Гора Кулайка

Гора Кулайка расположена практически в черте села Подгорное - районного центра Чаинского района Томской области.

Она возвышается над уровнем реки примерно на 30-35 м, имеет с двух сторон крутые склоны, третий отвесно обрывается в сторону реки Чаи.

В двадцатых годах прошлого столетия здесь были найдены предметы, с которых началось изучение одной из ярких и значимых археологических культур Западной Сибири, получившей название «кулайской» по месту первоначальных находок.
 

 
В 1920 году крестьянин с. Подгорного, распахивая гору, возвышающуюся над рекой Чаей, известную под названием «гора Кулайка», выпахал котёл, в котором находились фигурки животных, птиц и мифических существ, сделанные из серебра и меди. 
 
Почти мистической и притягательной силой обладает загадочная и красивая гора Кулайка, расположенная в Чаинском районе Томской области. Она представляет собой огромный глинистый холм, очень необычный для низменной, болотистой и плоской местности. 
В 1922 году на горе Кулайка был найден бронзовый котёл с мелкими бронзовыми и серебряными изделиями. Эта коллекция поступила в фонды Томского областного краеведческого музея и в дальнейшем пополнялась новыми находками.
  


 
Кулайская культура сродни другой, более известной и изученной, скифской культуре. Но о скифах сохранились записи путешественников, а до кулайцев, которые жили в труднопроходимых местах, никто не добирался. 
И у древнего народа, как считают учёные, не было письменности, но вместо слов он оставил прекрасные фигурки, отлитые из меди и бронзы. Кулайские изображения представляют одно из направлений так называемого «звериного» стиля. Это плоские односторонние ажурные, иногда говорят «скелетные» фигурки человека и животных — лося, медведя, бобра, птиц. 
Подлинным предметам кулайской культуры более двух тысяч лет. По мотивам археологических раскопок современные художники разрабатывают сувенирные изделия из серебра, керамики, бересты, шёлка, создают оригинальные картины.
     
Отсутствие в сборах с горы Кулайки предметов домашнего обихода, найденные изображения зачастую фантастических животных и некоторые другие признаки позволили учёным сделать предположение, что предметы имели религиозное назначение. 
На поверхности горы и под ней еще в XIX веке находили медные русские монеты. По рассказам местных крестьян известно, что ранее гора почиталась священной, при проезде мимо неё местные аборигены-остяки делали жертвоприношения в виде монет, тканей, других предметов.
 
 
Где находится, как доехать:
Томская область, 
Чаинский район, село Подгорное.
Координаты:   57°46'41"N   82°38'2"E

Гора находится рядом с селом на берегу реки Чая.
 


 
КУЛАЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Кулайская культура — археологическая культура Западной Сибири с середины I тысячелетия до н. э. до середины I тысячелетия н. э. Разными исследователями кулайская культура связывается с предками самодийцев, угров, кетов.
Люди относились к смешанной европеоидной и монголоидной расе.
 
Расселение
Изначальная территория распространения кулайской культуры приблизительно совпадает с территорией Томской области, за исключением южных районов. На рубеже тысячелетий, вероятно, в связи с некоторым похолоданием, часть племен переместилась немного южнее, заняв южные районы Томской области.
В середине I тысячелетия н. э. многие племена стали покидать исконные земли, мигрируя в направлениях нынешних Салехарда (Ямало-Ненецкий АО), Тары (Омская область), Барнаула (Алтайский край), Ачинска (Красноярский край).
 
Искусство
Кулайская культура стала известна благодаря бронзовому литью. Древние люди умели не только делать совершенные средства охоты, но и создали массу культовых артефактов — фигурки людей, рук и лиц, животных (чаще всего лосей), птиц, мифических существ и др.
 
Быт
Кулайцы проживали в полуземлянках. Занимались охотой, рыболовством и скотоводством, в частности, коневодством.
Первоначально люди расселялись небольшими группами, поселение состояло из 2—3 жилищ. Через некоторое время количество жилищ увеличилось до ~10, появились защитные сооружения, в частности, рвы и валы, количество проживающих в одном городище достигло ста человек.
Изготавливалось бронзовое, а позднее и железное оружие, луки сложной конструкции, защитные доспехи (чаще всего костяные).
Умершие хоронились в земляных могилах, как правило в деревянных ящиках, вместе с предметами быта — сосудами, чашами, бусами, бронзовыми украшениями и т.п.. Иногда тела оборачивались берестой. Возможно, практиковались человеческие жертвоприношения.
 
Межэтнические отношения
Известно, что соседние племена между собой враждовали. Однако существовал союз ряда кулайских племен и жителей степных территорий (саргатская культура) для совместной защиты от набегов соседних народов, а также для активной торговли.
Продвижение кулайцев на юг, по лесам вдоль Оби до предгорьев Алтая, было относительно мирным, поскольку осваиваемые ими лесные участки не представляли заметной ценности для скотоводческого хозяйства местного населения.
 
Происхождение названия
Названа по месту находки в 1922 году «клада», состоявшего из бронзового котла и мелких бронзовых и серебряных изделий на горе Кулайке в Чаинском районе Томской области. По одной из версий название «Кулайка» происходит от селькупского «Гора духов (гора предков)».
 
Влияние Кулайской культуры на современное искусство
В начале XXI века кулайская тема стала очень популярна в Сибири. Группа томских художников и музыкантов (Н. Нелюбова, С. Кугаевская и другие) создали арт-проект «Сомана КуКуН», целиком основанный на кулайских символах. С 2004 года Кулай считается историческим брендом Томской области.

 
  

 
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
География Сибири.
Сайт Википедия.
Кулайка // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. Институт географии РАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
 Соловьев А. Оружие и доспехи: Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. // Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2003. 224 с. ISBN 5-89590-035-6
Т. Н. Троицкая, В. И. Молодин Кулайская культура в Новосибирском Приобье // Наука, 1979. 123 с.
Чиндина Л. А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Кулайская культура. // Томск: Изд-во ТГУ. 1984. 256 с.
Семенова О. В. Кулайская культура как объект туристского интереса // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий : сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Томск, 2014. С. 251-253.
Чиндина Л. А. Кулайская культура // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск, 2001. С. 78-81.

 

 

ВложениеРазмер
kulaika1 (1).jpg686.31 КБ
kulaika1 (2).jpg41.43 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

находка на горе Кулайка

В Томском областном краеведческом музее и раньше выставляли предметы быта культуры кулайцев, но эта экспозиция стала самой масштабной. Здесь представлены украшения, оружие, керамическая посуда и многое другое. Кроме того, на выставке собрали работы и наших современников, которые для создания своих картин черпали вдохновение в культуре древних народов.

Самым необычным и загадочным остается то, что простые охотники и рыбаки могли две тысячи лет назад делать красивые и утонченные вещи, сохранившиеся до наших времен.

По словам Людмилы Тимофеевой, автора выставки и специалиста музея, случайная находка на горе Кулайка, всегда считавшейся у местных жителей священной, породила целую серию открытий. Мир узнал о древних поселенцах почти 100 лет назад, когда в 1920 году во время пахотных работ у села Подгорное было найдено два котла скифского типа. В одном из них местные жители обнаружили около 200 бронзовых отливок, на которых были изображены мифические животные, древовидные растения, стрелы и многое другое. 

На горе и до этого находили монеты, драгоценности, датируемые XVII– XVIII веками, но ничего столь крупного никогда не встречалось. Через два года после этого, сотрудник образованного в то же время Томского краеведческого музея Иван Мягков выехал в село и собрал все то, что к тому моменту оставалось. По словам сотрудницы музея, местные жители рассказывали историку, что помимо бронзовых изделий там были и серебряные, но их к приезду Ивана Михайловича уже не было.

– Надо отдать ему должное, так как он был первым, кто ввел в научный оборот понятие кулайской культуры. Позднее название было изменено на кулайское культурно-историческое общество. Это понятие более объемное, так как здесь в первую очередь идет речь о расширении границ обитания древнего народа на основе обнаружения памятников всей культуры. Ведь со временем следы кулайской культуры были найдены в Кемеровской, Новосибирской областях и Хакасии. А если смотреть по карте, то они занимали площадь от нижнего Приобья до предгорья Алтая, и от Иртыша до Енисея.

В фонд музея попали самые яркие экземпляры кулайского литья. Сами работники это считают большой удачей, так как более поздние находки, сделанные в 70–90-х годах, лишь дополняли образ всей некогда существовавшей культуры. Теперь уже точно известно, что просуществовали кулайцы около тысячи лет, с середины первого тысячелетия до н. э. и по пятый век н.э.

И первые, и последующие находки помогли понять образ жизни того времени. В эпоху раннего железа, к которому относится кулайский период, люди занимались охотой и рыбалкой. Исследуя культурный слой, археологи узнали, что кулайцы вели оседлый образ жизни. На музейной выставке представлены грузила, наконечники гарпунов, а также стрелы из железа, но большая часть из них сделана из костей. Несмотря на то, что органика очень сильно разрушается, до наших дней они дошли в очень хорошем состоянии благодаря обработке, которой их подвергли древние мастеровые. Кроме того, на раскопках были найдены и «кельты» — топоры, которые, в отличие от современных, внутри полые. Есть и более привычные предметы быта — пряльницы, используемые для плетения сетей и деталей одежды.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru