Происхождение марийского народа

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАРИЙСКОГО НАРОДА
1)    Формирование древнемарийских племен
2)    Материальная культура древних марийцев
3)    Хозяйство древних мари.
  

                 1. Формирование древнемарийских племен
Мы видели, что в эпоху раннего железа в Волго-Уральской зоне сложились три родственные историко-культурные общности: ананьинская в Волго-Камье, на базе которой развилась сначала пьяноборская, затем азелинская, городецко-дьяковская на Суре, Верхней Волге и Оке и культура текстильной керамики от устья Камы до Скандинавии. Марийское Поволжье оказалось в контактной зоне между этими археологическими историко-культурными областями.
 


О формировании мари высказывались различные мнения: 
1) А.П. Смирнов основой марийского этноса называли городецкое население; 
2) О.Н. Бадер – дьяковскую культуру; 
3) А.X. Халиков формирование марийцев связывает с позднегородецким этносом при участии азелинского населения. Впоследствии он пишет, что основу гор¬ных марийцев составили городецко-дьяковские племена, а луговых—азелинские. Точку зрения А.X. Халикова о происхождении марийцев на основе позднегородецких и азелинских племен поддержал Г.А. Архипов.

Однако Азелинские черты весьма слабо прослеживаются в материалах памятника V - VII вв. - Младшего Ахмыловского могильника. Младший Ахмыловский могильник Г.А. Архипов называет самым ранним марийским могильником. Слои VI в. от¬крыты на Чертовом городище па Ветлуге, Васильсурском II горо¬дище в устье Суры, Сомовском II городище; 
4) Т.Б. Никитина базой древних мари называет население Волго-Очья; 
5) В.С. Патрушев считает, что формирование этнических основ и этногра¬фических особенностей мари, а также мери и муромы происходило на базе финноязычного населения ахмыловского облика; этническое единство этих групп населения (прамарийско-мерянской общ¬ности) сохраняется почти до середины I тысячелетия н.э. и лишь в V в. н.э. предки мари выделились как самостоятельный народ.
 
Регион формирования и первоначального обитания древнемарийских племен на западе и юго-западе выходил далеко за пределы современной Республики Марий Эл. Эти племена занимали все Поветлужье, центральные районы Ветлужско-Вятского междуречья, земли к западу от Ветлуги, гранича с мерянскими племенами в районе реки Унжи; по обоим берегам Волги район их обитания простирался от устья Казанки до устья Оки. На юге древние марийцы занимали земли современного Горномарийс¬кого района и северной Чувашии. На севере граница их расселе¬ния проходила в районе города Котельнича.
На рубеже I и II тысячелетий, когда древнемарийская народность в основном уже сложилась, установились довольно близ¬кие контакты с вторгшимися на Волгу ранними тюрками. С этого времени (середина I тысячелетия) марийский язык стал испытывать сильное тюркское влияние. Более монголоидным стал и антрополо¬гический тип народности.
На южных окраинах марийской территории население ассимилировалось с булгара-ми и частично вытеснялось к северу.
 
Разложение первобытнообщинного строя у древних мари шло замедленными темпами и не смогло завершиться оформлением собственного государства. Нелегкая судьба с самого начала выпала на долю марийского народа, она не баловала его. Уже на стадии завершения своего формирования, выхода из первобытнообщинного строя древние марийцы оказались объектом внимания со стороны более сильных, в военном отношении лучше организованных соседей. Их покоряли хазары, волго-камские булгары, татаро-монголы, а с запада надвигались и теснили славяне. Ранее весьма многочисленные, занимавшие значительную территорию древние марийцы были вытеснены с востока тюрками, с запада славянами.
 
Ко времени формирования относятся первые упоминания о древних марийцах.Сформировавшиеся народы, кроме самоназвания, обычно имеют и названия, полученные от других народов. Достоверно известное первое упоминание о марийцах относится к середине X в.: в пись¬ме хазарского кагана Иосифа в числе народов, плативших ему дань, упоминается "'цармис" (впоследствии подобное название марийцев сохранилось в языках соседей: чувашском - сярмыс, татарском - чирмыш, русском - черемис).
В русских летописях "черемисы" впервые упоминаются в начале XII в. ''Повесть временных лет", рассказывая о событиях середи¬ны IX в. и соседях восточных славян, сообщала: "На Белоозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык".
 
Попытки объяснения слова «черемис» имеют длительную историю и продолжаются до сих пор. Можно признать установленным, что вторая часть слова - мис означает "человек" (в финском и эстонском языках - mies). Следовательно, первая часть должна отвечать на вопрос: какой? Ответы исследователи дают разные: воинственный, восточный, лесной, болотный, "из племени Сар (Чер)" и т.д.
Таким образом, этимология слова, которым называли марийцев соседи, до конца не выяснена. Но при любом варианте объяснения ясно одно: оно изначально было нейтральным, не содержало ничего оскорбительного, уничижительного. Из приведенных многочислен¬ных объяснений наиболее достоверным, приемлемым представляет¬ся значение «лесной человек».
При этом самоназвание народа было всегда - мари, мары, марэ, что восходит к значению "муж", "мужчина", "человек", генетически связанному с иранским словом ""мортйо" (человек) и находится в одном ряду с такими этнонимами родственных народов, как мордва, мадь¬яр, удмурт, мурома, меря, мещера.

2. Материальная культура древних марийцев
Первые археологические памятники марийцев стали известны еще с ХIХ-начала XX вв. Материалы исследований до середины XX в. были обобщены А.П. Смирновым и О.Н. Бадером. Материалы последующих полевых исследований были обобщены в 1960—1990 гг. (Халиков, Архипов, Патрушев). Важ¬ным этапом изучения марийцев стала научная сессия по этногене¬зу марийского народа в 1965 г., завершившаяся изданием сборни¬ка в 1967 г. «Происхождение марийского народа». Наиболее полно фактический материал по археологии средневеко¬вых марийцев представлен в книгах Г.А. Архипова и Т.Б. Никитиной..
Многие городища средневековых мари устраивались на более ранних, и время сооружения укреплений установить не удается. Очевидно, в древнемарийское время укрепления только восстанавливались или появлялись допольнительно новые элемен¬ты. Автором на Малахайском городище прослежена дополнительная подсыпка более древнего (VII - VI вв. до н.э.) вала высотой около I м и остатки деревянных конструкций па валу дренемарийского времени, а на Ардинском городище - остатки деревян¬ной стены но краю покатого мыса вокруг площадки поселения. На Малахайском городище, кроме то¬го, исследовано прямоугольно наземное жилище из дерева древнемарийского времени размерами 7,2X4,5 м.
 


Ценный археологический материал о древних марийцах дают средневековые могильники. Они грунтовые. Наиболее хорошо исследованы Дубовский, Веселовский, Руткинский, «Черемисское кладбище» и др. Судя по небольшому количеству погребений (от 5 до 62), это кладбища небольших общин. В ранних могильниках (V— XI вв.) встречаются ингумация, кремация и кенотафы (могилы с ве¬щами без следов костяка), в поздних (XII - XIII вв.) - только ингумация. В случае трупосожжения покойный сжигался в особой кремационной яме в стороне от могилы без вещей и одежды. За¬тем кальцинированные кости складывались в могилы обычных раз¬меров (в куче или рассыпались по дну ямы), вместе помещали одежду, украшения в порядке ношения по всей могиле или в одной куче с костяками. В кенотафах украшения и вещи заворачивались в одежду, стянутую поясом, сверху их прикрывали деревян¬ной или металлической чашей, иногда котлом. С трупоположения¬ми почти всегда прослежены следы подстилки из досок, коры де¬рева или войлока, а над погребенным - остатки меховой одежды или луба. Костяки всегда лежат по одному, вытянуто на спине го¬ловой на север или северо-запад. В мужских погребениях нередко встречены женские украшения - своеобразные заупокойные дары.
 
В мужских погребениях встречаются кресала и кремни для высечения  огня,   ножи,   рабочие   топоры, шилья, кошельки, колчаны с наконечниками стрел (от 4 до 25 экземпляров), кожаные пояса, нередко с украшениями, и реже наконечники копий, боевые топоры-чеканы, железные или медные котлы.
Женские погребения гораздо богаче. Иногда в них встречают¬ся топоры, наконечники стрел, орудия литейного производства (льячки, формочки), ножи, а также шилья, кошельки. Но наиболь¬шее количество находок на древнемарийских могильниках прихо-дится на украшения и принадлежности женского костюма.
 


Выделим характерные черты марийского женского костюма
1. Головные украшения: 
1) венчики 2-х типов: а) из узкого кожаного ремешка с прикрепленными спираль-ками и обоймицами. Они одевались вокруг головы и застегива¬лись пряжкой; б) из луба и бере¬сты шириной 3 см, обтянутой кожей и завязанной на затылке шнурками. Повязка украшалась спереди пластинчатыми накладка¬ми или проволокой, имитирующей плетенку.
2) Выше налобного венчика голову обертывали несколько раз го¬ловной цепочкой из проволочных звеньев различной формы длиной иногда 3 м. К ней крепились свисавшие возле ушей и на затылке более короткие цепочки или кожаные ремешки, заканчивающиеся бубенчиками, пуговками, изображениями уточек, когтей рыси и т. д. 
3) У висков подвешивались кольца из круглой проволоки с отогнутым, спиральным или утолщенным одним концом.
4) Во многих женских (а иногда и в мужских) погребениях встре¬чены серьги подтреугольной формы из круглой проволоки. Позднее, в XII - ХIII вв. серьги с бусинками нa конце или сложными при¬весками. Л.А. Голубева считает их результатом контактов с русскими. 


2. Шейные украшения 
1) бронзоные и серебряные гривны с одним утолщенным четырехгранным и дру¬гим суженым концом, или одним расплющенным концом с отвер¬стием, реже пластинчатые;       
2) ожерелья из бронзовых бус, спиралек, подвесок (в том числе с изображениями всадниц камского типа).
 
3. Нагрудные украшения (обычно считаются оберегами («сторож груди»).
1) Нагрудники из полоски кожи прямоугольной или тре¬угольной форм с прикрепленными украшениями. Л.А. Голубева их называет азелинской традицией. Нередко украше¬ния на груди подвешивались на шнурках, перекинутых через шею.
2) скульптурные изображения коня, реже пти¬цы. К ним привешивались длинные проволочные цепочки с бутыльчатыми или конусовидными привесками. Неред¬ко использовались привозные ажурные литые и коньковые с про¬резной основой щитки из Верхнего Прикамья или мерянские пле¬чевые украшения в виде коньков.
 


4. Поясные
1) Пояса женщин украшались подвесными ремешками, металли¬ческими бляшками, наконечниками. Нередко бляшки изготовлены из серебра и покрыты позолотой. Их формы характерны для пояс¬ных наборов кочевников от Алтая до Дуная. Близкие пояса с та¬кими же наборами встречены на венгерских могильниках X в. 
2) на поясах подвешивались кошельки, сумочки из тисненой кожи, украшенные расшивкой серебряными нитями и бляшками. На ряде серебряных пластин на кошельках имеются различные изображения. Такие кошельки также характерны древ¬ним болгарам Поволжья, степным кочевникам, древним венграм. К поясу прикреплялись футляры шильев. Рукоять их изготов¬лялась из рога и украшалась искусной резьбой. Они характерны для населения Верхнего Поволжья. Геометрическими узорами, изображениями конских головок ук¬рашены копоушки из рога или медных пластинок и орнаментиро¬ванные гребни, подвешиваемые к поясу.
 


5. Украшения рук
1) до 19 браслетов из многогран¬ного дрота или реже пластин, украшенных геометрическими узо¬рами. 
2) Перстни, обычно пластинчатые, широкие с внешней сторо¬ны, с валиками по краям и центру, реже спиральные из проволоки.
 
6. Украшения ног
Спереди обувь украшали цепочки и очковидные подвески со спиралевидными щитками, а сзади умбоновидные бляхи, обычно с привесками в виде птичьих лапок.
Элементы самой одежды сохранились слабо. 
1)    холщовая, шерстяная или меховая рубаха, доходя¬щая до колен и подпоясанная тесемкой. 
2)    верхняя одежда в виде кафтана изготовлялась из телячьей (или лосиной) шкуры с мехом внутри. Кафтан по подолу и швам расшивался серебряной прово¬локой. 
3)    кожаная, войлочная или ме¬ховая шапка, оконтуренная но нижнему краю мехом куницы или лисицы.
4) На ногах были шерстяные чулки и кожаная обувь из целого куска кожи, сшитая сзади. 
 

Марийская женская одежда и украшения
В XII - XIII вв. в женском костюме происходят значительные изменения: 
1)исчезают головные цепочка и венчик, характерные ви¬сочные кольца; 
2)появляются височные подвески в виде перстней или с 2—3 бусинами; гривны проволочные или витые из 3 прутьев с завязанными или загнутыми концами, 
3)стилизованные изображения головок коней на подвесках, скульптурные изображения коней с ногами, плоские литые изображения птичек, характерные для Ко¬стромского Поволжья. Есть также плетеные изо¬бражения коней мерянского облика и др.
Мужской костюм практически отличался только отсутствием украшений. Но и в мужских захоронениях кроме украшений поясов, зооморфных или ажурных кресал от огнива встречены шумящие подвески на обуви.
Хозяйство марийцев носило натуральный характер. Все необхо¬димое производилось на месте. Импортные предметы представля¬ли собой предметы роскоши, обменивающиеся, вероятно, па пуш¬нину. В остеологическом материале до 50% костей принадлежат пушным видам животных (бобр, куница, соболь). Были также из¬вестны домашние животные — крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Исследователи полагают, что марийцы с XI в. были знакомы с пашенным земледелием.
Многочисленные параллели в материальной культуре мери, мари, и муромы, а также общие топонимические названия на их территории автор объясняет их единой основой в лице ахмыловского населения. 
В эпоху средневековья исчезла большая часть волжских финнов, многочисленные племена мери, муромы, мещеры. Территория ныне живущих финноязычных народов (мордва, мари) на это время значительно сократилась под натиском иноязычных народов. Их яркая культура в значительной мере пострадала о' варварского отношения к ней со стороны других народов. Марийские могильники XVI - XVII вв. показывают значительное оскуднение погребального инвентаря, регресс в производстве металлических украшений (в первую очередь, очевидно, связи с запретом русского самодержавия заниматься производством металлических предметов), упадок искусства и т. д.


Волжские финны в эпоху средневековья подошли к порогу нового этапа развития экономики и общественных отношений. Быстрое разложение первобытнообщинных отношений подготовило переход к классовому обществу. Этот процесс сопровождался консолидацией отдельных племенных групп и формированием народностей. Финноязычные народы стояли на пороге наивысшего могущества и расцвета культуры.
Однако дальнейшее развитие народов Поволжья было остановлено русской колонизацией. Она была страшной трагедией для всех финно-угров. Она оставила глубокий след во всей дальнейшей истории финноязычных народов Поволжья.
Глубокие исторические корни, богатые традиции и эстетическую ценность имеют деревянная резьба и вышивка.
У древних марийцев высокий уровень развития получили кузнеч¬ное, ювелирное, гончарное ремесла. В археологических памятниках найдены богатые наборы украшений из меди, бронзы и различных сплавов местного производства, а также предметы, произведенные в отдаленных регионах, что свидетельствует о развитых торгово-обменных связях.
 


 
                                    Хозяйство древних марийцев 
Хозяйство марийцев было комплексным. В его основе во второй половине I и в начале П тысячелетий лежали земледелие, скотоводство и ремесло. 
Отметим основные достижения в развитии земледелия. 
1. Появляется двузубая соха с железной полицей, - более совершенное орудие обра-ботки почвы. Полица вместе с сошни¬ком была найдена на Вятке у д. Шамоки в Малмыжском лесни¬честве. С появлением сохи с перекладной полицей начался переход к пашущим орудиям плужного типа. Раньше были известны только рыхлящие орудия типа мотыги. 
2. Более совершенными стали орудия вторичной обработки почвы - мо¬тыги и борона-«суковатка», характерные для подсечного земледелия. 
3. Для расчистки земель от деревьев используется железный топор с длинным лезвием и длинной рукоятью.
 


О развитии земледелия говорят археологические данные:
1) находки зерен и семян льна, ржи, овес, пше¬ницы, полбы, проса, репы. 
Просо и полба найдены в Веселовском могильнике X—XI вв., зерна проса имелись и в чаше из погре¬бения Руткинского могильника XII -- XIII вв. Остатки каши или сильно перегнившего зерна обнаружены в одном из погре¬бений Выжумского III могильника XII — XIII вв. Все эти па¬мятники расположены в среднем и нижнем течении Ветлуги, и Поветлужье следует считать одним из развитых земледельческих районов марийцев. 
2) На могильниках найдены остатки ткани из нитей льна и конопли, а также  орудия прядения (пряс¬лица и т.п.).
Пашенное земледелие возникло в XIII—XIV вв в прибрежных районах Волги и Вятки. 
  
 Свидетельством его развития являются:
1. находки железных серпов на Юльяльском и Сиухинском городищах в Горномарийском районе. По этно¬графическим данным, серпы в качестве уборочных орудий харак¬терны лишь для земледелия с применением упряжных пахотных орудий. 
2. Появление косы-горбуши; они использовалась для уборки злаковых. Они найдены у д. Пекоза в Марийском крае и на  Еманаевском городище на р. Пижма в Кировской области. 
3. Находки крупных круглых ручных каменных жерновов для размвлывания зерна.
4. Многочисленные кости лошадей на марийских Еманаевском и Ижевском городищах: лошадь была основной тягловой силой.
Пашенное земледелие предполагало залежно-переложную систему, при которой сравнительно легко решалась и проблема кормовой базы скотоводства: земли, заброшенные в перелог, служили сенокосами и выгонами. 
Много доказательств развития скотоводства, прежде всего это кости домашних животных – крупного и мелкого рогатого скота.
 


Природные условия ветлужско-вятского междуречья  благоприятствовали развитию скотоводства. Широкие поймы и заливные луга рек Вятка и Пижма, Немда, Ярань, Большая и Малая Кокшаги, Ветлуга служили пастбищами и базой для заготовки кормов. Содержание было стойловым. Земледелие и скотоводство стали развиваться в конце I и начале II тысячелетий н. э. во взаимо¬действии между собой.
Значительным подспорьем в экономике были охота, рыболовство, бортничество, собирательство. Об этом говорят: 
1) Во многих погре¬бениях IX — XIII вв. сохранились остатки меховой одежды, сши-той из лисьих, куньих и заячьих шкур. 
2) найдены орудия охоты - лук и стрелы, применялись различные капканы и западни. 
3) много находок рыболовных крючков, железных острог, сетей, что свидетельствуют о добы¬че разнообразной рыбы.
4) по этнографическим данным, применялись различные капканы и западни
  
Охота у марийцев в IX -- XIII вв. была промысловой, рассчитанной на добычу пушнины. Одним из основных районов, поставлявших пушнину в соседние земли, в Волжскую Булгарию и Русь, было Поветлужье. Мех использовался и для своих нужд.
Бортное пчеловодство считалось традиционным, и в нем марийцы достигли большого искусства. «Бортные ухожаи», из¬вестные по позднейшим письменным источникам, были постоян¬ными угодьями. На бортных деревьях уже в то время иногда ставились знаки собственности -- «бортные знаки» («тистэ»).
Ремесленное производство в середине I тысячелетия н. э. делает заметные успехи. Особо следует отметить производство изделий из цветного металла. 
Многочисленные бронзовые, медные и серебряные украшения изготовлялись местными ювелирами. В X — XIII вв. кузнецы-ювелиры знали литье, ковку и волочение проволоки. Отлива¬лись предметы в односторонних и двусторонних каменных (из известняка) и мягких формах, ковались браслеты,   серебряные листы.   Практиковалась чеканка   изделий. Отдельные   изделия покрывались резными узорами  (перстни, пластинчатые брасле¬ты). Была распространена позолота серебряных и медных пред¬метов. Из материалов, служивших для изготовления украшения, особенно почиталось серебро. Древнемарийские могильники IX-XI вв изобилуют высокохудожественными бронзовыми и серебряными изделиями. 
 
В эпоху раннего средневековья возникают центры   металлургического производства. Одним из них было открытое мною в 1985 г 2 Сомовское городище, где при раскопках обнаружены остатки мастерской металлурга с находками форм для литья, льячек, обожженной глины и кусков желез¬ного шлака. Здесь же находились обломки глиняного сопла от сыродутной печи и из¬делия из железа и бронзы. Кузнецы составляли уже социально выделившийся слой. Захоронение кузнеца с набором инструмен¬тов обнаружено в Младшем Ахмыловском могильнике V—VII вв. Широкое распространение получили орудия труда из железа, они стали более разнообразными. 
ХII—ХШ века - это время возникновения ряда новых ме¬таллургических центров, выделение ремесленников  в самостоя¬тельную и довольно влиятельную привилегированную группу населения. Деревенское кузнечное ремесло, сочетавшее в себе почти весь цикл металлургического производства — от добычи руды до изготовления изделия — было одной из важнейших от¬раслей хозяйства марийцев. 
 


Отметим свидетельства железоделательного производства по археологическим данным: 
1. Остатки кузниц или домниц для варки железа. 
2. Многочисленные шлаки. 
3.Обломки криц, отшлаки¬рованных кусков глины. 
4. Многочисленные находки вещей различной сложности и приемов изготовления.
  
Процесс производства железных предметов включал:  
1) простую обработку куска металла при помощи молотка; так изготовлялись ножи, дужки для котлов, гвозди, серпы, косы-горбуши, долота, шилья, кочедыки и др. 
2) При помощи пробойников пробивались отверстия на втулках копий, на пластинках для котлов; 
3) изготовление вещей при помощи сварки: так изготавливались более сложные предметы - цепи, железные кольца от поясов и сбруи, удила, креса¬ла, остроги, пружинные ножницы. Сварка требовала большой сноровки от кузнеца, а иногда и участия его помощника; 
4) работа с зубилом, приме¬нявшимся при выработке тесел, мотыг, ушков для котла и требующая особой сноровки; 
5) изготовление особо прочных предметов из многослойных изделий - топоров, молотков; 
6) клепка железных котлов из отдельных листов, что считалось одной из трудных работ для кузнецов. 
 
Развитию кузнечного ремесла способствовало наличие богатого сырья для него в Ветлужско-Вятском междуречье. Здесь имелось много болотной руды, по своим качествам наибо¬лее подходящей для получения железа.
При натуральном хозяйстве, характерном для этого перио¬да, большинство бытовых предметов производилось в каждом поселении, являясь одной из форм домашнего производства. 
 


Домашним производством является: 
1. Прядение и ткачество. Основными мате¬риалами для прядения и ткачества служили лен, конопля, овечья шерсть, крапива. Из шерстяной нити вязали ткани, онучи, иног¬да и верхнюю одежду.
2. Изготовление одежды.  Сырье для них давали земледелие (растительные волокна для тканей), скотоводство (шерсть для ткани и войлока). 
3. Кожевенное дело (обработка шкур и кожи). В археологических памятниках хорошо сохранились изде¬лия из сыромятной и дубленой кожи. В отделку шли шкуры, как домашних, так и диких животных. Охота давала высококачественные меха.
4. Деревообработка. В лесных районах население широко пользовалось раз¬личной деревянной утварью. Деревообделочными инструмента¬ми являлись железные топоры, тесла, ложкари, ножи. Мастерами по дереву изготовлялись деревянные сохи, бороны, мотыги: Они же дела¬ли деревянные части лука, капканов и других приспособлений для охоты, рыбной ловли, бортничества. Из дерева изготовля¬лись различные рукоятки ножей, шильев, серпов, веретена, греб¬ни. В быту использовались  деревянные чаши, бочонки. Из бе¬ресты и луба делались туески и другие бытовые предметы, со¬ставные части обуви, головных уборов. Древесина употреблялась и как строительный материал. Плотники строили жилища, хозяйственные постройки, сооружа¬ли укрепления на городищах, загоны для скота   и т. д.
5. Косторезное производство. Из кости делали гребни, копоушки, рукоятки ножей, шиль¬ев, различные привески для сложных (шумящих) украшений.
6. Изготовление глиняных изделий: посуды, грузил к рыболовным сетям и т. п.
 
X - XIII вв. — период интенсивного развития торговых отношений марийцев как с соседними, так и отдаленными землями. Этому способствовал Волжский торговый путь, который связы¬вал край как с северо-западом Восточной Европы, с мерей, весью, славянами, так и с юго-востоком, с Хазарией, затем Волжской Булгарией. Неслучайно в памятниках прошлого име¬ется много восточных монет X - XI вв. (дирхемов), особенно в составе марийских женских украшений; есть монеты Волжской Булгарии (сравнительно много их в Дубовском могильнике ма¬рийцев X — XI вв. на Волге). Встречаются западно-европейские монеты-денарии,
В XII - XIII вв. усилилось проникновение металлических украшений славянского типа. Это является не только отражени¬ем расширения торговых связей, но и свидетельствует о продви¬жении славян в район проживания марийцев.
Торговля была меновая. Пушнина шла в обмен на драго¬ценные металлы, ювелирные изделия, некоторые виды оружия и арабские дирхемы, шедшие на украшения. Одним из основных эквивалентов денег при этом была беличья шкурка (Ур = ыр).
 
  
  

ССЫЛКИ НА СТАТЬИ ПРО НАРОД МАРИ И ПРО МАРИЙСКИЙ КРАЙ:

Религиозная символика в орнаменте марийской вышивки - тут!

Общественный быт и обряды марийского народа - тут!

Традиции пчеловодства у марийцев - тут!

Родильные приметы и обряды народа мари - тут!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Предания и легенды о вятских марийцах - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

Статья про географию Марий Эл - тут!

Марийский герой и целитель - Акпатыр - тут!

Статья про Сернурский район Марий Эл - тут!

Туня Кумалтыш - всемарийское моление - 2012 года - тут!

Статья про татарских мари - с. Починок Кучук - тут!

Центр марийского мира - Сернурский край - Ореховка - тут!

Моление в Дубовой роще - тут!

Путешествие и сплавы по марийским рекам - тут!

Марийский князь Мамич-Бердей - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

Предания и легенды про Овду - тут!

История и археология ветлужских марийцев - тут!

Похоронные обряды народа мари - тут!

Пульсодиагностика и аккупунктура в марийской медицине - тут!

Легенда про марийского князя Болтуша - тут!

Статья про марийскую волынку - шувыр - тут!

Марийские легенды про Онаров - великанов - тут!

Марийский национальный костюм - тут!

Пантеон марийских богов, духов и героев - тут!

Марийский эпос Юпу - Дерево  богов - тут!

 

________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Архипов Г.А. Марийский край в памятниках археологии: Й-Ола, 1976.
Патрушев В.С. У истоков волжских финнов. Йошкар-Ола, 1989.
Памятники археологии Марий Эл
Соловьев Б.С. К вопросу о взаимодействии населения раннего бронзового века лесной полосы Среднего Поволжья // Взаимодействие культур в Среднем Поволжье в древности и средневековье. Йошкар-Ола, 2004. 
Архипов Г.А., Никитина Т.Б. Атлас археологических памятников Республики Марий Эл. Вып. 2. Ранний железный век и средневековье. Йошкар-Ола, 1993. 
Архипов Г.А. Марийцы IX-XI вв. Йошкар-Ола. 1973; 
Никитина Т.Б. Марийцы в эпоху средневековья. Йошкар-Ола. 2002; 
Патрушев В.С. Финно-угры России. Йошкар-Ола. 1992. 

 

аватар: Гость

Этноним народа западной части

Этноним народа западной части "мары", восточной части " марий" от "ма-ары" и "ма-арий", что одно и тоже - " люди земли"; "ма"- земля, " ары-арий" - человек, люди.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru