Горные марийцы

«Кто же такие горные мари? Или правильнее будет – кто же говорит на горномарийском языке?» В энциклопедиях обычно указывается, что горные мари проживают на правом холмистом берегу реки Волги и что у них есть свой родной язык, но в то же время ареал распространения горномарийского языка остается без упоминания.
 Горномарийский язык относится к волжской группе финно-угорских языков, наряду с луговомарийским и русским языками он является государственным языком Республики Марий Эл. На этом языке говорят в Горномарийском, Килемарском и части Юринского района республики. На диалекте, близком к горномарийскому языку говорят также в Шарангском и Тоншаевском районах Нижегородской области.
  

 По переписи населения 2002 года около 18 515 человек идентифицировали себя горными мари ((у луго-восточных мари эта цифра достигла около 56 119 (почему-то в их числе оказались и носители горномарийского языка из Заволжья -это Юринский и Килемарский районы)), по той же переписи лиц, говорящих на горномарийском языке почти в 2 раза больше – около 36 000 человек.
 

                                  на празднике Пеледыш айо в Гономарийском районе                 
 
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Го́рные мари́йцы (горномар. Кырык мары, луговомар. Курык марий) — компактно расселённая этнолингвистическая группа марийцев, проживающая в основном на западе Марий Эл, а также в Нижегородской и Кировской областях России.
 
Группа сформировалась в IX—XVI вв. на территории междуречья Суры и Большой Сундырки (правобережье Волги) и в бассейнах рек Ветлуга, Рутка, Арда и Парат (левобережье Волги) вследствие сужения внутриэтнических хозяйственных связей с основной частью мари, расселившихся в левобережье Волги. 
Горных марийцев объединяет общность происхождения, культуры, языка, социально-экономической истории, менталитета, ярко выражено этническое самосознание. В то же время по совокупности культурных признаков и общности исторической жизни горные марийцы вместе с луговыми и восточными составляют единый марийский народ.

                                                          костюм горной марийки                                                            

По некоторым оценкам численность горных марийцев составляет около 135 тыс. человек из более чем 700 тыс. марийцев (около 20 % от них). По данным Всероссийской переписи населения 2002 как «горные марийцы» (кырык мары) себя идентифицировали 18 515 чел. (в том числе 17 715 — в Марий Эл) из 604 298 марийцев (или 3 % от них), что говорит об устоявшейся традиции (приверженности) называть себя за пределами Горномарийского района единым наименованием народа — «марийцы».

Основные районы расселения горных марийцев в Марий Эл: Горномарийский район (25,6 тыс. марийцев или 87,7 % от общей численности населения района, 2002 г.) с центром в городе Козьмодемьянск, в основном, на правобережье Волги, а также левобережные Юринский и Килемарский район (7,8 тыс. марийцев в обоих) — всего 33,4 тыс. марийцев в 3-х районах (61 %).

Также горные марийцы проживают на северо-востоке Нижегородской области (ок. 8 тыс. марийцев, в основном в Воскресенском районе), на юго-западе Кировской области (в Яранском районе, а также в др. районах, соседствуя с лугово-восточными марийцами).
 
Этноним 
Этноним горные черемисы русского происхождения. По древнерусской традиции, население холмистого правобережья Волги называлось горными людьми.

 
Различия между горными и луговыми мари стали проявляться с IX—XI вв. На формирование горномарийской этнокультурной общности большое влияние оказали чуваши и русские, политические события, связанные с присоединением Марийского края к России.
 


Субгруппы 
В составе этнографической группы различаются небольшие «земляческие», по месту жительства, подгруппы: в правобережье — «шурмары» (сурские), «кушырмары» (кушергские), «шошмары» (еменгашские), «марламары» (еласовские), «суасламары» (живущие в соседстве с чувашами); в левобережье — «лесные» (кожла мары), «ветлужские» (вӹтлӓ мары), «ардинские» (арде мары), «руткинские» (рӹде мары) и др.
 
Письменность 
Первый достоверный текст на кириллице на горномарийском языке относится к 1767 году. Он написан учениками-горными черемисами Казани в стиле хвалебной оды в честь приезда Императрицы Екатерины Второй в Казань. Есть предположения, что в то же время письмотворчеством занимались и ученики марийцы в Нижнем Новгороде.

Тыни мямнамъ моцъ куце ямше эдемгане.
Тынь мямнам тумтушецъ куце тынинъ эргецкане.
Тынь мямнам шицъ кодо шкемя сталан туменена.
Тыделянлин — пуже Юма шулкмъ тлянетъ келесена.
  
 


ГАЗЕТЫ И СМИ

В настоящее время на горномарийском языке выпускаются еженедельно две газетӹ «Жерӓ» (Заря) и «Йӓмдӹ ли!» (Будь готов!), раз в квартал литературный журнал «У сем» (Новый мотив), в октябре 2010 начала функционировать Википедия на горномарийском (http://mrj.wikipedia.org/wiki/), в том же месяце и в тот же год на интернет версию перешел литературный журнал «Цикмӓ» (https://tsikma.wordpress.com/), статьи на горномарийском также можно читать на сайтах Мари Увер (http://mariuver.wordpress.com/) и (http://www.mari-el.name/). Первый текст в интернете на горномарийском языке опубликован в мае 2005 года в Мари Увер. Сейчас горномарийский язык изучается в 24 школах среднего и основного уровня Горномарийского, Килемарского районов и в школе-интернате г. Козьмодемьянска. Конечно же можно было бы изучать и природоведение, ботанику, географию, анатомию, историю, философию, основы религии и иностранные языки посредством горномарийского языка, поскольку это дало бы стимул для его изучения и уважительного отношения к родному языку.
  


Музеи. 
На музеи горномарийская земля довольно богата. Самые известные музеи — Музей изобразительного искусства, этнографический музей под открытым небом, музей горномарийского народа. Все они находятся в Цикмä. Есть литературный музей имени Никона Игнатьева в Салымсола.
 
Известные населенные пункты горных мари: 
Цикмä, Йоласал, Юрино, Микрäк, Äвäсир (Сурский монастырь), Ямангаш, Виловат, Эмäнсола, Пайскырык, Пӹзӹкныр, Арде и Юксäр.  Населенные пункты, оказавшиеся под водой Волги: Изи Шӹндӹр, Коротняк, Отарсола.
 

                                                                    князь Акпарс                                                              
Известные горные мари: 
князь Акпарс, князь Мамич Бердей (является героем луговых мари), основатель Сурского монастыря А. Никитин, писатель Никон Игнатьев (автор первого марийского романа), композитор В. Куприянов, первый президент Марий Эл В. Зотин, первая марийская женщина-профессор Л. Васикова, художник-этнофутурист И. Ефимов и иллюстратор многих марийских учебников, художник З. Лавреньев, поэт-переводчик Г. Матюковский, режиссер Маюк-Егоров, академик К. Сануков, псиатель Н.Ильяков, поэты Н. Егоров, А. Канюков, В. Григорьев-Тотир и И.Лобанов, гармонист А. Яйцов. Среднее поколение: поэты В.Петухов, Ондрин Валька, В.Самойлов и В. Юшкин, прозаик М. Кудряшов, государственный деятель Марий Эл, министр культуры М. Васютин, гуслярша Ф. Эшмякова и поэтесса С. Вассанова. Молодое поколение: режиссер Горномарийского драмтеатра М. Сильвестров, певицы И. Юшкина и И. Кучера.
   


Новости на марийском языке на Нижегородской земле
Есть на Волге Васильград. Официальное название ему Васильсурск. Горные марийцы называют его Шурдӹнг, что значит ”Устье Суры”, т.е. место впадения реки Суры в Волгу. Русские источники сообщают, что город был основан в 1523 году как  восточный форпост. Горные же марийцы утверждают, что на этом месте до русской колонизации был укрепленный пункт горномарийских князей под названием Цепель. Как известно древние горные мари жили по берегам Суры, Волги и Ветлуги. У всех этих гидронимов в горномарийском языке свои названия. В принципе, даже этимология реки Волга, имеет марийские корни. Из многих археологических источников знаем, что Верхнее Поволжье около 800-900 лет назад было заселено предками марийцев. После захватнических походов новгородцев на Восток, марийцы покинули свои территории, но оставили названия мест. Наиболее известными из них являются Волга и озеро Селигер. Волга проишодит из урезанного марийского слова “волгыдо”, что значит “светлый, блестящий”, а в гидрониме “Селигер” прослеживается марийское слово “ер” (озеро). А слово “Йыл, Юл”, которым называют сейчас марийцы Волгу, не марийского, а пермского, а может даже угорского происхождения.  В Русских летописях есть упоминания о народе меря, который ассимилировался с русскими. Но украинский академик Ткаченко утверждает о близком родстве мерянского и марийских языков.
 
О том, что в древности марийцы жили на Суре, можно судить из названия населенного пункта Курмыш, что в Пильнинском районе Нижегородской области. В переводе с марийского “курмыш“, а литературно правильно “курныж” означает “орел”. По фонетическим законам русского языка последняя звонкая согласная оглушается, т.е. вместо марийского “ж” русские стали произносить “ш“. Таким образом, получается, в России есть три населенных пункта, которые носят название орла – Курмыш (Пильнинский район Нижегородской области), областной центр Орел и черноморский курортный город с немецким названием – Адлер.
 
Собравшийся посетить Васильсурск может попасть туда двумя путями – с весны до осени, до закрытия паромного движения на Суре, через Лысую Гору и второй путь – по асфальтированной дороге, ведущей со стороны Марий Эл. В последние годы бывший уездный центр Нижегородской губернии заметно уменьшился, население постарело-порделео, но летом за счет дачников и редких туристов, поселок оживает. Достопримечательности поселка: Шишкин мыс, откуда открывается прекрасный вид на Засурье и Заволжье. Сейчас поселок находится на горе, а старая его часть поселка пострадала из-за оползней, к тому же она находится под угрозой затопления в результате поднятия уровня Волги.
 
Благодаря живописным местам Васильсурск был довольно широко известен и в царское время. Местное население еще знает, что из-за живопсиной и гористой местности, Васильсурск прозвали Малой Швейцарией, куда приезжала отдыхать и богемная элита из Петербурга. Например, здесь одно лето провел поэт-модернист Николай Кузмин. Из известных русских художников эти места посетил И.И.Шишкин, в честь которого самое красивое место поселка и названо “Шишкин мыс”.
 

                                                                  традиции горных мари                                           
В уездном городе было несколько церквей, сейчас же православные прихожане, ходят в церковь в селе Хмелевка. Интересно то, что в данном селе большинство населения составляют чуваши, у которых в советское время была еще своя национальная начальная школа, а сейчас в этом селе живет больше дачников, нежели постоянного населения.
Местная начальная школа давно закрыта, и дети ходят учиться в Васильсурск. В Васильсурске учатся и горномарийские дети после Сурской основной школы, которые продолжают учебу в средней школе. Местная средняя школа, построенная в функциональном стиле 50-х годов, довольно обшарпана, но рассказывают, что в ней есть современный компьютерный класс с большим настенным экраном, что позволяет использовать самые передовые методы обучения.
 
А так, Васильсурск довольно скучное место. Недалеко от Васильсурска находится местечко Супротивный Ключ, где в старину горные марийцы молились своим богам. И сейчас это место местные жители считают сакральным, где присутствует много магии и мистики. Для марийского туриста приятно, что в Васильсурске показывает Марийское телевидение из Йошкар-Олы, чего еще не было лет 5 назад. 
Я например, с удовольствием посмотрел новости на лугомарийском языке. Таким образом, жители соседних регионов могут больше получить информации о Марий Эл. Нужно отметить, что передача была сделана на хорошем уровне.
 


Строили-строили и не достроили
Есть хорошее изречение в русском языке, которое ругает плохие дороги. Какие же дороги они в Горномари? На земле горных мари, по средним российским меркам, можно сказать, дороги даже довольно хорошие, но в то же время удивляет одно – в большинстве случаев они проходят мимо околицы сельских населенных пунктов. Не видел ни одной дороги, которая отходила бы от шоссе в сторону какой-либо деревни. И получается вроде бы как хотели лучше, но получается как всегда – народ-то в конечном счете все равно страдает и испытывает тягости разбитых дорог. Особенно в непогоду. Казалось бы, до асфальта всего лишь какая-то пара сотен метров, но попробуй проехать эти метры на машине по колдобинам и лужам? А что если нужно вызвать скорую помощь или пожарную машину?
 
Но если шоссейная дорога проходит по населенному пункту, тогда последний выглядит довольно уютным и красивым, особенно дома с красивыми наличниками, ухоженными садами, огородами и палисадниками с разными цветами, если конечно возле них не загромождена сельскохозяйственная техника, несколько лет ожидавшая отправки на металлолом. Видя неработающую технику, годами, а порой даже десятилетиями, стоящую перед домами всегда задаюсь вопросом: “Почему эта техника стоит тут и уродует красивый вид того или иного дома? Не пора ли сдать этот ржавеющий металл на лом?”

К сожалению, в Горномари есть и такие дороги, которые относятся к долгострою. Одна из них ведет из Васильсурска в деревню Новая Слобода, которую строили-строили, так и не достроили. Между двумя населенными пунктами шесть километров, и дорога проложена твердым покрытием процентов на 40%, как раз до границы Марий Эл, потом она обрывается и дальше начинаются дороги, хорошо знакомы нашим прадедам. Правда, они тогда ездили на телегах, следили за состоянием дорог и не видели огромных луж, которые редко высыхают и в ясную погоду.

Дорога с твердым покрытием в сторону Новой Слободы из Васильсурска подведена до свалки, которая с каждым годом разрастает. Сейчас, например, она начала наступать и на рядом лежащее поле. Поскольку в поселке не производится даже элементарной первичной переработки мусора, большая часть отходов поселка, вывозится сюда. Здесь мусор начинает разлагаться и после дождей тихими, а может и шумными потоками устремляется в речку Арпынгель, а оттуда в Волгу. Знаем, что Волга загрязнена, она и впредь будет загрязнятся, до тех пор, пока в РФ не будет принята государственная экологическая программа, которая будет решать вопросы переработки мусора не только в городах, но и в поселках и сельских поселениях.

Сейчас идут большие дебаты вокруг подъема уровня Чебоксарской ГЭС, я сам лично думаю, что уровень Волги не нужно поднимать, а необходимо поменять отношения людей к природе. Нужно природу на самом деле беречь, а не только говорить и проводить дорогостоящие кампании. Нужно вкладывать деньги конкретно в развитие инфраструктуры, канализации и свалки. Думаю в России кроме космических и межконтинентальных баллистических ракет нужно заботиться  и об уровне жизни и комфорте своих граждан, живущих не только в Москве и центре Йошкар-Олы, но и где-то на Волге среди полей и лесов в маленьких населенных пунктах.
  

Äвäсир – колыбель горномарийской культуры
Деревня Äвäсир имеет русское название — Новая Слобода, в переводе с горномарийского означает “Материнский берег”. Думаю, марийское название деревни звучит намного красивее, оно не так тривиально.

На месте деревни сначала был мужской монастырь, основанный в 1867 году. Его официальное название было черемисский Михайло-Архангельский мужской монастырь. Идея создания монастыря принадлежала простым православным верующим горным марийцам Никитину и Захарову, которые хотели открыть монастырь, где языком службы в церкви и общения между монахами был бы их родной горномарийский.

Российской Империей тогда правил царь Александр Второй, который сделал много преобразований в обществе и известен своей либеральной национальной политикой. Именно во время его правления было отменено Крепостное право. Для получения разрешения на строительство горномарийского монастыря Никитину пришлось даже два раза посетить Петербург для аудиенции с Императором. Представляю, какой твердой силой воли нужно обладать, чтобы из Горномари попасть в Северную столицы в 1850-е годы. Конечно же, земли горных мари не какой-нибудь глухой регион, а находятся недалеко от главных российских магистралей, но все-таки…

Ходатайство на строительство Горномарийского мужского монастыря на Суре Императором было рассмотрено благосклонно и после чего началось его строительство. Казалось бы, если сам царь дал разрешение на строительство монастыря, то законы должны были бы и выполняться железно. Но не тут-то было, местные чиновники были и духовенство (читай русские) настроены против строительства горномарийского монастыря и всеми правдами и неправдами добились того, чтобы оклеветать и посадить Никитина в тюрьму. Отсидев там 500 дней он не сдался, а продолжил свою деятельность. Итогом его титанической работы стал красивый и гордый Горномарийский Мужской монастырь на Суре, который был построен на средства и пожертвования горномарийского народа. Но, к сожалению, Никитина ожидала судьба Великого Мученика он должен был познать великий обман – монастырь открыли и освятили не как горномарийский, а как русский!!! А Никитин и его горномарийские сподвижники получили самые рядовые чины в монастыре.
 
Думаю, если в Йошкар-Оле открыли памятник Священномученику Леониду, который прослужил в Ежово какой-то год, то такому благородному человеку, как Никитин, построившему целый монастырь и всей душой стоящего за свой народ и родной язык, нужно поставить сто памятников, по памятнику на каждом километре от Михайло-Архангельского монастыря до Йошкар-Олы, дабы некоторые люди знали об истории своего и местного народа. Подобную картину видел, посетив Польшу, где почти за каждой околицей стоит фигура или часовенка какого-либо святого, чаще всего Девы Марии, у горных марийцев же может быть свой Святой Великомученик. И этим должен быть именно Никитин, а не Леонид, которого никто и не знал.

Конечно же, себя я не причисляю к активным верующим, но все-таки пару-три раза в год посещаю православные церкви. И не только православные, и лютеранские и католические, в зависимости в какой стране нахожусь в качестве туриста. Думаю, вопрос о причислении Никитина к лику святых должен решаться в Марийской Епархии, т.к. заметил, что горные марийцы являются довольно прилежными прихожанами. Такие прихожане заслужили у своего Святого!


 
В распространении письменной культуры среди горных мари, большую роль сыграла церковно-приходская школа при монастыре, в которой учились, в основном, горномарийские мальчики. Например, эту школу закончил основоположник горномарийской литературы, автор первого марийского романа Никон Игнатьев (1895-1941), культурный и общественный деятель, создатель первых горномарийских словарей и книгоиздатель Эпин. С установлением Советской власти, обе церкви монастыря – Михайло-Арахангельский собор и Благовещенский собор были разрушены до основания, а в здании церковно-приходской школы открыли Горномарийский Педагогический техникум.

В 1920-е годы Äвäсир стал кузницей культурных кадров горных мари, выпускники которых проделали огромный труд в деле развития горномарийской культуры, языка и литературы. Директором техникума был просветитель народа, книгоиздатель и переводчик Григорьев-Эмäш, который был репрессирован в конце 1930-х годов. К сожалению, участь директора постигла и многих выпускников этого техникума. Если бы выпускники техникума остались в живых и продолжили свою творческую работу во имя процветания Родины и родного народа, какой бы была сейчас горномарийская культура и литература? Техникум из Äвäсир еще в конце двадцатых годов прошлого столетия был переведен в Козьмодемьянск (Цикмä) и просуществовал до 1950-х годов.

В настоящее время в здании бывшей церковно-приходской школы и бывшего техникума функционирует Сурская основная школа, сохранившая свою первоначальную архитектуру.  К сожалению, число учеников год от года сокращается, но как сказали учителя, в этом годы в первый класс поступит даже 6 первоклашек. В школе преподают горномарийский язык и литературу как предмет.
 

                                           горные мари в праздничной одежде                                                          
В деревне, оказывается, есть даже своя библиотека. Правда, читатель никогда ее не найдет, потому что она существует только на бумаге для отчетности. На вопрос: ”Где же фонды этой библиотеки?”, ответившие сказали, что этот вопрос лучше задать чиновникам из района. Получается какой-то библиотекарь в течение уже больше десятка лет получает зарплату за то, что в деревне Äвäсир на бумаге существует библиотека. Захочет ли каждый получать зарплату за не сделанную работу? Риторический вопрос, связанный с нравственностью человека. В принципе, вопрос даже не в зарплате, а в том, что до народа не доходят книги. Не президент ли России господин Медведев этим летом объявил борьбу всякой коррупции и подобным негативным явлениям в обществе?

Несколько лет назад в Äвäсир заново открыли монастырь, но, к сожалению, при этом пошли по-старому пути – отобрали у населения культурный очаг и переоборудовали его в церковь, вокруг которой строятся другие здания. Подобная картина нам хорошо знакома с 1920-30-х годов. Но тогда все было наоборот, церкви превращали в клубы, конюшни, склады, пивоварни и другие заведения. Но в данном случае хорошо то, что монастырь распространяет свою литературу на горномарийском языке. Например, брошюрку “Мироносецӹн шамакшы”, издаваемую Марийской Епархией в монастыре можно купить за десять рублей, а проголодавшемуся доброму туристу могут даже предложить обед.
 
В деревне со времен старого монастыря сохранилось несколько зданий: красивое здание школы, деревянное здание почты, каменное здание пекарни и двухэтажное деревянное здание с красивой архитектурой, которое требует немедленного ремонта, после чего могло быть служить гостиницей или домом для приезжих. Пара зданий находятся в частных руках, в которых работают магазины. Нужно отметить, что их ассортимент довольно приличный, несмотря на плохую дорогу, жители деревни могут купить почти те же продукты, что и жители Йошкар-Олы, т.к. в деревне два магазина, значит, есть конкуренция, и владельцы магазинов заинтересованы в разнообразии ассортимента товаров. Не зря в народе говорят, что горные марийцы хорошие торговые люди.

В настоящее время в Марий Эл разрабатывается государственная программа по развитию туризма и думаю, что Äвäсир является одним из интереснейших объектов Республики Марий Эл и Поволжья, где присутствует дух истории и культуры. Вокруг деревни красивые живописные места с великолепными видами на Суру и Засурье от Нижегородской области до Чувашии. Äвäсир могут посетить туристы, не требующие комфорта, но на месте их будет ожидать много приятного.
 


ИСТОРИЯ ГОРНЫХ МАРИЙЦЕВ
Земли, населенные мари стали колонизироваться в IX-XI веках. (Ф. Егоров, стр. 22).Территории, заселенные мари находились в Верховье реки Волги (нынешние Московская, Ярославская, Костромская, Вологодская, Нижегородская области) и в процессе экспансии русских, предкам нынешних марийцев приходилось отходить все больше на восток, вытесняя из этих территорий предков нынешних удмуртов. (Ф. Егоров, стр. 7, стр. 27). В 1221 году Московия расширила границы Владимиро -Суздальского княжества до Нижнего Новгорода. Большинство предков горных мари в те далекие времена жили в непосредственной близости от этого города. Какова была территория, заселенная ими, останется во мраке, и реконструкция порождает только гипотезы.

По существу, в историографии почти нет сведений о том в каких отношениях меж собой в те века были горные мари и эрзя, хотя они были народами соседями – горные мари жили севернее и эрзяне –южнее. Горные мари держали рубежи на Волге. Нижний Новгород на горномарийском языке называется «Угарман», на эрзянском «Орбанош». Конечно же, являясь народами-соседями, между горными мари и эрзей могли быть и конфликты. О них упоминает марийский фольклорист В. А. Акцорин в своей работе «Меря в преданиях мари и эрзя»  
 Возможно эти конфликты имели более яркий характер на приграничных территориях. Примером может послужить село Курмыш на реке Суре, что в Нижегородской области. Его «своим» считают как горные мари, так и эрзяне. (К. Юадаров, «На земле горных мари, стр. 9). Вероятно Курмыш является древнегорномарийским городом-крепостью. Данную гипотезу подтверждает сама этимология села. В современном горномарийском языке имеется слово «курныж» (диалектный вариант «курмыж»), что в переводе на русский означает «коршун» (в горномарийском и «орел»). В эрзянском языке у данного топонима нет никакого значения. Интересным также является статья, появившаяся в журнале «Марийский мир» ( 2010, N.1, стр. 43) где выносится версия марийского происхождения Патриарха Никона (7 май 1605 — 27 августа 1681). 
До сих пор отмечалось эрзянское происхождение Никона, но его главный оппонент эрзянин Нижегородской губернии протопоп Авакуум (1621-1682) в одном из писем называет его черемисином. И это вполне возможно, учитывая, что Никон родился в одном из сел недалеко от Лыскова. Земли вокруг этого города в старину были заселены горными мари. В отношении заселения предками мари территорий, близких к Нижнему Новгороду говорит и тот факт, что еще в 1950-е годы в с. Кадницы, что в 50 км нижнее по Волге от Нижнего Новгорода, приходили марийцы в своих белых одеждах молиться своим богам. Но самым популярным местом поклонения богам среди горных мари в советское время было место у родника Супротвный ключ недалеко от поселка Васильсурск, по данным русской историографии основанного в 1523 году. До этого недалеко была резиденция горномарийских князей. (К. Н. Сануков, «Горные черемисы» переходят на сторону Москвы, стр. 35). В последние годы это место начало привлекать горных мари и приезжают они туда в основном как туристы.

По данным австрийского историка Герберштейна, написавшего солидную историю Московского государства XV века узнаем, что часть горных мари (горные черемисы) были покорены к 1487 году. (Сигизмунд Герберштейн Записки о Московии  
Вероятно это те, которые были ближе к Нижнему Новгороду. После порабощения часть мужского населения была взята на военную службу к царю Василию III, но они плохо служили ему и часто предавали его, поэтому он обозлился на них и часть горномарийского населения депортировали на южные рубежи Московии (нынешняя Курская область), на границу с Литвой. Это происходило в первой половине 16 века, когда была разрушена крепость Цепель . В Курской области до сих пор есть районный центр Черемисиново. Но и там предки горных мари не были верны Московскому государю и недовольны подчинением Московии и по сведениям украинского историкӓакадемика Ярослава Дашкевича часть их бежала из Московии на Украину в Волынь. (Смотри: http://mrj.wikipedia.org/ Статья «Украин черемисвлӓ» На Украине до сих пор сохранилась топонимика, связанная с черемисами , там она носит название «чемерис», а элементы марийского орнамента сохранились в одежде украинцев Подолии. В начале XVII-го в на Украине уже было около 10 000 беженцев-горных мари. Эта цифра для того времени довольно значительная, если взять во внимание все население Московии того времени. Данные о количестве населения трудно найти, но по проведенной в 1722 году переписи в Российской Империи проживало ок. 5 000 000 человек, но тогда и территория империи значительно увеличилась за счет колонизации новых территорий. (Википедия: Переписи населения в России, Подворные переписи XVII века, Ревизии при Петре I). Причиной побега горных мари их из родных мест были масштабные военные операции Московии против Казани, но кроме этого наверное была и насильственная депортация местного порабощенного народа, потому что нужно было успокоить приграничные районы , заселив эти районы русскими. Это можно проследить из истории населенных пунктов Нижегородской области. Например вышеупомянутое село Кадницы в русских архивах первый раз упоминается с 1365 года уже как русский населенный пункт. (Википедия: Кадницы).

Из-под Нижнего Новгорода предки горных мари переместились и на нынешнюю территорию Горномарийского района. По мнению фольклориста Акцорина среди горных мари есть разные локальные этнонимы, показывающие их происхождение, например группа «шошмар» перебралась в верховье речки Сумки в 1600-е годы из-под г. Лысково, что примерно в 50 км от р. Суры вверх по Волге. Группа «шурмар» — засурские мари, перебралась в район нынешней деревни Шурмар (недалеко от церковного села Пайгусово) из-под Курмыша. (Датой основания Курмыша в русской историографии считается 1372 год). 
Многие горные мари в те времена перебрались и за Волгу, их потомки называют себя «кожла мары» и «вӹтлӓ мары» (лесные мари и ветлужские мари). Краевед-исследователь Клим Юадаров утверждает, что в XVI-XVII вв. территория, заселенная горными мари простиралась от Оки до Свияги. (К. Юадаров К. Г. «На земле горных мари, стр. 14-16). Живя по соседству с чувашами многие горные мари ассимилировались с ними. Сохранились сведения о православных черемисах чувашских деревень, датированные 1820-ми годами. Позже их считали уже чувашами.
 
Письменная культура и литература горных мари

В древности марийцы пользовались письменностью тиште. Как у горных так и луговых марийцев есть свои слова -эквиваленты глаголу «писать» и «читать», по -горномарийски это «сирӓш» и «лыдаш», по -лугомарийски «возаш» и «лудаш» -это доказывает, что они пользовались письменностью и в древние времена. (Советская пропаганда долгое время навязывала идею о том, что только Советская власть принесла грамоту мари.) Но в какое время они перестали пользоватся своей письменностью, вопрос остается открытым.

В настоящее время горномарийский язык использует кириллическую графику. Самый старый текст, написанный кириллическими буквами и сохранившийся до нас на горномарийском языке относится к 1767 году. На горномарийском языке есть также тексты на латинице, но их количество незначительно.

Тынь мямнямъ моцъ куце ямше эдемкане.

Тынь мямнямъ тумтушецъ куце тынинъ эргецкане.

Тынь мямням шицъ кодо шкемя сталан туменена.

Тыделянлинъ пуже Юма шулкмъ тлянетъ келесена.

(Юадаров К. Г. Горномарийский язык. стр. 19, Йошкар-Ола, 1997).
 
Горномарийская литература считается младописьменной литературой, она пустила ростки в начале 19-го века и как литература стала развиваться в начале 20 века. В 19 веке основу для горномарийской письменности положили церковные тексты, переведенные с русского языка. Первая печатная книга с учениями о христианстве на горномарийском языке выпущена в 1804 году, но к сожалению она не сохранилась до наших дней. ( Кутасова В. Е. Книги на горномарийском наречии, изданные до 1917 года, стр. 103). Сохранившейся книгой является Евангелие от Иоанна, выпущенное в 1821 г. в Санкт Петербурге. (Переводчик – горномарийский священник Альбинский Андрей Данилович, род. 1790 – год смерти неизвестен). Он же в 1830 году написал и в 1837 году выпустил Горномарийскую грамматику. Кроме этого для обучения горных мари были выпущены несколько букварей, среди них самым известным является «Букварь Кедрова» (1867). Иоанн Кедров (род. 1844- год смерти неизвестн) был дьяконом Чермышевского приходского училища Козьмодемьянского уезда.

В 19 веке из среды горных мари стали появляться представители, получившие образование и проявляющие интерес к истории и культуре своего народа. Это — И. В. Моляров, И. Жданов (1843-1900) и В.Л. Лукьянов (1860-1940), начавшие писать этнографические зарисовки и художественные произведения на русском языке. Моляров публиковал свои работы в нижегородских газетах, Жданов написал поэму «Черемисы» об Акпарсе, Лукьянов – «Детские воспоминания черемисина» и «Предание об Акпарсе». (Лукьянов В. Л. Предание об Акпарсе, стр. 124-130).
 
Большой импульс для рвзвития горномарийской литературы дала Октябрьская революция 1917 года. Вдохновленных идеей построения нового мира нашлось достаточно и среди творческих горных мари, которые взялись за развите литературы на родном языке. Среди них самым талантливым оказался Никон Игнатьев (1895-1941), начавший свою литературную деятельность как поэт. Первое свое стихотворение он написал в 1918 году и оно называется «Кырык марынлан» (Горномарийцу). В 1920 году в зданиях бывшего Сурского горномарийского монастыря был открыт Горномарийский Педагогический техникум, ставший кузницей подготовки специалистов по горномарийскому языку. В нем или работали или учились большинство известных и влиятельных деятелей горномарийской культуры 1920-30- х годов — первый автор марийского романа «Вурс мардеж» (Стальной ветер), вышедшего в 1932 г. Никон Игнатьев, поэт, переводчик и автор горномарийских учебников П. Г. Григорьев-Эмяш, переводчик П. П. Ромашкин (переводчик стихотворения «Миллион» Даниила Хармса, смотри: https://tsikma.wordpress.com/2010/12/) и другие. 
К сожалению их ожидала трагическая судьба, все они стали жертвой сталинских репрессий конца 1930-х годов , они были либо расстреляны как Григорьев-Эмяш или же умерли в тюрьме как Н. Игнатьев. В период с начала 1950-х годов до конца 1980-х годов горномарийская культура и язык находились в забвении – достижения 1930-х годов – обучение горномарийскому языку в средних специальных учебных и изучение в Марийском Педагогическом институте были прекращены после языковой конференции 1953 года, на котором было принято решение готовить специалистов-филологов только луговомарийского литературнгого варианта. 
Несмторя на это, и после этого изредка издавались учебники на горномарийском языке и публиковалась художественная литература в виде альманахов и антологий. Самым интересным современным прозаиком-романистом является Виталий Петухов (р.1954), который в основном пишет исторические романы, но у него есть и детективый роман «Корны мыч арава кен» (Катилась машина по дороге) и фэнтези «Жил да был…» на основе сюжетов разных финно -угорских сказок. В данном докладе не буду акцентировать внимание на современной литературе, создаваемой на горномарийском языке, об этом расскажет подробнее Юлия Куприна.

И в конце доклада хочется довести до слушателей те моменты, имевшие (или же имеющие) место в истории носителей горномарийского языка, которые повлекли за собой большие потери или оказали негативное морально-психологическое воздействие на них.

1. Войны против колонизаторов и уход со своих территорий на восток в IX-XIV веках в Верховье Волги,

2. XIII-XV века постоянные побеги армии Золотой Орды, затем Казанского ханства на марийские территории. Борьба против Московии.

3. Конец XV века, подчинение предков горных мари Москвой. 
До падения Казани (1552 г.) земли, заселенные горными мари были объектом разорения и мародерства как со стороны русских, так и татарских воинов. «XV и первой половине XVI вв. Москва ведет с Казанью упорную борьбу за господство на Волге и за обладание великим торговым путем на Восток. 
Походы Москвы были часты и сопровождались опустошением края. Естественно, что хуже всего приходилось от них «инородцам»: марий, чувашам и мордве. Особенно тяжело ложились эти набеги русских князей и царей на горных (правобережных) марий и чуваш, через землю которых пролегал путь русских на Казань. Иногда эти набеги предпринимались исключительно или с целью грабежа, или для «примучения» этих народностей, которые не без основания видели в лице Москвы своего злейшего врага… . В 1468 году Московские князья напали на марийскую землю и подвергли ее сильнейшему опустошению. Много было перебито марий, некоторые сгорели в запаленных русскими селениях. Не мало марийского народа было взято в плен, если не все можно было захватить с собой, то это уничтожалось, скот избивался». (Егоров Ф. Материал по истории народа мари, стр. 34). Изнуренные и отчаявшиеся князья горных мари, отправили послов в Москву с прошением взять горных мари под покровительство Москвы. Многие считают, что во главе этой делегации был известный князь Акпарс. В 1523 году недалеко от разоренной русскими воинами резиденции горномарийских князей царь Василий III поставил крепость Васильсурск. Как проходила битва за это место в истории сведений, но вряд ли горные мари сказали колонизаторам: «Вот вам наша крепость, приходите и делайте с ней что хотите!» Массовые депортаци населения на южные рубежи Московии на границу с Литвой . Побег в Заволжье.
 
4. Черемиские войны. Начало Первой Черемисской войны датируется 20 декабря 1552 года, завершение – маем 1557 годӓ “… Всего в XVI в. было три Черемисских войны. Вторая Черемисская война вспыхнула весной 1572 года. Третья Черемисская война шла в 80-е годы XVI в. Для примирения местного населения в 1583 году на берегу Волги на месте горномарийского поселения русские основали Козьмодемьянск, а в назидание упрямому местному населению, дабы оно особо не выступало против поработителей, устроили публичную массовую казнь горномарийских воинов. Позже марийцев выселили за 10 верст от Козьмодемьянкса (Цикмӓ ) и Волги. (А. Г. Иванов, Расселение горных марийцев во второй половине XVI-XVIII веков, стр. 19 «Акпарс», Й-Ола, 2007). Поэтому до сих пор еще почти все русские деревни Горномарийского района находятся недалеко от Волги. А границу, поближе к городу горные мари стали называть «цик» (рус. «черта, граница»), что впоследствии дало этимологию города на горномарийском языке – Цик-хала, Цикмӓ.

5. Христианизация мари.  Известный историк марийского народа профессор Ксенофонт Сануков отмечает, что во время христианизации марийский народ понес очень большие потери, и это касается всего марийского народа. Например, истории известны методы русской православной церкви, использованные при христианизации ветлужских мари, когда не желающих принимать православную веру целыми деревнями сгоняли к Ветлуге, там строили большие плоты с виселицами, на глазах одних марийцев проводили экзекюцию других, потом спрашивали, готов ли тот стать рабом божим Православной церкви и если последовал отрицательный ответ, этого человека вешали. И по мере заполнения этих виселиц, их отталкивали от берега и те по течению реки плыли вниз по Ветлуге, а оттуда дальше по Волге. Эффективный метод. Но и ужасный.
 
6. Неспокойная обстановка в Поволжье продолжалась и в 17 веке. Горные мари были недовольны своим положением покоренного народа, это доказывает тот факт, что они принимали очень активное участие в восстании Степана Разина, были свои атаманы, наиболее известные из них были горные мари Миронко Федоров Мумарин, Шабанко, Индейко и Акпарус. (Егоров Ф. Материал по истории народа мари. стр. 76). Но этой активности не было проявлено во время Пугачева. Хотя Емельян Пугачев был в Козьмодемьянске, горные мари к нему не присоединились.7. После захвата Казани, Русский царь издал указ, по которому подданным Московии марийцам запрещалось заниматься торговлей. В 1633 году в этот закон была внесена поправка, по которому разрешалось заниматься торговлей марийцам, живущим в городе Гороховец Владимирской губернии. (Егоров Ф. Материал по истории народа мари, стр. 40). Закон о запрете обработки металла и производства металлических изделий среди нерусских народов Поволжья в 17 в. Этим народам также запрещалось заниматься торговлей. Товары для марийцев продавали только русские купцы и конечно же, сдирали с них втридорога. Какие негативные следы все это оставило на ментальности марийского народа? (Егоров Ф. Материал по истории народа мари, стр. 38).
 
7. Период 18-20 вв. на территории горных мари заметно относительное спокойствие. Но совместно с чувашами они выступили против русских чиновников в 1842 году. Этот местный бунт носит название «Ӓкрӓм вырсы» — Война при Акраме.

8. Начало 1920-х годов, голод на Волге, вызвал высокую смертность среди населения. Помощь поступила из Америки, но власти не особо были заинтересованы в помощи бедствующего населения. Сталинские репресси 1930-х годов. Уничтожение зачиточного крестьянства и интеллигенции.

9. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Только из Горномарийского района ушло на фронт более 16 000 солдат. Вернулись около 9 000.

10. Экологическая катастрофа 1980 года, связанная с пуском в эксплуатацию Чебоксарской ГЭС. В связи с поднятием уровня Волги горные, лесные и ветлужские мари потеряли около 30 % земель, около 8000 человек были эвакуированы с исторических мест, многие населенные пункты остались под водой. Теперь же над горными мари висит новая угроза – Премьер-министр РФ Владимир Путин летом 2010 года подписал указ о дальнейшем подъеме уровня Волги. В результате чего в Марий Эл эвакуации подлежат ок. 12 000 человек. Выступившая против поднятия уровня воды Волги в акватории Чебоксарской ГЭС финская организация «Кийла», объединяющая в своих рядах творческую и литературную молодежь, назвала это явление «новым видом геноцида против горных мари».  
 
И в конце небольшой вывод: к великому сожалению история сложилась так и геополитическое распололжение горных мари привело к тому, что в настоящее время над горномарийским языком нависла большая угроза исчезновения. Как сделать так, чтобы он не исчез? Есть поговоркӓ спасение утопающего, дело самих рук утопающего. Но всегда ли так? Наример, возьмем случай с поднятием уровня воды Волги, который в контексте горных мари можно сравнить с великими катастрофами и великими потерями носителей языка, историко -культурных ландшафтов, массовой эвакуацией населения. Выше в своем докладе отметил, что из-за поднятия уровня Волги в связи с пуском в эксплуатацию Чебоксарской ГЭС, горные мари потеряли около 30 % территорий и 8 000 были эвакуированы.

 

ТОНШАЕВСКИЙ РАЙОН - ТОНШАЕВСКИЕ МАРИЙЦЫ

Тонша́евский район — муниципальное образование и территориальная единица с административным центром в посёлке Тоншаеве, входящая в состав Нижегородской области (НГО) России.

Это самый северный и удалённый от областного центра район: от Нижнего Новгорода до Тоншаева около трёхсот километров.
Территория Тоншаевского района граничит с запада с Шахунским районом, с севера, востока и юга с районами Кировской области: Шабалинским, Свечинским, Котельничским, Тужинским и Кикнурским.

Географически входит в Поветлужье, хотя река Пижма - ведет отсюда в Кировскую обл. и впадает в Вятку.

Район является местом компактного проживания западных мари.

ссылки по теме:

СТАТЬЯ ПРО БЛИЗОСТЬ НАРОДОВ МАРИ И МЕРЯ - ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО НИЖЕГОРОДСКИХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ПОВЕТЛУЖЬЕ И ВЕТЛУЖСКИХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ ПОВЕТЛУЖЬЯ - ТУТ!

ДРЕВНЕЕ МАРИЙСКОЕ ГОРОДИЩЕ ЦЕПЕЛЬ - ТУТ!

МАРИЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ НА РЕКЕ ЮРОНГА - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ МЕСТА ОКОЛО ВАСИЛЬСУРСКА - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ ТОНШАЕВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ШАРАНГСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

СВЕТЛОЯР - СВЯЩЕННОЕ ОЗЕРО В КРАЮ ДРЕВНИХ МАРИ!

река Ветлуга - граница между меря и марийскими племенами      

Тоншаевский район Нижегородской области

Площадь района — 235 310 гектар.

Главными факторами, определяющими климат Тоншаевского района, является, прежде всего, его северная географическая широта 57° 31' — 58° 2' и восточная долгота 46° 45' — 47° 45'. Так как район расположен в северной заволжской части области, то его климат сильно отличается от климата её южной части. Район относится к зоне избыточного увлажнения.
Средняя температура самого холодного месяца — января: −13,3 °C, самого тёплого — июля: +17,8 °C. В зависимости от влияния циклонов преобладает ветер юго-западного направления.

Административное деление
На территории района находится 3 посёлка городского типа и 93 сельских населённых пунктов, в том числе 3 без населения. В административный состав района входит 3 городских поселения и 6 сельских поселений:
городское поселение рабочий посёлок Пижма,
городское поселение рабочий поселок Тоншаево,
городское поселение рабочий поселок Шайгино,

                                           священная роща в Тоншаевском районе НГО                            священные рощи Тоншаевского района

СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ
Марийские священные рощи, являющиеся хорошо сохранившимися до нашего времени марийскими природными святилищами:

Дупляковская, площадь 0,5 гектар;
Енаевская — 0,3 гектар;
Кубербская — 0,4 гектар;
Маяковская — 1,1 гектар;
Одошнурская — 0,5 гектар;
Пеньковская Первая — 0,8 гектар;
Пеньковская Вторая — 0,6 гектар;
Селковская — 0,2 гектар;
Шимбуйская — 1,5 гектар;
Грозная — 0,4 гектар;
Ромачинская — 0,5 гектар (наиболее почитаемая священная роща);
Марийские священные деревья:
священная липа Горинцевская — священное дерево-целитель;
священная липа Маяковская;
священная липа Ромачинская — священное дерево-целитель;
священная липа Большеашкатская — священное дерево-целитель.
В излучине реки Пижма в 50 километрах от посёлка Тоншаево расположена дубовая роща и залежи мореного дуба.

                                                                тоншаевские мари                                         Тоншаевский район Нижегородской области

НАРОД ОВДЫ
Отголоски родовой мифологии мари и удмуртов в семантическом пространстве природно-культового комплекса часовни Василия Великого в с Б. Одошнур (по материалам экспедиционных записей по марийскому северу Нижегородской области 2000-х гг.)
Автор: Дмитрий Юрьевич Доронин
Традиционная культура нижегородских марийцев стала объектом систематических исследований нижегородских этнологов не так давно: так, автор статьи входил в состав экспедиций «Марийской программы» (1990-93гг.) Культурно-экологического объединения «Китаврас» (д.ф.н. Н.В. Морохин) и Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева (к.ф.н. В.А. Акцорин)

НАРОД ОВДЫ
1. «Народ овды»: одошнурцы в составе группы нижегородских мари
Нижегородские марийцы относятся к этнической группе северо-западных мари, по языку и традиционной культуре отличной от горных и луговых мари Марий Эл. Этногенез группы шёл с участием мери и др. финно-угорских племён, обитавших в Нижегородском Заволжье до прихода сюда марийцев 2;3.
Сама группа не является однородной: даже на территории одного Тоншаевского р-на, по словам самих же марийцев, марийцы различны. В наиболее старых селениях, своего рода «центрах древней культуры» тоншаевских мари (Куверба, Одошнур, Ашкаты, Ошары и пр.), диалект, верования, брачно-родственные связи между деревнями, даже фенотип жителей отличаются, что объясняется разными путями миграций различных родовых групп мари в заселении края 3.
В ряде случаев такие обособленные группы могут иметь самоназвания, как, например, мари Большого и Малого Одошнура, это видно из следующего предания: «В Одошнуре – это уже, да, другие, они как эта – татарские марийцы-та. 
Вот «суас-маре» – говорят у нас всё: «Ну, ты, – гврят, – Суас-маре вэла-улыт!» Со стороны Казани, наверное, пришли, если так выходит. Вот и отец рассказывал: «Одошнурские, – говорит, – это татарские марийцы». Таких марийцев больше нет, наверное. Так-то у нас разговор-то с горными марийцами схожий» 4.
Заметим здесь, что этноним «сувас», вообще-то, означает «чуваши», и в ряде случаев некоторых чувашей сопоставляли с удмуртами: «Чуваша арская» – в русских летописях (по названию Арского княжества удмуртов, разгромленного татарами), ветке или ветьке (т.е. удмуртский этноним Вятка) – в мордовском названии чувашей 29. Также известно, что южные и Арские удмурты с древности хорошо владели татарским языком. Отсюда можно предположить, что мари Одошнура – не «татарские марийцы», а, более точно, – потомки некогда более многочисленного древне-удмуртского населения, участвовавшего в формировании Волжской Булгарии и булгаро-чувашского этноса.

                                               колхоз "Ударник"  - из музейного архива                             

                                        женщина-марийка в национальном костюме                                      Тоншаевский район Нижегородской области

Так, даже в наше время жители Одошнура среди тоншаевских мари считаются особенными, «другим народом» – «людьми, потомками овды» 5-9, что выводится также из корня «оды» (в первой части названия села). Кроме слов «овда» и «Одошнур» корень «одэ» обозначает «удмурт» и входит также в состав тоншаевского топонима Оденер – «удмуртская речка» или «речка овд».
М.Г.Атаманов, этнолог и лингвист, исследователь родовой мифологии и миграций удмуртов считает этнотопонимы на «одо» яркими и ценными свидетельствами заселения всей территории к востоку от Ветлуги древнеудмуртскими племенами до начала II тыс. н.э. В местах, маркированных подобными топонимами, т.е. и на территории современного Тоншаевского района, происходили первые контакты и военные столкновения древних мари и удмуртов. 

Тоншаевский район Нижегородской области
Археологические памятники по реке Пижма, у которой находится и Одошнур, относят к культуре удмуртов племенного объединения Калмез. Сюда, к западным рубежам расселения удмуртов (места племенного объединения Ватка), теснимые волнами переселений гуннов и пр. тюркских, угорских и самодийских племён Западной Сибири, удмурты-калмезы приходят к III в. н.э., а затем, спустя столетия и войны с марийцами, вытесняются ими за Вятку 29. 
С тех далёких времён, быть может, и ведут свои начала представления о жителях Одошнура как о странном, чуждом «народе овд».
Овды в фольклоре мари – древний лесной народ, зооантропоморфные существа, по основным сюжетам поверий, быличек и сказок, имеющие много общего с тюркскими албастами и алмысами 10, славянскими лобастами, русалками, русалиями и т.д. 
Овды имеют свою культуру (земляные дома, одежду, быт, обычаи), понятный марийцам язык, магические способности, связаны с хтоническим – в природе (обрывы рек, земля и подземные пространства, лесная чаща) и в своём облике (длинноволосы, волосаты, грудасты, могут быть когтисты, «неправильность» – вывернутые ступни, прозрачная грудь и пр.), взаимодействуют с людьми (брачные связи с людьми, пристрастие кататься на хозяйских лошадях и пр.), но считаются стоящими на более низком уровне культуры – «ир енг», дикими людьми 6.
Близость к овдам одошнурцев в представлениях других мари: лесной народ, во время свадьбы невесту привозят верхом на лошадях, выдают девушек замуж за медведей или бородатых стариков 8.
Исследователи отмечают «совершенно обособленное» от других селений расположение Одошнура (в тайге на Пижме, раньше до Одошнура не было дорог), необычность происхождения, диалекта и обрядов его жителей и считают одошнурских мари потомками другого, немарийского финно-угорского аборигенного народа, в древности живших по соседству с марийцами. На это указывает постоянное мифопоэтическое сопоставление с людьми «чужой» культуры – татарами, чувашами, удмуртами, овдами. Наши исследования последних лет в Одошнуре зафиксировали хорошо сохранившийся многообразный архаичный - обрядовый и фольклорный - материал.

                          марийский ансамбль Цевер Кеце из деревни Ошары                                       Тоншаевский район Нижегородской области

 

 

Статья краеведов про народ мари - тут!

Религиозная символика в орнаменте марийской вышивки - тут!

Общественный быт и обряды марийского народа - тут!

Традиции пчеловодства у марийцев - тут!

Родильные приметы и обряды народа мари - тут!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Предания и легенды о вятских марийцах - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

Статья про географию Марий Эл - тут!

Марийский герой и целитель - Акпатыр - тут!

Статья про Сернурский район Марий Эл - тут!

Туня Кумалтыш - всемарийское моление - 2012 года - тут!

Статья про татарских мари - с. Починок Кучук - тут!

Центр марийского мира - Сернурский край - Ореховка - тут!

Моление в Дубовой роще - тут!

Путешествие и сплавы по марийским рекам - тут!

Марийский князь Мамич-Бердей - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

Предания и легенды про Овду - тут!

История и археология ветлужских марийцев - тут!

Похоронные обряды народа мари - тут!

Пульсодиагностика и аккупунктура в марийской медицине - тут!

Легенда про марийского князя Болтуша - тут!

Статья про марийскую волынку - шувыр - тут!

Марийские легенды про Онаров - великанов - тут!

Марийский национальный костюм - тут!

Пантеон марийских богов, духов и героев - тут!

Марийский эпос Юпу - Дерево  богов - тут!

   

________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
Энциклопедия Республики Марий Эл / отв. ред. Н. И. Сараева.- Йошкар-Ола, 2009.- С.521-522
Статья «Марийцы» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
Достопримечательности Марий Эл
Козьмодемьянский Музейный Комплекс Вконтакте.
История сел и деревень Республики Марий Эл. Горномарийский район. 2006 г.
Балдаев Х. Ф. Экологические, экономические и моральные аспекты влияния затопления Чебоксарского водохранилища. Горные марийцы на рубеже веков. Йошкар-Ола, 2002.
 Васинкин А. А. Проблемы периодизации горномарийской литературы. Материалы докладов и выступлений на республиканских научных конференциях 2002-2003 гг. Йошкар-Ола, 2003.
 Марийский мир. 2010, N.1. Журнал
 Саватеева Г. А. Из истории изучения правобережных говоров горномарийского языка. Материалы докладов и выступлений на республиканских научных конференциях 2002-2003 гг. Йошкар-Ола, 2003.
https://mariuver.com/2008/10/18/komfortno-gornye-mari/
 Салдаев В. В. Этапы становления горномарийской орфографии. Материалы докладов и выступлений на республиканских научных конференциях 2002-2003 гг. Йошкар-Ола, 2003.
 Сануков К. Н. «Горные черемисы» переходят на сторону Москвы, книга «Акпарс», Й-О, 2007).
 Степанов А. Ф. М. С. Кроковский и первый черемисский букварь. Материалы докладов и выступлений на республиканских научных конференциях 2002-2003 гг. Йошкар-Ола, 2003.
 Утятин А. А. Горномарийский язык в материалах языковой конференции 1937 г. и в настоящее время. Горные марийцы на рубеже веков. Йошкар-Ола, 2002.
 Утятин А. А. Северо-западное наречие в системе марийских диалектов, Материалы докладов и выступлений на республиканских научных конференциях 2002-2003 гг. Йошкар-Ола, 2003.
 Утятин А. А. Шӓрӓнг говор. Материалы докладов и выступлений на республиканских научных конференциях 2002-2003 гг. Йошкар-Ола, 2003.
 Юадаров К. Г. «Горномарийский язык», Йошкар-Ола, 1997
 Юадаров К. Г. Из истории автономии горных мари. Горные марийцы на рубеже веков. Йошкар-Ола, 2002.

 

ВложениеРазмер
6393881 (1).jpg313.71 КБ
6393881 (2).jpg153.31 КБ
6393881 (3).jpg286.5 КБ
6393881 (4).jpg110.18 КБ
6393881 (5).jpg67.95 КБ
6393881 (6).jpg173.37 КБ
6393881 (7).jpg83.77 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

ссылки по теме

все статьи про Горномарийский район и про горных мари - 

можно посмотреть нажав ТЭГ - 

ГОРНОМАРИЙСКИЙ РАЙОН

под текстом статьи.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru