Водопад Бурхан-Булак

Водопад Бурхан-Булак

Бурхан-Булак (каз. Бұрхан-Бұлақ) — самый высокий водопад Казахстана, расположен в Ескельдинском районе Алматинской области в горах Джунгарского Алатау в ущелье реки Кора выше города областного значения Текели, в 130 км от Талдыкоргана.

Суммарная высота 4-х каскадов 168 м, а видимой части — трёх нижних каскадов — 114 м.
В досоветское время водопад считался священным. 

 
Водопад по типу относится к каскадным.
В древние времена на территории водопада жила женщина со своим единственным ребенком, которого звали Бурхан. Мать души не чаяла в своем сыне и желала, чтобы он выбрал себе в жены тихую послушную девушку. После того, как мать узнала, что ее сын влюбился в гордую и своевольную красавицу она разозлилась и начала препятствовать их браку, что вскоре воздвигла в скале большой замок, в котором заперла Бурхана. 
Однако, сердце юноши невозможно было усмирить, так как его любовь была настолько сильна, что он вырвался из заточения темницы и слился с красавицей Корой... Прошло очень много столетий, однако молодые всегда вместе, а бедная мать беспрерывно оплакивает неразумный выбор сына и изливает свою печаль в виде небольшого ручья, который находится неподалеку от водопада Бурхан-булак и называют его "Слезы матери".
  
 

Водопад Бурхан-Булак

Путешествие к водопаду Бурхан-Булак
Впервые попали на знаменитый водопад Бурхан Булак мы в 2012 году. Тогда мы еще не знали, что 2 дня для посещения этого места крайне мало. Как и многие, прочитав и изучив информацию на просторах всемирной паутины мы и отправились в путь. Как и часто бывает, когда едешь в новые и неизвестные места, предварительные расчеты и планы корректируются уже на месте. Так и у нас рассчитанное нами время прибытия на водопад увеличилось многократно. Мы немножко заблудились и плутали в поисках верного съезда с асфальта в сторону гор. А еще с нами поехал Данияр на Субару Ауэтбук, и когда началась бездорожная часть маршрута, он наверняка употреблял в своем железном друге нецензурные слова. Дорога была тяжелой, а туман был нам в самые ответственные моменты на дороге – верным (каламбур) спутником.
Видимость часто можно было  охарактеризовать не иначе, как «никакая». Мини караваном из 3 машин (LandRover, Nissan Patrol и Subaru Outback) мы продвигались крайне тяжело и медленно.
Стоковый Patrol, в котором я был одним из пассажиров, неоднократно цеплял мостом и крюком большие камни. В такие моменты, всегда ощущаешь характерные «провалы» и задержку дыхания. Не хочется получать серьезных повреждений, которые могут перевести приключение в другую плоскость с не менее «интересными» передрягами. Здесь еще стоит выразить восхищение Данияру, который на Субару поехал вниз с перевала, где самый тяжелый и опасный отрезок пути этого увлекательного маршрута.
 
Когда люди спускаются с перевала, у каждого в голове мигает лампочка на полную мощность, извещая хозяина головы, о безрассудстве, сменяющемся постепенно планированием и прикидыванием вариантов, как же заезжать обратно по этой дороге. Спустившись вниз и попробовав ехать дальше, решили не гробить Субару и оставили ее на начале спуска (на обратном пути подъема) и двинулись дальше уже двумя машинами, предназначенными и созданными для таких вот дорог.
В Коринском ущелье, собственно, как и везде в горах, дожди частое явление. Дороги соответственно были в некоторых местах размыты с большими  и глубокими лужами. Не буду вдаваться в подробности прохождения этого участка, понятно и так, что было нелегко: камни, лужи, недостаток в некоторых местах стокового клиренса и т.д. Главным тут является то, что мы доехали до водопада под вечер. Светового времени оставалось в обрез. Мы только и успели поставить лагерь, поужинать, быстро сбегать и посмотреть одним глазком на водопад и собственно сразу же отрубится.
Морфей вцепился мертвой хваткой во многих из нас. Первый день получился чудовищно выматывающим, особенно для водителей. Усталость была, как физическая, так и моральная от долгого и утомительного дня. Проницательный читатель, дойдя до этого места, уже наверняка в своей голове прорисовал дальнейшие действия непутевых путешественников, и последующее чтение не будет являться для него откровением и он бросит затею и дальше погружаться в те далекие события, сочтя это за глупую растрату драгоценного времени. Оставим это на его совести, благо в мире не так много проницательных читателей и я продолжу рассказ дальше.
 
Следующее утро началось рано. Проснувшись и позавтракав, быстренько сбегали на водопад. Совершили все известные современным людям действия: фото, купание, созерцание. Вернувшись к авто стали собираться в обратный путь.
Предыдущий день, наполненный полезным опытом, естественным образом засел в головах всех трезвомыслящих людей, что сваливать нужно, как можно раньше. Ведь время в дороге являлось основой всего это путешествия, а назад еще нужно заехать на этот страшный перевал. Заехать не только внедорожникам, но и оставленному под перевалом Субарику. Этот план действий и был основополагающим и мы его строго придерживались. Благо субару оутбэк показал себя отличным бойцом, под мудрым управлением Данияра, наверх он заехал самостоятельно.
Дабы не забыть и не упустить возможности об этом упомянуть, из всех повреждений Данияр только помял/порвал пластиковую защиту двигателя. Еще следует сказать, что на этом же Субарике Данияр заезжал на Черный Камень в МАУ (Малое Алматинское Ущелье), что характеризует его как безбашенного, ну и конечно же опытного водителя! Дорога домой тоже была долгой и утомительной, приехали поздно вечером. Как вы заметили уважаемые читатели, предыстория получилась короткой и сухой в остатке.
Без описания наикрасивейших видов и общих впечатлений от природы. Но на то это и предыстория, я хотел кратко описать, то, с чем мы столкнулись в первый раз. Все остальное, конечно же, будет далее в этом тексте. В свое время и в своем месте. Поездку 2012 года, наверно было бы даже лучше описать в отдельном отчете, но мы этого не сделали тогда, а сейчас уже и не вижу особого в этом смысла. В сети много и других отчетов о Бурхан Булаке, и у многих эта поездка связана с сильными впечатлениями и приключениями. Я же, чтобы как-то закольцевать вышенаписанное и подвести итог ему же, выражу общие впечатления нашей команды от той поездки.
Первое, что мы поняли, в будущем нужно обязательно вернуться туда, но минимальное время, которое стоит уделить этой поездки из Алматы – 3 дня. А лучше четыре, чтобы посвятить больше времени природе и прогулкам в окрестностях. Дело в том, что наша команда в большинстве своем предпочитала (и предпочитает) активный отдых. А то, что у нас получилось в 2012 году, активным отдыхом не назовешь.
 
Это джип-тур в чистом виде, мы толком не успели ничего посмотреть и отдохнуть, постоянно находились в движении в сидячем положении. Именно это и смазало общие впечатления от поездки, и осталась внутренняя неудовлетворенность от этого. В связи с этим поездка в эти края и запланировалась на неопределенное будущее. Правда в любой поездке всегда важна команда и тогда она была великолепна. В текущей поездке была часть команды от прошлой, что показательно!  Но об этом уже читайте ниже.
 
Где находится, как доехать:
Смотря любые другие отчеты (преимущественно) в сети, везде встречается информация о том, что Водопад Бурхан-Булак является самым высоким в Центральной Азии. Оно и не удивительно, ведь большинство людей доверяют такому маститому источнику, как Википедия. И я не исключение. Также брал эту информацию оттуда, а соответственно все другие источники имеющихся отчетов поступали также. В связи, с чем повсеместно в сети, в большинстве своем осела дезинформация. Я в видеоролике тоже допустил эту ошибку, назвав его самым высоким в Центральной Азии, но после комментариев знакомых стал разбираться и действительно убедился, что это не так.
Самым высоким водопадом в Центральной Азии считается Шаар. Он находится в Киргизии в Нарынской области, и имеет высоту в районе 300м. Водопад Бурхан-Булак является самым высоким в Центральном Казахстане и имеет высоту в 168 метров. Состоит из 4 каскадов, а видимая часть 3 каскада высотой 114 метров. Находится данный водопад в Ескельдинском районе Алматинской области Республики Казахстан в горах Джунгарского Алатау в ущелье реки Кора выше города областного значения Текели. Водопад Бурхан-Булак находится на одноименном притоке реки Кора, где-то в километре от нее.
 
Река Кора имеет достаточно большую протяженность, около 100 км и берет свое начала с ледника Безсонова, с высоты 3000м. нум. Ущелье, где расположен наш знаменитый водопад, соответственно носит название Коринское, как не трудно догадаться, в честь реки. Климат в Коринском ущелье изменчив, впрочем, как и везде в горах. Солнце, может сменяться дождем довольно часто, а дождь снегом. И в обратном порядке. За день можно наблюдать различные погодные условия. Что, безусловно, придает контраст этому месту.
Поездка 6-9 июля 2017 года: В этом году на ДР Президента РК выпало аж целых 4 дня выходных. Наши друзья заранее готовились к этим праздничным дням к поездке на Бурхан-Булак. Я об этом знал заранее, и был приглашен ими, но у нас на эти праздники намечался коммерческий тур в Большую Алматинскую Кругосветку (БАК), который я тоже очень люблю, за великолепные красоты именно этого маршрута, со всеми климатическими зонами. И я стоял на распутье, параллельно общаясь с ребятами о планах поездки на ББ.
Здесь немного отступлю от основного текста и в качестве ремарки поясню, что в разговорном обиходе многие называют Бурхан-Булак, сокращено ББ. Повальная мода и лень делают свое дело и сленговые словечки, вытесняют нормальную русскую речь и порой, чтобы понять, о чем разговор, нужно быть «в тренде» всех этих явлений. Не так давно было «поколение Пепси», ныне преобладает «сетевое поколение». И это в целом нормально, время диктует свои устои и правила, так было всегда и будет. И заявления предыдущих поколений: “Раньше была трава зеленее, небо голубее и т.д.” так и будет продолжать свое шествие, оседая в устах уже нового поколения, но конечной сути не меняющей: Все течет, все изменяется.
 
Итак, вернемся к нашему основному повествованию. В Большую Кругосветку люди так и не собрались и за 2 дня до поездки, я подтверждаю Ромке свое участие и брата Вовки. У Юры индивидуальный клиент на одну из этих дат и плюс подготовка и закуп всего необходимого для основного похода в 13-дневный поход на Талгар с поляками. Т.к. я туда шел с ним, у меня тоже стояла задача все подготовить заранее (снарягу и т.д.), ведь зная, что есть вероятность позднего возвращения с ББ в воскресенье вечером, а следующим ранним утром выход в 13-дневный поход, без предварительных сборов обязательно, что-нибудь да забудешь. Поэтому собравшись заранее, я уже был готов к поездке на ББ и особо ни о чем не переживал.


У нас было запланированных 4 дня, которых было вполне достаточно для более детального изучения этого уникального места. Хотелось уже наконец-то закрыть оставшиеся пробелы с прошлой поездки. Команда собралась небольшая, но надежная, проверенная уже многими километрами наших Казахстанских дорог. Состав участников поездки был следующим: Антон (водитель Land Rover Discovery), Алиса и в их экипаже Саня, Рома СЛС (водитель 4Runner), Света, Я и Вовка. Также к Антону присоединились его друзья на Honda CRV, Женя и Олеся. Не скрою, увидев CRV я сразу понял, что и это поездка без приключений точно не обойдется, памятуя о той дороге, что мы посещали 5 лет назад.
Но жизнь – это и есть одно большое приключение и я всегда готов к этому, а трудности и препятствия придают всему необходимую остроту. Ромка известный любитель поспать, поэтому сотоварищей мы уже будем догонять по отличной капчагайской бетонке (магистраль). Приехав за нами и загрузив наши большие баулы в уже переполненный 4Runner, мы отправились в долгожданное путешествие. Старт дан. По бетонке ехать одно удовольствие. Уже с утра жарит солнце, но кондиционер спасает. Так не спеша за бурными беседами, ведь видимся мы к сожалению не так часто, догнали Антоху и Женю уже ближе к Капчагаю. Далее поехали одной колонной.
Водители были все время на связи, пользуясь рациями. Что говорить, когда едешь по автобану, то не замечаешь, как железные кони поглощают километры пути, а если это все приправлено интересными разговорами редко встречающихся друзей, которым есть что обсудить, то и вовсе не замечаешь прошедшего времени и ты уже в Талдыкоргане. Заправившись перед въездом в город под горлышко, въезжаем в Талдыкорган. Нам нужно докупить кое-каких продуктов и поесть в кафешке. Поиск базара отдельная история, местные жители, которых мы спрашивали, показывали нам в разные стороны и давали противоречивую информацию. Базар, конечно, мы нашли, кое-как заехали на его узкие улочки  и пошли докупать все необходимое. Сразу скажу что, каким-то неведомым образом забыли купить самое главное – хлеб, и потом приходилось его экономить уже на водопаде, но это мелочи.
Все закупив и отобедав в кафешке на самом базарчике (предварительно у местных узнали, где лучше всего кормят), мы отправились далее в путь. До грунтовых дорог от Талдыкоргана остается уже немного. Подъезжая к съезду к горам опять приехали, как и 5 лет назад к тяжелому подъему. По информации в сети знали, что где-то есть другой, основной заезд, более простой (на обратном пути мы спустимся уже там), но судьба приготовила нам иные планы. За нами пристроился Прадик 120 в лице пожилой пары, едущей на Водопад Бурхан-Булак первый раз.
Надо заметить, что многие воспользовались 4-х дневным шансом выбраться именно на ББ, притом, что и время для посещения было отличным – июль. Съехав с асфальта и начав крутой затяжной подъем по грунтовке, в скором времени видим сильно отстающего Женю на CRV. В рацию он нам сообщает, что у него к всеобщей радости не работает один вентилятор охлаждения, и машина сильно греется на подъеме.  Ромка, будучи лихачем естественно укатил вперед, а мы как невольные заложники его экипажа, соответственно с ним. Заехав на основной подъем, мы видим медленно ползущего Женю и страхующего его Антона. Не спеша они доехали до нас.
 
Прадо 120 спросил у нас дорогу и уехал дальше. Заблудиться там в принципе сложно, едешь себе по основной укатанной дороге и все. После того, как Женя «остыл» едем  дальше уже все вместе. Подъемы еще круче, рытвины и ямы тоже доставляют проблем. Но вот мы уже все на подъеме и дальше дорога получше  (до капальского взвоза), основной подъем взят. Продолжая путь, любуемся огромными открытыми пространствами, останавливаемся и делаем фотографии.
Вовка бегает с камерой и все снимает на видео. Стандартные процедуры всех людей, очутившихся в красивейших местах.
Доехав до первого мини-брода, видим за ним обедающих людей на 2 СангЕнгах Рекстон. К сожалению, для них в дальнейшем эта поездка закончится печально, но об этом ниже. Важным моментом будет обозначить, что именно на этом первом мини-броде и уходят 2 грунтовые дороги. Та, с которой приехали мы, пересекает 2 ущелья с крутыми и тяжелыми подъемами и вторая грунтовка, что выяснилось на обратном пути и является основной дорогой. Она более проста и накатана и нет таких крутых затяжных подъемов, по которым мы поднимались. Проехав Рекстоны и поздоровавшись с ними, мы едем дальше. Этот отрезок пути описывать смысла особого нет, он самый простой. Едешь себе, да любуешься завораживающими пейзажами.  Погода идеальная, видимость на многие и многие километры.
Для гор я бы даже сказал, очень жарко, солнце палит. Так и добрались для всех известного ориентира, именуемого в сети, озером «Опера».
Это название, кстати, и характеризует о выше написанном мной «сетевом поколении», раз в голову первооткрывателям пришла именно эта ассоциация, связанная с интернет браузером. Ну и то что оно прижилось.  А вот многие дети, еще не обремененные этим знанием, именуют его бублик. А что похоже. Здесь всегда все останавливаются, фотографируют озеро, немного отдыхают и едут дальше – к капальскому взвозу.
От озера до него остается уже совсем немного. Это выше обозначенное лингвистическое немного, и остается просто словом, а мы уже не перевале Капальский взвоз. С моей стороны не будет преувеличенным объявлением этой точки, как одной из самых красивых. Здесь все без исключения останавливаются, отдыхают, любуются и фотографируют раскинувшуюся глубокую долину. С перевала открывается завораживающий вид на дно ущелья, видна река Кора, которая изгибается и течет в своем ритме.

                                                       Водопад Бурхан-Булак                                                                                     
 

Водопад Бурхан-Булак

Коринское ущелье
Живая природа это ведь тоже – организм, и сознание в полной мере визуализирует это «брожение жизни» растений, микроорганизмов, животных и т.д. Вырисовывается весь этот жизненный цикл, всего и вся, что иногда хочется просто остановиться и застыть, пребывая лишь в качестве стороннего наблюдателя. Гармония природы прекрасна в своем проявлении.
А тем временем мирские порядки и правила в мире людей, все так же существуют. На перевале часто стоят пограничники и у всех путешественников проверяют документы, ведь это пограничная зона. Поэтому ни в коем случае не забывайте их брать с собой. Показав удостоверения погранцам и пообщавшись с ними, мы начинаем спускаться в долину реки Кора. Спуск и подъем на перевал является самым сложным участков в этой поездке. На пути большие каменные валуны, узкая дорога, что доставляет трудности разойтись со встречной машиной, ну и конечно же затяжные спуски/подъемы.
Мы с Ромой ехали первыми, в некоторых местах приходилось выходить и убирать камни, да и просто смотреть снаружи на преодоление каких-то особо сложных участков, чтобы не повредить автомобиль. За нами следом ехал Женя на CRV (прозванном ими же Сервант), а замыкающим был Антон, контролирующий сзади всю процессию. Связь держали по рации. Вовка вышел из машины снимать спуск на камеру, а мы не спеша, с Ромой и Светой доехали до конца основного спуска. По рации услышали плохую новость, за Антоном ехали уже 2 вышеупомянутых Рекстона, и один из них каким-то образом на повороте, допустил ошибку и машина перевернулась. Наши ребята с СРВ и Ланд Ровера сразу пошли туда на помощь, благо все пассажиры были целы, но пребывали естественно в легком шоке. После продолжительного пребывания наших друзей там, они сообщили, что перевернуть машину самостоятельно представляется затруднительным и есть большой риск, что она дальше улетит с дороги по склону вниз. После совещаний пострадавшие решили ждать помощь от местных, мы уже ничем помочь не могли и поехали потихоньку дальше.
Хочу сразу заметить, что я сам не присутствовал там в момент переворота и веду свой рассказ после пересказов друзей. Поэтому если я непреднамеренно что-то упустил, либо же исказил, прощу прощения. Грубо говоря, я просто обрисовываю ситуацию, что там случилось, которая и является непреложным фактом – машина перевернулась. Пока мы ждали внизу, переговаривались с нашими друзьями по рации, дополнительной помощи от нас не требовалось. На встречу, т.е. на подъем ехала Нива с местными ребятами, мы их остановили и предупредили, что они не смогут заехать наверх из-за перекрытой дороги.
Кстати получается, что дорога была заблокирована в оба направления, никто проехать бы не смог, пока машину не уберут. Местные поехали в юрту рядом расположенную и вроде как впоследствии они принимали участие в помощи. А мы тем временем продолжили путь к водопаду Бурхан-Булак. Последние километры тоже нелегкие, большие и глубокие лужи, в этот раз преимущественно высохшие из-за долго длившейся засухи. Само тяжело было, конечно же Жене на кроссовере, он был очень внимателен и сосредоточен на дороге. У водителей уже накоплена общая усталость от дороги, именно это и сулит часто проблемы. Внимание рассеивается, и ты хочешь только одного, доехать быстрей.
Но наши водители опытные ребята и они сосредоточены максимально.  Кстати из изменений после крайней поездки, (в 2014-2015?) сошел сель прямо на дорогу, но ее прочистили и есть такой участок проезжаемый через селевой вынос по большим камням.
 
В период нашей поездки тоже была вероятность схода какого-нибудь селя, т.к. стояла небывалая жара для горной местности. Если бы прошли сильные осадки, то с вероятностью 90% сель было бы не миновать. Но у нас погода идеальной простояла все 4 дня.
Так вот и приехали (вновь) уже под вечер. С одним большим преимуществом, завтра нам возвращаться не надо. Поставили лагерь, поужинали, пожгли костер, обсудили все приключения текущего дня и завалились спать. Тот редкий случай, когда можно выспаться и завтра вставать рано не надо ))
 
День 2: Хорошенько выспавшись и плотно позавтракав, мы отправились в наше пешее путешествие. Сегодня только неспешные прогулки по округе в ленивом темпе. От места стоянки машин до водопада идти совсем недолго. И вот он, во всей своей красе открылся перед нами. Снизу виден только один каскад, но он является самым основным, большим и красивым. В нашей группе, для четверых человек он предстал впервые, а именно: Вовке, Свете, Жене и Олесе. Кто-то впечатлен, кто-то менее впечатлен, но равнодушных нет.
На улице стоит духота, что нехарактерно для этого места, а значит нужно лезть в воду, под холодный и сильно бьющий душ. Смелых к сожалению немного и только мы с Олесей, погружаемся в ледяные воды и брызги этого творения природы. Горная водичка, как всегда бодрит.
Налюбовавшись водопадом, возвращаемся назад. Времени еще много и мы пошли дальше по дороге, которая ведет к строениям.
Придя туда узнаем что это лагерь (домики отдыха) с немецкой надписью на входе. На территории стоят деревянные домики, качели, есть душ и туалет. Мы пошли искать хозяев, любопытство однако, решили все разузнать. Я преследовал свои цели, ведь не все туристы любят ночевать в палатках, а предпочитают домики с комфортом и санузлом.
Мне нужно было все узнать для будущей разработки тура в эти края. Описание будет ниже, в разделе лагерь. Мы пообщавшись с хозяевами, узнав у них же о 2 маршрутах, пошли по одному из них в сторону озера, а второй оставив под вечер. Алиса с Олесей конечно же не преминули воспользоваться качелями, чтобы ощутить восторг полета. Что с них взять, девчонки:)
А мы пошли дальше по дороге, в сторону предполагаемого озера. Дорога местами густо заросла высокой травой.
Шли мы так и шли под палящими лучами полуденного солнца, поняли что до озера не дойдем (а посмотрев потом карту, я понял что оно действительно далековато и мы бы не дошли) , ведь у нас еще на вечер программа сходить во второй маршрут через лагерь по тропе, чтобы увидеть водопад сверху. Поэтому устроились на обед, покушали и отдохнули и пошли назад. Бобрята нашли остаток лавины, что-то там изучали и охлаждались ей же.
 
Вернувшись в лагерь, отдохнув еще раз, мы выдвинулись во второй запланированный маршрут. Посмотреть на верхние каскады водопада. Под вечер пошли, потому что хотели застать закат наверху, не совсем у нас это получилось. Как и писал выше тропа идет через лагерь. Сначала по каменному выносу, затем она переходит на грунтовую почву и идет в зарослях травы.
Везде есть туры, поэтому будьте внимательны и идите по ним. На грунтовом участке пути, хорошая натоптанная тропа.
В целом тропка идет траверсом и постепенно выводит наверх, откуда уже виден водопад. Верхняя его часть. По тропе можно также спуститься к водопаду и лицезреть его верховья. Верхние каскады конечно не такие впечатляющие и грандиозные, как первый и основной каскад, но все равно для общей картины всего водопада сходить можно и нужно.
Отличным бонусом там является замечательное место для фото, которое нашла Алиса. Выступ, за которым обрыв и изумительный вид на Коринское ущелье.
Правда заката мы не дождались и спускаться начали раньше, в связи с чем не получилось сделать шикарных фотографий. Но кто умеет ждать и дружит с техникой, может получить великолепные кадры с тех ракурсов. А мы пошли в лагерь до заката и темноты, быстро спустившись.
Изначально кстати казалось что идти туда дольше, по факту оказалось, на подъем чуть больше часа, на спуск и того меньше. При условии хорошей физухи конечно. Но и при плохой за 3-4 часа можно легко сходить от лагеря до лагеря. Вернувшись в наш уютный уголок, ребята, которые остались внизу поставили мобильный душ и уже опробовали его, те кто пришел из вечернего похода встали в очередь. Еще бы, ребята накипятили горячей воды для комфортного мытья. Я не захотел ждать и по привычке сходил, ополоснулся в природном холодном душе, а именно в реке Кора. Вот что по-настоящему бодрит. Окончание дня, как водится с костром, вкусно приготовленной пищей и душевными разговорами.
 Сегодня выполнили программу максимум, для себя поняли, что одного дня для прогулок по ущелью достаточно, все посмотрели и все изучили основное. Приходившие в голову планы еще во время первого дня тяжелого спуска с перевала, окрепли в головах сотоварищей и возвращаться было решено завтра. Основной целью было взять перевал, переживали мы именно за Женю на CRV, как его туда будем поднимать. Поэтому и решили уехать пораньше, на случаи форс-мажора, а Женя еще и домой собирался в 3-й день.
 
3 день: Выспавшись как следует и позавтракав выдвигаемся в обратный путь.
По пути заезжаем к большому камню, т.к. до этого мы проехали мимо него не останавливаясь. Решили посмотреть и сфотографироваться возле него на обратном пути. Этот камень имеет свою легенду-миф, впрочем, как и сам водопад Бурхан-Булак, но об этом я напишу ниже, отдельно. После короткой остановки возле камня, едем дальше. Назад ехать всегда легче, ведь мы отдохнувшие и выспавшиеся, а основная тяжелая дорога проходит в начале. Погода с утра снова солнечная и температура выше нормы для этой местности. Для экипажа «Серванта» сегодня тяжелый день, предстоит подъем на перевал. Многие тоже выехали назад именно в третий день, поэтому машин достаточно, все потихоньку подъезжают к перевалу. Уместным наверно в этой части повествования рассказать о Рекстонах.
Еще в первый день, нам вечером сообщили, что машину благополучно перевернули, дорогу освободили. Второй экипаж, оставшийся целым съездил за жидкостями для перевернувшегося автомобиля, и как я понял, он уехал даже своим ходом. Могу ошибаться, но вроде так. В общем, с ребятами все в порядке, надеюсь, у них была хорошая страховка, которая покроет часть ущерба, причиненного кузову автомобиля. Мы же подъехав к перевалу, остановились перед затяжным и крутым подъемом. Антон немногим позже зацепил Хонду СРВ на трос, ведь было ясно, что без помощи он точно не заедет. Не вижу смысла описывать процесс заезда наверх, лишь коротко пройдусь. Местами были большие валуны, где СРВ категорически не хватало клиренса, машина грелась все также, как и в начале.
 
Буксовали и джиперы, Антон т.к. тянул дополнительный авто, а у Ромки не работала «понижайка», ехал просто на полном приводе. Тут еще нужно отметить, что у двух внедорожников АТшная резина, предназначенная для легкого бездорожья и камней. На стоковом джипе с шоссейной резиной, заехать наверно в разы проблематичней. Так или иначе мы заехали наверх и затащили Хонду СРВ, только тут все вздохнули с облегчением.
Заехали авто все целые и невредимые, что вселяло радость в участников, в особенности в экипаж «Серванта». Я лично от себя хочу добавить профессионализм Жени на СРВ, у него к счастью был хороший опыт, имел до этого джип и даже участвовал в соревнованиях в данном классе. Это и явилось основным критерием удачного спуска в ущелье и заезда на перевал без потерь. Менее опытный водитель я уверен уже бы повредил авто (данной марки и комплектации) где-нибудь в начале пути бездорожного отрезка. В данном случае сыграл опыт и профессионализм водителя.
Переведя дух, поехали до «Оперы», чтобы там плотно пообедать и ехать дальше в поисках места для еще одной ночевки для двух экипажей. Женя с Олесей собирались ехать домой. Встав на озере, пофотографировав бесстрашных лошадей, которые не хотели уходить, полюбовались видами и отдохнув, как следует, поехали дальше.

Тут дорога уже намного проще, да плюс ко всему на последнем броде ушли по дороге, которая идет левее. Тем самым наконец-то выехали на верную дорогу (по пути еще остановив Газель и уточнив верным ли курсом идем) и доехали до трассы. Здесь подъемы и спуски намного легче, чем тот которым мы заезжали в начале нашего пути и в прошлом.
На трассе распрощались с экипажем «Серванта» и поехали искать место на одну оставшуюся ночевку. Место нашли так себе, да и рядом ничего хорошего не было. Это было относительно нормальное место возле речки. Поставили лагерь, разожгли костер, поужинали и пошли спать. Все дни стояла нехарактерная жара, и даже возле речки ночью в палатке было очень душно. Притом, что я спал с открытым входом и тамбуром.
 
4 день: 
Здесь особо нечего рассказывать. Хотели утром подольше поспать, ведь торопиться нам не нужно было. Но из-за жары все встали рано, позавтракали, собрались и в путь домой. Оставшийся отрезок проходит уже по трассе, без ям и хорошим скоростным режимом. В 4runner-е нам хорошо и комфортно, кондиционер охлаждает. Просто всю это прелесть я ощутил, когда мы уже перед Капчагаем остановились размять косточки и сходить по нуждам.
Выйдя из машины почувствовал себя, на раскаленной сковороде. Спертый горячий воздух и жестокая духота. Градусник в машине показывал +41C. Вот в такое пекло мы возвращались назад. В горах оно к счастью хоть не так сильно пекло, хотя тоже для той местности температура стояла намного выше средней. Зато 4 дня идеальной погоды, дало в полной мере насладиться этим райским уголком, что в свою очередь является редкостью для той местности.
Подъезжая к городу, я уже в мыслях весь был в походе на Талгар. Думал о том, что же ожидает нас, да еще и 13 дней. Поляки расширили программу, и Юра дополнил ее верховьями Тургеня, где я не был еще. В общем, не успев окончится одно замечательное автопутешествие, впереди маячило уже другое, более опасное, автономное и тем самым, конечно же, более манящее приключение. Лето одно сплошное путешествие, за что я его бесконечно люблю.
 
P.S. Спасибо друзьям за эту поездку на Бурхан-Булак, я рад что она все-таки состоялась. Я там отдохнул физически и морально. По окончанию был полон сил и энергии. Такие поездки без сомнения нужны.
  
Мифы и легенды: 
Как известно не одно значимое туристическое место не обходится без мифов и легенд. Ведь это некое «подобие истории», передающееся из поколения в поколение. И не найдешь уже виновного, кто первым обладал обширной фантазией, либо пил «чай» из особых трав, которое влияло на сознание, изменяя его. 
Либо просто творческому человеку, хотелось внести лепту в этот мир, мечтая о том, чтобы его выдуманная (либо не выдуманная) история, сохранилась в памяти людей и продолжала свое шествие по земле. 
Эта замысловатая подводка неспроста. Ведь и водопад Бурхан-Булак и святой камень имеют свои легенды и мифы. И раз уже я пишу здесь о них, значит все идет по плану и народная молва передает нам эти сведения. Я уж откровенно говоря и не помню, вначале услышал я от кого-то эти истории в свою первую поездку или вычитал где-то. Сути это не меняет, итак:
Водопад Бурхан-Булак. 
Некогда в этих краях проживал юноша именуемый Бурханом, был он бедным и простым парнем, но с чистой душой и открытым сердцем. И однажды он встретил девушку, именуемую Корой (Коринское ущелье) , которая покорила его сердце и навсегда запала ему в душу. Девушка была из богатой семьи, что и явилось неким камнем преткновения. Родители категорически не желали родниться с бедняками. 
Также как и не жаловали девушку родители Бурхана, за ее буйный (читай бурный) характер. Одна из версий гласит, что парня заточили высоко в горах в скале (где ныне и протекает водопад), а он терзаемый душевными муками от своей любви и безысходности превратился в водопад, символизируя всю человеческую боль от жестокой несправедливости любви. Но девушка Кора тоже питала искренние чувства к парню и она в свою очередь бросилась со скалы в его «объятия», после чего они слились воедино. Отныне они одно целое. Инь-Янь. Водопад Бурхан Булак и Река Кора…
   
Джунгария, Джунгарский Алатау
Джунга́рский Алата́у, Джетысуйский Алата́у, Семире́ченский Алата́у (каз. Жетісу Алатауы, кит. 准格尔阿拉特, монг. Алаг Уул) — горная цепь, расположенная на границе Алматинской области Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, между рекой Или и озером  Алаколь. Назван по имени близлежащей пустыни. Протяжённость — 450 км, ширина от 50 до 90 км, высота до 4622 м (пик Семёнова-Тян-Шанского). В горную систему входят хребты Каратау, Токсанбай, Баскантау, Беджинтау и другие.
В восточной части гор находятся Джунгарские ворота — проход, который в течение многих веков использовался для вторжения в Среднюю Азию. Ветры, дующие через Джунгарские ворота, входят в число самых мощных ветров на территории СНГ. Сайкан — в переводе с китайского «властелин лугов», или, согласно другому переводу, «кровавый ветер», ветер-разрушитель, дует со стороны Казахстана в Китай, и Эби — дует со стороны озера Эби-Нур с территории Китая в Казахстан.
Исследование в доисторическом и историческом поселении Мукри (Mukri) в предгорьях Джунгарских гор Восточного Казахстана оспаривает представление о том, что поселения скотоводов того времени существовали в изолированной среде. Находки из Мукри (в том числе импортированные из далёких регионов) предлагают, рассматривать его как стратегически расположенный узел в динамическом контексте скотоводческой деятельности. ДНК овец и коз из поселения Дали (Dali) эпохи бронзы (2700 лет до нашей эры) показало, что они имеют  ближневосточное происхождение. Чтобы кормить их зимой местные скотоводы выращивали в Дали, Тасбасе (Tasbas) и Бегаше (Begash) одомашненное в Китае просо, а значит скотоводство распространялось во Внутреннюю Азию через Внутренний азиатский горный коридор [en] (IAMC) ещё до притока людей с западно-степным происхождением (ямная или афанасьевская культура).
Как любой другой горный район, Джунгарский Алатау изобилует широко разветвлённой речной сетью — Лепсы, Тентек, Аксу, Каратал, Кора и многочисленными озёрами. В 15 км от села Лепси на высоте 1635 м над уровнем моря находится живописное озеро Жасылколь. Самый протяжённый ледник хребта — ледник Абая (около 10 км), наиболее типичный — Ледник Берга.
   
   
________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Самый высокий водопад в Казахстане 
 Советский Кахахстан. — Казахское государственное издательство художественной литературы, 1959. — 540 с.
Бурхан-Булак — самый высокий водопад Казахстана. yvision.kz. 
Иващенко А.А. Заповедники и национальные парки Казахстана. — Алматы: «Алматылкітап», 2006.
Иле-Алатауский государственный национальный природный парк. — Алматы, 2015.
Водопад Бурхан-Булак. Сайт туризма Алматинской области.
https://adrenalinicsilence.kz/avtoputeshestviya/vodopad-burxan-bulak/
портал Природа Казахстана.
Липский В. И. Путешествие в Джунгарский Алатау. — Л., 1924.
Голоскоков В.П. Флора Джунгарского Алатау (конспект и анализ). — Алма-Ата, 1984.
Джунгарский Алатау в книге: Н. А. Гвоздецкий, Н. И. Михайлов. Физическая география СССР. М., 1978.

 

ВложениеРазмер
burhan-bulak (1).jpg317.86 КБ
burhan-bulak (2).jpg192.79 КБ
burhan-bulak (3).jpg128.73 КБ

Комментарии

Бурхан-Булак

водопад Бурхан-Булак не самый большой водопад в Средней Азии, есть несколько водопадов в Киргизии - особенно в Тянь-Шане, которые будут выше и мощнее, просто
Бурхан-Булак доступен для поездок, особенно из Алма-аты, практически до водопада можно доехать на неподготовленном вседорожнике.
Особенно интересен водопад в весеннее время и в период дождей - тогда приток воды резко возрастает и водопад превращается в ревущий горный поток.
Как у водопада, так и на автомобильной стоянке вполне можно разбить лагерь и поставить палатки. Недалеко от водопада Бурхан-Булак есть небольшая пещера, координаты пещеры можно найти на сайте Алмаатинского спелеоклуба. Пещера несложная, вполне можно посетить даже слабоподготовленному туристу.

Отправить комментарий