Аномальные зоны Карачаево-Черкесии

Эрцог

Карачаево-Черкесия (КЧР) известна прежде всего живописными Кавказскими горами, бурными горными реками и удивительными пейзажами.
Здесь много интересных и загадочных мест.
Перечень таинственных мест КЧР:
 - гора Эльбрус – Шат-тау – небесный алтарь;
- древние мегалиты КЧР;
- Архызское городище;
- гора Эрцог – место силы;
- башня Адиюх;
- Зеленчукские храмы;
- поляна каменных грибов;
- озеро Черное;
- древние городища КЧР;
- Софийская поляна.

  
ДОЛЬМЕНЫ КЧР
Как известно Карачаево-Черкесия богата множеством уникальных архитектурных объектов, окутанных тайной, а потому и неповторимым величием. Ярким тому примером являются дольмены, которые находятся в Зеленчукском районе республики.
В одном из самых отдаленных населенных пунктов Карачаево-Черкесии - хуторе Лесо-Кяфарь, расположилось это загадочное, окутанное тайной и множеством легенд место. Также оно называется Лесо-Кяфарским городищем, где по одной из версий много веков назад было аланское городище.

Загадочный уголок Карачаево-Черкесии не оставляет равнодушным туристов, жителей республики, а также вызывает большой интерес у людей увлекающихся мистикой и эзотерикой.
Связанные с Кяфарским ущельем легенды, порой очень далекие от реальности. Люди с разной степенью исторических познаний пишут об этих местах книги, выдвигают свои теории. Передавая из уст в уста историю ущелья, люди взвывают непреодолимое желание посетить этот загадочный уголок.
Туристы, всегда жаждущие новых знаний и приключений, несмотря на долгий и трудный путь к заветным местам, совершают экскурсии на знаменитые дольмены. Оказавшись на месте, многие испытывают благоговейный трепет перед таинственными камнями. Неизведанная, незнакомая культура оказывает на посетителей магическое действие. Многие уверены, что прикоснувшись к камням, могут зарядиться силой,
получить ответы на мучающие их вопросы и даже загадывают самые сокровенные желания, будучи уверенными, что они непременно сбудутся.
Специалисты в области археологии и истории предполагают, что преимущественная часть Лесо-Кяфарского городища возникла в XI веке. Однако историю возникновения самих дольменов они датируют гораздо ранним сроком. Предположительно это второе тысячелетие до нашей эры. Подобные предположения позволяют говорить, что некогда здесь находилось одно из древнейших поселений на территории всей страны. Спустя годы, каждый камень приобрел свою историю и легенду.
Попав в это мистическое место, многие путешественники с легкостью верят любым совершенно невообразимым историям и легендам, так как сами ощущают некоторую отрешенность этого места от окружающего мира. Остатки древнего городища разбросаны по всему ущелью и хранят свою тайну уже много столетий, отодвинувшись за границы пространства и времени.
Лесо-Кяфарское городище одно из самых отдаленных населенных пунктов Карачаево-Черкесии, и потому оно является самым малозаселенным ущельем республики. В этом таинственном и загадочном месте время останавливает свой ход. Тишина и спокойствие помогают человеку слиться с природой. Лишь звук журчащих внизу рек нарушает эту чарующую и таинственную тишину.
С каждым разом путешественники, видя эти камни, придумывают свои истории их возникновения. За мифами и легендами в этих местах уже практически невозможно разглядеть реальные события. Ученые пока что не берутся судить об истинном назначении каменных столов и надписей на них, дабы не прослыть мистификаторами.
Существует много версий, что именно было здесь раньше. Возможно, это была столица аланов, а может это был большой культовый комплекс. А может быть тут и вовсе находилась крепость. Версий много, а точных сведений нет. Это и есть самая главная загадка Лесо-Кяфарского городища.
 
  
ОЗЕРО ЧЕРНОЕ

На Северном Кавказе, в Карачаево-Черкессии  есть «мертвое озеро»– Черное. Оно находится высоко в горах и довольно маленькое. Примечательно, но вокруг не растут кустарники, деревья, даже трава почему-то не растет.
Как полагают местные жители, загадочное озеро бездонно. Если смотреть на озеро сверху, оно кажется совсем черным. Местные никогда в нем не купаются, а туристов туда не возят.
Самое таинственное в том, что утопленники там не всплывают на поверхность, а замерев стоят на дне как свечи (ну это согласно легендам). Ученые объясняют безжизненность озера газом, который выходит из расщелин дна. Но более подробных исследований не было, и вряд ли будут.
 
  Гора Эльбрус
ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ЭЛЬБРУСА

Эльбрус — высочайшая вершина России и Европы, один из самых популярных пиков среди альпинистов всего мира. В годы Великой Отечественной войны за Эльбрус шли отчаянные бои, а Гитлер хотел назвать гору своим именем.
Не все называют Эльбрус Эльбрусом. На карачаево-балкарском языке он носит название «Минги-тау», что можно перевести как «вечная гора». Кабардинское название горы — Ошхамахо (гора счастья), адыгейское — Къусхьэмаху (гора, приносящая счастье). У Эльбруса не меньше десяти имен. Его привычное для нас название произошло либо от иранского Айтибарес (высокая гора), либо от зендского Эльбурс, что значит «блестящий, сверкающий», либо от грузинского слова Ялбуз, которое восходит к тюркскому «ял» — буря, «буз» — лёд. Османский путешественник XVII века Эвлия Челеби в своих записях упоминал название Эльбарс, что переводится как «гора народа барсов».
В ходе геологических исследований было установлено, что последнее извержение Эльбруса было в 50-х годах нашей эры. На Эльбрусе геологами также был обнаружен пепел от двух извержений, произошедших 45 и 40 тысяч лет назад. Первое — извержение самого Эльбруса, второе — извержение Казбека. Считается, что именно второе проявление вулканической активности послужило поводом к исходу из горных пещер неандертальцев.
Эльбрус покрывают 23 ледника, площадь которых составляет больше 130 квадратных километров. Эльбрус питает водой почти весь Северный Кавказ. Его ледники дают жизнь трем крупным рекам — Кубани, Малку и Баксан.
Высота Эльбруса была впервые определена в 1813 году русским академиком Викентием Вишневским. Первое восхождение на восточную вершину (5621 метр) Эльбруса состоялось в 1829 году. Его совершила группа под руководством генерала Георгия Эммануэля, первым на вершину взошел проводник Килар Хаширов.

В 30-х годах прошлого столетия в Гималаях и Тибете немцев насчитывалось, чуть ли не больше чем самих лам. Похоже, учёные из Аненербэ (комплекс научных институтов Третьего Рэйха, занимавшихся поисками и использованием Универсального знания) заинтересовали лам идеями Гитлера. Известно, что Гитлера и Гимлера охраняли около тысячи тибетцев. В Тибете ламы доверительно сообщили немцам, что напрасно они наезжают в Тибет и Гималаи – так как вход, вернее, один из входов, в Шамбалу, находится ближе к Германии, у подножия Эльбруса. Ламы воспользовались приглашением немецких учёных и добровольно, в количестве около 60-ти человек, прибыли на Кавказ в Приэльбрусье для оказания помощи в поисках ШАМБАЛЫ.

Гитлер надеялся с их помощью получить власть над судьбами людей и государств. Ламы же, будучи людьми честными и по детски непосредственными, рассказали ему, что мысленно видят советские танки на улицах Берлина в мае 45 года. Гитлеру такое пророчество не понравилось. После этого никакого смысла в общении с ламами у нацистов больше не было и их там же, на склонах Эльбруса расстреляли.

Во время экспедиции 2005 года мы, предположительно, обнаружили место их захоронения. (Подробности читайте в “Пятигорской правде” за 13 сентября 2005 года; ““Московском комсомольце” в Питере” 10 – 17 мая 2006г., “Невское Время” 15.02.06).

Но на Земле существует ещё одно подобное таинственное место – где-то в Африке. Оказывается, что не совсем понятная с военной точки зрения экспедиция танкового корпуса Роммеля в Африке, имела целью найти опять таки ШАМБАЛУ.

В Африке немцев остановили англичане, они же в день объявления войны Германии в сентябре 1939 года, интернировали всех немецких исследователей, находившихся в тот момент в Гималаях, и таким образом отрезали Гитлера от каналов к сокровенным знаниям. Ему остался только один такой канал – Эльбрус. Как известно, Гитлер не пожалел сил для его захвата, что случилось 21 августа 1942 года. Сразу же в Приэльбрусье германскими учёными была организована секретная лаборатория и доставлены сюда тибетские ламы. Как уже отмечалось выше, судьба их, как и судьба самого Фюрера, оказалась печальной.

    Гора Эльбрус

Предполагаемая могила лам

И не только таинственная Шамбала влекла германцев к Эльбрусу. С.В.Зубков в книге ТРЕТИЙ РЕЙХ ПОД ЗНАКОМ ОККУЛЬТИЗМА (М.:Вече 2007) пишет о воинском культе Бога непобедимых воинов-берсерков Одина-Вотана, вселявшего души павших в бою героев в тела живых воинов.
В германских сагах Вотан считался всеотцом - предком асов и правителем Асгарда – мифической страны, которую нацисты считали своей прародиной. Он получил изначальное знание, выпив воды из источника Мимира. Тот кто приобщится к этому источнику, получит доступ к опыту, накопленному тысячами поколений.

Один восседал на своём священном престоле, называвшемся “утёс” или “гора”. По преданиям, престол находится на Эльбрусе.

Гитлер обращался к Вотану за советами через медиумов и пользовался его “советами” при составлении планов стратегических ударов и даже применявшийся в фашистской Германии жест приветствия был заимствован из практики ритуалов Ватана.

Заинтересованный всеми этими событиями я, в 2005 году организовал экспедицию в Приэльбрусье. По какой-то закономерности, не от нас зависящей, к нашей экспедиции примкнул Ведун из Петербурга - Вячеслав Токарев (доктор технических наук, имеет шесть дипломов о высшем образований, 5 лет работал в институте мозга имени Бехтерева, много лет работал начальником аэрогеологоразведки в горах Кавказа и т.д. и т.п.)

(В мифологии Ведуном считают человека “ведающего”, т.е. знающего. Но содержание слова “ведать” гораздо глубже, чем у слова “знать”. Знать можно только то, что человек за свою жизнь изучил по книгам, получил от учителей устно, или на основании собственного жизненного опыта. А в понятие “ведать”, входит не только то, что перечислено в понятии “знать”, но и знания, которые получены или получаются в нужный момент человеком на изотерическом уровне (по наитию, или интуитивно), т.е. непосредственно из некоего информационного ресурса (поля, пространства). Вернадский назвал это информационное пространство “Ноосферой”).

Благодаря Вячеславу Токареву, мы смогли проникнуть в совсем другой мир. Правильнее сказать, не проникнуть, а прикоснуться. Экспедицией обнаружены различные сооружения из камня и брёвен, которые предварительно можно датировать временем от двух до пяти с половиной тысячелетней давности (святилища, захоронения, жертвенники, мегалиты со следами обработки неизвестной ныне технологией).

К большому сожалению, у нас было только десять дней на разведку района. Этого времени оказалось ничтожно мало, и поэтому было принято общее решение сделать экспедицию ежегодной.

В 2006 году в экспедиции уже участвовало 43 человека. Они прибыли из Петербурга и Москвы, Барнаула и Новочеркасска, Нальчика и городов Кавминвод. Среди них доктор исторических наук, профессор Сергей Линец, кандидаты технических наук Анатолий Махов из Москвы и Игорь Кравченко из Барнаула, историк, ректор академии вариологии Юрий Сергеев из Нальчика, кандидат физических наук, астрофизик Павел Откидычев из Ставрополя.
     

Карачаево-Черкесия
Загадки Эльбруса

С Эльбрусом связано большое количество легенд и сказаний. Считается, что на склонах горы существует много мест силы, открывающих великие тайны прошлого и будущего. Эльбрус излюбленное место появления НЛО и призраков. Местные жители довольно часто отмечают появление над горой ярких светящихся точек.

У кабардинцев есть удивительное поверье, повествующее о том, что у человека побывавшего на склонах северной части горы, открываются сверхъестественные способности. Местные жители величают Эльбрус «горой счастья» или «горой богов».
  
Места силы

Энергетическая мощь Эльбруса с величавыми заснеженными вершинами невероятно сильна. Ученые считают его своеобразной «космической антенной», связывающей нашу планету со всей Вселенной. Даже непродолжительное нахождение на склонах горы, позволяет человеку получить мощный энергетический, духовный и физический заряд. Происходит это потому, что в местах силы Эльбруса активизируется система чакр человеческого тела. Места силы оказывают активное воздействие на сердечную чакру, являющуюся своеобразным связующим звеном между телом человека и энергетическими структурами Вселенной.

Важно отметить, что не все места силы Эльбруса несут положительный энергетический заряд, который манит к себе человека словно магнит. Нахождение в некоторых из них может оказывать негативное влияние на физическое, духовное и энергетическое состояние человека. В подобных местах может ощущаться явный отток энергии, внезапно возникают головные боли, чувство тошноты и физической слабости.

Локализацию мест силы Эльбруса можно представить следующим образом: вершина горы, поляны Лам и Каменных грибов, Серебряный источник, водопад Салтан, пик Калицкого, гора Тузлук и урочище Джилы-Су.

Самая высокая гора Европы является излюбленным местом исследований ученых, эзотериков и биоэнергетов. Во времена Второй Мировой войны на Эльбрус была отправлена немецкая экспедиция. Официальной версией является захват Кавказа, однако рассекреченные архивы третьего рейха свидетельствуют о том, что целью экспедиции являлся поиск мифической страны Шамбалы.

Эльбрус полон тайн и загадок, ключ от которых мечтают найти многие исследователи. Прикоснитесь и вы к великой тайне самой высокой и самой мистической горы Кавказа!

 

Зеленчукские храмы - великий древний центр христианства

Три древнейших храма, постройка которых происходила еще в Х веке, затеряны среди гористого ущелья, вымытого рекой Большой Зеленчук. В том далеком веке здесь стояла столица давнего государства Алании – город Маас. Сейчас об этом напоминают три старинных полуразрушенных строения Нижне-Архызского городища, расположенные недалеко от поселка Нижний Архыз. Комплекс имеет высокую историческую, архитектурную, археологическую и культурную ценность. Это природно-исторический музей под открытым небом, одновременно он является заповедником Карачаево-Черкессии.
 
История

Храмы возводили из песчаных плит, которые соединялись известковым раствором. Внутри стены были расписаны фресками, ни одна из них не сохранилась до нашего времени. Все, что видно сегодня – это роспись в виде цветного орнамента на оконных откосах. Свидетельство и сюжет фресок запечатлен на рисунках художника Струкова. Штукатурка, с осыпавшейся краской, сохранилась на некоторых участках стен. Ее сберегли при проведении реставрационно-восстановительных работ.

Самый древний храм сооружен в форме креста, если смотреть с высоты. В древности он был кафедральным собором. Внутри имелась крестильная, единственная в то время на севере Кавказа. Храм был украшен величественным алтарем. Во время раскопок было выяснено, что у стен храма делались захоронения, было обнаружено три могилы. Предположительно храм посвящен Николаю Чудотворцу.

 
Второй храм называют Северным. Он сохранился гораздо лучше первого. Сооружение воздвигнуто в честь св. Георгия, очень почитаемого на Кавказе. Хотя другие исследования гласят о том, что постройка была начата в великий христианский праздник – Преображения Господнего и назван храм в честь Спасителя. Здание отличается четкими математическими расчетами. При исследовании был обнаружен интересный факт – высота стен равна длине храма, а размер барабанных окон соответствует радиусу церковного купола.

В XIX веке на месте давнего храма расположился монастырь. Благодаря труду монахов, обитавших среди старинных руин, Средний храм был восстановлен. Возрожденное строение освятили, нарекли в честь Троицы и стали проводить внутри богослужения.

Третий храм, известный как Южный, самый маленький из расположенных здесь сооружений. Длина около 8 м и ширина чуть больше 6 м. Это самое молодое сооружение, оно датируется IX-X веками. Изначально храм возводился в средневековом стиле, но позже был переделан на русский манер. Сейчас эта небольшая церковь является самым древним русским действующим молельным домом. Здесь проводят службы и совершают христианские обряды. Согласно исследованиям храм изначально был воздвигнут в честь святого Ильи. В 1991 году он был снова освящен в честь пророка и поныне является местом общения с Богом православных христиан.

Храмы – основные постройки комплекса, но на этой же территории располагается целых 11 небольших часовенок, которые сильно разрушены временем. Но само их наличие говорит о том, что данное место было большим христианским центром.
 
Как добраться

Ближайший крупный город – Минеральные Воды. Добраться до него можно самолетом или поездом. По железной дороге удобно доехать до Кисловодска или Невинномысска. Все эти пункты соединены с Зеленчукской станицей автобусным маршрутом. От станицы к храмовому комплексу ведет пешая тропа. Сюда очень часто организовывают паломнические походы, к которым можно примкнуть, с целью ознакомиться со стариной архитектурой и историей христианства.
  
  
ЛЕСО-КЯФАРЬ
Лесо-Кяфарь (Шпиль).                                                                                                                      

Лесо-Кяфарское городище — место загадочное, малоизученное и уже обросшее легендами. Археологи называют его памятником сарматской, аланской и, возможно, еще нескольких культур, более ранних и более поздних. Эзотерики ищут среди развалин источники Силы, видят во всем таинственные знаки и даже приписывают древнее поселение атлантам. Руины домов и крепостных стен, дольмены, святилище на скалах-останцах, каменные фигуры, многочисленные кресты, выбитые на камнях и плитах, жреческие гадательные «вавилоны», надписи, похожие на руны, изображения людей и зверей — в этом мертвом городе, затерянном в глуши Кяфарского ущелья, наслоились друг на друга несколько эпох.
Основная часть городища, судя по археологическим данным, была возведена в XI веке, но некоторые фрагменты (дольмены) значительно старше — их относят ко II тысячелетию до н.э. Много ли в России памятников, уходящих в такую глубину веков? Казалось бы, Кяфарское городище по определению должно было стать заповедником еще в советские годы. Однако охранного статуса у него до сих пор нет, а серьезных научных исследований здесь не проводили уже лет двадцать.
Городище открыли и начали изучать сравнительно поздно — в отличие от Нижнеархызского, оно прячется в труднодоступном месте. Кяфарское ущелье — самое малозаселенное ущелье Карачаево-Черкесии, а поселок Лесо-Кяфарь — самое дальнее его поселение, граница цивилизации. Городище находится за этой границей, после него — только горы. На месте затерянность в пространстве и времени ощущается отчетливо. Единственный звук, который тут слышен — шум протекающих внизу рек Кяфарь и Кривая. Кажется, даже птицы не поют, хотя, возможно, это слуховая иллюзия — некоторые виды городища так напоминают картины из знаменитого ужастика «Сонная лощина», что воображение разыгрывается.
Сегодня городище выглядит так: на узкой поросшей лесом возвышенности (два километра в длину и до двухсот метров в ширину) стоят руины домов, каменные фигуры, святилища, массивные крепостные стены и девятнадцать дольменов. На плитах и камнях видны четкие следы надписей и изображений. Заметно, что поселение застраивали по плану — можно различить нечто вроде улиц и городской площади. Однако что именно здесь когда-то было — столица аланов, или большой культовой комплекс, или крепость — версий много, а точных сведений нет. Это главная загадка Лесо-Кяфарского городища, и она сугубо историческая, вне всякой мистики. Не разгадана она исключительно из-за того, что серьезных археологических экспедиций здесь не было. Не занятое наукой место, конечно, заполнили мистические домыслы про космическую энергию, то ли исходящую из этой точки, то ли наоборот, льющуюся сюда с неба, про город атлантов и т.п. Странно, что в Лесо-Кяфарь не поселили амазонок, но всё еще впереди.

Можно иронизировать над искателями паранормальных явлений, но люди, в конце концов, имеют право верить в то, во что им нравится. До тех пор, пока вера не перерастает в вандализм — как было несколько лет назад, когда некие любители решили «достроить» парочку дольменов: собрали их из нескольких разрозненных частей и закрепили для надежности все это дело бетоном. Свою лепту в разрушение внес и Сторожевский лесхоз (станица Сторожевая — ближайшее к Лесо-Кяфари крупное поселение): летом 1996 года его бульдозер просто разрушил главную улицу городища, которая тогда просматривалась отчетливо. Прокуратура потом постановила, что «никакого ущерба не нанесено» — неудивительно, ведь городище не является охраняемым памятников. Придавать ему статус заповедника никто пока не собирается. Да и помогает охранный статус, к сожалению, мало. Нижнеархызское городище, например, официально признано музеем-заповедником, но из его камней жители ближних поселков продолжают строить заборы и бани. Так что тем, кто хочет увидеть памятник своими глазами, стоит поспешить.

Сплав по реке Лаба

Без карты городища (она была составлена в 1991–1994 гг.) или краткого описания ориентироваться на месте сложно — приходится бродить наугад, натыкаясь на загадочные артефакты, буквально лежащие под ногами. Поэтому попробуем описать дорогу и расположение памятников.
От поселка Лесо-Кяфарь до подъема на городище нужно пройти около1,8 км. Дорога начинается на краю улицы Дружбы, идет вдоль реки Кяфарь, а после заболоченного участка сворачивает в лес. С этой точки городище уже видно. Узкий мыс, на котором оно стоит, называется Шпилем. Тропа на Шпиль уходит от дороги влево и вверх. Подъем начинается от поляны, где когда-то располагался посад, а теперь растут деревья. Разглядеть руины посада — кучки камней, разбросанных тут и там — можно только ранней весной, пока нет травы. А если присмотреться к деревьям на поляне, можно опознать в них одичавшие яблони и груши: в советское время тут был разбит фруктовый сад, давно заброшенный.
Артефакты, как уже сказано, лежат прямо под ногами, так что будьте внимательны. Прямо у входа на городище, справа от тропы, можно заметить камень с выбитыми на нем квадратами, вписанными друг в друга — так называемый «вавилон». Предполагается, что такие «вавилоны» использовались жрецами для гаданий. Поднимаемся чуть выше и справа видим еще один камень, очень большой и плоский, с многочисленными рисунками в виде крестов. Лучше всего изображения видны ранней весной, когда на камне еще не разросся мох (летом здесь очень тепло и сыро, поэтому мох растет быстро).
Кресты выбиты и на плитах, разбросанных чуть выше. Кроме крестов, там есть рисунки оленей и изображения, смысл которых сложно понять. Поскольку крестов на городище много, считается, что именно из-за них переселившиеся сюда мусульмане назвали реку Кяфарь, то есть река неверных («кяфарь» или «кафир» переводится именно так).

Если подняться по тропе еще метров на двести, увидим самое узнаваемое место городища — две останцовые скалы, представляющие собой бывшее святилище каких-то неведомых богов. Одна скала побольше, с площадкой наверху, другая узкая, как на плато Маньпупунер. На площадку первой скалы ведут каменные ступеньки, а наверху есть две плоские плиты, которые считаются жертвенными камнями (на них тоже можно разглядеть «вавилоны»). Современные посетители часто оставляют на плитах какие-нибудь личные вещи — сережки, например. То ли загадывают желание, то ли приносят жертву. Некоторые умудряются перелезать с большого останца на малый — там тоже есть выдолбленная в камне площадка.

В начале 1990-х между останцами была раскопана камера — тюремная или погребальная. Сейчас камера засыпана и между скал можно пройти.

От останцев тропа идет вверх. Слева, у края холма, уцелела оборонительная стена трехметровой высоты, сложенная из плоских камней без раствора. Если подняться выше, можно различить фундаменты домов — они стояли близко друг к другу на плоском участке городища. Еще выше будет маленький дольмен (они, кстати, использовались как гробницы), у которого хорошо сохранилась передняя стенка с круглым отверстием посередине. Рядом можно отыскать несколько фрагментов дольменов. Заканчивается городище крутым обрывом, рядом с которым видны руины двух небольших церквей и несколько фундаментов домов.

За Шпилем, через седловину, на возвышенности расположены аланский могильник и большая часть дольменов. Этот участок называется Иордан (Ордан), если верить преданию — по имени монаха-отшельника, жившего тут когда-то. Пройти со Шпиля прямиком на Иордан не получится. Нужно не доходя до конца городища спуститься направо, пройти седловину и подняться на второй холм — это и есть Иордан.
Заблудиться тут трудно, дорожки хорошо протоптаны. Даже дольмены найти несложно — от одного к другому ведет тропинка, как линия на навигаторе. Кроме дольменов, на Иордане есть остатки полуподземных склепов — здесь хоронили незнатных аланов (знатных погребали в дольменах).
Люди приезжают на городище в основном по эзотерическим мотивам, в поисках древнего места Силы. Появляются, конечно, и просто туристы, и походники, но мистика пока лидирует.

  
Местные особенности

Приехать на городище можно и зимой, однако рассматривать камни и фундаменты под снегом гораздо сложнее.

Руины и памятники распределяются по городищу не в хронологическом порядке, а хаотично. Дольмены, древнейшие из здешних сооружений, разбросаны по Шпилю и Иордану. Точнее, четыре штуки (разной степени сохранности) — на Шпиле, около полутора десятков — на Иордане.

Рядом с подъемом непосредственно на возвышенность Шпиль установлен стол с лавками, есть место для костра. Если вы собираетесь сделать привал, лучше использовать эту подготовленную стоянку. Палатки на городище ставить нельзя, и всякий разумный человек этот запрет понимает и соблюдает.

Если поедете на машине, советуем оставить ее около реки, чтобы не месить грязь на и без того развороченной дороге на Шпиль.

После Лесо-Кяфарского городища интересно отправиться на Нижнеархызское — старинным путем алан. Сохранился даже мощеный участок древней дороги, связывавшей два городища. Местные говорят, что по этой дороге через перевал до Нижнеархызского городища можно добраться пешком быстрее, чем на машине в объезд. Правда, в поход стоит взять проводника или основательно изучить карту местности. Можно использовать советские описания туристических маршрутов по республике.

  
  

Описание

Сейчас это место называют Кяфарским городищем. По мнению ученых, стоящий здесь город был резиденцией аланских царей, политическим центром древнего государства Алания. Недалеко от Кяфарского городища находятся дольмены – одни из наиболее древних человеческих сооружений, представляющие собой мегалитические, то есть сделанные из цельных каменных глыб, надгробия. К сожалению, дольмены, находящиеся на территории Карачаево-Черкессии, почти разрушены, плиты на их поверхности уже наполовину вросли в землю, но на их поверхности заметны древние рунические письмена, нехарактерные для христианской традиции изображения крестов, рисунки животных, имевшие, скорее всего, ритуальный характер.

 

В районе расположения дольменов есть еще несколько культовых сооружений и природных объектов, служивших для этих целей. Необычной формы скалы имеют ровные площадки наверху – ученые до сих пор не могут установить, для чего служили эти площадки. Впрочем, и по поводу самих дольменов у ученых расходятся мнения – некоторых из них считают, что это были вовсе не надгробия, а так называемые «Места силы», священные культовые места уже потерянной в веках религии. Несомненно, одно, район Кяфарского городища – одно из интереснейших в России мест, требующее детального исследования.
  

ЛЕГЕНДА БАШНИ АДИЮХ                                                                                                    
Башня возвышающется над рекой Большой Зеленчук, существует по сегодняшний день как исторический памятник Карачаево-Черкесии в Хабезском районе и посещается туристами. Сегодня у подножья башни развернулся гостинично-оздоровительный комплекс "Адиюх-ПЭЛАС", который расположен в предгорьях Большого Кавказа, на высоте 600 метров над уровнем моря.

Башня, стоящая на берегу Большого Зеленчука, у местных жителей ассоциируется с невестой. Говорят, что похожа она на девушку в подвенечном наряде. Только не радостную, а очень печальную, потому что вокруг нее много кроваво-красных скал. 

Согласно легенде, некогда из этой башни печально глядела вдаль прекраснейшая из всех женщин. Девушка была необычайной красоты: иссиня-черные волосы обрамляли ее лик подобный луне, и отличалась она необыкновенной белизной кожи. Говорят, что когда она протягивала к солнцу белые руки, они излучали яркий свет, затмевавший свет солнца. И ее звали Адиюх, что переводится как светлорукая.

Долина реки Большой Зеленчук. Фото с сайта http://zhurnal.lib.ruКрасота ее лица сияла когда-то еще ярче, а теперь на нем лежала тень грусти, лежала с того самого дня, когда Адиюх, еще совсем юная, спустилась однажды к звонкому ручью за водой и всадник в черном, ястребом налетев сзади, накрыл ее буркой и помчал в горы.

С того дня ни разу Адиюх не покидала стен одинокой башни на высоком берегу Большого Зеленчука, ни разу она не видела, как встает после дождя в родной долине радуга, не видела, как зацветают весной на зеленых полях ее родины первые подснежники.

Только длительными ночами, в коротких снах возвращалась она в свое детство, смеялась с подругами, слушала знакомые песни и звон ручья, на берегу которого выросла.

На горы спускались осенние туманы, но прилетал ветер, и туман уползал. Снега покрывали собой горы, но грело солнце, и снега таяли, обнажая светлые склоны... А печаль с лица Адиюх ни весной, ни осенью не уходила.

- Чем ты, женщина, недовольна? - спрашивал ее красавец-князь Псабида в редкие минуты возвращения домой после ночных горных дорог, - разве мало золота и роскошных нарядов в моей неприступной башне? И есть ли хоть у одной еще жены такой отважный и знатный муж, как я? Разве не переполняют твое сердце радость и счастье, когда ты видишь меня?

- Башня твоя просторна и богата, - соглашалась Адиюх, робко смежив длинные ресницы, - но мало в ней света для меня. Мое сердце бьется сильней, когда я вижу тебя, но вижу мало. Ты каждую ночь, накинув черную бурку, скачешь куда-то в горы, чтобы пригонять все новые и новые табуны... А я все одна и одна. Зачем ты меня привез на седле и заточил в этой каменной башне, если я тебе не нужна? Зачем заставил полюбить себя?

- Ты мне нужна, женщина, - отвечал князь сердито, - иначе я не морил бы своего прекрасного скакуна, похищая тебя...

- Тебе нужна не я, - говорила Адиюх, - Когда ночами в снегопад и в дождь по шаткому мосту через грозную реку ты гонишь в башню стада и табуны, я протягиваю навстречу тебе руки, они светятся, и ночь становится светлой, как день... без света моих рук ты не можешь жить, только потому и похитил меня...

- Останови свой язык, женщина, - загремел по пустынным комнатам башни гнев князя, - слепой сове нужен свет твоих рук, орел и темной ночью ясно все видит... Вот мой меч - посмотри... Если ты еще раз высунешь в окно свои руки, я отсеку их этим мечом.

Ночью вновь он отправился в горы, и Адиюх по привычке ждала его, гоня сон. Не было ни звезд, ни луны. В плотной мгле бурлила, ворочала камни река под мостом. В ущелье протяжно выли волки, и тонко рыдали шакалы. Гуляка-ветер буянил меж скал.

Крепко закрывала свои глаза Адиюх, но лицо мужа не уходило в темноту. Красивым было это лицо и непроницаемым. Столько всматривалась в него все простившая и полюбившая Адиюх, пыталась увидеть в нем душу Псабиды и в душе его увидеть хотя бы немного нежности и тепла, может быть, почему-то от нее до сих пор спрятанных.

Хорошо смотрела Адиюх, но ничего. Ни разу не сказало лицо Псабиды о нежности, недаром, видно, звали его Псабидой - твердой душой.

Но она любила его все равно и тревога за него была в эту ночь такой же сильной, как всегда...

- Где несется твой конь, Псабида, сейчас в непогоду и мрак? Зачем гонишь статных коней к своей башне не днем, когда над крутыми дорогами висит яркое солнце, а темными беззвездными ночами, словно вор, заметающий следы? Где скачешь сейчас ты, Псабида, в безлунную ночь, когда конь твой не видит, куда поставить тяжелое копыто?

 

 []

У каждого места на Кавказе есть свое предание, но знают эти истории единицы. Расскажи легенду о своей малой родине миллионам пользователей Рунета - опубликуй её на Вики "Кавказского узла".

Прилетел к окнам башни бродяга-ветер и принес с собой топот множества копыт, который был подобен горному обвалу... Вскочила Адиюх, подлетела птицей к окну, хотела было как всегда, протянуть руки, чтобы сделать светлой темную дорогу мужа, но вспомнила его гнев и замерла, опустив их, точно птица перебитые крылья. 

А Псабида был уже близко. Скоро путь между ним и башней стал равен длине моста над пропастью, где гремела темная и грозная вода.

Посмотрел Псабида вверх через правое плечо - не увидел светлой луны, посмотрел через левое - не увидел ярких звезд, посмотрел в сторону своей башни - не увидел сияния золотых рук. Хотел Псабида крикнуть той, что ждала его, но гордость плотно сомкнула его губы. Стал он молча бороться с ночью, уже половину моста одолел, но захрапели кони, испуганно вздыбились перед мраком, идущим из пропасти...

Все свое мужество позвал на борьбу с ночью Псабида, но судьба повернулась к нему спиной.

Трудно человеку без света, совсем трудно. Конь путника оступился, оборвались веревки и вместе с мостом, спутниками и лошадьми, которых гнал всадник, все погрузилось во мрак бездонного ущелья.

Горько рыдала над телом мужа Адиюх, била о скалы белыми руками, из которых уже сочилась кровь. От этой крови скалы на берегу Большого Зеленчука и сейчас стоят красные. 

До самого заката лила Адиюх горячие слезы, стекавшие прозрачным потоком в холодные воды Большого Зеленчука...

На закате могучий и стройный всадник осадил рядом с нею коня, спешился, тронул ее за плечи и бодро сказал:

- Добрый день, прелестная женщина!

- Какой же он добрый, - разрыдалась прекрасная Адиюх, - он черный, этот день, как ночь.

- Нет, он добрый, - твердо сказал незнакомец. - Но хватит спорить... Предадим земле то, что принадлежит уже ей. Да простит она Псабиде его тяжкие грехи и да станет она ему уютным и теплым домом...

Глубокую яму, молча вырыл приезжий, положил в нее Псабиду и высокий холм воздвигнул над ним. Потом расстелил под холмом свою бурку и усталый свалился на нее...

- Странный незнакомец, - заговорила с ним Адиюх, - объясни мне свои слова. Почему день, принесший моему сердцу такое горе, ты назвал добрым?

- Не спрашивай, женщина, - услышала она, - мой ответ может сделать тебе больно.

Но Адиюх стала настаивать и незнакомец сказал:

- День я назвал добрым потому, что в этот день не стало злого человека, который убивал в горах неосторожных пастухов и угонял их скот, чтобы увеличить число своих уже бесчисленных стад и табунов... Я, нарт Сосруко, о котором ты могла не раз слышать, сто дней и сто ночей искал встречи с этим человеком, чтобы наказать его, и вот сегодня встретился с ним, уже наказанным рукой судьбы... Не говорят о покойниках плохо, но этот покойник не достоин твоих слез, потому что много крови и слез пролил его меч.

- Зачем ты мне это сказал, Сосруко? - отчаянно заломила руки Адиюх. - Я не могу теперь его любить. Он оскорблял мою гордость и любовь своим равнодушием, но я простила ему его холод. Он разлучил меня навсегда с самым дорогим, что у человека бывает - с родиной, но я простила ему это и полюбила его... Но как я могу ему простить воровство и убийство?! И я вот этими руками освещала ему дорогу разбоя...

Бросилась Адиюх на могилу мужа и безумно принялась ее разгребать, до локтей вонзая белые руки в черную землю.

- Зачем? Ты хочешь отдать его тело хищникам?! Мертвых не наказывают!- крикнул Сосруко и, вскочив, попытался удержать женщину. Он прижал ее так крепко, что вдруг почувствовал, как в его богатырском теле зажглась кровь...

- Сосруко, что ты делаешь со мной? - удивленно спросила Адиюх, почувствовав, как непривычно забилось ее сердце, а по телу разлилась приятная истома.

- Ты не знала мужчины? - изумился Сосруко. - Как несчастен был Псабида, если страсть к разбою ни разу за столько лет не уступила в нем места ничему другому, даже страсти к такой прекрасной женщине, как ты...

- Как плохо было бы, - ужаснулась Адиюх, - если б ты не сказал мне, кем был мой муж... Мое сердце осталось бы навсегда верным Псабиде. Как хорошо, что я встретила тебя!

- Теперь твое сердце свободно, и я самый счастливый нарт из вcex нартов, - сказал Сосруко и увез Адиюх с собой.

А Псабида остался лежать на берегу Большого Зеленчука, недалеко от своей неприступной башни, остался в могиле, принявшей вид седла после того, как Адиюх пыталась ее разрыть. 

Как невеста в подвенечном платье, белеет башня на зеленом берегу и только сторона ее, повернутая к могиле Псабиды, покрылась мертвым мхом и почернела, словно солнце испокон веков светило мимо этой одной стороны.
  
  
ГОРА ЭРЦОГ                                                                                                                           
Наряду с горой Эльбрус считается священной горой, местом обитания богов и духов.
Считается, что Ной на своем ковчеге пристал именно к этой горе.
Вершина горы Эрцог имеет высоту 3683 метров и располагается в западном отсеке Тебердинского хребта. Название этой горы произошло от абхазского слова "Эруахз". 
По легенде здесь когда-то очень давно, в старину на большой камень напоролся и разбился корабль. Эта необычной красоты гора огибает юго-западную сторону долины реки Алибек. Вершина горы Эрцог так сильно воодушевляет своей красотой, что даже Юрий Визбор, который достаточно часто посещал Домбай, упомянул в своей песне "Домбайский вальс" об этом уникальном и необыкновенном чуде природы.

 
СОФИЙСКАЯ ПОЛЯНА – МЕСТО СИЛЫ
Средняя часть Софийской долины – узкое ущелье, стиснутое отрогами хребтов Чегет-Чат и Софийский. Отсюда можно подняться в долину реки Гаммеш-Чат. В верхней части долина вновь расширяется. Здесь расположена ферма, кошары и палаточный лагерь, т.н. Софийская поляна. Из этой части долины можно подняться на перевал Софийское седло, в долины Ак-Айры и Кашха-Эрикчат.

Это место называется Софийским приютом. Когда-то здесь находились домики, используемые организованными туристами для проживания. В девяностые годы их разобрали на дрова. В мае обычно здесь начинается снег.

От приюта долина начинает расширяться. Вскоре появляется ферма (не следует путать её с т.н. Ледниковой фермой — поляной под перевалом Софийское седло. На этой поляне, когда-то так же находилась ферма, снесённая лавиной), от которой видна долина Ак-Айры с водопадами, Софийский ледник с водопадами, перевал Софийское седло. Для подъёма в долину Ак-Айры следует прейти Софию вброд выше фермы, где дорога спускается к реке, а река образует несколько рукавов. Несколько выше этого места расположен палаточный лагерь «Софийская поляна».
Выше дорога заканчивается, далее идёт тропа, ведущая на Софийское седло.

 

ДРЕВНИИ ГОРОДИЩА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ
Аул Хумара
Государство: Российская Федерация
Вид региона: Республика
Регион: Карачаево-Черкесия
Вид района: Район
Район: Карачаевский район Карачаево-Черкесии
Координаты: 43°51′47″ с. ш.41°54′48.5″ в. д. (G) (O) (Я)
Население: ~1 700 чел. (карачаецы, черкесы)
Часовой пояс: UTC+4
Высота центра НП: 884 м
Хумара (Хъумэрэн, Схимар) — аул в Карачаевском районе Карачаево-Черкесии, рядом с которым в Средневековье существовала хазарская крепость, форпост Хазарского каганата на Кавказе, построенная для контроля Великого шёлкового пути.
По-видимому, верна этимология названия аула от кабард.-черкес. слова «Хъумэн» — «защищать», «укреплённое место».
Как пишет историк села Хаджи-Мусса Темиров, название Хумары упоминается в византийских, греческих, грузинских и русских летописях, а в 10−11 вв. — как название города Хумариус (Схимарис).
Крепость под названием Схимар (Гимар) основали хазары в 8 в.
Во времена Хазарского каганата Хумара представляла собой мощную хазарскую крепость, которая контролировала бассейн Кубани.
Эта хазарская застава, ныне называемая «Хумаринским укреплением» или «Хумаринским городищем», находилась над аулом Хумара на правом берегу реки Кубань в 11 км к северу от города Карачаевска.
Этот хазарский город-крепость имел общую площадь около 25 га. Археологи обнаружили остатки крепостных стен, грунтовые погребения, курганные могильники, фундаменты жилых зданий, цитадель — главная точка городища. Помимо этого имеются остатки уникального водопровода из керамических труб. Город был обнесён мощной каменной стеной, длина которой свыше 2 тысячи метров. Стена была снабжена множеством бойниц и завершалась зубчатым парапетом.
Крепость контролировалась хазарами. Именно здесь они совместно с аланами дали отпор вторгшимся сюда через Клухорский перевал в 720-х годах арабам. Тогда арабы прошли на Верхнюю Кубань через Клухорский перевал.
Кроме хазар, там жили болгары, аланы, которые вместе с хазарами приняли участие в созданиикарачаево-балкарского народа. Через хазар, правящая верхушка которых исповедовала иудаизм, в карачаево-балкарский язык проникли еврейские элементы. Это слова (Шабат — «суббота», халахоста — «неопрятный» др.) применяемые в разговорной речи.
Именно сюда хазарам привозили дань покорённые местные племена — Хумаринская крепость могла быть резиденцией хазарского наместника — тудуна — в Алании, собиравшего с аланского населения дань и осуществлявшего политический контроль над этой частью страны.
После нашествия эмира Тимура Тамерлана в 1396 году, Хумара была полностью разрушена.
Вновь аул был отстроен уже в 1862 году.
Предки хумаринцев проживали близ города Пятигорска почти 500 лет. Это были фамилии Абуковых, Дзамыховых, Цаговых, Джатежевых, Дугужевых и др. В 1725 году жители этого крупного населенного пункта переселились в долину реки Кума и основали аул Абуковский (ныне аул Первомайский). Причина — притеснения в результате военных действий царских войск

  

Хумаринское городище VIII-X вв.н.э. расположено в Карачаевском районе в 11 км к северу от г. Карачаевска, над аулом Хумара, на правом берегу р. Кубань, на вершине горы с усеченным конусом-плато «Калеж». Городище неприступно с трех сторон и лишь с восточной стороны к нему можно подняться по извилистой дороге, идущей по балке. Площадь территории филиала – 24,8 га, площадь охранной зоны филиала – 175 га. Комплекс находится на землях совхоза «Верхнекубанский» и им же были распаханы земли городища под посевы, чем нанес большой вред археологическому памятнику.

 
В состав памятника входит городище из несохронившихся строений, грунтовые погребения, курганные могильники, фундаменты жилых зданий, цитадель – главная точка городища. Помимо этого имеются остатки уникального водопровода из керамических труб. Состояние экологических показателей гидросистемы территории и охранной зоны комплекса соответствуют благоприятным нормам курортно-рекреационной зоны. Деградация растительности — деградация растительного покрова и дернового слоя почвы составляет 3-5% в луговой части охранной зоны за счет выпаса.

  

Гора Кележ. Хумаринское городище                                                                                  
На противоположном берегу Кубани недалеко от селения Хумара возвышается небольшое плато – гора Калеж, с трассы она напоминает трапецию или усечённый конус. На вершине горы находится Хумаринское городище – подлинный клад для историков и археологов. Общая площадь городища – 40 га, с трёх сторон оно неприступно и окружено мощной стеной, имеющей высоту до 6 м.

 
Стена окружена двенадцатью башнями, в настоящее время они имеют вид округлых курганообразных возвышений. Стены холма были выложены каменными плитами и достигали 6 м в ширину и 18 м в высоту. На холм вела лестница, а на вершине находилось искусственное укрепление. Аналогичные сооружения располагались и по обе стороны холма, его окружала вторая внешняя стена. В стене имелись ворота шириной 5 м. Во времена аланского царства, здесь располагался большой город-крепость. Он был не только важным стратегическим пунктом античности и раннего средневековья, но и центром ремёсел и торговли. Хумаринское городище – это аланский город-крепость Схимар, о котором упоминают византийские, грузинские и русские источники IX-X вв.

 
Интерес к Хумаринскому городищу археологи начали проявлять еще с XIX века. Активное исследование руин крепости продолжалось в течение всего XX века. Теперь, благодаря раскопкам, мы имеем возможность увидеть фрагменты стен, которые были вскрыты археологами из-под слоя грунта. Там, где раньше были башни, остались лишь курганоподобные возвышения.

 
Недалеко от городища Вы наткнетесь на брошенную ферму. Ее в 50-х годах 20-го века современные варвары построили из блоков, которые были взяты из стен Хумаринской крепости. На территории города до последнего время проводились посевные работы. Если встать у калитки (с южной стороны городища), то внизу слева можно увидеть пятна красного грунта – это отвалы породы из шахт. Здесь в советское время добывали уголь. Нынче шахты закрыты как нерентабельные.
От пастухов мы узнали, что где-то на соседней горе есть камень, на котором высечен точный план крепости – что-то вроде чертежа архитектора.

 

Городище возникло как крупная крепость в связи с активизацией арабо-хазарских войн в X-XI вв. Археологами было установлено, что средневековые культурные отложения подстилает пласт, оставленный населением VIII-VII вв. до н.э. Далее прослеживается слой II-VII вв. н.э. и VIII-X вв. н.э. Оборонительные сооружения городища представлены крепостными стенами, башнями, цитаделью и рвами.
При сооружении Хумаринской крепости были использованы наиболее передовые для своего времени фортификационные приемы и учтен весь опыт строительной практики, уровень военной техники.
Цитадель была воздвигнута на плоской вершине естественного холма с крутыми склонами высотой более 40 метров. Доступ к ней преграждал глубокий ров, первая и вторая оборонительные стены сильно разрушены и максимальная высота их не превышает 2-3 метра при толщине более 5 метров. Но в древности внешняя оборонительная стена имела внушительную высоту, заканчиваясь зубчатым парапетом и была снабжена многочисленными бойницами.
Частью сложной оборонительной системы были многочисленные сторожевые башни. Глубокий ров (4-5м) длиной более 1 км надежно защищая крепость и обширные сельхозугодия. Неподалеку проходила военная и торговая трасса, соединяющая страны Востока и Запада. Город-крепость был не только важным стратегическим пунктом античности и средневековья, но и центром ремесел и торговли. Во время раскопок найдено много обломков богато орнаментированной керамики, глиняные пряслица и т.д. На средневековом слое обнаружена красноглиняная керамика. Но наиболее оживленно жизнь города протекала в VIII-X вв.
 
Хумаринское городище, является эпицентром северо-кавказских рунических надписей. Для него характерно большое количество рунических символов, букв и слов на стенах и зданиях. Они были сделаны не только после, но в процессе возведения крепости — граффити были обнаружены на блоках внутренней кладки стены17, некоторые символы были обнаружены даже под слоем известкового раствора. Чаще всего встречаются изображения сошки (bipods), трезубца (tridents), свастики, буквы Х и Н, а также очень характерная для протобулгарских находок на Дунае буква Y.

   

Хумаринское городище
Из Черкесска путь лежит на юг, в горные районы республики. В 13 км от республиканского центра расположен г.Усть-Джегута.
Южнее Усть-Джегуты на реке Кубань возвышается плотина Головного водохранилища Большого Ставропольского канала на левом берегу которого сооружён крупнейший в Европе тепличный комбинат «Южный». Полезная площадь его теплиц составляет 144 га. Далее вдоль трассы цепочкой тянутся населённые пункты- станицы Важная, Красногорская, аул Сары-тюз, поселок Южный, аул Кумыш, поселок Ордженикидзевский и перед самым Карачаевском село им. Коста Хетагурова. На окраине станицы Красногорской видны развалины сторожевой башни с массивными стенами из камня и узкими бойницами. В ауле Кумыш дорога разветвляется. Правая ветка через тоннель идёт в Архыз. За Кумышом сооружён мемориальный комплекс – музей защитникам перевалов Кавказа, преградившим гитлеровцам в 1942-43 гг. путь в Закавказье. Здесь часто останавливаются автобусы с туристами и экскурсантами, чтобы почтить память тех, кто покоится в братской могиле. Справа на склоне горы в землю вкопаны железобетонные плиты, символизирующие недоступность врагу перевалов и вершин. Здание музея, которое было построенно на средства, собранные молодёжью Карачаево-Черкесии, Дагестана, Грузиии других республик Кавказа, по форме напоминает дот, сооружённый из железобетона.
 
На противоположном берегу Кубани недалеко от селения Хумара возвышается небольшое плато – гора Калеж, с трассы она напоминает трапецию или усечённый конус. На вершине горы находится Хумаринское городище – подлинный клад для историков и археологов. Общая площадь городища – 40 га, с трёх сторон оно неприступно и окружено мощной стеной, имеющей высоту до 6 м. Стена окружена двенадцатью башнями, в настоящее время они имеют вид округлых курганообразных возвышений. Стены холма были выложены каменными плитами и достигали 6 м в ширину и 18 м в высоту. На холм вела лестница, а на вершине находилось искусственное укрепление. Аналогичные сооружения располагались и по обе стороны холма, его окружала вторая внешняя стена. В стене имелись ворота шириной 5 м. Во времена аланского царства, здесь располагался большой город-крепость. Он был не только важным стратегическим пунктом античности и раннего средневековья, но и центром ремёсел и торговли. Хумаринское городище – это аланский город-крепость Схимар, о котором упоминают византийские, грузинские и русские источники IX-X вв.
 
Вплотную примыкая к Хумаринскому городищу на горе Тамара (названной в честь знаменитой грузинской царицы) находится ещё один из крупнейших городов Алании, вернее — его городище. По дороге к нему стоит менгир (4,2м х 0,8м х 0,42м) VIII-X вв. Это древние дорожные указатели на караванных путях. Дорога к городу на Тамаре была вымощена по всей длине, она огибала гору и выводила к поселению и каменной башне (VIII-XI вв.). Башня имела форму прямоугольника со сторонами 4,5м х 4м, с толщиной стен 1,2м. Камень, как и на всех подобных сооружениях, был сложен на известковом растворе. Башня была разрушена, ныне сохранившаяся высота стен составляет 1м. Историки полагают, что его население составляло около 8 тыс. человек. Теперь же от него остались лишь основание башни, остатки инженерных коммуникаций на горе и вокруг неё, и неподалеку в верховьях ущелья Шубшурук некрополь- «город мёртвых». Здесь было захоронено около 1000 человек. Свыше 100 гробниц, как для групповых погребений, так и для одиночных, выбиты в отвесных скалах. Входные отверстия, без исключения, ориентированы на юг.
 
Проезжая посёлок Орджоникидзевский можно увидеть как над ним высится гора Токмак-Кая (1361м). Когда-то на ней стояла сторожевая башня. Окна-бойницы смотрели на Великий Шёлковый путь.
В 7 км не доезжая Карачаевска над селом им. Коста Хетагурова справа от трассы высится гора Чуана (Шоана), хранящая множество тайн. Гору видно издали, её не спутаешь ни с одной другой – настолько своеобразны её очертания, настоящий памятник природы.
 
 
  
КАМЕННЫЕ ГРИБЫ ЭЛЬБРУСА

На северном склоне Эльбруса в урочище Бырджаль, на высоте около трёх тысяч метров на небольшой, (250 на 100 метров) ровной, чуть наклонённой площадке имеются удивительные, нигде более на Кавказе не встречающиеся, скальные образования. Кудесник-Природа изваяла в этом месте из слабо сцементированного кремневого туфопесчанника более двух десятков скульптур, прозванные “ГРИБАМИ”.

Каждую в отдельности скульптуру можно назвать как угодно, как кому она представится. Например, оду из них члены нашей группы назвали - упырь, вурдалак, водяной, ящерица. Всё зависит от точки наблюдения, освещения и фантазии наблюдателя.

На некоторых Грибах обнаружены лунки и углубления. Такие камни в мегалитической культуре называются чашечниками. Они служили жертвенниками, или благодарственниками. Но на Эльбрусе и в окрестностях нам попались, кроме названных, ещё и камни изображающие лик, смотрящий в небо. Подобных ликов было обнаружено несколько.

Но, если бы Грибы имели только причудливые формы, то, вряд-ли к ним так стремились попасть люди. Считается, что это место обладает сверхъестественными силами исцеления.

 
Камень “Крест” самое мощное исцеляющее место на Грибах. Достаточно полежать в нём некоторое время, раскинув руки, и все недуги Вас покинут. Я тоже лёг и, даже блаженно уснул, но толи мало пролежал, толи покидать меня было нечему, но перемен в себе после этого я не заметил.

Целебными факторами Грибов может быть мощная положительная энергетика, отмечаемая специалистами биоэнергетиками, и эманациями вулканических газов, ощутимых в безветренную погоду. Может быть, действие этих газов и придало мне ощущение вялости, когда мы только поднялись сюда.

Посетители Грибов отмечают аномальные погодные условия в этом локальном месте. Погода здесь часто заметно отличается от погоды в местах рядом находящихся. При обложной облачности по всему небу, над Грибами может быть окно в облаках и светить Солнце.

И я бы мог скептически относиться ко всему этому, если бы не был знаком лично с человеком, чудесным образом исцелившегося на Грибах. Аркадий Давыдов, оставив в Афгане здоровье, много лет лечился по госпиталям. В конце концов, его, плохо передвигавшегося и плохо соображавшего, списали из госпиталя домой умирать, как совершенно безнадёжного, откровенно пообещав ему 2-3 месяца жизни.

Аркадий не хотел умирать в постели. Что-то влекло его в горы и сверлило мозг название Джилысу. От кого-то он слышал о тамошних чудодейственных целительных источниках. Почти месяц добирался до них.

Реакция полуживого тела на первый же стаканчик этой воды была неожиданной. Бунт и хаос в организме. От волны жара, ударившей в голову, потерял сознание. Кто-то из карачаевцев перетащил его в свой дом. Пришла лекарь. Подивилась букету безнадёжных болезней, объяснила, как принимать целебные воды.

Месяц Аркадий почти ничего не ел, только несколько глотков нарзана в день. Постепенно тело очистилось, набралось сил. Ноги уже не так уставали. Через месяц ушёл домой в Пятигорск. Добрался за неделю.

Следующей весной он снова пришёл сюда. Приняли его как своего. В беседах ещё узнал много нового о целебных возможностях Джилысу, в том числе и о каменных грибах. Сказывали, что на Грибах вновь обретается здоровье и сила богатырская.

Вышел он с рассветом от Джилысу и через часов 10 поднялся к ним. От усталости упал и уснул. Проспал, казалось вечность, но оказалось не более полутора часов. Надо идти вниз. Встал и удивился – ни усталости после 10-ти часового подъёма, ни привычной застарелой боли. На Джилысу спустился за час с небольшим.

И представьте себе удивление людей, увидевших человека, бегущего с Эльбруса не разбирая тропы. Но удивление их было ещё большим, когда в бегущем они признали недавно едва передвигавшегося бомжа. Болезни покинули его.

Покидать место, где он во второй раз родился и спускаться вниз, в город он уже не захотел и остался жить и работать смотрителем высотного альпинистского приюта на северном склоне Эльбруса. Он и сейчас там, на Джилысу, работает комендантом. Любой может с ним познакомиться и узнать из первых уст о его чудесном исцелении.

На Грибах я был несколько раз, но не для лечения. Рано мне лечиться, я всего-то 40-го года рождения. Любопытство заставляет меня везде побывать, увидеть, распознать и постараться рассказать другим.

С пребыванием нашим на Грибах связаны события, скорее смешные и вызывающие недоумение, или удивление своими чудесами.

Шли мы к Грибам по прекрасной погоде, и вдруг, на “Немецком аэродроме” на нас наваливается струйный шквальный ветер с дождём. Идти против него не было сил. Мы спрятались в скалы. Минут через 15 ни ветра, ни дождя. Поднялись на плато к Грибам – солнечно и тихо, но в теле необъяснимая коротким переходом вялость и усталость. Перекусили, закрепили к скалам-грибам палатки и уснули. Ночью опять сорвался ветер с дождём и снегом, и нас троих в палатке раскачивало как в гамаке. Я боялся, что мы вот-вот вместе с палаткой улетим вниз. А там было куда лететь. У палатки Токарева коренной камень, основной в креплении палатки, отбросило ветром на несколько метров. Палатка при этом непременно должна была завалиться. Но ничего подобного с нашими палатками не случилось.

Утром, выбравшись на солнышко, обсудили происшедшие события, почесали затылки и решили, что это местные Боги так нам себя обозначили, пошутив неопасно, по их мнению, и приняв нас милостиво.
Ощущение усталости исчезло. Перекусив, бодро поднялись на лавовый поток, в пазухе которого притаилось удивительно тёплое для этой высоты озеро. Это единственное живое озеро, известное нам на Эльбрусе. В нём водятся жуки водоплавы, бегают по поверхности стайки водомерок, но самое удивительное в озере – масса рачков, похожих на креветок. Как оно всё там выживает? Ведь на такой высоте озёра ещё в сентябре должны промёрзать до дна.

 

К сожалению, похоже, озеро исчезает. В 2004 и 2005 годах оно было приличных размеров и в нём можно было даже поплавать. В 2006 году от озера осталась большая лужа. Опасаемся, что 2007 году его уже не будет вовсе.

Но угасает не только это озеро, что связано, скорее всего, с отступлением ледников, угасают и целительные свойства каменных грибов. Лет через сто ни этих сил Грибов ни их самих может и не остаться вовсе. Спешите увидеть и испытать!
 
ТАЙНЫЙ АЭРОДРОМ НАЦИСТОВ
Осенью 1942 года фашистские войска сумели прорваться на Кавказ. Одной из самых главных целей в этом регионе для гитлеровских частей была гора Эльбрус…

Исторические документы, касающиеся оккультных сил рейха, подтверждают тот факт, что для Гитлера, главная вершина Европы — Эльбрус, занимала одно из первых мест в его мистических планах.
 

Тайный немецкий аэродром.

… Загадочное место. Посреди горных склонов и изломов, у самой подошвы горы, чуть выше урочища Джилы-Су, находится абсолютно гладкая площадка, которая имеет размеры 1 х 2 километра. Люди, которые добирались до этой абсолютно ровной поверхности, рассказывали, что от вида, который открывался перед их глазами, просто столбенели. Довольно странная прихоть природы в 20 веке получила конкретное название — «немецкий аэродром«.
Именно так эту площадку называли жители окрестностей. По мнению историков Кабардино-Балкарского университета, никакого аэродрома в предгорьях Эльбруса быть не могло. Ни по географическим, ни по тактическим соображениям. Однако, эти места являются свидетелями поистине загадочной истории. Виктор Котляров, издатель из Нальчика, нашел неопровержимые доказательства существования тайного аэродрома нацистов.

Муса — местный житель, в тот момент когда фашистские горные егеря вторглись на его родину, был подростком 12-и лет. Он постоянно находился в горах, где пас скот, и неоднократно наблюдал как немецкий самолет заходил на посадку на плато за селением. Это видели и многие его односельчане, и по их уверениям, на этом «летном поле», даже после войны, продолжали стоять железные мачты.

Но все эти рассказы так и остались бы стариковскими преданиями, если бы не один архивный документ, случайно найденный Олегом Опрышко, историком из Нальчика — разведывательная сводка № 041, датированная осенью 1942 года. Именно этот документ из архива Министерства обороны и попал в руки к Котлярову. Согласно документа, горная площадка использовалась немцами, и на ней, почти ежедневно, совершал посадку самолет «фокке-вульф». Значит немецкие самолеты действительно совершали посадки в горном массиве Эльбруса. С какой же целью?
 
Местный житель Муса рассказывал, что однажды на самолете прибыли очень странные люди — «Не наши, узколицые, все в белом. Их было много, они были безволосые и смуглые». По описанию — эти люди были азиатами, белые одежды указывали на то, что это были служители культа.
  
Назад в будущее.

Известно, что в гитлеровском окружении долгое время находился тибетский монах, его называли — «человек в зеленых перчатках». Нацистами, еще в довоенное время, было организовано несколько научных экспедиций в колыбель древних цивилизаций — Тибет. Целью этих экспедиций был поиск Шамбалы.

Люди в белом — не кто иные, как направленные на священную гору ариев, по приказу Гитлера, тибетские ламы.  Эта гора считается «местом силы», где открывается небо, и можно видеть будущее. Эти люди, по мнению Котлярова, были доставлены на Эльбрус для медитации, и для того, что бы проникнуть в будущее.

Самолет, привезший людей в белом, обратно возвращался пустым. Как утверждает старик, тибетские ламы были расстреляны в урочище Джилы-Су. И даже якобы где-то есть знак, выложенный камнями в виде свастики, отмечающий их могилу.

Возможно, убиты они были за плохой прогноз результатов войны. Одно можно утверждать точно: немецкий аэродром, который был зафиксирован в разведдонесениях, и который остался в памяти стариков, действительно существовал. А вот тайна одетых во все белое людей, пришельцев с Востока, пока так и остается тайной…

Слова одного из министров рейха — «Самые невероятные вещи в гитлеровские времена были вполне возможны». Остается надеяться, что Эльбрус рано или поздно откроет завесу тайны…
 
  []

ЧУДО КАВКАЗА - ЛИК ХРИСТА НА СКАЛЕ

О том, что в горах Карачаево-Черкесии существует наскальная икона Иисуса Христа, я узнала в детстве от своей бабушки, видевшей божественный лик в начале ХХ века, во время путешествия из станицы Баталпашинской (ныне г.Черкесск) в Зеленчукский монастырь, вблизи которого находилась скала с иконой, - а ездили в горы в ту пору лишь большими обозами, под охраной казаков. "Тот лик написан с образа, проявившегося на платке, которым Христос, идя на Голгофу, утер пот с лица, - рассказывала бабушка. - А плат монахи принесли из Константинополя, когда тамошний царь приказал сжечь и порубить все иконы". Старший же брат бабушки утверждал, что образ писали не с платка, а с пелены (плащаницы), в которую Христа завернули после снятия с креста и на которой после его вознесения возникло это изображение. Но заканчивали они свои рассказы одним - после написания образа на скале плат, или пелена, таинственным образом исчез.

  Скорее всего, из-за этого таинственного исчезновения мне и запомнились на всю жизнь те предания. И когда летом 2000 года услышала о том, что в Карачаево-Черкесии нашли древнюю икону Спасителя, решила во что бы то ни стало увидеть ее. Но, прежде чем расскажу о своем паломничестве, немного об истории тех мест.

  На правом берегу реки Большой Зеленчук, в двух километрах от поселка Буково, где живут сотрудники Специальной астрофизической обсерватории (САО), находится Нижне-Архызское городище. В VII-ХII веках эта территория принадлежала Западной Алании. По мнению ученых, первые христианские миссионеры пришли сюда из Византии через Абхазию уже в VII веке. В следующем столетии численность их резко увеличилась, что было связано с массовым исходом из Византии иконопочитателей.

  Среди ранних христиан было немало жителей Востока, а их традиции запрещали изображать человека. Поэтому православное духовенство Малой Азии резко выступало против иконопочитания: слабому, ничтожному человеку не дано правильно изобразить Бога; мастер, рисующий Иисуса в человеческом облике, - злейший еретик, ибо он разделяет надвое Богочеловеческую сущность Христа.

  В 730 году император Византии Лев III Исавр издал эдикт, запрещающий иконописание и почитание икон. Закон вызвал бурю народного гнева. Иконоборцы, попытавшиеся в Константинополе публично уничтожить наиболее почитаемый образ Христа, были растерзаны толпой. В ответ начались массовые казни иконопочитателей. В их защиту попытался выступить византийский флот, корабли даже подошли к Константинополю, но были сожжены "греческим огнем". В течение следующих ста лет в империи безжалостно уничтожались иконы, фрески, мозаики. Наиболее сильному преследованию подвергались монастыри - монахов заживо замуровывали в стены, топили в море, сжигали на кострах. Иконопочитатели были вынуждены спасаться бегством. Многие из них оказались на Кавказе.

 []

 

_____________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Энциклопедия аномальных зон России.
Вадим Чернобров.
группа Космопоиск Вконтакте.
Сборник "Кавказские легенды" 1969 года, Ставрополь, под редакцией М.Батчаева и Е.Стефанеевой. 
http://www.kavkaz-uzel.eu/

ВложениеРазмер
f34d7e1 (1).jpg227.22 КБ
f34d7e1 (2).jpg84.52 КБ
f34d7e1 (3).jpg31.1 КБ
f34d7e1 (4).jpg142.5 КБ
f34d7e1 (5).jpg129.46 КБ
f34d7e1 (6).jpg169.18 КБ
f34d7e1 (7).jpg345.96 КБ
f34d7e1 (8).jpg65.02 КБ
f34d7e1 (9).jpg264.27 КБ

Комментарии

аватар: Гость

ГОРА ЭЛЬБРУС

АЛЬБА РОУС,ЧТО В ПЕРЕВОДЕ С.....ОЗНАЧАЕТ "БЕЛАЯ ГОРА"

аватар: Кэп

В переводе?

В переводе с какого языка?

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru