Почитаемые и священные камни Марий Эл

На нашем сайте мы часто рассказывали про священные камни или про памятные камни, которые расположены в Марийском краю или в сопредельных областях. 
Чаще всего такие камни устанавливаются в честь почитаемых героев, богатырей или марийских вождей древности. Центральным камнем, конечно, является камень Чембулат около реки Немда в Кировской области.
Есть и загадочные камни, происхождение которых до сих пор неясно.
 

Вообщем, постараемся в одной статье кратко подвести итог марийским почитаемым камням, рассказать про каждый и показать фото.
Отметим, что камни расположены не только в Марий Эл, но и в местах исторического проживания марийцев.
 
Культовые камни есть у всех народов. У марийцев тоже есть культовые камни, возле которых они собираются, устраивают моления, просят об исцелении. 

Камни бывают разные, большие, средние и маленькие. Маленькие могут быть амулетами, оберегами. Как они действуют (в представлении народа)? Благодаря той силе, которую в них вложили (боги, духи, знающие люди). 

Большие "камни" - это скалы, горы, природные образования, которые в старину привлекли внимание людей необычными формами и размерами. Самый знаменитый "камень" такого рода у марийцев - камень Чумбылат в Советском районе Кировской обл. Это (как считается) место погребения и поклонения легендарному марийскому герою Чумбылату. Кстати, 21 июня там должно состояться большое ежегодное моление, так что ещё будет повод рассказать о нём подробней.

Отдельная тема - "средние" камни, вот как знаменитый Синий камень у славян. Честно говоря, не знаю ни одного такого камня, культ которого сохранился у мари до наших дней. А ведь они были!

Проф. И. Н. Смирнов в монографии "Черемисы" упоминает два таких камня. Вот, например, "шудугушский" камень (назовём его так). Смирнов пишет: «В Яранском уезде жители д. Шудугуш приносили жертвы камню, который в настоящее время находится, скорее всего, на дворе у одного жителя г. Коз[ь]модемьянска». (информация не проверена???)

Что это был за камень? Какие жертвы ему приносили? По какому поводу? Ничего этого мы не знаем. Равно как и того, зачем и как забрал его козьмодемьянский житель. Какова дальнейшая судьба этого культового камня? Может, до сих пор лежит в чьём-нибудь дворе...  а может он остался на Вятской земле?

О втором камне Смирнов узнал из статьи учителя Молярова, опубликованной в "Известиях по Казанской епархии" (1873). Это так называемый Астраханский белый камень, вот его история: «В Коз[ь]модемьянском уезде до последнего времени пользовался поклонением «Астраханский белый камень». Предание рассказывает, что этот предмет поклонения возник благодаря одному солдату из черемис. Спустившись к Астрахани на плотах, он заболел. Вместо того, чтобы лечиться у знахарей, солдат поднял белый камень, который подвернулся ему под руку, и сказал ему: будь ты моим богом; если ты излечишь меня, я буду тебе молиться всю жизнь. Случилось так, что солдат выздоровел, и белый камень сделался предметом поклонения для своего обладателя, а потом и для других черемис".

"Поднял камень, который подвернулся под руку..." Значит, довольно небольшой? 

У моей жены был брат Лёша, ныне покойный, очень своеобразный мужик. Бил зверя в тайге, отмывал золото на приисках. Здоровья и силы неимоверной. А кроме того, балагур, насмешник, из тех, что, по поговорке, ради красного словца... Прочитав историю Астраханского камня, я представил на месте солдата - Алексея. Он запросто мог подобрать камень и в шутку брякнуть: "Излечишь меня - буду тебе молиться всю жизнь!" А потом, получив исцеление, и односельчан убедить в чудодейственной силе белого камня.

Можно ли считать Астраханский белый камень марийской языческой святыней? Ведь происхождение у него - чужое... Можно. Камень чужой, а вера в него - своя, местная, марийская.

И опять же мы не знаем: сколько человек ему молилось? Какими словами? Что с ним стало после смерти солдата?

Конечно же, марийцы молились не самим камням, а духам, с которыми они каким-то образом связаны. Проф. Смирнов пишет: «Как бы ни было низко умственное развитие черемис, мы не в праве предположить, чтобы они обращались с своими мольбами к безжизненному камню, который находится весь в их власти. Они предполагают, очевидно, что в камне есть дух, который, подобно другим духам, может быть полезен или вреден».

Говорят, в селе Сумки Горномарийского района, у церкви Рождества Пресвятой Богородицы, есть какой-то чудодейственный камень. Полежишь на нём - и все болячки как рукой снимет. Правда ли, нет ли?
 

 

ГЛАВНЫЙ КАМЕНЬ - ЭТО КАМЕНЬ ЧЕМБУЛАТ ОКОЛО НЕМДЫ.

Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немда, святилище Чембулат              

Всемарийское святилище, место проведения мировых молений мари - Туня кумалтыш.

На высоком берегу реки Немда возвышался камень высотой в 11, толщиной в 36 аршин, напоминающий издали человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный предводитель и руководитель укрепленного городка Чембулат - богатырь (слово "Чембулат" состоит из двух частей: "джум"- муж и "булат" - сталь, то есть "Человек, твердый как сталь").


Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.
     Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.
Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных.

Около святилища происходят аномальные явления, наблюдаются НЛО, есть блудные места, рядом находятся места силы, на берегу Немды есть пещеры.

 

МОЛЕЛЬНЫЙ КАМЕНЬ - Юмыното.
Находится в 1000 м. к югу от д. Кучко-Памаш.
Нынешняя священная роща, в которую ходили молиться, является третьей по счету. Вначале молились у березы, которая находилась за хозяйством Боброва Николая, после этого начали молиться за деревней в поле около огромного дуба (тошкем тумо). Впоследствии этот дуб сожгли механизаторы, потому что он мешал полевым работам.
В эту рощу (Юмыното) Эманов Логин Афанасьевич перевез большой камень из исчезнувшей деревни Старый Завод, который таки назывался «Кумалме кӱ». Этот камень до сих пор сохранился.                                          

Вот сюда выходили молиться каждый год с хлебом – солью 22 мая (день Святителя Николая Чудотворца) после посевных работ на праздник Агавайрем. С собой приносили блины, туара, крашеные яйца и квас. Никакого жертвоприношения не было, потому что молились только хлебом-солью. После моления все вместе угощались принесенными блюдами, менялись яйцами. А потом качались на качелях, прося у бога легкости в жизни.
(Информатор – Ильина Татьяна Михайловна, 1934 г.р. жительница д. Кучко-Памаш).
Место моления – камень «Кумалме кӱ».
 

 

ЗАГАДОЧНЫЕ ЧЕРНЫЕ КАМНИ В Д. КОЖЛАЕР

Сам комплекс чёрных камней находится на склоне горы Онис Курык, чуть севернее сельской школы. Это своеобразная аномальная зона около села.  Эта гора в зимнее время пристанище для сельской детворы – все катаются по склонам на санках и лыжах, также в своем детстве катался тут и наш провожатый.

Он и приметил тот факт, что осадочные породы, которые покрывают гору, потихоньку сползают вниз, к основанию горы, поэтому и камни, которые торчали из склонов, также со временем сползли ближе к школе. 

Часть камней сейчас просто находится в школьном саду или у ограды школы, некоторые камни откопаны, а другие камни находятся в земле, несколько камней лежит под построенным недавно амбаром.

Началось всё с того, что одна из старушек заметила – когда посидишь у камней, или на самих камнях, то проходят боли в суставах. После этого многие также стали замечать, что от камней как бы исходит тепло, руки чувствуют текущую от камней энергию.

Степанов уже тогда начал работать учителем по физике в местной школе, он и решил замерить магнитные поля около загадочных камней.

Из нескольких мотков обычной медной проволоки сделали они рамку,  замкнули её на амперметре, и стали водить и крутить над большим камнем. Амперметр стал показывать небольшой ток, который возникал всякий раз, когда проволоку приводили в движение.

На основе этих данных школьники даже делали лабораторные работы по физике.

Стало понятно, что от камней исходит магнитное поле, и,  как известно,  если двигать проводник в магнитном поле,  то в нем возникает электрический ток. Так нашлась разгадка аномальной зоне в Кожлаере.

Священные марийские камни  (маркю)  в деревне Кожлаер                                                                 

Это так заинтересовало школьников, что они стали исследовать все камни, которые виднелись из склонов. При этом они искали камни и под землёй, так как на небольшом расстоянии – ток возникал и в  этих местах! Так были обнаружены ещё несколько камней, часть которых уже раскопали.

Особо сильное магнитное поле было обнаружено под амбаром, скорее всего амбар построили на том месте, под которым в земле скрывались эти загадочные камни!

 

 

Священное место - могила марийского героя и целителя Акпатыра.                                                По народным преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.
Акпатыр обладал недюжинной силой. Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер.
Предание говорит, что перед смертью Акпатыр сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».
Имя Акпатыр произошло от татарского: ак – белый, патыр – богатырь, герой, то есть Белый богатырь!

В Кировской области, недалеко от города Малмыжа, у деревни Большой Китяк находится могила Акпатыра. Его похоронили в поле у деревни Китяк и посадили на могиле березу.
После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её.
Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.
В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру.
С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.

 

 

Болтушина гора - камень Болтуша (Полтыша)                                                      

Князь Болту́ш  (мар. Полтыш) (ок. 1513—1553) —  это марийский князь, правитель Малмыжского княжества, один из известнейших персонажей марийской истории.
 Этимология имени происходит от марийского «полтыш» — застёжка, бляха.                                            
Возможно, князь получил свое прозвище от какой-нибудь замечательной золотой или серебряной пряжки, украшающей его парадное одеяние.  Есть также версия, что его имя произошло от татарского – балта (топор).
Он был Военачальником луговых мари, возглавлявшим борьбу с войсками Ивана Грозного в середине XVI века в период Черемисских войн. В 1552 основал крепость Шанчара на Большой Кокшаге (нынешний Санчурск). Погиб при защите своей столицы Малмыжа от пушечного ядра и был похоронен в кольчуге и с заколотым конём на вершине т. н. Болтушиной горы в Малмыже под руководством своего брата Токтауша. "Черемисы погребли его тело на высокой горе, которая поныне Болтушевой называется; и сим сохранена память имени сего владетеля"

Священное место, отмеченное аномальными явлениями. Есть легенды о зарытом кладе на этой горе, который защищен заклятиями.

  

САКРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ХМЕЛЕВАЯ РОЩА                                                                                    

Кто и для чего создал комплекс валунов в Варнавинском районе – это пока остается тайной
То, что участники ветлужской археологической экспедиции (ВАЭ) обнаружили в 2012 году в варнавинских лесах, пока не укладывается ни в какие рамки. Комплекс тяжелых разноцветных камней явно был сакральным объектом для какого-то народа… Но для какого? Кто собрал, применив недюжинную силу, эти валуны в одно место и расположил их в особом порядке, точно по географическим координатам? И, главное – для чего? Чтобы приносить жертвы неведомым богам, поклоняться здесь духам умерших предков или путешествовать по иным измерениям, используя каменный комплекс как портал?
Случайность

Открытие было сделано случайно. Осенью 2012 года археологи «прочесывали» берега реки Лапшанги и прилегающую к ней территорию на предмет обнаружения остатков древних поселений – в общем, проводили обычную разведку. 
Исследователи поветлужья могли пройти мимо, но вдруг взгляд одного из участников ВАЭ — Дмитрия Карабельникова — упал на заросший мхом и травой камень. Ну, казалось бы, камень и камень… Но подозрительно прямоугольным он выглядел. Неужели природа так его «обтесала»?

— Рядом с ним из травы выглядывали и другие валуны, расположенные в относительно правильном порядке, — рассказывает Дмитрий Карабельников. – Мы тут же решили остановиться на этом месте и изучить его.

И решение было верным. Расчистив как следует площадку от растительности и упавших листьев, археологи обнаружили на ней пять камней: четыре вытянулись цепочкой с севера на юг, один – самый большой – расположен точно к востоку от середины этой цепочки. Уже это позволяет сомневаться в чисто природном происхождении комплекса (хотя сотни тысяч лет назад здесь было движение ледника, поэтому разных камешков осталось много, и расположение их порой весьма причудливо).

Сверху самый большой валун довольно плоский и имеет форму прямоугольника. Исследователи тут же окрестили его алтарем. Позже это загадочное место посетил сотрудник кафедры физической географии НГПУ Борис Фридман и установил важный (можно даже сказать, поразительный) факт: стороны этого «алтаря» расположены точно по географическим координатам – так, что отклонения нет ни на градус! Стало быть, люди, которые устанавливали этот камень, или ориентировались по заходу и восходу Солнца в дни равноденствий (тогда светило оказывается точно на западе и точно на востоке), или могли безошибочно указать стороны света по звездам, соорудив каким-то образом астрономические приборы. Предположение, что создатели древнего комплекса пользовались чем-то вроде современного компаса, кажется маловероятным. Но еще менее вероятным кажется то, что камень сориентировался по сторонам света сам по себе, благодаря ледниковым смещениям.

Культовые камни бывают природные, а бывают рукотворные. С начала 90-х годов в Марийском крае зародилась традиция - устанавливать памятные (мемориальные) камни в честь национальных мифологических (исторических) героев. Собственно, это не камни, а стелы (стела - "вертикально стоящий каменный столб или плита (надгробная, мемориальная) с надписью, рельефным или живописным изображением").

 

КАМЕНЬ ЧОТКАРА

Чоткар — легендарный марийский герой, живший в XIII веке. Согласно преданию, Чоткар освободил весь лесной марийский край от нападавших на марийские селения кочевников. Богатырь похоронен на холме между деревнями Нурмучаш и Усола в (Волжском районе Республики Марий Эл). Перед смертью Чоткар попросил положить свой меч и щит вместе с ним в могилу и обещал в тяжелую минуту, когда марийцев будут одолевать враги, прийти на помощь. Ежегодно недалеко от деревни Нурмучаш в начале июня проходят праздничные торжественные мероприятия в память Чоткара.

Помимо народных преданий о Чоткаре были созданы литературные произведения: стихотворение-легенда «Богатырь Чоткар» С. Г. Чавайна (1910—1912) и исторический роман «Чоткар» Л. Л. Яндакова (2000). 

Марийский народ сохранил несколько легенд, которые были связаны  с именем народного героя-богатыря Чоткара, который родился как раз на месте слития Юшута и Илети в семье простого марийского охотника. В частности, есть такая легенда.                                   Камень Чоткара                                                      

 

СВЯЩЕННЫЙ КАМЕНЬ В СУЛТАН КЕРЕМЕТИ

Марийцы Республики Башкортостан провели 10 августа (2013г.) моление в общемарийской священной роще Султан-Керемет, расположенной в Мишкинском районе, между деревнями Тынбаево и Большесухоязово.
Долгие годы в роще традиционно проводились лишь семейно-родовые моления. В этом году активистами было принято решение провести массовое моление с участием представителей всех районов компактного проживания народа мари в Башкортостане, а также гостей из Свердловской области и Пермского края, республик Татарстан, Удмуртия, Марий Эл и т.д. Организаторы надеются, что проведение таких молений также будет способствовать укреплению нравственности, традиций и объединит марийцев, раскиданных по районам Башкирии.      

                                   в   Султан Керемети                                                                                             
С 2012 года активистами осуществлялся сбор добровольных пожертвований для облагораживания священного места - были проведены субботники по расчистке территории, установлена железная ограда и памятный камень. Люди живо откликнулись на призыв и каждый вносил свою посильную лепту в общее дело возрождения духовности и объединения.
В тот же день в райцентре Калтасы Республики Башкортостан в рамках целевой программы "Культура России 2012-2013 годы" состоялся III Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ший кандыра» («Серебряная веревочка») с участием фольклорных коллективов мари и просто желающих из республик Башкортостан, Марий Эл, Удмуртия, Татарстан, Пермского края, Свердловской, Кировской областей и других регионов РФ.

 

ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ ИГНАТЬЕВА - ЧАЛОМКИНО - ГОРНОМАРИЙСКИЙ РАЙОН                                         

 

 

КАМЕНЬ ОНАРА В МОРКИНСКОМ РАЙОНЕ

У села Шоруньжа возложен камень древнему великану – Онару:

У каждого народа есть свой национальный герой. У марийцев им стал былинный богатырь Онар. Понятно, что это образ собирательный, тем не менее, одни считают, что богатырь жил в Горномарийском районе, другие - в Звениговском. Каждому хочется, чтобы он был их земляком. Уньжинцы уверенно утверждают, что родина Онара находится в их стороне.

Недавно на подъезде к селу Шоруньжа появился каменный знак, посвященный богатырю (в апреле 2009г.). На нем начертаны слова: "ОНАР МЕМНАН КУАТНА", что в переводе значит "Онар - наша сила".            

Глыба известняка появилась здесь не случайно. Этот край, прилегающий к Татарстану, является исконно марийским. Если посмотреть на карту, то и значительно южнее административной границы между республиками географические названия имеют марийские корни. Например, река Ашит, которая протекает в 20 километрах от Шоруньжи. Где-то под землей она проходит через пласты камня, и вода в ней известковая (по-марийски "ашит" значит "белая вода"). Название деревни Черемисино говорит само за себя. Здесь на многие километры в округе жили предки марийцев.                                             Шоруньжа – этнографическое село – камень Онара

Жители Шоруньжинского поселения решили поставить памятный знак в честь народного героя. Это решение поддержали и местные власти, и руководство сельхозартели "Передовик". Каменные глыбы привезли из поселка Октябрьского. Три плиты из известняка общим весом 10,5 тонны установили у федеральной трассы Казань - Киров - Сыктывкар. Торжественное открытие знака состоялось в конце апреля. Народу собралось много.
 

 
 
Почитаемое место, как, например, в случае с бронзовой скульптурой Акпарса в Горномарийском р-не, на Картуковском повороте (участок трассы Р173 Козьмодемьянск - Йошкар-Ола, где чебоксарская развилка). Хотя и тут имеется "историческая" привязка: здесь, якобы, начинались земли "Акпарсовой сотни".
Авторы скульптурной композиции - заслуженный художник Республики Марий Эл Сергей Яндубаев и заслуженный художник России Анатолий Ширнин. На постаменте памятника - бронзовый барельеф: Акпарс и русский царь пожимают друг другу руки. Открытие состоялось 20 ноября 2007 года.
Скульптуру Акпарса, стоящую на пьедестале с бронзовым барельефом, можно смело отнести к культовым объектам, так как уже складываются магические ритуалы, связанные с ним. Молодожёны останавливаются здесь, чтобы сфотографироваться (с "благословения" главы республики Л. И. Маркелова), а проезжающие мимо водители "должны" потереть царскую ручку на барельефе, чтобы сопутствовала удача.
 
 

В статье Д. А. Байдимирова "Отражение культа воды в повседневной сфере народа мари" ("Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств", 2013, вып. 1) встретил упоминание ещё одного камня, который тоже можно отнести к культовым:

"Нами замечена удивительная особенность кладбища Новокульчубаево Бирского района Республики Башкортостан, каких нет в других местах компактного проживания восточных мари: надмогильная земля обнесена досками в виде лодки. Полного ответа на наш вопрос, «Для чего устанавливаются такие конструкции на могилах?», мы не получили. У нас появилось своё предположение: первые переселенцы, приплывшие на эти территории по реке Белой (Ош Виче), своих умерших отправляли по воде на лодках или же сами могилы устанавливали в форме лодки. (...) Обычай укладывать покойников в лодки может объясняться и туманными воспоминаниями о миграции предков. В пятистах метрах на запад от этого кладбища, рядом со старицей реки Белой на склоне горы, находится уникальный памятник «камень Тамга Кÿй», с родовыми знаками первых переселенцев. Возможно, с этого места наши предки и отправляли своих умерших сородичей в последний путь".
Любопытно было бы взглянуть на фото этого камня.
  

 

ПОЧИТАЕМЫЙ КАМЕНЬ КНЯЗЯ МАМИЧ-БЕРДЕЯ

В 1552-1554 руководил небольшой группой повстанцев, на Волге совершал нападения на русские суда. К 1555 году его отряд вырос до нескольких тысяч воинов. С целью воссоздания Казанского ханства пригласил в 1555 из Ногайской Орды царевича Ахпол-бея, который, однако, со своим отрядом в 300 воинов не оказал помощи повстанцам, а занялся грабежами марийского населения, за что вместе со свитой был казнён. После этого Мамич-Бердей сам возглавил движение народов Поволжья за восстановление независимости от Русского царства. Под его руководством находилось двадцать тысяч повстанцев — луговых марийцев, татар, удмуртов.  

Памятник Мамич-Бердею
Находится этот малоизвестный памятник в Оршанском районе республики Марий Эл.
Поворот с трассы Йошкар-Ола — Оршанка на Пуял.
Ближайший населенный пункт деревня Мари-Ернур.

 

Это полуприродная-полурукотворная стела (каменный обломок с Чумбылатовой горы), установленная в посёлке Советском. Узнал я о ней из старой газеты. Кое-какие моменты в этой истории надо уточнить: кто привёз камень, кто обработал, почему его дважды переустанавливали на другое место, готова ли табличка и проч. Пока же вот:

ЧУМБЫЛÁТ КӰ Чумбылатов камень — памятный камень в пгт. Советский, Советский р-н, РМЭ. Полное название (на табличке (по состоянию на 2009, не прикреплена)): Чумбылат шнуй курык гыч кондымо Кумалтыш кӱ «с Чумбылатовой святой горы принесённый молельный камень», рус. Камень поклонения со священной горы Чумбылат. Первоначально установлен перед зданием райиспокома в ознаменование дружбы с Советским р-ном Кировской обл. Позднее перенесён к Советскому районному краеведческому (?) музею Республики Марий Эл, где 26.4.2005, в День национального героя, состоялось его официальное открытие. Позднее в связи с переездом музея школы-интерната (?) перенесён на новое место. Ежегодно в День национального героя здесь поминают предков (Пехметова, С. Чумбылат кӱ, йӱлам пеҥгыдемдыше лий! // Марий Эл. - 2009. - 31 июль).
 
 

КАМЕННЫЙ ЗНАК НА ПОЧИТАЕМОМ РОДНИКЕ - ДЕРЕВНЯ ОЛОРЫ

Интересна деревня тем, что разделена Олоркой на две части - в одной испокон жили мари-язычники, а в другой - крещённые мари. Раньше (с 1931 по 1960 гг.) это даже было две разные деревни со своими культовыми местами, со своими кладбищами, со своими обычаями и обрядами.  

 ЯЗЫЧЕСКИЙ ЗНАК ОКОЛО ИСТОЧНИКА -                                                                                  

    Каждый овраг, ложбина, суходол, поля, луга, покосы имели свое название. Вокруг деревни располагались восемь священных рощ: Кугу кусото (большая роща), Очий кусото (роща рода Очия), Мер кусото (роща религиозной общины "мер"), Шоргокла кусото (роща между оврагами), Левантий кусото (роща рода Леонтия), Пумаш кусото (роща жертвоприношений), Изи кусото (малая роща), Починта кусото (починковская роща). В трех километрах к западу от деревни находится кладбище некрещеных мари.  

  ИСТОЧНИК ПОСВЯЩЕН ПОКРОВИТЕЛЮ ВОДЫ - РАНЬШЕ НА ОЛОРКЕ БЫЛА ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА -  

    Олорская сторона - родник национальной марийской культуры. Здесь хранятся легенды и предания, соблюдаются старинные обычаи и праздники. В 1991 г. в Олорах прошло первое открытое всемарийское моление, на котором присутствовали даже гости из-за рубежа. Работники культуры хранят и возрождают национальные обрядовые праздники. Привлекают на проводимые мероприятия все слои населения.          

 

ПАМЯТНЫЙ РОДОВОЙ КАМЕНЬ В ДЕРЕВНЕ МУШЕРАНЬ

Вероисповедание у марийцев было языческое. С открытием церкви в с. Изикугунур в 1894 году некоторые жители д. Весьшурга стали посещать церковь. Многие стали исповедовать православие. О языческой вере говорят находящиеся в те годы около деревни молельные рощи: Агавайрем, Шем ото, Юмын ото. "Шем ото" по-другому называли "Керемет ото". Она находилась на территории нынешней улицы Заозерной, от южной стороны до магазина райпо. У некоторых жителей были свои молельные деревья. Роща "Юмын ото", находилась на южной стороне от деревни, по старой дороге в п. Зеленогорск (дорога проходила за рощей "Агавайрем ото" до южной окраины деревни и по ул. Советской п. Зеленогорск). Рощи "Юмын ото" и "Шем ото" были уничтожены и превращены в поле.

Памятный камень основателю деревни Мушерань, рядом родник в честь родового поселения                      Путешествие по верховьям Юшута

 

 

ОВДА-КЮЙ  - КАМЕНЬ ОВДЫ     ПИНЖАН-КУКМОР

Овда с дочерью и жители окрестных деревень сторонились друг друга. Крестьяне побаивались их за тайную силу колдовства, которой те владели, и обращались к ней лишь по крайней нужде, а сама овда и ее дочь были крайне нелюдимы и неразговорчивы. У них было очень странное жилище – они жили в пещере, вход в которую был между двумя огромными валунами. Камни высотой метров 5-6, совершенно симметричные, напоминающие мужские яйца (не мое сравнение, именно так все местные и говорят).

Бабушка моего коллеги в 1900 году, ей тогда было 7 лет, была в этой пещере со своей матерью. Говорит, там была кровать, стол, стулья, сундуки.  Ей было страшно.                   Камень Овды                                      

 Когда овда умерла, а дочь уехала, эти камни стали опускаться, погружаться в землю.
Но они и сейчас там, и они,  в самом деле, необычны. Лет 15 назад я отправился туда, впечатленный легендой, и обследовал их. Это два камня-близнеца высотой в два метра, стоящие недалеко от берега реки, прямо у ограды кладбища (кладбище относительно новое, появилось на этом месте уже после смерти овды). Вокруг на десятки километров, насколько знаю, не водится камней крупнее чемодана. Камень – коралловый известняк, при приближении видны окаменевшие кораллы, мшанки, ракушки. 
 

 

ТАИНСТВЕННЫЙ МЕГАЛИТЫ НА СВЯЩЕННОЙ ГОРЕ КАРМАН КУРЫК

Мегалиты – вот что больше всего удивило меня. Они находятся на середине восточного склона большой горы, на ровном уступе, ближе к югу.                         Марийские мегалиты                                                                    

 Добираться сложно, если не знаешь – не найти. Это несколько десятков огромных каменных блоков (известняк, как полагаю), геометрически правильные, одинаковые, размерами 140*140*250 см (примерно). Лежащие один на другом и в виде зубчатого уступа («Зубцы» - через правильные промежутки).                        

 

 

 

ЗАГАДОЧНЫЕ КАМНИ НА ГОРЕ ЧУКША

А дальше просто шедевр "природного" зодчества. Осадочная порода сложенная в аккуратные прямоугольные одинаковые пласты.

 

ПРИРОДНЫЙ КАМЕНЬ ЧЕМБУЛАТ НА БЕРЕГУ НЕМДЫ - СКАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС                                         

рядом расположен символ Марийского края - скала Чембулат, на скале угадывается суровое мужское лицо (видны глаза, нос, подбородок). ОН по воле судьбы обращает свой взор на юг, где буквально в километре (за Немдой) расположены гора и марийское мольбище Чембулат, а ведь в сущности скала Чембулат смотрит на весь Марийский край, который расположен на юг от Кировской области.

Про Чембулата можно рассказывать долго - это народный герой, марийский князь и заступник народа перед богами, марийское этническое сознание выделяет, что души умерших, которые при жизни пожертвовали собою и показали храбрость в борьбе за свободу своего народа, должны быть увековечены в сознании людей и в истории народа. На основе этого возникла народная вера в святых или в "земных божеств" и общенародный культ жертвоприношения в их честь.

Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.

  Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.

  Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных.

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАМЕНЬ В СЕЛЕ КОКШАМАРЫ

В России начала XX века назревала революционная ситуация. В этот процесс включились жители приволжских сел и деревень. 1905 год выдался неурожайным. Особенно тяжело было кокшамарцам. Из-за малоземелья не было общественного фонда на случай голода. Крестьяне решили обратиться к земскому начальнику в Мариинском Посаде с просьбой о выделении денежной ссуды на покупку семян для озимых посевов, а также с просьбой разрешить рубить лес на дрова на казенной даче на льготных условиях и бесплатно пасти скот в лесу. Земский начальник Рот отказал в просьбе. Весной 1906 года в деревню прибыл агитатор из города Казани Василий Вавилов. Он поступил на работу в артель сплавщиков. Среди них распространял листовки и брошюры революционного содержания. В деревне проводились митинги с участием населения всего района. Под влиянием агитатора сплавщики требовали сокращения рабочего дня с 16 до 12 часов, двойного увеличения зарплаты. Началась забастовка.

12 августа 1906 года на берегу Волги у деревни Кокшамары собрался большой митинг. Агитаторы-кокшамарцы Николай Матвеевич Орлов, учительница Агриппина Васильевна Боброва-Ишпайкина и другие призывали крестьян к вооруженному восстанию, отказу от уплаты податей и неисполнению рекрутской повинности. Среди нескольких сотен земляков в митинге участвовал и И.С. Ключников-Палантай. 

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАМЕНЬ У ЛЕГЕНДАРНОГО ДУБА ПУГАЧЕВА                                                                   

   Так говорят, что около этого дуба разбил свой лагерь один из отрядов Пугачева перед последним марш-броском на Казань далеком 1774 году. В те стародавние времена подошел к Казани бунтовщик Емельян Пугачев со своим войском, обложил посады и поджёг их - зарево от пожаров деревянных строений было видно за десятки вёрст. Это было сигналом для окрестных крестьян, чтобы они шли на подмогу народному вожаку - штурмовать Казанский Кремль. Когда огненное зарево и тут было увидено с плеч дуба-великана, тогда марийский отряд ушёл Казанским трактом, чтобы слиться с пугачёвским войском. В местных преданиях также добавляется, что летом 1774 года даже сам Емельян Пугачев перед наступлением на Казань остановился под дубом на ночлег со своим отрядом. С его вершины якобы разглядывал лихой атаман дорогу на Казань.         Дуб Пугачева   Есть легенда, что когда войска Емельяна Пугачева уже были разбиты под Казанью, один из его отрядов останавливался под этим дубом и именно с него, по преданию, сам Пугачев смотрел на зарево пожара Казани. А потом по Кокшайскому тракту пошел дальше к Кокшайску, где марийские крестьяне помогали ему переправиться через Волгу. 

 Подлинно здесь лишь только то, что действительно через эти места лежала старая дорога из Царевококшайска (ныне - столица Республики Марий Эл город Йошкар-Ола) на Казань, и по этой дороге мог двигаться и отдыхать у дуба один из отрядов восставших марийцев, шедших на подмогу Пугачеву в Казань.  После разгрома пугачёвцев под Казанью - марийские отряды вернулись в родной край тем же путём, так как, естественно, родные леса им были известны как собственные пять пальцев. Кроме этого, везли они с собой неслыханные по тем временам сокровища, награбленные в татарской столице, а поскольку за ними следом гнались царские войска - многие сокровища были спрятаны в глухих лесах или утоплены в местных озерах. Такие легенды есть про озёра Долгое и Конан-ер (лежат рядом с трактом), мол, на их дне скрываются клады золота, серебра и самоцветов - бросили их пугачёвцы с тем умыслом, что самим везти было невозможно, но чтоб и врагу не досталось. 

 

Камень-следовик озера Светлояр                                                                                        

Камень-следовик находится на берегу легендарного озера Светлояр.

Камень лежит на высоком бугре, рядом с церковой. Недалеко есть ещё один камень.

Раньше в этих местах располагалась священная марийская роща, озеро Светлояр - также было местом культого почитания народа мари до прихода русских в лесное Заволжье.

 

Камни озера Текун (Сокольский район)
     Легендарное озеро Текун (Текунское) - еще одно интересное и загадочное место в Сокольском районе на самой границе Нижегородской и Костромской областей.
    Древнее озеро, бывшее когда-то огромным, с момента своего образования во время таяния последних ледников. За тысячи лет озеро заросло и сейчас это только небольшое зеркало посреди удивительно-живописного клюквенного болота. Об озере ходят легенды и сказки, вот одна из них:

    "По легенде, разбойники утопили в нем награбленные богатства. Было это не то при Екатерине II, не то при Павле I… Банда атамана по кличке Фатеич вселяла ужас в души плававших по Волге купцов. Нападали разбойники неожиданно, грабили купеческие суда и быстро скрывались на болотистых берегах лесного озера. Там у них было построено нечто вроде крепости – с двумя сторожевыми башнями на сваях. Пробраться в нее можно было только по воде или каменной дороге (она сохранилась до сих пор), соединенной с крепостью перекидным мостом. Такую силу забрал Фатеич, что не боялся даже царских солдат. Брал он только золото и бриллианты, остальное – одежду, съестные припасы – раздавал бедным. И озерная крепость всегда служила надежным укрытием ему и его банде. Сгубила грозного атамана, конечно, женщина".
  Еще одна загадка этого озера – к нему идет мощенная булыжником дорога по самому болоту. Кто и зачем построил эту дорогу ни кому не известно. (см. мои коментарии в продолжение главы о камнях озера Текун) 
     Есть  легенды и о том, что на этом озере есть  какое-то святилище с нечто похожим на языческий алтарь:
  «Старожилы говорят, что капище языческое на этом озере было, и баб курганных можно разыскать. Только вот те, кто туда уходит, не возвращаются»...

По преданиям - тут было священное место мари или народа меря.

 

КАМЕНЬ ВИЗИМ У ДЕРЕВНИ ВИЗИМБИРЬ - ВЯТСКИЙ ВАЛ

История деревни, как рассказала Ираида, началась с того, что в эти глухие края от налогов и рекрутских наборов ещё в 17-м веке убежало несколько марийских семей. Покрытые дремучей тайгой высокие холмы Вятского вала спокойно могли укрыть в потаенном месте целый илем, а то и большую деревню. Плодородная земля, обилие птиц и зверей, наличие множества родников – всё это привлекало сюда людей с разных мест. Особенно бежали в заволжские леса марийцы с правобережья Волги, например, такие переселения были на земли Моркинского района РМЭ.                                                Молельный камень                                    

На вершине Визимбирьской горы установлен именной камень – Визим. В проспекте одной туристской фирмы в Йошкар-оле указано, что это молельный камень (а место почитается у мари как священное). Но Ираида сказала, что это не совсем так! Это просто памятный камень на дороге, который своими силами установил местный энтузиаст Роберт Антонов (в гости к которому мы сегодня ехали). Оказывается, что у мари была древняя традиция, когда почётных и дорогих гостей жители села (деревни) встречали с угощением у какого-нибудь приметного места, которое располагалось около населенного пункта. Например, у почитаемого дерева, у камня, около источника – там гостей привечали, угощали, желали успехов и здоровья, а потом приглашали в саму деревню.                                                                                                                                         

Роберт решил восстановить эту традицию, и поднял из земли камень Визим, так как он расположен на красивом, возвышенном и открытом месте, и при этом, рядом с дорогой на Визимбирь. Тут же рядом его силами устроена беседка, где можно отдохнуть от долгого путешествия и полюбоваться на окрестные горы. Как раз в этом месте проходят летние конные маршруты по самым красивым местам Вятского вала, и этой же дорогой в Визимбирь приезжают туристы на автомобилях.

 

СИУХИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ

Археологические памятники и памятники природы, такие как  Сиухинское городище и другие  - хранят в своих недрах множество тайн и загадок…

Место это и в историческом, и в ландшафтном плане очень привлекательно.  Здесь, на мысе, находится древнее марийское городище, рядом – жертвенная «пирамида», служившая главным святилищем марийского народа.       

 

                                  РАСКОПКИ НА СИУХИНСКОМ  ГОРОДИЩЕ                                                             

Сиухинское городище (I тыс. н.э.)  располагается на высоком мысу правого берега реки Большая Юнга в 1 км к северо-западу от деревни Сиухино. Внешние формы памятника необычны. Это компактная треугольной формы гора, возвышающаяся над рекой более чем на 10 метров, поражает воображение.

              НАСТОЯЩАЯ  МАРИЙСКАЯ  ПИРАМИДА - ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК                                                

 

 

________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
Энциклопедия Республики Марий Эл / отв. ред. Н. И. Сараева.- Йошкар-Ола, 2009.- С.521-522
Статья «Марийцы» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
http://kisitnikov.livejournal.com/
Достопримечательности Марий Эл
Козьмодемьянский Музейный Комплекс Вконтакте.
https://mariuver.com/2013/02/13/sakral-kamni/
История сел и деревень Республики Марий Эл. 2006 г.
Балдаев Х. Ф. Экологические, экономические и моральные аспекты влияния затопления 
 Марийский мир. 2010, N.1. Журнал
Достопримечательности Марий Эл

 

ВложениеРазмер
99740_600.jpg61.03 КБ
kumalme_ku_v_jumynoto-d-kuchko-pamash.jpg3.2 МБ

Комментарии

аватар: Кэп

пропавшие камни...

по статьям прошлых лет и по информации в сети и в литературе - 

культ камней у финно-угров уходит корнями в седую древность!

Что интересно - культ камней марийцев очень сходен с аналогичным культом у мерян, ведь до сих по в Костромской, Ярославской и Ивановской областях - есть почитаемые и сакральные мерянские камни,

вспомним известный Синь-камень у мерянского Галичского озера.

Эти камни как бы по наследству перешли к славянам-язычникам, и далее к славянам-двоеверам,

Многие камни были привезены на восток, когда произошло движение марийского народа за Волгу.

И, вероятно, где-то в глуши, ещё есть забытые и заброшенные камни, как упомянаемый камень-конь на границах Нижегородской обл. или Шудугушский камень в Кировской обл., да мало ли ещё где, не все камни удалось увезти с собой...

 

аватар: Кэп

памятный камень

В Сернурском районе Марий Эл в торжественной обстановке открыли памятный камень, посвященный основанию деревни Каменный Ключ, которая появилась в начале 18 века. 

Парадокс заключается в том, что камень этот заложен в деревне Урмыж. Оказывается еще в 1973 году Указом Президиума Верховного Совета Марийской АССР сразу четыре деревни, в том числе и Каменный Ключ, были объединены в один населенный пункт с общим названием Урмыж.

Впрочем, слияние не очень помогло – деревня переживает не лучшие свои времена, но на праздник здешние уроженцы собрались со всех концов республики.

аватар: Амир

как всегда!

как всегда - самые обзорные статьи на вашем сайте! молодцы, столько мест объездили и не поленились написать про это и фоток много, уже тянет на энциклопедию по Марийке. Как я понял по статье что камень Овда-кюй рядом с Петьялами?

Нет ли у вас координат камня или ориентира на местности, или проще спросить у местных жителей про камень?

И можно ли доехать до камня Чембулат на простой машине? Это тот что возле Немды. Видел фильм про этот камень где марийцы молятся, доступен ли туда вход?

аватар: Лоцман

Координаты

Координаты легко найти в сети - мы их не сохранили - по моему брали с сайта геокешинг.су

В сухую погоду доехать легко - там обычные полевые дороги.

Пройти туда можно спокойно - в обычный день это место никем не охраняется и возможно вы даже никого и не встретите.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.