Йогыман памаш

Йогыман памаш — «проточный родник». 
Святой родник  расположен с южной стороны ул. Победы, в пойме речки Темешевка (Бакут эҥер).

Название родника мотивируется тем, что в деревне это единственный источник с проточной водой — дословный перевод «Проточный родник»  (Волжский район Марий Эл).  

 

 

СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

 
Ранее родник называли Ўлвуй памаш, что значит «родник, расположенный в нижнем конце», в данном случае в нижнем конце улицы Победы. 
В настоящее время название Ўлвуй памаш не используется, и мало кто помнит это название. 

Йогыман памаш, Отымбал

После возведения плотины в 70-х годах прошлого века, родник до весны 2001 года был затоплен Китунькинским прудом. 
После прорыва плотины и спуска воды, источник был очищен от накопившегося ила, восстановлен и благоустроен местными жителями. 
Родник освящён, рядом установлена каменная часовенка. Ежегодно в начале лета на родник приходит Крестный ход из храма св. великомученика Димитрия Солунского села Новые Параты, совершается водосвятный молебен. 
Источник почитаемый, вода родника считается целебной.
   Раньше здесь у родника собиралась молодёжь. Пели песни, веселились. Когда юноша уходил в армию, то приходил сюда,  споласкивал лицо. Брал собой. Вода из этого источника очень чистая, мягкая, вкусная, придающая силы.
Считалось, что родная вода поможет избежать преждевременной смерти.
    

Йогыман памаш, Отымбал

Жители д.Отымбал (Марий Эл) облагородили святой родник "Йогыман памаш"
Издавна в деревне Отымбал бьёт святой родник, называемый в народе «Йогыман памаш», который радует вкусом и свежестью «хрустальной» водицы. На днях местные жители полностью облагородили и основательно изменили его «облик».
Инициатором благого дела стал Виталий Егорович Купров.
— Мысли о благоустройстве родника вынашивал давно, но все руки не доходили, — говорит он.
— Основные работы практически завершены. Осталось разобрать старый забор и построить новый, — делится планами душой радеющий за начатое дело селянин
   
Недалеко от родника находятся священные марийские места:
Агавайрем арка— название местности, где после окончания весенне-полевых работ жители деревни проводили моления на праздник Агавайрем — «праздник пашни». Объект находится в 1,5 км к северо-востоку от деревни, на левом берегу оврага Эшпай корем.
 
 Апачи орша— Афанасиева роща. В названии объекта этимология тополексемы орша отличается от общепринятой в науке версии, по которой орша является гидронимом, где ор (öр) — «русло, ложе реки, река», ша — речной суффикс. 
В данном случае, видимо, тополексема орша образована из апеллятива роща (с марийским произношением роша) в результате метатезы (перестановки) и преобразования сочетания ро- в ор-. Диалектная лексема орша на исследуемой территории и в близлежащих населённых пунктах ранее употреблялась для обозначения одного из разновидностей леса — чÿчкыдö чодыра «частый или густой труднопроходимый лес». К примеру, названия следующих объектов также связаны с рощей: колхоз «Орша», который существовал в 30–50-х годах ХХ века в деревне Токозино Нагоринского сельсовета Волжского района Марийской АССР], овраг Орша корем в д. Инерымбал и Каки орша корем в окрестностях д. Карай Волжского района Республики Марий Эл. Топоним с таким же апеллятивом орша существует и в Актанышском районе Республики Татарстан — Урта орша — «срединная роща».
  
Кугу тумо арка — «возвышенность с огромным дубом», сакральное место жителей деревни. Название урочища состоит из слов: кугу — «большой, огромный», тумо — «дуб», арка — «возвышенность, горка». В прошлом место языческого моления жителей деревни, находится в 1,5 км к северо-востоку от деревни, с правой стороны оврага Эшпай корем. 
В настоящее время моления не совершаются, на месте моления лежат только останки дуба, сгоревшего по неизвестной причине в начале 21 века. Вот как пишет об этом писатель Маргарита Ушакова  в рассказе «Тошто пöртын монологшо — Монолог старого дома»: «…Кугезе коча-кована-влакын юмылташ лекме верыште Кугу тумо шÿдо ийымат эрталтен ыле. Эн пагалыме, шке воктекыже йоча-шамычым магнитла шупшшо пушенгым йÿлалтышт — кидышт ыш кошко…» — «…Предки хранили Большой дуб, под которым молились… Дубу было больше ста лет, он притягивал к себе детей и взрослых как магнитом. Кто-то сжёг его. У кого рука поднялась? И как огонь зажёгся? Бензином, что ли, облили? Обугленные, чёрные огромные ветви лежат на земле, как оторванные руки. А рука, сотворившего такое не высохла…».
 
 
Йогыман памаш, Отымбал

 Деревня Отымбал
Деревня Отымбал находится в трёх километрах к северу от села Новые Параты — центра Большепаратского сельского поселения. Название деревни образовано от марийского апеллятива ото «роща» и топоформанта ÿмбал «верх, поверхность» в топонимии «за чем-либо», в переводе на русский язык означает «деревня, расположенная за рощей или около рощи». По преданию такие рощи окружали деревню со всех сторон. 
Появление деревни местные жители относят к началу XVII века, и считают, что основателем деревни был черемис Муслюм, который облюбовал себе местность по левую сторону небольшой речки, сейчас это северная часть деревни Отымбал. По другой версии основателем деревни был черемис по имени Отын, один из членов шайки разбойников, обосновавшихся в этих краях, т. е. Отымбал это «деревня Отына». 
В «Списке населённых пунктов Казанского уезда», составленном И. А. Износковым, деревня значится как «околодокъ Отымбалъ, Отумбаль при ключе Кунегеръ. Селенiе во многих спискахъ числится под однимъ номеромъ с Китункинымъ. Жители черемисы: 89 мужчин и 109 женщин. Промыслы: пчеловодство (112 ульев) и жжение угля». 
На Плане генерального межевания Казанского уезда, составленном в 1780–1790 годах, все населённые пункты волости Порат, в том числе и Отымбал, расположенные вдоль речки Темяшка (Утенгиш тожъ, а в верхнем течении Воденбашъ), отмечены как «выселки изъ села Паратъ» без указания названий населённых пунктов.

 

 
  

________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
Бакутов В. А. Микротопонимы окрестностей деревни Отымбал Волжского района Республики Марий Эл [Текст] // Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 22-28. — URL  

газета Волжская правда.
http://www.12rus.ru/
родники Марий Эл.

 

 

ВложениеРазмер
Йогыман памаш, Отымбал465.53 КБ
Йогыман памаш, Отымбал316.36 КБ
Йогыман памаш, Отымбал391.29 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.