная станция на линии Гороблагодатская — Серов — Приобье.

Основан в 1597 году государственной экспедицией Василия Головина и Ивана Воейкова как острог на месте существовавшего ранее мансийского городища Неромкарр для защиты одного из самых популярных водных путей в Сибирь: вверх по Каме до Соликамска, затем посуху, а затем вниз по Туре в Обь. Верхотурье стало главной крепостью на пути в Сибирь. 
В 1600 году была устроена таможня, и через город шли все сибирские товары. С XVII века была учреждена государственная ямская служба на Бабиновской дороге. Строительство других дорог было запрещено.
Город сильно пострадал от пожаров 1674 и 1738 годов, а его развитие замедлилось в середине XVIII века из-за отмены таможни и закрытия в 1763 году Верхотурского тракта.

 

                                                            Верхотурский Кремль                                                   

Город Верхотурье

Верхотурье во 2-й половине XVIII века
При учреждении губерний — уездный город в Тобольской губернии. Это был самый большой уезд в России — он включал практически всю населённую русскими к тому времени часть Урала, от Печоры на севере до Уфы на юге, от Вишеры и Чусовой на западе до притоков Иртыша на востоке. С 1783 года — город был передан в Пермское наместничество.
В XIX веке пути сообщения с Сибирью смещаются далеко на юг, и Верхотурье теряет и торговое значение. В 1906 г. открылось движение по Богословской ж. д., станция которой построена в 8 км от города.
После революций 1917 года в городе сначала взяли власть большевики, а с сентября 1918 года по июль 1919 года Верхотурье находилось под контролем армии Колчака. В 1926 году Верхотурье потеряло статус города, который ему вернули только в 1947 году, в связи с 350-летием со дня основания.
Верхотурье является одновременно и самым старым, и самым малочисленным городом в Свердловской области.
Хотя в городе и имеются предприятия деревообрабатывающей промышленности, по сути бюджет Верхотурья дотационный. Развивается туристическая отрасль, связанная в основном с посещением православных святынь и мелкорозничная торговля.

Действует Верхотурская ГЭС мощностью 7 МВт и среднегодовой выработкой 33 млн кВт•ч.
В связи с тем, что рядом с Верхотурьем проходят магистральные нефтепроводы Сургут — Полоцк, Холмогоры — Клин, планируется строительство в районе города нефтеперерабатывающего завода мощностью 3 млн т нефти в год и стоимостью $1,4 млрд.

Верхотурье — центр православия на Урале, один из старейших городов России за уральскими горами. В городе много архитектурных памятников XVII—XX вв. Среди них — самый маленький в России кремль с Троицким собором (1703—1712), Николаевский монастырь, Покровский монастырь.

 

                              Николаевский монастырь. Симеоно-Аннинская надвратная церковь                      

Город Верхотурье

ИСТОРИЯ ВЕРХОТУРЬЯ
XVI век
1596 — прокладка Артемием Бабиновым государевой дорога от Соликамска через Камень (Уральские горы).
1597 — грамота царя Федора І Івановича о построении города на p. Type. на городище Неромкуре.
—      начало строительства Верхотурья.
1598 — в строящуюся Троицкую церковь назначен чердьшский поп Леонтий.
—      из Казани в Верхотурье переведены шесть семей ямщиков и стрельцы из Поволжья.
—      грамота царя Бориса Годунова верхотурскому воеводе об отправлении в Верхотурье, а затем в разные сибирские города хлебных и иных припасов.
1599 — из Верхотурья в Москву доставлен ясак пушниной, собранный с местного населения.
—      освящена первая церковь Верхотурья — деревянная Троицкая.
1600 — поставлен Гостиный двор.
—      по царской грамоте в новый город Туринск натравлено десять верхотурских стрельцов, шесть ямщиков, двадцать плотников, поп и «охочие пашенные люди» с оружием, продовольствием и посевным зерном.
—      для обеспечения безопасности в торговле с Сибирью в Верхотурье учреждено особое воеводство: воевода соединял в себе высшую гражданскую и военную власть.

Город Верхотурье

XVII век
1601 - верхотурские плотники обязывались приготовить для «енисейского и мангазейского ходу» пятнадцать морских судов, две морских лодки, два морских дощаника.
1603 — из Москвы получена грамота воеводе Матвею Львову о поддержке соляного промысла на реке Негле н надзоре за этим промыслом.
—   по жалобе воеводы Н.Е. Плещеева на «тесноту великую» расширен острог.
1604 - монахом Ионой основан старейший в Зауралье Верхотурский мужской монастырь во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца.
1604 - из Москвы воеводой получена грамота о выдаче попу Ионе лета и теса для окончания постройки Свято-Николаевского монастыря.
1605 - послана из Москвы грамота воеводе Неудаче Плещееву о вогулах, заподозренных в измене и воровстве.
—      правительство предписывает верхотурскому воеводе расширить и укрепить Гостиный двор для увеличения грузооборота товаров, провозимых через Верхотурье.
—      получена окружная грамота патриарха Игнатия о восприятии Лжедмитрием короны.
1606 — Лжедмитрий даровал царской грамотой льготы по ясаку сылвенским и иренским остякам (т.е. хантам), с тем чтобы они сами собирали и привозили ясак на Верхотурье, а также могли бы торговать здесь без стеснения.
1606—1615 — воеводство в Верхотурье С. С. Годунова.
1606 — царица Марфа в подтверждение правительственной грамоты возвестила сибирским воеводам, что Гришка Отрепьев — не сын ее, а вор и богоотступник — убит, а избран на царство В. Шуйский.

—      получена из Москвы грамота о производстве сыска об убытках при перевозке соли с Негли на Верхотурье.
1607 — получена грамота из Москвы о строительстве теплого храма во имя Живоначальной Троицы.
—      воеводы Степан Годунов и Алексей Загряжский получили из Москвы первую городовую печать.
1609-1610 - по отписке тюменских воевод из Верхотурья в Тюмень направлен дьякон для освящения храма Федора Стратилата Страстотерпца.
1610 - из Устюга на Верхотурье отправлено железо.
1611 - в июне воеводы, освобождавшие Москву, послали в Сибирь окружную грамоту о вероломстве поляков и потребовали утверждать всех жителей в борьбе против врагов
1614 - пожар, почти полностью уничтоживший Верхотурье.
1627 — на строительство нового Гостиного двора направлены сольвычегодские, устюжские, пермские, вятские и вымские плотники.
—      царской грамотой назначено хлебное жалованье Свято-Николаевскому монастырю, а монастырские половники (т.е. те, кто отдает хозяину половину урожая) взяты в крестьяне в Нейвинскую волость.
1628 — таможенного голову сменил выходец из г. Козьмодемьянска.
1632 — верхотурские стрельцы сопровождали крестьян в новые сибирские остроги — Томский, Енисейский, Красноярский, не давая им разъезжаться по дороге и охраняя от местного населения.
1633 — верхотурские стрельцы сопровождали колодников, в том числе литовских пленных, посланных из Москвы в пашенные крестьяне Туринского острога.
1636 — царской грамотой повелевалось, чтобы верхотурские воеводы запрещали русским играть зернью с ясачными людьми.
1639 — от удара молнией возник пожар в Кремле и Гостином дворе, сгорела Воскресенская церковь и часть Гостиного двора.
1651 — пожар в Верхотурье.
1666 — перепись в Верхотурском уезде, произведенная сыном боярским Григорием Чертковым и Л. Бернацким.
1673-1675 — верхотурским воеводой был С.Ю. Тютчев, бывший соликамский подьячий.
1674 — в ночь на 19 апреля сгорели острог; башни, Троицкая, две приходских церкви и «всех чинов дворы... без остатку».
1681 — прибыл новый таможенный голова, выходец из Свияжска.
1684 — дана грамота на постройку соборной Троицкой церкви взамен сгоревшей.
—      воеводе Григорию Нарышкину указано на отмену с этого года производившегося на Вятке сбора сибирских хлебных запасов, «потому что ныне хлеб в Сибирских городах пашут и хлеб в Сибири родится многой».
1687 — кремль и острог описаны воеводой Г.Ф. Нарышкиным.
1688 — завершено строительство второго деревянного здания Троицкой церкви с двумя приделами — во имя Иоанна Богослова и Сергия Радонежского.
1698 — по новому торговому уставу в Сибирь разрешалось ездить только через Верхотурье.
1699 - Петр I потребовал все основные постройки Верхотурья во избежание пожаров сооружать из камня.

 

                                                   Николаевский монастырь в начале прошлого века                                  

Город Верхотурье

XVIII век
1703—1709 — сооружение каменного Троицкого собора, заложенного архимандритом Израилем.
1706 — освящена каменная Одигитриевская церковь за рекой Турой.
1716 — архимандрит верхотурского Николаевского монастыря Сильвестр получил распоряжение «из новокрещенных набирать ребят и учить грамоте».
1721 — конфликт между рудознатцами Я. Савиным, И. Трифоновым, Т. Троицких и М. Деевым и Никитой Демидовым, который изыскателям руд «рудные места искать и объявлять их на Уктусских заводах запрещает».
1726— в Николаевском монастыре возникла библиотека.
1738 — «Ильинский пожар», сгорело 242 двора, в Ямской слободе — 82, в Троицком соборе — деревянная крыша, купола.
1739 — восстановлен и освящен Троицкий собор.
1753 — упразднена таможня, и прекращены все таможенные сборы.
1781 — образовано Пермское наместничество, к которому приписано Верхотурье.
1791 — Верхотурье стало уездным городом.
1792 — открытие Верхотурской ярмарки.
1799 — заложена на городском кладбище Успенская церковь.
—      Верхотурье вошло в состав Пермской и Екатеринбургской епархии.

XIX век
1801 — построена городская тюрьма.
1815 — освящена кладбищенская церковь Успенья Божьей матери.
1825— в Верхотурском монастыре открыто приходское духовное училище.
—      построен дом для присутственных мест.
1835 — население Ямской слободы причислено к званию мещан.
1837 — открыт городской общественный банк.
1892 — освящена каменная Богородицкая церковь «Всех скорбящих радости» при тюремном замке.
1896 - восстановлен Покровский женский монастырь.

 

                                                        Свято-Николаевский монастырь                                                     

Город Верхотурье

Достопримечательности
Верхотурский Николаевский монастырь
Основан в 1604 году.
Крестовоздвиженский собор (1905—1913, архитектор А. Б. Турчевич) — третья по объёму церковь России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге.[]
Преображенская церковь (1821 г.) в стиле классицизма с колокольней, разрушенной в 1930-е годы и восстановленной в 1998 году.
Симеоно-Аннинская надвратная церковь (1856 г.) в традициях древнерусской архитектуры.

 

                                    Покровский монастырь (Верхотурье)                                                

Город Верхотурье

Основан в 1621 году митрополитом Сибирским Киприаном — первый женский монастырь за Уралом. Иждивением Максима Походяшина построены церкви Покрова Богородицы (1744-1753 гг.) и Рождества Иоанна Предтечи (1768 г.).
Упразднен в 1782 г.
Возобновлён в 1896 г. В связи с тем, что храмы ранее принадлежавшие обители к тому времени были приходскими, в 1898-1902 гг. построена Ново-Покровская церковь.
Закрыт в 1926 г.
Возвращен верующим в 1991 г.

 

                                                            Кремль,  Троицкий собор                                                

Город Верхотурье

Кремль. 

Троицкий собор. Построен в 1703-1709 гг. В 1777 г. на колокольне установлены часы.

Приходские храмы
Церковь Воскресения Христова
 Знаменская церковь

 
Дом для почётных гостей

 

В 50 км от Верхотурья в селе Меркушино подвизался святой праведный Симеон Верхотурский всея Сибири чудотворец — покровитель рыбаков. Мощи святого покоятся в Крестовоздвиженском соборе. С Верхотурьем связана также жизнь святых Космы и Арефы Верхотурских.
В городе находятся Верхотурский историко-архитектурный музей-заповедник, православный музей. Представляет интерес и гражданская (каменная и деревянная) застройка города.

Существует устойчивая легенда (не подтверждаемая, впрочем, ни одним историческим документом), что в Верхотурье был построен первый велосипед с педалями и рулём крепостным кузнецом Ефимом Артамоновым. Согласно этой легенде, 15 сентября 1801 года тысячи людей, собравшихся на Ходынском поле в Москве, с изумлением наблюдали за удивительной двухколёсной тележкой. По легенде она была присоединена к царской коллекции редкостей. Макет этого велосипеда (на самом деле скопированный в конце XIX века с английских велосипедов того времени) хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила.

 

                                                 храм-часовня святителя Николая чудотворца                                            

Город Верхотурье

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Свои поклонные места были и в Верхотурье, которое, окруженное со всех сторон лесами, не просматриваемыми с далеких расстояний. В дореволюционные времена город открывался путешественникам неожиданно, у самых окраин, где были поставлены каменные часовни. Первая, при въезде с западной (московской) стороны, вторая — на юго-восточной окраине Верхотурья, у дороги, ведущей к сибирским городам. Каменные часовни не выдержали «ветра перемен», были, очевидно, разрушены, а поклонные места застроены.

Несмотря на это, любопытному взору путешественника, преодолевшему немалое расстояние от Екатеринбурга и утомленного долгой дорогой, вдруг открывается величественная панорама храмов Верхотурского кремля и Свято-Николаевского мужского монастыря. А когда вы заходите в великолепный Крестовоздвиженский собор, кажется, что вы не в центре Свердловской области, на севере Урала, а, например, где-нибудь под сенью итальянской или французской базилики. Дух захватывает от красоты объемов и первое, что замечаешь здесь — это обилие света, который льется с боков через широкие, искусно расположенные окна и обильно падает сверху через громадный купол. Храм строился уже в начале XX века в 1905-1913 годах, когда строители смогли справиться с задачей — дать свободный доступ свету внутрь здания. Сколько храмов на Руси скрывают свою красоту в полумраке именно из-за недостатка света!

Но вернемся к Верхотурью и разберемся, где и какие церкви мы видим, какова история их жизни. Храмы, как и люди, имеют время рождения, расцвета и, к сожалению, смерти. Только, в отличие от нас, храм можно построить на том же месте еще раз или восстановить разрушенный.

Сегодня в Верхотурье действует восемь храмов. Прежде всего, это сохранившиеся церкви Николаевского мужского монастыря — Крестовоздвиженский собор, Преображенская церковь и Симеоно-Аннинская надвратная церковь. Еще три дореволюционные церкви —  Свято-Троицкий собор Верхотурского кремля, Покровская церковь Свято-Покровского женского монастыря, Успенская кладбищенская церковь. И, наконец, две последние, построенные в 1999 году - Николаевская церковь Николаевского мужского монастыря, на месте одноименной снесенной церкви и Воскресенская тюремная церковь при учреждении УЩ 349/53.

                                      Крестовоздвиженский собор  - один из крупнейших в России                                   

Город Верхотурье

Много, скажете вы. А до революции вместе с часовнями их насчитывалось более 20, и даже не хватало для тысяч верующих, приходящих со всей России на землю святого Симеона Верхотурского, который по праву считался главным небесным заступником нашего края. За кротость, незлобие, чистоту сердца, за чудеса исцелений от недугов душевных и телесных Господь прославил и его самого. В начале XX века число паломников доходило до 120 тысяч в год. Именно поэтому на высочайшем уровне было принято решение о строительстве нового Крестовоздвиженкото собора, вместимостью до 8 тысяч человек, который был бы по величине третьим в России после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

И вот сегодня, как и в старину, в Верхотурье два монастыря (греч, «monasteion» — уединенное жилище); мужской - Свято-Николаевский (основан в 1604 году) и женский - Свято-Покровский (основан в 1621 году). Это старейшие монастыри Зауралья. В 1704 году в Свято-Николаевский монастырь из села Меркушино были перенесены мощи святого праведного Симеона. В советское время святые мощи с 1929 года хранились сначала в Нижнее-Тагильском краеведческом музее, затем были выставлены в музее атеизма, размешенном в Ипатьевском доме города Свердловска, где была расстреляна царская семья. Позднее мощи убрали в запасники краеведческого музея, который размешался в здании собора Александра Невского в Зеленой (бывшей монастырской) роще Свердловска. В стенах же Верхотурского мужского монастыря размещалась детская исправительно-трудовая колония и только в 1991 году церковные здания были возвращены Екатеринбургской епархии. Весной 1989 года рака с мощами Симеона была передана во вновь открытый Елизаветинский храм Всемилостивого Спаса города Свердловска. И, наконец, 24 сентября 1992 года мощи Симеона были переданы во вновь открытый Верхотурский Свято-Николаевский монастырь, к которому ныне стекаются паломники со всех концов России.

Итак, Свято-Николаевский мужской монастырь, воссозданный в 1990 году, эффектно просматривается со всех точек города. Главной доминантой является Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря — каменный трехпрестольный храм, заложенный 12 сентября 1905 года, которому с момента закладки указом Синода был присвоен соборный статус. Построен в русско-византийском стиле (архитектор А.Б. Турчевич). Грандиозный по своему масштабу собор решен по крестово-купольной трехнефной схеме - храмовый объем с тремя апсидами и двумя боковыми притворами включает объем трапезной с хорами. Завершение объема образовано главным куполом с четырьмя башенками-звонницами, поставленными на углах и еще двумя башенками по обе стороны от главного входа. Арочные проемы окон удачно гармонируют со шлемовидными покрытиями всех семи куполов. Главный храм в честь Воздвижения Креста Господня освящен 11 сентября 1913 года. На его освящение ожидался приезд Николая II.

Левый придел во имя праведного Симеона Верхотурского освящен 27 мая 1914 года. Правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы освящен 10 сентября 1916 года. С 1925 года, после закрытия монастыря, получает приходской статус. В 1929 году из собора изъяты мощи праведного Симеона Верхотурского. Собор закрыт в 1929 году. Возвращен в 1990 году. Главный храм вновь освящен 19 августа 1999 года и имеет статус монастырского.

                                                     Покровский женский монастырь                                            

Город Верхотурье

Второй храм, который, несомненно, сразу привлечет внимание - белоснежный пятиглавый Свято-Троицкий собор, первый каменный храм Зауралья, построенный на месте деревянной церкви во имя Живоначальной Троицы, которая была освящена в 1599 голу. В 1698 году по указу Петра I взамен деревянной крепости, расположенной на высоком берегу реки Туры на Троицком мысу, началось строительство кремля — каменного города (в плане 125 м на 194 м), окруженного высокой кремлевской крепостной стеной, с зубцами типа «ласточкин хвост», который включал в себя усадьбу дома воеводы, приказные палаты, амбары, караульню. Весь этот уникальный архитектурный ансамбль известен сегодня под названием Верхотурского Кремля, Двухпрестольный храм, заложенный в 1703 году, с момента закладки указом Синода получил соборный статус. Построен в стиле барокко. Продольно-осевая композиция кремлевского собора решена в трехчастной схеме и включает в себя храм, трапезную и колокольню. Причем, только соборная колокольня находится на территории кремля, сам же храмовый объем находится за пределами крепости и обращен тремя фасадами в окружающее пространство города. Колокольня дополнительно выполняет функции крепостной дозорной башни. Объемная композиция собора имеет подчеркнуто удлиненные пропорции. Архитектор кремлевского ансамбля не установлен, известно лишь, что в строительстве принимали участие московские и соликамские мастера-каменщики. Собор является ярким примером искания зодчими новых форм и приемов, первым на Урале типом памятника «восьмерик на четверике», с характерным для храмов того времени стремлением к богатству декоративного убранства. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен 16 апреля 1709 года. Левый придел освящен во имя священномученика Харлампия. Собор был закрыт в 1932 году и возвращен церкви почти через 60 лет, в 1991 году. В настоящее время имеет статус Свято-Троицкого Архиерейского подворья города Верхотурья и повторно освящен в 1998 году.

Но вернемся в Свято-Николаевский мужской монастырь. Каменная монастырская ограда и Святые ворота, возведенные в 1750-е годы, выполнены с применением тех же архитектурных форм, которые мы наблюдали в ансамбле Верхотурского Кремля - использование крепостных зубцов типа «ласточкин хвост» и крупных спиралевидных завитков. Кроме величественного Крестовоздвиженского собора, на территории монастыря действуют еще три храма. На пути при входе в монастырь нас встречает Симеоно-Аннинская надвратная церковь, каменная, однопрестольная. Заложена в 1855 году. Освящена во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 году. Закрыта в 1920-е годы. Возвращена в 1990 году и вновь освящена 18 октября 1990 года. Далее, с правой стороны Николаевская церковь, каменная, однопрестольная. Построена в 1999 году на месте разобранной в 1936 году Николаевской церкви.

И, наконец, прямо перед нами старейший из сохранившихся храмов мужского монастыря - Преображенская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена 28 августа 1821 года. Главный храм в честь Преображения Господня освящен 30 августа 1834 года. Правый придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и левый придел во имя архангела Михаила освящены 25 июля 1837 года. Закрыта в 1920-е годы. Полностью разобраны верхние ярусы колокольни. Возвращена в 1990 году. Правый придел освящен 20 марта, а левый - 22 марта 1992 года. Главный храм освящен 5 сентября 1992 года. В 1998 году заново выстроена колокольня. По композиции церковь имеет осевую трехчастную схему — храмовая часть с четырехколонными портиками на южном и северном фасаде, выдержанными в духе классицизма, затем прямоугольная трапезная и многоярусный объем колокольни, увенчанный фигурным шпилем. Восстановленная колокольня Преображенской церкви и святые ворота Симеоно-Аннинской надвратной церкви подчеркивают главную ось монастырского ансамбля, которая совпадала с направлением трактовой дороги на территории верхотурского посада.

Свято-Покровский женский монастырь, основанный в 1621 году, расположен на левом берегу ниже по течению реки Туры. Первоначально монастырь был деревянным. На средства Максима Походяшина, владельца Богословского и Петропавловского заводов были возведены два храма — Покровский, освященный в 1753 году и Иоанно-Предтеченский, освященный в 1768 году с колокольней высотой около 50 м. От второго храма и настоящее время сохранился полуразрушенный первый этаж. Третий храм монастыря (ныне действующий) — Покровская церковь - каменная, однопрестольная. Заложена 12 сентября 1898 года. Освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы 11 сентября 1902 года. Колокольня, храмовый купол и апсида венчалисъ луковичными главками, церковь была закрыта в 1925 году, а фригорию монастыря занял детский дом. Сама церковь была переоборудована под баню. Храм возвращен в 1991 году и вновь освящен 15 октября 1996 года. В то же время, храм обрел Святые Мощи Блаженного Косьмы, которые были перенесены из домовой церкви и установлены с правой стороны центрального иконостаса. Восстановлена колокольня.

На северо-восточной окраине Верхотурья расположена Успенская кладбищенская церковь, каменная, однопрестольная. Заложена в 1793 году как приписная к Свято-Троицкому собору. Освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1815 году. Небольшая по размерам церковь отличается скромным декоративным убранством, близким архитектуре барокко. Закрыта в 1941 году. Открыта в 1946 году как приходская и 6 января 1947 года совершено первое богослужение. С 1991 года принадлежит Николаевскому мужскому монастырю.
Воскресенская тюремная церковь при учреждении УЩ 349/53, каменная, однопрестольная. Построена в 1999 году. Освящена в честь Воскресения Христова 19 октября 2000 года.

Город Верхотурье

Известные жители
Белкин, Вениамин Павлович — художник
Косма Верхотурский — юродивый
Походяшин, Максим Михайлович — горнозаводчик
Рожков, Николай Александрович — историк

Воеводы
И. Ф. Еропкин (1635—1639)
В. Л. Корсаков (1639—1641)
Н. Ф. Мещерский (1641—1644)
М. Ф. Стрешнев (1644—1648)
Р. Р. Всеволожский (1649—1652)

 

 

Город Верхотурье

СВЯТОЙ СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ
Духовным покровителем Урала и Сибири является один из славных российских угодников Божиих - святой праведный Симеон, Верхотурский и всея Сибири Чудотворец.
Он появился в окрестностях Верхотурья в начале XVII века. Вся его недолгая и праведная жизнь была связана с селом Меркушино. И хотя рода он был знатного. но «с раннего возраста почувствовал отвращение от житейских благ и треволнений, стал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам». Симеон был внимателен к себе и строго воздерживался от всякого греха в помыслах, слове и деле, учил людей праведной жизни. Он удил рыбу в зеке Туре, работал на бедных людей, шил платья и шубы «крестьянам за кров и пропитание, достатков не имел и окончил свои дни в посте и молитвах в 1642 году в возрасте тридцати пяти лет. Жители села, питавшие глубокое уважение к праведнику похоронили его у любимого им храма святого архистратига Божия Михаила в селе Меркушино на берегу реки Туры.

Спустя полвека после смерти праведника, его гроб с нетленными останками начал восходить от земли, а от нее потекли чудодейственные силы и забил родник. Было замечено, что молитвенное обращение к Симеону Верхотурскому, а также земля и вода с его могилы исцеляют от недугов и болезней.

В 1704 году святые мощи Чудотворца были торжественно перенесены из села Меркуштно в Свято-Николаевский мужской монастырь. Первоначально мощи почивали в деревянной, а затем в медной посеребренной с резьбой раке. В 1846 году для них соорудили новую великолепную раку, на которую было употреблено 10 пудов 8 фунтов серебра. Стоимость ее составляла 14 573 рубля серебром. В 1914 году святые мощи праведного Симеона были торжественно перенесены из Николаевского храма в новый Крестовоздвиженский собор.

                                                Меркушино,  храм святого Архангела Михаила                       

Город Верхотурье

Новая сень над серебряной ракой, в которой почивали честные мощи святого праведника Симеона, была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в 1914 году. Она была вся позолочена под старое золото, имела чеканные украшения и множество икон, в том числе св. Симеона праведного, св. царицы Александры, св. Николая Угодника, св. Татьяны, св. Ольги, св. Анастасии, св. Марии, св. Алексия...

Во времена безбожия Свято-Николаевский монастырь был закрыт, все церковные ценности, в том числе серебряная рака и сень, были конфискованы властями, а святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей города Свердловска. В 30-е годы останки праведника, более 200 лет бывшие предметом благоговейного преклонения и приносившие людям душевное и телесное исцеление, демонстрировались в антирелигиозном музее. Затем мощи упрятали в запасники исторического музея, где они чудом уцелели до наших дней.

Теперь святые мощи праведного Симеона возвращены православной церкви. 22 сентября 1992 года они были торжественно перенесены в восстановленный Преображенский храм возрожденного Свято-Николаевского мужского монастыря, где и почивают ныне благоговейно почитаемые православными христианами.

 

Город Верхотурье

МЕРКУШИНО. ЧУДЕСА РЯДОМ
Село Меркушино располагается в 50 километрах от города Верхотурье. Эта удивительная местность славится храмом Свято-Симеоновского подворья Ново-Тихвинского женского монастыря и святым источником на месте захоронения Святого Симеона Верхотурского. В Меркушино стекаются тысячи паломников и туристов – люди приходят полюбоваться древней и величавой архитектурой, приходят отдохнуть душой, помолиться, испить святой воды целительного Симеоновского источника... 

После осмотра Верхотурских храмов и монастырей, восхищения природными красотами, можно посетить село Меркушино, что расположено восточнее Верхотурья. В настоящее время в Меркушино находится Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, базирующегося в Екатеринбурге. А истинным центром жизни села является Михайло-Архангельский собор. 
Архитектура комплекса существенно отличается от традиционной – это настоящий дворец, выполненный в стиле нарышкинского барокко. Два храма – Симеоновский и Михайло-Архангельский – соединены галереей с панорамным остеклением. В Симеоновском храме находится гробница Симеона Верхотурского, спуск в которую и могила облицованы мрамором. В подвальном помещении разместился Свято-Константиновский крестильный храм, в центре находится купель – небольшой бассейн в виде креста. В теплом переходе разместились различные лавочки с товарами, произведенными в монастыре. С территории монастыря, похожей, скорее, на европейский парк, открывается чудесный вид на реку Туру. 

Паломники имеют возможность разместиться в монастырской гостинице, где ждут и охотно принимают богомольцев и даже послушных туристов. Для любой группы может быть проведена экскурсия, обеспечен горячий обед (трапеза по монастырскому уставу, с чтением книги духовного содержания). 

Чудеса Меркушино
В Меркушино жил святой праведный Симеон Верхотурский. Там же в 1642 году он окончил свои дни и был погребен рядом с храмом во имя Архистратига Божия Михаила. Через 50 лет произошло чудесное восхождение его мощей, а в могиле открылся источник. И потекла от новоявленного святого река благодатных исцелений. Слава нового Чудотворца росла, и в 1704 году его мощи торжественно были перенесены в город Верхотурье. С тех пор стали называть его Симеоном Верхотурским, а до этого все знали его как Симеона Меркушинского. С тех пор мощи святого и чудотворный источник привлекают множество туристов, стремящихся прикоснуться к чуду, исцелиться телом или очиститься душой. 

Уникален сам путь от Верхотурья до села Меркушино. Рассказывают, что из Меркушино в Верхотурье мощи святого Симеона переносили много дней. Несли на руках, поочерёдно. Сопровождали святые останки праведника сотни людей, среди которых был юродивый калека, блаженный Косьма который весь путь от Меркушино до Верхотурья прополз, вслед за гробом, на коленях. И когда у него совсем пропадали силы, он падал и обращал мольбы к святым мощам: «Брате Симеоне, давай отдохнем». И гроб становился неподъёмным, никто не в силах был сдвинуть его с места, процессия останавливалась, люди отдыхали. После, в местах всех этих остановок, были возведены часовни, церкви, храмы. 
В самом селе Меркушино стоит Поклонный крест, сооруженный на месте уединенных молитвенных подвигов Симеона Верхотурского. Здесь, в излучине реки Туры, прежде находилась часовня, в которую часто уходил праведник для долгих раздумий и молитв. Именно на этом месте крест и установили. От него идёт ухоженная тропинка к воде и камню, на котором, по преданию, стоял Симеон, удил рыбу и предавался богомыслию. 

Город Верхотурье

История Меркушино
До революции почитание Святого Симеона в России было практически повсеместным. Количество паломников, прибывающих к связанным с праведником местам в Меркушино из уральских и сибирских, а также Новгородской, Тверской, Петербургской, Архангельской и других европейских губерний, составляло, по оценкам современников, в конце XIX века 50 тысяч человек, в начале ХХ века – 60 тысяч человек, а в годы первой мировой войны – 90-120 тысяч человек ежегодно. 

Деревянный Михаило-Архангельский храм, в котором любил молиться Верхотурский праведник, сгорел в 1777 году. Впоследствии меркушинские прихожане получили позволение построить на этом месте новый каменный храм во имя Архистратига Божия Михаила, который был возведен и освящен в 1809 году, с приделами во имя Святого Николая Чудотворца и Святителя Димитрия Ростовского. Через полвека храм был расширен и обновлен, на колокольне воздвигнут шпиль. 

В 1886 году на месте обретения мощей святого Симеона был возведен небольшой Свято-Симеоновский храм, который светлой просторной галереей соединялся с величественным собором в честь Архистратига Божия Михаила. Таким образом, в центральной части Меркушино на высоком берегу Туры возник великолепный архитектурный ансамбль. 

После прихода к власти большевиков меркушинские святыни были осквернены и разорены. В 1931 году взорван Михаило-Архангельский храм, от которого уцелела только колокольня. Мощи перевезли в Нижнетагильский краеведческий музей, но люди продолжали приходить для поклонения святыне, для молитвы. А Свято-Симеоновский храм лишили части ступеней, ведущих к могиле святого Симеона. Ступени были вмонтированы в памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. Там же оказалась и боковая часть гробницы. В 60-ые годы ХХ века школьники под руководством взрослых, засыпали могилу праведника и устроили в Свято-Симеоновском храме спортзал. Тянулись долгие годы забвения. Только редкие паломники, невзирая на запрет, приезжали поклониться святой земле. 

В 90-х годах произошли большие изменения. Началось возвращение Церкви экспроприированных большевиками храмов. Возвращен верующим был и Свято-Симеоновский храм в Меркушино. В 1991 году служители возрождаемых Свято-Николаевского мужского и Покровского женского монастырей Верхотурья в течение недели очищали могилу святого праведного Симеона. Через день после того, как могилу освободили от земли, пришедшие в Симеоновский храм увидели, что она до середины наполнена водой. С тех пор паломники приезжают сюда за святой водой, надеясь получить исцеление от телесных и душевных болезней. 

В 1997 году Свято-Симеоновский храм был отреставрирован при участии мужского монастыря во имя Всемилостивого Спаса Екатеринбурга и передан Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Могила святого Симеона и спуск к ней были облицованы новым мрамором. Восстановлены печи, сделан пол из лабрадорита, плиты которого на изломе переливаются синим цветом. Деревянный иконостас покрыт позолотой на красном фоне. 

Сегодня Меркушино вновь наполняется жизнью: из прежних руин восстановлены Свято- Симеоновский храм и колокольня, отремонтирован мост через Туру, строятся новые дома. 
В Меркушино постоянно проживают около 20 сестер, которые несут различные послушания: поют и читают в храме, принимают богомольцев. Три раза в год, в дни празднования 1-го и 2-го обретения и перенесения мощей праведного Симеона, сюда из Екатеринбурга приезжают почти все сестры монастыря. В мае 2002 года в Меркушино были обретены нетленные мощи Константина Богоявленского, который был убит большевиками 14 июля (27 по новому стилю) 1918 года. Рака с мощами хранится в селе Меркушино.

 

Православный музей, Верхотурье

Интересная экспозиция находится на территории Свято-Николаевского монастыря.

Первых посетителей музей принял в 1996 году. Коллекция занимает пять залов и фойе.

Тысячи экспонатов посвящены продвижению православия по Уральскому региону, храмовому зодчеству и перенесению мощей святого Симеона.

Сохранились реликвии, принадлежавшие монастырям Зауралья в XIX–XX веках.

 

Троицкий камень, Верхотурье

Эта скала высотой 25 метров считается местом основания Верхотурья. Уральский Иерусалим возник на левом берегу Туры в 1597 году.

Со скалы видны старые кварталы, висячий мост, построенный в 1946 году и чудесные прибрежные пейзажи. Именно в этом месте находится Верхотурский кремль.

 

Животворный источник, Верхотурье

На бывшей заимке Свято-Николаевского монастыря уже много веков бьёт ключ. На берегу реки Актай находится популярное среди паломников место, где можно облиться святой водой и набрать её с собой.

Над ключом в 1888 году была построена часовня. Рядом находится гостиница для паломников.

Во время экскурсии по Верхотурью посетите смотровую площадку недалеко от плотины Верхотурской ГЭС. Вы сможете удивить родственников и друзей великолепными снимками.

 

Свято-Косьминская пустынь —

православный мужской монастырь в деревне Костылёва Верхотурского городского округа Свердловской области, Россия.

Весной 2000 года началось восстановление находящегося в запустении главного храма пустыни.

Вокруг будущего храма во имя Святого Блаженного Косьмы Верхотурского был возведен монастырский комплекс.

26 мая 2003 года храм был освящен во имя Святого Блаженного Косьмы Верхотурского. Освящение было совершено архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.

27 мая 2007 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви на территории монастырского комплекса был открыт мужской монастырь Свято-Косьминская пустынь.

Предание гласит, что Косьма Верхотурский был участником перенесения мощей св. Симеона Верхотурского из села Меркушино в Верхотурье в 1704 году.

Блаженный Косьма, страдавший от болезни ног, изнемогал в пути, и молился Святому: «Брате Симеоне, давай отдохнём»! И сколько Косьма отдыхал, столько и раку с мощами не могли сдвинуть с места.

На месте одной из таких остановок крестного хода, была воздвигнута часовня, а в наше время располагается Свято-Косьминская пустынь.

 

________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
По святым местам Урала. . 2011 г. Стр. 10-13.
http://www.verhoturie.info/mesta/merkushino.html
http://drink.dax.ru/turma/turem_30.shtml
Рычков А. В. 12 путешествий по Среднему Уралу. — Малыш и Карлсон, 2008. — 50 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9900756-1-0.
Страница Верхотурского историко-архитектурного музея-заповедника на туристическом портале Свердловской области
Информационный сайт города «Верхотурье-Сити»
Верхотурье в энциклопедии «Мой город»
История и культура города Верхотурья и верхотурского края
Верхотурский Свято-Николаевский монастырь на сайте "Путь в Сибирь"
Список памятников культурного наследия Верхотурья в Викигиде
http://www.verhoturie.com/
http://www.photosight.ru/
фото: Е.Лисицина, А.Малахов, О.Астахов, А.Федосеев, М.Туркеев, В.Осташев.

Комментарии

Отправить комментарий