Великая Китайская стена

Великая китайская стена

Великая Китайская стена пролегает через северные регионы современного Китая и относится к крупнейшим архитектурным памятникам не только Поднебесной, но и всего мира. Больше того: это самое масштабное сооружение из всех когда-либо возведенных человеком.

По официальным данным, общая протяженность Великой Китайской стены с учетом всех ее ответвлений составляет 8851,9 км. Однако некоторые исследователи склонны считать, что на самом деле она почти в два с половиной раза длиннее – 21 тыс. км. 

 

 ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО КИТАЙ - ТУТ!

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.


Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.
 
Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое.

Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.
 
В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.
Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.
 
Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.
Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.
 
К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.
Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.
 
Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.
Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).
  
Где находится, Где начинается и заканчивается стена
Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.
 
Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.
 
Великая Китайская стена
Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.
 
Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.
 
Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.
Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.
 
Великая Китайская стена                                                                              
 
Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.
Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.
 
Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.
 
Великая Китайская стена                                                        карта                                 
Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).
 
От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».
 
В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.
 
Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.
Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.
 
Мероприятия по сохранению стены
Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.
 
Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.
 
Музей Великой Китайской стены
6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.
Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.
 
На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.
Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.
 
Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены
Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.
Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.
Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.
   
Как добраться
Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.
Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.
 
Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.
   
                                                                   восточная часть Великой китайской стены                         
Интересные  факты о Великой Китайской стене: 
Объект внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО; 
Некоторые участки стены были уничтожены современниками, потому что возникла потребность в местах для нового строительства; 
Это искусственное сооружение является самым длинным в мире; 
Достопримечательность не отнесена к чудесам Древнего мира; 
Еще одно название Китайской стены – «Фиолетовая граница»; 
Для всего мирового сообщества стену открыл в 1605 году европеец Бенту де Гойс; 
Кроме защитных функций, конструкцию использовали для введения государственных пошлин, контроля за переселением народов и учета внешней торговли; 
Многие известные политики и актеры посещали данную достопримечательность; 
Сторожевые пункты стены использовались, как маяки; 
На стене даже сегодня организовываются ночные и вечерние экскурсии; 
На эту конструкцию можно забраться пешком и на фуникулере; 
В 2004 году стену посетили 41,8 миллиона иностранных туристов; 
Простая тачка, повсеместно используемая на стройке, была изобретена при строительстве стены; 
Заключительная битва на этом сооружении состоялась в 1938 году между китайцами и японцами; 
Наивысшая точка стены расположена рядом с городом Пекином на 5000 метров выше уровня моря; 
Этот объект – самое популярное направление туризма в Поднебесной; 
 
Почему стена разрушается
Строительство легендарной стены было закончено в 1644 году. Поддерживать такой огромный архитектурный объект в презентабельном виде почти невозможно. 
Что влияет на Великую Китайскую стену сегодня? Почему разрушается наследие предков? 
На протяжении трех императорских «царств» подряд Китайская стена строилась и неоднократно перестраивалась. Ее возводили при правлении династий Цинь, Хань и Мин. 
аждая династия привносила что-то новое в облик сооружения, предавая возведению конструкции новый смысл. Строительство завершилось в эпоху правления Мин. Возведение стены послужило одним из поводов к масштабному восстанию, в ходе которого последний представитель династии был свергнут с трона. 
На сегодняшний день, даже современные строительные технологии и инновации не могут остановить разрушение огромного сооружения. Некоторые участки стены обваливаются сами из-за воздействия ливней, солнца, ветров и времени.
 Другие же разбирают местные жители, чтобы использовать материалы для строительства деревень. Наносят урон стене и туристы. Нередко встречаются отрезки стены, изрисованные граффити. Из сооружения вытаскиваются камни и другие части. Кроме того, некоторые отрезки Великой Китайской стены находятся так далеко от городов и населенных пунктов, что следить за их состоянием просто некому. 
Да и затратное для экономики дело никак не вписывается в современный китайский бюджет. Великая стена производит впечатление органично вписанного в ландшафт сооружения. Она как бы сливается с деревьями, холмами и степями вокруг, никак не нарушая красоту мест, где она пролегает. Ее краски – это оттенки земляные и песчаные оттенки. Если смотреть со стороны, то создается впечатление, что сооружение, как хамелеон, подстраивается под все оттенки зелени вокруг, и растворяется среди древесных палитр местной растительности. 
Эта достопримечательность имеет множество каналов и ответвлений. Ее история полна тайн, трагедий и загадок. А сама конструкция не отличается инженерными изысками. Но тот смысл, который заложен в этот символ сегодня, позволяет сказать, что китайский народ не знает себе равных в труде и упорстве. 
Ведь для возведения данного сооружения понадобились тысячелетия и миллионы человеческих рук, возводящих стену камень за камнем.
 
 
Где проходит 
ВКС проходит по территориям провинций: Ганьсу; Пекин; Тяньцзинь; Ляонин; Шэньси; Нинся. 
Строение включает в себя многочисленные сегменты, наиболее известными являются: Бадалин – участок, имеющий наибольшую популярность среди туристов. Расположен на 75 километров северо-западнее китайской столицы. 
От Пекина можно добраться на автобусном либо железнодорожном экспрессе. Цзюйюнгуань – также популярный участок длиннейшей постройки, на который туристы могут попасть из китайской столицы. Цзюйюнгуань располагается в том же направлении, что и Бадалин. Эту секцию и китайскую столицу разделяет 60 километров. Шаньхайгуань – конструкцию возвели в XIV веке н.э., эта секция является самой восточной заставой великого сооружения. 
Шаньхайгуань, также называемый первым перевалом под небесами, расположен в северо-восточной части города Циньхуандао, открыт для посещения туристами. 
Янгуань – практически полностью разрушенный участок, от внушительной постройки сохранилась только сигнальная башня; застава частично реконструирована и доступна для всех желающих ее посетить. 
Губейку – заброшенный участок строения, который придется по вкусу любителям древностей; 
Джианку – «дикий» сегмент Великой стены, до которого несложно добраться из Пекина. Эта часть главной китайской достопримечательности очень опасна, посещение рекомендовано только людям с хорошей физической подготовкой. 
Джианку изобилует разрушенными участками, обваливающимися лестницами, камнепадами. Туристам, решившим посетить опасную постройку, следует учитывать, что со всех сторон Джианку окружают обрывы. 
Мутяньюй – самый качественно отреставрированный участок Китайской стены. Идеален для неспешной прогулки сквозь 22 сторожевые башни. Именно отсюда, с высоты 8 метров, открывается великолепный вид на горные пейзажи Китая. 
Сыматай – один из опасных сегментов, который сохранился до наших дней в первозданном виде. Этот участок надвое разделяет Сыматайское водохранилище. Чтобы перебраться с одной части стены на другую необходимо пройти над водохранилищем по подвесному мосту. 
Яньменьгуань – участок возведен в период «Воюющих царств», открыт для туристов. Неподалеку расположена деревня с идентичным названием, в которой можно ознакомиться с бытом древних китайцев. 
 
Толщина Китайской стены 
Толщина строения – величина непостоянная, внутренняя ширина главной китайской достопримечательности изменяется от пяти до восьми метров. Внешняя сторона ВКС обрамлена «зубцами», выполненными из кирпичей. Внутренняя стена защищена барьером высотой 0,9 метра. 
Исторический факт: большая ширина китайской достопримечательности обусловила превращение одного из участков стены в дорогу протяженностью примерно 466 миль. Высота исторической ценности Средняя величина этого параметра составляет 6 метров, однако в отдельных местах защитные стены достигают 10 метровой высоты. 
Сколько кирпичей использовано Разрозненные китайские царства, существовавшие в период создания единого государства (период воюющих царств), для охраны своих границ возводили оборонительные сооружения. 
Император Цинь Шихуанди объединил существующие стены со вновь возводимыми. Часть укреплений возводили из земли – эти заградительные участки являлись наиболее уязвимыми местами постройки и до наших времен не сохранились. 
Впоследствии для создания оборонительных сооружений стали использовать присыпанные землей блоки из камня. Во времена династий Хань и Мин стены строили из каменных блоков и кирпичей, которые соединяли с помощью клейкого состава, содержащего: рисовый клей; гашеную известь. 
Один из мифов, связанных с китайской достопримечательностью, утверждает, что клей сделан не из риса, а из перемолотых человеческих костей. На самом деле это не так. Один из участков, возведенных при династии Хань, сделан из дерева и представляет собой полдюжины бревенчатых слоев, между которыми находится тонкая прослойка каменного крошева. 
Сегменты ВКС, которые строили из кирпичей, оказались наименее подвержены влиянию времени. К XXI столетию нашей эры более 74% от общего размера архитектурного чуда серьезно повреждено, а в первоначальном состоянии сохранилось всего около 8% крепостных стен. Великая Китайская Достопримечательность – очень длинное сооружение. Поэтому точно ответить на вопрос «сколько кирпичей было использовано» чрезвычайно сложно. Существует легенда, связанная со строительством перехода Цзяюй на участке Бадалин. 
Один из мастеров, занятых на великой стройке, поспорил с чиновником. Мастер утверждал, что с легкостью определит, какое количество кирпичей необходимо для возведения объекта. Число, названное мастером, было равно 99,999 тысячам кирпичных блоков. Когда строительство перехода было завершено взорам чиновников был предъявлен один «лишний» кирпичный блок. Мастер сообщил, что все правильно – по его расчетам этот кирпич следовало поместить над входом в башню для привлечения удачи всем прошедшим под ним.
   


Легенды Великой Китайской Стены
Легенды Великой Китайской СтеныПервая легенда – Стена слез. Рассказывает она о человеке по имени Ван. При строительстве первой стены (всего существовало три основных стены, каждая протяженностью 10000 ли (5000 км) – по-китайски “yi wan”) императором Цинь Ши-хуанди, ему было предсказано, что завершить строительство он сможет лишь после того, как под стеной будет погребен человек по имени Ван («Ван» – в переводе 10000 человек). Тогда он издал приказ, и спустя время ему привели человека по имени Ван. император приказал убить его и захоронить в стене. Такая же участь постигла всех умерших во время строительства. Их хоронили под стеной, причем в вертикальном положении. Эти безымянные строители встали на вечную стражу рубежей Поднебесной. Именно поэтому Великую Китайскую Стену раньше называли самым длинным кладбищем мира или Стеной слез. В то время были организованы специальные отряды из военных, которые рыскали по деревням в поисках новых работников, и наводили ужас на их жителей. Говорят, что если в момент абсолютной тишины приложить ухо к стене, то можно услышать голоса и стоны, тех, кто погиб при ее строительстве.
 
Вторая легенда – Meng Jiangn;. Во времена династии Цинь, человек по имени Fan Qiliang, которого принудили работать на строительстве стены, сумел сбежать и спрятался в саду, принадлежащем одной семье. Там он встретил красивую девушку, ее звали Meng Jiangn. Молодые люди полюбили друг друга. Отец девушки был владельцем этого сада. Он дал согласие на свадьбу. Счастливые супруги не могли нарадоваться друг на друга, но воины императора отыскали юношу и вновь увели его на строительство стены. Молодая жена дождалась зимы, но муж не вернулся. Тогда Meng Jiangn собрала для него теплую одежду и отправилась на стену. Когда она добралась до места, то среди рабочих никак не могла отыскать своего мужа. Она обратилась с мольбой к императору, а тот, плененный красотой девушки, предложил ей стать одной из его наложниц. Тогда красавица вновь бросилась к стене, и там дни и ночи проливала слезы, пока те не растопили камень и не обнажили кости и тела людей. Meng Jiangn порезала свои пальцы, и кровь из них пролилась на одно из тел, в котором девушка признала погибшего мужа. Придя в полнейшее отчаяние и не желая доставаться императору, она похоронила тело, а сама прыгнула в бурные воды реки и утопилась.
 
Третья легенда – Jia Yuguan. На западном отрезке третьей стены, что была построена во времена династии Мин, есть наиболее хорошо сохранившийся участок, называние его Jia Yuguan. Он одиноко возвышается среди пустыни Гоби. Если вы спросите проводников, то вам укажут на один кирпич в этой стене. По легенде, жил во времена династии Мин один архитектор, он сконструировал этот отрезок стены. Говорят, что он был так точен в расчетах, что мог сосчитать сколько кирпичей понадобится на строительство этого участка. Когда строительство завершилось, то остался лишь один лишний кирпич. Он был встроен в стену в память об одаренном строителе по имени Jia Yuguan.
 
Четвертая легенда – Вдовья башня. Есть часть стены, что называется Tai Ping Zhai, недалеко от участка Huang Ya Guan. Здесь находится башня, что в народе именуется как «Вдовья башня». Говорят, что при строительстве Huang Ya Guan погибло двенадцать солдат из провинции Хэнань. Скорбь их жен была так велика, что они едва услышав о гибели мужей, отправились в путь. И когда, наконец, достигли стены, то собственноручно стали возводить башню, чтобы память о погибших воинах сохранилась в веках.
 
Пятая легенда – Металлический суп. Есть на окраине Пекина еще один отрезок стены Huang Hua Cheng, по названию желтых цветов, что распускаются здесь каждое лето. Но сохранилась одна история про постройку этого участка во времена династии Мин. Она была возложена на генерала Cai Kai, который руководил процессом строительства. Прошло несколько лет, прежде чем оно было завершено. Власти были крайне недовольны тем, что генерал потратил так много времени и средств. Его казнили. Спустя некоторое время император обнаружил, что со стеной что-то не так. Тогда он послал своих слуг провести исследования. И оказалось, что эта стена, действительно, непохожа на остальные. Она была невероятно прочной и крутой. Ни один крошечный кусочек не мог отколоться от кирпичей и камней, образующих стену, а сами они были скреплены ничем иным, как клейким рисовым супом. Узнав, что строительство осуществлялось на вершине мастерства и качества, император приказал укрепить именную табличку в честь генерала Cai, а на большом камне в основании стены написать «Металлический суп».
 
Во время второй мировой войны, японские войска пытались взорвать часть стены участка Huang Hua Cheng, и, наконец, они преуспели. Эта часть обвались в располагающееся рядом озеро. По сей день, можно видеть две части стены, продолжающейся по обе стороны от озера.
Позже возникла новая легенда о призраке генерала Cai, который однажды помог прогнать завоевателей, подошедших к стене и намеревавшихся проникнуть за ее пределы в Китай.
 
Шестая легенда – Император. Говорят, император Zhou Youwang династии Чжоу, любил развлекаться необычным способом. Чтобы потешиться на своими князьями, а также развлечь свою любовницу, он приказывал зажигать сигнальные огни на башнях стены, в отсутствие настоящей атаки. Это в такой степени разозлило князей, что, когда враг действительно подошел, и огни были возожжены вновь, никто не пришел на помощь императору, и он был убит.
 
Седьмая легенда – Космическая антенна. 
А эта легенда – гипотеза уже относится к более позднему времени. Исследователями был обнаружен ряд факторов, позволяющий придти к определенным заключениям. Исследователи аномальных явлений склонны считать, что масштабное захоронение под стеной является не чем иным, как питающей батареей колоссальных размеров и емкости. Она идет по строго определенной линии. Стена извивается и петляет не только на тех участках, где такое строительство целесообразно, но и на равнинных, где можно было строить прямые отрезки. Наложение на карту стены известной географической сетки параллелей и меридианов показывает – она почти в точности повторяет тридцатую параллель. Недавние расчеты восстановили положение 30-й параллели 2200 лет назад и примерную конфигурацию континента. В те далекие времена стена шла практически вдоль параллели. 
Отсюда и одно из ее традиционных названий – «Золотая середина империи». Золотая середина – это некий оптимум, нулевая отметка, линия гармонии. Попробуйте двигаться от стены дальше, вдоль 30-й параллели, и вы наткнетесь сначала на египетские пирамиды, а потом… на Бермудский треугольник. При этом (учитывая поправку на постоянное сейсмическое движение земной тверди) все три объекта равноудалены друг от друга. Известно, что любое физическое тело обладает определенным электропотенциалом. 
Ученые смежных с физикой научных направлений исследовали известные аномальные места нашей планеты. Земля обладает постоянным электрическим зарядом. Великая Китайская стена находится в месте истекания потенциала к северу и югу. По законам электродинамики, движение Земли вокруг Солнца порождает электромагнитную волну, фазовая скорость которой значительно больше скорости света. Это достаточные условия для налаживания связи с космосом. Внешние стены вполне можно использовать в качестве двухпроводной линии связи. По ним предположительно пускали сигнал, который вмешивался в естественное электромагнитное поле Земли и менял его структуру. Так сигнал посылался в космос.
  
    
 
__________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Грицак Е. Н. Пекин и Великая Китайская стена. — М.: Вече, 2005. — 272 с. — (Памятники всемирного наследия). — 5000 экз. — ISBN 5-9533-0778-0. (в пер.)
Ловелл Дж. Великая Китайская стена = Julia Lovell. The Great Wall / Джулия Ловелл; Пер. с англ. А. Юрьева. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2008. — 448, [12] с. — (Историческая библиотека). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-054851-4, ISBN 978-5-9713-9132-6. (в пер.)
Великая Китайская стена // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Великая Китайская стена // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
Археология и этнография Китая. — Новосибирск, 1978.
Книга Китая. Альманах библиофила. XXIV. — М., 1988.
Майдар Д. Памятники истории и культуры Китая. — М., 1981.

 

ВложениеРазмер
Velikaya-Kitayskaya-stena (1).jpg77.13 КБ
Velikaya-Kitayskaya-stena (2).jpg164.37 КБ
Velikaya-Kitayskaya-stena (3).jpg86.48 КБ
Velikaya-Kitayskaya-stena (4).jpg207.76 КБ
Velikaya-Kitayskaya-stena (5).jpg73.86 КБ
Velikaya-Kitayskaya-stena (6).jpg109.62 КБ
Velikaya-Kitayskaya-stena (7).jpg148.93 КБ
Velikaya-Kitayskaya-stena (8).jpg185.94 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

Шаньхайгуа́нь

Шаньхайгуа́нь (кит. трад. 山海關, упр. 山海关, пиньинь: Shānhǎiguān, что значит «проход между горами и морем») — самая восточная застава Великой Китайской стены, внесённая в перечень Всемирного наследия. Построена при династии Мин в XIV веке. Находится на территории популярного у туристов города Циньхуандао.

Шаньхайгуаньским проходом называют узкую (до 25 км) полосу между берегом Ляодунского залива и горами Яньшань, которая на протяжении столетий соединяла Внутренний Китай с Маньчжурией. В силу своего стратегического значения проход впервые был укреплён китайскими правителями ещё в VI веке.

В Цинской империи Шаньхайгуань именовался «ключом к столицам»: уже в то время через него проходила дорога, связывающая Пекин и Мукден. Собственно, самим обладанием Китаем цинские правители были обязаны победе Доргоня над повстанцами Ли Цзычэна в Шаньхайгуаньской битве (1644). Ворота заставы маньчжурам открыл минский военачальник У Саньгуй.

Лучшее время для посещения

Каждый из четырех сезонов по своему прекрасен. Весной и осенью (апрель, май, сентябрь и октябрь) здесь стоит очень комфортная погода. Летом (июль и август) это место может стать идеальным курортом, где также можно полюбоваться Великой китайской Стеной и морскими пейзажами. С наступлением зимы все вокруг покрывается белоснежным снегом, придающим праздничную торжественность старым зданиям. Следует избегать пиков наплыва туристов, например, майские праздники (с 1 по 3 мая) и национальные праздники (с 1 по 7 октября).

Как добраться до прохода Шаньхайгуань:

- из Пекина: на скоростном поезде от железнодорожного вокзала Пекина 北京站 или Южного железнодорожного вокзала Пекина 北京南站 до железнодорожного вокзала Шаньхайгуань 山海关火车站. Пройти  на север к южным воротам живописного района.

- из Циньхуандао: на поезде от железнодорожного вокзала Циньхуандао 秦皇岛火车站 до железнодорожного вокзала Шаньхайгуань 山海关火车站. Пройти около 10 минут на север до южных ворот.

Участок Великой китайской стены Шаньхайгуань, также известный как проход Шаньхай, считается "первым проходом под Небесами", так как является первым проходом вдоль Великой китайской стены на востоке. Благодаря выгодному стратегическому положению проход было легко удерживать от нападения и трудно атаковать, таким образом он прекрасно защищал центральную равнину от вторжения северных кочевых племен в древние времена.

Проход Шаньхайгуань расположен в 15 км к северо-востоку от города Циньхуандао в провинции Хэбэй и в 305 км от Пекина. Он был построен в эпоху правления династии Мин и являлся фортификационной крепостью для защиты от вторжения монгольских племен. Проход представляет собой сторожевую башню Чжендун, стены которой насчитывают 14 метров в высоту и 7 метров в ширину. Каждая сторона стены оборудована воротами. Первоначально перед воротами были построены четыре отдельных барбикана, образуя еще одну защитную решетку. Однако до наших дней сохранился только один из них на восточной стороне.

На восточной, северной и южной сторонах башни есть 68 маленьких окон, из которых солдаты могли открыть огон по противнику. Под карнизом висит большая доска с пятью огромными китайскими иероглифами "天下第一关" (Первый проход под небесами), созданный в эпоху правления династии Мин. Четыре угла карниза украшены яркими скульптурами зверей. Стоя на башне, можно увидеть весь участок как на ладони. Помимо этой башни со стрелами, вдоль восточной стороны были расположены еще четыре башни, а именно: зал Вэйюань (до наших дней сохранились лишь руины), башня Линлу, башня Муйин и башня Цзинбянь. В давние времена эти пять башен называли "пятью тиграми", защищающими границу.

После основания династии Цин (1644 - 1911 гг.) проход Шаньхай начал терять свою военную функцию. С тех пор он стал важным транспортным узлом и привлекательным туристическим направлением.

Спустившись с прохода и попав в древний город, с легкостью погружаешься в его историческую атмосферу. Со своими хорошо сохранившимися старыми зданиями, это отличное место, чтобы насладиться древним архитектурным стилем. Причудливые строения и традиционные мастерские расположены вдоль улиц в шахматном порядке. Наиболее представительным является древнее здание в традиционном стиле эпохи династии Мин с типичным внутренним двором, расположенное к западу от башни Чжендун.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru