Вирьял (чувашские марийцы или марийские чуваши)

 Команда Кочующие - чуваши

 

Вирьял (от чуваш. вир — верховье, запад и чуваш. ял — деревня, сообщество, кстати, и по-марийски: ял - деревня) — этнографическая группа чувашского этноса. Название «вирьял», т. е. верховые, живущие выше по Волге, противопоставляется названию «анатри» (от чуваш. анат — низовье, восток), т. е. низовые, живущие ниже по Волге.

По мнению ряда учёных вирьялы являются потомками очувашенных горных марийцев. Антропологические исследования, проведённые с помощью математического моделирования, утверждают, что горные марийцы и северные чуваши (вирьялы) представлены единым антропологическим типом.

 

 Исторические сведения

В русских летописях вирьял упоминаются наряду с горными марийцами как «черемиса горняя».

 

Го́рные мари́йцы (горномар. Кырык мары, луговомар. Курык марий) — компактно расселённая этнолингвистическая группа марийцев, проживающая в основном в на западе Марий Эл, а также в Нижегородской и Кировской областях России.

 

                                            ЧУВАШСКИЙ  СВАДЕБНЫЙ  ОБРЯД     

 

Расселение и численность

Группа сформировалась в IX-XVI вв. на территории междуречья Суры и Большой Сундырки (правобережье Волги) и в бассейнах рек Ветлуга, Рутка, Арда и Парат (левобережье Волги) вследствие сужения внутриэтнических хозяйственных связей с основной частью мари, расселившихся в левобережье Волги. Горных марийцев объединяет общность происхождения, культуры, языка, социально-экономической истории, менталитета, ярко выражено этническое самосознание. В то же время по совокупности культурных признаков и общности исторической жизни горные марийцы вместе с луговыми и восточными составляют единый марийский народ.

 

Традиционный костюм

По мнению исследователей (Н. И. Гаген-Tорн и др.), покрой женской рубахи у чувашей-вирьял и горных марийцев, как и весь комплекс женской одежды, почти одинаков.

Технология изготовления лаптей у вирьял и у горных марийцев совпадала, отличаясь от технологии, используемой анатри и анат-енчи. Вирьялы носили длинные портянки и онучи. Ноги закутывали толсто, как и финно-угорские соседи. У вирьял портянки были из чёрного сукна, анат енчи - из чёрного и белого, анатри - только из белого.

 

 

Диалект

Для диалекта вирьял характерно оканье (окса вместо литературного укçа (деньги), орпа вместо литературного урпа (ячмень)).

В диалекте вирьял аффикс множественного числа -сем имеет парный аффикс -сам (например, лашасам вместо литературного лашасем). Существует мнение, что в диалекте вирьял лучше сохранились древние элементы чувашского языка, чем в диалекте анатри, на основе которого был образован чувашский литературный язык.

В отличие от этнографических групп ряда соседних народов (например, марийцев и мордвы) для которых характерны более чем значительные различия в языке, у чувашей диалекты и вообще все специфические групповые культурные признаки сложились сравнительно поздно, что свидетельствует о том, что предки чувашей в домонгольский период в основном уже сложились в единую болгарскую народность, и она переживала этноконсолидационные процессы. Tогда же на базе консолидации отдельных племенных диалектов окончательно сложились все основные характерные черты единого болгарского языка, ставшего впоследствии основой чувашского.

 

 

 Топонимика

На территории проживания вирьял местами сохранилась марийская топонимика.

 

Тури

Вирьял также называют тури (от чуваш. ту — гора, горный). История возникновения названия «тури» связана с тем, что в домонгольский период сложились два основных этнотерриториальных массива чувашей, но тогда они выделялись не по течению Волги, а по расселению на её левом и правом берегах, т.е. на «горных» (тури) и на «степных» (хирти), или «камских», В ходе академической экспедиции XVIII в. П. С. Паллас выделил именно две группы чувашей: верховую по Волге и хирти (степную, или камскую)[6].

 

Известные чуваши-вирьял

Юрий Петрович Вирьял (Петров). Поэт. Заслуженный работник культуры Чувашской Республики (1993). Род. 1936 г. в Красноармейском р-не ЧАССР. Умер в 1993 г. в Чебоксарах.

 

Праски Витти (Петров Виталий Петрович). Художник-монументалист, график, заслуженный художник РФ, народный художник Чувашской Республики, лауреат Государственной премии Чувашской Республики им. П. Егорова, лауреат Международного творческого центра искусства эмали (г. Кечкемет, Венгрия), член-корреспондент Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики, член Союза художников СССР. Род. в 1936 г. в дер. Алгазино Вурнарского р-на Чувашской Республики, живёт и работает в Чебоксарах.

Из среды вирьял еще в XVIII в. вышел ученый и просветитель Е. И. Рожанский, в начале XIX в. – историк, этнограф и писатель С. М. Михайлов-Яндуш, первый профессор из чуваш Н. В. Никольский.

 

 

 

 

Одевание женского костюма верховой группы (вирьял, тури). На груди - украшение из четырехугольных кожаных пластин с монетами - сурпан çакки/шýлкеме или йĕкĕрлĕ шýлкеме.

 

 

 

 

 

 

 

Ама - основное женское украшение верховых чувашей (вирьял, тури). 19 в.

Тяжелая нагрудная подвеска с серебрянными монетами 1 руб, 50 коп. Нашивается на полосы (кожаные или матерчатые), соединенные внизу какой-либо перемычкой.

Поверх ама спускается ажурная цепочка чепчушка. Фото: Г.С. Самсонова.

 

 

 

 

 

Мать с тремя детьми. Девочка слева - в народном костюме, подобном женскому, с минимальным количеством орнамента и украшений. Чуваши Казанской губ., Ядринского уезда. 1915.

 

 

 

 

 

Девушка верховой группы (вирьял, тури) в богато орнаментированной рубахе 19 в., с обрядовым платком в руках. Экспонаты: ЧНМ, Чебоксары. Фото: Г.С. Самсонова.

 

 

 

 

ПОВОЛЖСКАЯ  БУЛГАРИЯ  (БОЛГАРИЯ)   - ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВАШСКОГО ЭТНОСА – КОНТАКТЫ С НАРОДОМ МАРИ

В Х—ХI вв. в Волжской Болгарии сложились предпосылки для зарождения и развития характерных свойств народности, которые привели к формированию в ХI — начале ХIII в. единой болгарской народности. 06 этом свидетельствуют, в частности, русские источники, в которых в ХII — начале ХIII в. население Болгарии именуется одним собирательным именем — «болгары». Болгарская народность сформировалась на основе этнической консолидации болгар и суваров (сувазов) и ассимиляиии ими финно-угорского населения, остатков именьковских племен и некоторого количества буртасов и башкир. Арабская форма этнонима «су-ваз» уже тогда произносилась, как полагают ученые, в виде «сювазь». Это слово впоследствии трансформировалось в "чаваш», По мнению В. Димитриева и ряда других ученых, правомерно называть эту народность болгаро-чувашами.

По-видимому, луговые марийцы, называвшие в прошлом болгаро-чувашей «суасами», этот термин перенесли затем на сменивших их в Приказанье и Заказанье татар. И сегодня марийцы чувашей называют "суасла мари" (дословно «человек на сувазский лад», т.е. «человек на татарский лад»). Примечательно, что луговые марийцы в пограничных с татарами районах называют последних «суаз». Луговые же марийцы, живущие по левобережью Волги, своих соседей чувашей с правого берега называют куркмари — «горный человек».

H. И. Ашмарин отмечал, что слово чаваш в старину произносилось чувашами несколько иначе, чем теперь, а именно в одной из следующих форм: суас, савас; в этом же более древнем виде оно и было взято черемисами (марийцами) в их богатый чувашизмами язык.

Tаким образом, можно полагать, что тюркско-болгарское население Волго-Уралья именовалось и болгарами, и суварами (чувашами), но общий этнополитический термин «болгар» (или «булгар») покрывал тогда самоназвание чувашей.

«Tо обстоятельство, что памятники начинают говорить о чувашах очень поздно, лишь с ХVI в., не должно нас смущать: наименования народов меняются в зависимости от их политического положения, В эпоху Болгарского государства чуваши жили приблизительно там же, где живут и в настоящее время, лишь более, чем теперь, распространяясь по Каме; но тогда они играли державную роль в Волжско-Камском крае, занимали властное положение в его городах, аулах, и сохраняли то название, которое было названием именно их господства в крае», — отмечал H. А. Фирсов.

Как полагают, в состав болгарских предков чувашей вошли и буртасы. Они обитали на правобережье Волги, на территории между болгарами и хазарами. В Чувашии имеются три селения (в Вурнарском, Яльчикском и Урмарском районах) с названием Буртасы (Пертас).

Согласно археологическим данным, с IХ в. отдельные болгарские поселения и колонии появились и в юго-западной, и в северной частях Чувашии (среди мордовских и марийских поселений). Болгарские племена в домонгольское время поселились также на Присурских землях. Археологами в 1970-е гг. по чувашскому течению Суры было открыто несколько селищ.

 

                   ОБЛАСТИ РАССЕЛЕНИЯ НАРОДОВ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ В 10-11 ВЕКЕ  

 

Большая часть географических названий, встречающихся на территории Чувашии, имеют общетюркское или собственно чувашское происхождение. Tем не менее, лингвист М. Р. Федотов на основании изученного материала сделал следующий вывод: «С уверенностью можно сказать о продолжительном проживании на территории северных районов современной Чувашии более или менее компактных марийских племен, которые в силу определенных демографических причин или покинули правобережные районы Волги. или постепенно растворились в среде пришлых болгарских племен, оставив о себе память в виде географических названий нетюркского прохождения».

Основным языком в Волжской Болгарии был так называемый среднеболгарский язык — прямой предок современного чувашского языка, содержащий все его характерные фонетико-морфологические особенности. Обо всем этом свидетельствуют и тексты надгробий, выполненные на чувашском языке по исламским канонам. Hаряду с арабской графикой продолжала функционировать западная разновидность тюркского рунического письма.

Венгерский ученый Д. Месарош, изучавший в нач. ХХ в. в Симбирской и Казанской губерниях этническую культуру и религию различных этнографических групп чувашей и опубликовавший в Будапеште две книги о чувашской мифологии и фольклоре, пришел к выводу, что в свое время основная масса чувашского этноса прошла через этап мусульманского вероисповедания, но затем по ряду причин отпала от ислама, вернулась к язычеству. Hеудивительно, что народная религия чувашей ХVII—ХVII вв. представляла собой языческо-исламский синкретизм. Из ислама в чувашскую мифологию и верования перешли понятия киремет (карамат — «сверхъестественное деяние, чудо, даруемое Аллахом своему рабу»), пирешти (от фереште — "ангел», "вестник ", эсрел (от азраил — «ангел смерти»), ураса (от ураза — "пост»), намас (от намус' — "закон», «весть»), мачавар (от моджавар — «живу-щий вблизи гробницы святого») и др. Многие чувашские языческие имена являются общеисламскими антропонимами. По утверждению многих исследователей, язык чувашского типа (с' ротацизмом) в Волжской Болгарии играл роль государственного языка, использовался в делопроизводстве, управлении, образовании, богослужении, торговле и межэтнических отношениях. Поэтому чувашский (болгарский) язык оказал значительное влияние на языки народов, входивших в состав Волжской Болгарии. В марийский язык вошло около 1500, удмуртский — более 500, венгерский — 500, коми-пермяцкий — свыше .300, мордовский —100 с лишним чувашских слов. Все эти слова относятся к скотоводству, земледелию, средствам передвижения, ремеслам, домашней утвари, пище, одеж-де, торговле, общественному и религиозному быту, названиям родства и т. д. Это те заимствования, которые были сделаны финно-уграми у болгар еще в VIII— ХIII вв.

Болгары-мусульмане, переселившиеся с левобережья и из южных районов правобережья Волги в северные районы Чувашии, попадая в среду язычников, отходили от ислама и возвращались к язычеству. Этим и объясняется языческо-исламский синкретизм дохристианской религии чувашей, распространение среди них мусульманских имен.

До ХV в. землю восточнее рек Ветлуги и Суры, занятую чувашами, знали как «черемисскую» (марийскую). Первое упоминание названия этой территории под названием «Чувашия» также относится к началу ХVI в., т. е. ко времени появления в источниках этнонима «чуваши», что конечно же, не случайно (речь идет о записках З. Герберштейна, сделанных в 1517 и 1526 гг.).

Полное заселение чувашами северной половины современной Чувашии произошло в ХIV — начале ХV вв., а до этого времени здесь численно преобладали предки марийцев — настоящие "черемисы". Hо даже и после того, как всю территорию нынешней Чувашии заняли чуваши, частично ассимилировав, частично вытеснив марийцев из ее северо-западных районов, русские летописцы и чиновники на протяжении ХVI—ХVII т. по традиции продолжали называть население, жившее восточнее нижней Суры, одновременно или «нагорными черемисами", или «черемисскими татарами", или же просто «черемисами», хотя собственно горные марийцы занимали уже лишь небольшие территории восточнее устья этой реки. Согласно сообщению А. Курбского, описавшего поход русских войск на Казань в 1552 г., чуваши еще во времена первых упоминаний о них называли себя именно «чувашами», а не «черемисами».

Tаким образом, в ходе сложных военно-политических, культурно-генетических и миграционных процессов ХIII — начала ХVI в. образовались два главных района обитания болгаро-чувашей: 1 — правобережный, в основном лесной район между Волгой и Сурой, ограниченный на юге линией рек Кубня и Киря; 2 — приказанско-заказанский район (здесь значительной была и численность кыпчако-татар). От Казани на восток, до р. Вятки, простиралась Чувашская даруга. Основу обеих территориальных групп этноса составило преимущественно сельское земледельческое болгарское население, не принявшее ислам (или отошедшее от него), вобравшее некоторое количество марийцев. В состав чувашской народности вошли в целом различные этнические элементы, в том числе остатки «именьковского» восточнославянского населения, часть мадьяр, буртасов, и, вероятно, башкирских племен. Среди предков чувашей предоставлены, хотя и незначительно, кыпчако-татары, русские полоняники (пленники) и крестьяне, очувашившиеся в ХV—ХVI вв.

В культуру чувашского народа вошли и финно-угорские, прежде всего марийские, элементы. Они оставили след в лексике и фонетике чувашского языка. Верховые чуваши сохранили некоторые элементы материальной культуры марийских предков (покрой одежды, черные онучи и пр.).
Хозяйство, быт и культура сельского населения Болгарии, судя по данным археологии и письменным источникам, имели много общих черт с известной нам по описаниям ХVI—ХVIII вв. материальной и духовной культурой чувашского крестьянства. Сельскохозяйственная техника, состав возделываемых культур, виды домашних животных, приемы земледелия, Бортничества, рыболовства и охоты волжских болгар, известные по арабским письменным источникам и археологическим исследованиям, находят соответствия в хозяйстве чувашей ХVI— ХVIII вв. Для чувашей характерен сложный антропологический тип. Значительной части представителей чувашского народа присущи монголоидные черты. Судя по материалам отдельных фрагментарных обследований, монголоидные черты доминируют у 10,3% чувашей, причем около 3,5% из них являются относительно «чистыми» монголоидами, 63.5% относятся к смешанным монголоидно-европейским типам, 21,1% представляют различные европеоидные типы — как темноокрашенные (преобладают), так и русоволосые и светлоглазые, и 5,1% относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками.

В антропологическом типе чувашей, характеризуемом специалистами как субуральский вариант уральской переходной расы, отражен их этногенез. Монголоидный компонент у чувашей, — как утверждает известный антрополог В. П. Алексеев, — центральноазиатского происхождения, но на данном этапе невозможно назвать ту этническую группу, которая внесла в антропологический тип чувашей монголоидные особенности. Болгары, вышедшие из монголоидной гуннской среды Центральной Азии, безусловно, были носителями именно того физического типа, однако позднее на длинном пути по Евразии ими были восприняты европеоидные черты у европеоидных динлинов Южной Сибири, североиранских племен Средней Азии и Казахстана, сарматов, аланов и народов Северного Кавказа, восточнославянских именьковских племен и угро-финнов в Поволжье. Как уже отмечалось, в состав чувашей в ХV— ХVII вв. вошло и некоторое число русских (в основном полоняников), что тоже отразилось на их физическом типе.

По мере укрепления ислама в культуре татар утвердились среднеазиатские традиции, а среди чувашей-язычников влиятельным становится слой финно-угорской культуры, так как соседние финно-угорские народы оставались язычниками вплоть до ХVIII—ХIХ вв. В результате чуваши, по мнению Р. Г. Кузеева и др., оказались наиболее бикультуральным (т. е. с двойственной культурой) народом; чуваши, «сохраняя архаичный тюркский язык, — отмечал ученый, — в то же время развивали культуру, во многих отношениях близкую к культуре финно-угорского народа».

 

 

К ВОПРОСУ ОБ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ТИПЕ ГОРНЫХ МАРИЙЦЕВ

Как известно, горные марийцы и северные чуваши относятся к различным языковым семьям. Существующие версии этногенеза также находят их предков в различных частях Евразии. В тоже время количественный анализ показал, что эти этносы являют собой практически один антропологический тип. Этот вывод был сделан при исследовании антропологических типов Поволжья с помощью кластерного анализа.

Основные характеристики исследуемых русских групп региона были взяты из данных экспедиции Института антропологии и этнографии СССР.

Сведения о других народах Поволжья получены из материалов исследований К.Ю. Марк

 Все указанные группы исследовались по одной методике и  примерно в одно и тоже время (середина 1950-х гг.). Сравнение проводилось, в основном, по признакам, рекомендуемым Г.Ф. Дебецом3 за исключением тех, которые отсутствовали в приведенных показателях групп, а именно, величин орбитного указателя, углов профиля лба и носовых костей.

По данным кластерного анализа были получены следующие результаты: К1 - на пороге 1,95 произошло объединение горных марийцев и северных чувашей; К2 - на рубеже 2,97 объединились мокшане и эрзяне; К3 - порог объединения донсурской и верхневолжской русских групп достиг 3,25; К4 - на уровне 3,37 в одну группу вошли татары, чуваши, горные марийцы, а также средне-волжские и северо-восточные русские; К5- на рубеже 4,45 объединились К2 и К3, т.е. мокшане, эрзяне с донсурским и верхневолжским русским населением; К6 - на пороге 5,22 к К5 присоединились терюхане; К7 - полное объединение всех групп произошло на уровне 6,03.

Кластерный анализ показал, что народы Среднего Поволжья, различаются по антропологическим типам, причем последние примерно совпадают с распределением населения по языковым группам. Исключением стало соединение в одном кластере финноязычных горных марийцев и тюрко-язычных чувашей, которые представились практически единым антропологическим типом.

Строго говоря, в формулах для получения указанных коэффициентов необходимо применение общей дисперсии по каждому признаку и каждой совокупности групп. Мы же исходили из имеющихся межгрупповых данных. Подобная замена допускается, т.к. в данном случае нас интересовали не столько абсолютные величины коэффициентов, сколько их соотношение и степень близости одних к другим. Были получены следующие результаты (см. табл. 1)

Таблица 1. Критерии для оценки близости горных марийцев к другим этническим группам региона

 

Критерии

Мордовские

группы

Русские

группы

Тюркские

группы

Терюхане

Эрзяне

Мокшане

Дон

сур-ские

Верхневолжские

Средневолжские

Северовосточные

Татары

Чуваши

Хи-квадрат

10,84

14,38

27,.95

17,87

9,98

21,67

5,75

7,05

2,69

Коэфф.

Гейнке

1,04

1,20

1,67

1,34

1,00

1,47

0,76

0,84

0,54

Кр±0,03

0,54

1,32

2,58

1,65

0,86

1,86

0,49

0,35

0,14

 

 

 

По всем показателям антропологически горные марийцы наиболее близки к северным чувашам хотя географически совпадают с северо-восточными русскими группами. В данном случае нельзя ссылаться на эффект Е.М. Чепурковского, т.к. все нерусские группы исследованы одной экспедицией в одно время.

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Хамидуллин Б.Л. Народы Казанского ханства: этносоциологическое исследование. Казань, 2002.

Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. Чебоксары, 1960.

Трофимова Т.А. Антропологические материалы к вопросу о происхождении чувашей//СЭ. 1950. №3. С. 55, 65.

Козлова К.И. Об этнических связях чувашей и марийцев. Вестник МГУ: историко-филологическая серия. Москва. 1985.

Хамидуллин Б.Л. Народы Казанского ханства: этносоциологическое исследование. Казань, 2002.

Абрамов В.К. К вопросу об антропологическом типе горных марийцев. 2005.

Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья. — Чебоксары, 1960.

Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура.

http://www.rae.ru/

http://gov.cap.ru/

http://forum.na-svyazi.ru/

http://perunica.ru/2010/04/17/chuvashskij-kostyum.html

 _

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru