Карлыган, удмурты из Марий Эл

Карлыган, удмурты из Марий Эл

В Марий Эл компактно проживают близкие родственники марийцев, которых они называют одо-мари (другие марийцы), это удмурты, также финно-угорский народ.
Завятские или южные удмурты – Мари-Турекский район Республики Марий Эл (с. Большой Карлыган, Малый Карлыган, Лом, Семеновка, Сизнер): в этом районе сосредоточена самая малая по численности удмуртская диаспора.
В с. Большой Карлыган была открыта одна из первых удмуртских школ (1881), ставшая затем «Карлыганской центральной удмуртской школой»; хороший краеведческий музей; своеобразная песенная культура, действует известный фольклорный коллектив; оригинальный женский народный костюм, в котором прослеживается влияние тюркской и угорской культур. Малый Карлыган – деревня «новых» (зажиточных) удмуртов.

                           Карлыган, удмурты из Марий Эл                                                    
Карлыган, удмурты из Марий Эл
Удмурты - второй по численности финно-угорский народ в России (после мордвы).

Удмурты проживают в Западном Приуралье. Численность удмуртов - около 750 тысяч человек. Более  30 % из них проживают за пределами Удмуртии: в Башкирии, Татарии, Кировской области и др. Республика Марий Эл стала родной для многих поколений удмуртов.
Удмурты компактно проживают в Мари-Турекском районе.
Вокруг деревни Большой Карлыган расположено 7 удмуртских деревень.

В Республике Марий Эл живут более 2500 удмуртов, из них около 2000 - в Мари-Турекском районе. Компактно они проживают в селе Карлыган и близлежащих деревнях. Общеизвестно, что народность, волею судьбы вынужденная проживать вдалеке от своей исторической родины, вопреки большому влиянию языка и традиций других народов, стремится сохранить свой язык, более трепетно относиться к своей культуре. Такое можно сказать и о карлыганских удмуртах.                                     Карлыган, удмурты из Марий ЭлКарлыган, удмурты из Марий Эл

     Архивные документы, относящиеся к рубежу ХVIII-XIX веков, говорят о возникновении удмуртских поселений на территории Мари-Турекского района Республики Марий Эл два века назад. Подтверждает это и легенда, передаваемая из поколения в поколение. Согласно этой легенде в 1795 году некрещеный удмурт, старик из деревни Карлыган Казанской губернии, со своими сыновьями Романом и Игнатием поднялись по реке Арборке, дошли до трех ключей и решили здесь укорениться, обосновав починок с таким же названием, что и деревня, откуда они ушли. 
     Почти три десятилетия жили двумя дворами: в одном - потомки Игнатия, в другом - Романа. Но потом вышел указ его Императорского Величества, разрешающий проживать в данной местности, что и явилось официальным началом расширения починка. Чуть позднее образовались по соседству другие удмуртские населенные пункты - Малый Карлыган, Семеновка, Лом, Сизнер, Киселево. Возникло компактное место проживания удмуртов в окружении марийских, татарских и русских поселений. 

                                      Карлыган, удмурты из Марий Эл                                                Карлыган, удмурты из Марий Эл

     Возможно, это явилось одной из причин пристального внимания ученого люда к Карлыгану и его округе. Своеобразное открытие деревни европейскому научному миру было сделано финским ученым, магистром философии Юрье Вихманном, который проживал здесь продолжительное время - в 1891 и 1894 годах. 
     В 1891 году Юрье Вихманн писал жене из Карлыгана: 
     «...В Казани я получил рекомендательное письмо в эту деревню к одному образовательному удмурту. Имя его Кузьма Андреев. Человек исключительно острого ума, кроме того обходительный и приветливый. По патриархальному обычаю он проживает вместе с пятью братьями и со старым отцом и матерью. Из шести братьев четверо женаты. Жены братьев хлопочут по хозяйству в удивительном единодушии. Братья также работают в хорошем согласии. 
По удмуртскому обычаю старший брат - глава. Не посоветовавшись с братьями, никто не принимается осуществить более или менее важное решение. Все братья довольно молодые, представительные, действительно красивые мужчины. И жены их также недурны собой. Все смуглые... По характеру удмурты здесь очень похожи на финнов. Немногословные, серьезные, усердные, религиозные - будь они язычниками или христианами... В удмуртском доме на столе всегда находятся нож и хлеб, от которого каждый, даже гость, может отрезать ломоть и поесть в любое время». 

                                             Карлыган, удмурты из Марий Эл                                               Карлыган, удмурты из Марий Эл

     В этом письме говориться об основателе и первом учителе школы в деревне Карлыган Кузьме Андреевиче Андрееве. Он родился в 1857 году в крестьянской семье. Среди сверстников выделялся любознательностью и пытливым умом. В совершенстве знал татарский, марийский и русский языки. Счастливым оказалось знакомство Андреева с профессором Казанского университета Н. И. Ильминским, основателем и директором инородческой учительской семинарии. Его взгляды оказали большое влияние на Кузьму Андреевича, решившего посвятить себя просвещению удмуртского народа. 

     В октябре 1883 года К. А. Андреев создает в Карлыгане школу. По свидетельствам историков, это была вообще первая удмуртская школа. Как заметила профессор М. В. Гришкина, свет просвещения шел на историческую родину удмуртов и в другие места их проживания именно из Карлыгана. Благодаря исключительным качествам К. А. Андреева его школа становится вскоре центральной для учащихся других национальностей. Сюда потянулись дети из Вятской, Казанской, Уфимской, Пермской и Саратовской губерний. 

                                            Карлыган, удмурты из Марий Эл                                                           Карлыган, удмурты из Марий Эл

 Среди ученых и деятелей искусств Удмуртии в последние годы отмечается большой интерес к жизни удмуртов карлыганской стороны. Что неслучайно. Здесь сохранены многие старинные обряды, здесь люди - и старые, и молодые - общаются почти всегда на родном языке. И, что самое главное, здесь нет такого явления, которое принято называть «национальным нигилизмом». Здесь люди уважают и любят себя как нацию. А это, по признанию многих «удмуртских удмуртов», как свежий глоток воздуха. 
     С другой стороны, оторванность Карлыгана от основных мест проживания удмуртов привела к уникальной общности людей четырех национальностей - удмуртов, татар, марийцев и русских. Большинство жителей села и окрестных деревень знают все четыре языка, дружат и роднятся между собой. 
     При местном доме культуры вот уже 25 лет существует фольклорный ансамбль «Зордон», имеющий звание народного, постоянно награждаемый всевозможными грамотами. Им руководит замечательная женщина Мария Аркадьевна Главатских. Также, с заботой о сохранении народной культуры, был создан детский ансамбль «Радуга». С 1989 года, благодаря стараниям учителей и ныне покойного директора Ф. К. Кузнецова, в Карлыганской средней школе начали преподавать удмуртский язык. В комплексе с семейным воспитанием это обеспечивает сохранение и развитие в Карлыгане языка и культуры удмуртов. 

     В Мари-Турекском районе по активности и творческому подходу к проводимым мероприятиям Карлыганский Дом культуры - один из самых лучших. Его коллектив участвует и побеждает во многих конкурсах, как районных, так и республиканских. Наверняка, причина здесь заключается не только в том, что работники культуры одарены творческими способностями, но и в том, что совхоз «Восход», в который входят село Карлыган и близлежащие деревни, по сельскохозяйственным показателям на первом месте в районе и один из лучших в республике. 

                                                                     Карлыган, удмурты из Марий ЭлКарлыган, удмурты из Марий Эл
ЦЕНТР УДМУРТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
     Пять лет назад, в конце мая 1996 года, в селе Карлыган открылся центр удмуртской культуры в Республике Марий Эл, где проходила научно-практическая конференция «Национальные проблемы удмуртов, проживающих в Республике Марий Эл». Участники форума разработали пакет предложений по сохранению и развитию культуры и языка удмуртского народа. 
     Гости и участники конференции с удовольствием отмечали, что оторванность от исторической родины не только не помешала, но и способствовала сохранению многих национальных традиций, обычаев, обрядов и особенно языка у удмуртов, проживающих в Мари-Турекском районе. Доктор филологических наук, профессор УдГУ И.В.Тараканов подчеркнул, что трехдневное пребывание в Карлыгане и разговоры с местными жителями особо порадовали его сохраненной у здешних удмуртов лексикой. 
     Ряд выступлений был посвящен укреплению связей карлыганских удмуртов с их исторической родиной. Гости из Удмуртской республики И. К. Гришкин, президент Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш», А. Т. Христофоров, заместитель министра культуры, В. Е. Шудеков, проректор УГУ, Ю. А. Фомин, главный специалист Министерства образования, С. К. Смирнова, председатель комитета по делам национальностей при Правительстве Республики Удмуртия, высказали немало интересных и деловых предложений. Гости привезли немало учебников, методической литературы, художественных книг на удмуртском языке в подарок как школе, так и вновь открытому центру. Ими были сделаны приглашения посетить проводимые в Удмуртии различные культурные мероприятия, праздники, научные конференции. 
     Интересным было сообщение заместителя главы администрации соседнего Балтасинского района Республики Татарстан Г.С.Мухаметшина. Там тоже накоплен немалый опыт в сфере межнациональных отношений. В районе проживает около 4 тысяч удмуртов, имеется общество удмуртской культуры, издается районная газета на удмуртском языке, строится церковь. 

                        мониста южных удмуртов, Большой Карлыган                                                     Карлыган, удмурты из Марий Эл

     Связь Карлыгана с Удмуртией с годами становится все более тесной. Так, например, карлыганские дети имеют возможность отдохнуть в удмуртском творческом пионерском лагере «Шунды кар» («Солнечный город») для одаренных детей. В Карлыган с выступлениями приезжают удмуртские ансамбли, часто навещают Карлыган деятели искусства из этой республики. Вот как вспоминает о своей поездке в Карлыган Э. Россов, участник фольклорного ансамбля «Зордон» из села Дебесы Республики Удмуртия: 
     «Вот уже почти два месяца прошло с тех пор, как мы побывали в Карлыгане, но все еще находимся под впечатлением от тех прекрасных дней, проведенных с жителями этого села. Перед глазами до сих пор стоит село, его улицы, клуб, школа, дома, где нас радушно встречали и щедро угощали, как самых дорогих гостей. 
     Вначале мы поехали в Малый Карлыган. При въезде нас встречала вся деревня. Были тут, как говорится, и стар, и млад. Мы зашли в дом Василия и Сергея Абрамовых, активнейших участников ансамбля «Зордон». И здесь нас угощали на славу. Затем около дома водили хороводы, пели, танцевали, играли в различные игры. Долго в тот день по всей округе слышались звуки баяна, гармошки и других музыкальных инструментов... 
     ...В самом Карлыгане нас поразил один пожилой мужчина - Кузьма Демьянович Андреев. Как он играл на скрипке!
Вообще, мы не переставали удивляться тому, как талантливы в Карлыгане люди. После своеобразного концерта, который дал Кузьма Демьянович, нас пригласили на небольшой Костер Дружбы, который развели на майдане деревни. А тут и уха поспела. Гостеприимство и щедрость на угощения - второе, что нас удивило в Карлыгане...» 
     На открытии Центра удмуртской культуры в селе Карлыган часто звучала мысль о том, что положено начало дружбы и сотрудничества в их настоящем смысле. За последние пять лет появились первые ростки тесной связи родных и родственных народов двух республик. Есть уверенность, что она будет крепнуть.

                                                         Карлыган, удмурты из Марий ЭлКарлыган, удмурты из Марий Эл

Большой Карлыган (Старый Карлыган) – ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Деревня является центром Карлыганской сельской администрации и СПК "Восход". Расположена в 41 км к юго-востоку от Мари-Турека. По сведениям, опубликованным со слов первого учителя Карлыганской школы К.А. Андреева в книге С. Чичериной "У приволжских инородцев", изданной в Санкт-Петербурге в 1905 году, некрещеный удмурт Урака в 1795 году со своими сыновьями Романом и Игнатием выбрал место для поселения на стыке двух лугов у истока реки Арборки. Пришли они со стороны Ципьи. В 1824 году правнук Урака Григорий Степанов и его внук Федор Игнатьев получили из Вятской казенной палаты через Малмыжский земский суд позволение оставаться на самовольно занятых землях. В официальных документах деревня называлась Старый Карлыган, Карлыганский починок. 
Сами удмурты называли деревню Заны. В переводе с татарского "карлыган" - черная смородина. В 1859-1873 годы Карлыган входил в Малмыжский уезд, числился починком казенным при речке Арборке, который насчитывал 12 дворов с населением 46 лиц мужского пола и 51 женского пола. С 1882 года Карлыган стал входить в Уржумский уезд.

Карлыган, удмурты из Марий Эл
Правнук Урака К.А. Андреев (родился в 1857 году), закончив Старо-ципьинскую и Сардабашскую крещено-татарскую школы, в 1882 году начал учить детей грамоте, а 10 октября 1883 года при помощи и поддержке директора Казанской учительской семинарии Н.И. Ильминско-го проводил занятия в арендованном доме. По ходатайству Н.И. Ильминского в 1890 году школа получила статус Центральной вотской школы, призванной готовить учителей для удмуртских школ. В это время в селе насчитывалось 20 домохозяев.
В 1894 году в Карлыгане была построена Святопокровская церковь, в ней через два года освятили престол Покрова Пресвятой Богородицы. При церкви существовала церковно-приходская школа, которую в 1895 году преобразовали в двуклассное училище. В 1905 году в селе насчитывалось 23 двора, 94 мужчины и 95 женщин.
В начале XX века в Карлыгане работала маслобойня (сгорела в 1902 году), паровая мельница (сгорела в 1910 году), ветряная мельница (сгорела в 1922 году). Делами сельского общества руководил староста. Долгое время старостой был Ефим Алексеевич. На общее собрание, где решались вопросы раздела земли, огораживания полей, найма пастухов, сбора налога, собирались только старики без женщин и молодежи.
С октября 1891 года по март 1892 и в 1895 году в Карлыгане с целью изучения удмуртского языка и фольклора побывал финский ученый, финно-угровед Вихман, который впервые привез сюда керосиновую лампу. Дважды в 1906 и 1907 годах из Малмыжа привозили кино. Товары для населения в Карлыган возили из Казани. Фельдшер приезжал из поселка стеклозавода Ульянова.

Карлыган, удмурты из Марий Эл
Советская власть установилась в Карлыгане в феврале 1918 года. В этом же году была закрыта Центральная вотская школа. Начальной школой до преобразования ее в семилетку в 1925 году заведовал М.Х. Харитонов. В 1923 году в Большом Карлыгане было 28 дворов и 202 жителя, все удмурты. В 1924 году образовался Карлыганский сельский совет, первым председателем которого был участник гражданской войны Е.С. Андреев. В том же году в селе организовалась торговая кооперация, открылся медпункт, работали детские ясли, где содержались 30 детей. Первая изба-читальня открылась в 1925 году, работа велась на удмуртском языке, работали антирелигиозный, агротехнический, драматический и хоровой кружки. Выписывались 3 газеты и 4 журнала. В 1928 году в селе установили радиоприемник.
В 1928 году в Большом Карлыгане было организовано машинное товарищество "Удмурт", в которое входило 24 хозяйства, пашни имелось 249 гектаров. В конце декабря 1929 года жители организовали ТОЗ, (товарищество по совместной обработке земли), землю обобществили, в него вошли 30 хозяйств, имелось 29 лошадей.
В январе 1930 года был образован колхоз-гигант "Красный Октябрь", в состав которого вошли 50 населенных пунктов, в том числе Большой Карлыган. Колхоз возглавил А.Н. Насыров. Помогал организовывать колхоз рабочий завода "Красное Сормово" П.Ф. Золин. В мае 1930 года гигант "Красный Октябрь" был расформирован, и в каждой деревне возникли отдельные колхозы. В Большом Карлыгане был образован колхоз "Смена". Вскоре колхоз получил трактор "Фордзон".
В 1932 году в Карлыганском сельсовете было 7 населенных пунктов с числом жителей ИЗО человек, из них удмуртов - 806, татар - 184, русских - 140. В эти же годы репрессиям подверглись К.А. Андреев, Ф.Х. Харитонов и другие.
В 1933 году в Большом Карлыгане было 299 жителей. В 1934 году открыли Карлыганский фельдшерский пункт, преобразованный в 1936 году в фельдшерско-акушерский пункт. Продолжала работу изба-читальня, для которой в 1939 году построили новое деревянное здание.
В 1940 году в Большом Карлыгане было 44 хозяйства, 252 жителя. В колхозе "Смена" имелись 33 головы КРС, 17 овец, 44 лошади, трактор, молотилка, 3 сеялки, были 2 конюшни, 2 коровника, свинарник, 7 зернохранилищ.
В годы Великой Отечественной войны на защиту Родины ушли 67 человек, вернулись 24 человека.
В 1943 году на один трудодень в колхозе "Смена" выдали по 1,05 кг зерна, 2,3 кг картофеля, 75 г овощей, 2,6 кг соломы, 10 г меда. Председателем колхоза был М.С. Сафин. В 1950 году Карлыганская семилетняя школа обслуживала деревни Большой Карлыган (53 ученика), Малый Карлыган (28 учеников), Верхний Шолдынер (21 ученик), Шихалеево (26 учеников), Пижмарь (32 ученика), Фалалеево (11 учеников), Куфтино (8 учеников), Стрельники (18 учеников), Вострики (8 учеников), Киселево (27 учеников) - всего 255 человек. Педагогический коллектив насчитывал 19 человек. В школе было 102 пионера, 43 комсомольца. Школа располагалась в двух зданиях, построенных в 1906 и 1932 годах и рассчитанных на 98 и 225 ученических мест, общая площадь всех помещений составляла 611 кв. м. Было 10 классных комнат, 13 печей, освещение керосиновое. Имелись две квартиры для учителей, построенные в 1905 году. Школа имела учебно-опытный участок, сады, огороды, посевы трав. Имелись диапроектор, фильмоскоп, приемник ламповый, патефон, гармонь. В хозяйстве школы были лошадь, телеги, сани. Выписывались 5 газет и 7 журналов. Был школьный интернат на 54 человека.

Карлыган, удмурты из Марий Эл
В 1974 году, при директорстве Н.И. Багаевой, была построена новая школа, оборудованы кабинеты, налажено школьное хозяйство. Наталья Ивановна удостоена звания заслуженного учителя Марийской АССР. Сегодня директором Карлыганской средней (полной) общеобразовательной школы является Ю.Л. Андреев. Примечателен национальный состав учащихся: удмуртов - 115, мари - 88, татар - 39, русских - 18, чувашей - 1.
29 июля 1950 года был создан укрупненный колхоз имени Ленина, в который вошли деревни Большой Карлыган, Шихалеево, Малый Карлыган, Нижний Шолдынер, Верхний Шолдынер, Пахомово. В 1963 году был образован совхоз "Восход" с центром в Большом Карлыгане. В течение пятнадцати лет им руководил Г.Н. Багаев, ставший впоследствии депутатом Верховного Совета СССР, делегатом XXIII съезда КПСС. При нем в центральной усадьбе были построены двухэтажные каменные дома, дом культуры на 330 мест, средняя школа на 640 мест, ясли-сад на 90 мест, ремонтная мастерская, гараж, дом быта, баня, свинокомплекс на тысячу тонн свинины в год. Г.Н. Багаев за заслуги перед Отечеством награжден орденом Ленина.
Ордена Трудового Красного Знамени были удостоены бригадиры совхоза М.И. Кузнецова и Р.Н. Кузьмина. Орденом "Знак Почета" награждены свинарки Н.А. Шамаева, Н.Н. Андреева, Е.В. Зыкина, Н.Ф. Терентьева, доярка А.П. Павлова. А.Ю. Иванова была депутатом Верховного Совета МАССР.
В 80-90 годы Большой Карлыган был соединен асфальтовой дорогой с городом Йошкар-Ола, построены два двадцатисемиквартирных дома. Многие жители построили собственные дома. Четырнадцать лет председателем исполкома Карлыганского сельского совета работала Ольга Ивановна Старостина. Она избиралась депутатом Верховного Совета Марийской АССР, ей присвоено звание заслуженного работника культуры республики. После нее сельский совет возглавляли Ю.А. Осинов, В.А. Шамаев. С декабря 2000 года на этой должности трудится Ф.М. Ибрагимова. Двадцать восемь лет до 2000 года заместителем председателя сельсовета и главы сельской администрации работала P.M. Анисимова.
В 2000 году в деревне Большой Карлыган насчитывалось 275 хозяйств, население составляло 932 человека. Большинство жителей работает в совхозе "Восход". В деревне имеются газ, водопровод, канализация, теплоснабжение, средняя школа, 5 магазинов, отделение связи, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, центральный дом культуры, библиотека, создан и выступает народный удмуртский ансамбль "Зардон", открыт центр удмуртской культуры. В собственности жителей села имеется 10 тракторов, 6 грузовых и 23 легковых автомобиля, во всех домах и квартирах имеются холодильники, телевизоры.

Карлыган, удмурты из Марий Эл
Деревня МАЛЫЙ КАРЛЫГАН
 Деревню основали удмурты-язычники.
Деревня на левом берегу реки Андрюшкино в 2 км к северо-востоку от деревни Большой Карлыган.
Первые поселенцы приехали из деревень Кускем, Сырья, Тагашур, Ципья (ныне Балтасинский район Республики Татарстан). Переселились они из-за малоземелья и недостатка леса. Деревню основали удмурты-язычники. Каждая семья имела куала и кушамат ним (семейное святилище и родовое название). Река, на берегу которой расположена деревня, имеет удмуртское название Ондрешка нюк, Кос нюк. Да и саму деревню удмурты называют Ондрешка, Ондышке.
Дома были многолюдные, молодые семьи, как правило, оставались жить в родительском доме. Жили по 15-20 человек. Коров и лошадей в хозяйстве должно было быть столько, сколько семей жило в доме.
В 1859 году в деревне было 15 дворов, 62 мужчины и 70 женщин, а в 1905 году было 14 дворов, 53 мужчины и 43 женщины.

                                                   удмуртская кукла, народное искусство                           Карлыган, удмурты из Марий Эл

Праздник Гырон быдтон
9 июля в деревне Большой Карлыган Мари-Турекского района Республики Марий Эл состоится удмуртский календарный обрядовый праздник "Гырон быдтон", организованный районной администрацией при содействии Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
Как сообщили в отделе межнациональных и межконфессиональных отношений министерства, в празднике примут участие члены Совета по делам национальностей. Программа праздника включает в себя ярмарку, выступления творческих коллективов Марий Эл и Татарстана, игры, конкурсы, состязания. В рамках республиканского фестиваля этнокухни "Калыксий - 2010" состоится дегустация удмуртских национальных блюд и напитков. Завершится праздник народными гуляниями и этнодискотекой.                            Карлыган, удмурты из Марий Эл

Справка. "Гырон быдтон" известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: "Гербер" (после плуга), "Гершид" (буквально: гери шид, т.е. каша в честь плуга), "Гырон быдтон" (завершение вспашки). Гырон быдтон проводится на лугу в самое красивое время - в период цветения. По поверьям удмуртов, бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы.
Классический "Гырон быдтон" продолжается несколько дней. На нем пожилые люди ведут неспешную беседу, молодёжь занята хороводами, играми, соревнованиями, скачками на лошадях. Победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.
За праздником "Гербер" следовал церковный праздник Петров день, наступающий 12 июля. Удмурты его называли "Куарсур" (праздник травы). В сельской местности с этого дня дружно начинался "нырысете турнан" (первый покос). Считалось, что лучшее сено то, которое скошено перед самым цветением коренных луговых трав. По народной примете, в Петров день наступает лето красное, певчие птицы перестают петь. В этот день в церковных приходах совершаются богослужения во имя апостолов Петра и Павла.

                                                 дорога в Большой Карлыган                                Карлыган, удмурты из Марий Эл

Центр удмуртской культуры д.Большой- Карлыган Мари-Турекского района  Республики Марий Эл
В Республике Марий Эл удмурты компактно проживают в Мари - Турекском районе. Это потомки летописных «Арских людей». Живя в условиях иноязычного окружения, они смогли сохранить свой язык, культуру, традиции и обычаи предков. На территории Мари- Турекского района удмурты поселились более 220 лет назад.
     25 мая 1996 года с целью возрождения, сохранения и развития культуры, духовного богатства удмуртского народа, его  языка, обычаев, обрядов и традиций был создан Центр удмуртской культуры.
У центра за 15 лет деятельности сложился определённый авторитет в межрегиональном пространстве. Замечательные контакты с центрами удмуртской культуры Республик Татарстан, Башкортостан, Кировской, Пермской, Свердловской областями. Центр тесно сотрудничает с правительственными, научными, образовательными, культурными, общественными учреждениями Удмуртской Республики.
    Стремясь расширить связи удмуртского народа проживающих в РМЭ с другими народами, центр устраивает встречи с деятелями науки и культуры - представителями финно- угорских народов. Организует дружественный обмен делегациями, коллективами художественной самодеятельности, участия сторон в праздниках национальных культур, с целью знакомства, обмена опытом, поддерживания межнациональных связей. Ежегодно дети ездят в творческий лагерь для одарённых детей удмуртов «Шунды кар» (с перев «Солнечный городок» г. Ижевск Удмуртской Республики.

                                            свадебный обряд удмуртов                           Карлыган, удмурты из Марий Эл

    В центре удмуртской культуры проводятся различные мероприятия для всех возрастных категорий.
   В области сохранения и развития народных песенных, танцевальных, обрядовых традиций и пропаганды национальной музыкальной культуры, основным направлением является организация концертной деятельности.
    Удмуртский народ славится своей музыкальностью и певучестью. В каждом селе сохраняются традиции народа, из поколения в поколение передаются истинно народные произведения. Ярким свидетельством сохранения культурного наследия удмуртского народа проживающего в РМЭ является удмуртский народный фольклорный ансамбль «Зардон» работающий при центре удмуртской культуры.
За 35 лет своего существования ансамбль «Зардон» является неоднократным лауреатом, дипломантом и призером различных межреспубликанских, республиканских и районных смотров, конкурсов, участником праздников и фестивалей. Коллектив награждён множеством почётных грамот и получил благодарственные письма за активное участие в культурно- массовых мероприятиях района и Республики.Карлыган, удмурты из Марий Эл

   В 2000 году, в честь 25- летия, за сохранение и развитие удмуртской национальной культуры, коллектив был награждён высшей наградой «Почётной грамотой» Правительства Республики Марий Эл.
    Ансамбль «Зардон» радует зрителей своими интересными, красочными номерами, своим мастерством, талантом, задором и жизнелюбием. Творческая направленность этого  коллектива  заключается в том, чтобы рассказать зрителям об интересных явлениях народного быта, обычаях, традициях, о богатстве духовной жизни народа, о врождённом чувстве прекрасного. Тем самым вносит лепту в сохранение и развитие удмуртской национальной культуры.                    
 При центре так же действует, кружок сольного пения, ансамбль мальчиков «Учы пи», кружок народного прикладного творчества по пошиву костюмов разных народов «В мире кукол». При Карлыганской средней школе занимается удмуртский детский драматический кружок «Кузьыли».                                                              
С 2004 года центр участвует в реализации республиканской целевой программы «Этнокультурное развитие Республики Марий Эл». Ежегодно подаются заявки на проведение больших мероприятий.  Со дня открытия центра удмуртской культуры руководит всей этой работой Заслуженный работник культуры РМЭ, Лауреат премии Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ «Душа народа», Лауреат Всеудмуртской национальной премии им. Ашальчи Оки - Главатских Мария Аркадьевна.
  Карлыган, удмурты из Марий Эл

 

_________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.mari-tyrek.ru//
История сел и деревень Республики Марий Эл. Мари-Турекский район. 2006 г.
http://aboutmari.com/
http://www.finnougoria.ru/
http://afisha-ola.ru/
http://www.kudokodu.ru/
http://www.iz-article.ru/monista_6.html

Комментарии

аватар: Кэп

южные удмурты...

удмурты компактно проживают не только в Мари-Турекском р-не РМЭ, 

но и в Балтасинском и Кукморском р-нах РТ, 

рассказ продолжается...

аватар: Елена Шихалеева

Спасибо!

Чрезвычайно благодарна команде кочующих за эту удивительную информацию о моем родном Карлыгане, в котором я родилась, жила, ходила в садик и училась в школе! Теперь с гордостью делюсь ссылкой со всеми моими друзьями и знакомыми! Спасибо!

аватар: Кэп

всегда пож-та!

очень рады что наши статьи нравятся и нужны нашим землякам!

мы ведь тоже из Марий Эл!

может и у вас есть что рассказать о своем родном крае?

аватар: Александр Казымов

Здравствуйте , у меня раньше

Здравствуйте , у меня раньше в этой деревне жили отец , дед, бабушка , два дяди дед Казымов Али , отец Казымов Геннадий , его братья Владимир и Рафик. Если есть информация о родственниках , пишите на почту пожалуйста sashakazim@gmail.com

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru