Аномальные зоны Дагестана

География Дагестана

Дагестан – уникальный уголок России, в котором соседствуют пять климатических зон: от субтропиков в Прикаспийской низменности, находящейся на 28 метров ниже уровня Мирового океана, до снежных вершин высотой более 4000 метров. Дагестан – это вся наша страна в миниатюре: здесь есть горы и море, степи и леса, пустыни и ледники. 

По числу жителей – более двух с половиной миллионов человек, и по территории – 50,3 тысячи квадратных километров – это самая большая республика Северного Кавказа. Дагестан – это удивительно красивая природа и не менее прекрасные творческие люди, владеющие и современными технологиями, и древними искусствами и ремеслами. 
  

 

Кавказ, туристические маршруты
Здесь есть целые аулы, населённые ремесленниками, творящими славу народных промыслов: на весь мир прославили себя кубачинские и гоцатлинские мастера, создающие прекрасные художественные произведения из серебра и металла, насечники по дереву иp Унцукуля, ковровщицы Лезгистана и Табасарана, гончары из Балхара….

Республика Дагестан расположена в восточной части Кавказа и, будучи самысм южным регионом России, граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствамми – Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. Внутри Российской Федерации соседствует со Ставропольским краем, Калмыкией и Чеченской Республикой. 
 
Дагестан – край контрастов. Уникальные ландшафты, редкие растения и животные, яркое солнце и великолепная панорама восточной части Главного Кавказского хребта – все это привлекает туристов на отдых в горах Дагестана. 

Предгорье Кавказа и берег Каспийского моря создаюn все условия для экстремальных видов спорта, классического отдыха на пляжах, охоты и рыбалки.

Здесь бережно хранят традиции предков и в тоже время неуклонно идут вперёд, возрождая и развивая промышленность, сельское хозяйство, нефтегазовый комплекс, развивая науку, культуру, образование.
 
Природа щедро одарила Дагестан, предоставив ему все возможности для развития, улучшения качества и жизни населения, дальнейшего становления и процветания. Дагестан – самобытный, прекрасный, щедрый, инвестиционно привлекательный регион Юга России. Здесь есть множество пока еще неиспользованных возможностей для вложения средств в самые разнообразные инвестиционные проекты, одинаково выгодные как инвесторам, так и республике.

Главные особенности Дагестана – наличие минеральных источников и лечебных грязей, обилие и разнообразие прекрасных ландшафтов, памятников истории и природы, мягкий климат, обширная и песчаная пляжная полоса на побережье Каспия, тёплое море, ионизированный воздух и неповторимая самобытная культура и искусство народов. 
 
Территория республики Дагестан располагает уникалными запасами разнообразнейших по составу минеральных вод. В Дагестане было выявлено и описано более 300 минеральных источников: углекислых, сульфидных, бромных, йодо-бромных, кремнистых, железистых, мышьяковистых и слаборадоновых. 

В целях лечения используются пока всего три скважины в курортных местностях: Каспийск, Талги, Рычал-су, Каякент и пять скважин Махачкалинского место происхождения, которые обладают восемью типами минеральных вод, пригодных для столового разлива.
  

 

На трассе в Дагестане машины катятся в гору сами по себе
Водитель отпускает ручник – машина катится. В подобном не было ничего необычного, если бы ни направление движения. Автомобиль – с выключенным двигателем и без посторонней помощи – едет в гору, вопреки всем законам физики. Кажется, что машину тянет вверх необъяснимая сила.

Место, в котором продолжительное время регулярно фиксируют явления, нехарактерные для данной местности или не объяснимые официальной наукой, называют аномальной зоной. Среди них особенное место отводится магнитным аномалиям. 

На планете зафиксировано немало мест, на территории которых не работают законы гравитации. Однако этот факт не всегда доказывается с научной точки зрения, есть случаи, когда гравитационные аномалии на самом деле, оказывались оптическими иллюзиями.
 География Дагестана
Едешь в гору – дави на тормоз. На одном из участков трассы Буйнакского района Дагестана, протяженностью около километра, автомобиль с выключенным двигателем и нулевой скоростью, начинает самостоятельно катиться - однако не вниз по откосу, а вверх. Складывается впечатление, словно его тянет какая-то неведомая сила. Об этом участке трассы знают все местные жители, поэтому такой факт нарушения законов физики удивляет лишь приезжих.

Аналогичная аномальная зона находится в Кабардино-Балкарии на участке автомагистрали под Нальчиком. На этом отрезки дороги автомобилисты, поднимаясь вверх, вынуждены нажимать на тормоз, чтобы ехать медленнее. Некоторые водители умышленно приезжают сюда, чтобы понаблюдать за таким необычным явлением.
 
В Израиле неподалеку от Бейт-Шемеша происходит повторение явлений наблюдающихся в Кабардино-Балкарии и Дагестане. Если на этом склоне остановить автомобиль и установить его на «нейтралку», то он начинает катиться вверх. Аномалия отмечается на участке протяженностью около 800 метров.

Одним среди прочих фактов гравитационных аномалий, вызывающих движение автомобилей вверх под гору, зафиксирован в Википедии. В Ирландском море на острове Мэн, находится холм, который именуют Магнитным – машины, съезжающие с него, притормаживают, а потом начинают катиться вверх.
 
Аналогичный холм существует и в Эйршире в Шотландии. Его называют Electric Brae. Вдоль трассы А719, которая проходит через возвышенность, для водителей даже установлены знаки, предупреждающие о наличии аномального явления, и возведена пирамида из камня.

Похожие феномены можно наблюдать в Южной Корее на острове Чеджудо, около Ньюкасла на острове Уайт, на одной из улочек бразильского городка Белу-Оризонти, в Южной Австралии возле Питерборо, в Греции, Турции и Польше.

Магомед Камилов, водитель: Первый раз, когда я здесь проехал, я не мог понять, что происходит. Думал, что с машиной что-то не в порядке. Но это происходит каждый раз, когда я еду по этому участку. Я не знаю что это – аномалия или обман зрения, но машина действительно катится на подъем.
 
Аномальное место на одном из участков трассы в Буйнакском районе Дагестана местные жители приметили давно. На протяжении километра этой дороги почти везде, где начинается подъем, можно выключить мотор и наблюдать за удивительным явлением. Местные ученые в чудеса не верят. Потому все объясняют несовершенством человеческого зрения.

Акай Муртазиев, доктор физических наук: Такой оптический эффект известен давно. На Военно-Грузинской дороге тоже есть похожее место, где кажется, что машина движется в гору. Но это просто оптический эффект.
 
Несмотря на вердикт ученых, местные жители по-прежнему верят, что рядом с ними – что-то необъяснимое, аномальное.

 


НЛО в Дагестане 
Дагестан: Метеорит, упавший в Челябинской области, взбудоражил не только россиян. О «космическом госте» заговорил весь мир.

А вот в «стране гор» такие визитеры – не редкость. К счастью, посланцы из космоса над Дагестаном пролетают меньших размеров, но зато чаще. Очевидцев в Дагестане много: видели и кометы, и метеориты, и даже НЛО.

Житель Рутула Абдулла Абдуллаев, работник Управления культуры неоднократно в окрестностях селения в 2011 году видел свечение в небе.
 
В 1995 году в Цахурской долине были обнаружены круги на пшеничном поле, но в те годы в высокогорном районе не было фотоаппаратов и видеокамер.

В 2000 году сотрудники двух погранзастав наблюдали НЛО над Дагестаном, что было зафиксировано в сводке МВД. Произошло это над селениями Казмаляр и Hовый Филя Магарамкетского района. Вот, что передал «Интерфакс»: «Две минуты солдаты наблюдали быстро летящую на высоте примерно 100 м со стороны гор цель, скрывшуюся в сторону моря по курсу 10º. HЛО не было снарядом или ракетой, военнослужащие увидели три светящихся огня с разносом в 2 м».
 
В «Дагестанской правде» от 5 июня 1991 г появилась маленькая заметка с заголовком НЛО выходит на парад, в которого рассказывалось, как киномеханик Орудж Рамазанов, 29 мая стал очевидцем странного явления: интенсивно светящееся пятно большого диаметра плавно и бесшумно перемещалось над Тарки-Тау.
 
После Челябинского метеорита в 28 тыс. км от орбиты Земли над Тихим океаном пролетел большой астероид. Конечно, хорошо, что он не коснулся нашей планеты, но дагестанцы были немного разочарованы, что пролетел он так далеко от Кавказа.

Э то явление наблюдали сразу несколько человек – жители села Ириб. Первым неопознанный летающий объект увидел мальчик. При этом на поляне никаких видимых признаков. Ни опаленного грунта, ни примятой травы, ни загадочных кругов.
 
Что же это было на самом деле?

15 – летнему Тинамагомеду, а еще и своим собственным глазам, в ауле Ириб сегодня верит почти каждый. Это случилось еще весной, когда над селом вдруг появился странный объект, а юноша с окраины успел его сфотографировать.

Что попало в кадр, Тинамагомед, никогда не видавший НЛО, понял только дома, когда снимок показал отцу.

Тропа между холмов. Спуск. Юноша по дороге в Ириб присел на корточки. Достал телефон. Хотел снять пейзаж, а снял сенсацию. Объект двигался, не оставляя следов. Почти бесшумно, разве что на окраинах аула люди слышали едва различимые свист или писк.

Дальше рассказы людей, почти как под копирку. Все, кто смотрел на небо, видели одну и ту картину.
 
В ауле, возле мечети, этот случай вспоминают до сих пор.

И почти каждый день просят показать фотографию. Теперь она в рамочке и главная достопримечательность Ириба. В не пьющем и религиозном мусульманском селе, загадочные огоньки в небе видели и раньше. Но о летающих тарелках всегда думали, что это – небылицы, пока один из таких огоньков над головами, не оказался в три раза больше, чем самый крупный дом в селе.

Профессиональных уфологов в Дагестане нет, поэтому объяснить природу НЛО местным жителям некому. Хотя Шахбан авторитетно заявил односельчанам - странные огни в небе - это проделки джинов. А может, и сами джины летают. Так или иначе, но крестьяне рассказывают, что из-за соседних гор, белые, светящиеся шары, появляются два – три раза в год. И что странно, этот малозаселенный квадрат по соседству, не удается в деталях рассмотреть с воздуха. Даже через спутник и интерактивные карты.
 

Снежный человек, возможно, обитает в горах Дагестана
Одно из первых сообщений о поимке снежного человека в отечественной прессе появилось в 60-е годы в издании «Информационные материалы комиссии по изучению снежного человека» под редакцией профессора Бориса Поршнева. 

В ней передан рассказ полковника медслужбы Вазгена Карапетяна, который утверждал, что в 1941 году в горах Дагестана было взято в плен странное человекоподобное существо. Времена были тяжелые и, по мнению источника, йети приняли за диверсанта или одичавшего дезертира и, скорее всего, расстреляли.

В 2008 году о сенсации сообщала пресса Кабардино-Балкарии. В Чегемском ущелье на Северном Кавказе самка йети не только вышла к людям, но и пыталась приставать к мужчинам. В окрестностях поселка Эльбрус, по словам местных жителей, каждый хоть однажды видел йети.
 
А в 2011 году о том, что в Джейрахском районе Ингушетии местные пограничники пытались поймать странное двухметровое существо, похожее на гориллу, журналистам сообщил тогдашний министр труда и соцразвития республики Багауддин Маршани.
География Дагестана

Огненный полтергейст в Дагестане
На днях стало известно об очередном свежем случае огневого полтергейста, произошедшем на Северном Кавказе. 

Его жертвой стала семья Мирзаевых, проживавшая в частном доме в селении Чабанмахи Буйнакского района Республики Дагестан. К сожалению, информация о данном инциденте весьма скудна, так как по этому делу был обнаружен всего лишь один источник - сюжет местного ведущего телеканала РГВК «Дагестан» в виде текстовой расшифровки.

По словам хозяев, полтергейст начался 1 сентября с возгорания сарая, к которому не были подведены ни газ, ни электричество. С этого момента сарай загорался еще около пяти раз. Первая мысль - поджог, но неожиданно воспламеняться стали и предметы в жилом доме: занавески, мебель, стены... Такая же ситуация имела место в случае огневого полтергейста под Брянском в прошлом году, когда возгорания начались во дворе, впоследствии переместившись в жилые помещения.
 
В доме Мирзаевых самовозгорания имели интенсивный характер, в течение дня огонь приходилось тушить по несколько раз. Причем, начала возгораний никто не видел. Отмечено, что пламя обычно было небольшим, светлого цвета и... не обжигавшим руки. На место данного ЧП выезжали специалисты пожарной лаборатории и газовой службы, возле дома дежурили сотрудники МЧС. Однако, найти рациональные объяснения происходившему никто не смог.

Из потенциальных подозреваемых названа старшая дочь в семье - Аминат, которая, вероятно, являлась фокальным лицом. В новостном сюжете говорится, что накануне эпизодов с возгораниями у девочки возникали странные предчувствия и сильное сердцебиение. В конце концов, ей приснился кошмар, в котором некий старец ей сообщил, чтобы семья паковала вещи и переезжала, иначе сгорит весь дом.

Мирзаевы сочли это единственным выходом из постигшей их беды и последовали совету. Вещи вынесли, сами выехали. 

Дом теперь пустует в центре села, пожары прекратились, но вопрос с новым жильем для пострадавших от полтергейста семьи до сих пор не решен. К сожалению, на настоящий момент это вся доступная информация по данному случаю. (Виктор Гайдучик).
 

Дербентская крепость Нарын-Кала
Каждая крепость – это интереснейшее свидетельство истории, которое, как правило, сохраняется дольше остальных, поскольку строят их в расчёте не на атаку времени, а на атаку врага, цель которой эту самую крепость разрушить, разломать, ворваться и сокрушить. Иногда им это удается, но крепость все равно продолжает стоять в память о былых войнах.

Сасанидское государство исчезло более полутора тысяч лет тому назад. Его разрушили войска Арабского халифата, которые в числе прочего вели войны на территории нынешнего Дагестана. Чтобы сделать свою страну более обороноспособной, сасанидские власти велели возвести систему сооружений, которая не уступала Великой китайской стене по своей мощи.

Ключевой точкой в этом сооружении стала Дербентская крепость, которая принадлежала городу Дербенту. Он особенно нуждался в укреплении, поскольку находился возле моря, где значительная часть берега была доступна для высадки вражеских войск, а потому городу необходима была крепость. 

Её назначение вполне отражено в названии – Нарын-Кала в переводе с персидского означает «Запертые ворота». Точная дата её создания неизвестна, но, по некоторым источникам, она была построена во времена Александра Македонского, причём при непосредственном его участии.

По иронии судьбы её завоеватели, получившие власть в Сасанидском государстве, приложили немало усилий к тому, чтобы она приняла тот завершенный облик, который известен к нашему времени. Впрочем, Дербентская крепость интересна ещё и тем, что она сохранила многообразие архитектурных стилей разных времен, так как производилось активное использование крепости в различных противостояниях, и, соответственно, её велась ее реконструкция или перестройка в соответствии с веяниями нового времени.
 
В целом же Дербент представлял собой довольно уникальный город, как бы «зажатый» меж стен, но в то же время надёжно ими укрытый. Весьма интересна версия, согласно которой стены Дербентской крепости – часть одной гигантской цепи из стен разных народов и эпох, которых разделяли территорию евразийского континента между кочевниками и землевладельцами. Так это или нет, но в своё время Дербентская крепость представляла собой весьма лакомый кусочек, за право управления которым соперничало немало полководцев буквально с начала нашей эры.

Цитадель крепости размещена на холме высотой более 300 метров, имеющем скалистые стороны на северо-восточном участке, что делало её более надёжной защитой. Цитадель носит название Нарын-Кала и занимает внушительную площадь более 4 гектаров. Высота стен доходит до 20 метров, а толщина – до 3,5, к ним пристроены башнеобразные выступы и две крупных башни, сечение которых представляет квадрат. Всего на крепости 73 башни, которые были размещены по всему периметру стен.

Крепость и большинство оборонительных построек созданы из камня разных пород, благодаря чему Нарын-Кала дошла до нас в очень хорошем состоянии, Её назначение было в том числе административным – здесь находилась подземная тюрьма, суд, канцелярия. Кроме того, на территории цитадели размещался храм, являющаяся практически копией одной из итальянских храмов города Равенна, а построен храм в Дербенте был примерно в V веке до н.э. Сейчас от храма практически ничего не осталось, поскольку на нем появилось немало культурных слоев последующих веков.
 
Интересным инженерным решением крепости являлись два резервуара для воды, которые позволяли сохранять важнейшие запасы жидкости в течение долгого времени, что, в свою очередь, делало крепость значительно более выносливой в обороне. К резервуарам крепости с помощью металлических и керамических труб подводилась вода из родника, и завоевать крепость несколько раз удавалось только из-за того, что кто-то из нападающих догадался добавить в источник яд, лишив обороняющихся воды.

Несмотря на название, крепость «Запертые ворота» периодически открывала ворота для друзей, союзников и торговцев, а ворот было несколько в разных частях крепости, и каждые из них были украшены частично сохранившимися разнообразными элементами декора. По южной стене крепости идет лестница. 

Также на стенах были большие обзорные площадки, которые сейчас активно посещаются туристами, поскольку именно отсюда можно увидеть Дербент старый и новый, только теперь здесь много мечетей, купола которых особенно красиво выглядят с высоты.

Прогуляться можно и по самим стенам, но аккуратно – хотя они и очень прочные, но в некоторых местах достаточно узкие. Ещё из хозяйственных сооружений, обеспечивавших улучшенную жизнеспособность крепости, можно отметить бани, где была холодная и горячая вода, так что жизнь здесь была даже комфортной, а не только относительно безопасной.

В крепости Нарын-Кала сохранилось немало интересных предметов быта разных эпох – керамика, орудия труда, украшения, даже кое-какие драгоценности, хранящиеся в музее крепости, который работает там же, в цитадели. Активная жизнь на этом участке началась ещё в бронзовом веке, а в средневековье Дербент был одним из ключевых центров по производству ценного маренового красителя и… опиума, что даже было отражено в его старом гербе. В те времена это было вполне законным занятием, которое приносило городу огромные прибыли. Россия же получила Дербентскую крепость Нарын-Кала во владение в XIX веке.

Само собой, такое место было особенно привлекательным для правителей государства, которые могли рассчитывать на защиту толстых каменных стен, поэтому в разные периоды здесь было создано несколько дворцовых комплексов, остатки которых и сейчас остались в цитадели. 
 
К сожалению, время, в общем-то, пощадило крепость Нарын-Кала, а вот всего несколько поколений XX века смогли сделать крепость собственным жалким подобием – в первую очередь были разрушены ханские дворцы, потом, привлеченные множеством легенд о кладах, мародёры основательно «простучали» и прокопали места, где могли храниться сокровища, а туристы вносили свою лепту в виде мусора или отломанных на память камушков или украшений крепости, которых раньше было много: колонны, орнаменты, барельефы. Весьма иронично сейчас смотрится надпись на одной из стен: «Время меня разрушило, послушание меня построило».

Дербентская крепость Нарын-Кала входила в часть системы, состоящей из стен города, цитаделей, морских стен и стен горных. Сейчас эта система, как и большинство различных архитектурно-ландшафтных объектов Дербента и его округи, входит в список мирового наследия ЮНЕСКО и находится под охраной государства, а некоторые части крепости реконструируются. (Анастасия Берсенева, Ксения Кржижановская).

Кавказ, туристические маршруты
   
Эйршир

Следующий факт гравитационной аномалии, вызывающей движение автомобилей вверх по склону, приводит Wikipedia. На острове Мэн, который находится в Ирландском море, есть холм, который называют Магнитным – съезжающие с него авто притормаживаются, а затем начинают катиться вверх. Местные жители считают, что это проделки мифического «маленького народца», обитающего на острове.

Похожий холм есть в Шотландии, в Эйршире. Он носит название Electric Brae. Для автомобилистов вдоль трассы А719, которая проходит через холм, даже выставлены знаки, предупреждающие об аномальном явлении, и установлена пирамида из камня.
 
Самовыкапывающиеся клады

Аналогичные феномены наблюдаются на острове Чеджудо (Южная Корея), на острове Уайт около Ньюкасла, на одной из улиц бразильского города Белу-Оризонти, возле Питерборо (Южная Австралия), недалеко от Рима, в Польше, Греции и Турции.

«Самовыкапывающиеся» клады. В прессе неоднократно упоминалось о необычных явлениях, которые происходили в румынском городке Бакэу близ холма Мегурэ. В 90-х годах прошлого века там был обнаружен клад из 2000 серебряных монет, закопанный в эпоху императора Траяна. После этой находки все предметы, включая даже тяжелые автомобили, неведомая сила начала выталкивать с подножия холма.
 
Холм Мегидо

Другой участок, обладающий подобной аномалией, находится в возле холма Мегидо Израиле. Там, по Откровению Иоанна Богослова, состоится Армагеддон - последняя битва Света и Тьмы.

Третий участок, окутанный мистическими тайнами, где неведомая сила выталкивает предметы из земли, находится в долине Кедрон, откуда, согласно Библии, начнется страшный суд.

Парапсихологи объясняют все случаи гравитационных аномалий тем, что в местах, где они наблюдаются, на большой глубине под землей находятся разломы земной коры, откуда происходит выброс энергии магнитного поля, который и влияет на людей и предметы.
  
На теле маленького мальчика из Дагестана проступают суры из Корана
В Дагестане медики, имамы и простые люди пытаются разобраться в явлении, которое вызвало настоящий шок - сначала в селе Красно-Октябрьское, а затем и в Махачкале. Там родился младенец, на теле которого стали появляться аяты - фрагменты из Корана.

Родители признаются: что-то странное стало происходить с их ребенком еще в утробе - он как будто плакал. А через два дня после рождения проявились надписи. Несколько месяцев родители не решались никому рассказать о необычном явлении, пока не прочитали на теле мальчика очередное «послание», оно гласило - «Покажите мои знамения людям».

Родители девятимесячного Али готовы к общению с журналистами, они охотно демонстрируют необычные надписи на его теле, единственное, о чем просят, чтобы лицо мальчика, по возможности, не попадало в камеру - сглазить могут.

Надписи на теле Али, по словам матери Мадины Якубовой, начали появляться с самого рождения. Первым было имя Всевышнего на арабском языке, а с наступлением для всех мусульман священного месяца Рамазан стали проявляться выдержки из Корана - аяты и изречения пророка - хадисы. Их сразу же переводил местный имам мечети Абдулла. В последнем аяте на теле мальчика, рассказал имам, говорится о том, что Всевышний - создатель всего сущего.
 
Обычно, по словам родителей мальчика, надписи начинают появляться в понедельник и в ночь с четверга на пятницу. При этом, рассказывает Мадина, ребенку всегда нездоровится.

«Ребенок всю ночь не спит, плачет, у него понимается температура - до 40 градусов», - говорит мама Али Мадина Якубова.

Местный медик Саида Расулова разводит руками - объяснений всему происходящему с точки зрения медицины нет. Есть другие точки зрения, но они далеки от научной. Наверное, это явления нашего Всевышнего», - предполагает Расулова.

Во время беременности, вспоминает Мадина, они с мужем часто видели сны на религиозную тему, а уже буквально перед самими родами, рассказывает мать, произошло еще одно необычайное явление.

«Когда у меня приостановились схватки, врачи пошли к другой роженице. Я им сказала, что слышу плач ребенка, но они ответили, что мне все это только кажется», - вспоминает Мадина Якубова.
 
Ни со стороны отца, ни со стороны матери, по словам родственников, ничего подобного никогда не было. Не было такого и у первого ребенка четы Якубовых - дочки Калимат. Местный имам Абдулла уже назвал происходящее знамением Всевышнего. Научные святила Дагестана пока молчат.

Как рассказывают родители, с рождения на коже мальчика проступают красноватые полосы в виде арабских букв. Чтобы расшифровать надписи, позвали имама сельской мечети Абдуллу, который сообщил, что это - хадисы (высказывания пророка Мухаммеда) и яты («стихи») из Корана.

По словам мамы мальчика Мадины, первым словом, проявившимся на подбородке, было «Аллах». Потом появились цитаты из Корана и на других участках тела. Они держались несколько дней. Чуть позже Мадина рассказала, что такие же надписи после рождения сына стали появляться и у нее, в доказательство позволив сфотографировать свой живот, на котором было написано по-арабски «Аллах».
 
Скептики тут же заявили, что это - лишь очередная религиозная мистификация.

Как сообщила журналистам заведующая научно-консультативным отделением Института иммунологии ФМБА России Людмила Лусс, строки на коже человека могут появиться вполне «земными» способами - при помощи механического или химического воздействия, нанесения лекарственных препаратов и даже перца и соли. Ребенок также может быть болен специфическими болезнями - например, уртикарным дермографизмом или патологиями желудочно-кишечного тракта, при которых кожа легко раздражается, и родители сами могут нанести на нее любые «узоры».

«Уртикарный дермографизм – это эритема (покраснение) и волдырь, возникающие через несколько минут после проведения по коже тупым предметом с легким надавливанием, хотя бы ручкой, – пояснил «Росбалту» доктор медицинских наук, доцент Волгоградского медицинского госуниверситета Всеволод Скворцов. – Уртикарный дермографизм часто сочетается с острой или хронической крапивницей». Ребенка с такими проявлениями доктор наук посоветовал показать медицинским специалистам, чтобы они поставили диагноз.
 
Отметим, что до сих пор наиболее известным случаем уртикарного дермографизма (искусственной крапивницы) было заболевание китаянки Хуанг Ксянгджи. 50-летняя жительница Поднебесной пишет слова на собственной коже ногтем пальца. Написанное проступает через несколько секунд. Идя в магазин, Хуанг Ксянгджи список покупок составляет у себя на руке.

Тем не менее, появление надписей на младенце из Краснооктябрьского многие мусульмане восприняли как божественное чудо. «Мы истолковываем это знамение как предупреждение всем мусульманам России и Дагестана, в частности, чтобы они повернулись к мудрости религии Аллаха, покаялись в своих прегрешениях, оставили свои раздоры, конфликты и братоубийственное противостояние, которое сегодня сотрясает благословенную землю Дагестана и всего Кавказа, – говорится в специальном заявлении Совета муфтиев России, возглавляемом Равилем Гайнутдиновым. – 

Именно вернувшись к заповедям Всевышнего, оставив раздоры, установив между собой и соседними народами мир, очистившись от грехов и приступив к укреплению основ добрососедства и взаимопрощения, мусульмане обретут милость Аллаха и построят по-настоящему мирное и процветающее общество».
 
Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев считает, что эти знамения направлены, прежде всего, в адрес неверующих. «Пусть они видят, что это происходит неслучайно и неспонтанно. Подобное есть знамения Всевышнего. Мы, мусульмане, знаем об этом. Пусть знают скептики и неверующие», – заявил Бердиев.

19 октября в Краснооктябрьское приехала делегация Совета муфтиев России. Осмотрев малыша, руководитель Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов сообщил: «Следов рукотворства на теле ребенка мы не обнаружили. Знамения, увещевания имеют свою хронологию, и потому ни у кого не повернется язык высказать сомнения или заподозрить кого-то в дурном намерении».

Некоторые мусульмане новости о «чудесах» встречают неодобрительно. По их мнению, распространение подобной информации осуществляется на потеху скептически настроенных немусульман и только дискредитирует ислам. «На боку баранов, а также ослов, козлов и т.д., может быть написано хоть имя Навуходоносора или Мао, – заявил однажды по этому поводу доктор философских наук, старший научный сотрудник Национальной академии наук Азербайджана Айдын Али-заде. – Поэтому я не должен верить в такие вещи. В исламе есть обязательные для веры положения. Надписи на боках турецких баранов туда не входят».

Впрочем, поиски священных надписей и изображений свойственны представителям любых религий. Являются ли они сакральными, случайно совпадают с религиозными символами или вообще создаются людьми – это уже другой вопрос.

Тем временем, «чудеса» в Кизлярском районе продолжаются. Во время визита в Кизляр иерарха бакинского и прикаспийского Александра в крестовоздвиженском монастыре закровоточила икона Божьей Матери и замироточила икона Ксении.

Наверное, пора Кизлярский район объявлять аномальной зоной. Или, наоборот, зазывать туда туристов и паломников. Наличие террористов в регионе делает его еще более похожим на землю Палестины. (Дмитрий Ремизов).

Бархан Сары-Кум
Парадоксальное явление природы бархан Сары-Кум находится в Дагестане в 30 км от Махачкалы. 

Огромное скопление сыпучего песка среди степи, никто не знает, откуда оно взялось. Ученые выдвигают несколько версий. Есть версия, что бархан имеет вулканическое происхождение. Другая версия говорит о том, что это огромное количество песка принес мощный ураган из среднеазиатских степей. Наиболее вероятным кажется, что бархан образовался вследствии ветров, которые выдували песок с окрестных гор миллионы лет. Песок собирался в одном месте и так и образовался знаменитый бархан.
 
Существует множество народных легенд о возникновении бархана.

Народный фольклор приписывает возникновение бархана влюбленному Ибрагиму, который потратил на это всю свою жизнь, чтобы добиться любви своей девушки. Другая версия гласит, что бархан насыпали воины Надир-шах, каждый принес песок в своем шлеме. И их было так много, что появился огромный бархан.

Бархан Сары-Кум уникален по многим причинам. Это единственная пустыня на территории России. Так же это второй по величине бархан в мире. Выше него только Большой Эрг в Сахаре. Бархан окружен степью. Его высота достигает 252 метров. Есть свидетельства, что в 1878 году он был высотой почти 500 метров. К сожалению, бархан разрушается, за последние полвека он потерял почти 18 м.

Климат бархана уникален и отличается от климата степи, в которой он находится. Здесь самая высокая среднегодовая температура. Мало осадков. Климат ближе к континентальному. Пески впитывают влагу из атмосферы, глина же, на которой стоит бархан, не пропускает ее и поэтому бархан питает множество родников у своего подножия.

 География Дагестана
У подножия бархана протекает река Шура-Озень.

Интересен животный мир этого обособленного уголка пустыни в степи. Надо заметить, что здесь не самые благоприятные условия для животных. Животные испытывают дефицит воды и пищи, к тому же на них влияют резкие колебания температуры в течении суток. Большой загадкой является наличие животных, характерных для Казахстана и Средней Азии. Больше нигде такие животные на Кавказе не живут.

Растительность Сары-Кум удивительна тем, что здесь произрастают древние реликтовые пустынные растения вместе с растениями из других регионов страны. Это своеобразный древний ботанический сад с редкими или исчезнувшими растениями. Больше нигде на Кавказе такие растения не произрастают. Ученые не знают откуда здесь появились уникальные растения. Есть версия, что их посадили во время прокладки железной дороги в 1915 году. Однако есть свидетельства, что многие растения произрастали здесь и ранее. Возможно, семена привезли останавливающиеся здесь скифы или другие кочевые народы.

Бархан Суры-Кум является объектом охраны государства. Массив разделен на две части рекой Шура-Озень. Однако тот факт, что под охрану взята лишь северная его часть, разрушает сложившиеся веками редкие биоценозы. Правая половина песчаных холмов варварски разрабатывается в промышленных масштабах. 
 
Чудесный тонкозернистый песок вывозится для нужд строительства и промышленности. В окрестностях величественных дюн и у их подножия пасут скот, отлавливают змей и других редких животных. К тому же на бархан действуют и неблагоприятные природные факторы, способствующие его разрушению. Река Шура – Озень подмывает его основание, ветры сносят верхний слой песка в степь.

Приезжали любоваться барханом многие известные личности. Среди них Лермонтов, русский хирург Пирогов, балерина Мая Плисецкая, художник Айвазовский. (Анастасия Берсенева).
 

Пещера Дюрк
Солнечный Дагестан полон тайн, легенд, преданий и загадок. 

Одним таким интересным местом является древняя пещера Дюрк. Пещера находится рядом с поселком Хустиль и является местом поклонения местных жителей. Пещера представляет большой интерес для туристов, которые едут сюда со всех концов земли. Вместе с паломниками они образуют нескончаемый поток желающих посетить пещеру. Пещера имеет статус памятника природы и находится под защитой государства.

В Дагестане весьма распространено такое редкое в России явление, как почитание гор. Это явление имеет научное название «оролатрия», ведет свои традиции от языческих верований. Практически в каждом регионе Дагестана есть особо почитаемая гора. В Табасаранском регионе это как раз пещера Дюрк. Пещера очень известная, о ней писали этнографы, рассказывали писатели, воспевали поэты. Пещера несколько раз тщательно обследована и досконально описана археологами.

Местные жители считают пещеру священной и рассказывают о ней много интересных легенд.
 
Самая популярная легенда о маленьком мальчике по имени Мухаммед. Мухаммед жил в горном селении Мега. Отец в семье умер рано и мальчик жил с матерью. Чтобы как то сводить концы с концами, не смотря на свой нежный возраст, мальчик вынужден был работать – он пас овец. 

Однажды в жаркий полдень он пригнал животных на водопой и увидел у ручья двух старцев. Наблюдая издали за ними, он понял, что старцы совершают омовение по завету Моисея перед молитвой. Мальчик был так поражен видом старцев, что рассказал о них своей матери, которая посоветовала ему познакомиться с ними. Старцы пригласили мальчика с собой на молитву в пещеру Дюрк. Мальчик усиленно молился и просил пещеру помочь ему выбраться из нищеты и неизвестности. Когда мальчик вырос, он стал известным шейхом.

Местные жители уверены, что древние люди жили в священной пещере и там до сих пор обитают их духи. Духи требуют уважения и подношений в обмен на помощь в житейских делах. Другая легенда гласит, что именно здесь, в таинственных глубинах пещеры до сих пор хранится меч легендарного защитника веры доблестного полководца Масламы. 

Пещере приписывают не только легендарный меч, но и древние книги, которые хранятся ниже второго этажа и содержат сакральное знание. Книги написаны тайным шрифтом, понятным только посвященным. Одна из таких книг – это самый древний экземпляр Корана. К сожалению, многочисленные археологические экспедиции ничего найти не смогли, ни меча, ни книг, ни Корана, ни каких нибудь других значимых исторических реликвий.
 
Так же широко распространено верование в «эреллеров». «Эреллеры» – это древние «святые», обладающие даром чудотворения, которые населяли пещеру сотни лет назад. Благодаря их молитвам грешники не могли войти в пещеру – каменные своды смыкались и давили грешников. 

Местные жители рассказывают, что в стародавние времена пещера имела семь каменных комнат, расположенных друг под другом. Но многочисленные землетрясения разрушили внутреннее пространство пещеры и завалили камнями. Сегодня пещера представляет собой затейливый лабиринт. 

Более всего используется так называемый первый этаж пещеры. Этот этаж уже много веков используется верующими для молитв и совершения обрядов. Сюда несут дары для пещеры. На первом этаже есть комната для хранения ритуальных предметов. Весь пол первого этажа выслан коврами, которые принесли верующие в дар пещере. Второй этаж расположен ниже первого примерно на восемь метров, спускаются на второй этаж по хлипкой лестнице. 

Спустившись, человек оказывается в самом сердце скального массива, окруженный камнем. В углу находится узкий лаз, по нему можно спуститься еще ниже в глубокие лабиринты пещеры. Внизу, прислушавшись, можно услышать шум воды глубоководной подземной речки. 

Когда на улице ветер, пещера издает жуткие звуки, похожие на вой. Верующие ублажают ее дарами и приношениями. Есть различные варианты подношений: ковры, платки и жертвенный бык. Забой жертвенного быка происходит в рамках мусульманского ритуала «зикир», часть мяса сжигается на жертвеннике, а часть раздается бедным. Считается, что такой обряд помогает ублажить духов пещеры.

Что из себя представляет пещера сегодня? За пещерой ухаживают паломники, она содержится в чистоте, полы пещеры высланы коврами, ими же украшены стены пещеры. Пещеру освещают керосиновые лампы, которые зажжены по углам помещения.

Пещере присвоен статус памятника. Памятник всегда представляет из собой что то очень ценное за чем необходим хороший уход. К сожалению, на реконструкцию пещеры государство не выделяет денег, а сделать надо очень много. 
 
Во первых, надо укрепить стены и потолки пещеры, чтобы они не рухнули на паломников; во вторых давно пора провести в пещеру электричество, все таки на дворе двадцать первый век, а пещера по прежнему освещается керосиновыми лампами, что создает опасность пожара; в третьих сделать перила к обрыву, мимо которого проходит путь в пещеру. Пещера является объектом поклонения множества людей и необходимо создать для них безопасные и удобные условия посещения пещеры и отправления культа. (Анастасия Берсенева).
 
Гурбукинская яма
В Карабудахкентском районе Дагестана возле села Гурбуки находится провал, яма глубиною 30 метров.

Особую известность этот провал получил после спасения местными жителями, девушки скинутой в эту яму. По ее показаниям ее задушил и туда бросил собственный муж.
География Дагестана

 

Ахтынская крепость в Дагестане
Ахтынская крепость – частичка русской истории под дагестанским небом. Молчаливый свидетель русской военной доблести. Ее древние, покрытые мхом стены видели немало побед и поражения, хранят скорбь о павших русских воинах. Самая южная твердыня канувшей в Лету некогда могущественной Российской империи.

Крепость расположена примерно в двух километрах от села Ахты неподалеку от места впадения реки Ахты-чай в реку Самур.

До наших дней сохранилась каменная кладка величественных крепостных сооружений и стен, казармы для солдат, особый интерес представляет древний пороховой погреб, который был взорван горцами во время Ахтынского сражения и потом восстановлен. На базе крепости находится не действующий храм. Ныне утерян окружающий крепость защитный ров.

Богатая история крепости и интересная архитектура послужила причиной включения ее в реестр памятников истории и архитектуры федерального значения.
 
Шел 1839 год. Только что было подавлено Кубинское восстание. Русский генерал Евгений Головин отправил свои войска в Самурскую долину, где тоже бурлило недовольство. Отважные русские воины покорили многочисленные вольные сообщества (Алтыпаринское, Докузпаринское Ахтыпаринское, Рутульского магала) и основали Самурский округ, центр которого организовали в селе Ахтах. Здесь же по распоряжению генерала в кратчайшие сроки была воздвигнута величественная крепость. Сроки строительства впечатляют: огромная крепость была построена всего за 40 дней! В ней расположилась резиденция распорядителя Самурского округа.

Так называемое Ахтынское сражение произошло в 1848 году, когда имам Шамиль решил захватить поселок Ахтов, который в те годы являлся административным центром Самурского края, и с многочисленными войсками выступил в Самурский поход. Осада крепости длилась 8 дней. Русские солдаты сражались самоотверженно и храбро, но силы были неравные, да и что мог сделать небольшой гарнизон против целой армии? Врагам удалось взорвать пороховой погреб и занять весь округ. Казалось, что подмоги ждать неоткуда, но на помощь пришли войска генерала Аргутинского, он освободил крепость, разбил горцев и они скрылись в Аварии в верховьях Самурской долины.
 
Осада крепости запечетлена на эпическом полотне художника П.И. Бабаева, которое хранится в музее изобразительных искусств в Дагестане.

До 1917 года крепость оставалась форпостом Российской империи в Дагестане, но с течением времени значение ее утрачивалось. Дальнейшая история крепости была запутанная и не такая славная. В 1917 году произошла Октябрьская революция, рухнула Российская империя, началась гражданская война. Крепости была уготована участь тюрьмы, так как она идеально для этого подходила своими неприступными стенами.

После Великой Отечественной войны в ней жили воспитанники детского дома.
 
В 1970 годах предприимчивые кооператоры приспособили крепость под выпуск тротуарной плитки и запчастей для заводных игрушек. Через некоторое время в крепости обосновался филиал оборонного завода.

В 2014 году в этих местах был снят телевизионный фильм о событиях Ахтынской битвы. В основу фильма были положены воспоминания дочери начальника Ахтынской крепости Нины Рот.

Молодая девушка приехала погостить к отцу в крепость в 1848 году после окончания Института благородных девиц. Полковник Федор Рот в те времена нес службу комендантом крепости. Нина была единственной его дочерью, жена рано скончалась. Девушка была образована для своего времени, увлекалась русской литературой, получила прекрасное воспитание, блистала на балах Петербурга. На выпускном балу танцевала с императором Николаем I.
 
Нина вращалась в местном высшем обществе, совершала поездки по окрестностям. Когда началась осада, она находилась в крепости и на ее долю выпали все те же тяжести, что и на воевавших мужчин. В первый же день осады комендант был тяжело ранен, его дочь самоотверженно ухаживала за ним. Но это не сломило боевого духа гарнизона да и самого коменданта. 

Его выносили на бастион, где он командовал солдатами. Неудачи преследовали защитников крепости. Во время обстрела взорвался пороховой погреб, уничтожив значительную часть гарнизона. В живых осталась только половина солдат и семь отважных офицеров. Защитники оказались практически без боеприпасов. Но о сдаче крепости неприятелю не было и речи. Офицеры дали коменданту клятву защитить крепость ценой своей жизни или взорвать ее. Молодая девушка тоже готова была принять смерть.

22 сентября в войсках мюридов началась паника, они в ужасе бежали перед солдатами генерала М. З. Аргутинского-Долгорукого и были разбиты им. Остатки неприятельской армии бежали в горы. Крепость была спасена. Ф. Рот не смотря на тяжелую рану в шею выздоровел, за отвагу его возвели в чин генерал-майора.
 
В наши дни селение Ахтым стоит, как и много веков назад, живет своей неспешной жизнью. Крепость потихоньку ветшает, приходит в негодность. Осыпаются ее гордые стены, птицы вьют гнезда в бойницах. Ни о какой реставрации здесь никто никогда не слышал. (Анастасия Берсенева).

 
Села - «Призраки» в Дагестане
Дагестан изобилует многочисленными памятниками культуры - наследием, доставшимся нам от наших предков. Путшествуя в Стране Гор вы встретите старинные башни, мечети, минареты, и многое другое. И каждое село, каждый аул это отдельный мир со своими обычаями и особенностями.
 
Глобализация, перемены происходящие в последнее столетие привели к повсеместным изменениям. Причем не только в жизни горожан, но и в укладе жизни горского жителя. Если в жизни обителей города инфраструктура совершенствуется, то горцам такими удобствами, к сожалению хвастать не приходится. Отсутствие водопроводов, газа, электроэнергии это следствие труднодоступности высокогорных сел. Отсутсвие элементарных условия для существования привели к запустению многих сёл. Появились призраки - села призраки.

В 1966 году на Дагестан обрушилась череда сильнейших землетрясений. Были разрушены многие поселения. Руководство республики предоставляло пострадавшим новые дома, но уже не на прежнем месте, а на равнине. Таким образом, прекратили существование десятки высокогорных сёл Дагестана.

За последние полстолетия в одном только Ахтынском районе перестали существовать 17 сел. Тут нет жизни, места некогда обжитые людьми, теперь представляют собой руины. Кладбища давно заросли бурьяном. Жителей тут нет, они либо уехали в города, либо проживают в современных поселках на равнине. 

Именно такие села и представляют интерес для активистов школы гражданской журналистики. Ребята уже побывали в ауле Кала-Корейш Дахадаевского района, и Гамсутль в Гунибском районе. Очередным пунктом посещения на этот раз стал Южный Дагестан. Гражданским журналистам удалось посетить пару заброшенных сел Ахтынского района. Одно из них село Гра.
 
Единственная жительница аула - бабушка Биче. На момент посещения, пожилая женщина находилась не в самом селе, а в доме у подножия. Где ей помогают родственники. В силу почтенного возраста, женщина не может ухаживать за собой. В селе никаких коммуникаций, дома находят разрушенном состоянии. Похожая ситуация наблюдается в селении Ялджух, где проживают две семьи. В селе Маза также находится пара хозяйств. Остальные жители сел переселились в более удобные для проживания места.

По мнению члена ФЛНКА, Ильяса Букарова переселенческие села можно разделить на два вида. 
 
Первый вид – это когда жители высокогорного села спускаются поближе к какой-нибудь реке и основывают там новое село с прежним названием. Тем самым сельская община сохраняет свою среду обитания и самобытность. Второй вид – это когда жители покидают высокогорное село и обосновываются в равнинной части. 

Автор приводит также и случаи, когда жители расселяются по разным городам и ближайшим селениям. Так, в Докузпаринском районе всего одно заброшенное село. Но вот, в Курахском районе таких сёл около десяти. Интересным является и тот факт, что вопреки расхожему мнению заброшенных сел больше в предгорных районах, чем в горных. Однако, если в горной части преобладает тенденция перемещения населения на равнину, то в предгорных районах жители заброшенных сёл основывали новые селения рядом со старыми. 

Что же хотелось бы сказать в конце, заброшенные селения разрушаются каждый день. Стены строений постепенно обваливаются, мечети и дома превращаются в строительный мусор. Обладая культурным и историческим богатством, правительству нашей республики и страны в целом следовало бы создавать музеи, в местах где еще сохранились памятники истории и архитектуры народа.
 
 

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ДАГЕСТАНА

ЦАДА

Несмотря на влияние христианства и ислама, в легендах селения Цада проскальзывают мотивы языческой мифологии. Боги отождествлялись с небом, землей, луной и солнцем, дождем и многими другими явлениями природы. До наших дней дошли многочисленные клятвы и молитвы, посвященные древним идолам. Удивительно то, что они спокойно сосуществуют с исламом, хотя по его канонам запрещено клясться кому-либо кроме Аллаха. До сих пор в ауле можно услышать, как привлекательную девушку сравнивают с небесными светилами («Луноликая»).

Люди в древности считали, что на концах радуги можно найти сокровище, зарытое в землю. Так, при появлении этого природного явления, девочек отправляли искать золотые ножницы. Также с радугой связано несколько примет: если она была в основном красного цвета – летом будет засуха, голубого – пройдут дожди, зеленого – урожай будет богатым. Местные жители до сих= пор верят в то, что если при возникновении радуги загадать желание, то оно обязательно исполнится. Если ее видят над чьим-то домом, значит, хозяев ждет благодать и искупление грехов.

За ветер отвечала «мать ветров». Цадинцы верили, что это была женщина с длинными распущенными волосами, пытающаяся подчинить себе непокорного «ветряного коня» и подняться на нем вверх. Однако во время смерча люди говорили, что это «дракон выходит из земли».

Во время сильных порывов ветра детей пугали, что это «мать ветров» злится. Однако если после нападения стихии был нанесен ущерб, то на нее никто не жаловался. Наоборот, люди говорили, что это бог дает им знак и унес за собой все беды и несчастья. Женщины радовались стихии, так как это обозначало наступление счастливых времен.

Цадинцы изображали молнию в виде огненного топора, так как они считали, что в том месте, куда она ударит, можно найти клад в виде золотого топора.

Богом дождя был «дождевой ослик». Во время обрядов в его костюм одевали мальчика. Он должен был помочь вызвать дождь. Наряд состоял из веток кустарника, обвязанных веревкой. Эта конструкция должна была походить на шалаш. Ряженого ребенка водили по всем дворам, где его обливали водой, а сопровождающим его детям давали зерно в виде гостинцев (пшеница, ячмень, рожь, кукуруза, конские бобы, горох, фасоль и чечевица). Затем у источника воды либо на перекрестке разжигался костер, где из подаренных зерен делали кашу. Ею угощали всех присутствовавших. После того как свечереет, взрослые жители аула молились и просили у Аллаха скорейшего наступления дождей.

 

ДЮРК

Пещера Дюрк расположена недалеко от села Хустиль. Эта земля издавна считалась местом поклонения, популярным еще во времена язычества. Много работ и песен посвящалось этой пещере. Немало слагалось преданий и легенд. Согласно одной из них в ней обитали древние люди, впервые пришедшие в край. По другой точке зрения, пещера таит в себе меч арабского воеводы Масламы, который считается распространителем мусульманства на территории Дагестана. Местные жители поговаривают, что здесь обитали «эреллеры», поэтому грешники не могли проникнуть в Дюрк, потому что своды смыкались и буквально раздавливали их.

Существует версия, что пещера состоит из семи ярусов. На сегодняшний день здесь можно увидеть только два из них, так как остальные были завалены камнями вследствие частых землетрясений. Каменный пол украшен паласами и коврами, которые приносят сюда паломники. Всюду расставлены керосиновые лампы, а деревянная лестница поможет добраться из одного помещения в другое. Местные жители советуют прислушаться, так как можно услышать, что где-то в глубине течет подземная река. Пещера имеет свою отличительную черту: во время безветренной погоды она начинает выть, а этот звук распространяется на много километров вперед. Люди в таких случаях говорят, что нужно пожертвовать чем-то Дюку. В давние времена здесь действительно происходили ритуалы жертвоприношения.

К пещере приезжают люди не только со всего Дагестана, но и из Азербайджана. Они молятся, просят о здоровье и счастье для своих родных и близких. Поговаривают, что многие женщины после посещения Дюка смогли вылечиться от бесплодия. Если на окрестные села нападает стихия, то в пещеру приходят жители помолиться и провести мусульманский обряд «зикр», приносят в жертву быка, а потом раздают милостыню страждущим (садак). Также приносят сюда ковры и платки – своеобразный дар божеству.

 

БАЙ-ТОБЕ

Неподалеку от села Аксай Хасавюртовского района находится курган Бай-Тобе (в переводе: богатый холм). Издревле это место привлекает людей, желающих разбогатеть. Говорят, что один учитель узнал, что в соседнем ауле есть рукопись, в которой говорится о кургане и спрятанных в нем сокровищах. Но владелец согласился отдать ее только в обмен на корову. Учитель приложил все усилия и раздобыл книгу.

В ней рассказывалась легенда о том, что в давние времена в этих местах жили два брата. У каждого из них во владении была земля: у первого — в Бай-Тобе, а у второго — в Караногае. У младшего брата родился сын, поспешил он рассказать эту новость брату своему. Старший собрал богатые подарки для своего племянника, в том числе золотую люльку. К сожалению, младенец умер до приезда своего дяди в Дагестан. Ребенка похоронили в этой люльке, после чего курган и прозвали Бай-Тобе.

Узнав легенду, учитель поспешил на поиски сокровища. Он перерыл всю землю, и наконец, нашел то, что искал. Однако люлька оказалась совсем не золотой, а ничего ценного он так и не отыскал.

 

ШАЛБУЗДАГ

Шалбуздаг одна из самых высоких вершин Дагестана. Ее высота достигает 4142 м. Есть несколько вариантов происхождения ее названия. Согласно первой, это просто перевод с тюркского языка «гора Шалбуз». Так ее назвали в честь жены Надир-шаха. Однако ученые выдвигают совсем другую версию: слово Шалбуз имеет корень Алб (Алп). Тем самым, это просто географическое название, по примеру Албании и Алпруса (Эльбруса).

Склоны горы украшают луга, на которых растут многочисленные виды цветков. Издалека кажется, что это пестрый ковер. Шалбуздаг не просто излюбленное место для туристов, но и святыня для всего исламского мира. Именно сюда приезжают паломники со всех уголков мира.

 

ЭДИГЕ

Аул Эдиге назван в честь героя ногайского народа, о котором издавна слагались предания и легенды. Согласно одной из них, у знаменитого Тохтамыша были охотничьи соколы, которые вызывали дикую зависть у всего населения. Однажды Хромой Тимур решил завладеть птицами хана. Для этого он сговорился с сокольничим Кутлы-каем, который тайно продал ему яйцо сокола.

В один прекрасный день, Тохтамыш и Тимур вместе вышли на охоту. Сокол Тимура быстрее всех достиг добычи. Хан узнал причину своего поражения и повелел выгнать сокольничего из своего государства. Кутлы-кай покорно ушел, но через несколько лет тайно вернулся в родное ханство с сыном Эдиге. Мальчик вырос в крепкого и сильного юношу и устроился к Тохтамышу погонщиком. Вскоре хан узнал, чей он сын, и приказал  убить его. Но Эдиге узнал об угрозе и скрылся подальше от Тохтамыша.

Молодой человек собрал вокруг себя девять верных друзей и отправился вместе с ними к Тимуру. Навстречу им шел Алып-батыр со своей армией. Они только что совершили набег на земли Тимура и пленили его дочь Акбилек. Эдилек смог победить полководца и освободил девушку, решив вернуть ее отцу. Тимур был счастлив увидеть Акбилек живой и невредимой, он благословил молодых и вскоре они поженились.

На протяжении пятнадцати лет Эдилек жил на землях Тимура. Он научился многому: воевать, вести хозяйство и воспитывать сына Нурадина. Мальчик любил играть со своими друзьями в альчики (кости). Однажды, он сумел в очередной раз обыграть сверстников, но они едко отметили, что может ли он так ловко отомстить Тохтамышу за своего отца. Нурадин с помощью Эдиге и Тимура собрал войско и отправился в поход.

Тохтамыш узнал, что на него готовится напасть Эдиге с сыном, бежал он из своих владений. Однако Нурадин не стал оставаться, как отец, в Сарае, а бросился в погоню за ханом. Вскоре он вернулся с отрубленной головой Тохтамыша. К этому времени Эдиге уже создал крепкое государство под названием Ногайская орда. Однако злые силы рассорили отца и сына, и власть досталась Нурадину. Юноша не знал, как правильно управлять страной, не мог он обойтись без помощи. Попросил он прощения у Эдиге, и тот вернулся в орду.

В это же время сын Тохтамыша Кадыр-берди решил отомстить за своего отца. Собрал он войско и убил Нурадина, и занял его место на троне. Не мог он успокоиться, что жив Эдиге, решил он и его уничтожить. Бой между ними долго длился, Эдиге истекал кровью, силы его были на исходе, но он сумел убить булавой Кадыр-берди. Однако войско противника набросилось на мужчину и зарубило его.

Гибель Эдиге сплотила народ Ногайской орды, никто не мог их победить на протяжении многих лет. Память о герое увековечена в сердцах людей.

 

АМУЗГИ

Аул Амузги впервые упоминается в летописях XII века. Расположен он в очень труднодоступном месте, поэтому добраться до него может не каждый. В давние времена здесь находилась легендарная кузница булатных клинков, однако, сегодня от нее остались лишь развалины.

В Средневековье это поселение входило в состав Зерихгеран. Воины со всей округи пользовались знаменитыми шашками и саблями из булата. Рукоятку оружия украшали самые знаменитые мастера Амузги, наносили на нее гравировку, чернь и насечки. Люди говорят, что таким оружием пользовались Чингисхан, Тамерлан, Надиршах, Наполеон, Александр I и имам Шамиль.

В честь амузгинских мастеров Расул Гамзатов создал следующее стихотворение:

АМУЗГИНЦЫ

Ты нынче, амузгинское селенье,
Походишь на подранка журавля.
Чернеют очагов твоих каменья,
И одичала скудная земля.

И два-три дома, словно в целом свете
Они одни под сенью облаков,
Печально льнут к разрушенной мечети,
Чей возраст старше десяти веков.

И покосился памятников камень,
Их оплела забвения трава,
И превратился в прах под нею пламень
Сверкавшего над горном мастерства.

Ушли творцы прославленных булатов,
Клинков, чья суть, как истина, гола.
И унесли, как будто в землю спрятав,
Потомственную тайну ремесла.

Наполеону персы подарили
Клинок Тимура, но велик Восток,
И знатоки, взглянув, установили,
Что это амузгинский был клинок.

И там, где в небе вздыбленные глыбы,
Как лошадей взметенных косяки,
Имам Шамиль и все его наибы
Носили амузгинские клинки.

Царь почитал пред мужеством заслуги,
И грозный пленник, по горам в тоске,
Не потому ль Шамиль, живя в Калуге,
Всегда при амузгинском был клинке?

Искусством оружейника немало
Весь белый свет ты удивлял, Кавказ.
И сабля амузгинская предстала
Мне в лондонском музее как-то раз.

Я слышал о судьбе ее два сказа,
Один о том, что некий из князей
Бежал сюда и за клинок Кавказа
Сто тысяч заплатил ему музей…

Но вздрогнула даргинская вершина,
Когда решили бравые мозги
Переселить на плоскость до едина
Всех жителей аула Амузги.

И мастерства великого не стало,
Которое минувшие века
Геройские легенды умещало
На благородном лезвии клинка.

И златокузнецов аул соседний –
Склонил свою папаху Кубачи,
Он провожал, как будто в путь последний,
Тех, кто ковал и сабли и мечи.

И понял, что теперь уже не нужно,
Как прежде, ладить около луны
Ему для амузгинского оружья
На целый мир хваленые ножны.

И в Амузги пред временем не скроешь
С обидной очевидностью того,
Что нет среди утраченных сокровищ
Сокровища ценней, чем мастерство.

 

ВАЦИЛУ

Гора Вацилу считается священным местом для лакцев. По легенде, между двумя скалами на самой вершине пройти может лишь человек, у которого нет прегрешений. Если бесплодная женщина пройдет через них, то она обязательно вылечится, и может спокойно ждать потомства. В давние времена на этом месте проводили обряды для вызывания дождя или жертвоприношения, а также местные жители отмечали здесь свои национальные праздники.

Ученые считают, что гора получила свое название в честь бога Уацилла, у которого просили спасение от засухи и неурожая. Русский вариант этого бога – Илья-Пророк, который в свою очередь, ассоциируется с Перуном.

Местные жители считают, что Вацилу связан с мифом о нарте Бархху, который влюбился в Пари. По просьбе девушки юноша вырыл котлован для моря, а выкопанная земля образовала высокую гору, присыпанную солью. Если говорить точно, то в переводе с лакского Вацилу означает «то, что лежит под солью».

 

БАХАРГАН

Согласно древнему мифу, жил верховный бог Цобе и были у него сыновья-близнецы Бахарган и Моду, которые родились от смертной женщины. Злые люди много говорили плохого о братьях. Отец прогневался на них и обратил Бахаргана в скалу, а Моду тоже в гору, но на склонах ее цвели луга и травы. Когда их мать умерла, ее сердце захоронили в Моду, у его основания правый глаз, а у подножия Бахаргана – второй. До сих пор мать плачет, по Бахаргану течет холодная вода, а по склонам другой вершины – теплая.

В дальнейшем, вершина Бахаргана была местом обитания богов, которые сравнивались с простыми людьми.

 

УНЦУКУЛЬ

Унцукуль – родина древнего мастерства, которое начинает свой отсчет с XVII века. Некоторые местные жители еще могут рассказать, как на двери мечети висело кольцо с насекой из серебра.

По легенде, в этих местах жили два ремесленника Гусейн и Мартал. Сегодня, их именем называют национальные орнаменты. Узор первого мастера напоминает по своей форме кинжал, а второго – морские волны. Этими орнаментами украшают многие изделия в Унцукуле.

Предание гласит, что первым в такой технике в селении была создана ручка кнута из кизилового дерева. Ее украсили нарядной насечкой. Затем в Унцукуле изделия отделывали мельхиором, медью и серебром. Так, изготавливали трости, трубки для курения, табакерки, подсвечники, письменные принадлежности, посуду и мебель. До сих пор эти уникальные предметы можно увидеть в музеях всего мира.

 

ГЕРКУЛЕСОВЫ СТОЛБЫ

Согласно древнегреческим мифам Геракл совершал все свои подвиги в разных частях света. Там, где он останавливался, он устанавливал гигантские камни. Такие монументы можно найти в Бретани, Гренландии, Стамбуле, на Урале и на побережье Средиземного моря.

По легенде, именно в Кавказских горах им был освобожден Прометей. Многие историки до сих пор не могут определить точное местоположение. Однако исследователи из Хасавюрта утверждают, что подвиг был совершен неподалеку от аула Буртунай.

Они пришли к такому выводу из-за высоких каменных столбов, которые сильно напоминают Геракловы. Также местное население отмечает, что в этих местах время от времени происходит что-то очень странное и загадочное. Известно, что ученые обнаружили в других странах рядом с похожими столбами уникальные энергополевые потоки. В конце концов, все эти колонны должны быть связаны между собой подземными ходами, а в Буртунае как раз много пещер, которые до сих пор остаются не изученными.

 

КАЙТАГСКИЕ ОЗЕРА

 

Недалеко от Кайтагарского района находятся два озера, связанные между собой. В народе их называют «Гигьнила ширби», с ними также связана одна интересная история.

В давние времена здесь располагались два аула, где проживали не очень хорошие люди. Они не слушались богов Солнца и Луны, и всячески их оскорбляли. Однажды мужчина похвастался своим односельчанам, что возьмет светило себе в жены. Боги разозлились на него и решили сильно покарать людей. Они послали на их аулы стихию, которая затопила всю землю и похоронила их в толще воды.

 

ГОЦАТЛЬ

На протяжении трех столетий мастера села Гоцатль изготавливают прекрасные изделия из металла. Они научились уникальным способом обрабатывать этот материал. Стоит сказать, что раньше у местных жителей не было металлической посуды, в основном они готовили в деревянных казанах. У богатого населения предметы быта были сделаны из глины.

Для того чтобы овладеть мастерством обработки металла, населению пришлось совершить набег на соседнее селение и захватить в плен местного ремесленника. Однако никто не признавался, что владеет таким искусством. Тогда один аксакал решил пойти на хитрость: он рассыпал по дороге уголь вперемешку с медью, с расчётом на то, что мастер выдаст себя и поднимет металл. Так и произошло, этим первым ремесленником стал Ахкубек.

Вскоре недалеко от аула были найдены залежи серы и селитры, которые использовались для обработки серебряных изделий. И сейчас можно найти места в горах, где местные жители толкли уголь и серу.

Уже к концу XIX века такое ремесло считалось обыденностью для Гоцатль, так как каждый мог позволить себе приобрести такие изделия. Например, на свадьбу жених преподносил своей возлюбленной браслеты и сережки, украшенные национальным орнаментом. Невеста же должна была выйти замуж с водоносным кувшином, украшенным гравировкой.

Сегодня, в селении изготавливают столовые приборы, тарелки, кинжалы в качестве сувениров, женские украшения с драгоценными камнями. Многие предметы попадают в музеи  и на международные выставки.

 

ПУШКИН-ТАУ

В городе Избербаш недалеко от Каспийского моря расположены скалы, которые издалека напоминают очертания профиля знаменитого русского поэта А. С. Пушкина. В прошлом это изображение было определенным ориентиром для кораблей. Но только в прошлом веке люди заметили, что горы очень похожи на поэта, и в 1978 году скалу Пушкин-тау признали природным памятником.

Уже сложили несколько легенд о возникновении профиля Пушкина. Согласно самой популярной, после дуэли поэта с Ж. Дантесом произошло крупное землетрясение. От горы отломился большой кусок, и в итоге получилось лицо Пушкина. Однако никаких подтверждений этому нет.

 

 

_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Энциклопедия аномальных зон России.
Материалы и статьи В.Черноброва
Сайт Космопоиска
Аномальные зоны Кавказа

ВложениеРазмер
NLO295 (5).jpg36.92 КБ
vedma9047 (2).jpg288.68 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

мифические существа

1) Дэвы (дивы)
Противоречивые сущности духовного плана, игравшие различные роли в фольклоре народов Кавказа, Урала, Малой и Средней Азии, Западной Сибири, Ближнего Востока. В различных индийских религиозно-мифологических традициях под именем дэвов (в переводе с санскрита «сияющий» или «небесный») принято понимать множество сверхъестественных существ, называемых также богами или полубогами. В ираноязычном мире также прослеживаются рефлексы почитания дэвов, но уже в древнюю эпоху благодаря влиянию зороастризма, резко осуждавшего почитание дэвов, их культы вытесняются, а сами дэвы демонизируются. От этого слова происходят современные слова в иранских языках, означающие «бес», «злой дух», «чудовище», а также «сумасшедший», «одержимый». Фольклорные дэвы иранских, тюркских, армянских, грузинских, дагестанских народов — это великаны, покрытые шерстью, с острыми когтями на руках и ногах, с ужасными лицами. В сказках описываются случаи похищения ими женщин с целью сожительства. Они нередко весьма богаты, так как владеют сокровищами земли — драгоценными металлами и камнями. Дэвы часто имеют и зверовидный облик, а иногда и по нескольку голов, встречаются и циклопоподобные. Обитают дэвы обычно в диких, труднодоступных местах: внутри гор, на дне озёр, в недрах земли.

2) Понтианак
Призрак-вампир из малайского, индонезийского и филиппинского фольклора, когда-то бывший женщиной, но затем умерший в процессе родов. Поскольку понтианак кормится кровью, текущей из открытой раны, она высасывает её при помощи своих длинных клыков или разрывает живот длинными когтями. В своей призрачной форме у понтианак белое одеяние и длинные ниспадающие волосы. Она выглядит зловеще: её лицо покрыто шрамами, а с лица не сходит злобная гримаса. Когда понтианак поблизости, её можно узнать по звукам, которые она производит. Когда она пролетает над каким-либо местом, слышен шелестящий звук, похожий на шелест листьев от ветра. Малайские рассказчики утверждают, что этот звук получается от движений её волос и одежды, развевающихся и хлопающих друг о друга, а также о деревья, крыши домов и другие предметы, создавая подобный звук. Чтобы женщины, умершие при родах, не стали понтианаками, малайцы кладут в их рот бусины, чтобы они не могли визжать, а в подмышечные впадины — яйца, иглы в ладони и сочленения рук, чтобы они не могли летать. Многие поверья рассказывают о том, что понтианаки подстерегают на ночных дорогах одиноких путников-мужчин, соблазняя их и затем зверски убивая и выпивая их кровь. Понтианак может принять человеческий вид. Если она поймана, гвоздь или игла, вставленные в затылок понтианак, легко превращают её в человека. В своей человеческой форме понтианак олицетворяет собой идеал женской красоты и поведения. Она не только прекрасна сама по себе, но может стать идеальной женой, матерью или дочерью тому, в чьём доме она живёт. В некоторых историях дети находят гвоздь в затылке матери, когда расчёсывают её волосы. Так как понтианак не может прямо попросить вытащить гвоздь, то ребёнок или человек, обнаруживший его, должны самостоятельно решить, вытащить ли его и таким образом освободить понтианак.

3) Мананангал
Отвратительное злобное существо родом из Филиппин, сосущее кровь и пожирающее человеческую плоть, название которого означает на тагальском языке «раздвоение, разделение». Обычно мананангала описывают как женщину, хотя он считается гермафродитом. Мананангал также обладает одной из самых ужасных характерных особенностей среди других мифологических существ. Считается, что по ночам мананангалы разделяются пополам, выпускают из плеч перепончатые крылья и улетают на поиски жертв, оставляя нижнюю половину стоять на земле, а кровавые внутренности торса при этом всё время болтаются снаружи. С помощью языка, похожего на хоботок, они высасывают кровь спящих людей. Излюбленной добычей являются беременные женщины. Убить мананангала можно, насыпав соли, толчёного чеснока или пепла на отделённую нижнюю половину. Мананангалы, как и вампиры, боятся соли и чеснока, избегают кинжалов, света, уксуса, специй и хлыста из хвоста ската.

4) Преты
В древнеиндийской мифологии духи умерших, в течение некоторого периода после смерти остающиеся жить среди людей. За это время людям необходимо совершить определённый ритуал, чтобы преты не стали бхутами (демонами из свиты Шивы), но соединились с питарами (умершими предками, пребывающими на третьем небе) в небесном царстве. Тем не менее в народных суевериях преты часто отождествляются с бхутами и рассматриваются как существа, враждебные людям. В буддийской схеме реинкарнации преты — это низший сегмент Колеса Жизни, на множестве уровней которого реинкарнация происходит в соответствии с единой кармой. Преты занимают своего рода чистилище, предназначенное для людей, которые испортили свою карму завистью, отказом давать милостыню, жадностью и т. п. Они должны исправить свою карму, забытые своими родственниками, постоянно испытывая голод и жажду. Эти муки продолжаются, покуда карма не исправится. Преты выглядят, как горящие деревья с горлом толщиной с игольное ушко и с брюхом размерами с гору. Они обитают на перекрёстках, излюбленных местах духов, привидений, ведьм и божеств, связанных с подземным миром. Также они любят собираться у оград домов и на границах владений.

5) Баби-нгепет
В яванской мифологии колдун, оборачивающийся в кабана. Чтобы мгновенно рабогатеть, колдун должен пожертвовать своим человеческим обликом и позволить кабану-демону овладеть своей душой. После превращения кабан-оборотень бродит вокруг деревни и трётся о стены и двери домов. Ценное имущество сельчан в виде денег, золота и драгоценностей исчезает, как бы его ни прятали и берегли, и переходит в распоряжение баби-нгепет. Оборотень благополучно возвращается домой и опять становится человеком, а его угольно-чёрные одежды полны украденных ценностей. Колдун, практикующий такое оборотничество, нуждается в помощнике, который должен охранять свечу, плавающую в плошке с водой, пока баби-нгепет на охоте за ценностями. Если огонь свечи дрожит или готов погаснуть, это признак того, что баби-нгепет в опасности, пойман местными жителями или насильно превращён обратно в человека. Из-за этого убеждения яванские крестьяне часто гоняют или даже убивают любого борова или свинью, бродящую по деревне ночью. Вера в баби-нгепет интерпретируется как наиболее лёгкий способ объяснить загадочную кражу, а также то, что дикие свиньи уничтожали и топтали крестьянские посевы. Яванские древние верования исконно связывали кабана с богатством, удачей и процветанием, подобно традиционному символу копилки — свинье.

6) Джинн
В исламе и в доисламскую эпоху — реальные духи, созданные из чистого бездымного пламени, не воспринимаемые ни одним из 5 основных чувств человека, живущие параллельно с людьми, но появившиеся раньше них и так же восприимчивые к вере и неверию в Бога. Согласно вероучениям ислама, Аллах создал три вида разумных существ: ангелов из света, людей из глины и джиннов из палящего пламени. Слово происходит от арабского слова «скрытый». Джинны несравнимы с людьми по силе, мощи, скорости и возможностям. Могут принимать как положительные, так и отрицательные облики, а среди джиннов есть праведные и отступники, которые служат сатане, известные, как шайтаны. Джинны во многом схожи с людьми, они нуждаются в пище, рождаются и умирают, хотя продолжительность жизни джинна гораздо больше, чем человека. Как и люди, джинны предстанут перед великим судом, и праведные среди них попадут в рай. Социальная организация джиннов во многом роднит их с человеком. У них есть своя семья, дети, цари, суды, свадьбы и прочие ритуалы. Некоторые хадисы делят джиннов на 3 вида: те, кто умеют летать, похожих на змей и тех, что непрерывно путешествуют. Джинны могут принимать облик драконов, диких ослов, собак и других животных. Иногда джинн принимает облик человека, чтобы ввести в заблуждение людей. Джинны встречаются практически во всех фольклорах мусульманских стран, которые берут своё фактическое начало в эру Аббасидского халифата, где появилось современное понятие джинн. Несмотря на то, что исламские богословы придавали мало значения джиннам, мусульманская художественная литература изобилует рассказами о джиннах, о любовных историях, сокровищах, которые они хранят, и множественных попытках искусить правоверных аскетов. Джинны являются действующими лицами в сказках и обычно выступают виновниками всяких бедствий или, наоборот, помогают людям. Один из главных аспектов мусульманского мистицизма — попытки подчинить себе джиннов и использовать их способность творить чудеса. По сей день широкой популярностью пользуются книги-руководства по покорению джиннов. В арабской мифологии существует четыре вида джиннов: ифрит, гуль, сипат, марид (малик). Самыми могущественными и злобными из них являются ифриты — джинны, повелевающие огнём, слуги сатаны, которые могут серьёзно навредить людям. Гуль обитает в пустынях, на кладбищах и питается свежей мертвечиной. Мариды — джинны воздуха, рациональные и разумные создания, номинальные монархи всех джиннов. В западной культуре джинн прежде всего известен из сборника сказок «Тысяча и одна ночь» в качестве волшебного духа, заточённого в лампе и исполняющего три любых желания тому, кто потёр лампу и освободил джинна. В христианской традиции аналогом джиннов выступают демоны и черти.

7) Мантикора
Чудовище родом из Индии с телом льва и рыжей гривой, человеческим лицом и ушами, с хвостом, как у скорпиона, усаженным шипами, которыми мантикора может выстреливать, поражая таким образом врагов, и голосом, сочетающим в себе звуки флейты и трубы. Мантикоры кроваво-красного цвета, у них голубые глаза и три ряда зубов в пасти, они очень дикие и опасные звери и любят человеческое мясо. Первое упоминание о мантикоре встречается в книгах греческого врача Ктесия, жившего в V веке до нашей эры, благодаря которому грекам стали известны многие персидские мифы. Аристотель и Плиний Старший в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия. Греческий географ Павсаний, однако, к рассказам о мантикоре отнесся скептически и в книге «Описание Эллады» отметил, что мифическая мантикора, скорее всего, является просто тигром. С точки зрения Павсания, красный однотонный цвет шкуры мантикор — результат наблюдений полосатых тигров на закате и в движении, а фантастические детали наподобие тройного ряда зубов и стреляющего ядовитыми лезвиями хвоста — просто выдумки суеверных индийцев, панически боящихся тигров.

8) Олгой-хорхой
Огромный червь жёлто-серого цвета, обитающий в безлюдных пустынях Монголии и убивающий крупный скот и людей предположительно электрическим разрядом либо ядом. Современные туристы и криптозоологи нередко воспринимают эту легенду всерьёз и занимаются бесплодными поисками олгой-хорхоя. Из всех известных науке животных наибольшее сходство с олгой-хорхоем имеют двуходки, чьи вымершие предки имели ядовитые железы. Есть гипотеза и о том, что олгой-хорхой может быть ядовитой ящерицей, подобной американским ядозубам, ведь эти животные коротконоги и издали могут показаться червями.

9) Ракшасы
Демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме. Согласно «Рамаяне», ракшасы были сотворены Брахмой для охраны воды или произошли из ног Брахмы. Также говорится, что ракшасами рождаются особо греховные люди, поскольку ракшасы носят много эпитетов, изображающих их различные отталкивающие свойства и наклонности: убийцы, воры, ночные бродяги, людоеды, кровопийцы, чернолицые и т.д. Обычно изображаются в виде полутораметровых косматых чудищ с желтоватой кожей, гранитными зубами. В «Атхарва-веде» ракшасы изображаются в человеческом образе, хотя иногда и чудовищами; цвет их чёрный (почему и чернокожие аборигены Индии нередко называются ракшасы), иногда синий, жёлтый или зелёный. В индуизме ракшасы являются собирательным образом тёмного начала (тамас), то есть всего, что несёт страдание, несправедливость и зло в существующий мир, нарушает дхармический порядок. Ракшасы мешают проведению ведийских яджн (и против них тогда обыкновенно призывают Агни, прогоняющего тьму и убивающего ракшасов), оскверняют могилы, причиняют всяческие беспокойства брахманам, пытаются завладеть ребёнком беременной женщины. У них ядовитые ногти, и они питаются человеческой плотью, лошадиным и протухшим мясом, выпивают коровье молоко. Ракшасы пытаются вселиться в человека, когда он ест или пьет, и, попав внутрь, начинают терзать его внутренности и причиняют болезнь, а также доводят человека до сумасшествия. По вечерам ракшасы стараются напугать людей, устраивая танцы вокруг их жилищ, кричат по-обезьяньи, шумят и громко смеются, а ночью летают, приняв образ птиц. А главная их власть и сила наступает ночью, и прогнать их может только восходящее солнце. Ракшасы обладают мистическими способностями и могут принимать различные облики — собаки, коршуна, совы и других птиц, а также членов семьи и знакомых потенциальной жертвы.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru