Большая Алабушка

Большая Алабушка — река в России, протекает в Тамбовской и Воронежской областях.
Устье реки находится в 48 км по правому берегу реки Ворона (бассейн реки Дон).
 Длина реки составляет 61 км, площадь водосборного бассейна 364 км².
 

 
Данные водного реестра 
По данным государственного водного реестра России относится к Донскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Ворона, речной подбассейн реки — Хопер. Речной бассейн реки — Дон (российская часть бассейна).
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов:
Код водного объекта в государственном водном реестре — 05010200212107000006878
Код по гидрологической изученности (ГИ) — 107000687
Код бассейна — 05.01.02.002
Номер тома по ГИ — 07
Выпуск по ГИ — 0
   
 
СЕЛА НА РЕКЕ БОЛЬШАЯ АЛАБУШКА
БОЛЬШИЕ АЛАБУХИ, село Грибановского района. Входило в состав Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Центр волости.
Основано в 1740-е годы около устьев реки Большая Алабушка и реки Малая Алабушка на землях, принадлежавших графам Воронцовым. В середине XIX века принадлежали графам Шуваловым.
В 1873 году в селе Большие Алабухи построена церковь Николая Чудотворца, в 1874 году открылась земская школа.
В настоящее время в селе Большие Алабухи имеются сельскохозяйственная артель «Озерное», 5 крестьянских фермерских хозяйств, средняя школа, детский сад, Дом культуры, участковая больница, почтовое отделение.
Население: 400 (1762), 2 536 (1864), 3 468 (1926), 706 (2007), 621 (2011).
Уроженцами села Большие Алабухи являются художник Л.С. Беднов, писатель М.П. Сорокин, М.П. Шумаев.

***
БОЛЬШИЕ АЛАБУХИ, село Грибановского района, на правой стороне реки Вороны, у впадения в неё речки Большой Алабушки.
Возникло в 40-е годы XVIII века на земле, «пожалованной» графам Воронцовым. Сохранились данные о селе за 1762 год. Оно насчитывало 270 украинцев и 29 поляков, крепостных.
Село исстари славилось местными промыслами - бондарным, горшечным и сапожным.
Село Большие Алабухи и соседнее Малые Алабухи находятся около устьев небольших речек Большая и Малая Алабушка, от которых получили названия. Наименование речек происходит от тюркского слова «алабуга» - окунь. 
  
Первая часть названия села указывает на то, откуда взялись переселенцы – из села  Моисеево, что располагается в двадцати километрах от нынешней Алабушки - на берегу реки Вороны, недалеко от г.Уварово. Вторая часть названия указывает на речку Алабушка, на берегу которой обосновалось новое село. Река Большая Алабушка – правый приток реки  Ворона - называлась в давние времена «Алапухой». Это название имеет тюркскую основу «Алапа», что означает пойму  реки с камышом и кочкарником. У слова «Алабушка» есть еще одно значение – «окунек», а если Алабуха, то «окунь». На «окуневую» основу указывал и исследователь из ТГПИ Ю.П. Марченко. Начало речка Алабушка берет в трех истоках: один исток – вверх от пруда Птичный в сторону Ивановки через кленовую посадку, от водораздела между М.-Алабушкой и Сабуровскими кустами; второй исток тянется вдоль асфальтированной дороги на Ивановку сбоку от нее, на этом ручье стоят дома Сушковых Галины Захаровны и Ивана Максимовича и другие; третий исток – Муратов пруд и далее, за ферму 3-ей бригады; два истока сливаются в один – нынешний Сушков пруд, затем к этому руслу прибавляется вода с Муратова пруда (пониже Бочковских),  еще ниже –  вдоль села, потом идет Чуево-Алабушский пруд и так далее, до впадения Алабушки в Малых Алабухах в Ворону. Там Алабушка делится на два рукава, оба немноговодные, мелкие, заросшие кугой и тиной. От речки осталось лишь русло, местами перегороженное плотинами для создания водоемов (прудов). Только в черте нынешней Моисеево-Алабушки расположено  восемь прудов, все – по руслу и по притокам Алабушки: Муратов, Птичный, Сушков, Большой, за большим мостом, у Молочного, Почечуев и Филитов. Возникло село в начале  девятнадцатого века. Первоначальное поселение было, предположительно, в 1807 году. Поселились первые поселенцы по краям нынешней Алабушки: сделали запруды там, где нынче Муратов пруд и Филитов. Это легко объяснимо: в тех местах маленькие отрожки, требовалось немного усилий, чтобы сделать плотины. И плотины первоначально делали на скорую руку: вбивали на мелководье поперек ручья колья в два ряда и промежуток между ними забивали навозом и хворостом. На первых порах воды нужно было немного -  только  для полива. Но первые переселенцы вскоре вернулись в село Моисеево: началась война, было тревожно. А после 1812 года, тоже предположительно, было второе заселение – окончательное. Еще было массовое подселение  после знаменитого царского манифеста со словами: «А народу русскому Бог воздаст». Так по-царски «щедро» был вознагражден русский мужик за победу над Наполеоном.
 
   Документального подтверждения этим догадкам нет, все мои домыслы основываются на воспоминаниях старых людей. Но воспоминания эти верные, собраны были в начале  семидесятых годов двадцатого века учениками школы под руководством учителей истории Корнеева А.Н. и Козлова В.А.. Фамилии этих учеников – Кудрявцев Г.И., Лоскутов В.М., Кудрявцева Н.А., Сушков С.И. и многие другие. Они тогда учились в 5-7 классах и добросовестно относились к порученному делу. Мы все знаем и помним, как уважительно тогдашние старики относились к подобным мероприятиям. 
 
   Они подробно, дотошно и уважительно вспоминали то, что им рассказывали их деды. А их деды и были основателями деревни. Подсчитаем: тогдашним старикам в 1974 году  было, допустим, восемьдесят лет. Значит, они родились в 1890 году, а их отцы – родом из 1860-70 годов, а деды были свидетелями основания села и его первыми жителями.  Старикам 1970 годов было что вспомнить. А нам следует им верить. Дело в том, что официальных точных данных о дате рождения нашего села нет. Их, кстати, и не может быть. Дата возникновения любого населенного пункта, особенно деревни – всегда приблизительная. Восстанавливается она, в основном,  по ревизским сказкам. И первое упоминание о селе и становится датой его рождения. А ревизии проходили очень редко, скажем, один раз в десять лет. Вот так. О Моисеево-Алабушке во всех документах сказано так: село возникло в первой половине 19 века. Или: село возникло в первой четверти 19 века. Или: село возникло в начале 19 века. Я разговаривал со своим однокурсником, доктором исторических наук, профессором В. Канищевым, автором «Тамбовской энциклопедии». Он и поделился со мной сказанным выше. Мы неоднократно обращались в архивы ЦГАДА (центральный государственный архив древних актов) и  ГАТО (государственный архив Тамбовской области), но ответ получали всегда один и тот же, примерно, такой:
 
Выписка из архива
   Село возникло из скотоводческого хутора и относилось к Подгорнской волости Борисоглебского уезда.  Всего в конце 18-го века  селу Моисеево принадлежало пять хуторов: два на речке Подгорной и три на безымянных оврагах. Причина выселения из Моисеево – нехватка земли. Надельная земельная площадь населению села Моисеево была растянута узкой в 4 км полосой на расстояние более двадцати километров с востока на запад, людям стало тесно.   В экономических примечаниях, составленных Менде в середине 19 века, указано: с. Алабушка лежит по обе стороны речки Алабушки, в нем 134 двора, изб белых 112, черных 22. Церковь деревянная. Земля черноземная. Сеют на душу озимого хлеба по 2, а ярового по 4 четверти. Сена на душу косится по 4 пуда. Лес на топливо и строение покупается. Скота на средние две души: 2 лошади, корова, 5 овец и свинья.
   Церковный приход был открыт в 1847 году. Это первая в истории Алабушки церковь. Церковь деревянная, холодная. Построена на средства прихожан.
   В приходе две деревни: Чепир-Елатомские дворики, позднее стала называться Красный Самолет (7 дворов, мужчин – 25, женщин – 18) и Никитская Поздняковка, с 1920 года – Ульяновка, в честь В.И.Ульянова-Ленина (4 двора, мужчин -16, женщин – 11). Обе деревни расположены в 6-ти верстах от церкви. В 2-х верстах – хутор дворянки Александры Плонской. Вдоль села протекает речка Алабушка.
    В печатном справочнике «Список населенных мест тамбовской губернии» по сведениям 1862 года, СПБ, 1866 г. в Борисоглебском уезде значится п.663 Верхняя Алабушка (Моисеево 2-ое) село казенное, при р. Алабушке, 75 верст от уездного города, 145 дворов, 662 м., 627 ж., церковь.
   Архивная справка архивного отдела Государственного архива Тамбовской области - директору школы Сахарову В.И. от 29.10.2003 г. №4217/10:
   ...В архивном фонде  Тамбовской губернской межевой канцелярии имеется «таблица подробного вычисления угодий на дачу единственного владения государственных крестьян села Алабушки и Подгорного, составленной в 1864 году, в которой указано, что из размежеванной казенной земли участок в 1800 десятин продан поручику Зимбулатову. «Полюбовная сказка утверждена уездным судом».
   Бывшие владельцы купленной Зимбулатовым земли: коллежская асессорша Губерти Наталья Петровна (300 десятин), московская купчиха Зинкириева Александра Федоровна (500 десятин), ученик 1 –го класса московской гимназии Зинкириев Алексей Федорович (500 десятин). Земля размежевана на 4 участка: сельцо Зимбулатово, пустошь Александровская, пустошь Грачева и пустошь Екатерининская.
   В архивном фонде строительного отделения Тамбовского губернского правления имеется дело по утверждению плана села  Моисеевской  Алабушки. 15 марта 1878 года председатель Борисоглебской земской управы обращается с письмом за №472 к Тамбовскому губернатору с ходатайством об утверждении плана села Моисеевской Алабушки. 23 марта 1878 года был составлен протокол №30, согласно которому план села был утвержден.
   В архивном фонде Тамбовской духовной консистории за 1903 год о священниках села имеются следующие сведения. Священник Соколов Михаил Васильевич родился в с. Нижнее Чуево Борисоглебского уезда в семье псаломщика. Окончил курс Духовной семинарии в 1894 году по 2-му разряду. Имеет жену Надежду Васильевну, 1877 года рождения, 5 детей. Дьякон Димитриевский Николай Иванович родился в 1861 году в с. Никольском Кирсановского уезда в семье дьякона. В 1881 году уволен из 1-го класса Тамбовской семинарии, с 1882 по 1885 г.г. служил учителем в земской школе. Имеет жену Анну Павловну, 1861 года рождения, 9 детей. Псаломщик Алабовский Иван Васильевич родился в с.  Шибряй Борисоглебского уезда в семье дьякона. Служит в церкви с 1860 года. Имеет жену Евдокию Ивановну, 1853 года рождения.
   В списке сельских обществ и частей селений Тамбовской губернии, получающих отдельные окладные листки на казенные и земские сборы за 1904 г. значится с. Моисеевская Алабушка. Крестьяне в селе – государственные, форма землевладения – общинная. Число ревизских душ по акту наделения землей – 703.
 
   Помощником землемера землеустроительных комиссий Тамбовской  губернии Александровым в 1910 году был произведен замер «участков, отведенных к одному месту, закрепленных в личную собственность надельной земли 17 –ти домохозяев села Моисеевской Алабушки Подгоренской волости Борисоглебского уезда. «В полевом и лесном участках всего удобной и неудобной земли: 108 дес. 734 кв. саж.»
   Собственники участков: Пшеничников Степан Павлович, Поповкин Андрей Семенович, Звездин Михаил Петрович, Поповкин Иван Родионович, Дьячков Андрей Федорович (его совладелец – родной брат Дьячков Иван Федорович), Мешков Афанасий Спиридонович, Уваров Тимофей Афанасьевич, Казанская Юлия Николаевна, Ракитина Акулина Климонтовна, Почечуева Аграфена Львовна, Пивоваров Алексей Яковлевич, Сушков Алексей Дементьевич,  Кудрявцев Василий Степанович, Поповкин Семен Иванович,  Катасонов Иван Яковлевич, Дьячков Матвей Михайлович.
   Смежными землями владели: крестьянское товарищество села, (ранее – Кожевниковы), купец Сорокин (ранее – Горяинов), Рябов (ранее – купец Ширяев, помещик князь Гагарин (инициалы не указаны).
Согласно историко-статистическому  описанию тамбовской епархии в 1911 г. дворов в с. Моисеева Алабушка (так в документе) было 361, душ мужского пола – 1746, женского пола – 1724).
Книга «Вся Воронежская земля» (В.А. Прохоров, 1973 год).
  

География реки
61 км
Бассейн
364 км²
Водоток Устье    
Ворона
 Местоположение
48 км по правому берегу

• Координаты
51°34′06″ с ш 42°15′18″ в дHGЯO
Регионы
Тамбовская область, Воронежская область
Водный реестр России
05010200212107000006878.

 

_____________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
 Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 7. Донской район / под ред. Д. Д. Мордухай-Болтовского. — Л.: Гидрометеоиздат, 1964. — 267 с.
Государственный водный реестр РФ: Большая Алабушка
Природа Тамбовской области 
Вся Воронежская земля (В.А. Прохоров, 1973 год).
Реки Тамбовской области
Реки Воронежской области.

ВложениеРазмер
14490096.jpg92.73 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

Большие Алабухи

Теперь немного о том, какими были крестьянские жилища, какой была крестьянская одежда, какими были крестьянские семьи. Жилые постройки стояли рядком вдоль улицы параллельно водоему, отгороженные от пруда огородами. Избы состояли из одного жилого помещения с пристроенными сенями. Если жилое помещение делали из деревянного сруба – чаще всего, то сени лепили из чего попало: плели плетни, обмазывали с двух сторон глиной, потолка в сенях чаще всего не было: излишняя роскошь. Кто победнее, дома делали из глиняных саманов (кирпичей большого размера, примерно,  20 х 40 см.), поверху с двух сторон промазывали дополнительно глиной и по возможности белили. Белили не всегда мелом или известью, часто белили белой глиной, жидко разведенной водой, цвет, когда просохнет такая побелка, становился серый. Белили или обмазывали не просто для красоты, а чтобы меньше разрушалось, для прочности. Были  дома из кирпича. Интересно приготовляли кирпич. Хозяин, задумавший построить кирпичный дом, нанимал мастеров. Те делали за двором две ямы для обжига кирпича. Кирпич формовали из сырой глины, сушили под соломой, чтобы не потрескался, затем складывали в ямы в шахматном порядке, вразбежку, сверху  бросали горящую солому. И так до тех пор, пока кирпич не будет готов. Ямы закладывали по очереди, чтобы процесс не останавливался. Потом те же мастера строили из только что приготовленного кирпича дом, как прикажет хозяин. Раствор всегда был из гашеной извести. Для этой цели рыли еще одну яму, где гасили известь. 

   Планировка в избе была простая: в одной  стороне, как входишь,  стояла русская печь. столом или рядом – лоханка для помоев (относили поросенку).

   С другой стороны –  сундук с «добром» и парадный стол, всегда чисто убранный, застеленный скатертью или каким – либо другим покрывалом. Здесь же, в углу висели под потолком иконы, у кого – больше, у иных – меньше, под ними всегда горела лампада. Вдоль стен стояли широкие деревянные самодельные лавки, днем на них можно было сидеть, ночью на лавках спали, иногда для удобства сдваивая их вместе.  Лавки покрывались  (не всегда) дерюжками. У тех, кто побогаче, стояла у задней стены еще одна кровать, ее иногда завешивали занавесками. Полы в зависимости от достатка бывали и деревянные  (очень редко), чаще – земляные, покрытые утрамбованной глиной и по праздникам припорошенные свежей соломой.

   Имели место и домотканые половички , дорожки. Зимой изба по периметру тщательно обкладывалась навозом, иногда  по высоте завалинки, иногда до окон, иногда до середины окна. Все зависело от того, какая зима. Изнутри между рамами тоже набивали сухой мелкий навоз. Все это делалось для сохранения тепла. Топили печи соломой, навозом, навозными кизяками. Какое уж  тепло от такого топлива! Сохранились воспоминания старых людей, как мылись в избе зимой. После того, как протопят русскую печь, из нее выгребают жар и золу, подметают метелкой под (дно печи), расстилают по поду свежую чистую солому,  моющийся забирается в печь, ему подают воду в тазике и закрывают печь заслонкой. Получается парилка. И так по очереди. Если и мазались в печи золой, то это была свежая грязь, ее смывали, когда выбирались из печи. Старики спали на печи, молодые (муж с женой)  – на кровати, дети - кто где: одни на полатях, другие по лавкам, третьи, самые маленькие, с родителями. Матрасы набивали соломой, одеяла были лоскутные, часто пользовались простыми дерюжками, ветошью, «верчанками». А вот как об условиях крестьянской жизни во второй половине девятнадцатого века рассказал Тамбовский земский деятель, философ и просветитель А.И. Новиков  («Записки о земстве и земской школе»):

   «…Стоит заглянуть в нее (крестьянскую избу). Большею частью семиаршинная (5х5 м, прим. Сахарова В.И.), из тонкого леса. Плохо подбитая, со щелями в палец, пропускающими снег и мороз, от которых укрываются, обваливая избу навозом. Окно в две четверти ширины  и в три четверти вышины (40х60 см, прим. Сахарова В.И.) в одной раме (вторая ведь не по средствам). Потолок рукой достанет всякий, а высокий человек чуть головой не заденет.

 Теперь еще  половина изб топится по-черному (годы жизни А.И.Новикова: 1861-1913 г.г., прим. Сахарова В.И.). Утром, когда топят в верхней половине избы стоит непроглядный дым, выходящий в щели или в особое отверстие, а большей частью  в открываемую для чего дверь. Обитатели ложатся в это время или садятся на пол, чтобы не наглотаться дыму. Холод несет в дверь двадцатиградусный. Кончилась топка, все закрывается, а в избе становится жарко, как в бане. К утру вода в доме часто опять замерзает. От дыма потолок и стены покрыты черным налетом, висящим иногда в виде сосулек.

   Тут живет семья душ в восемь: и старик со старухой, и сын женатый, и девка, и ребятишки. Тут едят, спят на соломе; тут бабы родят, прядут и ткут; тут ребятам надо уроки готовить; тут теленок, ягнята, куры. Поросята. Тут вонь невыносимая, тут веет от коптилки, т.е. лампы без стекла, а то и вовсе нет света, когда не на что купить керосину.

   Чистоту тела соблюдают пареньем: это – крестьянское наслаждение. Влезет в печку и парится веником так, что мы бы на его месте там бы и остались. Затем выбежит, покатается по снегу, и вернется одеваться.

   Что сказать о пище крестьянской? Щи пустые, т.е. горячая вода с плавающей в ней капустой и ложкой конопляного масла, вареный картофель и пшенная каша, это – обыденная пища их. Молоко далеко не везде, и то для детей, когда есть; мясо по праздникам, курица на Рождество и на Пасху. Часто нет картофеля, нет каши: тогда один черный хлеб! Неурожай – и хлеба нет… 

   Кто не верит, пожалуйте ко мне: объедем деревню-другую, и увидите, что увы (!), я красок не сгущал.»

   От себя (Сахаров В.И.): в такой обстановке болели и во время болезни самым натуральным образом  ждали смерти или выздоровления: докторов не было; в такой обстановке рожали (при помощи бабки-повитухи, в лучшем случае) и ребенка взращивали;  в такой обстановке и смерть естественным путем приходила.

    Одежда крестьян в 19 веке сплошь была из домотканого полотна.. Возможностей для покупки товаров не было, или возможности были очень ограниченными. Женщины ткали поздней осенью, зимой и ранней весной, когда не было полевых и огородных работ. Девочки в 12 лет считались хорошими пряхами, а в 15 лет уже  белили холсты. Пряли на самопряхах, которые в движение приводились ногой. Ткали на самодельных ткацких станках, которые были почти в каждом доме. Пошив всей одежды, кроме верхней теплой,  входил в обязанности женщин.. Шили на руках конопляными нитками. Мужчины плели лапти при помощи кочетыга, или чарыка. Постельного белья не было. Спать ложились в том, в чем ходили. В холодную погоду перед сном надевали на себя дополнительную одежду, только старую.  С развитием товарно-денежных отношений в деревне стали появляться покупные фабричные материалы:  миткаль, ситец, сатин, ластик и другие ткани. Появились сапоги и валенки, но их берегли. У старых людей сапоги служили по 20 лет. 

   Крестьянские  семьи, вспоминали местные старожилы, были большие: по 25-30 человек. Были семьи, в которых совместно проживали 4-5 женатых братьев. Главой семьи считался представитель старшего поколения – дед, а после его смерти – бабка. Глава семьи распоряжался всем имуществом и деньгами семьи.  За столом все  подчинялись старшему: помолились, сели за стол, ждут команду старшего – начали хлебать пустые щи. Старший стукнул ложкой по чашке: можно таскать с мясом. Кто осмелился опередить старшего – тому ложкой по лбу: не сметь!  Старший шел по улице – перед ним ломали шапку. Кто из чужих младших с ним не поздоровался или поздоровался непочтительно, на того жаловались старшим в его семье, за это наказывали, чтоб  впредь неповадно было. К 1900 году в селе Моисеево-Алабушка богатых было 10% семей,  середняков – 40%, бедняков – 50%.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru