Вифлеем

Вифлеем

Более 2000 лет назад в тесной пещере палестинского города Вифлеем родился Иисус Христос.

С тех пор маленький населенный пункт неподалеку от Иерусалима стал мировым центром притяжения паломников, туристов и исследователей.

О городе Христа, исторические факты, библейские события и современные святыни Вифлеема – в нашем материале.  

 

Считается, что впервые город упомянут в Амарнском архиве (1350—1330 до н. э.), когда им владели хананеи. В Вифлееме, согласно ветхозаветной первой книге Царств, родился и был помазан на царство царь Давид, поэтому город также именуется городом Давидовым. Согласно Евангелию, Вифлеем является местом рождения Иисуса Христа, почему почитается христианами как второй по святости после Иерусалима. Во II веке город был разрушен императором Адрианом во время восстания Бар-Кохбы; его возрождению способствовала императрица Елена, мать Константина Великого, повелевшая в 327 году построить большой храм Рождества Христова. В 529 году храм был сильно повреждён самаритянами, ограбившими его в ходе восстания, но позже был отстроен императором Юстинианом I.

В 637 году Вифлеем был завоёван мусульманами, правление которых продолжалось в городе до завоевания его крестоносцами в 1099 году, заменившими местное православное духовенство латинским. В середине XIII века мамлюки разрушили стены города, которые в начале XVI века были отстроены османами. После Первой Мировой войны власть в Вифлееме перешла от османов к британцам. В 1948 году, в ходе арабо-израильской войны, город был занят Трансиорданией, а позднее, в ходе Шестидневной войны (1967) — Израилем. С 1995 года, согласно Соглашениям в Осло, Вифлеем полностью управляется Палестинской национальной администрацией.

 Сегодняшний Вифлеем — город преимущественно мусульманский, но по-прежнему остающийся домом для значительной части палестинской христианской общины. Экономика города развивается главным образом за счёт туризма, достигающего своего пика в рождественский сезон, когда христиане, как и в последние две тысячи лет, совершают паломничество к Святому Вертепу. В Вифлееме расположено более 30 гостиниц и 300 ремесленных мастерских. У северного въезда в город расположена гробница Рахили — важная святыня иудаизма, христианства и ислама.

                                                                             город Вифлеем                                                           

История города Вифлеем

Древнейшие археологические артефакты, найденные на территории современного Вифлеема, принадлежат к эпохе бронзового века (XVIII-XVII вв. до н.э.). Город на западном берегу реки Иордан никогда не был крупным, но тесно связан с рядом персонажей библейской истории и, конечно, с Иисусом Христом.

«Вифлеем» с еврейского переводится как «Дом хлеба». Рождение Спасителя в городе с данным названием очень символично: значение слов из молитвы Господней «хлеб наш насущный» экзегеты толкуют и как «духовный хлеб», подразумевая Тело и Кровь Христа.

В архивах Тель-Авива сохранились сведения, что в 1350—1330 до н. э. Вифлеем носил название Бит-Лами и был населен финикийцами. В третьем тысячелетии жители города построили языческий храм на возвышенности, в наше время известной как холм Рождества Христова. Вифлеем находится менее чем в 10 километрах от Иерусалима. Именно на этом пути была похоронена супруга ветхозаветного патриарха Иакова Рахиль.

 

Люди и события

Рахиль

Рахиль и ее сестра Лия были дочерями дяди Иакова Лавана. Рахиль отличалась красотой и дерзким нравом. Она не раз спорила с Богом, если события складывались не так, как ей хотелось. Лия же уступала сестре во внешности, но была доброй, скромной и кроткой девушкой. Иаков, приехавший к Лавану свататься, выбрал себе в жены Рахиль, за что вынужден был служить у дяди целых 7 лет. Путем обмана Лаван выдал за племянника Лию. Но Иаков не смог смириться с этим, и взял себе в жены и Рахиль.

Рахиль умерла на пути в Вифлеем во время родов сына. Она была похоронена «у дороги», на въезде в город. Гробница жены Иакова сохранилась до наших дней и стала центром паломничества для иудеев. Рядом с захоронением Рахиль находится арабское кладбище, и место также пользуется почитанием у мусульман.

Ветхозаветный пророк Иеремия иносказательно упоминал Рахиль, рассказывая о событиях эпохи Вавилонского плена:

«Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет»

(Иер. 31:15)

В VI веке до н.э. страна иудеев находилась в подчинении Вавилонского царства. После очередного восстания царь Навуходоносор II принял решение «обезглавить» Иудею: казнил ряд представителей знати, пленил правителя страны и принудительно вывел в Вавилон десятую часть еврейского населения. Пророк Иеремия также оказался в плену вавилонян, но был освобожден. Город Рама, о котором говорит пророк, находится севернее Иерусалима на возвышенности. С его холмов открывался вид на опустевшую Иудею. Рахиль вспоминалась как мать всех иудеев, горько сожалеющая об их пленении.

Слова пророка о «горьком плаче» Рахили вспоминались и евангелистом Матфеем в новозаветное время. Когда царь Ирод узнал о рождении Иисуса, он испугался, что Младенец будет претендовать на его власть. Иудейский правитель отправил в Вифлеем войска с приказом убить всех детей в возрасте до 2-х лет. Иосиф Обручник, Пресвятая Мария с Маленьким Христом смогли сбежать, а 14 000 младенцев были жестоко убиты. В Православной Церкви невинно убиенные дети почитаются в лике мучеников.

 

 

Псалмопевец

Иисус Христос был потомком царя Давида, известного православным христианам как создатель сборника Божественных гимнов – Псалтыри. Давид также был уроженцем Вифлеема.

Юный Давид прославился в своем народе после героической победы иудеев над филистимлянами. Будущий еврейский царь в буквальном смысле «проходил мимо» поля боя. Перед войсками иудеев, поигрывая оружием, прогуливался огромных размеров воин по имени Голиаф. Голиаф вызывал на бой самого сильного из евреев, но никто не решался с ним сразиться. Филистимлянин насмехался над иудеями и хулил Бога. Именно это задело юного Давида, который вышел против Голиафа без щита и меча, а с метательным орудием и убил великана точным попаданием камня в лоб. Филистимляне бежали, иудеи торжествовали, а царь Саул сделал Давида полководцем. Позже, после смерти иудейского правителя, Давид был помазан на царство.

 

В роли царя пророк также преуспел: Израильское царство стало единым государством, а Ковчег Завета – главная иудейская святыня, была перенесена в Иерусалим. Впоследствии для нее сыном Давида Соломоном будет построен Иерусалимский храм. Однажды царь Давид согрешил, вступив в связь с женой своего полководца. За совершенный грех псалмопевец расплачивался всю жизнь.

Раскаиваясь о содеянном, Давид написал ряд псалмов, легших в основу Псалтыри. Сегодня эта книга стала универсальной в жизни православного человека: она применяется и как богослужебная, и как назидательная, и как читаемая во всякой нужде верующими в домашних молитвах.

С Вифлеемом связано также имя прабабушки царя Давида, Руфи. Руфь была язычницей из народа моавитян, но позже вышла замуж за иудея Вооза и приняла веру в Единого Бога. В Ветхом Завете описывается, что в окрестностях Вифлеема девушка собирала колоски пшеницы. О событиях из жизни прабабушки царя Давида подробно рассказывает одноименная ветхозаветная «Книга Руфи».

 

 

Рождество Христово

Безусловно, главным событием, которым знаменит Вифлеем, было, есть и будет Рождество Иисуса Христа.

В 63 году до н.э. римские войска под командованием Помпея Великого захватили Иудейское царство. Страна превратилась в провинцию Римской империи, а еврейские правители отныне становились вассалами императора. Форма управления и территориальное деление Иудеи постоянно менялись, в итоге местность вошла в состав Сирии. После административных реформ римский наместник Квириний решил провести на подвластных ему землях перепись населения. Делалось это с целью учета потенциальных налогоплательщиков. Согласно распоряжению Квириния, жители Сирии должны были явиться в города, из которых происходил их род и пройти процесс переписи.

Из рода царя Давида, уроженца Вифлеема, происходили Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица. По призыву римских властей они отправились на родину предков. Перепись была масштабной, и, прибыв из Назарета в Вифлеем, Иосиф и Мария заночевали в пещере, поскольку городские гостиницы были переполнены.

Здесь-то и появился на свет Спаситель мира, Младенец Иисус. Вскоре после рождения Христа пастухам из предместий Вифлеема явился ангел, сообщил о великом событии и направил в пещеру к Новорожденному. Вслед за появлением одного ангела евангелист Лука описал появление всего небесного воинства, которое торжественно произносило слова, ставшие одним из гимнов праздника Рождества:

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

(Лк. 2:14)

 

Рождество Христово, Греция. Современная фреска         Вифлеем                                                         

Рождество Христово

Пастухи разыскали пещеру, сообщили родителям Иисуса о необычном явлении и в восторге среди ночи отправились рассказывать жителям Вифлеема о рождении Мессии. 

Знамение в виде яркой звезды заметили волхвы (маги) из страны, восточнее Иудеи. Они расценили событие как знак свыше и направились прямиком к царю Ироду, убежденные в связи правителя с Иисусом. Царь лишь развел руками, но попросил волхвов сообщить, где находится Христос. Восточные маги вышли из дворца и проделали путь до Вифлеема, сопровождаемые таинственной путеводной звездой.

Иосиф и Мария к тому моменту уже нашли себе приют в доме. Прибыв в Вифлеем, волхвы принесли Новорожденному знаменитые дар: золото – как царю, ладан – как священнику, смирну – как тому, кто должен умереть. Поклонившись Христу, волхвы возвратились в свою страну, не став возвращаться к Ироду.

Ирод был разгневан, так как считал, что Христос – претендент на его царскую власть. Страх лишиться титула заставил Ирода пойти на убийство нескольких тысяч младенцев. Гнев иудейского царя не коснулся семьи Иисуса, так как ангел явился Иосифу Обручнику и велел ему вместе с семьей бежать в Египет.

Рождество Христово стало одним из величайших событий в человеческой истории, так как через него Бог вошел в мир людей и своим примером показал дорогу к обретению вечного счастья в земной и загробной жизни.

 

После Христа

В 132 году в Израиле произошло антиримское восстание Бар-Кохбы, которое было подавлено и сопровождалось разрушением еврейских городов. Эта участь постигла и Вифлеем. Город находился в запустении до времен императрицы Елены, христианки, которая отправилась на Святую Землю в паломничество и активно помогала строительству храма Рождества Христова над пещерой, бывшей местом рождения Спасителя.

В VI веке базилика Рождества была разрушена восставшими самарянами, но церковь восстановили при императоре Юстиниане. 100 лет спустя Вифлеем захватили персы, но храм был оставлен неприкосновенным. На протяжении многих столетий город переходил из рук в руки крестоносцев и сарацин, а духовенство, в зависимости от политической обстановке, менялось с латинского на православное. Вифлеем подвергался регулярным разрушениям, но храм Рождества оставался невредимым.

Сегодня Вифлеем является городом в составе Палестинской автономии. На территории города проживают как христиане, так и мусульмане. Несмотря на пестрый этнорелигиозный состав Вифлеема и напряженную обстановку на Ближнем Востоке, город открыт для паломников и туристов со всего мира, а жителей гости характеризуют, как радушных хозяев.

   

 Новейшее время - Вифлеем

В 1918 году, в ходе Первой мировой войны, Вифлеем был занят британскими войсками. В 1920—1948 годах город управлялся Британским мандатом. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1947 года о разделе Палестины Вифлеем был включён в особый международный анклав Иерусалима, долженствовавший управляться Организацией Объединённых Наций. Город был занят Трансиорданией в ходе арабо-израильской войны 1948 года. 

Многие беженцы из районов занятых израильскими войсками в 1947—1948 годах, бежали в район Вифлеема, в основном поселившись в местах, официально ставших именоваться лагерями беженцев Эль-Азза (Бейт-Джибрин), Аида на севере, и Ад-Дахиша на юге. Приток беженцев заметно преобразовал христианское большинство Вифлеема в мусульманское.

Трансиордания сохраняла контроль над городом до Шестидневной войны 1967 года, когда Вифлеемом, вместе с остальной часть Западного берега, овладел Израиль. В 1995 году Израиль передал его Палестинской национальной администрации согласно мирным соглашениям в Осло. Израильские войска были выведены из Вифлеема, а через три дня город перешёл под полный административный и военный контроль ПНА. Во время Второй палестинской интифады 2000—2005 годов был нанесён ущерб инфраструктуре и туристической индустрии Вифлеема. В 2002 году это была первая боевая зона операции «Защитная стена», крупного военного контрнаступления Армии обороны Израиля. В ходе контрнаступления силы АОИ осадили базилику Рождества Христова, где искали убежища около 200 арабов, включая палестинских боевиков, захвативших в заложники около 60 священнослужителей Базилики. Осада длилась 39 дней. Несколько боевиков были убиты. В конечном итоге было заключено соглашение об изгнании 13 разыскиваемых боевиков в разные зарубежные страны и 26 — в Сектор Газа.

Сегодня город окружён двумя объездными дорогами для поселенцев, вследствие чего местные жители стеснены 37 еврейскими анклавами, где проживает четверть всех поселенцев Западного берега, около 170 тыс. человек, и промежутком между двумя дорогами, заграждённым восьмиметровой стеной Израильского разделительного барьера, отсекающего Вифлеем от Иерусалима.

 

Население Вифлеема

Общая характеристика

В начале XVI века, согласно османским налоговым отчётам, христиане составляли примерно 60 % населения Вифлеема, а численность мусульман и христиан в городе сравнялась к середине XVI века. Однако к концу века среди зарегистрированных 287 взрослых налогоплательщиков мусульмане не числились. Христиане, как и все зимми по всей Османской империи обязаны были платить налог джизья. В 1867 году американский посетитель сообщает, что в городе обитают от 3 до 4 тыс. человек, из которых около 100 были протестантами, 300 — мусульманами, а «остальные принадлежали к латинским и греческим церквям, в том числе несколько армян». В другом докладе того же года христианское население составляет 3 тыс. человек, а остальные 50 — мусульмане. Источник 1885 года оценивал население города в около 6 тыс. «главным образом христиан, латинян и греков», причем евреев в городе не было.

В 1948 году религиозный состав города составлял 85 % христиан, в основном православных и римокатоликов, и 13 % мусульман. В переписи 1967 года, проведённой израильскими властями, в Вифлееме насчитывалось 14 349 жителей, из которых 7 790 мусульман составляли 53,9 % населения, в то время как христиан разных конфессий числилось 6 231 или 46,1 %.

По переписи Палестинского центрального статистического бюро (ПЦСБ) 1997 года, в городе проживало 21 670 человек, в том числе в общей сложности 6 570 беженцев, что составляло 30,3 % населения города[]. В 1997 году возрастное распределение вифлеемлян составляло 27,4 % младше 10 лет, 20 % — 30—44 года, 12,1 % — 45—64 года и 5,3 % — за 65 лет. Мужчин числилось 11 079, женщин — 10 594. Согласно переписи ПЦСБ 2007 года, в Вифлееме насчитывалось 25 266 человек, из которых 12 753 — мужчины, а 12 513 — женщины. Числилось 6 709 единиц жилья, из которых 5211 были домохозяйствами. Средняя численность семьи составляла 4,8 члено.

 

Христианское население

После мусульманского завоевания Леванта в 630-х годах местные христиане обарабились, хотя большинство были этническими арабами из гассанидских родов. Два крупнейших арабских христианских рода Вифлеема прослеживают свою родословную к Гассанидам, в том числе роды аль-Фарахия и ан-Наджара. Первые произошли от Гассанидов, переселившихся из Йемена и окрестностей Вади-Муса в нынешней Иордании, а ан-Наджара пришли из Наджрана. Другой вифлеемский род, аль-Анатра, также прослеживает свою родословную к Гассанидам.

С годами доля христиан в городе неуклонно снижалась, в основном из-за эмиграции. Более низкая рождаемость христиан также объясняет некоторую часть спада. В 1947 году христиане составляли 85 % населения, но к 1998 году этот показатель сократился до 40 %. В 2005 году мэр Вифлеема Виктор Батарса объяснил, что «из-за напряжения, физического или психологического, и бедственного экономического положения многие люди эмигрируют, будь то христиане или мусульмане, но это более очевидно среди христиан, так как они уже являются меньшинством». Палестинская администрация официально привержена равенству для христиан, хотя бывали случаи насилия против них со стороны Службы превентивной безопасности и вооружённых группировок. На площади Яслей расположена мечеть Омара — единственная в Старом городе.

Начало Второй интифады и связанный с этим спад туризма также затронули христианское меньшинство, поскольку они являются владельцами многих гостиниц и услуг для иностранных туристов. Статистический анализ исхода христиан показал отсутствие экономических и образовательных возможностей, в особенности из-за положения христиан из среднего класса и высшего образования. Со времени Второй интифады 10 % христианского населения покинули город.

В 2006 году Палестинский центр исследований и культурного диалога провёл опрос среди христиан города, согласно которому 90 % сказали, что у них были друзья-мусульмане, 73,3 % согласились с тем, что ПНА относилась к христианскому наследию города с уважением, а 78 % назвали израильскую блокаду причиной исхода христиан. Однако вполне вероятно, что существует множество факторов, большинство из которых разделяются палестинским населением в целом.

 

Святыни Вифлеема

Пещера Рождества

Именно здесь от Пресвятой Богородицы родился Иисус Христос. При императрице Елене здесь появился подземный храм. Место рождения Христа отмечено в полу звездой с 14 лучами, символизирующую Вифлеемскую. Вокруг звезды расположены 16 лампад, принадлежащие разных христианским деноминациям, в том числе и православным. Над местом Рождества расположен престол и алтарь подземного храма, где регулярно служится Литургия. Проводить ее позволяется только представителям Православной и Армянской Церквей.

                                                   пещера Рождества Христова - Вифлеем                                                  

Макет Церкви Рождества Христова. Главная Базилика Рождества находится в ведении Православного патриархата Иерусалима. Она выглядит как обычная базилика в романском стиле, с пятью нефами, разделенными коринфскими колонами и апсидой в восточной части, где находится святая святых. Базилика представляет собой прямоугольник 53,9 метров в длину, неф 26,2 метра в длину, трансепт 35,82 метра в длину. Войдя в церковь, вы увидите четыре ряда колон, которых всего насчитывается 44.

Пещера представляет собой небольшую комнату, в которую ведут так называемые северная и южная лестницы, построенные еще во времена императора Юстиниана. В момент Рождения Иисуса пещера, скорее всего, выполняла хозяйственную функцию. Грот из известняка – обычное дело для Вифлеема, над ним, как правило, местные жители надстраивали дома. В самих пещерах содержался скот, о чем свидетельствуют сохранившиеся в стенах железные кольца для привязи. Подобная практика существовала в Вифлееме вплоть до XX столетия.

 

Пещера Иеронима Стридонского

Святой Иероним был римским священником, очень образованным человеком, которого интриги завистников и злопыхателей, вынудили покинуть город. Блаженный отправился на святую землю, где и прожил остаток своей жизни.

Иероним основал христианскую общину в Вифлееме, а сам поселился в пещере, соседствующей с Гротом Рождества. Затворничество стало для святого временем плодовитых трудов: Иероним составил новый латинский перевод Библии под названием Вульгата, признанный в более поздние века наиболее точным в Западной Церкви. Святой Иероним почитается в Русской Православной Церкви как блаженный, его память совершается 28 июня. Вход в келью Иеронима находится в западной стене Пещеры Рождества Христова.                                                 

Пещера Вифлеемских младенцев

Под Вифлеемом естественным путем устроена целая сеть подземных пещер. Еще одним святым подземельем считается Пещера Вифлеемских младенцев. Здесь покоятся останки убитых по приказу царя Ироду детей, а также кости убитых персами в VII веке христиан. Пещера младенцев также является местом паломничества верующих со всего мира. Перед их мощами людями молятся об умерших насильственной смертью детях, раскаиваются в совершенном грехе аборта.

На фото кости христианских мучеников, погибших в 614 году. Вместе с костями взрослых лежат и детские косточки.

Здесь же, в подземелье, находится одна из самых древних катакомбных церквей, относящаяся к IV веку.

 

Базилика Рождества

Над всеми перечисленными святыми пещерами расположена базилика Рождества Христова. Ее строительство в Палестине было закончено в 339 году при равноапостольном императоре Константине Великом. Храм Рождества уникален тем, что это единственная церковь, сохранившаяся в регионе с домусульманской эпохи. Под амвоном базилики расположена пещера, в которой родился Христос. Храм находится под совместным управлением греков, армян и католиков. С момента строительства храм богослужения здесь не прерывались. Престольным праздником и центральным торжеством в базилике является праздник Рождества Христова. Кроме святых пещера в храме находится еще одна почитаемая христианская святыня – Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.

 

Вифлеемская икона Божьей Матери

История создания образа восходит к первым векам христианства. Согласно преданию, евангелист Лука написал икону Пресвятой Богородицы, названной позже Иерусалимской. Образ находился в Византии, был передан в Россию и исчез после занятия Москвы войсками Наполеона в 1812 году. Икона относится к иконописному типу «Путеводительница».

Вифлеемская икона была написана в России. Основное ее отличие – улыбка на лице Богородицы. Точных данных о дате создания и передаче образа в базилику Рождества нет. По одной версии, это сделала императрица Елизавета Петровна Романова, исцелившись перед иконой от тяжелой болезни. Другое мнение говорит, что Елизавета – это преподобномученица, жена великого князя Сергея Александровича, расстрелянная большевиками в 1918 году. Известно, что великая княгиня также получила исцеление от болезни после молитв перед образом. С тех пор Вифлеемская икона находится в базилике Рождества Христова около спуска в пещеру, в которой родился Христос.

С молитвами к Вифлеемской иконе приходят не только христиане, но и мусульмане. Люди просят у Пресвятой Богородицы помощи в самых разных нуждах: выздоровления, благополучия, даровании детей при бесплодии. День памяти иконы установлен на 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

 

Молочная пещера

Здесь после Рождения Иисуса скрывались с Младенцем праведный Иосиф и Пресвятая Богородица в течение 40 дней. В эту же пещеру пришли на поклонение волхвы. Предание гласит, что когда Святая Мария кормила Иисуса грудью, несколько капель молока упали на темный камень, который полностью побелел.

Вся пещера отличается тем, что ее стены – молочно-белого цвета. И христиане, и мусульмане приходят сюда с молитвой и просьбами исцелить их от бесплодия. Первый храм над пещерой появился в V веке, но из-за запустения был выкуплен францисканцами в XIV столетии, с тех пор католикам.

  

 Туризм

Туризм является основной экономической отраслью Вифлеема. В отличие от других палестинских населённых пунктов до 2000 года, большинство занятых местных жителей не имели рабочих мест в Израиле. В промышленности занято более 20 % работающего населения. На туризм приходится примерно 65 % экономики города и 11 % — Палестинской национальной администрации. Ежегодно в город приезжают более 2 млн посетителей.

Базилика Рождества Христова — одна из главных достопримечательностей Вифлеема, привлекающая христианских паломников. Она стоит в центре города, на площади Яслей, над гротом или пещерой, называемой Вертепом Рождества, где, по преданию, родился Иисус Христос. Рядом обретается Молочная пещера (Млечный вертеп), где, по преданию, Святое семейство укрылось во время бегства в Египет, и Богородица уронила капли Своего молока, а по соседству — пещера, в которой святой Иероним в течение тридцати лет писал Вульгату, латинский перевод Библии, господствовавший до Реформации.

В Вифлееме открыто более тридцати гостиниц. «Ясир Палас», построенный в 1910 году возле базилики, — старейший и один из успешнейших вифлеемских отелей. В 2000 году он был закрыт из-за израильско-палестинского конфликта и вновь открылся в 2005 году как дворец «Ясир Интерконтинентал».

 

Другие знаменательные места и достопримечательности Вифлеема

Центром Вифлеема считается Ясельная площадь, вокруг которой расположены христианские святыни. На площади расположена базилика Рождества и вход в святые пещеры. Здесь встречаются паломники и жители города.

На юго-восточной стороне базилики расположен греческий монастырь, на северной – францисканский.  В городе есть и «колодцы царя Давида» – резервуары, из которых пророку принесли воду воины во время битвы с филистимлянами.

На окраинах Вифлеема и вокруг него находится несколько монастырей. Самыми известными считаются Лавра Саввы Освященного, обители Феодосия Великого и Каранталь (Искушения). К ведению Русской духовной миссии на Святой Земле относятся монастырь Святой Троицы в Хевроне, подворье Иоанна Предтечи и скит Харитона Исповедника. На территории хевронской обители находится Мамврийский дуб, под которым праотец Авраам беседовал с тремя явившимся ему ангелами.

 

Лавра Саввы Освященного

К историческим достопримечательностям города можно отнести крепость Ирода Великого и пруды царя Соломона.

Вифлеем был и остается городом Рождества нашего Бога, Иисуса Христа, пришедшего к людям, чтобы показать им дорогу к вечной жизни и вечному счастью. Спустя 2000 все святыни города были сохранены Господом с тем, чтобы верующие могли прикоснуться к библейской истории и живому миру веры. Места и храмы, в которых сохранен отпечаток святости Христа и Богородицы, издревле помогали людям найти ответы на вечные вопросы и получить помощь в разрешении самых тяжелых вопросов. Вифлеем открыт для каждого человека, входящего в него с добрым сердцем и намерением встретить Бога. 

     

ВИФЛЕЕМ - РОДИНА ХРИСТА

Очерк написан в начале XX века

Вифлеем - отечественный город Давидов и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, - расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев - маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (Быт. 35:16; 48:7). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме [1], вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер. 31:15).

Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи - юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. 

И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (1Цар. 26:18). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят "филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду "во славу Господню" и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (2Цар. 23:14-17). Вслед затем он разбил на голову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся зиаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.[2]

 

Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, - рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 830 году Константин Великий построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием.

Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году почти совершенно уничтожен. Восстановлен он был только в последние столетия и сделался почти исключительно христианским городом. В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане по случаю восстания их из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового восстания их, был, по приказанию Ибрагима-паши, разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

 

В настоящее время в Вифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они - христиане. Главное занятие жителей - земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются эти вещицы также из коралла и из камня, который называется "свиньей" или "вонючим камнем" (соединение извести и горной смолы; этот камень добывается из Мертвого моря).

 

Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек - сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, - все это вместе образует на юго-вооточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.).

 

Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. Можно думать, что эта древняя базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменениями и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. Во всяком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стиля теперешнего здания и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. Если даже допустим, что храм Рождества Христова был значительно реставрирован Юстинианом (527-565 гг.), то и в таком случае это здание предотавляет собою образец древнего христианского исскуства. 

Конечно, и в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными. Так в XII в. стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского имп. Мануила Комнена (1148 - 1180 гг.); самый храм тогда был покрыт оловом. В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского). В конце XVII в. турки сняли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась еще раньше.

 

Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь. 

Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля здание, темный и разделен стенами на несколько частей. Из притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продолъных кораблей; причем средний корабль своею шириною (10, 40 м.) вдвое и даже больше превосходит боковые с одной и другой стороны; боковые корабли и ниже среднего. По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четыреугольную плиту; капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращенного; наверху имеют маленькие кресты, высеченные глубоко. 

По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Комнена; кроме того, есть изображение (семь) последних предков св. Иосифа (полуфигуры), важнейших Вселенских и Поместных Соборов, выше - группы украшений из ветвей с листьями, ликов ангелов на сводах и проч. Эта часть храма отделяется глухою стеною от третьей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери. Она представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырех углах их пересечение находятся четыре пилястра. В абсиде главного среднего корабля находится греческий алтарь и престол, отделенный от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом. 

Остатки мозаики по стенкам этой частй храма изображают различные событие из жизни Христа: в южном абсиде очень своеобразное изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде - изображение явления воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова: апостолы также без сияний; посреди апостолов находится Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достает.

 

Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время нравая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Самая пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее - 12 м. 40 см., ширина - 3 м. 90 см. и высота - 3 м. Вся пещера освещена 32-мя лампадами. Пол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены. В восточной нише находится престол, а над престолом серебряняая звезда с надписью на земле по латински: Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est (Здесь от Девы Марии родился Христос). Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, так много говорящую сердцу и уму христианина! Вокруг этой ниши горят 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам. Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о свете присносущном, о свете мира, некогда воссиявшем здесь!

 

Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере. Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа. Здесь же на западе находится латинский престол поклонения волхвов с изображением (позднейшего времени) этого события. Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. Екатерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ХV-го века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями. 

Пять ступеней вверх ведут в капеллу св. Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где будто бы св. Иосиф получил от ангела приказание бежать в Египет с младенцем Христом. Кроме всего этого весьма почитаются христианами, особено католиками, находящиеся в особых пещерах гроб блж. Иеронима (отца IV в.), гроб u престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц блж. Иеронима Павлы и ее дочери Евстохии и, наконец, келлия, где этот блж. Иероним провел 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг св. Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудами на пользу Церкви. Есть еще тут так называемая пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Богоматери; есть долина пастырей и селение пастырей - Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первые получить весть от небожителей о рождении Спасителя мира.

 

Все в этом святом месте овеяно духом великого события - рождения Христа, все здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, все побуждает склонить колена сердца пред величием неизреченной милости Сына Божия!

 

 

_________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

Беляев Л. А., Лисовой Н. Н. Вифлеем // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VIII. — С. 597-603. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.

Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь. — 2-е изд., стереотип. — М.: АСТ, Астрель, Русские словари, 2002. — С. 100. — 512 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-17-002938-2, ISBN 5-271-00446-5, ISBN 5-93259-014-9, ISBN 5-17-001389-2.

Hartmann, M. Die Ortschaftenliste des Liwa Jerusalem in dem türkischen Staatskalender für Syrien auf das Jahr 1288 der Flucht (1871) / M. Hartmann // Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins / Deutscher Verein zur Erforschung Palästinas; Deutsches Evangelisches Institut für Altertumswissenschaft des Heiligen Landes. — 1883. — Bd. 67, H. 4. — S. 102–149.

Singer, A. Palestinian Peasants and Ottoman Officials : Rural Administration Around Sixteenth-Century Jerusalem / Amy Singer. — Cambridge University Press, 1994. — 201 p. — ISBN 978-0-521-47679-9.

Taylor, J. E. Bethlehem // Christians and the Holy Places / Joan E. Taylor. — Oxford University Press, 1993. — 408 p. — ISBN 978-0198147855.

Vermes, G. The Nativity : History and Legend / Geza Vermes. — Penguin Press, 2006. — 192 p. — ISBN 978-0385522410.

Иосиф Флавий. Иудейская война" / перевод Я. Л. Чертка 1900 г., с введением и примечанием переводчика.

Иосиф Флавий. Иудейские древности.

Вифлеем — статья из Электронной еврейской энциклопедии

Вифлеем // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ред. Д. Вул, Отв. ред. Л. Дженнер-Клаузнер. — Вифлеем: Education Matters Ltd., 1995. — 218 c. (читать)

 

ВложениеРазмер
Bethlehem (1).jpg448.96 КБ
Bethlehem (2).jpg316.11 КБ
Bethlehem (3).jpg279.85 КБ
Bethlehem (4).jpg399.24 КБ
Bethlehem (5).jpg257.62 КБ
Bethlehem (6).jpg232.42 КБ
Bethlehem (7).jpg297.23 КБ