Трасса Р-176 (Вятка)

Трасса Р-176 «Вятка» - это федеральная автодорога регионального значения, о чем указывает литера «Р» в названии трассы. Р-176 соединяет регионы Поволжья и Северного Урала: республики Чувашия, Марий Эл, Кировскую область и республику Коми. Общая протяженность этой трассы около 870 километров. 

 

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД ЧЕБОКСАРЫ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО КОКШАЙСК - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО КОКШАМАРЫ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД ЙОШКАР-ОЛА - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ПОС. ОРШАНКА - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД КИРОВ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО КОТЕЛЬНИЧ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД СЫКТЫВКАР - ТУТ!

  
Трасса начинается в городе Чебоксарах (столица Чувашии), пересекает реку Волга по дамбе ГЭС (Новочебоксарск), далее проходит по лесному Заволжью – республика Марий Эл. Огибает город Йошкар-Ола, потом уходит в Кировскую область: город Яранск, Тужа, Котельнич и город Киров. Основную часть своего пути Р-176 совершает в пределах речного бассейна реки Вятка и в Кировской области, поэтому также автодорога называется «Вятка». 
После Кирова Р-176 идет вдоль реки Вятка (город Мураши), далее трасса уходит в республику Коми – до города Сыктывкар.
  
Как известно, все современные автобаны и магистрали в принципе идут по старинным трактам, может быть, не точно их повторяя, но в тех же местах и в тех же направлениях. И это действительно так, поскольку центры притяжения дорог – огромные города – а они почти во всех случаях остались на своих местах. Так и трасса Р-176 отчасти повторяет кусок ветки Сибирского тракта, который соединял Южный и Северный участки этого евразийского трансконтинентального пути. В настоящее время вместо Сибирского тракта действует федеральная трасса М-7, от которой в городе Чебоксары начинается Р-176.

                                              мост через дамбу Новочебоксарского водохранилища - Волга          


Вкратце хочется рассказать про интересные места, которые расположены вдоль автодороги «Вятка». Очень интересен город Чебоксары – про это есть отдельная статья, но сейчас лучше отправиться в путешествие по трассе Р-176.
Первая достопримечательность на пути – дамба на Чебоксарском водохранилище, это одновременно мост в лесное Заволжье. На левом берегу Волги привольно раскинулись лесные урочища, большая и Малая Кокшага, множество провальных и пойменных озер, высокоствольные сосновые боры – это республика Марий Эл. Справа от дороги – историческое село Кокшамары – родина известных марийских композиторов Эшпая и Палантая. Про Кокшамары статья – тут!

                                                     ТРАССА В МАРИЙ ЭЛ И В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         


Далее трасса уходит на север, двигаясь по междуречью Большой и Малой Кокшаги, в лесных окрестностях этого края много красивых озер: Таир, Большой и Малый Чуркан, Щучье, Шап, Сорочье, Светлое, Большой и Малый Мартын, Карась, Паленое и другие озера.  

                                                        трасса Р-176  рядом с Йошкар-Олой                                                     


Город Йошкар-Ола – столица Марий Эл, также интересный город, можно посетить набережную Кокшаги, построенную в европейском стиле, посмотреть местные музеи, рассказывающие про историю, культуру и жизнь марийского народа, попробовать местную кухню. 

 
Далее дорога снова ведет на север – следующий пункт – районный центр пос. Оршанка. Здесь также можно посмотреть музей, в окрестностях поселка расположено самое глубокое карстовое озеро Поволжья – Табашинское (Зрыв). В районе известно множество святых источников, а также есть марийские священные рощи.

                                                трасса Р-176 около поселка Оршанка - Марий Эл                                            

 
Через 8 километров от пос. Оршанки трасса пересекает границу с Кировской областью (КО), этот участок дороги считается местными исследователями – аномальной зоной. Тут часто наблюдаются НЛО, происходят явления неизвестной природы – про это рассказано в статье «Аномальные зоны Марий Эл».

 
Дальше на север трасса ведет в древний городок Яранск, где также можно посмотреть музей, посетить могилу местного святого прп. Матфея Яранского, полюбоваться на старинные купеческие дома и особняки 18-го века. Этот участок трассы от Йошкар-Олы до Яранска – в древности назывался Яранский тракт, именно тут Сибирский тракт совпадал с нынешней дорогой.

                                               город Яранск - древний Яранский тракт - ныне трасса Р-176 

Дом купцов Калининых

Следующий н.п. – это районный центр – пос. Тужа, рядом известная местная река Пижма (приток Вятки) и самое большое озеро в Кировской области (КО) – Акшубень. 
После Пижмы трасса поворачивает к Вятке и идет на Шембеть и Криушу, а Сибирский тракт в этом месте проходил немного левее – через село Пишнур.
Р-176 около Вятки (деревня Криуша) соединяется с дорогой 33Н-010, которая идет вдоль правого берега Вятки, а в стародавние времена эта дорога называлась – Казанский тракт, так как связывала Казань (через Уржумский тракт) и город Вятку (Киров). Далее автотрасса идет воль Вятки до города Котельнич.
Котельнич – древний и интересный город, в нем есть несколько музеев и парк динозавров. Дело в том, что рядом с городом археологи обнаружили самое большое местонахождение костей парейазавров, которые жили тут в далеком Пермском периоде (около 250 млн. лет назад).

 
За городом Котельничем трасса пересекает большой вятский приток – реку Молому, и выводит в районный центр Орловского района –  город Орлов.
Около деревни Красногоры Р-176 пересекает реку Великая, и через 15 километров уходит на север, а вправо ответвляется подъездной путь к городу Киров. До областного центра отсюда примерно 25 километров, поэтому стоит посетить этот уникальный исторический город, который раньше назывался Вятка или Хлынов. В городе много достопримечательностей и красивых мест.

 
А трасса дальше уходит на север по Юрьянскому району КО. 
Около районного центра – пгт. Юрья дорога снова пересекает реку Великая. Потом Р-176 заходит в Мурашинский район и подходит к городу Мураши. Примерно через 20 км. От г. Мураши трасса пересекает границу КО и республики Коми – Прилузский район. Что интересно, но и в южной части республики Коми продолжается бассейн реки Вятка. Так, например, первый большой н.п. на трассе –  село Летка – стоит на реке Летка – правый приток Вятки. В этих краях дорога входит в сплошную таежную зону, вокруг которой беломошные сосновые боры, темные ельники и пихтовники, небольшие березовые и осиновые рощицы.

 


Далее дорога уходит строго на север, и через 15-20 км. Трасса пересекает центральный водораздел Вятки (Волги) и Северной Двины, и находится около реки Луза (приток реки Юг – Северная Двина).  Дорога идет вдоль реки Луза: тут расположены населенные пункты: Ношуль, Усть-Лопъю, Загарская, Вухтым. Затем трасса сворачивает на северо-восток и приближается к долине реки Сысола (приток Вычегды – бассейн Северной Двины). Тут расположены населенные пункты: Визинга, Куниб, Шорсай, немного подальше расположено интересное этнографическое село Ыб – статью можно посмотреть тут.

 
Автотрасса снова идет на север вдоль реки Сысола, тут расположены: Пажга, Лэзым, и далее столица республики Кома – город Сыктывкар.
 Следует указать, что на всем протяжении трасса Р-176 имеет асфальтовое покрытие, как правило, две полосы движения, ширина полотна примерно 12 метров. Состояние дороги хорошее или удовлетворительное, особенно дорога радует в республике Марий Эл и в южных частях Кировской области.
   
     
___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Постановление Правительства Российской Федерации №928 от 17.11.2010 года "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения". 
Краеведческий сайт города Яранска.
История Большого Сибирского тракта.
Автор фото Андрей Кучин.

 

 

ВложениеРазмер
Трасса Р-176 (Вятка)133.17 КБ
Трасса Р-176 (Вятка)111.17 КБ
Трасса Р-176 (Вятка)141.74 КБ
Трасса Р-176 (Вятка)39.55 КБ

Комментарии

дорога на Киров

Привет! Частенько катаюсь по этой дороге в сторону Кирова и обратно, что сказать - центровая дорога. Особенно стали за ней следить в последние 3-4 года, раньше тут было намного хуже, выбоина на яме, латали только кусками. А сейчас полноценный ремонт и разметка сделана и указатели везде есть, настоящая трасса, хотя как там дальше после Кирова я не видел, туда не ездил. А вот прочие боковые дороги в Кировской области гораздо хуже и чем дальше от федеральных дорог тем тяжелее ездить. Мало хороших дорог, местами асфальт почти убит или щебенка насыпана, наверное, чем дальше на север тем еще хуже. А ведь все налоги платим, дороги у нас должны быть обязательно, ведь на какие расстояния ездим!