Аннушкин борок

МЕСТО СИЛЫ АННУШКИН БОРОК
Давай, Аннушка, давай,
Воюй, Аннушка, воюй,
Вставай, Аннушка, вставай,
Колдуй, Аннушка, колдуй!
  

 
1.
В книжке К. Завойко «В костромских лесах на Ветлуге реке» 1917 года издания, что нам посчастливилось найти в библиотеке им. Крупской, говориться следующее:
«Аннушка Татарка обладала сказочной силой! Такой силой, что воду могла из камня выжать! Кроме того она была могучей колдуньей и ни какая пуля ее не брала. «Я бессмертная!»- говорила она, смеясь. Собрала Аннушка войско и много зла сделала по Ветлуге, много деревень разорила. Триста лет после нее Ветлуга оправиться не могла. Нужны были колдунье воды, реки и их течения, а селения она жгла нещадно. 
В то время был на Унже Макарьевский монастырь. И Аннушка хотела завладеть его богатствами. Узнав про это, преподобный Макарий со своим войском выступил ей навстречу. Произошла между ними битва, и сила Татарки одолела! Стал отступать преподобный Макарий, а Татарка гналась за ним и страшно кричала: «Я убью тебя, Макарко!!!». Наколдовал Макарий болото у нее на пути, но Аннушка велела привязать себе и своему войску к ногам бревна и на них, как на лыжах перешла через болото. И тут преподобный призвал всю свою силу и напустил на Аннушку и ее воинство слепоту. И стали они блуждать. Долго Аннушка блуждала по лесу и, наконец, умерла. 
Нашли Татарку и уже мертвою зарыли на самой дороге, а когда хоронили, в могилу все харкали и плевали. И сделали окрестные жители заповедь между собой, кто бы не шел мимо того места, должен палку, или сучек бросить на могилу: «Вот тебе, Аннушка, свечка». 
Даже детям велели: «А ну ребятишки, ломи сучек, да кидай на Татарку». Поэтому вокруг могилы все ободрано, да обломано было. Могила эта находится в четырех верстах от Макарьева на левом берегу реки Унжи в урочище «Аннушкин борок». 
На могиле той всегда куча хвороста нарастает. Вблизи могилы три десятка ям как бы от обвалившихся захоронений. Но не все из местных жителей с презреньем относились к могиле Аннушки, многие говорили: «Что бросают сучки… так то подаяние ей делают… память ей делают. Не крещеная она была, свечки тут нету, вот и бросают сучки на могилу – надо Татарке свечку поставить. Костер зажгут, вроде как бы за место свечки».
 

Аннушкин борок
2.
Нас очень заинтересовала эта красивая история. Шутка ли - легендарная колдунья, древняя непрерывная традиция, место силы, вызов самому Макарию Унженскому! Мы уже посещали место силы «потоки» (рядом с Макарьевым) с чистыми родниками и черной березой, почитание которой сохранилось до наших дней. И вот еще один подарок с Макарьевской земли! Правда, смущало несколько моментов.
Макариев-Унженский монастырь основан в 1439-м году. Сам преподобный Макарий Унженский жил до 1444 года. Но известные набеги татар и марийцев на г. Унжу и монастырь происходили позже этого отрезка времени.
Известно, что было два похода в 1467-1469 гг. один на Галич (Галивон) при хане Ибрагиме, второй поход (в ответ на московское наступление) - в двух направлениях. Одно из них тоже на Галич - есть упоминание, что татары дошли до реки Юг. Марийцы совершили набег на Унжу в 1522 году.
Летописец Макариев - Унженского монастыря упоминает «приход казанцев» то же в 1522 году. Известно, что татары и черемисы зачастую действовали сообща.
 
Но, как я уже упомянул, все эти события происходили позже! Тогда о каком сражении говориться в этой легенде?! Работник Макарьевского краеведческого музея Вера Валерьевна Исаченко утверждает, что монастырь в деревянном исполнении был отстроен после смерти Макария, что тоже противоречит легенде, в которой говориться, что Аннушка шла на монастырь и билась именно с преподобным. Когда мы отметили данный факт, Вера Валерьевна предположила, что в битве участвовал призрак Макария Унженского…
 
Но подойдем к легенде с позиции логики.
Если это был набег не ордынцев, тогда… остаются местные - финно-угорские племена, которые действительно проживали в этих краях! Но почему такое прозвище – Татарка? В книге «Легенда о черном сердце» я представил ее, как молодую красавицу Анай – дочь работящей Айвики (финно-угорское имя) и ордынского посла Али - приближенного самого хана Улу-Мухаммеда. Отсюда и прозвище – Татарка, которое ей дали соплеменники (чудь).
Такой вариант наиболее вероятен.
 
Есть еще один интересный момент – дело в том, что жители Макарьевского района, как и современные жители Поветлужья ничего не слышали про финно-угорские племена, которые населяли эту землю. Они знают только про русских и татар, представляя историю родного края в контексте конфликта между этими народами. Я опрашивал местных жителей: для них все предельно просто - если не русский, значит татарин. По какой-то нелепой случайности память о коренном населении этих мест растерзана временем, или политикой.
Вывод очевиден – легенда рассказывает о конфликте местных чудских племен с Московским княжеством и насаждаемой православной (рушлой) верой.
  

Аннушкин борок
3.
Поздней весной 2016г., когда Унжа снова обрела свои берега, мы отправились на поиски могилы колдуньи Аннушки. Оговорюсь, по сохранившимся этнографическим материалам мы не смогли бы найти место. Нам помогла Вера Валерьевна - она договорилась с местными жителями, которые хранили память про Аннушку и по-прежнему опасались ходить в тот лес. Сама Вера Валерьевна сказала, что если не положить на могилу сучок, то из леса можно не выйти. Правда добавила – в современное время такого не случалось. 
У реки группа людей во главе с бульдозером вела работы по восстановлению паромной переправы, которую размыло паводком. Услышав, куда мы собираемся, они напряженно и глубокомысленно замолчали. А потом бригадир (возможно, сам хозяин переправы) – типичный меря, настороженно и тихо спросил: «Вы что, пойдете в ее лес?» (Как будто мы хотим опуститься в яму со змеями).
- Ну да! (странный вопрос… на хрена мы тогда приехали?)
Меря замолчал, задумчиво уставившись в песчаный берег своей мерянской реки.
Оставив «Шкоду» загорать на пляже, мы стали надувать новую лодку – удачная покупка биолога и друида дяди Саши, которую он очень хотел опробовать.
Мы скользили по глади Унжи, размышляя о древней тайне, которая сокрыта в лесах на том берегу. Все шло, как по маслу. До села Комсомолка нас довез попутный Уазик – прямо к дому Марии Ивановны Соломатовой. Ее брат Чамин Владимир Иванович и был назначен проводником. Они стали рассказывать нам о том, как в детстве клали сучки на могилу Аннушки и как по осени взрослые разводили на этом месте ритуальный костер. 
Данный обряд очень похож на сжигание просьб, которые при помощи огня переносятся в мир духов - типичная магия русского севера. Мария Ивановна сказала, что современных людей интересует только, зарыт ли там  клад, и добавила, что когда она идет по этому лесу, то испытывает странное чувство: «Это не страх, а скорее жуть».
Владимир Иванович вместе с сыном Михаилом довезли нас до Аннушкиного леса и оставили на обочине. Это место находится примерно на расстоянии одного километра от села Комсомолка – дорога хорошая. Ориентир – вековые сосны. Там за поворотом и расположен Аннушкин борок. Проводники подтвердили этнографические данные – могила находится рядом с дорогой. Итак, ровно в полдень мы, наконец, вошли в легендарный Аннушкин лес.

Аннушкин борок
Любому, кто занимался эзотерическими и шаманскими практиками станет ясно – данное пространство имеет второе измерение. Оно мгновенно отзывается на любые действия колдовского характера. Мысли и страхи местных жителей привязаны к этому месту и создают определенное энергетическое пространство. По приближении к самой могиле тело начинает «прошивать током», это говорит о том, что магический эффект обеспечен при совершении любого ритуала. Видно, что захоронение пытались раскапывать, но определить его можно не только по рельефу. Если грунт в лесу песчаный (растут прекрасные сосны), то грунт на могиле – это вековая зола, которая трудно смывается с рук. Поначалу пространство среагировало настороженно, но когда мы сделали подношения, очень позитивные потоки прошли через нас, и мы ощутили прилив жизненных сил!
Взяв немного вековой золы, мы отправились обратно в Комсомолку, а оттуда нас на Ниве отвезли к Унже, где биолог и друид дядя Саша ловил со своей новой лодки рыбу. Был второй час дня. Очевидно – время здесь летит в три раза медленнее. В городе за такой срок можно успеть разве что затариться продуктами в супермаркете. Фу… не хочется говорить о городе. Ведь в памяти осталось замечательное таинственное путешествие по живописным местам, наполненным тайнами, прекрасные берега Унжи, таинственные чудские леса и Аннушка, которая в благодарность за  почтение к ее памяти обещала наделить умением иметь власть над зверем и человеком и бессмертие дать, и леса бескрайние, и воды, и реки их течения.

   

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
«Места силы Костромской области»
Автор Владимир Шамов.
 
 

ВложениеРазмер
54763577678 (1).jpg684.97 КБ
54763577678 (2).jpg111.13 КБ
54763577678 (3).jpg210.12 КБ

Комментарии

аватар: Гость

Аннушкин борок

Аннушкин борок - место действительно загадочное и до сих пор популярное в народе. Но скорее всего тут выразился не конфликт славян с местной чудью, а уже более поздниее набеги татар на костромской край, которых в 13-15 веках было предостаточно. Вспомним хотя бы набег казанского хана Улу-Мухаммеда на Унжу и разорение Макарьевского монастыря, а ведь потом св. Макария угнали в плен аж в саму Казань, потом хан отпустил Макария и тот обосновался под Казанью - около Свияжска - там тоже есть Макарьевский монастырь на правом берегу Волги.
Таким образом, под видом разбойничей шайки орудовали татарские отряды. Но и со стороны Костомы были свои ошкуйники которые ходили в сторону Казани.
А уже имя Анна - это скорее всего руссифицированное татрское или марийское имя одного из начальников таких отрядов - а народ их сохранил в памяти как разбойников и разорителей. Надо отметить что в тех местах копают и копают кладоискатели - богатство Аннушки не дает им покоя, копы есть старые и свежие...

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru